Читать онлайн «логика для юристов: учебник.»

Предмет логики.

ЛОГИКА – это наука о законах (ч.1) и
формах абстрактного мышления (ч.2),
методах получения выводного знания
(ч.3) и доказательства его истинности
(ч.4).

Проанализируем составные части предмета
логики.

Сначала ч.2.

Мыслительный процесс человека разделяется
на две ступени: чувственную и рациональную.
Эти ступени имеют собственные формы
мышления.

Чувственные формы мышления:

  • Ощущения;

  • Восприятия, как совокупность нескольких
    ощущений;

  • Представления, как воспроизведение в
    сознании прошлых восприятий;

  • Воображения, как новые комбинации
    прошлых восприятий.

На рациональной или абстрактной ступени
мышления человек оперирует не чувственными
образами вещей и явлений, которые
сложились у него в сознании, а словами,
которыми он обозначил эти вещи и явления.
В этом и состоит абстракция, т.е. отрыв
от реального образа и переход к его
заместителю – слову. Переход от мышления
чувственными формами к мышлению формами
рациональными или логическими – это
скачок от познания фактов и внешних
свойств объектов к познанию сущности
вещей и явлений. Итак, формы абстрактного
мышления:

  • Понятие, т.е. слово или группа слов –
    это мысль, выражающая сущность вещи
    или явления;

  • Суждение или высказывание – это мысль,
    выражающая отношение между вещью
    (явлением) и каким-либо признаком;

  • Умозаключение – это суждение вывода.

Теперь о ч.1 в определении предмета
логики.

Законы в логике – это правила построения
абстрактных форм мышления, т.е. понятий,
суждений и умозаключений и связей между
ними.

Логика занимается не самим процессом
мышления (этим занимается психология),
а выражением мышления в языке. Поэтому
понятия, суждения и умозаключения
рассматриваются в ней как особые типы
языковых систем, а логическое мышление
– как соблюдение правил перехода от
одних языковых систем к другим языковым
системам. В связи с этим теория логического
вывода, т.е. правила перехода между
языковыми системами, составляет суть
современной логики.

Теперь поговорим о ч.3 и ч.4 определения
предмета логики. Методом получения
истинного выводного знания является
соблюдение правил перехода от одних
языковых систем к другим. Эти правила
гарантируют сохранение истинности
высказывания без обращения к опыту,
т.е. без необходимости соотносить
высказывание с реальностью при истинности
исходных мыслей.

Пример №1.

Если Н совершил данное преступление,
то он знает обстоятельства дела.

Установлено, что Н совершил данное
преступление.

Вывод: Н знает обстоятельства дела.
Логично? – Да.

Пример №2.

Если Н совершил данное преступление,
то он знает обстоятельства дела.

Установлено, что Н знает обстоятельства
дела.

Вывод: Н совершил данное преступление.
Логично? – Нет.

Мы поменяли местами два высказывания,
и логика нарушилась.

Таким образом, правильность или
неправильность данного рассуждения не
зависит от его содержания, а определяется
только его формой.

Поэтому логика и называется формальной,
что ее интересует, главным образом,
форма рассуждений. Задача логически
мыслящего человека – уметь выделить
эту форму.

Описание книги

Логика не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы (К. Д. Ушинский) Логика — философская наука о законах и формах правильного мышления. Истина и логика взаимосвязаны, поэтому теоретическое и практическое значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно. Можно логично рассуждать, правильно строить свои умозаключения, опровергать доводы противника и, не зная правил логики, подобно тому, как нередко люди выражают свои мысли на языке, не зная его грамматики. Однако знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает его эффективность и убедительность. Логическая культура — это не врожденное качество. Для ее развития необходимо, прежде всего, ознакомление с основами логической науки. Знание логики всегда способствовало выработке элементарных навыков строгого и доказательного рассуждения, точной формулировке вопроса или суждения, грамотному определению, делению и классификации понятий. Изучение логики формирует то, что принято называть логической культурой, культурой мышления. Вашему вниманию предлагается один из лучших за последнее время учебников по логике, написанный доктором философских наук Александрой Денисовной Гетмановой. Книга рекомендована в качестве учебного пособия для студентов вузов.

Книга «Учебник по логике» автора Александра Гетманова оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 8.00 из 10.

Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы на скачивания.

Читать полностью

Тема 4. Символическая логика

Исчисление высказываний. Логические операции в конкретности: отрицание, конъюнкция, исключающая и неисключающая дисъюнкция, эквивалентность.

Значение импликации. Противоречия импликации в традиционной логике. Формальное доказательство и его виды. Правила вывода вт доказательстве.

2. Тематика рефератов

  1. Логические формы мышления. Суждение

  2. Понятие. Соотношение объёма и содержания понятия

  3. Связь понятий и суждений в логике

  4. Логические операции

  5. Понятие высказывания

  6. Формализованный язык. Значение формализации в современной науке

  7. Возможная символика. Логические исследования в этой сфере

  8. Исчисление высказываний и его специфика

  9. Формальное доказательство

  10. Исчисление высказываний и его специфика

3. Экзаменационные вопросы

  1. Законы действительности и мышление.

  2. Формы мышления

  3. Понятие и его структура

  4. Соотношение объёма и содержания понятия

  5. Определение понятий и его правила

  6. Концепции суждения в логике

  7. Логический квадрат

  8. Закон тождества

  9. Закон непротиворечия

  10. Закон исключенного третьего

  11. Закон достаточного основания

  12. Формализованный язык

  13. Понятие высказывания в символической логике

  14. Логические операции – отрицание, конъюнкция.

  15. Лгические опрерации – исключающая и неисключающая дисъюнкция.

  16. Логика эквивалентности

  17. Логика импликации

  18. Формальное доказательство в логике.

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

№ п/п

Наименование тем и разделов

ВСЕГО

(часов)

Аудиторные занятия (час.)

В том числе

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Законы действительности и законы мышления.

48

4

2

42

Суждение

46

6

40

Символическая логика

46

4

2

40

Символическая логика

48

6

42

ИТОГО:

188

20

4

164

IV. Форма итогового контроля

По итогам курса проводится зачёт

V. Учебно-методическое обеспечение курса

  1. Основная (обязательная) литература

Ивин А.А. Логика. М., 1999

Ивлев Ю.В. Логика. М., 1994

Кириллов В.И. Старченко А.А. Логика. 5-е издание., М., 1998

  1. Дополнительная литература

Войшвилло Е.К. Понятие. М., 1967

Войшвилло Е.К. Символическая логика (классическая и релевантная). Философско-методологические аспекты. М., 1989

Зегет В. Элементарная логика. М., 1985

Тарский А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук. М., 1948

Тарский А. Истина и доказательство //Вопросы философии, 1078, № 8

Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990

Горский Д.П. Обобщение и познание. М.,1985

Философская энциклопедия. Т.2.М., 1964

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector