Феномен «социальной лени»

Психология о лени: от психопатологии до оптимизации труда

В психологической науке не сложилось однозначного взгляда ни на природу лени, ни на ее роль в жизни человека. Американский психолог Гордон Олпорт описывает леность как одну из ключевых личностных характеристик — антипод трудолюбия, которая может быть свойственна человеку так же, как рациональность или мечтательность, аккуратность или небрежность и т. п.

По его мнению, леность — результат нездорового социально-экономического устройства общества, при котором продукт труда отчуждается от самого трудящегося: это приводит к чувству бесполезности и бессмысленности его работы. В  Альфреда Адлера и его последователей лень и вовсе понимается как защитный механизм, своего рода «ширма» для оправдания комплекса неполноценности — субъективного переживания человеком собственной слабости и уязвимости.

В представлениях основоположника отечественной педагогической психологии Петра Каптерева лень «есть наименьшая деятельность при наибольшем числе приятных состояний, минимум деятельности при максимуме удовольствия». При этом ученый однозначно определяет ее как «порок», источники которого кроются одновременно и в пассивности как врожденном свойстве человеческой натуры, и в «неправильном» воспитании детей и юношей. В более поздних исследованиях лень также как проявление инфантильности, слабоволие, боязнь ответственности, индивидуальный стиль деятельности и т. д.

Когда зарплата не работает

По словам Александра Вельмушкина, если лень принимает социальный масштаб в коллективе, это уже говорит о серьезной ошибке руководителя. Поэтому начальнику необходимо постоянно держать руку на пульсе сотрудника и контролировать, достаточная ли у него мотивация, уровень лояльности, удовлетворенность условиями и результатами своей работы, разделяет ли подчиненный видение руководства. В компании Crystal Estate уверены: худший способ борьбы с ленью — уравнивание всех сотрудников по единым критериям. Каждый сотрудник должен чувствовать, что играет важную роль в компании, а система работы с ним строится на индивидуальном подходе.

«Устранять проблему социальной лени можно только через индивидуальный подход к каждому сотруднику, — добавляет Александр Вельмушкин. — У каждого человека свои причины лениться. Если в случае с одними причиной может быть банальная усталость и взбодрить их можно отпуском или тимбилдингом, то другие просто не обладают достаточным стимулом для качественной работы».

«Кроме того, надо понимать, что легче устранить причину социальной лени, а не ее последствия, — добавляет Светлана Петрова. — Простым увеличением целевых производственных показателей нельзя добиться желаемого эффекта. Хорошие условия труда и высокая заработная плата — далеко не все составляющие мотивации. Увеличение оклада может не привести к желаемому эффекту. Уровень заработной платы, каким бы высоким он ни был, перестает стимулировать человека уже после трех месяцев работы».

«Благоприятные условия труда и хорошая заработная плата привлекают лишь «сорок», кому важен антураж, а не суть, — согласен Геннадий Нагорнов. — Самые успешные проекты мира были созданы людьми-энтузиастами, у которых не было никаких условий, а лишь была идея и любовь к своему делу. Правильная кадровая политика, знания по организации работы, ее механики и мотивации — вот ключ к успеху».

Модели социальной лености[править | править код]

Психологи и социологи уже долгое время занимаются исследованиями данного феномена. Было проведено множество различных исследований, выявлявших всякого рода закономерности в проявлении индивидами социальной лености.

На основе многочисленной исследовательской базы сформировалось несколько направлений, которые формируют свои модели социальной лености.

Модель Р. Е. Кидвелла- Н. Беннеттаправить | править код

В основу данной модели легла синтезирующая модель мотивации Д. Ноука. Обе эти модели исследуют поведение членов рабочих и в целом производственных групп, делают акцент именно на мотивации рабочих.

Эта модель выделяет несколько групп факторов, влияющих на степень проявления социальной лености:

  • своеобразие и особенности структуры групп. Частота смена персонала, численность, различный период пребывания в коллективе — всё это может влиять на уровень мотивации к добросовестному труду.
  • отношения и взаимодействия между членами производственной группы. Факт установленной справедливости внутри такого общества положительно сказывается на мотивации.
  • характер выполняемой работы, понятность поставленных задач. Кроме того, социальная леность в рабочей группе будет снижаться, если задачи будут такого характера, при котором каждый отдельно взятый участник сможет увидеть результат своей работы, который можно будет оценить.
  • разработанная система поощрений за выполнение требований. Здесь Кидвелл и Беннетт прежде всего имеют в виду финансовый фактор, то есть премии или прибавки.

Оценка членами группы её размера, роли их вклада в конечную цель и понимание ими поставленных задач, а также перспектива получения премии объединены как совокупность факторов, включённых в понятие рационального выбора. В данной модели это словосочетание означает соотнесение индивидом усилий, которые он приложит к работе и конечного результата и вознаграждения.

Следует отметить, что размер группы зачастую относят к факторам, влияющим на возрастание социальной лености, однако, исходя из различных исследований, нельзя сделать однозначный вывод по данному вопросу, так как результаты сильно противоречат друг другу.

Понимание, что деятельность в рабочей группе строится на основе справедливости (которое также снижает леность) относится не ко всем существующим видам справедливости. Играет роль в данном случае наличие распределительной (дистрибутивной) справедливости, при которой вознаграждение за проделанную работу будет получено в соответствии с приложенными усилиями.

Кроме того, значимость выполняемых задач также снижает социальную леность. Если результат работы является взаимозависимым с другими задачами, то леность возрастает, а если работа более самодостаточна, то снижается.

Влияние культуры

Кристофер П. Эрли в 1989 году провел исследование социальной лености с учетом влияния на данный феномен фактора культуры. В эксперименте принимали участие группы индивидов с западной (индивидуалистической) и азиатской (коллективистской) типами культур. Индивидуалистическая культура характеризуется тем, что в ней индивидуальные цели её членов не менее (если не более) важны, чем групповые, в коллективистской — наоборот, групповые цели превалируют над индивидуальными.
Эрли предположил, что социальная леность может быть менее выражена в коллективистских культурах, ориентированных на достижение общего результата группой, а не отдельным индивидом. В ходе исследования он продемонстрировал, что китайские менеджеры, выполняя серию часовых заданий, трудятся более усердно в группе, нежели чем менеджеры из США, которые прилагали больше усилий, работая поодиночке.

Примечания

  1. Karau, Steven J.; Williams, Kipling D. (1993). «Social loafing: A meta-analytic review and theoretical integration». Journal of Personality and Social Psychology. 65 (4): 681—706. doi:10.1037/0022-3514.65.4.681. ISSN 0022-3514. the reduction in motivation and effort when individuals work collectively compared with when they work individually or coactively
  2. Piezon, Sherry L., and Ferree, William D. «Perceptions of Social Loafing in Online Learning Groups: A study of Public University and U.S. Naval War College students.» June 2008. The International Review of Research in Open and Distance Learning. 9 (2)
  3. Krumm, Diane J. (December 2000). Psychology at work: an introduction to industrial/organizational psychology. Macmillan. p. 178. ISBN 978-1-57259-659-7. Retrieved 1 May 2011.
  4. Ringelmann, M. (1913) «Recherches sur les moteurs animés: Travail de l’homme» , Annales de l’Institut National Agronomique, 2nd series, vol. 12, pages 1-40.
  5. Kravitz, David A.; Martin, Barbara (1986). «Ringelmann rediscovered: The original article». Journal of Personality and Social Psychology. 50 (5): 936-9441. doi:10.1037/0022-3514.50.5.936. ISSN 1939—1315.
  6. Ingham, Alan G.; Levinger, George; Graves, James; Peckham, Vaughn (1974). «The Ringelmann effect: Studies of group size and group performance». Journal of Experimental Social Psychology. 10 (4): 371—384. doi:10.1016/0022-1031(74)90033-X. ISSN 0022-1031.
  7. ↑ Latané, Bibb; Williams, Kipling; Harkins, Stephen (1979). «Many hands make light the work: The causes and consequences of social loafing». Journal of Personality and Social Psychology. 37 (6): 822—832. doi:10.1037/0022-3514.37.6.822. ISSN 0022-3514.
  8. PsyBlog «Social Loafing: when groups are bad for productivity, » 29 May 2009 (citing, inter alia, Latane).
  9. Christopher Earley, P. (1989). «Social Loafing and Collectivism: A Comparison of the United States and the People’s Republic of China». Administrative Science Quarterly. 34 (4): 565—581. doi:10.2307/2393567.
  10. Edwards, Wattenberg, Lineberry (2005). Government in America: People, Politics, and Policy, 12/E (Chapter 6 summary).

Примечания

  1. Karau, Steven J.; Williams, Kipling D. (1993). «Social loafing: A meta-analytic review and theoretical integration». Journal of Personality and Social Psychology. 65 (4): 681—706. doi:10.1037/0022-3514.65.4.681. ISSN 0022-3514. the reduction in motivation and effort when individuals work collectively compared with when they work individually or coactively
  2. Piezon, Sherry L., and Ferree, William D. «Perceptions of Social Loafing in Online Learning Groups: A study of Public University and U.S. Naval War College students.» June 2008. The International Review of Research in Open and Distance Learning. 9 (2)
  3. Krumm, Diane J. (December 2000). Psychology at work: an introduction to industrial/organizational psychology. Macmillan. p. 178. ISBN 978-1-57259-659-7. Retrieved 1 May 2011.
  4. Ringelmann, M. (1913) «Recherches sur les moteurs animés: Travail de l’homme» , Annales de l’Institut National Agronomique, 2nd series, vol. 12, pages 1-40.
  5. Kravitz, David A.; Martin, Barbara (1986). «Ringelmann rediscovered: The original article». Journal of Personality and Social Psychology. 50 (5): 936-9441. doi:10.1037/0022-3514.50.5.936. ISSN 1939—1315.
  6. Ingham, Alan G.; Levinger, George; Graves, James; Peckham, Vaughn (1974). «The Ringelmann effect: Studies of group size and group performance». Journal of Experimental Social Psychology. 10 (4): 371—384. doi:10.1016/0022-1031(74)90033-X. ISSN 0022-1031.
  7. ↑ Latané, Bibb; Williams, Kipling; Harkins, Stephen (1979). «Many hands make light the work: The causes and consequences of social loafing». Journal of Personality and Social Psychology. 37 (6): 822—832. doi:10.1037/0022-3514.37.6.822. ISSN 0022-3514.
  8. PsyBlog «Social Loafing: when groups are bad for productivity, » 29 May 2009 (citing, inter alia, Latane).
  9. Christopher Earley, P. (1989). «Social Loafing and Collectivism: A Comparison of the United States and the People’s Republic of China». Administrative Science Quarterly. 34 (4): 565—581. doi:10.2307/2393567.
  10. Edwards, Wattenberg, Lineberry (2005). Government in America: People, Politics, and Policy, 12/E (Chapter 6 summary).

Масштаб проблемы

В 1927 г. француз Макс Рингельман в результате ряда экспериментов сделал интересное открытие: если, работая один, человек выкладывается на все 100%, то в группе из трех человек его продуктивность снижается до 86%, а в команде из восьми членов — до 51%. По опросам руководителей, с эффектом социальной лени знакомы практически все работодатели.

«Большинству руководителей приходится сталкиваться с проблемой, когда коллективные усилия приносят значительно меньший результат, чем индивидуальная работа, и мы в этом не исключение, — рассказывает Илья Кузькин, партнер консалтинговой компании Crystal Estate. — Несмотря на высокую трудоспособность квалифицированного персонала, искушение переложить часть своей работы на другого очень велико».

И если при индивидуальной работе сделать это непросто, так как каждый отвечает за себя сам, то, работая в команде, можно хотя бы попытаться облегчить свой труд за чужой счет. Так, например, при выполнении проекта всем отделом, сотрудники расслабляются, а некоторые из них и вовсе перекладывают ответственность на других, более активных членов команды. Лениться и халтурить люди начинают, если знают, что в случае острой необходимости их работу может сделать за них другой человек.

Примечание. Считается, что:

  • чем ниже ответственность за результат, тем выше социальная лень;
  • социальная лень выше, если члены группы соперничают друг с другом;
  • чем больше численность группы, тем выше социальная лень;
  • члены коллективистических культур (японцы, китайцы) проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур (американцы, европейцы);
  • женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины;
  • чем выше у сотрудников уровень удовлетворенности трудом сотрудников, тем ниже их социальная лень.

«Подобный эффект можно наблюдать на собраниях с большим количеством людей (планерках, мозговых штурмах и т.д.), — говорит Геннадий Нагорнов, директор по развитию рекламного агентства Positive Media. — Всегда есть те, кто проявляют себя мало или не проявляют совсем».

Однако самым ярким примером данного явления, по мнению Марины Мироновой, начальника управления по работе с персоналом инвестиционной компании «Велес Капитал», заместителя генерального директора HR-компании «Велес Персонал», является прием новых сотрудников в коллектив. По сути, пропорциональное увеличение штата не повышает производительность коллектива. Расширив штат на 50% от текущей численности персонала, можно поднять производительность максимум на треть.

Самосбывающееся пророчество

Один из часто встречающихся механизмов формирования паттерна поведения, который мы называем «ленью» — так называемый сценарий «самосбывающегося пророчества». Человеческая психика чрезвычайно зависима от социального взаимодействия: через общение с другими людьми мы не только усваиваем культурные ценности и нормы, но и познаем самих себя, отталкиваясь от обратной связи окружающих людей. Таким образом формируется представление о собственном «я» («я-концепция»), на котором базируются практически все поступки и действия личности.

Процесс формирования «я-концепции» непрерывен в течение всей жизни, но особенно важный его период — дошкольный и младший школьный возраст. В силу особенностей детского восприятия, замечания взрослых или сверстников о личности или характере ребенка часто принимаются им как объективные факты, без фильтрации и критического анализа. Такое некритичное восприятие, особенно в отношении негативных комментариев, при стечении ряда обстоятельств может сохраняться и во взрослом возрасте — на это влияют и личностные особенности, и условия воспитания.

Если окружающие манипулируют чувством вины ребенка или ранимого взрослого, формируя токсичное чувство стыда за проявления «лени»: «Как тебе не совестно без дела болтаться! Пошел бы матери помог (уроки выучил, денег заработал — нужное подставить)», — происходит реактивное искажение «я-концепции».

Повышение эффективности в группе

Методы повышения эффективности работы в группе соответствуют причинам сниженной работоспособности. Основные способы предотвратить действие эффекта Рингельмана:

Постановка конкретных индивидуальных задач

Каждому сотруднику важно поручать задание, за которое необходимо отчитаться и предоставить результат.
Развитие системы мотивации. Руководство создает условия, в рамках которых сотрудники получают оклад

Выход за рамки означает получение прибавки к основному доходу. Материальный достаток – серьезная мотивация для большинства работников.
Организация досуга. Совместный отдых способствует сближению членов коллектива: когда в группе позитивная атмосфера, работа выполняется охотнее и легче.

Руководство любой компании должно обращать внимание на активность сотрудников и атмосферу в коллективе, чтобы устранять недостатки и организовывать эффективную работу. Неактивные работники могут влиять на имидж всей фирмы, поскольку любая масштабная деятельность складывается из мелких задач

Если они выполнены некачественно, то и вся остальная работа будет такой же. Для примера возьмем цех по пошиву платьев: начальным этапом является создание лекала. Если оно сделано спустя рукава, в результате получится кривое платье, которое никому не понравится

Неактивные работники могут влиять на имидж всей фирмы, поскольку любая масштабная деятельность складывается из мелких задач. Если они выполнены некачественно, то и вся остальная работа будет такой же. Для примера возьмем цех по пошиву платьев: начальным этапом является создание лекала. Если оно сделано спустя рукава, в результате получится кривое платье, которое никому не понравится.

Феномен социальной лености и его объяснения.

  • Организационное поведение | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.47 Мб

    Этапы развития организационного поведения Предмет и задачи организационного поведения Методы исследования Основные категории организационного поведения Понятие личность Теории личности Необходимые

  • Ответы по предмету Философия | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.23 Мб

    1. Философия и мировоззрение. Структура и исторические типы мировоззрения. 2. Природа философских проблем. Проблема научности философии. 3. Социокультурный статус и функции философии в современном

  • Шпаргалка — Институты Европейского Союза | Шпаргалка | 2016 | docx | 0.05 Мб

    3. Планы послевоенной реконструкции Европы(План Маршалла) 19. Европейский Парламент, его состав и функции. 12. Расширение Европейского Экономического Сообщества (1973-1995 гг.). 30. Расширение

  • Имидж региона как информационно-политический ресурс Шабалин Илья Александрович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Москва — 2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 4.25 Мб

    10.01.10 — журналистика (политические науки) Введение 3 Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИМИДЖА РЕГИОНА § 1.1. Феномен имиджа в его развитии: проблема дефиниции 10 § 1.2.

  • Ответы к экзамену по истории государства и права зарубежных стран | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Зарубежные страны | docx | 0.48 Мб

    1. Общество древнего Востока: общая характеристика институтов права и государства. 2. Публичное право древнего Египта. 3. Суд и процесс в Древнем Египте 4. Основные институты частного права в Древнем

  • Ответы по истории права и государства зарубежных стран | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Зарубежные страны | docx | 0.46 Мб

    1. Общество древнего Востока: общая характеристика институтов права и государства. 2. Публичное право древнего Египта. 3. Суд и процесс в Древнем Египте 4. Основные институты частного права в Древнем

  • Ответы к экзамену по социальной философии | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.15 Мб

    Философская антропология, ее место в системе знаний о человеке. Многообразие подходов к моделированию антропосоциогенеза. Античные представления о человеке. Специфика восточной культурной традиции в

  • Ответы на экзамен по предмету Социальная философия | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 2.39 Мб

    1 Социальная философия. Сущность, структура, функции 2.Исторические типы социальной философии 3. Специфика социального познания. Законы природы и законы общества 4 Основные исследовательские

  • Ответы по социальной философии | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.18 Мб

    Философская антропология, ее место в системе знаний о человеке. Многообразие подходов к моделированию антропосоциогенеза. Античные представления о человеке. Специфика восточной культурной традиции в

  • Архитектура и социальное моделирование жилища Кияненко Константин Васильевич | Диссертация на соискание учёной степени доктора архитектуры | Диссертация | 2005 | docx | 11.27 Мб

    Специальность 18.00.02 — Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности. Строительство — Гражданское строительство — Жилищное строительство — Жилые здания

Примечания

  1. Karau, Steven J.; Williams, Kipling D. (1993). «Social loafing: A meta-analytic review and theoretical integration». Journal of Personality and Social Psychology. 65 (4): 681—706. doi:10.1037/0022-3514.65.4.681. ISSN 0022-3514. the reduction in motivation and effort when individuals work collectively compared with when they work individually or coactively
  2. Piezon, Sherry L., and Ferree, William D. «Perceptions of Social Loafing in Online Learning Groups: A study of Public University and U.S. Naval War College students.» June 2008. The International Review of Research in Open and Distance Learning. 9 (2)
  3. Krumm, Diane J. (December 2000). Psychology at work: an introduction to industrial/organizational psychology. Macmillan. p. 178. ISBN 978-1-57259-659-7. Retrieved 1 May 2011.
  4. Ringelmann, M. (1913) «Recherches sur les moteurs animés: Travail de l’homme» , Annales de l’Institut National Agronomique, 2nd series, vol. 12, pages 1-40.
  5. Kravitz, David A.; Martin, Barbara (1986). «Ringelmann rediscovered: The original article». Journal of Personality and Social Psychology. 50 (5): 936-9441. doi:10.1037/0022-3514.50.5.936. ISSN 1939—1315.
  6. Ingham, Alan G.; Levinger, George; Graves, James; Peckham, Vaughn (1974). «The Ringelmann effect: Studies of group size and group performance». Journal of Experimental Social Psychology. 10 (4): 371—384. doi:10.1016/0022-1031(74)90033-X. ISSN 0022-1031.
  7. ↑ Latané, Bibb; Williams, Kipling; Harkins, Stephen (1979). «Many hands make light the work: The causes and consequences of social loafing». Journal of Personality and Social Psychology. 37 (6): 822—832. doi:10.1037/0022-3514.37.6.822. ISSN 0022-3514.
  8. PsyBlog «Social Loafing: when groups are bad for productivity, » 29 May 2009 (citing, inter alia, Latane).
  9. Christopher Earley, P. (1989). «Social Loafing and Collectivism: A Comparison of the United States and the People’s Republic of China». Administrative Science Quarterly. 34 (4): 565—581. doi:10.2307/2393567.
  10. Edwards, Wattenberg, Lineberry (2005). Government in America: People, Politics, and Policy, 12/E (Chapter 6 summary).

Обратное понятие[править | править код]

Существует обратное понятие — социальная фасилитация — термин, введённый американским психологом Норманом Триплетом, который в процессе исследований обнаружил, что участники велосипедных гонок показывают наиболее высокий результат заезда тогда, когда «соревнуются не с секундомером», а с другими спортсменами. Чтобы убедиться в своих предположениях Триплет провел первый в истории социально-психологический эксперимент, который заключался в следующем: психолог предложил детям скручивать спиннинг на скорость. В одной ситуации дети скручивали спиннинг по отдельности и в пустой комнате, в другой — в обществе сверстников. Результат показал, что дети, которые скручивали спиннинг в присутствии других детей, делали это быстрее, нежели те, которые делали это в одиночку.

Разница между феноменами социальной лености и социальной фасилитации заключается в воздействии, которое оказывают присутствующие на вероятность оценки. В ситуации социальной фасилитации присутствие других индивидов повышает вероятность оценки, поскольку в этом случае действия одного индивида можно сравнить с действиями других. В ситуации социальной лености наличие коллег по деятельности снижает вероятность оценивания, поскольку вклад каждого индивида в группе оценить сложно.

Социальная леность

Определение 1

Социальная леность — это склонность человека сокращать свои усилия при совместной работе, полагаясь на другого.

Около века тому назад французским инженером М. Рингельманом было доказано, что усилие индивида в команде по перетягиванию каната будет меньше, нежели в личном первенстве. При измерении усилий при натягивании каната было установлено, что по максимуму свои усилия участник прикладывал только тогда, когда был уверен, что тянет канат в одиночку. Индивидуальное усилие превышало усилие в коллективе на 18%. Данный феномен получил название «социальная леность».

Выводы о социальной лености были сделаны и на основании других экспериментов – так Латане, Уильямс, Харкинс обратили внимание, что 6 громко кричащих или аплодирующих человек, шума производят больше не в 6 раз, а всего в 3 раза, чем это делает 1 индивид. Интересно то, что факт существования социальной лености признают все, но, при этом, никто не желает признавать себя ленивым

Интересно то, что факт существования социальной лености признают все, но, при этом, никто не желает признавать себя ленивым.

При работе в группе, у её членов появляется искушение поживиться за счет товарищей или, говоря по-другому, просто стать «халявщиком».

Социальная леность появляется не только тогда, когда испытуемым приходится перетягивать канат, аплодировать или громко кричать, она появляется и тогда, когда надо перекачивать воду, перекладывать кирпичи и т. п.

В тех случаях, когда вознаграждение за работу оценивается без учета индивидуального вклада, «халявщики» находятся в выигрыше, не прилагая особых усилий.

Коллективный труд, должен предполагать личную ответственность за его результаты. Благоприятную почву для проявления социальной лености создает отсутствие индивидуальной ответственности.

Эффект социальной лености имеет свою причину, обнаруженную проведенными исследованиями.

Являясь членом группы по перетягиванию каната, человек чувствует, что его индивидуальность растворяется, такие задания по сути своей являются соединительными и требуют усилий каждого члена группы. Вклад каждого участника группы определить невозможно и, если кто-то не будет прикладывать усилий, то группа этого не увидит.

С ростом численности группы в некоторой степени возрастает анонимность – чем больше численность людей, вносящих свой вклад в общий результат, тем сложнее определяется процессуальная потеря конкретного члена группы. Можно предположить, что максимальное снижение усилий произойдет с переходом от индивидуальной работы к работе в паре, т.е. от необезличенной к обезличенной работе.

Влияние фактора обезличенности можно проверить — для этого экспериментатор изменяет задание так, чтобы испытуемые были уверены в том, что усилия каждого члена группы можно идентифицировать. Проведенный эксперимент подтвердил это предположение, и вклад каждого участника группы можно было зарегистрировать – эффект социальной лености не наблюдался.

Таким образом, эксперименты показали, что при анализе групповой работы главная роль отводится характеристикам задания.

Замечание 1

Социальная леность не относится к универсальным явлениям и, надо сказать, что проявляется только при выполнении группой таких заданий, когда определить вклад каждого её члена невозможно.

Заключение

Психологический эффект Рингельмана – интересное явление. Оно заставляет общество лениться и избегать ответственности. Примечательно, что происходит это неосознанно.

Когда человек оказывается в группе, он расслабляется. Если это толпа, то он может совершить нетипичный для себя поступок с мыслью о том, что все равно никто не заметит. То же самое происходит и во время командной работы. Возникают мысли: «Я не хочу заниматься этой задачей, пусть ее выполнит кто-то другой». Чаще всего об этом думает каждый член группы, в результате чего работа остается незавершенной или низкокачественной.

Даже если в группе собираются ответственные и трудолюбивые люди, через время они расслабятся и перестанут качественно выполнять работу

Именно поэтому работодателям важно учитывать особенности явления социальной лени и планировать коллективную работу рационально

https://youtube.com/watch?v=i4l5yRGFJ3Q

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector