Техники развития абстрактного мышления

Какой может быть абстракция? Примеры в жизни

Как правило, категория воспринимается лишь как часть каких-либо пространных диалогов. На самом же деле каждый человек прибегает к ней ежедневно и не по одному разу.

Самым простым примером является ход мыслей, возникающий при взгляде на небо. Каждый современный человек знает о том, что над его головой находится атмосфера, представляющая собой несколько чередующихся слоев. Известно всем и о том, что состоит она из углекислого газа, кислорода и азота.

Но что возникает в голове при взгляде вверх? Просто слово «небо». Это пример естественной абстракции, не требующей специальных усилий. При этом в мозгу происходит отвлечение от известных смотрящему в небо человеку, но в данный момент времени ненужных подробностей и деталей. То есть нужный элемент определяется и вычленяется путем обобщения.

Вам будет интересно:Сознание, его происхождение и сущность. Проблема сознания в истории философии

Если же при взгляде вверх возникает в мыслях слово «тучи», то это уже более сложная абстракция

В ней задействуется не только обобщение, но и выделение конкретного, важного элемента. Однако она тоже является естественной, не требующей специального усилия

Примеры абстракции сознательной люди в повседневной жизни тоже видят достаточно часто. В любом разговоре, в котором для объяснения чего-либо рассказчик прибегает к отвлеченным аналогиям, задействована эта категория. То есть если человек приводит в пример случай из жизни, поясняя им то, что хочет сказать, он прибегает к абстракции и делает это сознательно.

Навигация

Разновидности логического мышления

Логическое мышление – сложный процесс обработки информации. Оно бывает нескольких видов:

  • Наглядно-действенное, практическое. Основывается на наблюдении, внимательности, учете мелочей и деталей, умении пользоваться пространственными образами. Для практического мышления характерно оперативно переключать между мыслями и действиями, и наоборот. В равной степени применяется теория и практика.
  • Наглядно-образное. Суть заключается в образах и представлениях, возникающих в процессе обработки полученных данных извне. Распространено у детей, воображение и образы помогают им решать задачи, понимать мир.
  • Абстрактно-логическое. В основе этого вида лежит сам процесс мышления, нахождение общих закономерностей, оперирование фактами и категориями.

Каждый вид логического мышления по-своему важен и необходим для объективного восприятия реальности и решения задач. Но самый рациональный способ мышления – абстрактно-логический, его следует развиваться с раннего детства и тренировать на протяжении жизни.

Как сохранить сливы на зиму свежими?

Самый доступный способ — заморозка.

Подготовленные фрукты выложить в один слой и остудить в течении 60 минут в основной камере холодильника, а затем переместить в морозильную камеру. Плоды замораживаются в течение 2-3 часов. После этого их можно переложить в герметично закрывающиеся пакеты или пластиковые лоточки.


Дольки сливы и абрикосов перед заморозкой

Как приготовить соусы из ягод и фруктов, в т. ч. ткемали из слив, прочтите здесь.

Формы

В своей повседневной жизни, порой неосознанно, мы используем три формы абстрактно-логического мышления:

  1. Понятие – способность дать характеристику предмету по его основным признакам, которые обязательно должны быть обоснованным, с помощью одного слова, либо словосочетания. К примеру, «ночь», «кошка», «тёплый чай»…
  2. Суждение описывает процессы в мире, их связь между собой, способы взаимодействия. Может что-то отрицать, и наоборот, подтверждать. Имеет два типа, простое и сложное. Разница в том, что сложное принимает более повествовательный характер. К примеру: «Выпал снег», и «Вода в кастрюле закипела, значит можно сыпать кашу».
  3. Умозаключение – очень интересная форма, прям таки фундамент, потому что, исходя из одного или нескольких суждений, происходит процесс резюмирования, вследствие чего рождается новое суждение. Имеет в своём составе предпосылки и заключения. Пример: «Пришла зима, выпал снег и рано начало темнеть».

Формы абстрактного мышления

При абстрактном мышлении человек оперирует разными знаниями и мыслительным опытом. Со временем все это пришло к определенной системе. Множество явлений мира неподвластны зрению, слуху или осязанию (а про некоторые можно сказать, что они вообще не существуют как таковые). Но такие явления есть часть человеческой жизни, а потому должны иметь хоть какую-то форму.

Существует три основных формы абстрактного мышления: понятие, суждение и умозаключение. Скажем о них вкратце.

Понятие

Понятие – это мысль, передающая общее свойство различных явлений. Свойства могут различаться, но быть однородными и схожими, что позволяет объединять их в одну группу. Возьмем, к примеру, автомобиль. Это может быть внедорожник, седан или хэтчбэк; у разных машин разная форма, цвет, характеристики. Но их общая особенность в том, что у всех есть колеса, двигатель, коробка передач и т.д., и в том, что на них можно ездить. Вот эти признаки (конструкция, предназначение) и позволяют относить свойства к одной группе.

И таким вещам нас учат еже с пеленок. Мама говорит о «коте», а мы сразу понимаем, что это мяукающее и мурлыкающее четырехногое животное с хвостом и т.п. Кошки бывают и разных пород и окрасов, но у всех есть общие признаки, по которым они относятся к общему понятию «кот» или «кошка».

Суждение

Суждение человек использует, намереваясь подтвердить или опровергнуть что-либо. Оно может быть простым или сложным. Вот простое – «кот мяукает» – его можно выразить конкретно и однозначно. А вот сложное – «кот начал мяукать, потому что он голодный» – его можно выразить несколькими повествовательными предложениями.

Также суждения бывают истинными и ложными. Истинные отображают действительное положение дел и основываются, как правило, на отсутствии индивидуальной оценки человека, т.е. он судит объективно. Ложным суждение становится тогда, когда человек проявляет свою заинтересованность, основываясь при этом на личных доводах, а не на том, что происходит в действительности.

Умозаключение

Умозаключение является мыслью, формируемой двумя и более суждениями. Это новое – более сложное суждение. Любое умозаключение состоит из предпосылки, вывода и заключения. Предпосылкой служит начальное суждение, выводом – логическое размышление, приводящее к заключению.

Три этих формы абстрактного мышления составляют его основу. Всеми абстракциями мы оперируем с их помощью. Но того, о чем мы сказали (формы и виды абстрактного мышления и абстракций, их цели и т.д.) может быть не совсем достаточно для понимания абстрактного мышления и его особенностей, т.к., по сути, все это теория. Поэтому есть смысл отдельно поговорить о конкретных примерах.

Советы по развитию логического мышления

Наш мозг любит узнавать новое, думать, встречаться с
трудностями и работать. Чтобы не потреблять массу ненужной информации, а
заниматься осознанным самосовершенствованием и развить логическое мышление,
следует выполнять следующие упражнения и придерживаться рекомендаций
специалистов.

Совет 1. Больше читайте. Потребляя полезную информацию, требующую анализа, наш мозг тренируется, а мы становимся многогранными и начитанными личностями. Не следует гнаться за количеством прочитанных страниц и книг, главное – качество. Анализируйте, рассуждайте, делайте прогнозы: чем кончится книга, если она художественная, конспектируйте, если это нон-фикшн.

Совет 2. Играйте в развивающие игры. К ним относятся различные настольные игры, шахматы, шашки, нарды, «Эрудит», различные загадки, пазлы, кубик-рубик. Это помогает развиваться и одновременно весело проводить время с друзьями.

Совет 3. Ежедневно уделяйте минимум 15 минут упражнениям по развитию логики. Можно заняться решением математических задач, выстраиванием логических цепочек, упорядочиванием слов или событий в определённом порядке, составлением логических суждений, исходя из законов логики.

Совет 4. Решайте кроссворды, сканворды, ребусы, загадки. Это не только скрашивает досуг, но и отлично развивает мышление. Можно купить журнал по старинке или решать онлайн, благо сейчас подобных головоломок полно.

Совет 5. Изучайте иностранные языки. Новая информация всегда благоприятно влияет на мозговую активность, особенно регулярные занятия другим языком. Запишитесь на курсы в городе или онлайн, либо занимайтесь самостоятельно через мобильные приложения. Это не только поможет прокачать мыслительные процессы, но и разовьет кругозор, позволит путешествовать по всему миру и заводить друзей различных рас и национальностей. Это приведет к обмену информацией, который помогает проникнуться другой культурой и менталитетом.

Совет 6. Играйте в ассоциации. Это помогает одновременно развивать и образное, и логическое мышление.

Совет 7. Меняйте руку при выполнении обыденных задач, это помогает иначе взглянуть на рутинные процессы и задействует другую часть мозга.

Совет 8. Придумывайте оригинальные способы использования предметов. Помогает открыть в себе креативщика и найти необычное применение обычным вещам.

Совет 9. Займитесь изучением естественных наук. К ним относятся физика, химия, астрономия, биология, геология, география. Так вы явно станете умнее и расширите свои познания об устройстве в мире. И, может, найдете новое хобби или цель в жизни.

Совет 10. Устраивайте дебаты и аргументированные споры с друзьями. Мало много знать, необходимо уметь использовать свои знания в виде аргументов. Спорьте, ищите истину, обменивайтесь новой информацией, учитесь грамотно излагать мысли, слушать собеседника, конструктивно вести диалог.

Как развивать логическое мышление у взрослых

Чтение книг

Книги – это источник мудрости, но также они помогают саморазвиваться. Что касается логического мышления, его лучше всего стимулируют научная и художественная литература. В ней больше информации, связанной с практическими навыками, по сравнению со справочниками и другими книгами.

В литературных и научных литературных изданиях много полезного и интересного. Как же с книгами развивать логику? Необходимо стараться читать ежедневно не менее десяти листов. Каждую строку следует анализировать, чтобы воспринимаемая информация оставалась в голове и накапливалась. Также нужно стараться прогнозировать, что будет дальше с персонажами и чем закончится книга.

Игры на логику

Существует большое количество настольных игр, помогающих развивать логическое мышление у взрослых и подростков. К ним относятся шахматы и шашки, для победы в которых нужно уметь логически мыслить и просчитывать наперед ходы соперника.

В отличие от нард или карт, в этих настольных игр нет случайностей, связанных с выпадением комбинаций цифр или карт. Успех в полной мере зависит от умения игрока стратегически мыслить и анализировать ситуацию.

Еще есть игра под названием Рэндзю, которая является усложненным аналогом крестиков-ноликов. Придумали ее в Древнем Китае, но позднее ее возродили в Японии. Как еще развить логику у подростка или взрослого человека? Попробуйте такие игры, как Шашки Го и Гомоку.

Во все перечисленные игры нужно играть с партнером, но сегодня, когда у всех есть интернет, с этим не должно быть проблем. Для развития логического мышления можно скачать компьютерную версию любой из этих игр, и проводить так свой досуг по вечерам, совмещая приятное с полезным.

Приложения для смартфонов

Мобильные устройства прочно закрепились в нашей жизни. Вместо бездумной игры в бессмысленные игры, лучше скачать и установить несколько реально полезных приложений на развитие логики. Существуют даже обучающие программы с тренировками и экзаменами, чтобы контролировать собственный прогресс.

Телефон всегда с нами, поэтому вы сможете тренироваться в любой момент, когда появится свободная минута. Чтобы найти подходящие развивающие игрушки, просто воспользуйтесь поиском на Google Play или App Store. Вы удивитесь многообразию приложений на логику.

Иностранные языки

Свежая информация, которую воспринимает головной мозг взрослого человека или ребенка, активизирует его активность. Изучение иностранного языка вынуждает мыслить логически, стараясь подбирать ассоциации при сравнении незнакомой речи с родным языком.

В сети можно найти онлайн-курсы или видео-уроки, а также существуют приложения для смартфонов. Можно также записаться в реальную школу, регулярно посещая проводимые в ней уроки. Таким образом, можно убить двух зайцев: изучить новый для себя язык и развить логику. Главное в этом деле – это регулярность, поэтому не ленитесь и не пропускайте занятия.

Логические головоломки

Известно, что математика развивает логическое мышление, а также этому способствуют всевозможные головоломки. Их существует огромное множество на любой лад, так что выбирайте, что понравится:

  • Механические. К ним относят змейку и кубик Рубика, а также пятнашки и множество других реальных игр, продаваемых в том числе в детских магазинах.
  • С предметами. В интернете вы найдете много головоломок с монетами, спичками и другими предметами.
  • Печатные. К ним относят японские кроссворды, ребусы, судоку, шарады и многое другое. Продаются даже целые журналы с этими головоломками, в которых публикуются задания для развития логического мышления.
  • Математические. Существуют разные математические задачки, в том числе для школьников 5-7 лет и детей дошкольного возраста. Их количество огромно, а найти их можно без труда в интернете.

Мы преимущественно рассмотрели, какие игры развивают логику у взрослых людей, но также отдельно хотим остановиться на детях.

Типы абстракций

Чтобы понять, что значит абстрактное мышление, стоит разобраться в единицах закономерностей, их разновидностях и целях. Их выделяют всего шесть:

  • Изолирующая – способствует выделению тех элементов, на которых делается акцент.
  • Конструктивизация – выражает «размытые» предметы более четкими по форме.
  • Актуальной бесконечности – устанавливают бесконечные составляющие в качестве конечных.
  • Обобщающая – отсекает персональные особенности объекта и концентрирует на общих его характеристиках.
  • Примитивно-чувственная – выделяет одни свойства и черты и избегает других.
  • Идеализирующая – меняет реальное описание на идеальный шаблон, скрывающий все недостатки.

Помимо этого, существует классификация по задачам:

  • Формальные – явления рассматриваются посредством конкретных внешних проявлений, без которых их бы не было.
  • Содержательные – выделяются элементы, способные существовать самостоятельно.

Пользуясь всеми абстракциями и представленными ими возможностями, человек выделяет из действительности то, что он физически не может увидеть, услышать или ощутить.Но обобщенные закономерности происходящего передаются нам посредством речи родителями, преподавателями или воспитателями. С этим багажом знаний нам не приходится объяснять уже известные истины каждый раз, когда они случаются. Но здесь стоит упомянуть и о другой стороне вопроса.

Тесты на определение выраженности абстрактного мышления

Прежде чем отвечать на вопрос, как развивать абстрактное мышление, нужно определить уровень его выраженности у человека. Психологи предлагают ряд методик, которые помогут определить уровень этого навыка рассуждать у человека. К таким методикам относятся:

  • методика, чтобы определить тип способности мыслить. В качестве положительного результата выступает показатель преобладания абстрактно-логического склада ума. Подобные тесты выпускаются в виде опросников. Как правило, в них человеку нужно выбрать наиболее подходящее для него утверждение. Также, возможна работа с различными картинками;
  • тестирования, с целью выявления причинно-следственных связей. В данных методиках испытуемому дают определенные условия, на основании которых он должен сделать логически верный вывод. Как правило, подобные тесты используются, как термины несуществующих слов, чтобы определить уровень абстрагирования человека от явных деталей;
  • методики по анализу предложенных словесных комбинаций. В ходе подобных исследований испытуемый должен выявить правильную закономерность, по причине которой разнообразные словесные комбинации между собой объединяются. Затем их нужно распространить на следующие словосочетания.

Чтобы получить точные результаты, специалисты рекомендуют пройти несколько методик. Как правило, абстрактное мышление характерно для людей склонных к саморазвитию. Этим владеют люди, которые посвятили свою жизнь науке:

  • математики;
  • физики-теоретики;
  • программисты.

Обладатели такого мышления отталкиваются от дальних понятий, а опираются на общее сведенья. За счет, специфике такого мышления, основываясь только на гипотезах, учеными были сделаны множество открытий во всех отраслях науки.

Специфика абстрактного мышления

Ученые выделяют два главных сведенья об абстракции, другими словами речь идёт о процессе, когда способность мыслить постепенно переходит к осознанию абстрактных понятий:

  1. Абстракция в пределах эмпирической психологии. Участники этого учения приводили абстрактное только к чувственному.
  2. Абстракция в рамках реалистической психологии. Ученые, которые размышляли в этом направлении отделяли абстрактное от чувственного. При этом они говорили, что именно мысль порождает абстрактное содержание явления.

Смотрите видео о тесте на абстрактное мышление.

https://youtube.com/watch?v=vnt0QeQwNao

Исходя из этого, можно сделать вывод, что абстрактное мышление свойственно только людям. Говоря об абстрактном мышлении и его формах, нельзя не сказать о том на какие цели направленно это мышление. Существует две главные цели:

  1. Формальная. В данном случае подразумевается выявление главных свойств, наиболее важных для теоретического анализа.
  2. Содержательная. В таком случае происходит вычисление качеств, которые имеют практическое значение.

Основные признаки абстрактного мышления

Изучая вопрос абстрактного мышления, следует уделить много внимания на ознакомление с его главными признаками:

  • возможность сделать правильный вывод удаленно без непосредственного контакта с объектом;
  • обобщение и анализ;
  • умение отыскать взаимосвязь и её анализ;
  • выявление точных причинно-следственных связей;
  • возможность легко оперировать понятиями, которых не существует в реальном мире;
  • отсутствует необходимость взаимодействовать с внешней средой, чтобы выявить её закономерности;
  • поиск взаимосвязи между качественными и количественными изменениями объекта;
  • чёткая систематизация полученной информации.

Абстрактное мышление считают основным инструментом в логике. Ученые утверждают, что это понятие и зародилось в рамках этой науки. Главным аспектом этого типа мышления можно назвать возможность рефлексии. Она рассматривается, как анализ собственных мыслей и шаблонов поведения в качестве чужих для их переосмысления.

Человек с развитым абстрактным мышлением может:

  • логически мыслить;
  • делать правильные умозаключения;
  • аргументировано рассуждать;
  • искать связи между событиями и объектами;
  • успешно находить благоприятные условия для приобретения новых знаний;
  • искать рациональные методы в решении различных проблем.

Таким образом, главным признаком этого типа мышления выделяют умение осознавать особенности своих мыслей в ходе активной познавательной деятельности.

Делитесь своим мнением на тему того, в каком возрасте формируется абстрактное мышление и какая его роль в психологии человека, в . А также смотрите видео о необходимости наличия абстрактного мышления.

Специфика абстрактного мышления

Прежде чем ответить на вопрос о том хорошо или плохо абстрактное мышление у людей, следует рассказать о его общих признаках, к которым можно отнести:

  • оригинальность мыслей;
  • люди с таким типом мысли дают совершенно неожиданные ответы, которые сильно отличаются от стандартных решений;
  • быстрота соображения;
  • высокий уровень восприимчивости к волнующей проблеме;
  • возможность искать новые, нестандартные функции в изучаемых объектах;
  • гибкость в рассуждении. В данном случае речь идет о возможности человека отказываться от стандартного варианта в решении задачи.

Главной особенностью такого способа мыслить можно назвать, то, что человек пытается открывать новые нестандартные знания. Именно поэтому, можно с уверенностью сказать, что абстрактное мышление это хорошо и без него не обойтись в современном мире.

Рекомендации по развитию абстрактного мышления

Не все люди знают достаточно информации о том, что это такое абстрактное мышление. Простыми словами можно сказать, что это возможность оперировать различными понятиями, которые не имеют прямого образного выражения. Специалисты смогли выделить ряд определенных рекомендаций, которые помогут в развитии этого типа мыслить:

  1. Нужно классифицировать суждения, которые строятся на логике, от суждений, что основываются на эмоциональном фоне.
  2. В любой информации нужно учиться искать как положительные, так и отрицательные стороны.
  3. Не нужно ругать себя за то, что у вас возникают сомнения в том, что вам кажется вполне убедительным.
  4. Стараться учится видеть несоответствия в тех событиях, которые с вами происходят.
  5. Не спешить с выводами и умозаключениями, если у вас отсутствует необходимое количество информации.

Люди, которые полноценно овладеют этим навыком рассуждения, в дальнейшем смогут:

  • правильно оперировать новыми понятиями;
  • обобщать информацию;
  • анализировать полученный опыт;
  • у них будет отсутствовать необходимость прямого контакта с объектом изучения.

Если человек сможет развить у себя хорошее абстрактное мышление, то в итоге у него будет получаться устанавливать общее закономерности в происходящем. Тем самым предвидеть развитие определенных процессов в обществе.

Особенности абстрактного мышления

Многих интересует вопрос, какая часть мозга, отвечая за развитие абстрактного мышления. Левое полушарие отвечает за этот тип способности мыслить, поскольку оно связанно со словесной разборкой понятий и явлений в окружающей действительности. Левое полушарие мозга даёт возможность говорить, логически размышлять и анализировать происходящие ситуации. В этот процесс присоединяется индукция.

Люди с развитым левым полушарием мозга владеют такими качествами:

  • высокий уровень вербального интеллекта;
  • владеют широким словарным запасом;
  • разговорчивы;
  • проявляют активность в жизнедеятельности;
  • есть возможности прогнозирования ситуаций.

Что в себе таит абстрактное мышление?

Отталкиваясь от исследований многих ученых, можно сделать вывод о том, что в таком понятии, как абстрактный способ мыслить кроется как ум, так и глупость. В одном аспекте слово «абстрактное» считается возможностью анализировать конкретную действительность, в том время как с другой стороны, оно выступает как ширма, которая собой же загораживает эту действительность. В одной ситуации такой навык мысли выступает как вариант понимания ряда вещей, а в другой, как средство умерщвления человеческого интеллекта. Именно такую двойственную природу абстрактного мышления нужно учитывать, прежде чем делать окончательные умозаключения. 

Делитесь своим мнением на тему того, абстрактное мышление — это хорошо или плохо, в . А также смотрите видео о проявлении абстрактного мышления в искусстве.

Чем отмыть чернила ? чем быстро можно оттереть пасту

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector