Развитие ассоциативного мышления: эффективные упражнения

Ассоциативное мышление: что это такое

Ассоциативное мышление представляет собой разновидность мыслительного процесса, в основе которого лежат связи между словами, то есть ассоциации.

Связи могут возникать между предметами, событиями, фактами, информация о которых хранится у человека в памяти. Например, если произнести слово «мимоза», то у многих возникнет мысль о празднике 8 Марта или о знаменитом салате, а слово «мандарин» чаще всего вызывает сладостные воспоминания о прекрасном празднике Новый Год. Такие воспоминания и называются ассоциациями, которые зависят от опыта конкретного человека.

В психологии ассоциации разделяются на несколько подвидов:

  1. Контрастные или противоположные (утро-вечер).
  2. Сходные или аналогичные (печка – микроволновка).
  3. Обобщенные (огурец – овощ, куртка – одежда).
  4. Смежные в пространстве и времени (зима – холод).
  5. Причинно-следственные по (тучи – дождь).
  6. Тематические (кашель – болезнь).
  7. Словообразовательные, появляющиеся на основе единого корня слов (жуть – жуткий).
  8. Фонетические, вызванные созвучностью слов (дочь-ночь).

Ассоциативное мышление очень полезно для решения самых разнообразных задач, они стимулируют мыслительную деятельность. Связи между понятиями проявляются не только в виде слов, у многих людей они возникают в виде образов, запахов, звуков. Все зависит от того, кем является человек (аудиалом, визуалом, кинестетиком).

Все люди по-разному запоминают информацию. Одним легче запомнить то, что они видят, другим нужно записать информацию на бумаге, третьим – прослушать ее. У каждого здорового человека есть способность создавать ассоциативные ряды. Но существует и такое понятие, как «ассоциативное расстройство». Это психическое заболевание, при котором человек не может построить в уме последовательный ряд связанных между собой терминов.

Тренировка мыслительного процесса, построенного на связи понятий, помогает делать новые открытия, генерировать новые идеи, улучшать запоминание нового материала. Так в основу системы быстрого запоминания Т. Бьюзена положен именно ассоциативный метод. Для закрепления новой информации в памяти нужно соотнести ее с уже знакомыми предметами.

Наша память так устроена, что связанные понятия намного легче запоминаются. Если нужно запомнить какое-то новое слово, следует его ассоциировать со знакомым словом по созвучию или по другим критериям. Так новое знание привязывается к базовому, которое уже прочно закрепилось в мозгу человека. Именно по такому принципу и работает ассоциативная память.

Вступительная часть

1. Рассказ ведущего об особенностях раннего подросткового возраста.
2. Правила тренинга.
Ведущий предлагает участникам прочитать правила, записанные на заранее подготовленных карточках, которые помещены в общий пакет (или сумку). Все дают согласие, по очереди достают карточки, читают вслух:
• Кто больше дает – тот больше получает.
• Говорит только один человек, его не перебивают.
• Не допускаем негативных высказываний.
• Можно пропустить свою очередь.
• Не даем оценок друг другу.
• Каждый имеет право на свое мнение.
• Предлагаем в добровольцы только себя!

Упражнение «Мячик»
Цель: знакомство, диагностика настроения до начала игры.Инструкция: участники становятся в круг. Все держат руки впереди себя «ковшиком». Ведущий бросает кому-либо из круга мячик, называя его имя. Получив мяч и перебросив его другому, игрок убирает руки за спину: каждый получает мяч только один раз. Последний бросает мяч ведущему, а тот снова вводит его в игру в такой же очередности по кругу, чтобы воспроизвелась цепочка бросков. Можно бросать мяч в обратной последовательности.

Упражнение «Четыре угла»
Цель: изучение интересов группы, самопрезентация участников, выравнивание эмоционального фона.Инструкция: ведущий в каждом углу комнаты приклеивает листок определенного цвета: синий, зеленый, красный или желтый.
Ведущий объявляет, что, после того как он назовет вопрос, каждому нужно встать к выбранному цвету. Если участник не может определиться с выбором, то он остается в центре.
Первый вопрос: какой из этих цветов вам наиболее приятен?
Далее вопросы составляются согласно цели тренинга. Например:
• Что любите есть? (1 – фрукты; 2 – овощи; 3 – мясо; 4 – сладости.)
• Кого боитесь? (1 – змей; 2 – пауков; 3 – лягушек; 4 – собак.)
• Кто какие фильмы любит? (1 – комедии; 2 – боевики; 3 – мультфильмы; 4 – ужастики.)
• Любимое время года? (1 – зима; 2 – весна; 3 – лето; 4 – осень.)
• Какой период считаете самым важным в жизни человека? (1 – детство; 2 – отрочество; 3 – зрелость; 4 – старость.)
• Какому виду отдыха отдаете предпочтение? (1 – сон; 2 – музыка; 3 – прогулки на природе; 4 – общение с друзьями.)
Все ответы соответствуют цветам по порядку: 1 – синий, 2 – зеленый, 3 – красный, 4 – желтый.
По окончании игры участники делятся впечатлениями.

Психодиагностические методы с использованием ассоциаций

Спонтанно возникающие в коре головного мозга связи с начала XX века используются психологами для диагностики психических состояний человека

Первым обратил внимание на связь свободных ассоциаций с процессами, протекающими на уровне бессознательного, З. Фрейд

Согласно его теории, на этом глубинном уровне психики находятся подавленные человеком инстинкты и желания, которые противоречат требованиям общества.

Но загнав эти запретные желания в дальний угол бессознательного, человек от них не избавился. Они продолжают влиять на его поведение, провоцировать фобии или странные поступки, вызывать даже психические отклонения и органические заболевания.

Метод свободных ассоциаций

Возникающие непроизвольно ассоциации несут информацию об этих подавленных желаниях и инстинктах, что позволяет психологу или психиатру поставить диагноз. Для этого З. Фрейд разработал и начал применять метод свободных ассоциаций, который и до настоящего времени является одним из основных в психоанализе.

Принцип этого метода очень прост. Приняв удобную позу и расслабившись, пациент должен просто говорить все, что приходит ему в голову. Он может рассказывать о своих проблемах, а может просто размышлять о смысле жизни или обсуждать своих коллег. Нужно не контролировать, не анализировать, не подбирать правильные слова, а свободно говорить.

Мысли и слова пациента сами по себе вызывают у него в сознании разные ассоциации, порождая новый поток речевой активности и вытаскивая из бессознательного то, что там спрятано и мешает жить. А вот психоаналитик должен распознать связь между отдельными фразами, словами, оговорками пациента и его психологическими проблемами и комплексами, выявить эти проблемы и раскрыть их сущность перед клиентом.

Разнообразие ассоциативных методов

В настоящее время ассоциативное мышление используется во многих психодиагностических методиках, которые позволяют изучить особенности психического состояния индивида, его проблемы, переживания и отношение к окружающим. В отличие от Фрейда и его последователей, представители других психологических направлений предпочитают использовать не свободные ассоциации, а более организованные и управляемые психотерапевтом. Методики разработаны таким образом, чтобы не только стимулировать возникновение ассоциаций, но и иметь возможность статистически обработать результаты, сравнить их с данными других клиентов. Все подобные способы диагностики можно разделить на три группы тестов:

  1. На основе вербальных ассоциаций. В таких тестах испытуемым предлагается ряд слов или фраз, в ответ на которые он должен произнести первое, что придет в голову. Сама формулировка, значение, сфера использования фраз рассчитаны на то, чтобы раскрыть внутренние проблемы диагностируемого. Одна из самых популярных подобных методик – тест «Парных ассоциаций».
  2. На основе зрительных ассоциаций. Рассматривая предложенные картинки, часто абстрактные, клиент должен сказать, что они ему напоминают. Наиболее известные из этих методик – тест «Чернильных пятен» Роршаха и метафорические карты.
  3. На основе анализа продуктов творчества. Для того чтобы изучить неосознанные ассоциации, диагностируемому предлагают выполнить творческое задание, например, написать эссе на заданную тему или нарисовать что-то. Творческий процесс освобождает мышление и подключает к процессу подсознание, что облегчает рождение ассоциаций и открывает доступ к образам-архетипам, скрытым желаниям и плохо осознаваемым проблемам.

Ассоциативное мышление – не только источник важной информации о человеке, оно является необходимым условием интеллектуального и творческого развития личности

Зачем же это нам нужно

Ассоциативное мышление позволяет с легкостью усваивать новый материал, генерировать невероятные идеи, быть первым в своем любимом деле

Создать ассоциативный ряд проще простого, но стоит запомнить и учесть одно важное правило – чтобы связь между словами запомнилась лучше, она должна быть яркой, необычной. Именно такие события прочно откладываются в нашей памяти. Нужно ежедневно выполнять специальные упражнения, и тогда вы сможете максимально развить свою память, воображение и творческие способности

Нужно ежедневно выполнять специальные упражнения, и тогда вы сможете максимально развить свою память, воображение и творческие способности.

Теперь, зная, что такое ассоциативное мышление, вы можете узнавать больше новых слов и не мучить себя запоминанием нудных формулировок

Взрослый вы или ребенок, неважно, развивать ассоциации никогда не поздно. Прочтение этой статьи является первым шагом на пути к развитию эффективного мышления. Также хотелось бы посоветовать прочитать и другие статьи по развитию на данном сайте

Изучайте новое, делитесь с друзьями и никогда не останавливайтесь в своем стремлении стать лучше

Также хотелось бы посоветовать прочитать и другие статьи по развитию на данном сайте. Изучайте новое, делитесь с друзьями и никогда не останавливайтесь в своем стремлении стать лучше.

Виды ассоциаций в психологии

Психика человека обладает огромными ассоциативными возможностями.

По типу образования различают ассоциации:

  • по сходству;
  • по контрасту;
  • по смежности в пространстве или во времени;
  • причинно-следственные ассоциации.

Любое заучивание или запоминание чего-либо предполагает установление соответствующих ассоциаций или нервных связей. Ассоциация является не чем иным, как «непрерывным ощущением», как любое чисто зрительное, слуховое, только тянется оно дольше, да характер беспрерывно меняется, считал И.М. Сеченов.

Физиологическая основа ассоциаций дает ясную картину физиологических механизмов, как процесса запоминания, так и воспроизведения. Например, необходимо запомнить несколько гимнастических упражнений, последовательно выполняемых. Между отдельными элементами упражнения устанавливаются связи – это ассоциации по смежности. Выполнение какого-то элемента вызывает действие нервных процессов, связанных с выполнением следующего элемента и, в результате, всё упражнение выполняется последовательно и без ошибок. При запоминании словесного материала, например, стихотворения, также используются ассоциации по смежности.

Ассоциации по сходству носят несколько иной характер, и дело с ними человек имеет тогда, когда восприятие какого-то предмета вызывает в памяти воспоминание сходного с ним предмета, причем, этот предмет никогда не воспринимался рядом с первым.

Сходство нервных связей является основой ассоциаций по сходству, и вызываются они двумя сходными объектами. Сходные моменты вызывают сходные нервные связи, которые отражают общие черты в том и другом объекте. В коре головного мозга связей возникает возбуждение, относящееся к одному предмету, и закономерно вызывает оживление связей, относящихся к другому предмету. Данный вид ассоциаций имеет большое значение в учебном процессе, потому что дает возможность сравнивать изученные явления с изучаемыми, находить общие черты и, таким образом, лучше запоминать материал.

К ассоциациям по сходству по своей форме близкими являются ассоциации по контрасту. Суть этого вида ассоциаций в том, что восприятие какого-нибудь предмета вызывает воспоминание о другом предмете, имеющем противоположные признаки. Данные ассоциации представляют собой временные связи, которые включают представления о контрастирующих объектах. Эти объекты противоположны и по характеру и значению отдельных членов, но входят в общее целое. Данные объекты в практической деятельности обычно сопоставляются и сравниваются, образуя соответствующие нервные связи.

Законы ассоциаций для всех процессов памяти имеют огромное значение и могут быть обнаружены в любом из этих процессов. Для лучшего усвоения учебного материала ассоциации образуют преднамеренно. Все они имеют условно-рефлекторную природу, а их физиологической основой является замыкательная функция коры головного мозга. Их возникновение и течение подчиняется основным законам образования условных рефлексов.

Для того чтобы необходимые ассоциации быстро и точно образовывались необходимо:

  • правильно сочетать раздражения;
  • для закрепления новой связи проводить достаточное количество повторений, опираясь на установившиеся и закрепленные связи.

Упражнения для развития

Мышление – функция мозга, которая подлежит развитию и тренировке. Систематическое выполнение упражнений улучшает способность мыслить ассоциативно. Дети познают окружающую среду с помощью ассоциативного мышления, которое им необходимо для дальнейшего обучения и восприятия мира. Развивать его необходимо с младенческих лет. Хороший ассоциативный мыслительный процесс даёт толчок к появлению оригинальных образов, необычных идей у детей.

Малыши легко генерируют новые смысловые связи. Развить детское ассоциативно-образное мышление можно поэтапно. Сначала малыша знакомят с предметами и связанными с ними действиями. На следующем этапе приучают его обобщать понятия: платье, брюки, куртка, юбка – одежда; ботинки, кроссовки, сапожки, тапочки – обувь.

Существуют эффективные упражнения. Например, ребёнка сначала расспрашивают про животных: что они делают, чем питаются, как спят и умываются. Потом малышу предлагают перевоплотиться в конкретного зверька. Пусть маленький человечек поползает на четвереньках, попробует пищать, принюхиваться и издавать звуки, характерные для этого животного. Подросший ребёнок должен научиться составлять ассоциативные связи, находить последовательность в словесном ряду, анализировать предметы по признакам.

Негативная реакция на ассоциации может привести малыша к развитию различных комплексов. Например, отрицательные эмоции вызывает ассоциативный ряд: укол – доктор – термометр – прививка. В подобной ситуации надо его настраивать на позитив.

У взрослых ассоциативные ряды стимулируют активную деятельность мышления. Специальные тренировочные упражнения помогают им лучше запоминать новую информацию.

  • Нужно придумать 2 слова, логически не связанные между собой, и вместить между ними ассоциации, таким образом создаётся ассоциативная цепочка. Например, «клубника – деньги». Может сложиться такой ряд: клубника – варенье – магазин – продавец – деньги.
  • Длинный ассоциативный ряд получают при подборе к любому слову ассоциации. К каждой последующей словоформе подбирают ещё одно ассоциативное слово. И так продолжается до тех пор, пока не иссякнет фантазия. Все последующие слова должны быть каким-то образом связаны с начальной единицей речи.
  • Нужно подобрать два слова, затем найти ассоциации, являющиеся общими для них. Например, к понятиям «зелёный» и «лесной» добавляют слова: «ягода», «деревья», «трава», «кустарник», «орешник», «поляна». К любому из этих слов одинаково подходят оба первоначально задуманных определения.
  • Поиск необычных ассоциаций замечательно тренирует мыслительную деятельность. Например, всем известно, что в книжном шкафу хранят печатные издания. Ожидаемые ассоциации: энциклопедия, сборники стихов, журналы, фантастика. Но можно придумать необычный ряд: тарелки, сувениры, украшения, игрушки, канцелярские товары, радиоприёмник.
  • Рекомендуют изображённые на листке каракули мысленно трансформировать в конкретные образы. Популярны картинки droodle. В них изначально заложено несколько вариантов для восприятия, поэтому есть возможность использования множества интерпретаций. Разгадывание таких картинок прекрасно развивает ассоциативное мышление.
  • Групповые упражнения предусматривают при выстраивании ассоциативной цепи придумывание понятий по очереди. Слова могут подбираться тематически. Следующее задание может предполагать косвенные ассоциации. После составления цепочки нужно провести анализ и обмен мнениями. Все участники должны пояснить, почему произнесли именно это слово.

Правила

При выполнении упражнений нужно придерживаться главных правил:

  • ассоциации не должны повторяться, каждое слово используют на протяжении игры один раз;
  • необходимо вести поиск оригинальных ассоциаций, поэтому надо избегать шаблонных слов и поверхностных понятий;
  • во время случившейся заминки нужно медленно произнести вслух предыдущее слово, представить образ и через него попытаться вызвать ассоциации;
  • поиск ассоциаций должен сопровождаться определёнными ощущениями в теле, так как телесная реакция способствует рождению самой интересной ассоциации.

Частота выполнения

Упражняться надо ежедневно. Хороший результат получают при выполнении различных упражнений от 1,5 до 2 часов в сутки. Начинают тренироваться постепенно. Сначала составление ассоциативных рядов может составлять 20 минут в день. Затем время увеличивается.

Что такое гибкость мышления

Гибкость мышления позволяет человеку смотреть на ситуацию под нестандартным углом и быстро переключаться с решения одной задачи на другую. Такие качества обеспечивают высокую производительность труда, креативность и нестандартность. Они поддаются измерению с помощью анализа поведения человека в той или иной ситуации.
Гибкое мышление помогает:
• За короткое время находить выход из затруднительных положений.
• Адаптироваться к необычным, новым обстоятельствам.
• Не терять присутствия духа во время форс-мажора.
• Видеть происходящее сразу с нескольких ракурсов.
• Подходить к обычным делам творчески.
Самое главное – в том, что гибкость мышления не дается всем при рождении. Этот навык можно тренировать, развивать в течение жизни. Если даже тест для определения гибкости покажет не самые высокие результаты, у вас есть возможность работать над собой и улучшить показатели. Для развития данных способностей разработано немало специальных психологических приемов и упражнений.

Упражнения

Люди с нестандартным мышлением не рождаются. Существует только наследственный потенциал, определяющий предрасположенность к развитию определенного типа интеллекта. При этом обучение креативности в детском возрасте помогает улучшить когнитивные навыки. Следует учитывать, что использование специальных упражнений дает лучшие результаты в возрасте от 5 до 12 лет, поскольку в этом периоде происходит закладка ключевых ассоциативных связей в головном мозге.

Некоторые упражнения для развития нестандартного мышления:

Игра в ассоциации

Для выполнения упражнения требуется группа из нескольких человек. Ведущий загадывает слово и пытается объяснить его значение с помощью жестов.

Цепочка логических вопросов

Начать цепочку можно с обычного вопроса: «Почему гром гремит?». Далее необходимо задавать вопросы по мере появления новых умозаключений.

Логические игры

Шашки, шахматы и другие игры помогают развивать разные типы интеллекта.

Лучшим способом развития креативности является творчество. Рекомендуется выбрать наиболее интересное творческое направление и начать постепенно применять навык на практике.

Характеристики ассоциативного мышления

Данный вид мыслительных операцией характеризуется рядом существенных признаков, критериев, включая следующие:

  • большая скорость по сравнению с другими типами мышления, поскольку в процессе поиска решений индивидуум не прибегает к реализации последовательных логических шагов, но оперирует готовыми ассоциативными цепочками, образами;
  • свойство выявлять и устанавливать неожиданные взаимосвязи между феноменами, предметами, осуществлять нестереотипное, оригинальное мышление;
  • ассоциативное мышление играет ведущую роль в творческой деятельности личности, поскольку оно позволяет выявлять глубоко скрытые свойства феноменов, объектов, моделировать не существующие в реальном мире образы, ситуации, манипулировать ими;
  • обеспечивает возможности создания концептуальных моделей, поскольку не предусматривает фрагментаризации, дробления исследуемых объектов, феноменов, процессов, охватывая их полностью.

Переоценить значение ассоциативного мышления в процессе личностного развития сложно: именно этот вид мыслительных процессов регулирует образование семантических связей, помогает создавать идеи, способствует развитию воображения, связывает отдельную задачу с аналогичными признаками других объектов.

Сфера применения

Ассоциативное мышление необходимо для лёгкого усвоения любой новой информации. Оно помогает претворять в жизнь самые невероятные идеи, успешно продвигаться в профессиональной и учебной деятельности. Этот вид мыслительной активности крайне важен для музыкальных занятий, воздействующих на эмоциональную сферу человека. Ассоциации способствуют прекрасному осмыслению и запоминанию музыкальных произведений с меньшей затратой сил и времени.

Ассоциативность мышления необходима людям творческих профессий: художникам, музыкантам, актёрам, писателям. Маркетологи, менеджеры по рекламе с целью привлечения потенциальных клиентов используют при создании и продвижении рекламной продукции интересные, оригинальные, максимально детализированные ассоциации. В таком случае информация легко запоминается

Многочисленные примеры свидетельствуют о важности употребления в рекламе целевых слов-стимулов

Упражнения для тренировки

Сам мыслительный процесс с помощью построения ассоциативного ряда напрямую связан с творчеством, поэтому развивать его просто необходимо. В юном возрасте он очень хорошо развит.

Малыши, как правило, прекрасно играют словами, создают нетривиальные связи между ними, что помогает им усваивать новые знания. Развитие ассоциативного мышления стимулирует творческие способности, поэтому взрослым также полезно учиться запоминать информацию, используя связанные друг с другом слова.

Специалистами разработаны специальные упражнения, которые не только помогают улучшать мыслительные процессы у взрослых и детей, но также способствуют пополнению словарного запаса и развитию грамотной речи. Они довольно просты, делать их можно на протяжении всего дня.

Самые эффективные развивающие упражнения:

  1. Ассоциативная цепочка. Нужно выдумать два абсолютно разных слова. Следует построить между ними цепочку из слов, которые свяжут их. Например, исходными словами являются лай и машина. Цепочка будет выглядеть следующим образом: лай-собака-хозяин-человек-машина.
  2. Начало ассоциаций. Следует придумать слово, которое послужит началом ассоциативной цепочки. А затем к нему нужно будет подбирать слова, чтобы продолжить цепочку. Например, кофе – аромат – арабика – робуста – сливки – сахар.
  3. Общая ассоциация. Это задание предполагает наличие двух слов, к которым нужно придумывать ассоциации, связывающие их оба. Например, теплый, желтый. Это может быть песок, солнце, огонь.
  4. Связанная ассоциация. Выдумать два слова и подобрать к ним другие, имеющие связь по одному или нескольким признакам. К примеру, исходниками являются слова холодный и яркий. Связанными терминами могут быть лед, свет, мороженое.
  5. Раскрой секрет друдлов. Это упражнение сводится к описанию картинки, на которой изображены своеобразные каракули, но в них изначально заложена вариативность восприятия. Картинка может иметь множество интерпретаций и прекрасно тренирует процесс мышления.
  6. Нетривиальная ассоциация. К выдуманному термину нужно подобрать неординарную ассоциацию. К примеру, после произнесенного слова «компакт-диск» первое, что приходит на ум большинству людей – это музыка или фильм. Но компакт диски можно использовать для украшения елки, для поделок. Значит ассоциацией можно назвать слово «поделка» или «елка».

Итак, ассоциативная память необходима для того, чтобы запомнить необходимую информацию и долгое время удерживать ее в памяти. В создании ассоциативного ряда нет ничего сложного, только нужно учесть, что ассоциация должна быть яркой, необычной, интересной. Тренировка на основе упражнений по ассоциативному мышлению очень хорошо сказывается на развитии творческих способностей, воображения. Она помогает развить память, улучшить качество жизни.

Надо брать: смартфон Realme 7 Pro с поддержкой быстрой зарядки на мощности 65 Вт

Виды ассоциаций в психологии

Ассоциации сходства. Чаще всего речь идет о внешних признаках предметов, но такие ассоциации могут строиться и на свойствах, которые не характеризуются внешними признаками.

Ассоциации контраста. Данный вид ассоциаций строится на антонимах(словах,    обозначающих противоположные понятия). Так, с добром ассоциируется зло, к примеру.

Ассоциации смежности в пространстве или времени. Такие ассоциации строятся на основе    понимания временных рамок и расположении в пространстве различных предметов и явлений. У каждого зима ассоциируется со снегом и морозом, а лето с теплом и хорошей погодой.

Причинно    следственные ассоциации. Часто ассоциации строятся на основе предыдущего опыта и понимания причинно следственных связей между событиями и предметами. К примеру, лампочка может ассоциироваться со светом или электричеством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector