Личность как социальный феномен

Вопрос 2 . Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии

В
зарубежной психологии существу­ют
разные подходы к пониманию и происхождению
личности.

Социогенетический
подход
ста­рается
объяснить особенности личнос­ти,
исходя из структуры общества, спо­собов
социализации, взаимоотношений с
окружающими людьми.

Так,
согласно теории
социализа­
ции,
человек,
рождаясь биологической особью,
становится личностью лишь благодаря
воздействию социальных ус­ловий
жизни.

Другая
теория в рамках этого под­хода,
теория
научения,
считает
жизнь
личности, ее отношения резуль­татом
подкрепляемого научения, усво­ения
суммы знаний и навыков (Э. Торн-дайк,
Б. Скинер и др.).

Теория
ролей,
в
свою очередь, ис­ходит
из того, что общество предлагает каждому
человеку набор устойчивых способов
поведения (ролей), определя­емых его
статусом. Эти роли наклады­вают
отпечаток на характер поведения личности,
ее отношения с другими людь­ми
(У. Доллард, К. Левин и др.).

В
итоге каждая из этих теорий объясняет
социальное поведение лич­ности,
исходя из замкнутых в себе свойств
среды, к которой человек вы­нужден
как-то приспосабливаться. При этом
совсем не учитываются объек­тивные,
общественно-исторические ус­ловия
жизни человека.

Биогенетический
подход
ставит
в основу
развития личности биологи­ческие
процессы созревания организма.

Так,
С. Холл считал, что развитие личности
воспроизводит в свернутом виде такие
стадии развития общества, как
собирательство, охота и т.д.

Другой
вариант биогенетического подхода
разрабатывал Э. Кречмер, вы­водя
типы личности из особенностей телосложения
человека.

Особенно
ярко биологизм выступил в
трактовке личности 3. Фрейдом,
кото­рый
считал, что все поведение личнос­ти
обусловлено физиологическими,
бес­сознательными
влечениями человека.

Психогенетический
подход
не
отрицает
значения ни биологии, ни среды, но на
первый план выдвигает развитие
собственно психических про­цессов.

В
рамках этого подхода представи­тели
психодинамической
ориента­
ции
объясняют
поведение личности главным
образом через эмоции, влече­ния и
другие внерациональные компо­ненты
психики (Э. Эриксон и др.).

Представители
когнитивистской
ориентации
отдают
предпочтение раз­витию
интеллектуально-познаватель­ной
сферы психики личности (Ж. Пиа­же,
Д. Келли и др.).

Ученые,
стоящие на позициях персонологической
ориентации, акцен­тируют
внимание на развитии личнос­ти
в целом (Э. Шпрангер, А

Маслоу и
др.).

Контрольные вопросы

  1. Каково соотношение
    биологического и социального в личности?

  2. Какие теории
    личности вы знаете?

ЛЕКЦИЯ 9

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

  1. Понятие о
    социализации

  2. Факторы социализации

  3. Содержание процесса
    социализации

Основные задачи исследований

Социальная психология затрагивает основные аспекты общественной жизни и является ее неотъемлемой частью. Чтобы понять суть взаимодействия и влияния социума и личности, следует изучать и анализировать все феномены и проблемы, которые возникают при взаимодействии.

В задачи социальной психологии входит определение, исследование и анализ главных проблем, которые возникают в конкретном социуме. Расизм, феминизм или межрасовые или межкультурные проблемы – изучение этих феноменов и является основной задачей социальной психологии.

Социальная психология личности изучает основные проблемы, которые возникают при вхождении личности в определенный социум. Как поведение одной личности влияет на социальную группу и как от этого меняется структура группы. В процессе социализации происходит социально-психологическая адаптация личности, то есть человек подстраивается под нормы поведения и ценности того социума, частью которого она становится.

Чтобы наладить отношения с людьми, которые входят в ту же социальную группу, необходимо понять, проанализировать и подстроить свое поведение под общепринятый шаблон. Чаще всего это происходит на подсознательном уровне. Человек начинает копировать общие поведенческие черты, даже не задумываясь об этом.

Намного сложнее адаптация происходит, если у человека и социума есть несовпадения в определении ценностей или присутствует несогласованность во мнении или взглядах на некоторые вещи.

Для адаптации очень важен социально-психологический климат. Если социальная группа существует в мире и согласии, то вхождение нового человека пройдет гладко и без лишних проблем. В обратном случае, любые напряжения во взаимоотношениях внутри группы негативно отразятся на способностях личности и ее взаимодействии с группой.

Рассмотрение проблемы личности с помощью различных моделей

Ковалев рассматривал структура личности с помощью соотношения психических процессов, состояний и свойств. В итоге такое положение обусловило формирование «сложных структур» личности, в том числе:

  • Темперамента в виде «структуры природных свойств», которые представляют собой нейродинамические свойства мозга;
  • Направленности, которая включает систему потребностей, идеалов и интересов;
  • Способностей, которые представлены с помощью системы интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств;
  • Характера в качестве структуры, которая синтезировала свойства первых трех сложных структур.

Автор писал, что развитие начинается от разрозненных свойств к сложным интегральным образованиям или структурам, при этом духовный облик индивида формируется за счет синтеза структур.

Р. Мейли в структуре личности рассматривал 3 компонента: темперамент, характер и способности. Он считал, что все эти составляющие личности способны определять ее действия в некотором аспекте. Так, темперамент создает динамику, энергетику действий; способности представляют собой механизм осуществления действий; характер способен придавать действиям смысл и целенаправленность.

Модель Э. Берна чем-то напоминает модель личности по Зигмунду Фрейду. Автор приписал личности 3 подсистемы и назвал их «эго-состояниями. Каждое из них можно вполне сопоставить с фрейдовскими инстанциями «Я», «Оно» и «Сверх-Я».

В качестве первой инстанции выступает «родитель». Она осуществляет и олицетворяет контроль, запреты, санкции, догмы, заботу, могущество. Вторая инстанция названа «ребенок» и характеризует аффективные комплексы. Она представлена в 2 возможных вариантах: естественный ребенок (веселый, фантазирующий, импульсивный) и ребенок адаптированный (отчужденный, бунтующий против «родителя»).

Третья инстанция — «взрослый», олицетворяющая рациональность, компетентность, независимость и способность вероятностно оценивать ситуацию.

А. Маслоу рассматривал мотивационную сферу в качестве основы личности. Она была представлена автором в виде иерархии потребностей от первичных (физиологических) до «вершинных» (духовных). Маслоу рассматривал все потребности в качестве врожденных образований.

Тема 2. Личность и группа: особенности взаимодействия

  1. Понятие
    и классификация групп.

  2. Психологическая
    характеристика малой группы: структура,
    стадии развития группы, механизмы
    группового взаимодействия.

  3. Взаимоотношения
    личности и группы. Самочувствие личности
    в трудовом коллективе.

ЛИТЕРАТУРА

Агеев В.С. Межгрупповое
взаимодействие: социально-психологические
проблемы. М., 1990

Гришина Н.В. Я и
другие: общение в трудовом коллективе.
Л., 1990

Кричевский Р.,
Дубовская Е. Социальная психология
малой группы. М., 2001

Моргунов Е.Б.
Личность и организация. М., 1996

Робер М.А., Тильман
Ф. Психология индивида и группы. М., 1988

ТЕМА 3. ОБЩЕНИЕ
КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

  1. Понятие
    и виды общения. Роль общения в социальном
    развитии личности.

  2. Функции
    и трудности общения.

  3. Восприятие
    людьми друг друга как условие эффективного
    взаимодействия.

  4. Характеристика
    профессионального общения. Стратегии
    и тактики взаимодействия в совместной
    деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Бодалев А.А. Личность
и общение: Избр.тр. М., 1995

Горянина В.А.
Психология общения. М., 2002

Григорьева Т.,
Линская Л., Усольцева Т. Основы
конструктивного общения. Новосибирск,
1997

Иванова Е. Эффективное
общение и конфликты. СПб., 1997

Леонтьев А.А.
Психология общения. М., 1999

Обозов Н.Н. Психология
межличностных отношений. Киев, 1990

Рогов Е. Психология
общения. М., 2002

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ
РАБОТ

ТЕМА 1. ЧУВСТВЕННЫЕ
ФОРМЫ ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

  1. Ощущения,
    их виды и основные свойства.

  2. Восприятие,
    его разновидности и уровни. Учет
    закономерностей восприятия в
    профессиональной деятельности.

  3. Развитие
    социальной перцепции как необходимое
    условие профессиональной компетентности.

Ощущение и восприятие
считаются базовыми психическими
процессами, обеспечивающими познание
как отдельных свойств предметов и
явлений, так и создание их целостных
образов

Физиологической основой
ощущения и восприятия является нервный
процесс, возникающий при действии
раздражителя на определенный анализатор
(зрительный, слуховой, обонятельный и
т.п.) или на несколько анализаторов.
Рассматривая классификацию ощущений,
важно дать характеристику экстероцептивных,
интероцептивных и проприоцептивных
ощущений. Восприятия возникают не только
на уровне сознательного опознания, но
и на подпороговом уровне

В профессиональной
деятельности важно учитывать такие
свойства восприятия, как его осмысленность,
избирательный характер, зависимость
от индивидуально-психологических
особенностей личности, его прошлого
опыта. Особое значение для профессиональной
успешности человека имеет социальная
перцепция – способность адекватно
воспринимать и понимать других людей
в процессе межличностного взаимодействия
с ними.

На какие подразделения разделяются проблемы социальной психологии?

Всего в психологии выделяют два основных типа: проблема личности и группы, т.е. общества. Решение также закладывается в двух направлениях:

  • Изучение проявления черт личности в разных и существенно отличающихся друг от друга, обществах;
  • исследование возникновения, формирования групповых характеристик, их внутригрупповая динамика, влияние внешней среды и отдельной личности на их показатели.

Термин – «личность» в социальной психологии, совпадает с аналогичным определением из общей психологии. Она указывает на изучение личности в двух направлениях:

1. Исследование личности

То есть социально обусловленных характеристик, процессов создания в ней конкретных качеств как результата влияния общества на человека.

2. Изучение «психологии группы»

Здесь идёт смещение акцента, которая состоит из отдельных личностей, но с характеристиками общественной сущности, в каждой из отдельной и конкретных групп.

Многие ученые, до сих пор бьются об заклад, проводя дискуссии на секционных собраниях выводя на общественность тему «социальной психологии». Человеческая психология разделена на две категории: «общая» и «особая». 

Первая понятна всем – это стандартная общая психология. Последняя же отличается дифференциальной отметкой. Общая в свою очередь может быть разделена на «Индивидуальную» и «Межличностную».

Индивидуальная делает акцент на вещи и опыт. Межличностная на мозг «конкретного» человека.

Данный подход отличается от социологического тем, что он выявляет движения формирования социально-типических черт, их дифференцированные особенности, заставляющие по-разному проявляться в личности, иногда не зависимо или даже вопреки принадлежности к той или иной конкретной группе социума.

Социальная психология акцентирует внимание на изучении всей системы взаимодействия межличностных отношений, их эмоциональной регулировки, как основных мотиваторов деятельности и поведения личности. Этот подход отличает социальную психологию от социологического подхода

Социальная психология изучает поведение и деятельность детерминированной социально личности в социальной группе конкретной и реальной, личностный вклад в функционирование группы, его величину и качество, иначе, чем в общепсихологическом подходе. Основной предмет исследования в социальной психологии – это взаимоотношения и взаимовлияния личности и группы.

Человек – это сложная система единства различных начал: физическое и психическое природное начало, генетически обусловленное, формирует на протяжении жизни социальное начало и нерасторжимо с ним связано взаимовлиянием. Само определение «человек» самое широкое в науке. Другие определения – «личность», «индивидуальность», «индивид», как правило, употребляются в более узком понятии.

Такие науки, как философия, педагогика, психология чаще используют термин «личность», ее развитие и отношения с социумом.

Решение этих проблем должно быть найдено в конечном счёте в силе, побуждающих людей к действию, унаследованных тенденциях, приобретенных привычках, менталитете групп, к которым они принадлежат, и в их отношениях с ними.

Человек как субъект социальной жизни. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.

Человек —
биосоциальное существо, высшая ступень
животного типа. Человек становится
личностью, вступая в общественные
отношения, в связь с другими людьми. В
этих связях и отношениях индивид
приобретает разнообразные общественные
свойства и таким образом сочетает в
себе индивидуальные и общественные
качества. Человек становится
персонифицированным носителем социальных
качеств, личностью. Личность занимает
определенное положение в системе
общественных отношений, принадлежит к
определенному классу, социальному слою,
группе. В соответствии со своим социальным
статусом личность играет определенные
социальные роли. Важнейшим видом
социального взаимодействия, в ходе
которого совершается формирование
любого человека как полноправного и
полноценного члена общества, является
социализация. Социализацию можно
понимать как интернализацию социальных
норм: социальные нормы становятся
обязательными для индивида в том смысле,
что они, скорее, устанавливаются им
самим для себя, нежели навязываются ему
средствами внешней регуляции и являются
таким образом частью собственной
индивидуальности личности. Благодаря
этому индивид ощущает внутреннюю
потребность в приспособлении к окружающей
его социальной среде.

В настоящее время
сложился целый ряд подходов к пониманию
личности: 1) биологический; 2) социологический;
3) индивидуально-психологический; 4)
социально-психологический и др. В
соответствии с первым подходом развитие
личности представляет собой развертывание
генетической программы. По существу,
этофатальный подход к личности, признание
неизбежности судьбы человека.

С точки зрения
социологического подхода личность
представляет собой продукт
культурно-исторического развития. В
связи с этим уместно привести цитату
К.Маркса о том, что «личность не есть
абстракт, присущий отдельному индивиду,
в своей действительности она есть
совокупность общественных отношений».
Основной недостаток данного подхода
заключается в том, что при этом личность
лишается активности, субъектности.

С точки зрения
индивидуально-психологического подхода
на развитие личности оказывают влияние
такие особенности, как конституция
человека, тип нервной системы и т.д.
Здесь важно различать близкие, но
нетождественные понятия: «индивид»,
«человек», «личность». Специфика
социально-психологического подхода к
пониманию личности заключается в
следующем:

Специфика
социально-психологического подхода к
пониманию личности заключается в
следующем:

1) он объясняет
механизмы социализации личности;

2) раскрывает ее
социально-психологическую структуру;

3) позволяет
диагностировать данную структуру
характеристик личности и влиять на нее.

Социально-психологическая
структура личности включает: ментальность,
ценностно-смысловую сферу, мотивационную
сферу (направленность, жизненные цели,
планы, жизненный путь), когнитивные
характеристики (картины мира);
«Я-характеристики» («Я-концепцию»,
«Я-образ», самоотношение, самооценку);
локус контроля; социально-психологическую
компетентность личности; статусно-ролевые
характеристики личности; эмоциональные
психические состояния, социальные
чувства личности.

1.1. Общие понятия о личности

Когда мы говорим о личности как о социальном существе, следует четко разграничивать это понятие с другими понятиями, характеризующими человека, — «индивид», «индивидуальность».

Каждый ли человек является личностью? Если на этот вопрос ответить утвердительно, то философское сопоставление понятий «личность», «индивид», «индивидуальность» теряет смысл. Можно ли назвать личностью опустившегося человека — бомжа? Конечно, нет, — отвечает П. С. Гуревич. Он утратил социальные качества,

отказался от призвания, отверг социальные нормы, забыл культурные традиции. Другими словами, свел себя до минимума. А преступник-рецидивист — это личность? Смотрите,

какой он смелый, находчивый и предприимчивый в своих злодейских умыслах! Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим, что собой представляют понятия индивид,

личность, индивидуальность.

Индивид (индивидум) — это единичное природное существо как представитель вида

Homo sapiens, обладающее целостностью психофизиологической организации и наличием индивидуальных свойств, отличающих его от других представителей этого вида. Прежде всего в индивидуме мы выделяем телесную природу, набор биологических характеристик.

Но индивид за редким исключением выступает и как общественное существо, у которого в первую очередь должны быть удовлетворены биологические потребности. Однако вне общества индивид личностными качествами не обладает. Они присущи только личности и формируются в деятельности и общении, имеют общественно-исторический характер. Вне общества индивид располагает лишь природными предпосылками для того, чтобы,

находясь в социальном окружении, развить в себе личностные качества и стать личностью.

Опыт изучения детей, вскормленных животными, полностью подтверждает это положение.

Термин личность (от слова «лик», «лицо») впервые был предложен Н. М.

Карамзиным. Под этим термином понимается человек, способный к общению,

интеллектуальному и нравственному совершенствованию. В понимании С. Л. Рубинш-

тейна личность — это основная психологическая категория, определяемая через триединство: чего хочет человек, что для него имеет привлекательность (так называемая направленность как мотивационно-потребностная система личности, ценности,

установки, идеалы), что может человек (его способности, дарования) и, наконец, что есть он сам (какие из тенденций, установок и способов поведения закрепились в его

Отрицательные качества

У всех людей есть недостатки, и если открыто показать работодателю свои слабые стороны, он поймет, что вы адекватно оцениваете свой характер.

Некоторые отрицательные качества могут идеально подходить для одного вида работ и категорически мешать другой деятельности.

Умение признавать собственные негативные черты характера всегда ценится работодателем.

Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Задать вопрос

  • Советы по оформлению портфолио
  • 8 признаков сильной личности, вызывающих зависть у окружающих
  • Заявление о приеме на работу: образец заполнения документа

Честно выберите несколько характеристик из предоставленного ниже списка:

  • доверие только подтвержденным фактам;
  • доверчивость людям, наивность;
  • завышенная требовательность к себе и окружающим;
  • замкнутость, стремление к уединению;
  • медлительность;
  • неспособность выполнять монотонную работу;
  • нестандартный подход к решению задач, креативность;
  • отсутствие навыков и опыта в определенной деятельности;
  • педантичность, скрупулезность;
  • повышенное чувство ответственности;
  • прямолинейность;
  • самоуверенность;
  • скромность;
  • чрезмерная активность.

Гештальтпсихология – основные феномены и закономерности. Л. Фестингер. Понимание личности в гештальтпсихологии.

  1. Гештальтпсихология
    – основные феномены и закономерности.
    Л. Фестингер. Понимание личности в
    гештальтпсихологии.

Гештальтпсихология
– новое направление, альтернатива
бихевиоризму и психоанализу. Г.пс-ия
высказала мнение: человек на самом деле
существует не за счет поведения, а
благодаря сознательно деятельности ,
т.е. способности к рассуждениям и
мыслительным операциям, поэтому человек
является разумным. Сам создает свою
картину мира, т.е. восприятие мира каждым
человеком зависит от самого человека,
т.е. большинство живут «вне реальности».
А значит говорить о единой реальности
нельзя, она для каждого своя. Гештальт
рассматривает одну из важных особенностей
человека – восприятие играет основную
роль в жизнедеятельности людей. В случае
искажения восприятия изменяется и
поведение. Поведение определено след.
Феноменом: «Фигура — Фон» — человек
выделяет из окруж

Мира наиболее значимый
объект или явление, которое становится
для него своеобразной фигурой, поэтому
этот объект занимает все внимание
человека. Все остальное оказывается
размытым и представляет своеобразный
фон

Особенностью поведения человека
явл. Их умение и способность перемещать
свое внимание со значимой фигуры на др.
объекты и в результате поведение
оказывается социальным и соответствующим
требованиям общества. Данный процесс
получил название Гештальта. А перемещение
внимания с одной фигуры на др. является
показателем завершенного Гештальта.
Курт Левин определил соц-псих. Феномен
«незавершенного действия». Большинство
людей стараются тем или иным способом
завершить свои дела. Исследования Левина
о незавершенных действия позволили
сформулировать принципы:

    1. Селективность –
      люди выделяют для себя наиболее значимый
      объект в результате прошлого опыта,
      эмоционального состояния, ситуации в
      которой происходит выбор. Объект
      инвидуален.

    2. Целостность
      восприятия – человек стремится
      достраивать события и явления до его
      целостного состояния. В случае
      неспособность восстановить целостность
      человек испытывает стресс и напряжение.

    3. Незавершенный
      Гештальт – человек по каким-либо
      причинам оказывается неспособным
      завершить действие, т.е. происходит
      формирование незавершенного Гештальта,
      в последствии человек определяет свое
      поведение стереотипным стремлением
      к завершению Гештальта.

    4. «Здесь и сейчас»
      — поведение человека должно определяться
      ситуацией и условиями настоящего
      времени. Человек не должен жить прошлым
      или будущим, т.к. это искажение реальности.

Вопрос 1. Подходы к изучению личности в отечественной психологии

Подход
Б. Г. Ананьева.
Рассмат­ривает
человека, личность в единстве четырех
сторон: 1) человека как био­логического
вида; 2) онтогенеза и жиз­ненного
пути человека как индивида; 3)
человека как личности; 4) человека как
части человечества.

Подход К. А.
Абульхановой.

Представляет
личность как субъект жизненного
пути и субъект деятельно­сти.
В основе ее развития лежит раз­витие
таких качеств, как активность (инициатива,
ответственность), спо­собность
к организации времени, со­циальное
мышление.

Подход
Д. И. Фельдштейна.
Со­гласно
ему, в онтогенезе личность раз­вивается
поуровнево, проходя различ­ные
этапы социальной зрелости. При этом
ведущим фактором ее формиро­вания
является общественно- полезная
деятельность.

Подход
В. Н. Мясищева.
Рассмат­ривает
ядро личности как систему ее отношений
к внешнему миру и самому себе, которая
формируется под воздей­ствием отражения
сознанием человека окружающей
действительности, явля­ясь
одной из форм этого отражения.

Подход
А. Н. Леонтьева и А. В. Пе­
тровского.
Согласно
этому подходу, при
объяснении любых психических
явлений личность выступает как целос­тная
система внутренних условий, че­рез
которые преломляются все вне­шние
воздействия, в силу чего в личнос­ти
можно выделять компоненты разной меры
общности и устойчивости.

Подход
К. К. Платонова.
Соглас­но
ему, личность имеет динамическую
функциональную структуру, элемента­ми
которой являются: 1) направлен­ность,
2) опыт, 3) особенности психи­ческих
процессов и 4) биопсихологи­ческие
свойства.

Подход
Д.
Н. Узнадзе.

Рассматри­вает
личность как целостное и духов­ное
образование, мотивы и поступки которого
могут носить и неосознанный характер.
Д.Н. Узнадзе — основатель теории
установки как общепсихологи­ческой
концепции, раскрывающей за­кономерности
развития и функциони­рования психики
личности в процессе ее
целенаправленной активности.

Подход военных
психологов.

Согласно
ему, личность — это конкрет­ный
человек, являющийся представите­лем
определенного общества, определен­ной
социальной группы, занимающийся
конкретным
видом деятельности, осоз­нающий
свое отношение к окружающе­му
и наделенный определенными
инди­видуально-психологическими
и социаль­но-психологическими
особенностями.

Проблема личности в социальной психологии: типы субъектов


Считается, что любой индивид может проживать в трех сферах мира — природной, общественной и культурной.

На основании данного утверждения и группируют субъектов по трем типам:

  • социальный — люди, которые принимают данное общество и усваивают все его нормы и требования;
  • культурный — индивиды способны осуществлять свои решения жизненных проблем, пропуская их через призму нравственных и культурных принципов;
  • природный — люди рассматриваются как биологические существа, которые могут приспосабливаться к изменяющимся природным условиям.

Несмотря на то, что в социальной психологии проблема личности касается больше ее социализации, понятие «личность» включает в себя все эти три типа. Однако в более узком его понимании, значимыми становятся общественные отношения, которые и формируют личностные навыки общения и склонность к совместной деятельности. Все это происходит под постоянным воздействием культурных традиций.

Также нельзя исключать определяющего влияния на личность психологических и биологических особенностей индивида.

Высокая степень уникальности достигается через постоянную активность, готовность к личной ответственности.

Основные понятия

Социальная психология изучает все аспекты влияния на поведение и психическое состояние человекасоциальной группы, с которой его объединяют реальные отношения и общая цель: семья, школа, рабочий коллектив, длинная очередь за чем-нибудь. Все это группы людей, которые на эмоциональном уровне влияют на поведение друг друга.

Поток пешеход на улице нельзя назвать социальной группой, ибо они никак не взаимодействуют. Это человеческая масса. Собрание людей, у которых есть общая цель, называется уже толпой. Например, долгое ожидание транспорта на автобусной остановке некой группой лиц подразумевает некое общение – на самые различные темы. Но основная цель у всех одна – дождаться автобуса.

Для того чтобы назвать несколько человек группой, следует правильно определить цель, которая их всех объединяет. Для примера можно взять ту же очередь в магазине. Покупатель стремиться купить товар, а продавец продать. Или университет: студент ходит на лекции, чтобы по их окончании получить соответствующий документ, а преподавательский состав стремиться выдать сей документ студенту. И именно эта трактовка является правильной.

Ошибочно считать, что студент приходит на занятия для получения знаний. Нет, именно посещение занятий и выполнение заданий приближает его к конечной цели – получению диплома. То же касается и преподавателей. Своими лекциями, заданиями, зачетами и экзаменами преподавательский состав приближает момент вручения диплома студенту.

Группы также делятся на два вида:

  • Формальный вид — группа людей в этом случае связана неким документом: договором, штатным расписанием, списком и т.д. Возглавляет формальную группу – руководитель.
  • Неформальный вид – группа людей, объединенная общими эмоциями, привязанностью или симпатией. Во главе неформальной группы находится лидер.

Если в основе власти руководителя лежит некий документ, то есть она навязана группе людей, то власть лидера является результатом добровольного решения группы, поэтому она абсолютна.

Предметом социальной психологии является изучение поведения при взаимодействии личности и социума. Психическое и эмоциональное состояние человека во многом зависит от социума, его окружающего. Два человека будут вести себя спокойно и уравновешенно, мирно беседовать, созерцать или заниматься общим делом. Это межличностные отношения и взаимодействие здесь происходит с минимальным ущербом, но максимальной пользой.

Как только группа людей увеличивается, эмоциональное взаимодействие приобретает более сложную структуру. В группе из трех человек, каждый будет пытаться подстроиться под общее настроение, подспудно и неосознанно выискивая лидера, поведению которого он будет подражать. Неосознанное копирование поведения происходит в основном из-за страха быть отвергнутыми и непонятыми. А для человека как личности и объекта социума большего страха, чем одиночество, нет.

По количеству участников, группы делятся на малые – от 3 до 10 человек, средние от 10 до 25 участников, и большие — свыше 25 участников. Помимо этого, группы подразделяются на закрытые и открытые. Открытый тип группы предполагает смену участников взаимодействия. Например – рабочий коллектив. Работники увольняются, приходят новые, сменяется руководство и так далее.

Закрытый тип группы намного специфичнее. В такой группе люди объединяются для какой-то определенной цели, а по ее достижении группа распадается и перестает существовать. Взять тех же студентов. Посещая лекции, они объединены общим стремлением получить диплом, состав группы не меняется или меняется, но в незначительной степени. А по окончании учебы и получении дипломов, студенты расходятся, и группа как таковая перестает существовать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector