Читать онлайн «риторика»

Аристотель о сути и задачах риторики

«Риторика» Аристотеля, состоящая из трех книг, посвящена по общепринятой традиции искусству красноречия. Правда, этот большой трактат имеет особую логическую направленность, что вполне естественно для теории красноречия как искусства убеждения.

Этот трактат, возможно, гораздо больше, чем широко известная «Поэтика» Аристотеля, оперирует именно категориями эстетическими, а не узкологическими. «Риторика» по самой сути своей есть замечательный образец аристотелевской эстетики, неразрывно связанной с силлогистикой, то есть системой доказательств, которую необходимо понимать широко, включая сюда выводы не только относительно полной достоверности фактов, но и относительно кажущегося, возможного и вероятного бытия, без чего немыслимо ни одно подлинное произведение искусства.

Аристотель. Иллюстрированная биография

Аристотель определяет риторику как искусство убеждения, то есть то, которое использует возможное и вероятное в тех случаях, когда реальная достоверность оказывается недостаточной. Таким образом, аристотелевская риторика не довольствуется достоверным знанием, так как человеческая жизнь и человеческое общение не ограничиваются только точно проверенными силлогизмами, а, наоборот, полны неожиданных суждений и мыслей, придающих речи особую убедительность и даже воздействие на других людей и на целое общество. В риторике Аристотеля, таким образом, объединяются процессы логические и нелогические, рациональные и иррациональные, как это и необходимо для передачи всего многообразия жизненной и творческой практики человека.

Риторика как искусство убеждения базируется у Аристотеля на диалектике, понимаемой им в данном случае специфически, а именно как логическое учение о вероятных умозаключениях, о том, что не обязательно существует на самом деле и не всегда соответствует нормам человеческого разума, а устремлено на нечто кажущееся, правдоподобное, возможное, условное, но отнюдь не осуществленное и абсолютно завершенное. Аристотель, исследуя область риторики, погружается в область чистой возможности, то есть той, которая специфична для всякого художника и всякого человека, переживающего художественное произведение. Таким образом, риторика, по убеждению Аристотеля, – это то же искусство, то же творчество, воздействующее на действительность во всем ее становлении и во всех ее возможностях. Аристотель не ограничивает риторику только учением об ораторском искусстве или о красноречии вообще. Задача риторики – искусство убедительно говорить на основе методов внелогических доказательств, а потому риторика больше всего применима к художественной области и творчеству, имеющему мало общего с формальной техникой оратора, то есть техникой красноречия.

Обучение современной риторике в РФ и на Украине

Концепция школьной риторики как учебного предмета реализована в учебных пособиях для 1-11 классов Т. А. Ладыженской. Основная цель школьной риторики — обучение успешному общению. В содержание школьной риторики включаются:

понятийная основа (коммуникативная ситуация, виды общения, речевые жанры, их структурные и стилевые особенности и т. д.)
инструментальные знания о способах деятельности (типа инструкций, практических рекомендаций и т. д.);

умения общаться (анализировать и оценивать общение, реализовывать речевой жанр в соответствии с ситуацией общения, в том числе с коммуникативной задачей, характеристиками адресата и т. д.);
нравственно-риторические идеи (ответственность за произнесенное слово, важность владения словом в современном мире и т. д.).

Также основы риторики изучают в вузах, в основном на философских, педагогических и других гуманитарных факультетах.
Для тех же, кто нуждается в освоении техники публичных выступлений в более старшем возрасте, рынок образовательных услуг России и Украины предлагает большое количество тренинговых программ и курсов по риторике. Обучающие курсы по изучению приемов риторики могут быть государственными: Московский педагогический государственный университет (Москва); государственный университет им. Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород); институт подготовки кадров-курсы публичных выступлений (Киев), а также коммерческими (университет риторики и ораторского мастерства, школа красноречия, школа жесткой риторики и т. д.
Посещая подобного рода курсы и тренинги по риторике, возможно освоить основные правила и техники публичных выступлений, избавиться от страха перед аудиторией, качественно улучшить дикцию и произношение, отработать основные способы защиты от диверсий и приемов «черной» риторики. Также, на курсах и тренингах обучают аргументировать, убеждать и отстаивать свою позицию, контролировать своё невербальное сообщение, держать смысловые паузы, зажигать и вдохновлять слушателей и т. д.

Литература

  • Риторика // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 877—878 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
  • Античные теории языка и стиля / Под ред. О. Фрейденберг. М. — Л., 1936.
  • Аверинцев С. С. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы. — М.: Наука, 1981. — С. 15-46
  • Lausberg Н. Handbuch der literarischen Rhetorik, Bd 1—2, München, 1960.
  • Martin J. Antike Rhetorik. München, 1974.
  • Москвин В. П. Риторика и теория аргументации. Учебник для вузов. 3-е изд., М.: Юрайт, 2019.
  • Kennedy G.A. Classical rhetoric and its Christian and secular tradition from ancient to modern times. Chapel Hill: University of North Carolina, 1980.
  • Vickers B. In defence of rhetoric. Oxford: Oxford University Press, 1988.
  • Панов М. И. Введение в риторику. М.: Российский открытый университет, 1995.
  • Пешков И. В. М. М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка. — М.: Лабиринт, 1996. — 176 с.
  • Рузавин Г. И. Методологические проблемы аргументации. М.: ИФРАН, 1997.
  • Салиева Л. К. Риторическая компетентность как базовая цель образования в эпоху информационной диктатуры // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2017. — № 8. — С. 93-96.

Великий Аристотель: кем он был

Аристотель – известный всем, древнегреческий философ, годы жизни: 384-322 г. до н. э. Преподавал красноречие в академии Платона, был его учеником, но впоследствии отвергал правильность учения Платона. Идеи Аристотеля смогли оказать сильное влияние на развитие духовной теологии и философии всего мира. В 355 г. до н. э. философ написал учебную книгу «Риторика», в которой доступным языком изложил теорию предмета и его суть. Аристотель, риторика которого противоречила самому Платону, смог систематизировать многие области знаний: логику, философию, метафизику и практическую мораль.

Изучение риторики с точки зрения Аристотеля была отличной от всего того, что существовало до него. Философ вынес общие законы риторики и создал теорию «прекрасного» в риторическом учении. Он научно систематизировал четкие требования к ораторам во время произношения речи и к произведениям поэзии и прозы.

Примечания

  1. Его знаменитейшее сочинение «Риторика» было переведено на русский Н. Платоновой (1894)
  2. Церковное красноречие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Риторика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Риторика // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  5. Рождественский Ю.В. Теория риторики / Под ред. Аннушкина В.И. — 3. — М: Флинта: Наука, 2004. — С. 56. — 512 с. — ISBN 5-89349-626-5 (Флинта) 5-02-002787-1 (Наука).
  6. см. диалог «Федр»
  7. Аристотель «Риторика», кн. 1, гл. 2.
  8. Никольский Н. К. Речь тонкословия греческого. СПб.: Общество любителей древней письменности, 1896. (Т. CXIV.)
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 октября 2012.
  10. Рождественский Ю.В. Теория риторики / Под ред. Аннушкина В.И.. — 3. — М: Флинта: Наука, 2004.. — С. 4-5. — 512 с. — ISBN 5-89349-626-5 (Флинта) 5-02-002787-1 (Наука).
  11. Платон. Горгий // Сочинения в трех томах. — М, 1968. — Т. 1. — С. 255-366.
  12. Жеребило Т.В. . Словарь лингвистических терминов. Назрань: Пилигрим (2010).

Особенности риторики Аристотеля

Аристотель преподносит науку слова, как искусство убеждения. Он считал, что риторика появилась, как наука, из-за испорченности нравов общества, что если бы слушатель был образованным, то не было бы необходимости изучать цели и средства для донесения до него истины, которая и без прикрас убедительна.

Риторика – словесная наука, которой пользуется каждый человек на протяжении всей своей жизни. Законы подачи речи необходимы для житейских нужд, для выстраивания отношений с другими людьми, в государственных делах и т. д.

Философ выделял следующие качества, которыми должен был обладать оратор:

  • активная жизненная позиция в обществе;
  • высоко образованность;
  • он должен занимать по жизни должность, к которой все относятся уважительно;
  • должен иметь заслуги перед государством;
  • обладание мастерством речи.

Государство и семью он рассматривал через призму системы взаимодействия речи, Аристотель считал, что ораторское искусство создает государства, подчиняет народ, помогает создавать семьи, растить детей. Устная речь отличает человека, как существо разумное, среди остальных животных. В своих трудах на тему искусства речи философ рассматривает науку слова, прежде всего, как социальную нишу, а потом уже, как филологическую.

Платон считал, что искусство речи – это творчество, процесс иррациональный, который нельзя изучить, и можно объяснить лишь вдохновением свыше. Греческий философ отрицал такой подход и стремился доказать, что систематизированное знание об инструментах и отдельных приемах ораторства поможет изучить ремесло и достигнуть в нем идеала. Философ выделял два способа убеждения:

  1. техническое – дедукция (процесс умозаключения, интеллектуальная деятельность, при которой новая мысль выдвигается на основе нескольких предшествующих) и индукция (когда общее правило выносится на основе нескольких случаев);
  2. нетехническое – истина: факты, свидетельские показания, предпосылки и другие доказательства правды суждений.

Учение о слове Аристотеля написано в двух трактатах:

  • «Риторика» – три книги;
  • «Поэтика».

Выдающийся грек считал, что все, что оратор произносит, направлено в сторону слушателя и должно являться неожиданностью для его ушей. Риторика Аристотеля объясняет кратко следующую, главную мысль – для четкой и красивой речи необходим поиск доказательной базы и убеждений, для чего нужно уметь составлять правильные умозаключения.

Факторы, важные для работы ораторов:

  1. поза;
  2. предмет риторики;
  3. эмоциональное ожидание;
  4. речевой стиль.

Аристотель определил три рода речи:

  • совещательный – склонение или отклонение чего-либо;
  • судебный – речи осудительные или оправдывающие;
  • торжественный – в данном ораторском искусстве речь идет о критике кого-то или порицании.

Убедительность речи в споре, разговоре или публичном выступлении, по учению Аристотеля, зависит от следующих факторов:

  1. истинность или правдоподобность аргументов, на которых строится доказательная база речи;
  2. логические основы, с помощью которых делается главный вывод или умозаключение всего обращения.

Эмоциональная сторона речи и ее цели влияют на стиль подачи, Аристотель считал: для того чтобы слова произвели впечатление на слушателя, их подача должна отражать характер произошедшего и суть вещей. То есть: если идет речь о мерзких и презрительных делах, то слова должны быть украшены гневом.

В труде греческого философа «Риторика» нашли свое отражение все принципы доказательств и адекватности публичной речи. Аристотель стал основоположником систематизирования классической риторики.

Обзор Книги I

Риторика состоит из трех книг. Книга I предлагает общий обзор, представляющий цели риторики и рабочее определение; он также предлагает подробное обсуждение основных контекстов и типов риторики. В Книге II подробно обсуждаются три средства убеждения, на которые оратор должен полагаться: основанные на доверии ( этос ), на эмоциях и психологии аудитории ( пафос ) и на образцах рассуждения ( логос ). В Книге III представлены элементы стиля (выбор слов, метафора и структура предложения) и их расположение (организация)

Некоторое внимание уделяется доставке, но обычно читателя отсылают к Поэтике для получения дополнительной информации в этой области.

Многие главы Книги I « Риторики Аристотеля» охватывают различные типичные аргументы в пользу обсуждения в афинской культуре.

Глава Один
Аристотель сначала определяет риторику как двойник ( антистрофу ) диалектики (Книга 1: 1: 1-2). Он объясняет сходство между ними, но не комментирует различия. Здесь он вводит термин энтимема (Книга 1: 1: 3).
Глава вторая
Известное определение риторики, данное Аристотелем, рассматривается как способность в каждом конкретном случае видеть доступные средства убеждения. Он определяет pisteis (множественное число от πῐ́στῐς , pístis , букв. «Доверие к другим, вера ; средства убеждения») как атехнический (нехудожественный) и энтехнический (художественный). Из pisteis предоставленного посредством речи есть три части: этос , пафос и логотипы . Он вводит парадигмы и силлогизмы как средства убеждения.
В третьей главе
Представляет три жанра риторики: совещательную , судебно-медицинскую и эпидиктическую . Здесь он также затрагивает «цели», которых ораторы каждого из этих жанров надеются достичь своими убеждениями, которые более подробно обсуждаются в следующих главах (Книга 1: 3: 5–7). Аристотель вводит эти три жанра, говоря, что «существует три вида риторики, соответствующих трем типам слушателей».
Глава четвертая
Аристотель обсуждает типы политических тем совещательной риторики. Пять самых распространенных — это финансы, война и мир, национальная оборона, импорт и экспорт, а также разработка законов.
Глава пятая
Аристотель обсуждает различные этические темы совещательной риторики. Аристотель отождествляет цель человеческих действий с «счастьем» и описывает множество факторов, способствующих этому (Книга 1: 5: 5–18).
Глава шестая
Это продолжение пятой главы, в котором более подробно объясняется стоихея (элементы) «добра», описанная в предыдущей главе.
Глава седьмая
Вводит термин « койнон степени». Обсуждает «цели» совещательной риторики по отношению к большему благу или более выгодному.
Глава восьмая
Аристотель определяет и обсуждает четыре формы politeia, полезные в совещательной риторике: демократия , олигархия , аристократия и монархия .

Глава девятая
В этой главе обсуждаются достоинства и концепции to kalon (благородный), включенные в эпидемическую риторику. Аристотель описывает, что делает определенные темы подходящими или достойными похвалы или порицания

Он также заявляет, что важно выделить определенные черты предмета похвалы.

Глава десятая
Аристотель обсуждает, какие силлогизмы следует выводить из kategoria (обвинения) и apologia (защиты) судебной риторики. Он также представляет проступок, что полезно для судебной риторики.
Глава одиннадцатая
В этой главе обсуждается множество различных типов гедона (удовольствия), полезных для судебной риторики. Аристотель называет это причинами, по которым люди поступают неправильно.

Глава двенадцатая
В этой главе, также посвященной судебной риторике, обсуждаются настроения людей и то, кого люди неправы из гедона, рассмотренного в предыдущей главе

Аристотель подчеркивает важность готовности или намерения совершить проступок.

Глава тринадцатая
Аристотель классифицирует все действия, которые справедливы и несправедливы, определенные в судебной риторике. Он также различает, какие действия справедливы, а какие — несправедливы.
Глава четырнадцатая
Эта глава параллельна койнону, описанному в седьмой главе. Аристотель разъясняет масштабы вопросов «проступка», предназначенных для судебной риторики.
Глава пятнадцатая
Аристотель резюмирует аргументы, доступные оратору при работе с доказательствами, которые поддерживают или ослабляют аргументы. Эти атехнические трассы содержат законы, свидетелей, контракты, пытки и клятвы.

История зарубежной риторики Средних веков

В Средние века, с усилением роли церкви, на первое место выходит церковное красноречие, основой которого является поучительность и применение латыни. Это привело к тому, что:

  • Искусство оратора становится второстепенным.
  • Потребность выступать красиво возникает только у ученых или религиозных деятелей, для увеличения убедительности их выступлений.
  • Утрачены характерные свойства античной риторики.

Главным становится воздействие на психику человека. Всему миру известны ораторы-богословы этого периода: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский.

С наступлением эпохи Возрождения важное значение приобретают растущие с заметной скоростью университеты, а также культурный расцвет. На смену религиозным убеждениям приходит интерес к истории

Рост экономики порождает развитие торгового красноречия, возрастает роль выступлений на судах, при парламентах.

В период Ренессанса возникают новые науки, утрачивает свою роль латынь. Ораторское искусство сближается с художественной литературой, возрастает роль родных языков. Самые известные книги Ренессанса: «Сад красноречия» Генри Пичема, «Искусство поэзии» Николя Буало.

Приобретает важность риторика портрета и светского разговора, усиливается значение идей Цицерона. В эпоху Просвещения риторика угасает

Ее стали преподносить, как ненужную и схоластическую, то есть основанную на обмане и манипулировании аудиторией. Она почти полностью исчезает к середине 19 века. Немалую роль при этом играет зарождающийся период романтизма, который опровергает логику, на которой основывается риторика. Главное у романтика – чувства, а не логика

В эпоху Просвещения риторика угасает. Ее стали преподносить, как ненужную и схоластическую, то есть основанную на обмане и манипулировании аудиторией. Она почти полностью исчезает к середине 19 века. Немалую роль при этом играет зарождающийся период романтизма, который опровергает логику, на которой основывается риторика. Главное у романтика – чувства, а не логика.

Бурное развитие экономики привело к необходимости рекламировать, навязывать свои услуги и товары. А для этого требуется искусство убеждать.

История риторики в античном мире

Ораторское искусство начало свое развитие с античной Греции (5-4 века до н. э), где бурное развитие получила афинская демократия, где все важные решения принимались через Народное собрание и суд, развивалась идея «общественного» человека.

Насущные вопросы решались публично, при большом скоплении людей. Чтобы быть услышанным, успешным, принимать активное участие в общественной жизни, гражданам Афин требовалось проявлять красноречие, а этому нужно было научиться.

Основоположниками риторики стали софисты, главными постулатами которых было:

  • умение манипулировать толпой;
  • мастерское ведение словесных баталий, при которых одна сторона принуждает другую проиграть.
  • убеждение, что главное – это внешняя красота речи, а не ее содержание или истина. Истина – всего лишь субъективное суждение.

Софистика основывалась на диалектике (умении рассуждать) и риторике (умении убеждать).

Несмотря на то, что идеи софистики разделяли не все, эта наука стала обязательной для изучения в Древней Греции. Самыми известными представителями этой школы стали Коракс, Тисий, Протагор, Лисий и Горгий.

Сократ разработал систему ведения диалогов, правильного построения речи с позиции нравственности. По его мнению, правильная речь состоит из:

  1. вступительной части;
  2. изложения основной мысли;
  3. доказательства главной идеи;
  4. выводов.

Чуть позже это же мнение стал развивать Платон, ученик Сократа (например, в своем произведении «Федр»). Он считал главным эмоциональное убеждение слушателей, действие на тонкие струны души, умение отделять главное от второстепенного.

Он первым утвердил мысль, что главное – не копирование чужих мыслей, а собственный путь к истине.

Дальнейшее развитие искусство красноречия получило в трудах Аристотеля, жившего в 384-322 гг. до н. э. Именно с трудов Аристотеля началась история становление риторики, как науки, установление ее связей с диалектикой и логикой. Его труд «Риторика» обобщает, систематизирует результаты деятельности древних греков. Трактат состоит из нескольких книг:

  • Первая книга исследует место риторики среди античных наук.
  • Вторая – систематизирует способы воздействия на слушателей.
  • Третья – исследует стиль, построение речи.

Работы Аристотеля позволили впервые обозначить неделимую цепь, стоящую из:

  1. источника речи;
  2. собственно речи;
  3. получателя речи.

Античный энциклопедист

Аристотель – древнегреческий философ, основоположник формальной логики, ученый. Первым классифицировал научные дисциплины в философии и создал понятийную систему, охватившую все сферы знаний. Учение Аристотеля обобщает и фактически завершает античную философию.

384 г. до н. э. – Родился в городе Стагир, греческой колонии в македонских Халкидиках.

369 г. до н. э. – Родители Аристотеля погибли, его опекуном стал Проксен.

367 г. до н. э. – Переехал в Афины и стал учеником Платона.

347 г. до н. э. – Во время поездки в Малую Азию женился на Пифиаде.

343 г. до н. э. – Македонский царь Филипп II пригласил Аристотеля стать воспитателем своего сына Александра.

335 г. до н. э. – Вернулся в Афины и основал Ликей – школу для философов.

323 г. до н. э. – После смерти Александра Македонского был вынужден покинуть Афины. С группой учеников он отправился в Халкиду.

322 г. до н. э. – Аристотель скончался от болезни желудка.

английский перевод

Большинство английских читателей ХХ века полагались на четыре перевода Риторики . Первый, Ричард К. Джебб, был опубликован в 1909 году. Следующие два перевода были опубликованы в 1924 году. Перевод Джона Х. Фриза был опубликован как часть Классической библиотеки Леба, а перевод У. Риса Робертса был опубликован как часть цикл работ Оксфордского университета в классике. Перевод Робертса был отредактирован и переиздан в 1954 году. Издание 1954 года широко считается самым читаемым из этих переводов и широко доступно в Интернете. Четвертый стандартный перевод Лейна Купера вышел в 1932 году.

Только в 1990-х годах появился другой крупный перевод Риторики. Эта работа, опубликованная в 1991 году и переведенная Джорджем А. Кеннеди , ведущим классицистом и риторикой, отличается точностью своего перевода, а также обширными комментариями, примечаниями и ссылками на современные исследования Аристотеля и риторики. Сегодня он обычно считается стандартным научным ресурсом по риторике .

Риторика и этика

Для известного в Античности ритора Горгия и его учеников главным было выиграть дело любым способом. Поэтому Платон устами Сократа, для которого было важным не грешить против справедливости и добра, противопоставляет риторике этику, ставя этику превыше риторики. В диалоге Платона «Горгий» Сократ остерегается, что он может пострадать от риторов — обвинителей на суде, если обвинителями Сократа окажутся люди непорядочные, «негодяи».

Оценить действия ритора с позиций нравственности и морали позволяет понятие о риторической этике. Риторическая этика — это поведение ритора, основанное на правовых, нравственных, моральных и технических нормах речи .

Важность совещательной риторики

Амели Оксенберг Рорти обсуждает структуру и характеристики совещательной риторики в своем исследовании. Она цитирует Аристотеля, чтобы убедить свою аудиторию в характеристиках влиятельного характера совещательной риторики. «Аристотель отмечает как центральные в совещательной риторике: соображения благоразумия и справедливости, прогнозируемые политические и психологические последствия решения и вероятность поощрения — или укрепления — подобных бунтарских настроений среди союзников». Отличительной чертой совещательной риторики является практичность

Рорти утверждает, что «размышляющий оратор, желающий сохранить свою репутацию заслуживающего доверия, должен обращать внимание на то, что на самом деле может произойти». Вдобавок Аристотель так сильно фокусируется на рассудочной риторике, потому что «она наиболее ясно раскрывает первостепенное значение истины, поскольку она функционирует в рамках самого искусства риторики»

Путь к действию определяется с помощью размышляющей риторики, поскольку человек, следующий практическим средствам, может предвидеть вероятные события и действовать соответственно.

Интерпретируя работу Аристотеля об использовании риторики, Бернард Як обсуждает огромную потребность в публичном дискурсе и публичном мышлении. Он заявляет: «Мы проводим совместные обсуждения в политических сообществах, делая и выслушивая попытки друг друга убедить нас, что некоторые будущие действия лучше всего послужат цели, которую граждане разделяют друг с другом … рассуждения на основе других форм риторики и политических суждений, которые исследует Аристотель ». Общие цели имеют первостепенное значение при обсуждении вопроса, который влияет на общее благо. Без такой версии совещательной риторики аргументы несправедливо благоприятствовали бы интересам власти и пренебрегали бы правами простых людей.

История возникновения русской риторики

Риторика на древнерусском языке именовалась красноречием. Красноречие можно классифицировать в зависимости от его цели:

  • Военное красноречие. Воодушевление воинов перед битвами.
  • Дипломатическое. Умение вести переговоры с враждующими сторонами.
  • Политическое. Умение выступить на народных собраниях, сходах.
  • Торжественное. На пирах и похоронах.

Крещение Руси вызвало рождение дидактического красноречия, выражавшегося в поучениях и наставлениях. Характерны книги того времени: «Поучения Мономаха», «Житие протопопа Аввакума».

Заметной вехой развития ораторского искусства стала деятельность Кирилла Туровского, писателя и проповедника.

Первые труды по риторике появились только в 12 веке, а книги по обучению – в 17 веке, это были «Об изобретении дел» и «Об украшении слова», где впервые вводится слово «ритор», исследуется его деятельность.

Заметным вкладом стали труды М. Ломоносова (18 век). Он выпустил две книги по истории риторики и античному ораторскому искусству, разработал правила и требования к ораторскому искусству:

  1. «Краткое руководство к риторике» (1743 г.).
  2. «Краткое руководство к красноречию» (1747 г.).

Эти книги стали очень популярны, на их основе стали писать учебники.

Заметный вклад в развитие истории русской риторики внесли:

  • Сперанский М. М. Исследовал нормы и правила публичной речи, автор курса по словесности.
  • Никольский А. С. Описал разные виды речи (прозаическая, ораторская, стихотворная).
  • Рижский И. С. Автор знаменитого учебника по риторике, по которой обучали в университетах.

Расцветом риторики становится 19 век. Появляются работы по обучению речи Мерзлякова А.Ф., А. И. Галича, К. П. Зеленского.

Во второй половине века зарождается новое направление – теория словесности, которая основывается на отдельных понятиях и разделах риторики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector