Социальный институт и его функции

Функции и задачи институтов социализации

Институты обеспечивают выполнение всех функций социализации и решение ее задач.

Функции социализации

  1. Нормативно-регулятивная.
    Формирует и регулирует деятельность человека в социуме. 
  2. Личностно-образовательная.
    Выявляет индивидуальные качества, особенности, внутренние установки, мировоззрение, систему ценностей индивида.
  3. Коммуникативно-информационная.
    Отвечает за взаимодействие человека с другими единицами общества в разных системах (семья, друзья, коллеги, преподаватели и т. п.). Кроме того, обеспечивает накопление информации извне с целью развития и становления собственного мнения и мироощущения.
  4. Прокреативная.
    Побуждает человека действовать каким-то определенным образом, основываясь на личный опыт, опыт окружающих и любую обработанную информацию.
  5. Компенсаторская.
    Восполняет физические, психические и интеллектуальные недостатки личности.
  6. Творческая.
    Побуждает человека к поиску и совершению чего-то нового как в окружающем мире, так и внутри себя.

Функции институтов социализации

Институты, соответственно, направлены на исполнение указанных функций. В большей степени они решают задачи нормативно-регулятивной функции, так как остальные зависят скорее от внутренних аналитических процессов, чем от внешних, однако институты направлены на решение и других задач социализации в какой-то степени. Они являются наполненной и комплексной системой.

Все действия, которые выполняют институты по отношению к человеку, условно делятся на 4 группы:

  • подавление нежелательного поведения;
  • поддержка модели поведения личности;
  • укрепление связей между индивидами;
  • сохранение стабильности в обществе.

Эти четыре пункта можно назвать основными функциями институтов социализации. Как же они исполняются?

Подавление нежелательного поведения

Речь в данном случае идет как о коррекции поведения людей с физическими и психическими особенностями, так и о формировании у еще не зрелой личности понятий о нормах поведения. Находясь в какой-либо социальной группе, будь то образовательная организация, семья или клуб по интересам, человек находится под влиянием окружающих, соответственно, самостоятельное наблюдение и помощь извне формируют у индивида понимание «правильного» и «неправильного» поведения.

Поддержка модели поведения личности

Когда человек уже прошел стадию оценки своего поведения и поведения окружающих и выявил модели, которых следует придерживаться, в силу вступает функция поддержки «правильного» поведения

На данном этапе очень важно и, безусловно, непросто продолжить идти по протоптанной дороге. В этом и помогают институты

Укрепление связей между индивидами

Так как в процессе социализации важно не только формирование собственной личности, но и умение полноценно взаимодействовать с окружающими, институты направлены также на укрепление взаимоотношений между индивидами. Сохранение стабильности в обществе

Сохранение стабильности в обществе

Глобальная задача институтов социализации. Все вышеперечисленные функции способствуют исполнению этой главной. Абсолютно все процессы социализации, ее механизмы и работа институтов направлены на сохранение стабильного общества.

Пошаговое приготовление

Закончено строительство жилого дома по адресу: г. Тверь, ул. Взлетная, д. 6

Мотивация и потребности личности

Мотивационные процессы индивида имеют в себе направленность достижения или, наоборот, избегания поставленных целей, реализовать определенную деятельность или нет. Сопровождаются такие процессы различными эмоциями как положительного, так и отрицательного характера, например, радость, страх. Также во время таких процессов появляется некоторое психофизиологическое напряжение. Это означает, что мотивационные процессы сопровождаются состоянием возбуждения или взволнованности, также может появляться ощущение упадка или прилива сил.

С одной стороны регуляция психических процессов, которые влияют на направленность деятельности и численность энергии, нужной для выполнения этой самой деятельности называется мотивацией. А с другой стороны мотивация – это все-таки определенная совокупность мотивов, которая придает направленность деятельности и самому внутреннему процессу побуждения. Мотивационными процессами объясняется непосредственно выбор между разными вариантами действий, но которые имеют равно притягательные цели. Именно мотивация влияет на упорство и настойчивость, с помощью которых индивид добивается поставленных целей, преодолевает препятствия.

Логическим объяснением причин действий или поведения называют мотивировкой. Мотивировка может иметь отличия от реальных мотивов или осознанно применяться для того, чтобы их замаскировать.

Мотивация достаточно тесно связана с нуждами и потребностями индивида, потому что появляется при возникновении желаний (нужд) или недостатка чего-либо. Мотивация является начальным этапом физической и психической активности индивида. Т.е. она представляет собой некое побуждение к произведению действий определенным мотивом или процессом выбора причин для конкретного направления деятельности.

Следует всегда учитывать, что за совершенно аналогичными, с первого взгляда, поступками или действиями субъекта могут стоять абсолютно разные причины, т.е. мотивация у них может быть совсем разной.

Мотивация бывает внешней (экстринсивной) или внутренняя (интринсивной). Первая не связана с содержанием конкретной деятельности, но обусловлена внешними условиями относительно субъекта. Вторая связана непосредственно с содержанием процесса деятельности. Также различают отрицательную и положительную мотивацию. Мотивация, основой которой являются на позитивные посылы, называется  положительной. А мотивация, основой которой являются отрицательные посылы, называется соответственно отрицательной. Например, положительной мотивацией будет – «если я хорошо себя буду вести, то мне купят мороженое», отрицательной – «если я хорошо себя буду вести, то меня не будут наказывать».

Мотивация может быть индивидуальной, т.е. устремленной на поддержание постоянства внутренней среды своего организма. Например, избегание болевых ощущений, жажда, стремление к поддержанию оптимальной температуры, голод и др. Также может быть групповой. К ней относится забота о детях, поиск и выбор своего места в социальной иерархии и др. К познавательным мотивационным процессам относят различную игровую деятельность и исследовательскую.

Понятие «социальный институт»

Одним из исходных понятий, которое используется при рассмотрении ключевых процессов и явлений современности, является понятие «социальный институт». Многие исследователи не только указывают на его значимость и уникальность, но и называют исходной клеткой социологического анализа.

Определение 1

Несмотря на востребованность, понятие «социальный институт» до сих пор не имеет однозначного определения в рамках социологической науки. В связи с этим, авторы использую многообразие определений, которое представлено в различных словарях. Например, в «Кратком словаре по социологии», который был опубликован в 1988 году, предлагается следующее определение понятие «социальный институт»: это устойчивая и исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей в четко обозначенных условиях.

Социальные институт достаточно неоднородны и структурированы, соответственно и разнообразна их видовая составляющая. К фундаментальным социальным институтам относятся такие, как:

  • Собственность;
  • Государство;
  • Семья;
  • Научная сфера;
  • Средства массовой информации;
  • Образование;
  • Право.

Конечно, это узкая разновидность, так как наше общество постоянно развивается и нуждается в создании новых форм организации совместной деятельности. Более того, современные социальные институты неразрывно связаны друг с другом, а их деятельность зачастую подчиняется одним и тем же правилам, законам и нормам, что делает их еще более связанными друг с другом, а деятельность человека более организованной и регламентированной.

Определение 2

Еще одно определение понятию «социальный институт» закреплено в современном социологическом справочнике (1990 год). Там социальный институт определяется в качестве формы закрепления а также способа дальнейшего осуществления деятельности человека, которая далее обеспечивает стабильное существование и функционирование общественных отношений. Все действия, отношения и результат подчинены социальным нормам и санкциям.

Виды социальных институтов

В настоящее время выделяют несколько фундаментальных потребностей и соответственно им социальных институтов:

  • институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве рода;
  • государство удовлетворяет потребность в порядке и безопасности;
  • производство удовлетворяет потребность в получении средств существования;
  • институты образования и науки реализуют потребность в социализации молодежи и передачи знаний;
  • институт религии удовлетворяет потребность в решении духовных проблем.

Таким образом, классификация социальных институтов происходит по общественным сферам:

  1. Политические (партия, парламент, полиция, армия) связаны с властью и регулируют использование ценностей и услуг. В узком смысле слова, политика — комплекс функций, средств, базирующихся для установления, поддержания и использования власти на манипулировании элементами силы. Экономические (собственность, регулирование денежного обращения, деньги, организация и разделение труда, предназначенные для производства и распределения ценностей и услуг. Экономические институты обеспечивают весь комплекс производственных связей, соединяют экономическую жизнь и другие сферы общественной жизни, складываются на материальной основе общества.
  2. Институты образования и культуры (образовательные и художественные учреждения, творческие союзы) предназначены для создания, укрепления, развития культуры общества, в передаче ее будущим поколениям.
  3. Институты воспроизводства и родства (семья, брак) связаны с регулированием воспроизводства населения, отношений внутри семьи, социализацией молодежи.
  4. Религиозные институты организуют и регулируют отношение к священным силам и предметам, индивида к трансцендентным силам, функционирующих вне человеческого контроля.
  5. Социально-культурные и воспитательные институты участвуют в социализации личности, передаче ей накопленных знаний и ценностей (образование, семья, художественные и культурно-воспитательные учреждения и т.д.).

Виды отжиманий

Отжимания от пола

Думаю нет особого смысла объяснять как выполняются отжимания. С детских лет все знают как выполняется это самое элементарное упражнение. Отмечу лишь, что в зависимости от постановки рук будут по разному нагружаться мышцы. Чем шире постановка рук и локти разводятся в стороны, тем больше нагрузка попадает на грудные мышцы. Чем уже постановка рук, а локти ближе к туловищу, тем больше нагрузка уходит в трицепсы и дельты.

Соответственно возможны отжимания узким (ладони рядом), средним (ладони на ширине плеч) и широким (ладони на уровне разведённых в стороны локтей) хватом.

Кроме того, можно немного смещать ладони по высоте: на уровне груди, на уровне плеч, на уровне головы. Также можно «играть» поворотом ладоней.

Все эти нюансы будут играть роль в тренировке мышц.

Я же рекомендую в разных подходах немного менять постановку рук, это позволит смещать нагрузку и вовлекать в тренировку большее число мышечных волокон, то есть более сильно прокачивать все задействованные мышцы. При этом следует подобрать такие положения рук в которых Вам будет комфортно выполнять подходы.

Делайте 2-3 подхода с разным положением рук. Отдых между подходами 1-3 минуты.

И следите за тем, чтобы во время подходов таз не выпячивался вверх и не прогибался вниз, это главные и частые ошибки в этом упражнении.

Отжимания для девушек

Стоит отметить, что у девушек мышцы верхней части тела слабее, чем у мужчин. Поэтому женщинам может потребоваться некий подготовительный период с облегчёнными нагрузками.

Для облегчения нагрузки в отжиманиях можно применить 2 варианта. Вы можете выполнять отжимания лёжа от пола, но упор делать на колени, а не на ступы. Таким образом существенно уменьшится нагрузка на торс (пресс, спину), а также немного убавится нагрузка на руки и грудь.

Вторым способ является подстановка под руки стула или табурета. То есть Вы отжимаетесь под углом примерно 30º, когда голова выше Ваших ног. Это существенно облегчает нагрузку на целевые мышцы.

По мере Ваших тренировок Вы можете убавить наклон и постепенно перейти к стандартным отжиманиям от пола.

Отжимания для мужчин

Для мужчин стоит обратная задача — как сделать отжимания более трудными. Для этого есть масса способов, перечислим их:

  • отжимания от пола с опорой ног на стуле или табурете;
  • отжимания от пола на одной руке;
  • отжимания от пола с хлопком;
  • отжимания от пола на кулаках;
  • отжимания с дополнительными отягощениями.

Основные разновидности

Суть определения социальной потребности заключается в том, что это нужды и желания, возникающие у людей в процессе их взаимодействия и коммуникации с другими индивидами при жизни в обществе. Желания, направленные на то, чтобы социализировать личность, не являются врождёнными и приобретаются в течение всего жизненного пути. К ним, как правило, относят:

  1. Эгоистические нужды. Они направлены на самого индивида. Их удовлетворение может быть полезным либо вредным (в зависимости от ситуации): саморазвитие, стремление к лидерству и власти, желание прославиться, обогатиться, стать лучше других и пр. Практически все эгоистические нужды тесно связаны с самооценкой человека и непосредственно влияют на неё в случае их успешной или неуспешной реализации.
  2. Альтруистические желания. Направленность только на других людей без учёта самого себя. Сюда относятся потребности во взаимовыручке и помощи. В эту группу также следует добавить разного рода подвиги, связанные с самопожертвованием ради других.
  3. Обоюдные нужды, общие для всех членов общества. Сюда можно причислить потребность в общении, мире, предсказуемом поведении (регламентированном правилами этикета), порядке и дисциплине.

К последнему пункту можно добавить требование справедливого распределения ресурсов и товаров, а также производства и свободы информации. Чтобы понять, какие бывают социальные потребности человека в современном обществе, достаточно вспомнить себя и свои характерные нужды в обществе. Это желание одобрения, любви, дружбы, совместной деятельности и принадлежности к определённой социальной группе (например, к автолюбителям, фанатам футбола или демократам).

Подходы к классификации социальных институтов

В современной научной социологической литературе представлены различные подходы к классификации социальных институтов. В наиболее общем виде социальные институты могут быть представлены в виде двух групп:

  • основные, главные;
  • неосновные.

В свою очередь, в группе главных, базовых социальных институтов выделяют следующие:

  • экономические – рынок, производство – связанные с необходимостью добывать средства существования, обеспечивающие материальную жизнеспособность социума;
  • политические институты, обеспечивающие интеграцию, консолидацию общества, призваны обеспечить социальный порядок, включая государство;
  • институт семьи направлен на регуляцию брачных отношений, связан с фундаментальной потребностью в продолжение рода;
  • социо- культурные институты, поддерживающие и сохраняющие духовные ценности социума – культура, образование, наука;
  • институт религии, отвечающий духовным потребностям в поисках смысла жизни, нравственного совершенствования и пр.

Неосновные институты выполняют более частные задачи. К примеру, в состав базовых социальных институтов входит институт собственности, который регулирует отношения пользования, владения, распределения; в структуре института семьи выделяют институт брака, связанный с обязанностями и правами супругов и т. д.

Кроме того, могут быть выделены следующие типы социальных институтов:

  • инструментальные, наследственные, интегративные и регулятивные;
  • политические, экономические институты, институты культуры, институты родства, институты стратификации;
  • организационные институты, дистрибутивные институты, реализующие универсальные аксиологические модусы; интегративные институты, обеспечивающие солидарность социума.

Замечание 1

Таким образом, в современном обществе успешно функционируют различные типы социальных институтов, которые в наиболее общем виде могут быть разделены на основные и неосновные: если основные обеспечивают выживание общества, неосновные – выполняют более частные задачи.

Психологические потребности личности

Психологические потребности индивида – это такие потребности, которые не сводятся к телесным нуждам, но и до уровня духовных не дотягивают. К таким нуждам обычно относится надобность в аффилиации, общении и др.

Нужда в общении у детей – это не врожденная потребность. Она формируется посредством активности окружающих взрослых лиц. Обычно активно начинает проявляться к двум месяцам жизни. Подростки же имеют убежденность, что их нужда в общении приносит им возможность активно использовать взрослых. На взрослых людей недостаточное удовлетворение потребности в общении влияет пагубно. Они погружаются в негативные эмоции. Нужда в принятии заключается в желании индивида быть принятым другим лицом группой лиц или обществом в целом. Такая надобность нередко подталкивает человека к нарушению общепринятых норм и может приводить к асоциальному поведению.

Среди психологических нужд различают базовые потребности личности. Это такие потребности, при неудовлетворении которых  маленькие дети не смогут получить полноценное развитие. Они как бы останавливаются в своем развитии и становятся более подверженными некоторым заболеваниям, чем их сверстники, у которых такие потребности удовлетворены. Так, например, если малыш регулярно получает кормление, но растет без должного общения с родителями, его развитие может задерживаться.

Базовые потребности личности взрослых людей психологического характера подразделяются на 4 группы: автономия – нужда в самостоятельности, независимости; нужда в компетентности; надобность в значимых для индивида межличностных взаимоотношениях; потребность являться членом социальной группы, чувствовать себя любимым. Сюда также относится и чувство собственной значимости, и нужда в признании другими. В случаях неудовлетворения базовых физиологических нужд страдает физическое здоровье индивида, а в случаях неудовлетворения базовых психологических нужд страдает дух (психологическое здоровье).

↑ Виды социальных институтов

Социальные институты необходимы для нормального функционирования общества, для его развития, а также для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей и интересов. Поэтому каждой сфере жизни общества соответствуют свои социальные институты:

  • политические (власть, разделение властей, государство, политические партии, местное самоуправление, армия, судебная система, право, полиция, парламент, правительство и т.д.);
  • экономические (собственность, рынок, деньги, банковская система, обмен, разделение труда, хозяйственные отношения,  материальное производство, биржи и т.д.);
  • институты родства (брак, семья, материнство, кровная месть, наследование, отцовство, воспитание и т.д.);
  • институты образования и культуры (образовательные, культурные и художественные учреждения, творческие союзы, средства массовой информации);
  • духовные или религиозные институты (религия, церковь, вера, культ и др.).

Внутри фундаментальных институтов общества существуют весьма отчётливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.

Семья

Государство — основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью, т.е. правом устанавливать социальные нормы и правила общественной жизни в пределах определенной территории, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность.

Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий овладение ценностями культуры и нравственно-эмоциональным отношением к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности, сохраняющими и развивающими духовные и материальные достижения человечества.

Церковь — социальный институт, осуществляющий религиозную деятельность и характеризующийся общими основными положениями религиозного вероучения и культовых обрядов.

Наука — особый социальный институт, деятельность которого связанна с созданием системы знаний о действительности, природе, культуре, обществе и человеке.

Право — социальный институт, система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных норм и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Идеальные глубокие декольте

Государство

Институт государства еще называют политическим институтом, что управляет обществом и выступает гарантом его безопасности. Государство должно выполнять такие функции, как:

  • Регулирование экономики.
  • Поддержка стабильности и порядка в обществе.
  • Обеспечение социального согласия.
  • Защита прав и свобод граждан, воспитание граждан и формирование ценностей.

Кстати, на случай войны государство должно выполнять внешние функции, такие как оборона границ. К тому же принимать активное участие в международном сотрудничестве, чтобы защитить интересы страны, решить глобальные проблемы и наладить выгодные контакты для экономического развития.

↑ Понятие «социальный институт»

Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

Во всех сферах жизни общества задействованы различные социальные институты («institutum» — «устройство»).

Словосочетание «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях:

  • исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей;
  • система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей;
  • совокупность лиц, учреждений, выполняющих определенную социальную функцию;
  • система норм, социальных ролей и стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях.

Социальный институт — это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения.

Социальные институты призваны регулировать общественные отношения в различных сферах жизни общества.

Для примера рассмотрим социальный институт брака. Брак рассматривается здесь не только как союз молодоженов, а как определенная система норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения. Каждый человек, входящий в тот или иной социальный институт должен выполнять соответствующие требования. Если же он не выполняет предписываемую институтом социальную роль, то его могут лишить занимаемого им статуса (родителя могут лишить его родительских прав, чиновника — занимаемой должности и т.д.).

Социальные институты выполняют в обществе ряд функций:

  • воспроизводственная (закрепление и воспроизводство норм и правил общественных отношений);
  • регулятивная (организуют человеческую деятельность в определённую систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах жизни);
  • социализация (передача социального опыта предшествующих поколений);
  • интегративная (объединение, взаимодействие и взаимоответственность членов общества);
  • коммуникативная (распространение информации внутри института, поддержание взаимосвязи с другими институтами).

Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами. Так, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения — роддоме, первичную социализацию проходит в институте семьи, получает образование и профессию в различных учреждениях институтов общего и профессионального образования; безопасность индивида обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддерживают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты. Одновременно каждый институт в своей сфере выполняет функции социального контроля и заставляет людей подчиняться принятым нормам.Козырев Г. И. Основы социологии и политологии.

признаки социального института

  • наличие социальных ролей (руководитель, подчиненный);
  • наличие определенных норм и правил поведения;
  • наличие функции, выполняемой в обществе;
  • наличие сети учреждений.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector