За что отвечает правое полушарие мозга: упражнения для развития

Распределение обязанностей

За что отвечает левое полушарие мозга и почему оно доминирует над своим собратом? Функции левого полушария головного мозга таковы:

  1. Понимание речи, способность говорить.
  2. Логика.
  3. Запоминание событий, дат, имён, действий.
  4. Действия правой стороны тела.
  5. Способность мыслить по цепочке, выстраивать логические ряды.
  6. Аналитические способности также подвластны  левому полушарию.

Именно благодаря этой части человечество совершило технологическую революцию. Все научные открытия сделали люди с доминирующей левой стороной. За что отвечает левое главное полушарие головного мозга и можно ли на него списать неправильные действия, убийства, насилия? Для начала стоит понять, что все действия диктует мозг. Если человек совершает насилие, он отдаёт себе отчёт в действиях, однако вопрос в другом: как он их воспринимает?

Учёные провели ряд исследований с маньяками, убийцами, людьми-изуверами. Результат поразил: большинство подопытных считало, что они совершали правильные деяния, кроме того, они тщательно готовились к будущим преступлениям. То есть их левая доля мозга спланировала все действия, по полочкам разложив порядок преступлений, очерёдность действий. Маньяки скрупулёзно выискивали своих жертв, мозг методически определял нужные детали, выделяя обречённых из толпы. Казалось бы, всё просто: заболевания провоцируют сбои в работе головы – отсюда и преступления. Однако исследования томографии показали, что у многих преступников развиты оба полушария большого мозга, отсутствуют опухоли, травмы. Где же та «кнопка», отвечающая за весь негатив? Ответ пока не найден.

Другой интересный факт: многие одарённые учёные, математики, физики, химики отчаянно невезучи в амурных делах. Романтические свидания под луной, походы в кафе они игнорируют, им гораздо интереснее посидеть над нерешенной задачей или вывести очередной закон. Почему? За романтику, любовь, эмоции отвечает правое полушарие, а люди, конкретно избравшие научную стезю, развивают противоположную часть мозга, постоянно подавляя правую. Как же быть «ботаникам», как развить правое полушарие? Работа полушарий головного мозга в идеале должна быть одинаковой, однако для  этого необходимо постараться.

Функции левого и правого полушарий очень разнятся. У эмоциональных людей лучше развито правое полушарие, однако это не означает, что они не могут решать алгебраические примеры. Просто такие люди наделены музыкальным даром, могут сопереживать, развитая интуиция позволяет им избегать непростых ситуаций. Художественный дар, литературные способности – всё это про гуманитариев. Они развивают свои возможности, иногда подавляя функции левого мозга. Повторяется ситуация с «влюблённым ботаном» с точностью до наоборот. Полушария большого мозга могут работать в тандеме. Яркий пример тому – люди индиго, одарённые личности. Тот же Леонардо да Винчи был гениальным живописцем, «технарём», медиком, пророком, предугадавшим изобретение многих технических устройств. Интересно, какое полушарие мозга у него было развито сильнее? Хотя именно благодаря равноценной работе правого и левого полушарий мозга получилась знаменитая «Мона Лиза», в глазах которой учёные прочитали цифровой код. Расшифровать его пытаются лучшие умы, однако пока безрезультатно.

Большинство сталкивалось с маленькой проблемой: невозможностью вспомнить элементарную вещь, название города, имена бывших одноклассников. Пожилые люди часто сетуют на угасание памяти, однако и более молодые люди порой забывают названия улиц, событий, дат. Это может говорить об изменении в структуре мозга, возможно, требуются упражнения для мозга. Кроссворды, викторины, аналитические игры типа «Монополия» прекрасно освежают левую часть. Но, что интересно: чем сильнее угасает левая сторона мозга с аналитической памятью, тем сильнее и ярче становятся воспоминания, прошлые мгновения жизни. Развитие правого полушария мозга начинается с новой силой. Это заметно на примере людей в возрасте: они становятся более эмоциональными, их очень легко обидеть. Эффект дежавю, когда люди видят некоторые моменты не один раз, является своеобразным сигналом из правого полушария головного мозга. Одни учёные считают это сбоем, нарушением, а вот парапсихологи говорят о расширении функций правой доли.

Функции отделов

Этот отдел образуют мозжечок и варолиев мост, который находится над мозжечком и соединяет его со спинным мозгом. Здесь происходит регуляция нашего вестибулярного аппарата — это ощущение равновесия, а также координация движений. Он надежно защищен, поскольку повреждение этой зоны провоцирует шаткую, неустойчивую походку, ослабление мышц, даже тремор конечностей, в некоторых случаях — изменение почерка.

Этот отдел перерабатывает всю входящую информацию. Его основная функция — наша способность адаптироваться, приспосабливаться. Промежуточный мозг состоит из трех частей:

  1. Таламус принимает сигналы нервной системы и отправляет их к соответствующим органам.
  2. Гипоталамус отвечает за удовольствие и работу всех внутренних органов. является центром удовольствия, а также регулирует работу внутренних органов.
  3. Эпиталамус вырабатывает мелатонин — гормон, который регулирует наш сон и бодрствование.

По результатам научных наблюдений ученые выяснили, какой отдел головного мозга отвечает за зрение. Этим занимается затылочная доля, расположенная под мозжечком.

Ассоциативная кора не отвечает за движения, а обеспечивает работоспособность таких функций, как память, мышление и речь.

Ствол отвечает за соединение спинного и переднего, а состоит из продолговатого, среднего и промежуточного мозга. В продолговатой части расположены центры, регулирующие работу сердца и дыхания.

Задний мозг замыкает на себе большую часть вегетативных и соматических рефлексов. При его нарушении перестанут функционировать жевательный и глотательный рефлекс. Мозжечок отвечает за тонус мышц, координацию, передачу информации по большим полушариям. Если работа мозжечка нарушена, то появляются нарушения движения, возникает паралич, нервная ходьба, покачивание. Таким образом становится понятно, какой отдел головного мозга обеспечивает координацию движения.

Мост заднего отдела мозга контролирует мышечные сокращения при движениях. Позволяет передавать импульсы между корой головного мозга и мозжечком, где находятся центры, контролирующие мимику, жевательные центры, слух и зрение. Рефлексы, которые подконтрольны мосту: кашель, чихание, рвота.

Передний и задний мост функционируют между собой, чтобы работа всего организма происходила без сбоев.

Чем опасно повреждение левого полушария мозга?

При каких-либо повреждениях левого полушария мозга отмечают нарушения, исчезновения или деформации его функции. Возможно появление таких патологических состояний:

  • Нарушение способности обобщать полученные данные;
  • Нарушение умения выстраивать логические цепочки;
  • Различные поражения речевого аппарата (непонимание речи, утрата способности говорить и другие);
  • Поражение письменного анализатора (непонимание написанного при восприятии устной речи или невозможность писать при нормальной речи);
  • Комбинированные поражения речи и письма;
  • Нарушение ориентации во времени;
  • Нарушение способности построить в правильной последовательности задачи, которые требуется выполнить для достижения какой-либо цели;
  • Невозможность делать выводы из имеющихся фактов.

Зачастую восстановить утраченные способности полностью невозможно. В некоторых ситуациях не удается добиться даже минимального улучшения в той или иной сфере поражения. Особое значение в этой ситуации имеют левши, чей центр речи, как и некоторые другие находятся в правом полушарии.

Тот фактор, что центр речи находится в лобных долях левого полушария, был доказан в середине 19 века. После чего практически сразу выяснилось, что преобладание в письме левой руки тесно связано с центром речи в правом полушарии. В 1861 году сформулировали понятие «моторная афазия», которое подразумевает понимание речи, но отсутствие возможности говорить. Данное состояние появилось после разрушения определенных зон в левом полушарии. В 1874 году открыли «сенсорную афазию», которая характеризуется умением говорить, но невозможностью понимать речь. Феноменальность данных нарушений в том, что у левшей данные зоны располагаются чаще всего в правом полушарии.

Исследование с джазовыми музыкантами

В исследовании, которое было недавно опубликовано в журнале NeuroImage, была использована визуализация активности мозга у джазовых гитаристов во время импровизаций. Это эксперимент проводился в лаборатории творчества Университета Дрексел, главное здание которого расположено в штате Пенсильвания, США, в городе Филадельфии.

Гуляли в лесу и нашли маленького олененка, оставшегося без мамы. Забрали домой

Использовала доски, но можно и поддон разобрать: стильное изголовье кровати

Обнаружена молекула, разрушающая жир, вне зависимости от количества съеденного

Тридцать два джазовых гитариста были привлечены для исследования, чтобы снять у них электроэнцефалограмму, когда они занимались импровизацией. При этом некоторые из участников процесса были очень опытными, чего нельзя было сказать о других. Музыкантов попросили сыграть шесть джазовых произведений в сопровождении фортепиано, бас-гитары и ударных инструментов.

Что означает этот жест?

Левая рука сверху правой

Если левая рука оказалась над правой, то ваше правое полушарие головного мозга развито лучше. Оно отвечает за творческие способности, из чего следует вывод, что вы – натура, не лишенная воображения. Абстрактное мышление у вас работает достаточно хорошо, благодаря чему вы можете преуспеть в любом виде искусства.

Люди, у которых левая рука остается поверх правой, наделены превосходным чувством стиля. Они креативны и обладают разными талантами. Если вы еще не успели в себе их открыть, то это не говорит об их отсутствии. На мир вы смотрите иначе, чем люди с развитым левым полушарием. Принимаемые вами решения способны удивить своей оригинальностью кого угодно.

У этой красивой медали имеется и обратная сторона. Это – ваша эмоциональность и несдержанность. Вы испытываете необходимость во внимании со стороны окружающих, и всегда хотите получать одобрение. Критику воспринимаете болезненно. В сложных ситуациях впадаете в депрессию, поэтому работа, требующая стрессоустойчивости, вам мало подходит. К слову, если ваш род деятельности не предполагает творчества, психологи советуют вам заняться хобби.

Правая рука сверху левой

У вас хорошо развито левое полушарие головного мозга. Большим плюсом считается структурированность мышления. Точные науки даются вам с легкостью, поэтому вы преуспеваете в тех сферах деятельности, которые требуют точности и повышенного внимания. Вы можете преуспеть в научной работе, банковском и бухгалтерском деле, юриспруденции.

Люди, которые скрещивают руки именно таким образом, — настоящие трудоголики. Они удачно завершают любые дела, за которые принимаются. Прежде чем что-то предпринять, они взвешивают все «за» и «против». Их отличительной особенностью является пунктуальность, которой они требуют и от других и умение держать все под строгим контролем.

Люди с развитым левым полушарием мозга также известны, как борцы за справедливость. Они считают своим долгом защищать и оберегать слабых, причем, времени у них на это всегда хватает, так как они умеют его планировать.

Минусы в характере таких людей тоже имеются. Если вы скрещиваете руки так, что правая рука оказывается над левой, то, скорее всего, плохо адаптируетесь к переменам. Вы не переносите больших и шумных компаний, а проводите время в одиночестве. Ошибок людям вы не прощаете, поэтому прослыли у окружающих человеком конфликтным.

Психологи советуют вам признать тот факт, что вам недостает коммуникабельности. Ошибочно думать, что в этом нет ничего страшного. Именно умение налаживать общение лежит в основе вашего пребывания в социуме.

Запомнить эти два описания и научиться определять характер человека по его умению скрещивать руки довольно просто. Достаточно принять к сведению, что левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое – за творчество. Из этого легко сделать самостоятельный вывод.

Источник фото: pixabay

Восстановление пароля

Синхронизация работы полушарий

Среди людей существует распространенное мнение о том, что необходимо заниматься упражнениями, направленными на развитие памяти, улучшение интеллектуальных способностей, внимания и совершенствования всего тела в целом

Однако в данной ситуации, прежде всего, необходимо обращать внимание на деятельность самого головного мозга, ведь именно от его функционирования зависит развитие всех перечисленных факторов. Нужно понимать, что тело и умение не будут совершенствоваться, если на это не настроен главный орган человеческого организма

В одной категории людей лучше развито правое полушарие мозга, в другой — левое. Однако существуют и такие личности, которым повезло и у них одинаково хорошо работают обе половины головного мозга. Тем, кто не относится к этой группе счастливчиков, рекомендуется заниматься упражнениями, которые помогут улучшить их синхронизацию.

Благодаря многолетнему труду психофизиологов, который заключался в изучении строения и функций полушарий головного мозга, удалось разработать комплекс упражнений направленных на их гармоничную работу. Легче всего сделать это музыкантам, ведь они с ранних лет учатся гармонично воспринимать окружающие события. Объясняется это и тем, что у них хорошо развиты руки, они гармонично взаимодействуют, ведь именно эта часть тела является основным инструментом, направленным на развитие мозга. Представим вашему вниманию упражнения на синхронизацию полушарий, некоторые из них могут быть знакомы еще с детских лет.

Зеркальное рисование

Необходимо разместить на столе лист бумаги и вооружиться двумя простыми карандашами. Нужно одновременно, синхронно рисовать  изображения, буквы или цифры. В конечном итоге должно появиться ощущение расслабления глаз и рук.

Колечко

Быстрыми последовательными движениями необходимо соединять в кольцо большой палец со всеми другими. Выполнять сначала на каждой руке поочередно, затем одновременно.

Эффективным также является упражнение знакомое всем еще со школьных лет, с уроков физического воспитания. Необходимо попеременно доставать рукой ногу

Выполнение этой задачи позволяет избавиться напряжения эмоционального характера, улучшает внимание и мышление. Кроме этого упражнение является достаточно полезным даже для фигуры

Особенности полушарий

Симметричные отделы гемисфер обеспечивают движения и специфическую чувствительность равнозначно. Однако такое усреднение не касается высших корковых функций, эмоций, процессов активации и адаптации.

Нейрофизиологи классифицируют межполушарную асимметрию головного мозга на:

  • анатомическую (выражается в морфологической неоднородности гемисфер);
  • биохимическую (проявляется различиями в клеточных реакциях, содержании нейромедиаторов);
  • психофизиологическую (моторной, сенсорной, когнитивно-эмоциональной).

Левое

Левое полушарие мозга является ответственным за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению. Благодаря работе левого полушария человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена, их последовательность и то, как они будут выглядеть в письменном виде.

Левое полушарие несет ответственность за аналитическое мышление человека, благодаря этому полушарию развита логика и анализ фактов, а также осуществляются манипуляции с числами и математическими формулами.

Левое полушарие мозга доминирует в таких областях:

  • координация движений правой части тела;
  • контроль речи, чтения, письма, распознавание и понимание математической символики, а также запоминание имен, дат;
  • логический анализ полученных извне фактов;
  • только буквальное понимание понятий;
  • этапность в обработке любой полученной информации;
  • все математические манипуляции;
  • ориентация во времени и ощущение собственного тела;
  • понятие о собственном «Я» и выделении его из окружающей среды;
  • преобладание интровертности в характере;
  • логическое, символическое и последовательное мышление.

При каких-либо повреждениях левого полушария мозга отмечают нарушения, исчезновения или деформации его функции. Возможно появление таких патологических состояний:

  • нарушение способности обобщать полученные данные;
  • нарушение умения выстраивать логические цепочки;
  • различные поражения речевого аппарата (непонимание речи, утрата способности говорить и другие);
  • поражение письменного анализатора (непонимание написанного при восприятии устной речи или невозможность писать при нормальной речи);
  • комбинированные поражения речи и письма;
  • нарушение ориентации во времени;
  • нарушение способности построить в правильной последовательности задачи, которые требуется выполнить для достижения какой-либо цели;
  • невозможность делать выводы из имеющихся фактов.

Как развивать левое полушарие мозга

Многие люди мечтают улучшить и развить способности, которые регулируются левым полушарием мозга, понимая, как подобное самосовершенствование отразится на качестве жизни и личных достижениях. Людям, у которых левосторонние отделы работают интенсивно, без сбоев, проще учить иностранные языки. Им легко даются исследования в области медицины и точных наук, аналитическая деятельность, составление обзоров, научное прогнозирование.

Для развития левого полушария в детском возрасте врачи рекомендуют тренировать мелкую моторику. Детям дают мелкие предметы, из которых нужно собрать конструкцию, головоломки для выкладывания цепочек, изображений, пазлов. Малышам предлагают рисовать, выводить карандашом знаки, лепить из пластилина, заниматься плетением.

Благодаря подобным упражнениям развиваются мозговые структуры в левой половине головы. Принцип и подход к задаче, как развивать мозг в области левого полушария у ребенка или взрослого – идентичен. Врачи советуют больше нагружать мозговые структуры, увеличивать объем работы, на который ориентированы мозговые центры, расположенные слева. Несколько упражнений для тренировки мозга:

  1. Зеркальное рисование. Берут лист бумаги и два карандаша, рисуют на листе одновременно обеими руками одинаковые цифры, буквы, символы, знаки.
  2. Кольца. Смыкают кончик большого пальца поочередно с кончиками всех других пальцев рук, чтобы получалось замкнутое кольцо. Упражнение делают быстро, сначала одной правой рукой, затем вместе обеими руками.
  3. Знаки пальцами. Правой рукой показывают знак «Виктория» («V»), поднимая вверх прямые указательный и средний пальцы, сжимая в кулак остальные. Левой рукой показывают знак «Ок», смыкая кончики указательного и большого пальцев, поднимая остальные пальцы прямо вверх. Выполнять быстро, менять руки.

Упражнения тренируют внимание, память, способность быстро переключаться на выполнение разноплановых задач. Оттачивается координация движений и мелкая моторика, развиваются соответствующие отделы мозга

Математические задачи

Чтобы заставить левое полушарие интенсивно работать, врачи рекомендуют поступать, как с тренировкой мышц – повысить нагрузку на этот отдел мозга. Он отвечает за мыслительную деятельность, навыки вычисления, математические операции с числами. Математические и логические задачи помогут улучшить деятельность мозговых центров слева. Несколько заданий:

  1. Быстро сложить сумму всех целых числе от 1 до 100 без использования калькулятора. Ответ: В границах промежутка от 1 до 100 всего 49 пар чисел, которые в сумме дают 100 (1 и 99, 2 и 98, 3 и 97 и т.д.). Чтобы быстро высчитать искомую сумму нужно 49 умножить на 100 и прибавить два числа без пары – 50 и 100. Получится 5050.
  2. Отцу и двоим сыновьям нужно перебраться через реку. На плоту одновременно могут разместиться или два сына или один отец. Как перебраться всем троим? Ответ: Сначала на противоположный берег перебираются оба сына, затем один возвращается к отцу, другой – остается на причале. Отец пересекает реку и оказывается на противоположном берегу. Сын, который оставался на причале, возвращается за братом. Они оба преодолевают водную преграду.
  3. 5-литровая банка заполнена соком. Как отлить из 5-литровой банки ровно 1 литр, используя две пустые банки объемом 2 и 3 литра. Ответ: Отливают из 5-литровой банки 3 литра в трехлитровую, затем из 3-литровой доверху наливают 2-литровую банку. В 3-литровой банке остается 1 литр. Из 2-литровой банки выливают сок обратно в 5-литровую, где получилось ровно 4 литра.

Кроссворды

Чтобы активировать свои собственные умственные способности, эксперты советуют разгадывать кроссворды, сканворды, филворды, судоку и другие формы интеллектуальных игр с цифрами и словами.

Физические упражнения

Чтобы заставить работать отделы головы слева, нужно выполнять физические упражнения правой частью тела – вращать, совершать движения правыми конечностями, прыгать на правой ноге. Занятия йогой и танцами улучшают координацию движений, положительно влияют на деятельность мозга.

От корректной работы левой половины головы зависят важные функции: речь, мышление, логический анализ, объективное восприятие информации, поступающей из внешнего мира. Чтобы улучшить когнитивные способности, нужно развивать мозг в левом полушарии.

Просмотров: 1 239

Причины синдрома запертого человека

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector