Социальный психолог

Правила и нормы деятельности

Принцип чести
Сюда входят требования и правила поведения, уровень профессионального соответствия, следование этическим правилам, ориентированным на интересы клиента.
Кодекс содержит моральные понятия, существующие в психологической работе и во время решения конфликтов. Это помогает организовывать мероприятия и согласовывать их с поставленными задачами.
Вся социально-правовая практическая деятельность имеет прикладной характер, она связана со всеми процессами жизнедеятельности клиента. При этом необходимо соблюдать уважительное отношение к человеку. Запрещается грубость, некорректное отношение

Важно выстроить доверительный контакт и доброжелательные отношения с каждым человеком. Сведения, полученные во время психологической работы нельзя использовать в собственных интересах, злоупотребляя должностным положением.
Для психолога необходимо постоянно улучшать профессиональные качества, применять новейшие средства и методики для эффективной психологической работы

Социально-правовая деятельность включает в себя общие и специфические показатели.
Специфические показатели содержат все индивидуальные характеристики психики профессионала: его свойства характера, жизненные приоритеты и индивидуальные качества для осуществления данной деятельности.

Профессионализм
Успех психолога базируется на профессиональной компетенции и творческом подходе к конкретным задачам. Это позволяет налаживать связи и в личных отношениях и в социальных группах.

Замечание 1

Важным моментом в работе психолога является его цель — это понимание возможных результатов в выполняемых задачах.

Основой профессионализма психолога являются важнейшие ценности и практические действия, согласованные с профессиональной культурой и лучшими традициями современности. Подобная позиция формирует высокую продуктивность социально-правовой деятельности психологов.

Для родителей

Не секрет, что в школах учатся разные категории семей, разные дети и родители у этих детей тоже разные. В классах часто случаются конфликты, ссоры, драки, выяснения отношений между детьми и между родителями. Раньше всеми подобными вопросами занимался классный руководитель, а иногда подключали завучей или даже директора. Сейчас же система немного изменилась, хоть и сохранила основные моменты.

Социальный педагог – это человек, который выполняет функцию классного руководителя для всей школы, но уклон делается в сторону разбора нарушений Устава школы или правонарушений. Как правило, социальный педагог работает с определенными детьми «группы риска» и их родителями, но также разбирается и в достаточно серьезных единичных случаях.

Есть несколько основных случаев, когда социальный педагог начинает вести работу с семьей и ребенком:

  1. Систематические прогулы и опоздания;
  2. Неуспеваемость;
  3. Систематические нарушения дисциплины на уроках и переменах;
  4. Совершение правонарушения и вызов на КДН (комиссия по делам несовершеннолетних);
  5. Нанесение телесных повреждений, драки, причинение вреда здоровью других детей;
  6. Употребление алкоголя, наркотических веществ, курение (вейпы и жевательный табак в том числе);
  7. Невыполнение обязанностей родителями или плохое обращение с детьми;
  8. Конфликты между детьми и др.

Любое из этих нарушений означает, что к разбору ситуации классным руководителем подключается социальный педагог, который будет беседовать как с детьми, так и с родителями. Он ведет определенную документацию, фиксирующую проступки учеников и проведенную работу по каждому случаю. Так, например, социальный педагог при беседе с родителями заполняет соответствующий акт, где необходима подпись всех присутствующих на беседе, также в арсенале имеется протокол и для беседы с детьми.

Если вас в школу приглашает социальный педагог, не стоит сильно волноваться и приходить в школу с адвокатом. Это обычная беседа, на которой вас проинформируют о случившемся лично, опишут последствия и ответственность за проступок, расскажут о дальнейших путях решения данного вопроса, дадут вам рекомендации. Вы можете отказаться от выполнения рекомендаций, но вы должны понимать, что за все последствия вашего решения и действий вашего ребенка отвечать будете вы сами.

Если беседы с родителями и ребенком ни к чему не приводят, социальный педагог организовывает Совет профилактики, на которых приглашают родителей и учеников, которые совершили тот или иной проступок. На данном Совете присутствует вся администрация школы, которая обсуждает дальнейшие действия с учеником. В результате беседы ученика могут поставить на внутришкольный контроль (ВШК).

Если ребенок поставлен на ВШК, с ним работают социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог, завучи, специалисты других организаций, а положительной динамики нет, и ребенок продолжает совершать проступки и правонарушения, то школа (в лице социального педагога) может писать соответствующие письма с просьбой о помощи и содействии в решении вопроса в полицию, КДН, органы опеки и др. организации, сообщая о сложившейся ситуации. Тогда велика вероятность постановки ребенка на учет в полицию, постановка семьи на учет в различных организация и т.д. (зависит от ситуации).  

Определения

  • Групповая динамика условное название социально-психологических исследований, посвященных проблемам формирования и развития групп, факторам, влияющим на их сплочённость и эффективность.
  • Внутриличностный конфликт — конфликт социальных ролей одного человека.
  • Взаимодействие двух людей — общение двух людей, выстраивание их отношений.
  • Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого её элемента.
  • Конфликт — столкновение противоположных тенденций, интересов, проявляющееся в настойчивых попытках сторон отстоять свои позиции.
  • Управление персоналом — комплекс или система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей работников.
  • Социальное познание — процесс познания одного человека другим, одна из областей, изучаемых социальной психологией, где исследуются механизмы того, как человек перерабатывает, хранит и использует информацию о других людях и социальных ситуациях.
  • Социальная роль — зафиксированное определённое положение того или иного индивида в системе общественных отношений, общепринятый образец поведения, ожидаемый от индивидов, занимаемых определённое положение. Всегда имеет социальную оценку, может быть одобряема или не одобряема в обществе.

Обязательные этапы развития и роли индивидов внутри формирований

Группа не формируется сразу после объединения людей. Этапы социально-психологической зрелости:

  1. Конгломерат — незнакомые люди впервые оказываются на одной территории.
  2. Номинальная группа — общность получает название и статус.
  3. Ассоциация — формируется структура, появляются общие интересы.
  4. Кооперация — активное совместное взаимодействие, четкое обозначение ролей и структуры, формирование внутригрупповой морали.
  5. Автономия — в процессе совместной деятельности удовлетворяются желания индивидов.
  6. Корпорация — замкнутая общность, которая противопоставляется другим.
  7. Коллектив — совместная деятельность предполагает интегративность (коллективное принятие решений).

У каждого человека есть своя роль в формировании, которую он выполняет сознательно или просто подчиняются навязанной модели поведения. Выделяют 3 типа ролей:

  1. Социальные роли. Необходимы для поддержания динамики. Повышают сплоченность, эмоциональные связи между людьми. К ним относятся: посредник, миротворец, наблюдатель.
  2. Роли, направленные на выполнение общих задач. Помогают достичь цели, поставленной перед формированием. Предполагают рациональное использование ресурсов, минимизируют усилия. К ним относятся: инициатор, информатор, координатор, наставник.
  3. Роли, направленные на достижение личных интересов. Дезорганизуют участников, используя ресурсы общности ради достижения собственной выгоды. К ним относятся: одиночка, скептик, агрессор, циник.

Задача руководителя — следить за выполнением ролей, поощрять полезное для общности взаимоотношения и вовремя купировать деятельность дезорганизаторов.

Психотерапия

Психотерапия может быть длительным процессом, который не всегда может соответствовать вашим потребностям и ожиданиям. Если один консультант не подходит для вас, это достаточно просто, найти кого-то другого. Хотя онлайн-терапия не рекомендуется для людей с серьезными психическими заболеваниями, она может быть именно тем шагом, который способен вам помочь  начать жизнь, которую вы хотите больше всего.

Независимо от того, выбираете ли вы онлайн или личное консультирование, самое важное, что вам нужно сделать, — это получить помощь немедленно. Делайте это, пока вы мотивированы и до того, как ваши проблемы усугубятся

Примите решение и будьте готовы изменить свою жизнь к лучшему. Начните сейчас.

Психология – это наука, изучающая человеческий разум — психическое поведение и психологические функции. Психологи пытаются понять, как функционирует мозг, как он реагирует на вещи, можно ли его улучшить, и как его можно поддерживать в стабильном состоянии.

Чем занимается СП и что изучает

Задачей, которую ставит перед собой социальный психолог, является изучение деятельности индивида в различных обстоятельствах и его поведенческих реакцией, в зависимости от нахождения в различных группах. Если обратиться к Г.М. Андреевой, то, по её мнению, этот подраздел науки изучает следующие объекты:

  • группы людей;
  • отдельные личности;
  • общение между индивидами.

Если обратиться к другим советским и российским исследователям в социальной психологии, это может быть другой список.

Социальная психология

На момент рождения психика человека представляет собой «тесто», из которого в процессе онтогенеза формируется личность. С личностным формированием происходят отождествление себя с окружающим миром и понимание своего места в нём. Наблюдая за поведением окружающих его родных, ребёнок может изучить правила поведения в группе. Так начинаются этапы социальной адаптации человека.

Однако не секрет, что разные люди по-разному оценивают одну и ту же ситуацию. Мало того, общаясь, люди оказывают взаимное влияние друг на друга. Почему это происходит? Как разобраться и предсказать влияние отдельных личностей на людские массы и влияние группы людей на отдельных её членов? Как правильно общаться, чтобы не попасть под чужое влияние? Как уметь отделять свои интересы от интересов общества? Как научиться избегать ссор и конфликтов?

В своём учебнике «Социальная психология» А.Л. Свенцицкий, профессор кафедры социальной психологии СПбГУ, утверждает, что все эти вопросы возникают из-за разнообразия форм людского общения. Изучением и поиском ответов на подобное занимается СП.

Кстати! СП специализируется на исследовании людских взаимовлияний и взаимоотношений. В центре её внимания находятся последствия межличностного общения: мысли, действия и чувства отдельного человека.

Основные задачи социальной психологии

Исследователи в этой области занимаются созданием методов определения того, каким образом формируются личностные мотивы, установки, и насколько это формирование зависит от условий, в которых личность находится, какое влияние на всё это оказывает социальная группа, к которой относится индивид, и каким образом изменяется его психическое состояние.

Важно! Главная задача СП заключается в построении прогнозов социального поведения отдельных личностей и социальных групп. Например, предметом работы соц

психолога на предприятии или фирме может являться изучение человеческих отношений на рабочем месте. С помощью научного подхода может быть определён тип организации коллективных отношений, который позволит работать эффективнее. Повысятся слаженность, взаимопонимание между работниками, как по вертикали управления, так и по горизонтали. Это поспособствует развитию здорового рабочего климата и повышению производительности труда

Например, предметом работы соц. психолога на предприятии или фирме может являться изучение человеческих отношений на рабочем месте. С помощью научного подхода может быть определён тип организации коллективных отношений, который позволит работать эффективнее. Повысятся слаженность, взаимопонимание между работниками, как по вертикали управления, так и по горизонтали. Это поспособствует развитию здорового рабочего климата и повышению производительности труда.

Если поставить задачи перед российскими исследователями в области социальной психологии, то допустимо изучать следующие вопросы:

  • анализировать зарубежную СП по содержанию её методов, теоретических идей и результатов, с дальнейшим рассмотрением их практического применения в отечественном социуме;
  • отрабатывать прикладную составляющую исследований к проблемам общества и находить способы их решения при помощи СП;
  • разрабатывать теорию политических, этнических, межгосударственных и других конфликтов социального плана;
  • вести подготовку теорий диагностики социально-психологических прогнозов, оказывать помощь населению в виде консультаций для решения социальных проблем и адаптации в новой общественной реальности.

Переход от гипотез к социально-психологическим теориям в современном обществе в связи с большими переменами очень востребован.

Задачи СП

Методики терапии

Многие задумываются, кто такой психолог, и чем он занимается, а также как он может помочь выйти из депрессивного или нестабильного психического состояния без лекарств

Важно понимать, что психолог не ставит диагноз, не выписывает медицинские препараты, его работа носит только консультативный характер с применением различных психологических приемов и методик

Каждый специалист имеет в своем арсенале запас излюбленных методик, применение которых помогает ему решить проблему человека и вывести его из состояния внутреннего дисбаланса без применения медицинских препаратов. Наиболее распространенными методиками являются:

  • методика символ драмы, иными словами «сновидений наяву». Суть метода заключается в представлении пациентом образов на конкретную тематику, находясь в состоянии расслабленности. С помощью этой методики эффективно лечатся неврозы, фобии, психосоматические расстройства, депрессии;
  • методика поведенческой психотерапии. Этот метод применяется только в том случае, когда человек готов работать над своим поведением, а не стремится менять окружающих. Целью метода является приобретение новых полезных привычек, новых способов реагирования на привычные ситуации. Это поможет выйти из затянувшейся череды неудач и взглянуть на жизнь с другой точки зрения;
  • психоанализ. Эта методика призвана исследовать вместе со специалистом свое самосознание и помочь высвободить скрытые механизмы, запускающие личные конфликты. С помощью психоанализа психологи повышают самоуверенность пациента, борются с его неуверенностью в себе, тревожностью, растерянностью, неспособностью прощать или любить;
  • методика с применением арт-терапии. С помощью данной методики можно выявить конфликтную или травмирующую личность ситуацию. Случается, что человек не может словами выразить свои душевные терзания, поскольку сам не понимает, что его гнетет. Арт-терапия позволяет проработать с пациентом неосознанные мысли и подавляемые чувства через невербальные проявления сильных переживаний на холсте;
  • метод когнитивной терапии. С помощью данного метода создается краткосрочная, ориентированная на конкретные проблемы стратегия, целью которой является самоисследование и сознательное изменение поведения и образа мышления человека.
  • применение гипноза. С помощью гипноза специалист вводит пациента в состояние физиологического и психологического покоя. В этом состоянии человек становится легко внушаемым, что дает возможность проработать его страхи и изменить мешающие ему ошибочные убеждения и умозаключения. Также гипноз позволяет открыть причины проблемы, сокрытые в подсознании человека.

Психолог в каждом случае индивидуально подбирает методы работы с пациентом, иногда меняя их по ходу работы с пациентом.

Специфика предмета

Социальная тревожность — что это такое

СП, как самостоятельная дисциплина, обозначилась в 1908 году. В одно и то же время два учёных издали свои труды: социолог Э.А. Росс выпустил в Америке книгу «Социальная психология», а в Европе ознакомились с трудом психолога У. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию».

Кстати! Доктор философских наук, российский психолог Г.М. Андреева, отмечала, что выделению СП в отдельную отрасль психологии послужили причины теоретического и социального характера.


Две книги, стоящие у зарождения СП

Г.М. Андреева в своём учебнике «Социальная психология» (2001 г.) отмечает специфику при исследованиях в СП. Получение данных для изучения в других сферах выстроено на логических законах физики и других точных наук, в СП это не работает. Исследователи сталкиваются со следующими препонами:

  • проблема эмпирических данных (тип и объём);
  • объединение полученных данных в единую систему с принципами и выдвигаемыми теориями или гипотезами.

До сих пор среди специалистов-социологов не прекращаются споры, какие виды данных и в каком объёме допускать в процесс исследования.

Если рассматривать данные для изучения в области СП, то они могут иметь следующий вид:

  • сведения о поведении отдельных людей в группах;
  • информация, характеризующая параметры сознания этих людей;
  • данные о психологических оценках групп, куда помещаются индивиды.

Что касается объёма информации для обработки, то неоднозначны мнения учёных, какому его виду следовать. Работы в социально-психологическом изучении можно вести, используя два типа объёма:

  • корреляционный – используется большой массив информации, где установлены всякого рода корреляции;
  • экспериментальный – объём данных ограничен, но в него добавляют новые переменные и ведут за ними наблюдение.

К сведению! Корреляция – это зависимость (взаимоотношение) между двумя или несколькими случайными величинами. При этом за изменениями, происходящими с одной (несколькими), следуют изменения другой с определённой систематичностью.

Интеграция полученных данных в СП представляется в специфической форме. Выдвигать теорию и работать с ней в СП не представляется возможным. Теории социально-психологического плана совсем иные, нежели в точных науках. В них отсутствует дедукция. Поэтому изначально выдвигается гипотеза, как теоретический вид знаний, по ней ведутся исследования. Далее в результате обработанных гипотез делаются теоретические обобщения.

В СП разрабатываются теории, охватывающие лишь узкие сферы, – отдельные стороны жизни людей.

Отличительной специфической особенностью можно выделить обязательную проверку сформулированных гипотез и, как результа, – построение предсказаний.

Какими психологическими состояниями человека занимается?

Психологи зачастую работают со здоровыми людьми, нуждающимися в помощи психологического характера. Что такое психолог с точки зрения обывателя? Это тот, к кому можно обратиться за помощью, если человек чувствует и понимает что он не в состоянии самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Психологи занимаются такими психологическими состояниями, как:

  • кризисные состояния;
  • пограничные состояния (различные неврозы, фобии);
  • конфликтные состояния;
  • состояния нарушенного сознания.

Психологическое состояние человека является его личностной индивидуальной характеристикой. Люди по-разному ведут себя в тех или иных ситуациях. Однако в случае эпизодического проявления нехарактерных поступков, противоречащих общему стилю поведения человека, стоит насторожиться. Возможно, это просто временное ослабление психической саморегуляции, вследствие нарушения обмена веществ или эмоциональных перепадов настроения. А возможно, это нарушения в психике вследствие пережитого шока, стресса или страха. Определить это может только специалист в ходе личной беседы с пациентом.

Каково это, быть психологом

В любой карьере есть положительные и отрицательные стороны, и карьера в психологии ничем не отличается.

Некоторые негативные аспекты:

  • может быть эмоционально истощающим
  • работа может иногда расстраивать (многие клиенты не возвращаются после первого визита)
  • требуется время, чтобы стать частью сообщества для ведения частной практики
  • можно почувствовать себя изолированным от профессионального сообщества, если вести частную практику

Некоторые положительные аспекты:

  • психология — это разнообразная сфера, предлагающая множество возможностей
  • достаточно гибкий график работы
  • видит результаты своей работы
  • это надежная работа на благо общества

Чем занимается психолог?

Психолог прислушивается к проблемам пациента и оценивает ситуацию, насколько хорошо человек функционирует эмоционально, умственно и интеллектуально. Затем определяет основную причину возникновения проблемы, а также эмоции и чувства, которые испытывает пациент. Далее плавно направляет мыслительные процессы, которые пациент самостоятельно использует для эффективного решения своих проблем.

Психологи помогают людям справиться с трудными временами в жизни, а также помогают людям, страдающим от депрессии, различных фобий, зависимости от наркотиков или алкоголя, имеющим проблемы в отношениях с близкими людьми или коллегами.

Групповые феномены

В результате многочисленных экспериментов[страница не указана 816 дней

] на сегодняшний день выявлен ряд изменений, присущих поведению человека вследствие его нахождения в группе, например: конформность, социальная фасилитация, социальная ингибиция, социальное давление, диффузия ответственности или так называемый эффект свидетеля, групповая поляризация, эмоциональное заражение, социальная леность, ослабленное самосознание и так далее.

В начале XX века психолог Норманн Триплет, прогуливавшийся в парке, заметил, что велосипедисты едут быстрее, если в парке есть люди, и значительно снижают скорость, если никого нет. Это положило начало серии экспериментов, в которых испытуемые занимались разными делами то наедине с собой, то в присутствии «зрителей». Так родился вывод о том, что с механической работой человек справляется лучше, если на него смотрят, а с той, что требует творческих и интеллектуальных затрат, — без свидетелей.

Принципы социальной работы

С точки зрения многих авторов-исследователей (например, с точки зрения профессора Холостовой или Л.Г. Гусляковой) социальная работа полностью основана на своих специфических принципах, без которых невозможно представить этот вид социальной деятельности. Именно принципы выступают в качестве ключевых структурных элементов, которые выражены в виде логических форм научной теории и лежат в основе правил любой эмпирической деятельности (в особенности, в рамках социальной работы).

Принципы могут быть нескольких типов, в зависимости от своей направленности:

Социально-политические принципы – они направлены на освещение и реализацию таких требований, которые находятся в центре взаимной зависимости социальной работы и социальной политики государственных органов власти. Данная зависимость является определяющей, которая указывает на основные концепции к выбору предпочтений в социальной защите населения. Таким образом, государство выявляет актуальные и значимые проблемы, а социальные работники и соответствующие органы проводят работу по поиску путей решения выявленных проблем. Главные принципы – единство подходов социальной работы в различных регионах, демократичность методов, а также учет специфических условий социальной группы или отдельной личности

Безусловно, опираясь на принципы государства, важно отметить гуманность, легитимность и обязательную справедливость;
Общефилософские принципы – принцип отражения и детерминизма, развития и единства в сознании, историзм и связь индивида с социальной средой, в которой он существует и осуществляет свою жизнедеятельность;
Организационные принципы – компетентность кадров, осведомленность об актуальных проблемах как в узких, так и в широких социальных кругах, принцип проверки и контроля, функциональная определенность, ответственность за свои обязанности, исполнительность, соответствие полномочиям;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector