Лекция 27. личность и коллектив как объекты управления

Содержание:

Тень

Карл Юнг видел опасность в чрезмерной дифференциации сознательного и бессознательного. Чтобы этого не допустить, он советовал познать свою темную сторону, подразумевая архетип Тени.

Данный архетип символизирует желания, переживания, которые, не реализовавшись, вытесняются в бессознательную часть. Если не познать свою Тень, можно стать ее заложником. В этом был уверен основоположник аналитической психологии.

Юнг сравнивал знакомство с Тенью со взглядом в воду, в глубинах которой кроются тайные желания, узнав которые, можно понять собственное истинное лицо, которое обычно никогда не демонстрируется публично, а скрывается за некоторой маской.

Значение коллектива в воспитательном процессе

Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.

Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.

Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.

Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.

Виды коллектива

Коллективы бывают однородные и неоднородные по своему составу. Это может касаться чего угодно: пола, возраста, социального и материального статуса, образования, профессии.

Разнородным (гетерогенным) коллективам проще решать сложные задачи, ситуации мозгового штурма. Они менее конфликтны, чего нельзя сказать о гомогенных коллективах (однородных). Почему так? В гомогенных коллективах выше конкуренция, хотя и лучше взаимопонимание, а также быстрее происходит сплочение. Еще острее конкуренция ощущается в женском гомогенном коллективе.

Существует еще несколько классификаций коллективов.

По структуре

  1. Функциональные (разделение труда и обязанностей).
  2. Политические (принадлежность к каким-либо группам).
  3. Социально-демографические (разделение по полу, возрасту, статусу).
  4. Социально-психологические (симпатии и антипатии).
  5. Поведенческие (степень активности).
  6. Мотивационные (факторы, побуждающие к активности).

По статусу

Принято выделять официальные и неофициальные коллективы. То есть взаимодействие первых прописано на бумаге (устав, договор, инструкция). Неофициальные коллективы скреплены только практикой.

По характеру внутренних связей

Формальные и неформальные коллективы. Первые возникают на основе официального распределения. В неформальных коллективах взаимоотношения складываются спонтанно, сами собой. Эти границы могут быть в рамках одного коллектива, притом часто они не совпадают.

По продолжительности жизни

В рамках этого разделения говорят о временных и постоянных коллективах. Первые собираются для решения одной конкретной задачи, вторые функционируют продолжительное время и решают множественные задачи.

По степени свободы участников

Речь идет как о свободе входа/выхода из коллектива, так и об активности участия (посещаемости встреч, участии в мероприятиях).

По функциям

  1. Ориентированные на достижение коллективной цели.
  2. Коллективы, деятельность которых направлена на само общение и интересы участников.

По размеру

  1. Большие коллективы. В них люди мало знают друг о друге, каждый участник выполняет много обязанностей, больше отдаленность от участников, но выше шанс получить совет и очевиднее общие и частные цели. Такие коллективы экономичнее.
  2. Малые коллективы. В них участники хорошо знают друг друга, но выполнение задач усложняется тесными эмоционально насыщенными отношениями. Обычно в малую группу входит от 2 до 5 человек. Ни одного участника нельзя заменить без ущерба и распада для коллектива. Проще всего разрушаются группы из 2-3 человек. В триаде, как правило, один участник становится лишним.

Увеличение размера группы влияет на каждого из ее участников. В малых коллективах проще установить систему самоуправления.

Фазы вхождения личности в коллектив

Процесс вхождения личности в коллектив включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга фаз:

  • Первая фаза включает в себя адаптацию личности к коллективу. Для данной фазы характерно активное овладение нормами и правилами, принятыми в данном коллективе. Для наиболее полного проявления себя личность, прежде всего должна усвоить действующие в данной группе нормы и способы деятельности, характерные для данного коллектива.
  • Вторая фаза – фаза индивидуализации, источником развития которой является противоречие между подчинением существующим правилам и стремлением личности в к максимальной персонализации.
  • Третья фаза – процесс интеграции личности в коллективе. На данной фазе личность проявляет именно те качества и характеристики, которые приняты в данном коллективе, при этом под воздействием отдельных личностей развивается и изменяется и сам коллектив.

Основной задачей руководителя коллектива является создание благоприятных условий для адаптации и интеграции личности в коллективе.

Формирование коллектива и воспитание личности – это единый и управляемый процесс. Главное его содержание – своевременное выявление индивидуальных наклонностей, стремлений, желаний индивида, которые соответствуют качествам и особенностям их индивидуальной деятельности.

Мифы, религия – культура

Как было отмечено, культура сформировалась под действием архетипов. Культура как явление, по мнению Юнга, существует для того, чтобы научить человека разделять сознательное и бессознательное или, во всяком случае, максимально ограничивать действие бессознательного.

Логично, ведь цель культуры – просвещение, а инстинкты ассоциируются с животными, в поведении которых не наблюдается проявлений человеческой культуры.

Хотя если культура абсолютно достигнет своей цели, то человек будет нежизнеспособен. Его инстинкты перестанут работать. Человек перестанет размножаться, защищать себя, потомство. Следовательно, люди вымрут.

Важный вывод из этих утверждений: жизнеспособность человеческого рода зависит от взаимодействия сознательной и бессознательной части психики.

Принцип золотой середины Аристотеля никто не отменял.

Понятие группы в психологии: роль группы в развитии личности

Принадлежность к группе — базовая потребность, необходимая для нормального развития социальных навыков. Отвержение или невозможность присоединиться к общности людей приводит к деградации индивида, снижает его эмоциональные и интеллектуальные навыки. Но в то же время, слишком сильное влияние группы подавляет развитие индивидуальности. Поэтому важным условием психического здоровья является поддержание баланса личностно-группового взаимодействия.

Одновременно индивид принадлежит нескольким группам: профессиональной, социальной, семейной, дружественной, идейной и другим. Его положение в группах может быть разным, в зависимости от степени включенности, соответствия ожидаемой роли, личной заинтересованности.

Группа — относительно устойчивое формирование, члены которого связаны нормами, ценностями и целями.

В нем обязательно есть свои ритуалы, формы совместной деятельности, кодекс поведения, формы поощрения и санкций. Определить группы можно по следующим признакам:

  1. Интегральные психологические характеристики. К ним относятся особенности, формирующиеся в процессе развития коллектива: установки, нормы, климат, интересы. Регуляцию поведения индивидов внутри группы осуществляет социальный феномен взаимодействия: коллектив направляет поведение индивида, а общность индивидов корректирует поведенческие нормы.
  2. Структура и единение. Хаотичное образование становится объединением, когда вырабатывает структуру и нормы. Групповая композиция включает основные показатели: численность, состав, положения отдельных членов коллектива. Каждый индивид в рамках общности выполняет определенную функцию, соблюдая формальные нормы поведения. Также между индивидами могут установиться неформальные отношения, вызванные личной симпатией или антипатией.
  3. Чувство принадлежности. Группа возникает только тогда, когда ее члены осознают себя частью общности. При этом могут испытывать разные эмоции: от радости и воодушевления, до разочарования и стремления покинуть группу. Важна не эмоциональная личностная оценка, а само чувство принадлежности. Для привития этого чувства группа использует внутренние механизмы влияния, например, давление. Оно принуждает человека корректировать поведение в соответствии с принятыми нормами.
  4. Согласованность действий. Необходимость действовать сообща продиктована потребностью сохранять групповой статус и добиваться поставленной цели.
  5. Установление отношений. Отношения между индивидами развиваются параллельно развитию самой общности и распределению ролей.

Чем сильнее развито чувство сплоченности, тем больше у объединения шансов занять социально значимое положение и влиять на другие общности, постепенно укрепляя свои позиции и популяризуя взгляды.

Преобладание общественного интереса над личностным: становление коллектива

Коллектив — группа с высоким уровнем развития. Для достижения этой стадии общности необходимо действовать сознательно и следовать плану, подчиняться требованиям руководителя.

Коллектив характеризуется:

  • единством мотивов и целей, направленных на взаимопомощь и поддержку;
  • условиями для развития личности;
  • групповым характером деятельности;
  • добровольным и позитивным взаимодействием;
  • совместной разработкой способов достижения цели.

Чтобы стать коллективом, общности необходимо пройти этапы развития:

  1. Момент возникновения.
  2. Присвоение имени.
  3. Эмоциональную интеграцию.
  4. Единство целей.
  5. Встраивание целей в общесоциальные.

На последнем этапе происходит замыкание интересов личностей на глобальной цели и отхождение к этапу лже-коллектива, для которого личные цели важнее общественных.

Продуктивное общение внутри коллектива происходит благодаря процессу восприятия человека человеком — формированию образа, возникающего при непосредственном общении.

К механизмам восприятия, обеспечивающим межличностную коммуникацию, относятся:

  1. Идентификация — уподобление другому индивиду, примитивная форма привязанности. Объектом идентификации может выступать как реальный человек, так и вымышленный персонаж.
  2. Эмпатия — проникновение эмоциональным состоянием человека, разделение его чувств.
  3. Рефлексия — оценка собственного состояния психики, анализ впечатления, произведенного на членов коллектива.
  4. Аттракция — формирование привязанности, основанной на привлекательности одного индивида для другого.

В развитом коллективе личность работает на общественные интересы, но получает возможность развивать свои сильные стороны. Коллектив работает как слаженная команда, направляя основные стремления на общечеловеческие интересы.

Геометрические фигуры как символы

Что означают те или иные геометрические фигуры, согласно рассуждениям Карла Юнга:

  1. Крест. Строй и порядок. Во снах людей крест проявляется как четырехконечная мандала, трактующаяся как предельная концентрация на себе. Это символ самоконтроля.
  2. Квадрат (четверица). Целостность. Это внешняя часть мандалы, символ Бога, который проявляет себя в творениях.
  3. Круг. Примеряющий символ. Внутренняя часть мандалы, характеризующая божество или человека в его зависимости от расположения небесных созвездий.
  4. Троица. В природе этот символ характеризует стихии воды, воздуха и пламени. Изначально это символ мужского характера, который бессознательная часть психики дополнила до четверицы. Четвертая часть – земля (аналогично, тело), символ земли – дева.

Таким образом, получается, что четверица получилась из Анимы – женской фигуры, которая является олицетворением бессознательной части. Анимус – мужской аналог.

Если Анимус символизирует порядок, то Анима – противоположность Анимусу – жизнь в чистом проявлении, то есть в той форме, в которой отсутствует порядок и смысл. Анима проявляется в таких состояниях, как депрессия и экстаз, блаженство и какой-либо неуправляемый эффект.

Анима самостоятельна. На нее сложно воздействовать сознанием. Анима и Анимус – это и есть некоторые виды архетипов. Какую классификацию архетипов в целом создал Карл Юнг?

Теория А. С. Макаренко

Чаще всего для описания сути и развития коллектива используется теория Макаренко. Особенно если речь идет об организации и воспитании группы детей, подростков, людей с девиациями. Хотя и для трудового, учебного коллектива эта теория применима.

Не каждая группа людей является коллективом. Для того чтобы им стать, нужно пройти ряд этапов:

  1. Становление, или первоначальное сплочение. Работа ведется организатором группы, которая пока носит формальный характер, например, только что набранная группа новых трудовых кадров. Задача руководителя (директора, организатора) – сформировать сплоченность и единство этой группы в содержании, целях, ценностях и мотивах их общей деятельности.
  2. Выдвижение и усиление роли актива группы. В будущем коллективе оформляется структура, актив выполняет требования руководителя и выдвигает свои требования к остальным участникам коллектива. На данном этапе группа становится самоорганизующейся и саморегулирующейся системой.
  3. Расцвет коллектива. Все участники коллектива предъявляют корректные требования к остальным и самим себе, притом к себе требования всегда жестче. На данном этапе коллектив – средство самореализации и развития, нравственного становления каждой личности-участника. О сформированности этого этапа свидетельствует единство мнений и оценок участников, общий опыт, устойчивость взглядов и суждений. Коллектив оказывает воспитательное влияние на личность.
  4. Воспитание переходит в самовоспитание. Каждый участник сам представляет к себе требования, их выполнение становится внутренней потребностью.

Традиции

Традиции – важный и неотъемлемый элемент любого коллектива. Они регулярно формируются и крепнут. Традиции – устойчивые формы жизнедеятельности коллектива, отражающие желания, нормы и интересы каждого из участников. С их помощью в коллективе возникают новые общие нормы, взаимопонимание и сопереживание.

Традициям свойственно видоизменяться и обновляться. Они бывают большими и малыми:

  • К большим традициям относятся массовые события и мероприятия, которые при подготовке и воплощении вызывают чувство общей гордости и уважение со стороны общественного мнения.
  • Малые ежедневные традиции способствуют выработке дисциплины и соблюдению норм, учат поддерживать порядок и вырабатывают поведенческие привычки.

Цели

Коллектив всегда имеет общие цели и задачи. Согласно Макаренко, всегда должна быть практическая цель (перспективная). Притом выделял автор близкую, среднюю и далекую перспективу:

Близкую перспективу можно и нужно ставить перед коллективом на любом этапе развития

Важно лишь, чтобы каждый участник был лично заинтересован и предвкушал результат воплощения этой цели.
Средняя цель предполагает создание коллективного проекта будущего дела.
Далекую перспективную цель рекомендуется ставить на последних этапах развития коллектива. Эта цель всегда носит социально значимый характер, требует множественных затрат для организации и воплощения, сочетает личные и общественные потребности

Например, такой целью может быть успешное окончание школы и безошибочный выбор дальнейшего профессионального пути.

Система целей должна быть выстроена так, чтобы перед каждым участником постоянно была какая-то цель, чувство ожидания и предвкушения, желание выполнить эту задачу. Постоянное наличие цели ускоряет личностное развитие участников коллектива.

Признаки сформированного коллектива

К признакам развитого коллектива, согласно А. С. Макаренко, относится:

  • мажорный тон (оптимистичность и позитив), готовность к действиям, активность;
  • гордость за свой коллектив, ощущение его ценности, а как следствие этого – чувство собственного достоинства;
  • чувство защищенности у каждого участника;
  • дружеское единение;
  • сдержанность в эмоциях и словах.

Конфликты внутри коллектива, средства внутригруппового влияния

Конфликт — неизбежное социальное явление, которое обязательно входит в понятие группы в психологии. В психологии конфликт — отношения между субъектами, характеризующиеся противоборством идеалов, целей и интересов. Конфликт может быть внутриличностным, межличностным и внутригрупповым. Чем больше индивидов вовлечено в противостояние, тем разрушительнее и масштабнее влияние ситуации на развитие коллектива.

Стадии развития конфликта в коллективе:

  1. Предконфликтная — выделяется предмет конфликта, столкновений между оппонентами еще нет. Недовольство и эмоциональное напряжение возрастает.
  2. Инцидент — открытое столкновение, являющееся толчком к развитию конфликта.
  3. Эскалация — верхний предел развития конфликта. Участники конфликта воспринимают друг друга как врагов, аргументация переходит к уровню личных оскорблений и претензий. На этом этапе необходимость разрешения конфликта становится очевидной для всех участников.
  4. Дэескалация — завершение конфликта, переход от сопротивления к поиску совместного решения.

Предупредить появление конфликтов могут средства внутригруппового влияния, использованные лидером или влиятельными членами коллектива. К ним относятся:

  • заражение — произвольный или непроизвольный перенос своего состояния на других индивидов;
  • убеждение — воздействие на оппонентов с целью внушить им свою точку зрения;
  • внушение — воздействие на человека через силу авторитета, изменение мнения с помощью ритуалов, особенностей речи;
  • принуждение — применение открытых или скрытых угроз, требование выполнять постановления лидера;
  • просьба — доброжелательный ненасильственный призыв выполнить пожелания просящего;
  •  критика — использование негативной оценки личности или действий индивида, оскорбление и пренебрежение;
  • игнорирование — специальное небрежное отношение, вызывающее эмоциональную нестабильность.

Особым средством влияния является манипуляция. Применение манипулятивного воздействия позволяет члену группы, не являясь формальным лидером, влиять на межличностное взаимодействие, становление целей и методов их достижения.

Влияние коллектива на развитие личности

Коллектив является отражением общественных норм и правил. Именно в процессе коллективной деятельности происходит целостное и разностороннее формирование личности. Человек перенимает моральные установки, настрой группы, в которую он входит. Мнение коллектива является важным фактором, влияющим на поведение и поступки личности.

Процесс становления личности в коллективе зависит от влияния определненных педагогических форм:

  1. Педагогические требования должны быть едиными для всех участников группы. Соблюдение порядка в деятельности способствует развитию организованности группы.
  2. Оценивание и контроль предполагает наличие индивидуального подхода, при котором выполненное поручение должно соразмеряться с возможностями личности. Сложность поручений должна постепенно увеличиваться, при этом действие участника должно получать оценку и контролироваться педагогом.
  3. Управление деятельностью влияет на формирование личности в коллективной среде. Педагог должен предоставлять четкий план действий, контролировать и анализировать результаты деятельности члена группы.
  4. Взаимопонимание представляет собой правильное видение роли и перспектив коллективной деятельности и индивидуальной роли в ней отдельной личности.
  5. Агитация и пропаганда определенных мировоззрений, идей оказывает влияние на формирование человека. Обязанностью педагога является предвидение возможного воздействия данных факторов на развитие личности.

Значение влияние коллектива на индивидуума может быть осознаваемым и неосознаваемым. Иногда человек меняется под действием коллектива, не замечая этих перемен сам. В случае осознанных изменений коллектив становится побудительной силой для дальнейшего саморазвития личности.

Результатом воздействия коллектива на личность могут быть изменения:

Психологический климат

Впервые данный термин был использован Н. С. Мансуровым, проводившим изучение психологии на работе в коллективе производственного предприятия. Это понятие включило в себя тот характер эмоций, который возникал при взаимоотношениях сотрудников, и был основан на совпадении характеров, склонностей, интересов и на симпатиях.

В психологии психологический климат в коллективе рассматривается как система, состоящая из трех сфер:

  1. Социального климата. В этом случае имеется в виду осознание участниками группы задач и целей при соблюдении ими обязанностей и прав.
  2. Морального климата. Данная сфера представляет собой те ценности, которые приняты в группе, а также их согласованность, принятие и единство.
  3. Собственно психологического климата. Он представляет собой неофициальные отношения между людьми в коллективе.

Психология климата в коллективе как феномен обладает своими особенностями. Он создается самими людьми, которые способны влиять на него, изменяя и улучшая данную категорию.

Виды коллективов

Классификация коллективов происходит по нескольким параметрам:

  • составу;
  • статусу;
  • срокам существования;
  • способу их укомплектования;
  • выполняемым функциям;
  • размерам;
  • характеру взаимоотношений между членами коллектива;

Однородные и разнородные

По составу коллективы делятся на:

  • гомогенные (однородные);
  • гетерогенные (разнородные).

Различия в составе коллективной группы могут касаться половой принадлежности, возраста, уровня образования, профессии.

Гетерогенные группы отличаются эффективностью при выполнении задач повышенной сложности и в сфере выполнения творческих проектов.

Гомогенные команды подходят для достижения простых целей. В таком коллективе за счет схожести быстрее устанавливается дух сплочённости. Но остро проступает конкуренция, что может приводить к возникновению конфликтных ситуаций.

Для достижения наибольшей эффективности, рекомендуется создавать группы из разноплановых личностей.

Официальные и неофициальные

Существует разделение по статусу на официальные и неофициальные коллективы. К первым относятся официально оформленные группы, которые обязаны подчиняться определенным правовым нормам и законам. Неофициальные строятся на высказанном или не высказанном желании о сотрудничестве. Юридически они не закреплены.

Формальные и неформальные

По характеру внутренних связей выделяют типы: формальные и неформальные. В группах первого вида отношения заранее прописаны и регламентированы занимаемой должностью. В неформальных группах взаимоотношения складываются непринужденно и характеризуются возникновением дружеских связей.

Большинство сотрудников являются участниками обоих коллективных подвидов. Причиной появления неформальных образований становится недостаток общения в формальных отношениях. Часто коммуникативные свойства неформальной команды помогают организовать формальную деятельность. Как пример можно привести новость, передаваемую через сарафанное радио, о предстоящей проверке, что приводит к активации выполнения должностных операций, то есть к активной работе формального коллектива.

Добровольные и принудительные

По способу комплектования (степени свободы) коллективные группы можно разделить на добровольные и принудительные. Данный параметр рассматривается с двух сторон.

В первую очередь, это процесс вхождения в коллектив. Человек может по собственному желанию стать участником группы по интересам. Или членство в команде является выполнением гражданских обязанностей индивидуума.

С другой стороны, рассматривается активность, проявляемая участником в группе. Она может быть постоянной или периодической. Это так же позволяет человеку участвовать в коллективной деятельности разных групп, распределяя свое время.

Временные и постоянные

В зависимости от сроков существования, коллективные группы бывают:

  • временные — создаются для выполнения одного задания;
  • постоянные — срок их существования не ограничен.

Разделение в соответствии с выполняемыми функциями

Группы могут создаваться для достижения определенной цели (инструментальные) и общения по интересам (эмоциональные). Внутри коллектива выполнение функций реализуется в разделении труда. При формировании коллективного объединения руководству необходимо учитывать возможность сотрудников взаимозаменять друг друга.

Малые и большие

В данном случае акцентируется внимание не на точном количестве участников, а на их возможности поддерживать связи между собой. Члены большого коллектива не обладают полной информацией друг о друге

В малом сослуживцы хорошо знакомы между собой, что позволяет такой группе быть более гибкой и эффективной.

Большой коллектив характеризуется четкой связью общих и индивидуальных задач, способностью быстро решать однотипные, повторяющиеся задания. Имеется возможность замены участника такой группы.

Малые коллективы с существующими эмоционально окрашенными взаимоотношениями между участниками называются первичными. Состав их колеблется от 2 до 5 человек, объединенных общими интересами, неформальным контролем деятельности. В случае замены одного из участников, такая группа разрушается.

Отдельной разновидностью коллективного образования является команда, которая создается из людей с различными профессиональными навыками для решения конкретных задач.

Архетипы, сознательное, бессознательное: связь терминов

Каким же образом архетип связан с понятиями сознательного и бессознательного?

При подавлении шаблонов архетипов коллективного бессознательного по Юнгу, фантазии или желания ищут способ стать осознанными, проявиться хотя бы где-то. В частности, удается им это во снах благодаря образам и различной символике.

Часть образов и символических обозначений в тех же снах нельзя трактовать буквально. Отсюда и появились различные вариации сонников.

Образы и символы, в свою очередь, это проявление бессознательной части структуры психики. Соответственно, через архетипы личности Юнга взаимодействуют друг с другом сознательное и бессознательное.

Почему эта связь трех терминов важна в учении Юнга?

У людей в глубокой древности бессознательная и сознательная часть не различались от природы. Это не актуально для современного человека, у которого степень дифференциации достигла довольно высоких показателей. Тем не менее ее все равно не хватает для того, чтобы люди могли пренебрегать бессознательной частью как балластом (про пользу бессознательного написано далее) и принимать решения исключительно на основе сознательной части.

Каждый же конкретный архетип выражает в себе бессознательное содержание, которое под действием временных изменений стремится превратиться в нечто осознанное.

Из этого можно сделать вывод, что архетипам необходима актуализация, они подстраиваются под текущее время, чтобы люди могли их превращать из бессознательного в осознанное. Именно поэтому постоянная эволюция (актуализация) архетипов необходима человеку.

Основные критерии коллектива

Наличие коллективистских отношений в определенной группе характеризуется следующими критериями:

  • нравственность, при которой взаимоотношения базируются на ценностях и нормах общечеловеческой морали;
  • ответственность, когда каждый из членов коллектива отвечает за судьбу каждого из людей вне зависимости от индивидуальной принадлежности к коллективу и одновременно требовательно относится к себе, своим обязанностям, дисциплинирован, дает адекватную оценку собственным достижениям;
  • открытость, проявляемая в умении строить позитивные отношения с членами своего коллектива и других групп;
  • коллективизм, проявляется в заботе о членах группы, противодействие явлениям, которые могут разрушить коллектив;
  • контактность, подразумевает доверительные отношения между членами сформировавшегося коллектива;
  • организованность, то есть бесконфликтное распределение обязанностей, взаимозаменяемость, оперативное устранение недостатков в реализуемой деятельности;
  • информированность представленная четким пониманием целей, задач, конечных и промежуточных итогов совместной деятельности;
  • эффективность, выражаемая в качественном и своевременном решении задач, стоящих перед коллективом.

Групп, которые бы полностью отвечали всем перечисленным критериям коллектива, в реальности практически нет. Большинство реальных малых групп находится в промежутке между группой слаборазвитой и высокоразвитым коллективом. При этом по отдельным социально-психологическим критериям данные группы могут называться коллективами, но по другим не дотягивают до этого статуса. Модель, соответствующую всем параметрам, следует рассматривать как идеал, к которому следует стремиться коллективу в процессе развития.

Нонконформизм

Очень редко встречается третья модель, при которой личность подчиняет себе весь коллектив. Но эту модель нельзя игнорировать, поскольку существуют неформальные лидеры, проявляющие свою деятельность, и двойные, а то и тройные системы ценностей в коллективе. Члены коллектива могут заметить яркую личность с определенным индивидуальным опытом. Такая личность становится привлекательной для коллектива по причине личностных качеств, необычных поступков или суждений, оригинальной позиции или статуса. Тогда возможно, что социальный опыт коллектива изменится. У такого процесса довольно двойственный характер, поскольку в случае более низкой системы ценностей неформального лидера по сравнению с уже существующей в коллективе, такое положение может привести к обеднению социального опыта коллектива, и наоборот, если его система ценностей выше – к обогащению.

Как отмечают педагоги и психологи, очень часто члены школьных коллективов проявляют свою индивидуальность в скрытой форме. Многие школьники с радостью берутся за новую работу, особенно если она ответственная, мотивом их усердий выступает возможность блеснуть своими умениями и знаниями, быть на виду, продемонстрировать свое превосходство, причем, как и на фоне других, так и за счет других. Такие школьники не огорчаются по поводу плохого состояние коллектива, часто при возникновении общих неудач класса они радуются, потому что на этом фоне их собственные достижения выглядят ярче.

Эти модели, конечно же, не иллюстрируют все существующее разнообразие отношений, которые складываются между личностью и коллективом. При рассмотрении каждой такой ситуации нужно руководствоваться психологическими механизмами мотивации деятельности, поведения личности, закономерностями психологии и социальной педагогики.

Итог

В результате стоит уяснить следующие важные моменты:

  1. Архетип – это понятие, зародившееся в рамках школы аналитической психологии. Ее основал Карл Густав Юнг, когда обнаружил разногласия с учениями своего ментора Зигмунда Фрейда.
  2. Ближайшее понятие к архетипу – инстинкт.
  3. Архетип – это связующее звено между сознательным и бессознательным.
  4. Нельзя позволить, чтобы сознательная и бессознательная части психики абсолютно дифференцировались, а также чтобы архетипы сильно влияли на жизнь человека.
  5. Архетип – это основа мировой культуры. Все символы и образы возникли в результате воздействия архетипов, характеризующихся как бессознательные проявления, стремящиеся стать осознанными.
  6. Архетипы стремятся стать осознанными, реализоваться в жизни, если их подавлять, то они станут реализовываться в сновидениях, например.
  7. Существуют различные виды архетипов. Карл Юнг составил для них собственную классификацию и каждый из видов охарактеризовал. Стоит заметить, что описанием архетипов занимались и другие психологи.

Важно знать, каким архетипом обладает тот или иной человек, какой архетип в конкретной личности преобладает. Это позволит понимать сильные и слабые стороны личности

Как определить свой архетип? Можно, например, пройти один из онлайн-тестов. Для того чтобы получить максимально достоверные результаты, стоит пройти данные тесты на разных сайтах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector