Смысл жизни человека

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Как проявляется человек

В философии существует два основных проявления: индивид и личность.

Под термином «индивид» понимают конкретного человека, обладающего характерными чертами. Индивидуальность рассматривается философами как совокупность природного и социального разнообразия человека.

Понятие «личность» подразумевает человека, как совокупность индивидуальных черт, качеств и свойств.

Особенности личности определяют:

  • психологическая сущность, мировоззрение;
  • целостность убеждений, отсутствие в них противоречий;
  • характер интересов и потребностей;
  • осознание своего места в обществе;
  • соотношение различных личностных качеств.

Сущность человека, в момент его взаимодействия с обществом, проявляется в:

  1. индивидуальности.
  2. духовности.
  3. социальном статусе.
  4. коммуникации.

Личность формируется в процессе воспитания и деятельности в рамках определенного культурного поля, поэтому не каждая человеческая особь – личность. Люди, лишенные коммуникации с себе подобными, не имеют возможности социализироваться, и не становятся личностями в философско-психологическом понимании.

Понятие личности в философии

Понятие личность в философии всегда привлекало большое внимание. В рамках философии происходит различение понятий индивидуальность и личность

Индивидуальность являет собой описание характеристик, присущих человеческому роду в целом

В рамках философии происходит различение понятий индивидуальность и личность. Индивидуальность являет собой описание характеристик, присущих человеческому роду в целом.

Личность же, обобщая философские трактовки разных школ и направлений, представляет собой, помимо выявления общей природы человека, одновременное единство духовных и телесных характеристик, которое определяет линию жизненного поведения человека. Личность является основой для развития человека в ходе всей его жизни, т.к. включает в себя разрешение мировоззренческих (в чем смысл жизни), ценностных (что есть благо и как себя вести), эстетических (что есть красота) и других вопросов.

Замечание 1

Личность определяет внутреннюю жизнь человека, определяет концепцию внутреннего «Я» и мышление. Кроме того, личность является основой для социального общения людей.

Полноправное вступление человека в общество связано с окончательной сформированностью личности.

В традиции европейской мысли присутствует персонализм, который как раз и формируется на понятии личности. Персоналистические тенденции присутствуют в философии Сократа, Платона, Аристотеля, Августина, Лейбница.

В конце $XIX$ и в $XX$ веке формируется направление персоналистической философии как самостоятельного явления мысли. К этой традиции причисляются следующие философы: Н.А. Бердяев, Э. Мунье и др.

История экзистенциализма

Основоположником экзистенциализма считается датский философ Сёрен Кьеркегор. Ещё в первой половине 19 века философ высказывал близкие экзистенциализму идеи.

Помимо работ Кьеркегора, экзистенциалисты также черпали вдохновение из трудов таких учёных-философов, как Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, Эдмунд Гуссерль, Освальд Шпенглер, Анри Бергсон, Георг Зиммель и др.

Неслучайно понятие экзистенциализма ввёл именно немецкий философ Хайнеман в 1929 году. Атмосфера в Германской империи после Первой мировой войны служила хорошей почвой для расцвета отрицательных эмоций: никчёмность жизни, покинутость, страх, одиночество.

Философия Возрождения

Философия Ренессанса центральной фигурой ставит человека, мировоззренческая установка этого времени – антропоцентрична, но при этом не польностью отрицает Бога. Здесь человек – личность богатая, обладающая безграничными способностями и возможностями. Пико Делла Мирандола выразил эту точку зрения в своей «Речи о достоинтсве человека». В отличии от философии средних веков, где проблема человека рассматривается и решается через веру в Бога и искупление Христа, философия Возрождения придерживается точки зрения, в которой проблема человека решается сквозь земную жизнь. Ренессанс противопоставляет идею первородного греха и греха в целом тому, что душа человеческая и человек стремятся к счастью, гармонии и добру. Главная цель человека – быть творцом собственной судьбы. Учение о человека, созданное в этот период времени, называется гуманизм.

Основные идеи экзистенциализма:

в центре находится существование каждого конкретного человека, его «Я»;
внешняя жизнь человека и окружающая его среда не важны, важно лишь его внутреннее бытиё;
пессимистичный способ восприятия мира: жизнь представляется трагичной и бессмысленной;
человек свободен в своём выборе;
у жизни нет цели, то, что важно, — это само существование, бытиё;
отрицание науки.

Эти идеи поддерживаются представителями буржуазии. Экзистенциалисты имеют различные политические, социальные и религиозные взгляды. Но схожи они тем, что важнейшими эмоциями человека считают отрицательные эмоции: страдание, страх, озабоченность и другие.

Экзистенциальные проблемы

Экзистенциальные проблемы или экзистенциальный кризис — это состояние, которое появляется у человека, когда он не может понять, в чём смысл его жизни, в чём её ценность и для чего он живёт. Как правило, такими вопросами задаются люди, которые живут в развитых странах. Потому что их основные потребности уже удовлетворены и борьба за выживание окончена.

Например:

  • «В чём смысл строить отношения, если все люди умирают в одиночку?»
  • «Какова цель моей жизни?»
  • «Какой смысл того, чем я занимаюсь, если меня скоро забудут?»
  • «Как понять, что то, что я делаю, — хорошо?»

Цели экзистенциализма

Экзистенциализм уделяет большое внимание образованию человека. В частности, образование должно подготовить ребёнка к жизни

А именно:

научить его распознавать своё истинное «Я». Французский философ Жан-Поль Сартр говорил, что есть «Я», которым мы являемся в определённый момент, потому что существуем, и есть «Я», которым мы становимся, потому что работаем над собой;
помочь ему самореализоваться

Для самореализации очень важно понимать себя, свои эмоции;
подготовить его к трагедиям в жизни. А именно принять факт своей будущей смерти и научиться наслаждаться жизнью;
научить принимать собственные решения; объяснить, что человек свободен в своём выборе;
помочь ему социально приспособиться

Экзистенциализм учит, что в первую очередь под социальной адаптацией понимается умение ценить не только свою свободу, но и свободу других людей;
помочь ребёнку развить в себе уникальные черты характера;
привить ему чувство ответственности. Экзистенциалисты уверены, что человек сам делает свой выбор и сам же за него отвечает.

Основные положения персонализма

  1. Персонализм в своей классической форме представляет собой продолжение антропологических и персоналистических идей христианской философии. Персонализм – это теистическая система
  2. Человек – это активное познающее существо.
  3. Личность – высшая ценность и первичный вид реальности.
  4. Личность – это онтологическая категория и характеризуется с трех сторон: с одной стороны, оно имеет экстериорную направленность вовне, к окружающему миру, с другой стороны, оно интериорно, имеет склонность к самоанализу. Третье стороной личности является ее устремленность к познанию трансцендентного бытия. Личность соотносит себя с бытием Бога и с системой морально-нравственных императивов (благо, смысл жизни, истина и др.).

Понятия жизни, смерти и бессмертия, как одного из фундаментальных вопросов философии

Жизнь у большинства народов воспринималась как негативное явление. Никому доподлинно неизвестно, есть ли жизнь после смерти. Поэтому смерть страшит людей и одновременно является добродетелью – она избавляет от мук физического существования.

Бессмертие – продление жизни до бесконечности. О потенциальной возможности бессмертия задумывались философы всех школ и направлений.

Выделяют следующие виды бессмертия:

  1. Передача генов. Продление своей жизни в детях – основной способ относительного бессмертия, к которому люди прибегают сознательно.
  2. Сохранение тела. Бальзамирование, мумификация, криогенезация позволяют предохранить тело от разложения и дать потенциальную возможность воскрешения к жизни в будущем.
  3. Соединение тела, сознания и Вселенной. Для восточных течений философии, типично восприятие индивида, как части Вселенной, которая после смерти вернется в круговорот материи.
  4. Творчество. Научные открытия и произведения искусства позволяют именам их создателя оставаться в веках.
  5. Состояние измененного сознания. Медитация и аутотренинг позволяют выйти за рамки сознания, проникнуть в другое время, измерение, стать частью Вселенной.

Анторопосоциогенез как философское направление

В философии у понятия «человек» несколько значений. Античные философы рассматривали его, как часть мироздания. Он – мерило всех вещей. В эпоху Возрождения, он – самостоятельный творец, наделенный свободой выбора. Современная философия рассматривает его в симбиозе с другими гуманитарными науками: социологией и психологий. Она не дает четкого определения человеку, как объекту изучения, наделяя его способностью самостоятельно определять свое понимание бытия.

Многие философы сомневались в том, можно ли считать человека разумным. Его животное начало очень сильно, но все-таки он возвышается над другими видами. Ницше полагал, что индивид способен уничтожить в себе животную составляющую и культивировать социальную. Он является субъектом деятельности, формируя себя и свое окружение. Позже его идеи развили марксисты. Их основной тезис – бытие определяет сознание. Он означает, что окружающая среда оказывает решающее воздействие на индивида и его становление как личность.

Возможности социализации изучает антропогенез. Это – процесс вытеснения биологических законов и замена их социальными. При этом биологические законы не исчезают вовсе, а облекаются в социально приемлемые нормы. Процесс антропогенеза длится с момента появления социума.

Французская философия персонализма

Замечание 2

В рамках европейской традиции мысли персонализм соотносится с французской философией. Ее яркий представитель Э. Мунье.

Персонализм здесь не считается философской школой в строгом смысле этого слова. Он являет собой умонастроение, жизненную позицию человека. По большому счету, персонализм выступает переосмысление традиции мысли, достижений культуры и морали, в котором ключевым является выявление значимости личности человека.

Персонализм признает единство материального и духовного начал. Его основными понятиями являются вовлечение и трансцендирование. С одной стороны, человек вовлечен в жизнь мира и общества, с другой же, способен к выходу из указанного процесс, к новому духовному поиску.

Индивидуализм: понятие и характеристика

Важным этапом развития философской мысли явился период, когда возник индивидуализм в философии. С латинского термин “индивидуализм” переводится как “неделимое, особь”. Термин означает мировоззрение, провозглашающее главенство личного над общественным, конкретного индивида и его интересов над мнением и увлечениями группы, коллектива. Появление данного взгляда возникло, как осознание собственной самостоятельности, независимости, ценности как уникального существа. Это существо оказалось отделенным от других людей, социума, природы, а также от божественного начала, воплощенного в том или ином образе. В рамках индивидуализма на первый план выходят таких понятия, как:

  1. Личность – определяется как субъект, рожденный и развивающийся в общественной среде и приобретающий необходимые социальные качества. Институтом, в котором развивается личность, является семья, позже это организации типа школы, университетов, неформальных организаций т.д.
  2. Индивидуальность – набор характеристик, свойств человека, которыми обладает только он и которые выделяют его среди других людей. Сюда относят и биологические параметры, и социально-приобретенные, и психологические особенности.

Указанные термины могут быть использованы в одном контексте, они взаимосвязаны, но не тождественны друг другу.

Разновидности индивидуализма: методологический индивидуализм

Словосочетание – методологический индивидуализм – означает теоретическую установку, позицию, исходя из которой рассматриваемый объект, явление окружающего мира является следствием индивидуального поведения или действий. Отсюда наиболее правильной и адекватной будет оценка происходящего с точки зрения конкретного человека, иными словами, в социальной действительности не обойтись без учета человеческого фактора. В центре внимания находится знание психологии людей. Излишний психологизм нередко выступал причиной для критики концепции индивидуализма. Г. Тард высказался на предмет того, что все явления культуры и социума не что иное, как итог личных изобретений.

Для сравнения полезно упомянуть социологизм и методологический холизм. Первый отводит главенствующую роль структуре, второй – обществу как целостности. Холизм в отличие от индивидуализма, говорит о неделимости, связности компонентов общественных групп и происходящих в них процессов

Подчеркивается важность сообществ, взаимодействий их членов, которые порождают уникальные эффекты, не сводящихся к индивидуальным действиям. Системный и функциональный подходы также свидетельствуют в пользу признания серьезной роли организаций, институтов, групп и клубов в формировании и дальнейшем влиянии на жизнь членов общества

Смысл жизни

Самое простое определение термина «жизнь» – это отличие мира организмов от остальной действительности. Поиск смысла жизни – один из главных вопросов философии, имеющий богатую историю.

В исследованиях античных мыслителей довлеет тезис «смысл жизни — в самой жизни». В зависимости от различных школ, смыслом жизни считали:

  • наслаждение;
  • счастье;
  • действие;
  • страдание.

Античные философы рассматривали индивида, как природное существо, поэтому течение его жизни не должно отличаться от жизни животного или растения, и включать в себя воспроизведение потомства, выполнение специфических функций, удовлетворение потребностей.

В Средневековье развивалась парадигма смысла вне жизни. Главной жизненной ценностью является: Бог, идея, служение. Потеря веры в Бога равносильна потере смысла жизни.

В эпоху Возрождения под смыслом жизни понимали служение высшему существу. Цель человеческой жизни – самосовершенствование.

Эпоха Просвещения преподносит смысл жизни, как служение идее. Под идеей подразумевали социальное равенство, реорганизацию общества, благополучное будущее.

Новейшая философия трактует смысл жизни, как самореализацию. Подразумевается, что индивид должен создать себя сам – создать индивидуальный смысл жизни. Личность не ищет его, а вырабатывает, основываясь на своем опыте и опыте предыдущих поколений.

Философия Средних веков

Здесь человек – часть мирового порядка, который установил Бог. Также философы того времени утверждали, что человек – образ и подобие Бога. Но история первородного греха привела к тому, что человеку свойственна двойственность: божественное начало и материальное. В нем противоречиво соединяются душа и тело, где плоть – место страстей и желаний. Аврелий Августин утверждал, что смысл жизни человека лежит в спасении души и что только вера в бессмертность души помогает человеку бороться с суровой реальностью. Иисус Христос – олицетворение человеческой и божественной природы, таким образом человек способен к внутреннему приобщению к божественной благодати.

Именно это является причиной того, почему человек стремится освободиться от оков дьявола и постичь свет божественный. Благодаря тому, что Иисус пожертвовал собой, человечество получило возможность откупиться о первородного греха и спастись в Судный День. Обязанность каждого человека – нести ответственность за содеянное, соизмерять свои поступки с заповедями. Средневековая антропология сводит человека не к субстанции или всеобщей природе, а представляет его как личность, обладающую богатым духовным миром.

Основные положения индивидуализма

Концепция базируется на нескольких принципах, поддерживающих целостность взглядов и поведения приверженцев выбранной программы. Существует 3 постулата:

  1. Общество рассматривается не как целостная система, состоящая из взаимоотношений людей, а как совокупность индивидов. Причем каждый из них имеет собственную специфику темперамента, черты характера, индивидуальные потребности и намерения. Провозглашается у человека право на свое мнение по различным вопросам.
  2. Суть человека заключена в уникальных, ему данных изначально свойств, которыми он полноценно владеет и которые ни при каких условиях не могут быть изъяты у него.
  3. Разделяются законы, относящиеся к общественной жизни, и те правила, которыми руководствуется отдельно взятый индивидуум. Группа и ее участники не представляют собой единого организма.

К сожалению, индивидуалистические категории не лишены внутренних противоречий, из-за чего проявляется неустойчивость мировоззрения. Пропагандируются новые значимые аспекты человеческого существования. В человеке зарождаются отрицательные черты – эгоизм, цинизм, стремление к доминированию и достижению целей удобными средствами. Субъекту дают в широком смысле возможность быть свободным, а он отчуждается от самого коллектива.

Наряду с автономностью растет чувство утраты принадлежности к социуму. Последний фактор провоцирует ярых индивидуалистов вести себя довольно агрессивно и пытаться подчинить себе общество, получить с его помощью максимальные блага для себя. Такой индивидуализм считается бунтарским, и он противоположен мещанскому (обывательскому) типу

Если первый не расположен принимать во внимание или как-то сотрудничать с большинством, то другой способен заключить с коллективом обоюдовыгодный договор. Обе формы вполне могут проявить себя в различных исторических эпохах

Нужно помнить, что индивидуализм выступает одним из признаков развивающейся группы и построения коммуникации в ней на более высоком уровне. Но повсеместное доминирование единоличных устремлений может демонстрировать нарастающие проблемы системы и привести к ее расколу.

Взаимодействие человека и природы

В науке определение «природа» включает весь материальный мир Вселенной. В него входят все природные и культурные объекты.

Природные объекты могут быть:

  • живыми – совокупностью организмов.
  • неживыми – веществами и полем, обладающим энергией.

Живые предметы – результат жизни, возникшей и развившейся в географической среде. Под географической средой понимают ту часть природы, которая необходима для жизни человечества (растительный и животный мир, почва, земная кора, вода, нижняя часть атмосферы). Географическая среда вовлечена в процесс общественного бытия.

С момента появления общества природные процессы на Земле разделились на:

  • природные;
  • специфически общественные;
  • природно-социальные.

Современный уровень развития общества позволяет индивиду не зависеть от природы непосредственно, удовлетворяя свои потребности с помощью достижений науки. Опосредованная зависимость возрастает. Человек преобразует природу и увеличивает свою власть над ней.

Жизнь, смерть и бессмертие в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни.

Философский
интерес к проблеме жизни продиктован
следующими обстоятельствами: во-первых,
философским объяснением природы самого
человека, что требует привлечения
естественнонаучных представлений о
жизни; во-вторых, необходимостью
использования методологических принципов
в ходе научного познания жизни; в-третьих,
уяснением закономерностей
структурно-функциональной организации
живого, что способствует верному ответу
на один из актуальнейших философских
вопросов – в чем смысл жизни человека?
В жизни каждого нормального человека
рано или поздно наступит момент, когда
он задается вопросом о конечности своего
индивидуального существования. Человек
— единственное существо, которое
осознает свою смертность и может делать
ее предметом размышления. Но неизбежность
собственной смерти воспринимается
человеком отнюдь не как отвлеченная
истина, а вызывает сильнейшее эмоциональное
потрясение, затрагивает самые глубины
его внутреннего мира. Смерть и
потенциальное бессмертие — самая
сильная приманка для философствующего
ума, ибо все наши жизненные дела должны,
так или иначе, соизмеряться с вечным.
Человек обречён на размышления о смерти
и в этом его отличие от животного, которое
смертно, но не знает об этом. Правда,
животные чувствуют приближение смерти,
их предсмертное поведение чаще всего
напоминает мучительные поиски уединения
и успокоения. Наверное, смерть вообще
— расплата за усложнение биологической
системы. Одноклеточные практически
бессмертны. Когда организм становится
многоклеточным, в него как бы встраивается
механизм самоуничтожения на определённом
этапе развития, связанный с геномом.

Человек
не может смириться с тем, что именно ему
придётся уйти из этого великолепного
мира, где кипит жизнь, но, размышляя об
этом, начинаешь понимать, что смерть, —
пожалуй, единственное, перед чем все
равны, что стирает неравенство, на
котором основана земная жизнь.

В данном
случае не так уж важно, кто «управляет»
миром — Бог, Дух, Космический Разум,
объективная реальность, законы Природы.
Важно, что человек должен лишь осознать
этот порядок и найти в его недрах, в его
устройстве зазор для «относительной
самостоятельности», в которой он будет
видеть смысл своего бытия

Интерес
к проблеме смерти обусловлен несколькими
причинами. Во-первых, это ситуация
глобального цивилизованного кризиса,
который в принципе может привести к
самоуничтожению человечества. Во-вторых,
значительно изменилось ценностное
отношение к жизни и смерти человека в
связи с общей ситуацией на Земле. По
сути дела, речь идёт о триаде: жизнь —
смерть — бессмертие, поскольку все
духовные системы человечества исходили
из идеи противоречивого единства этих
феноменов. Существует два принципиально
различных пути объяснения вечных
вопросов жизни, смерти и бессмертия.

Первый
подход можно обозначить как объективистский.
Он связан с именами таких философов,
как Спиноза, Гольбах, Гегель, Лафарг, с
догматикой иудаизма, христианства и
ислама и, отчасти, с установками
естествознания. В его основе лежит
представление об изначальном неколебимом
миропорядке, в котором заранее
предначертаны все события общественной
и личной судьбы, «расписаны» все этапы
мировой истории.

Второй
подход во главу угла ставит субъективность
человека, его самодеятельность,
творчество. Сущность его хорошо выражают
афоризмы: «Человек — мерило всем вещам»,
«Человек — творец самого себя», «Творю,
следовательно, существую». Размышления
над этим вопросом оказывается исходным
пунктом в выработке основной “линии”
жизни, подчиняющей себе поведение и
поступки человека на разных уровнях :
общество в целом, трудовой коллектив,
семья, близкие друзья и т.п.

Изучение личности в психологии

В пси­хо­ло­гич. тео­ри­ях Л. кон. 19 – нач. 20 вв. от­ра­жа­лась как бе­ру­щая на­ча­ло от Гип­по­кра­та ме­ди­ко-био­ло­гич. тра­ди­ция вы­де­ле­ния на­блю­дае­мых ин­ди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий, их из­ме­ре­ния, клас­си­фи­ка­ции и по­строе­ния ти­по­ло­гий (Э. Креч­мер, В. Штерн, А. Ф. Ла­зур­ский), так и иду­щая от эти­ки и фи­ло­со­фии пра­ва гу­ма­ни­тар­ная тра­ди­ция рас­смот­ре­ния Л. в кон­тек­сте цен­но­стей, са­мо­от­но­ше­ния и внутр. ми­ра че­ло­ве­ка (У. Джеймс, Э. Шпран­гер, К. Г. Юнг и др.). В нач. 20 в. бы­ли раз­ра­бо­та­ны пер­вые соб­ст­вен­но пси­хо­ло­гич. ме­то­ды экс­пе­ри­мен­таль­но­го, кли­нич. и ди­аг­но­стич. изу­че­ния Л. Тео­рии Л., соз­дан­ные на их ос­но­ве (К. Ле­вин, Г. Ол­порт, Г. Мюр­рей и др.), к кон. 1930-х гг. по­ло­жи­ли на­чало пси­хо­ло­гии Л. как осо­бой от­рас­ли нау­ки. То­гда же был по­став­лен во­прос о пер­со­но­ло­гии – меж­дис­ци­п­ли­нар­ной нау­ке о Л. (Штерн, Мюр­рей).

Про­бле­ма ка­жу­щей­ся не­со­вмес­ти­мо­сти изу­че­ния Л. как уни­каль­ной ин­ди­ви­ду­аль­но­сти и вы­де­ле­ния об­щих за­ко­но­мер­но­стей бы­ла раз­ре­ше­на Г. Ол­пор­том, ко­то­рый пред­ло­жил вы­явить за­ко­ны фор­ми­ро­ва­ния уни­каль­но­сти и сфор­му­ли­ро­вал один из та­ких за­ко­нов – прин­цип функ­цио­наль­ной ав­то­но­мии, со­глас­но ко­то­ро­му из ог­ра­ни­чен­но­го чис­ла об­щих для всех лю­дей ба­зо­вых мо­ти­вов в хо­де ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия фор­ми­ру­ют­ся но­вые, са­мо­быт­ные мо­ти­вы (см. Мо­ти­ва­ции).

Мо­гут быть вы­де­ле­ны че­ты­ре осн. ори­ен­та­ции в пси­хо­ло­гич. ис­сле­до­ва­ни­ях лич­но­сти.

Пси­хо­ди­на­ми­че­ская ори­ен­та­ция, в цен­тре ко­то­рой сто­ит про­бле­ма бес­соз­на­тель­ных по­бу­ди­тель­ных сил и при­чин по­ве­де­ния, их фор­ми­ро­ва­ния в ин­ди­ви­ду­аль­ной ис­то­рии, влия­ния на пси­хи­ку и по­ве­де­ние, их осоз­на­ния и кон­тро­ля, воз­ник­но­ве­ния пси­хо­па­то­ло­гич. сим­пто­мов на ос­но­ве вы­тес­нен­ных (за­бло­ки­ро­ван­ных) по­бу­ж­де­ний (пси­хо­ана­лиз и др. на­прав­ле­ния глу­бин­ной пси­хо­ло­гии).

Экс­пе­ри­мен­таль­но-пси­хо­ло­ги­че­ская ори­ен­та­ция, в цен­тре ко­то­рой – про­бле­ма ко­ли­че­ст­вен­но­го из­ме­ре­ния от­дель­ных лич­но­ст­ных пе­ре­мен­ных, вы­яв­ле­ния их взаи­мо­свя­зей и об­щей струк­ту­ры, их ус­той­чи­во­сти и из­мен­чи­во­сти, влия­ния на по­ве­де­ние в со­от­но­ше­нии с внеш­ни­ми си­туа­тив­ны­ми фак­то­ра­ми, раз­ви­тия в он­то­ге­не­зе, сте­пе­ни био­ло­гич. и со­ци­аль­ной обу­слов­лен­но­сти (диф­фе­рен­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия В. Штер­на, ди­намич. тео­рия К. Ле­ви­на, фак­тор­ная тео­рия Р. Кет­те­ла, со­ци­аль­но-ког­ни­тив­ная тео­рия А. Бан­ду­ры, тео­рия ин­те­граль­ной ин­ди­ви­ду­аль­но­сти В. С. Мер­ли­на, тео­рия ус­та­нов­ки Д. Н. Уз­над­зе и др.).

Гу­ма­ни­сти­че­ская ори­ен­та­ция, в цен­тре ко­то­рой сто­ят про­бле­мы лич­но­ст­но­го рос­та, са­мо­ак­туа­ли­за­ции, ори­ен­та­ции на выс­шие цен­но­сти, по­ис­ка смыс­ла жиз­ни, ау­тен­тич­но­сти, сво­бо­ды, от­вет­ст­вен­но­сти, твор­че­ст­ва, меж­лич­но­ст­но­го диа­ло­га, транс­цен­ден­ции, здо­ровья пси­хо­ло­ги­че­ско­го, а так­же от­кло­не­ний от здо­ро­во­го пол­но­цен­но­го раз­ви­тия и его вос­ста­нов­ле­ния сред­ст­ва­ми пси­хо­те­ра­пии (А. Мас­лоу, К. Род­жерс, В. Франкл и др. пред­ста­ви­те­ли гу­ма­ни­сти­че­ской пси­хо­ло­гии, эк­зи­стен­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии и транс­пер­со­наль­ной пси­хо­ло­гии).

Со­цио­куль­тур­ная ори­ен­та­ция, в цен­тре ко­то­рой на­хо­дят­ся про­бле­мы со­ци­аль­ной обу­слов­лен­но­сти Л. и её про­яв­ле­ний, ин­те­рио­ри­за­ции за­фик­си­ро­ван­ных в куль­ту­ре цен­но­стей, норм, стан­дар­тов по­ве­де­ния, средств дея­тель­но­сти, смы­слов и т. п., раз­ви­тия Л. в он­то­ге­не­зе че­рез взаи­мо­дей­ст­вие с со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми и общ­но­стя­ми, эво­лю­ции лич­но­сти в че­ло­ве­че­ской ис­то­рии (куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская пси­хо­ло­гия, пси­хо­ло­ги­че­ская ан­тро­по­ло­гия и др.).

Трансценденция

Трансценденция (от лат. transcendere — «переступать») — термин в философии, означает перемещение из одной области в другую, как правило, из реальной и земной в потустороннюю.

У экзистенциалистов есть много определений слова «трансценденция». По мнению одних, трансценденция есть истинное бытиё. Необходимо в неудобном и недружественном мире, скованном социальными условностями, найти способ существовать истинно. Религиозные экзистенциалисты считают, что достичь такого подлинного бытия можно только с помощью трансценденции, т. е. контакта с Богом.

По мнению других философов, трансценденция — это выход сознания человека за его границы; ситуация, при которой сознание перемещается из настоящего в будущее.

Русская философия персонализма

Русский философ Н.А. Бердяев характеризует человека с точки зрения эсхатологии. Мыслитель сравнивает понятия индивид и личность. Индивид – это гражданин природы с присущей ей материальностью и грубой телесностью. Личность – понятие, которое отражает христианскую идею о человеке как подобии Бога. Поэтому личность не выводима из природного начала и путь ее бытия окрашен трагичностью. Избранные личности сохраняют свое бытие после Суда, концепцию которого отстаивает христианство.

Русский экзистенциальный философ Л. Шестов, рассуждая о природе личности человека, характеризует ее через понятия трагизма и одиночества. Личность оказывается одинокой в рамках окружающего мира и общества, которые притесняют ее, пытаются ее ограничить определенными социальными рамками. Осознать себя как личность человек может только в одиночестве. По настоящему творческие личности обречены на постоянное осознание приближающейся смерти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector