Лекция 3. теории лидерства и стилей руководства. управленческая психология
Содержание:
- Современные теории лидерства
- Ситуационная теория
- Мобильный СонникДома Солнца
- Как реагировать на издевательства или насмешки
- Евтихов О. В. «Стратегии и приемы лидерства. Теория и практика»
- Ситуационная модель Фидлера
- Теория происхождения лидерства: «теория черт», «ситуационная теория лидерства», «системная теория лидерства»
- Теории взаимодействия лидера и группы
- Структурная теория лидерства
- Индивидуальные настройки cookies
- Теория конституентов и интерактивный анализ
- Качества, наиболее часто встречающиеся у лидеров
- Определение
- Сущность
- Классификация лидерства
- Теории «обмена», «трансактного анализа»
- Видео Издевательство. Насмешки. Издевки. Глумление.
- Кто такой лидер, основные качества
- Мы используем cookies
- Теория лидерства
- Как это остановить: 2 работающих способа
- Харизматичный подход к лидерству
- Личностная теория лидерства
- Сонник — Делают пластическую операцию
- Гуманистическая теория лидерства
Современные теории лидерства
В настоящее время различные специалисты в области менеджмента и лидерства используют в своих трудах и исследованиях некоторые элементы всех перечисленных теорий. Сложность феномена лидерства приводит к тому, что вокруг его природы и характеристик постоянно ведутся споры.
Сейчас возникают и новые теории лидерства, связанные в большей степени с такой характеристикой внешней среды, как изменчивость. Постоянное изменение условий внешней среды, ее динамичность является причиной повышения значимости такого аспекта, как управление изменениями.
Современные теории лидерства основываются на способности создавать условия для изменений. Можно заметить, что в предыдущих теориях управлению изменениями как аспекту лидерства уделялось мало внимания, но в данный момент именно управление изменениями движет вперед любую организацию. Лидерство, способствующее внедрению изменений, способно вести вперед организацию и обеспечивать эффективность ее деятельности. Руководство и контроль как элементы лидерства отходят на второй план, а ключевым становится создание благоприятной корпоративной культуры и формирование образа будущего компании.
Замечание 2
Современный лидер отождествляет себя с сообществом, во главе которого он находится.
Ситуационная теория
Ее авторами являются американские политологи:
- В. Фиддер;
- Р. Даль;
- Т. Хинтон.
Они видят лидерство в форме ситуативных функций — лидерское поведение, вполне подходящее для одной ситуации, может быть абсолютно непригодным для иной. Появление лидера является результатом действия факторов времени, места и обстоятельств. Великий лидер чувствует ситуацию, знает, как дать ей возможность развиться до точки, когда он сможет ее преломить. Вспомним отличный пример из истории Отечественной войны 1812 года, когда похожим образом вел себя полководец М. И. Кутузов. Все величайшие лидеры имели способность обращения ситуации в собственную пользу.
Мобильный СонникДома Солнца
Как реагировать на издевательства или насмешки
Условимся считать, что издевательство, от которого надо защищаться, это такое нападение, от которого все-таки можно защититься, а вовсе не игра на нервах заложников, захваченных бандитами. Мы должны научиться искусству реакции на словесные, а не на физические издевательства, требующие отдельного разговора. Оговорюсь сразу — многое из того, что говорилось о защите от критики (вся первая часть предыдущего раздела главы), применимо и в случае защиты от насмешек.
Евтихов О. В. «Стратегии и приемы лидерства. Теория и практика»
Данное пособие включает две взаимодополняющие части. В первой части описываются современные представления о феномене лидерства и результаты научных исследований по этой проблематике. Автор рассматривает разные теории, модели и концепции лидерства, вопросы взаимосвязанности управления, организационного лидерства и руководства.
Во второй части приводится метафорическое описание лидерства. Здесь рассматриваются конструкты лидерства, впервые открытые еще трактатах Древнего Китая. Отличительной особенностью издания можно назвать наличие множества практических рекомендаций, которые будут полезны современному руководителю.
Ситуационная модель Фидлера
Первооснователем теории ситуационного лидерства считают Ф. Филлера. Его модель эффективности лидерства определяет, что «производительность группы обусловлена взаимодействием лидерского стиля и уровня благоприятности ситуации». Точнее — производительность групп людей, работа которых определяется взаимной зависимостью — это функция взаимодействия между уважением лидера к наименее предпочитаемому сотруднику его (НПС) и ситуационными переменными, среди которых:
- степень, с которой руководителю его подчиненные доверяют и симпатизируют;
- степень структурированности задач, возможностью ее разложить на составляющие;
- степень, с которой сама лидерская позиция воспринимается как властное проявление.
Благоприятность ситуации определяется степенью, в которой ситуация контроль за поведением в группе облегчает. Например, гораздо легче быть лидером, если группа своему руководителю доверяет и симпатизирует, если она четко выполняет сформулированную задачу и если положение лидера закреплено властью.
Итак, лидер, ориентированный на задачу, действует лучше в благоприятных или в неблагоприятных ситуациях. В ситуации средней благоприятности более эффективен в целом лидер с высокой оценкой НПС. Иными словами, лидер, «ориентированный на отношения», действует лучше в ситуации со средней благоприятностью.
Теория происхождения лидерства: «теория черт», «ситуационная теория лидерства», «системная теория лидерства»
Выделяют социологические
и психологические теории лидерства. К
социологическим относятся: «теория
черт», «ситуационная теория», «теория
определяющей роли последователей»,
«системная теория лидерства»
(исследователи: Г. К. Ашин, Г. М. Андреева).
Теория черт
полагает, что лидерство – феномен,
рождаемый специфическими чертами лидера
(искусство убеждать, любовь к риску,
энтузиазм, беспристрастность, смелость,
воля, справедливость и др.). М. Вебер и
Э. Трельч ввели термин харизма –
исключительная одаренность человека,
которая производит особое впечатление
на окружающих людей. Недостатком является
неучет того, что различные социальные
группы требуют различных лидерских
качеств. Существуют разные виды
деятельности, которые требуют
противоположных черт лидера, таким
образом, создать универсальную шкалу
черт лидера невозможно. Тем не менее
теория продолжает существовать. Д. Майер
сом были выделены черты наиболее
эффективных лидеров в современных
условиях: уверенность в себе; наличие
убедительных представлений о желаемом
положении дел и способность сообщать
о них окружающим простым языком;
достаточный запас оптимизма и веры в
людей; незаурядность; энергичность;
добросовестность; покладистость;
эмоциональная устойчивость.
Ситуационная
теория полагает,
что в процессе выдвижения лидера большую
роль играет ситуация. Если социальная
ситуация существования группы кардинально
меняется, то высока вероятность смены
лидера. Т. Шибу тани выделил два
психологических критерия для создания
типологии социальных ситуаций: степень
формализации группы и степень автономии
членов группы. В зависимости от проявлений
этих качеств возникает пять типов
социальных ситуаций: внезапные
критические; критические повторяющиеся,
предсказуемые; типичные повторяющиеся;
типичные повторяющиеся конвенциональные;
групповые ритуалы.
Теория определяющей
роли последователей
– провозглашала, что лидерство – функция
от ожиданий (экспекций) последователей.
Лидер выдвигается с учетом требований
и интересов группы, как только эти
требования не выполняются, лидера
смещают. В современном мире многие
руководители имеют в штате людей,
профессионально занимающихся имиджем.
Важными качествами лидера является
возможность произвести впечатление на
окружающих, умение убеждать.
Системная теория –
включает основные идеи выше названных
теорий. Лидерство – это процесс
организации межличностных отношений
в группе, а лидер – субъект управления
этим процессом.
Психологические
теории лидерства не разрабатывались
специально, а явились побочным эффектом
исследований феноменов личности.
Теории взаимодействия лидера и группы
Вслед за классическими теориями лидерства свое развитие получили работы, которые описывали взаимодействие между лидером и подчиненными. Фактически они послужили переходным этапом к современным теориям лидерства.
Наиболее известными работами в данной области стали труды Грэна, Бернса, А. Юкла, Фидлера и Гарсиа. Основополагающей идей стала идея трансформационного лидерства (рисунок 2), которая впоследствии была положена в основу множества исследований.
Рисунок 2. Составные элементы теории трансформационного лидерства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Свой клад в переход к современным теориям лидерства вложила теория «заменителей лидерства», выработанная в 1978 году Керром и Джермейером. В соответствии с этой теорией организации не испытывают потребностей в лидерском участии, а в некоторых случаях (при условии наличия определённых ситуационных переменных) оно и вовсе наносит вред.
Структурная теория лидерства
Замечание 2
Структурная теория, которая еще называется теорией лидерских качеств, своей основной задачей ставит разработку универсальной структуры личности эффективного лидера, а также выявление присущих лидерских черт или характеристик.
Большое количество исследователей хотели выявить определенный набор характеристик, при помощи которых человек становится лидером. Данные исследователи, сообразуясь с уровнем формирования производства на рассматриваемом этапе, ставили на первое место сначала физическую силу, а потом интеллект. Так, по мнению российских исследователей руководителей существует десять основных характеристик, которые являются свойственными современному лидеру. Это:
- Способность образовывать управленческую команду;
- Обладание стратегическим видением становления бизнеса;
- Способность управлять стратегическими изменениями в становлении бизнеса;
- Умение принимать решения в условиях сложившейся неопределенности;
- Наличие самодисциплины и организованности;
- Желание передавать полномочия и осуществлять контроль за полученными результатами;
- Умение налаживать конструктивные взаимоотношения внутри коллектива;
- Способность выстраивать и поддерживать конструктивные отношения с внешними сторонами;
- Четкое знание бизнес-процессов и производственных особенностей своей организации и отрасли;
- Умение грамотно вести переговоры и убеждать в правильности своей точки зрения.
Также, согласно данной теории, существует четыре основные группы лидерских качеств, это:
- Физиологические. Это приятный внешний вид;
- Психологические. Это смелость, упорство и т.д.;
- Интеллектуальные. Это хорошая память, логика и ум;
- Личностные. Сюда относятся, организованность и дисциплинированность.
Категория: Основные (14)
Показать все
Категория: Комфорт (0)
В настоящее время нет cookies в этой категории. Но Вы можете уже сейчас дать согласие на использование в будущем cookies этого типа.
Категория: Анализ (2)
Показать все
Категория: Маркетинг (1)
Показать все
Назад
Сохранить выбранное
Теория конституентов и интерактивный анализ
Уточнением и развитием ситуационной концепции является теория последователей (конституентов), объясняющая феномен лидера через аналогию, что свита, делает короля. Именно его последователи, по мнению Ф.Стэнфорда, воспринимают ситуацию, лидера, и решают, принимать его или нет. Роль данной концепции решающая при выборе неформальных лидеров, а так же руководителей в демократических организациях. Лидерство, в свете данной теории, это особые отношения между лидером и группой, поведение лидера, возможно предсказать, изучив его последователей. Через конституентов происходит воздействие на лидерство господствующей культуры, в первую очередь ценностных ориентации, а так же ожиданий работников.
Рассмотренные теории частично объясняют, почему кто-то становится лидером, но не отражают, почему кто-то стремиться к лидерству, а кто-то нет, и можно ли воздействовать на формирование лидерства.
Качества, наиболее часто встречающиеся у лидеров
Изучение в последующем привело к выделению таких групп лидерских качеств, как: физиологические, психологические, интеллектуальные и личностные (табл. 1).
Таблица 1. Качества, наиболее часто встречающиеся у лидеров
К физиологическим относятся вес, рост, телосложение, внешний вид, энергичность движений человека. Конечно, в некоторой мере связь между наличием этих качеств и лидерством может существовать. Однако, если человек физически выше и крупнее, чем средний человек в некоторой группе, это еще не дает ему никакого права быть лидером в ней.
Психологические или эмоциональные качества на практике проявляются основным образом через характер человека. Они имеют и преемственные, и воспитательные основы. Врожденные задатки являются первоосновой психических качеств, которые могут иметь двойственный характер:
- психические качества, которые не подвергаются или слабо подвергаются коррекции (склонность к риску, стремление к лидерству, свойства темперамента);
- психические качества, которые могут подвергаться усовершенствованию (уровень интеллекта, память…).
Под влиянием опыта совершенствуются и психологические качества, который человек приобретает в процессе своей жизни.
Исследование умственных и интеллектуальных качеств в их связей с лидерством проводилось множеством ученых, и их результаты друг с другом совпадают в том, что уровень таких качеств у лидера выше, чем у нелидеров. Базовыми интеллектуальными способностями для лидеров должны быть: стремление постоянно самосовершенствоваться, наличие склонности к восприятию новых идей, панорамность мышления и профессиональная компетентность, способность к самоанализу.
Деловые качества носят в основном характер приобретенных (развитых) привычек и умений у лидера в выполнении своих функций. Сюда также можно отнести деловитость, предприимчивость, стабильное проявление инициативы, умение принимать нестандартные решения.
Определение
Лидерство в рамках менеджмента определяется как способность влиять на людей, направлять их деятельность на достижение обозначенных целей. Неформальный лидер сосредотачивает и нацеливает усилия группы, его авторитет держится не на власти и ее атрибутах, а на личностных качествах.
Неформальный лидер – это такой человек, кто нередко обладает большим влиянием в коллективе, чем официальный руководитель. Лидирующие позиции достаются ему как признание высокого социального статуса, основанного не на финансовом превосходстве или данной законом власти, а на свойствах его характера, умениях, навыках, харизме, образованности, интеллекте.
Неофициальный лидер – это индивид, обладающий определенным набором личностных качеств, что значит формирование общепризнанного авторитета на базе, не зависящей от материального достатка или покровительства сверху. Он энергичен и компетентен в профессиональной сфере, проявляет к окружающим искреннюю симпатию и отзывчивость. Позитивная энергетика, направленная в отношении коллег, воспринимается, как способность находить общий язык с людьми.
У такого человека развиты те самые коммуникативные навыки, которые позволяют ему ладить с другими сотрудниками, завоевывать их доверие и уважение. Он легко сближается с новыми знакомыми, быстро становится для них другом, наставником, советчиком, докой. К его мнению прислушивается большинство, что значит высокую степень влияния на сознание и поведение масс.
Формальное лидерство может быть охарактеризовано, как искусственное создание положения, когда сотрудники подчиняются назначенному на должность руководителю независимо от того, насколько он соответствует их представлениям о хорошем управленце. Члены коллектива могут не уважать начальника, не разделять его взгляды и методы управления, но вынуждены выполнять его распоряжения.
Когда его идеи не находят всеобщего одобрения, а приемы управления идут в разрез с мнением большинства, возникают скрытые или открытые конфликтные ситуации. Причем скрытое недовольство опаснее для бизнеса, потому что управленец может долгое время не находить объяснения падению уровня продаж или производительности, обусловленному нежеланием сотрудников работать с полной самоотдачей.
Сущность
Любая система, относящаяся к социально-экономической сфере, нуждается в вожаке. Ведь главными ресурсами для ее совершенствования являются потенциал, таланты, сила и продуктивность подчиненных, а также проявление инициативы. И все это собирается воедино именно тем, кто имеет лидерские свойства.
Эта особенность является вдохновляющим, тактическим и генерирующим аспектом в становлении любой группы. А в исполнительском ключе на первый план выходит его оперативная, организационная роль, призванная «поддерживать огонь».
Она может проявляться в том, как человек умеет организовывать рабочую деятельность несмотря на сложность поставленных задач, убеждать сотрудников добиваться целей, формировать общую картину будущего и поддерживать мотивацию к труду.
Само понятие «лидерство» в психологии произошло от немецкого слова «lead», в переводе означающего «путь». Поэтому лидер – это тот, кто ведет за собой и показывает направление.
Основополагающая его обязанность состоит в помощи другим безболезненно и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, применять в работе творческий подход. Помимо этого, свойство нацелено на то, чтобы поощрять сотрудников на обмен знаниями, накопление навыков и опыта путем корпоративных курсов и обучения, а также выработку новых умений.
Но качество может быть двух видов:
- формальное;
- неформальное.
В первом случае, это руководитель, которому следует подчиняться. Именно он распределяет обязательства между подчиненными. Но во втором – воздействие происходит благодаря личным чертам человека. Часто такой лидер имеет большее влияние на мнение коллектива.
Классификация лидерства
В зависимости от функций ведущего человека выделяют разные виды лидеров:
- Организатор. Человек не только думает о достижении цели, но с уважением относится к коллективу. Он не позволяет оскорблять подчиненных. Такой лидер часто прибегает к поощрению, что вдохновляет на действие. Он всегда уверен в благоприятном исходе событий и передает свой настрой окружению;
- Творец. Лидер нетрадиционно подходит к решению проблем. Он ищет новые идеи и не боится браться за опасные дела. Такой лидер берет креативом, завлекая коллектив. Он никого не принуждает сотрудничать, а заинтересовывает;
- Борец. С легкостью приступает к проблеме, готов к любым испытаниям. Верит в свои силы и не думает о промахе, никогда не отступает. Для него главное – скорость и оперативность, поэтому не всегда продумывает все ходы и варианты;
- Дипломат. Такой человек хитрый и расчетливый. Он знает все подробности дела, возможные исходы, пользуется не только достоверными данными, но и слухами. Лидер ведет обсуждения в узком кругу за спинами других членов коллектива. Поэтому он знает, как воспользоваться ситуацией, изменить ее. Всегда имеет запасной план действий, но не оглашает, чтобы перейти к нему при необходимости;
- Утешитель. Лидер готов оказать поддержку любому, выслушать и дать совет. Климат в коллективе для него на первом месте.
Теории «обмена», «трансактного анализа»
Трансактный подход к лидерству основывается на идее социального обмена и акцентирует внимание на важности восприятия последователями личности лидера, а также оценки его действий. Согласно концепции Ф.Хейдера если члены группы воспринимают лидера как человека, способного достичь определенных результатов, но не желающего предпринимать какие-либо усилия, то он может потерять последователей по сравнению с лидером, который неспособен достичь желаемого, но предпринимает явные усилия для достижения намеченной цели
Согласно концепции Ф.Хейдера если члены группы воспринимают лидера как человека, способного достичь определенных результатов, но не желающего предпринимать какие-либо усилия, то он может потерять последователей по сравнению с лидером, который неспособен достичь желаемого, но предпринимает явные усилия для достижения намеченной цели.
В случае, когда последователи сами избирают лидера, возникает сильное чувство взаимодействия и ответственности по отношению друг к другу, при этом требования к лидеру выше, чем при назначении руководителя.
Избрание и назначение лидера могут привести к созданию разного психологического климата в коллективе.
Видео Издевательство. Насмешки. Издевки. Глумление.
Кто такой лидер, основные качества
Как распознать лидера среди других, почему этот человек имеет возможность управлять людьми.
Определение 1
Лидер – это человек, способный управлять целой группой людей, воодушевлять их и вести за собой.
Основные качества, присущие лидеру:
- Четкое правильное ясное изложение своих мыслей и идей, эти люди способны делиться своими мыслями с другими и внушать их, так чтобы целая группа людей могла воодушевиться и идти за лидером.
- Лидер способен взять всю ответственность за ситуацию или решение проблемы на себя, быстро перестроиться в меняющихся условиях труда, если это касается работы, то способен занять даже другую должность, к которой он не имеет никакого отношения.
- Лидер – хороший руководитель, он способен управлять большим коллективом, не прибегая к тому, чтобы с кого — то снимать ответственность.
- Человек, способный вести за собой целую группу, прежде всего – личный пример для всех, на личном примере он показывает и доказывает всю сущность своих теорий и мыслей.
Мы используем cookies. Некоторые из них очень важны, другие помогают нам улучшить наше предложение и повысить удобство пользования сайтом.
Принять все
Или выбрать по категории:
Основные
Комфорт
Анализ
Маркетинг
Сохранить выбранное
Теория лидерства
Теория черт является одной из старейших существующих теорий, стремящихся описать лидерство. Теория великого человека разработана и популяризирована шотландским философом и учителем Томасом Карлайлом в 1840-х годах.
Томас Карлайл прочитал лекции по лидерству в 1840 году и привел в пример весьма влиятельных деятелей общества, обладающих разными способностями. К ним относятся Мухаммед, Шекспир, Наполеон, Кромвель и Один (персонаж скандинавской мифологии).
Теория стала очень популярной и выдвинула на передний план идею, что великое лидерство основывалось на определенных способностях, которыми обладали лидеры. Долгое время считалось, что черты лидера не приобретенные, а врожденные.
Десятилетиями теория изменялась и развивалась. Многие исследователи вносили свой вклад и изучали какие именно качества присущи лидерам. Важные выводы сделал Ральф Мелвин Стогдилл. Он утверждал, что лидерство имеет место среди всех людей, а не только у “особых людей”.
Стогдилл сделал два основных вывода:
Исследования черт, проводившихся до этого, не учитывали то, как именно та или иная черта используется лидерами. Некоторым чертам лидерства уделялось больше внимания, чем другим, однако это ничего не доказывало
Важно найти и исследовать конкретные черты, которые важнее других. Сужая список черт, было бы легче определить потенциальных лидеров
Кроме того, было бы легче определить тех, кого считают великими лидерами в истории.
Черты, которыми обладает лидер, должны соответствовать ситуации, в которой он функционирует. По сути, это означает, что лидеры в одной ситуации не обязательно должны быть лидерами в других ситуациях. Это значит, что стоит учитывать сферу работы, региональные особенности и т.д.
На сегодняшний день теория имеет более или менее четкий перечень черт, которыми должен обладать лидер. Однако, стоит учитывать, что исследования продолжаются до сих пор
Например, в последние годы очень важной для лидера чертой признана харизма
Как это остановить: 2 работающих способа
Обидные шутки и подколы нельзя игнорировать, и это первое, что нужно усвоить. На примере борьбы с пассивной агрессией рассмотрим 2 варианта.
1. Сохраняем отношения
Первым вариант подходит в том случае, если ты хочешь наладить отношения со своим юмористом-обидчиком. Это ведь может быть твои сестра, отец, любимый муж или свекровь… Надо же как-то с этим жить.
Для начала попробуй рассказать человеку о своих наблюдениях. Сообщи ему, что тебе видны его негативные чувства, что тебя это волнует, и что тебе хотелось бы вместе разобраться в том, что происходит. И конечно, без какого бы то ни было юмора с его стороны.
Есть большая вероятность, что человек начнет все отрицать и снова заведет свою пластинку про то, что он просто шутит. В этом случае ты можешь выдвинуть свои версии того, почему он так негативно настроен по отношению к тебе
Постарайся подвести человека к откровенному разговору, но проявляй максимум осторожности. Если ты с ходу начнешь доказывать, что тебе все известно про его подавленные чувства, собеседник может насторожиться и закрыться еще больше
В итоге бал-маскарад увеличится в масштабах.
Если человек продолжает все отрицать и настаивает на своем, предложи ему конкретные способы решения проблемы. Что ты можешь сделать для того, чтобы всем было комфортно и спокойно? Также можно напрямую сказать о том, что неуместные шутки тебе неприятны, и если они будут продолжаться, скорее всего, ваше общение будет вызывать в тебе слишком много негативных чувств.
Также важно помнить о том, что пассивный агрессор — это человек, который зачастую страдает еще сильнее, чем те, кого напрягают его «безобидные» шутки. Люди, которые не могут открыто выражать свои чувства (иногда очень болезненные) и держат их в себе, постоянно находятся в сильном напряжении, ощущая себя беспомощными и уязвленными
Пассивная агрессия для них — единственный способ рассказать миру о том, что заставляет их тревожиться и переживать. Они довольно редко признают у себя наличие психологических проблем, из-за чего делают виноватыми всех вокруг и бесконечно выгораживают себя.
2. Без церемоний
Второй вариант окажется полезным для тех, кому о чувствах пассивного агрессора беспокоиться бессмысленно — вы ничего не значащие друг для друга люди.
«Церемониться» здесь не стоит — говоря собеседнику о том, что тебе неприятно, ты вполне можешь прибегнуть к жесткости и категоричности. Иными словами, человека необходимо поставить на место
При этом важно сохранить лицо и сделать все так, чтобы тебя восприняли всерьез.
Не стоит психовать и строить из себя обиженного ребенка — так ты только порадуешь агрессора тем, что считаешь его слова и действия чем-то значимым.
Чего делать нельзя:
- разъяренно доказывать, что все, что сказал в твой адрес пассивный агрессор, — неправда;
- разговаривать тоном человека, разочарованного в людях и обиженного на весь мир;
- выдавать слишком сильные эмоции в целом;
- необдуманно шутить и язвить в ответ (над такими репликами лучше подумать заранее, иначе можно поднять себя на смех и прослыть недалеким человеком).
Иногда лучшим вариантом является использование того же оружия. В ответ на неприятный подкол ты также можешь «безобидно» пошутить в ответ. В этом случае тебя не смогут упрекнуть в негативном отношении, и шутки останутся шутками — однако пассивный агрессор прочувствует всю неприязнь неуместного юмора на себе.
Харизматичный подход к лидерству
Харизматичный подход к определению лидера – первый исторически сложившийся способ изучения этого феномена. В соответствии с ним, лидер должен обладать некоторым определенным набором личностных качеств и способностью организовать работу других людей.
В соответствии с харизматичным подходом лидерство базируется на вере людей в лидера, на его харизме. Именно поэтому лидером может стать только обладающий необходимыми качествами человек. Харизматичный лидер представляет собой воплощение групповых ценностей, и этим привлекает интерес последователей, почитателей.
Харизматичный подход к лидерству был опровергнул специалистами впоследствии, так как попытки выявить полный перечень характеристик и качеств, необходимых для лидера, не увенчались успехом. Однако в результате этих попыток было признано, что лидеры характеризуются высокими умственными способностями, зрелостью и наличием общественных интересов. Эти качества присутствуют в любом лидере, но не любой, кто ими обладает, является лидером.
Личностная теория лидерства
Представители данной теории своей главной целью ставили определение личностных характеристик эффективных руководителей. Согласно данной теории, наилучшие руководители наделены конкретным набором личных качеств, которые являются едиными для всех. Сюда относятся:
- Уровень интеллекта и знания;
- Запоминающая внешность;
- Правдивость;
- Здравый смысл;
- Инициативность;
- Социальное и экономическое образование;
- Большая степень уверенности в себе и многое другое.
Данная теория основывалась на убеждении о том, что лидерами рождаются, а не становятся. Исходя из данных качеств, ученые пытались выявить лидерские качества, измерять их и применять для выявления лидера.
Замечание 1
Несмотря на это, данная теория имеет и определенные недостатки. Так, например, исследователям не удалось сформировать единственно правильный образ лидера и не удалось выявить убедительную связь, которая существует между качествами и лидерством. В связи с этим, данная теория не принесла значительной пользы на практике. Но, не смотря на это, она стала своего рода толчком к становлению других теорий лидерства.
В рамках данной теории различные социологи, психологи, политологи выделяют большое количество самых различных лидерских типов по самым различным признакам:
-
Формальные и неформальные лидеры
Формальным лидером является руководитель, которого назначили сверху. Он управляет людьми согласно соответствующим постановлениям и инструкциям.
-
Неформальным лидером является тот, кто стал лидером в процессе различных личных взаимоотношений людей.
- Традиционные, рациональные и харизматические лидеры
Сонник — Делают пластическую операцию
Убегать во сне от опасности – знак того, что в вашей жизни имеются нерешенные проблемы, которые держат вас в сильном напряжении. Однако, такой сон говорит и о том, что напряжение еще не достигло критической точки, и у вас пока хватает энергии, чтобы справиться с ситуацией. Эпизод с девушкой говорит о том, что ради улучшения своего положения вам пока приходится терпеть некоторые вещи, Эпизод в трамвае говорит о том же самом, что какая-то ситуация уже бесповоротна(трамвай), и… Ваше положение в ней вам не нравится, ищите возможности, поэтому вам пока приходится довольствоваться тем, что есть. Сон не событийный, а о переживаниях.
Толкование снов из Сонника Дома Солнца
Гуманистическая теория лидерства
Включает в себя группу теорий во главе угла которых поставлено развитие эффективной организации. Представители данной теории отталкиваются от того, что человек является существом мотивированным по своей природе, а организация должна быть всегда контролируема. Главной функцией лидерства, данная теория представляет модификацию организации, с целью максимально го обеспечения индивидуальной свободы. Через это реализуется их мотивационный потенциал, а также происходит удовлетворение нужд при одновременном достижении целей организации.
В любой организации имеется конфликт между структурой и индивидом. Организация, сама по себе предполагает чёткое распределение ролей и обязанностей, в то время как любой человек стремится к самореализации
Эффективное лидерство обязано принимать во внимание такое положение вещей и, прежде всего, опираться на эти качества