Сакральный смысл русских народных сказок. «колобок»

Юнгианская интерпретация

Опираясь на знакомые людям образы, психологам проще объяснить абстрактные психологические явления и их взаимосвязи. «Колобок» не стал исключением и тоже не избежал психоанализа. Исследование в рамках юнгианского метода говорит о том, что в сказке описан процесс поиска самого себя. Автор исследования уточняет, что главный герой — избалованный ребенок, который на протяжении сюжета сталкивается с комплексами («ложная, теневая Самость, подверженная инфляции»).

Желание персонажей сьесть шарообразного героя «означает интеграцию с Тенью каждого из этих комплексов, два из которых, несомненно, являются родительскими, а остальные воплощают очень хорошо известные всем характерные общечеловеческие черты, которые в первую очередь являются инстинктивными (так как их символизируют животные)».

  • Старик со старухой символизируют родительские комплексы — негативные эмоции, связанные с родителями; ребенок с такими комплексами отвергает собственное мнение, заменяя его мнением мамы и папы, и даже вырастая, действует с оглядкой на возможное родительское мнение.
  • Заяц ассоциируется с комплексами, формирующимися от страха за свою жизнь (неуверенность, тревожность).
  • Волк — символ агрессии и воплощение комплексов ребенка, сталкивающегося с грубостью в жизни.
  • Медведь воплощает в себе принцип удовольствия, еды, склонность к лени и довольствованию имеющимся.
  • Лиса — «одержимость Анимой», проявление таких черт личности, как капризность, излишняя эмоциональность, злоба, обиды.

Возможно, с помощью «Колобка» наблюдательные предки предостерегали своих детей от попадания в «ловушки» собственной души. Учили искать себя, преодолевая неуверенность, агрессию, лень и самодовольство.

Мистическая

Для создания Колобка бабка поскребла по сусекам. Что это значит?

В. Ю. Слабинский предполагает, что речь о последнем сыне в семье:

Н.И. Толстой задался вопросом, почему Колобка не съели лесные звери, и нашел ответ в том, что секрет в его песенке-обереге:

Ученый сравнил тексты сказки и древнерусских заговоров и увидел: повторяющаяся история, «дробная последовательность» описания приключений Колобка подобна заговору или молитве. Таким способом Колобок «заговаривал» опасных встречных. И таким же способом предки могли защищать свои дома и детей, которым читали сказку, от бед и напастей.

4. Архетипная

Многие считают конец сказки трагичным, но согласно следующей теории она формирует положительный жизненный сценарий ребенка. В «Колобке» заложена «технология родительского программирования судьбы младших сыновей» (В.Ю. Слабинский).

Итак, по представлениям древних славян (и других индоверопейских народов) программа-минимум для мальчика была следующей:

  • Старик со старухой являются символами не только родителей, но и родовой общины. Мальчик (последний сын) в определенный момент жизни должен был покинуть общину и отправиться на поиски приключений.
  • Заяц — символ жизненной энергии, плодовитости, ловкости. «Мальчик-зайчик» (название не случайно) набирается ловкости и энергии.
  • Волк — символ воинской доблести. Юноша должен научиться охотиться и воевать с недругами.
  • Медведь — символ доброты, силы и мудрости. Заматерев, мужчина становится «жрецом-медведем».
  • Лиса — это женщина. Набравшись мудрости, мужчина находит для себя пару и основывает свой род. История приобретает циклический характер.

Мы видим, что лиса никого не съедает, а это всего лишь метафора необходимости «осесть» в одном месте, остановиться, завершить путь.

Вариант 2

Русская народная сказка «Колобок» известная всем и каждому с раннего детства. Несмотря на то, что композиция и сюжет сказки до невозможности просты, в ней скрыт очень важный смысл, посыл, который понимается лишь в более взрослом возрасте. Дети видят лишь Колобка, укатившего от бабушки и дедушки в поисках приключений, для людей постарше в роли Колобка выступают люди, «их дети», отстранившиеся от родительского крыла в поисках лучшей и самостоятельной жизни.

Литературоведы разделяются во мнениях. Одни считают, что в съедение Колобка в конце — конец пути, отрешение и смерть, другие приходят к мнению, что это метафора, подразумевающая под собой обретение новой жизни, поиск не только себя, но и любви.

История Колобка поучительна. Этот «хлебный комочек» учит тому, что самостоятельная жизнь непроста. Колобок считал, что исполненная им песня сможет спасти от всех недругов, но в итоге Лиса его обхитрила. И не потому, что она была хитрая, а потому что Колобок потерял бдительность, стали стал слишком самоуверенным, и это его погубило.

В роли бабушки и дедушки выступают родители, помогающие детям до момента их полного взросления. Они сделали из ничего Колобка, а тот отплатил им тем, что сбежал на встречу приключений. Он гордился тем, что «от бабушки ушел, от дедушки ушел», вовсе позабыв о том, что теперь он единственный кто будет о нем заботится.

Старик и старуха выражают собой архетип предков, заботливых родителей. В сказках образ зайца выражал символ энергии, именно поэтому по преданиям младенцев находили именно в капусте, куда тех принесли зайцы. Волк — символ ярости, воинского умения и охотничьего чутья, а медведь выражает символ доброты, мудрости и силы, не зря же его называют хозяином леса — все эти животные мужского рода и лишь Лиса женского. Лиса представляет собой грацию, любовь и хитрость. Именно Лиса Патрикеевна обводит вокруг пальца практически всех героев в русских народных сказках

Таким образом, несмотря на то, что сказка написана для детей, в ней очень много истины, мыслей, которые непременно помогут взрослым. Она учит и предостерегает, помогает и выручает. «Колобка» можно читать в любом возрасте, и каждый раз понимать ее по-разному. Кто-то может увидеть в конце сказки смерть Колобка, а кто-то поймет, что Колобок обрел новую жизнь, обзавелся собственной семьей и начал жить самостоятельно. Старые добрые русские народные сказки всегда славились тем, что не имеют никакого возрастного ограничения и пригодны к чтению в любом возрасте.

Астрономическая

Солнце угадывают в Колобке чаще всего, это одна из самых популярных трактовок персонажа. Древние славяне (и другие народы) особенно почитали солнце, считая его центром природы. В сказке они воплотили свои представления о рождении Солнца и важных астрономических событиях, связанных с ним.

Старик со старухой — это боги-прародители — Сварог и Сва (Слава). Именно они «замесили» и испекли колобка-солнце. Люди верили, что Сварог — бог неба, который наблюдает за миром через окошки-звезды. В одно из таких «окошек» и выкатился Колобок. Согласно этой теории известна и конкретная дата ежегодного появления Колобка-солнца — день весеннего равноденствия, 22 марта.

Дальнейший сюжет — это четыре важных временных «точки» на пути солнца:

  • Заяц ассоциировался с месяцем, и встреча Колобка с зайцем — это встреча луны и солнца, то есть первое полнолуние после весеннего равноденствия.
  • «Пришел волк — весь народ умолк», — так народная пословица говорила о пришествии ночи. Волк (в сказках всегда серый) — символ тьмы, ночи. Его встреча с солнцем означала убыль полной луны.

  • Встреча медведя — первое новолуние после весеннего равноденствия. В это время медведи пробуждались от зимней спячки. Солнце-колобок, обхитрив медведя, вступало в свои полные права — дни становились длиннее ночей.
  • Последний лесной зверь на пути Колобка съедает его — в образе лисы зашифрован день летнего солнцестояния (22 июня), после которого «солнце поворачивает на зиму» и световой день постепенно уменьшается.
  • Существует мнение, что в «Колобке» описан не солнечный, а лунный цикл, но это ошибочная интерпретация.

«…По главной дороге и малой тропинке раскатится крик Колобка…» (А. Башлачев)

В отличие от «Курочки-Рябы» все известные варианты сказки «Колобок» имеют один и тот же устойчивый сюжет. Оголодавшие дед и баба делают из последних запасов хлебное изделие, которое, однако, оживает и, не желая быть съеденным, сбегает прямо со стола. По пути Колобку удается удрать от зайца, волка и медведя, но он попадается на уловку лисы и таки съедается ею.

Спор возник уже вокруг имени персонажа. Особенно сильно он разгорелся, когда россияне решили приватизировать сказочных героев и создали «Сказочную карту России», привязав персонажей к определенному месту. Ясно, что в 99% случаев точная привязка персонажей сказочного фольклора невозможна.

И тут, конечно же, возмутились украинцы — с какого рожна Колобок получил четкую национальность и точную прописку? В националистическом пылу они даже написали, что, мол, в русском языке нет слова «Коло» (Круг), а в украинском есть. В ответ руководитель проекта «Сказочная карта России» Алексей Козловский, не желая делиться Колобком, заявил, что его название — производное от слова «колебятка». Мол, так называли последний хлеб из квашни, остатки теста, из которых собственно и испекли Колобка.

Начнем с того, что слово «Коло» — общеславянское, и, хотя в чистом виде в современном русском языке не употребляется, входит во множество других слов (около, колокол, кольцо, колобродить и т. д.).

Второе. В словаре Даля «Колобок» — это уменьшительное от слова «Колоб» (скатанный ком, шар, небольшой, круглый хлебец). Возможно, распространенное мнение, что «Колобок» — это «Круглый бок» отчасти и неверно, но корень «коло-круг» в нем явно присутствует.

Точный рецепт изготовления колобка неизвестен. Но в общих чертах это изделие представляло собой шарик из пресного теста, изготовлявшийся обычно из остатков разнообразной муки и поскребышей квашни. То есть пекли его, как и написано в сказке, когда заканчивались запасы хлебного сырья. В той же сказке Колобок сообщает и другие особенности его изготовления: «В сметане мешон, да в масле пряжен (т.е. жарен)».

Максим Сырников нашел одно из самых ранних упоминаний Колобка аж в «Житии протопопа Аввакума»:

Сама же сказка появилась в печати еще до сборников А. Афанасьева. Впервые она была опубликована в 1844 г. в книге Екатерины Алексеевны Авдеевой «Русские сказки для детей, рассказанные нянюшкою Авдотьею Степановною Черепьевой».

В этом плане мы опередили западных коллег, у которых тоже были похожие сказки, где сбегали пироги, блины, коржики, Джонни-Пончики… Самым известным из подобных персонажей, безусловно, является хорошо знакомый по м/ф «Шрэк» Пряничный Человечек (Gingerbread man).

Смысл сказки «Колобок» еще яснее и проще, чем смысл «Курочки-Рябы», но шибко умным исследователям и он не давал покоя. Ему не позволяли быть простым хлебобулочным изделием и делали то символом лунного цикла, то солярным символом, связывая с мифами о пожирании зверем Солнца.

Конечно, объект может иметь символику, но имеет он ее в зависимости от контекста. Безусловно, изготовление блинов на Масленицу было связано их схожестью с Солнцем.

Но банан бывает и просто бананом, и Колобок в этой сказке — просто Колобок, пусть и оживший. И основной смысл этой сказки прост, хотя и может быть выражен по-разному. Например, «Если тебе повезло четыре раза, не факт, что повезет в пятый», «Не будь излишне самонадеянным», «Не ведись на лесть», «От судьбы не убежишь», «Коль ты еда — тебя съедят» и т. д.

Я читал, что в одном из изданий даже умудрились отредактировать сказку, дописав счастливый конец, где Колобок сбегает и от лисицы. Не желая огорчать детишек, редакторы просто убили всю суть сказки.

Конечно, в художественном плане образ Колобка может подвергаться каким угодно трансформациям и наделяться разной символикой. Допустим, в м/ф «Страсти-мордасти» Колобок не только не оказывается съеденным, но и сам пожирает дистрофичных зайца, волка и лису, а в итоге и весь земной шар. А в песне «Черного Лукича» иронично символизирует эмигранта, сбежавшего на Запад в поисках лучшей жизни.

Бренд «Колобок» вообще довольно популярен в нашей стране и связан обычно с детскими садами, кафе, театрами, журналами и т. п. В свое время прозвищем «Колобок» нарекали и полненьких людей (например, в моей школе так прозвали румянощекого и кругленького учителя физкультуры). Читал, что есть даже остров Колобок (естественно, круглой формы) в составе архипелага Северная Земля.

Хорошо известны и мультипликационные детективы «Следствие ведут Колобки», где от сказочного персонажа остается разве что внешность. Ну и, конечно же, первый графический смайлик подозрительно похож на… Но об этой «тайне» пусть напишет кто-то другой.

Личностного роста

Одна лингвистическая деталь, на которую не обращали внимания ранее, дает возможность нового прочтения сказки и, соответственно, открытия нового смысла. Наиболее древний вариант текста «Колобка» записан А.Н. Афанасьевым. Говоря о своих приключениях, главный герой использует предлог «у» («Я у дедушки ушел, я у бабушки ушел…»).

В таком варианте мы читаем о последовательном развитии ребенка: он берет опыт родителей, у зайца учится осторожности, у волка — смелости, у медведя — силе, а у лисы — хитрости и находчивости. Вновь мы встречаем вариант истории со счастливым концом

Итак, знакомый всем «Колобок» оказался вовсе на так прост. Возможно, наши предки действительно зашифровали в этой сказке движение солнца и детские комплексы, заговоры, этапы развития характера и жизненный сценарий. А возможно, они хотели научить нас относится с любопытством к окружающему миру и делать неожиданные открытия в привычных вещах.

  1. Афанасьев А. Народные русские сказки: feb-web.ru.
  2. Орлов В. Причастие солнцем: history-ryazan.ru.
  3. Мершавка В. Колобок. Юнгианская интерпретация: psyoffice.ru.
  4. Слабинский В. Психологические коды сказки «Колобок»: dr-slabinsky.livejournal.com.
  5. Цивъян Г. Роковой путь Колобка: proza.ru

Статья впервые опубликована на сайте Мел.фм

«Ну дед ты и репу отрастил!» (анекдот)

Казалось бы, зачем сказку про огромную репу назвали «Репка»? А вот так ласково относилось русское население к этому продукту до того, как Петр I научил его кушать заморский картофель. До этого именно репа была основным питательным продуктом после хлеба. Достоинств у нее было не перечесть.

Во-первых, неприхотливая, что важно при нашем холодном климате. Во-вторых, репа питательна, богата витаминами, но при этом малокалорийна

В-третьих, она содержала сахар, а сладкого в Древней Руси было не так уж много. Ну и в-четвертых, ее легко готовить — недаром говорили: «Это проще пареной репы».

Репу не только парили, но и жарили, и варили, и квасили. Из нее готовили самые разнообразные блюда — супы, каши, похлебки (говорят, даже квас). Кстати, репу сильно любили и древние римляне. Полководец Курий Дентат (мой предок, наверное) даже отказался принять послов раньше, чем дожарит свою любимую репку.

В общем, в сказке этот овощ появился неслучайно. Но вот беда — корни у репы длинные. Да еще она у деда такой здоровенной выросла, что сил старческих, чтоб ее вытащить, уже не хватало. Ну вот он и позвал — сперва бабку, потом внучку, а потом… Нет, совсем не Жучку, а… сучку! Именно так сказка и была записана у Афанасьева. Что, в общем-то, логично — у людей и кошки имени нет, а собака какой-то аристократкой получается. Но, по понятным причинам, в дальнейшем для детей богатое смыслами слово «сучка» решили не афишировать.

Проблему, как и в «Курочке-Рябе», разрешила могучая мышка. И суть сказки яснее некуда: она о взаимопомощи, о том, что гуртом и репку тянуть легче, о том, что даже самая малая подмога способна решить дело.

Образы из сказки стали весьма популярны в культуре.

А вот А. Чехов написал «сатирическую сказочку» про Сержа, который вырос с головой, похожей на репку и которого родные никак не могли «вытянуть в люди». И лишь с помощью тетки-княгини, кума-генерала и купца-зятя таки вытянули. «И стал Серж статским советником…».

В. Маяковский в своем стиле придал сказке политическую аллегорию:

Ну, а в «Новой сказочке про репку…» С. Маршака деду мешает вытащить репку бюрократическая волокита.

Ну, а я бы мог предложить целый микс из трех русских сказок под названием «О том, как дед с бабой покушать пытались». Или, как в анекдоте:

Сказка «Колобок» сакральный смысл

Оберёг славянскому народу и, вместе с тем, сказ о создании Человека. А вы думали это просто история похождений хлебобулочного изделия? Как бы ни так.

Снова сказка начинается с упоминания основы основ — старика и старухи. И тут важна каждая деталь, ведь каждое слово в сказании — не просто так.

Просит старик «Испеки старуха колобок». Здесь снова видна первостепенность мужской энергии — идея, мысль, задумка исходит от Мужского начала, равно как и подсказка как именно этот процесс начать «по сусекам поскреби, по амбарам помети». 

Женская же энергия — податлива, созидательна. И вы думаете, что о мукЕ в её прямом понимании речь? Не-а. Речь на самом деле о прахе, из которого, как известно, всё создано и в который всё превращается в итоге. Плюс мука здесь — аналогия первой стихии, Стихии Земли.  

Далее старуха замешивала тесто.  В современном варианте часто значится «на сметане», но скорее всего, изначально подразумевалась вода, т.к. тут по смыслу как искомый паззл в головоломке подходит упоминание второй стихии — Стихии Воды. Далее испекла в печи, и вот третья стихия — Стихия Огня. И положила на окошко остынуть. Стихия Воздуха. И положила она что? Колобок.

В древнеславянских верованиях слово «Коло» олицетворяло одновременно колесо, круг и обозначало способность к беЗконечным перерождениям, как сансара в буддизме или индуизме. И вот мы видим зашифрованный в символах образ созданной Человеческой Души.

Далее Колобку сделалось скучно, и он покатился. Сам его путь с окна на лавку, с лавки на половицы, далее в сени, на крыльцо, на дорожку, за околицу и по тропинке в лес, символизирует ту самую свободу воли, свободу выбора, которая присуща каждому человеку от рождения. А как уж он ей воспользуется, в своей жизни зависит только от него самого.

Тайные знания и практики давно перестали быть тайной за семью печатями. Вы можете убедиться в этом, попробовав простые практики, меняющие вашу жизнь.

Друзья, если вам понравилась эта статья, поделитесь ей в соцсетях. Это самая большая от вас благодарность. Ваши репосты дают мне знать, что вам интересны мои статьи, мои мысли. Что они вам полезны и я вдохновляюсь на написание и раскрытие новых тем.

Читать сказку «Колобок» онлайн с иллюстрациями.

Жили-были старик со старухой.

Вот и просит старик:

— Испеки мне, старая, колобок.

— Да из чего испечь-то? Муки нет.

— Эх, старуха. По амбару помети, по сусекам поскреби — вот и наберётся.

Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

Надоело колобку лежать — он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг через порог, в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

— Колобок, колобок! Я тебя съем!

— Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

Заяц уши поднял, а колобок запел:

— Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

От тебя, зайца,

Не хитро уйти.

И покатился колобок дальше — только его заяц и видел.

Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:

— Колобок, колобок! Я тебя съем!

— Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою. И колобок запел:

— Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

От тебя, волка,

Не хитро уйти.

И покатился колобок дальше — только его волк и видел.

Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идёт, хворост ломает, кусты к земле гнёт.

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Ну где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку.

Колобок запел, а Миша и уши развесил:

— Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От тебя, медведь,

Полгоря уйти.

И покатился колобок — медведь только вслед ему посмотрел.

Катится колобок, а навстречу ему лиса: — Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!

Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да всё ближе подкрадывается:

— Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От медведя ушёл,

От тебя, лиса,

Не хитро уйти.

— Славная песенка! — сказала лиса. — Да то беда, голубчик, что стара я стала — плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек.

Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду и запел:

— Я колобок, колобок…

А лиса его — гам! — и съела.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Главный смысл сказки «Колобок».

Любая сказка нужна для того, чтобы в иносказательной форме показать процесс становления ребёнка от маленького, бессильного и неумелого до большого, сильного, и умелого. Для этого герой проходит ряд испытаний, из которых каждый раз выходит победителем: то есть растёт, взрослеет, становится умнее.

Родителям полезно ознакомиться также со статьёй:

Первое испытание Колобка.

Первым ему встречается Заяц (первое испытание, которое нужно преодолеть). Заяц олицетворяет сверстника Колобка, равного по силам и уму. Колобок с лёгкостью от него уходит, «растёт» на глазах.

Второе испытание Колобка.

Вторым Колобку встречается Волк – это олицетворение подростка-хулигана, который и понаглее, и постарше, и посильнее.

Но Колобок оказался хитрее, и ушел от Волка. Он с честью преодолел второе испытание.

Налицо – «возмужание» Колобка, осознания им собственных сил, ума, смелости.

Подпишитесь на мой канал

Третье испытание Колобка.

Третьим встречается Колобку Медведь – олицетворение взрослого: большого, сильного, властного (властелин леса), но простодушного.

Колобку и его удаётся обойти хитростью, и убежать.

Ну как тут Колобку не загордиться от собственной смелости и хитрости – ст0льких зверей «вокруг пальца» обводит!

Колобок с успехом прошел уже три испытания на пути своего взросления!

Четвёртое испытание Колобка.

Но тут — Лиса! /Кстати, — Женщина!))) Вот уж где Колобку пропАсть!))) /

Лиса — олицетворение Взрослого, хитрого и злого человека, хотя и приятного на вид, чужой Женщины (не мамы или бабушки). Она легко обошла Колобка в хитрости.

Почему Колобку не удалось уйти от Лисы?

Как она это сделала? Да легко: на раз — два — три!

Вначале она:

  1. усыпила его бдительность (внимательно слушала его поющего на пеньке);
  2. захвалила его и обольстила («Ты такой румяный, красивый! Как прекрасно ты поёшь!»);
  3. откровенно обманула («Я глуха – ничего не слышу!»).

Да это же весь набор маньяка, заманивающего маленького ребёнка в свои «грязные сети». Разве что Лиса конфетку не дала.

Колобок «повёлся» на эту льстивую и лживую речь Лисы, сел к ней «на носок (на нос)», ещё раз спел свою «лебединую» песню, и был — съеден…

Есть, кстати, вариант сказки, где добавляется ещё один элемент трагичности: Лиса приглашает Колобка сесть ей на язычок!

Колобок не прошел четвёртое испытание…Почему?

Цель сказки «Колобок»

Сказка «Колобок» не просто так нарушает процесс победного развития и становления личности «ребёнка», а потому, что у неё особая цель: показать, что против злого и хитрого Взрослого у ребёнка ШАНСОВ НЕТ! Взрослый всегда, при любом раскладе, обманет малыша (если, конечно, захочет).А опасных взрослых вокруг немало: не забудем о педагоге Чикатило…

Подпишитесь на мой канал

Лирическое отступление. Кстати, заметьте, в лесу Колобок в своей песенке простодушно рассказывает о себе всё: откуда он, как оказался в лесу, что он здесь один — берите меня голыми руками!

Был бы похитрее, сказал бы Лисе, что он в лесу с Дедом, а Дед вон за той ёлкой, а у Деда есть ружьё. Поворот сказки был бы другой. /но это уже я выдаю желаемое за действительное/

_________________

Результаты одного эксперимента.

К общему сведению приведу результат эксперимента, проведённого с детьми дошкольного возраста.

Ребёнку сложно устоять против подарка от «доброго дяди»

19 из 20 детей «поверили» чужим дядькам (хорошо, что это были экспериментаторы), и ушли с ними с мест, где их оставили мамы (участницы эксперимента) со строгим наказом «ни при каких обстоятельствах с этого места не уходить!».

_________________

Уважаемые родители!

Обязательно рассказывайте детям сказку «Колобок», что особенно важно в наше непростое время, и периодически повторяйте её. С детьми постарше можно обсуждать сказку, задавая провокационные вопросы: «А мог ли Колобок убежать от Лисы? Как? А что бы ты сделал? А Лиса правда была глухой?»

С детьми постарше можно обсуждать сказку, задавая провокационные вопросы: «А мог ли Колобок убежать от Лисы? Как? А что бы ты сделал? А Лиса правда была глухой?»

Пусть дети хорошо запомнят отрицательный опыт Колобка, и не повторяют его в жизни.

*****************************************************************

Сакральный смысл русских народных сказок

В этой статье вы узнаете:

Сказка про репку

Кстати, та же МЫ-сли-ШКА, как вы уже догадались, становится искомым двигателем процесса и в русской народной сказке про Репку. Те же тотемы древнейших энергий — старик со старухой. Роль Любви в этом варианте, вероятно, отдана Внучке. Жучка, Кошка возможно, да даже и скорее всего тоже неспроста, однако разъяснения на этот счёт мне не попадались, возможно, попадутся вам. А вот именно Мышка стала в итоге тем тягачом, который смог вытянуть всю конструкцию с репкой во главе.

МЫ-сли-ШКА, то есть мысль, образ, цель, если хотите. Без формирования образа, цели, без понимания «для чего?» не будет благостного итога ни в каком деле, тем более в самом непростом.

А как мы помним, «выросла Репка большааая-пребольшая». А уж если говорить о коллективной мысли, общей идее, то тут, как вы понимаете, сила воздействия на Пространство умножается в геометрической прогрессии.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Кстати, о репке

В наши дни дети об этом корнеплоде узнают только из этой сказки, ей же познания о репе и ограничиваются. Но в стародавние времена репа была известна повсеместно, и чтили её как ценнейший продукт, употребление которого чистило, питало тело, укрепляло ум и ускоряло мышление. Распространённый же сейчас в наши дни картофель оказывает на тело и нашу способность мыслить прямо противоположное влияние. Наследие всё той же Кали Юги, а что вы хотите.

Любопытно, что если вы сейчас вдруг вознамеритесь купить и приготовить репу, либо вырастить её самостоятельно, вас ждёт жестокое разочарование и вы, скорее всего, останетесь в недоумении, как это «что-то», похожее по общим впечатлениям на пятку слона,  вообще можно есть регулярно и по доброй воле. А они ж там ещё пир устраивали на весь мир и этой «вкусной» репкой всех угощали.Все потому, что в результате селекций вкус и свойства претерпели столь мощные изменения, что сравнивать прежнюю репу с теперешней просто нельзя.

Благо, сейчас существуют активисты, воссоздающие и высеивающие первородные семена, а значит у нас всех есть шанс в скором времени вернуть нашу исконную репку, употребление которой завещали нам предки.

Репка

Как уже можно догадаться, эта сказка не только о том, что одному нельзя справиться с трудностями и нужно всегда друг другу помогать. Действительно, «Репка» также показывает преемственность поколений и связь мира людей с миром животных: когда человек сам не может что-то сделать, он зовет на помощь силы Природы.

Сама репка, во одной из версий, — это солнце: только в гармонии с окружающим миром люди могут получить от него блага.

Другие исследователи утверждают, что в первоначальном варианте были и отец, и мать, а репка символизировала корень рода, который посадил первопредок – дед. Правда, зачем тогда нужно было вытягивать этот корень, так и остается непонятным.

Таким образом можно разобрать любую народную сказку и найти в ней интересные символы и поучения. Например, Кощей символизирует не только языческого Чернобога, но и холод зимы, который крадет тепло (красных девиц), Емеля — человек, потерявший гармонию с миром природы, а Баба Яга – это смерть, от которой героям нужно убежать.

Однако ученые признают, что из-за утихшего на время интереса к фольклору некоторые произведения очень сложно толковать однозначно. Кроме того, очевидно, что для современных детей сакральные значения сказок будут непонятны, поскольку сейчас знания о мире шагнуло далеко вперед и мировоззрение совершенно поменялось.

Но это не значит, что читать ребенку произведения народного творчества в наше время не имеет смысла. Ведь они до сих пор сохранили особое волшебство, необходимое детской душе, а сам ребенок может открыть в сказках для себя что-то совершенно особенное.

Сказки и мультики

Сейчас очень много мультфильмов в свободном доступе. Но родителям стоит понимать, что допустимый максимум для просмотра мультфильма ребенком — 20-30 минут в день. Пусть это будет советский мультфильм или короткий мультфильм по русской народной сказке. Тогда от этого будет польза.


Источник фото: zclub.aiv.by

Так, например, в сказке Маша и Медведь хорошо показан жизненный урок для девочки. Поход в лес — это выход во взрослую жизнь. Медведь — это символ изменившихся условий, к которым надо уметь адаптироваться, чтобы стать взрослым. Маша успешно адаптировалась и, перехитрив Медведя, вернулась домой уже в ином качестве, повзрослевшей. Уже не девочкой, а девушкой. Эта сказка про взросление девочки.

А когда на основе этих героев сделали многосерийный мультфильм, то совсем непонятно, о чем он. Чему учит детей? Современные родители слишком легкомысленно относятся к мультикам: ребенок «сидит в них» — и дома тишина и покой. А то, что у ребенка идет перегрузка нервной системы непонятно какой информацией — об этом родители, к сожалению, не задумываются. А ведь именно в детском возрасте происходит формирование психики, она неустойчива, пластична и податлива. И та информация, которая сейчас «записывается» в подсознание через метафоры, остается там на всю жизнь и будет влиять на человека в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector