Лекция 7. межгрупповые отношения и взаимодействия

Психологическая структура малой группы

Малая группа обычно имеет свою
психологическую структуру, которая
включает ряд подструктур.

Композиционная подструктура
совокупность социально-психологических
характеристик членов группы
, чрезвычайно
значимых с точки зрения состава группы
как целого.

Как правило, необходимо принимать во
внимание количественный и качественный
состав группы

Кроме того, очень важно
иметь четкие представления о национальности
и социальном происхождении ее членов,
чьи психологические особенности влияют
на характер их совместной деятельности,
межличностных отношений между ними,
своеобразие образования неформальных
микрогрупп, статус и позиции многих
людей в них

Подструктура межличностных предпочтений,
т.е. проявление совокупности реальных
межличностных связей ее членов,
существующих между людьми симпатий и
антипатий, которые первоначально очень
быстро фиксируются с помощью метода
социометрии (от лат. societas – общество и
metreo – измеряю; предложен Дж. Морено).

Социометрия дает возможность выявить
наличие устойчивых взаимных предпочтений
членов группы, на основе которого можно
строить устойчивые предположения о
том, на какие из них ориентированы
конкретные личности, как в группе
сосуществуют люди с различным авторитетом
и индивидуально-личностными особенностями,
какие взаимоотношения складываются
между ними, какие позиции они занимают
в группе и т.д.;

Коммуникативная подструктура
совокупность позиций членов малой
группы в системах информационных
потоков, существующих как между ними
самими, так и между ними и внешней средой,
отражающая, кроме того, концентрацию у
них того или иного объема различных
сведений и знаний.

Владение последними – важный показатель
положения члена группы, так как доступ
к получению и хранению информации
обеспечивает ему в ней особую роль,
дополнительные привилегии.

Подструктура функциональных отношений– совокупность проявления различных
взаимозависимостей в малой группе,
являющихся следствием способности ее
членов играть определенную роль и
выполнять определенные обязанности.
Группа представляет собой чрезвычайно
сложный организм, в котором люди занимают
в силу специфики функционирования их
индивидуально- и социально-психологических
качеств разное положение, выполняют
разные обязанности, испытывая в связи
с конкретной ролью определенное отношение
друг к другу.

Направление используют

Организаторы

  АНО ДПО «Международная Академия Образования и Науки»  (Москва),    Азалия Идрисова (Москва),    Арт-группа — 2020″  (Москва),    Ассоциация Профессиональных Психологов и Психотерапевтов  (Москва),    Европейский центр Трансперсональной Регрессионной Терапии  (Москва),    Елена Аржанова (Москва),   Золотова Камила  (Москва),   Илья Кузнецов (Москва),    Институт Групповой и Семейной Психологии и Психотерапии  (Москва),   Институт Ройтмана  (Москва),    Институт Супервизии и Групповой терапии  (Москва),    Институт Хоффмана  (Москва),    Институт интегративной семейной терапии  (Москва),   Институт психологии трансового воздействия  (Москва),    Куликова Марина Геннадиевна (Москва),    Международная школа группового психоанализа (EGATIN, COIRAG)  (Москва),    Международный Институт Экзистенциального Консультирования (Московское отделение)  (Москва),    Международный институт развития личности  (Москва),   Объединение специалистов психологии трансового воздействия  (Москва),    Полуянова Людмила  (Москва).

Ещё организаторы 312

Тренеры

  Александр Геннадьевич Соловьёв  (Москва),    Александра Бородкина  (Москва),   Алексей Алексеевич Горбушин  (Москва),    Алексей Леонидович Мельников  (Москва),    Алина Алексеевна Тимошкина  (Москва),    Анастасия Викторовна Плужникова  (Москва),    Андрей Викторович Старцев  (Москва),    Андрей Голуб  (Москва),    Анна Вадимовна Духарева  (Москва),    Анна Ведимировна Голубева  (Москва),    Анна Игоревна Сергиенко  (Москва),    Анна Игоревна Цапенко  (Москва),    Анна Паршина (Узбекова)  (Москва),    Валентина Николаевна Сбитнева  (Москва),    Валерий Иванович Тулаев  (Москва),    Вероника Петровна Сысоева  (Москва),    Виктор Александрович Корягин  (Москва),    Виктор Владимирович Ляшенко  (Москва),    Виктор Столяров  (Москва),    Виктория Воронина  (Москва).

Ещё тренеры 627

Консультанты

  Александр Геннадьевич Соловьёв  (Москва),    Александра Бородкина  (Москва),   Алексей Алексеевич Горбушин  (Москва),    Алексей Леонидович Мельников  (Москва),    Алина Алексеевна Тимошкина  (Москва),    Андрей Викторович Старцев  (Москва),    Андрей Голуб  (Москва),    Анна Ведимировна Голубева  (Москва),    Анна Игоревна Сергиенко  (Москва),    Анна Игоревна Цапенко  (Москва),    Анна Паршина (Узбекова)  (Москва),    Антонина Владимировна Богачёва  (Москва),    Валерий Иванович Тулаев  (Москва),    Вероника Петровна Сысоева  (Москва),    Виктор Александрович Корягин  (Москва),    Виктор Владимирович Ляшенко  (Москва),    Виктор Столяров  (Москва),    Галина Чикова  (Москва),    Дарья Викторовна Сыричева  (Москва),    Денис Александрович Копытов  (Москва).

Ещё консультанты 529

Особенности групповой психотерапии

У такого вида терапии есть свои особенности. Формат позволяет решать проблемы, которые нельзя проработать в одиночку. Чем же отличается групповое взаимодействие?

  1. Динамика изменений. Когда вы работаете вместе с другими людьми, все межличностные процессы проходят интенсивнее. Из-за обилия взаимодействий возникают динамические процессы группы.
  2. Больше действия. Большая часть трудностей, с которыми люди обращаются к психологам, связаны со взаимодействиями с окружающими. Это могут быть проблемы с самооценкой, отсутствие уверенности в себе и своих силах, вопросы лидерства и подчинения – все они подразумевают коммуникацию с другими людьми. Соответственно, при групповой терапии вы можете взаимодействовать с другими людьми, реальными, со своими проблемами и особенностями мышления.
  3. Осознание ошибок своего мышления. Группа помогает заметить то, чего вы о себе не знаете, но что при этом прекрасно видят окружающие. В обществе людей наши проблемы и пробелы особенно видны. Через обратную связь можно узнать о них больше. Замечая их реакции и отношение, можно существенно продвинуться в понимании себя настоящего. Чтобы попасть в некоторые ситуации в жизни, нужно ждать месяцами, а на терапии вы можете их смоделировать с помощью других участников.
  4. Проверка реальностью. Люди склонны фантазировать и додумывать. Например, представления человека о себе не всегда сочетаются с его реальным образом. Здесь можно выяснить, как именно вас воспринимают окружающие. Вполне может быть, что какие-то наши убеждения относительно себя не имеют ничего общего с реальностью.

Групповая терапия также отличается от тренингов. Здесь нет единственного лидера, который задает формат поведения. Каждый сам выбирает, в каком режиме ему существовать и общаться. То есть участники коллектива словно занимаются собственными исследованиями, которые помогают им осознать личные проблемы. Окружающие и терапевт помогают им в этом.

Подобный вид терапии не всегда сопровождается положительными эмоциями. Это долгая и трудная работа, которая может повысить вероятность прихода к результату, хоть и не гарантирует его. Если вы собираетесь поучаствовать в групповой терапии, то будьте готовы столкнуться с высоким уровнем напряжения.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая характеристика группы.

Количество учащихся первого курса математического факультета группы 2.2 – восемь человек. Из них двое юношей и шесть девушек. Возраст студентов – семнадцать-восемнадцать лет. Ребята знают друг друга недолго, так как учатся вместе один месяц, кроме того, все приехали из разных городов. Поэтому устоявшиеся традиции пока в группе выражены слабо.

Группа довольно активна, полна творческой энергии. Преобладают положительные духовные запросы, стремление к учебе. Все члены группы стремятся сотрудничать и помогать друг другу. Вместе с тем, у некоторых наблюдается потребность в самоутверждении и самореализации, стремление выделится. Более всего уважают коллективистов, делающих все ради группы, как, например, старосту.

Большинство студентов группы живут в общежитие, что сильнее сближает их, они стремятся постоянно общаться друг с другом, а также поддерживают дружеские отношения со студентами других групп.

В группе существует справедливое отношение ко всем членам, стремление поддержать слабых в общей деятельности, чувство защищенности каждого.

В группе имеются органы самоуправления в лице старосты, который поддерживает связь с деканатом математического факультета и ставит в известность всех членов группы о требованиях деканата. Староста активен, легко сходится с людьми, не испытывает трудностей в общении. Также все члены группы помогают старосте и поддерживают его. Он пользуется доверием и авторитетом у своих одногруппников.

Студенты могут сами выбрать своих представителей по различным видам деятельности, например, деятельности профсоюза, организации праздников: «Первокурсник» и т. п.

Группа доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоится.

Учащиеся легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласуют свои действия. Имеющиеся отдельные группировки активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство.

Способные организаторы группы являются ее авторитетными и полномочными представителями. Группа умеет регулировать и контролировать свои эмоциональные состояния. Ребятам нравится быть вместе, участвовать в совместной деятельности.

Студенты заинтересованы своей будущей профессией. Никто не сожалеет о сделанном выборе, все очень рады, что учатся на математическом факультете в ВГУ. На вопрос, «на какой факультет вы бы сейчас хотели поступить?», все ответили, что снова выбрали бы математический факультет.

Чтобы выявить структуру межличностных отношений в группе, основанную на симпатиях и эмоциональных связях, я провела социометрическое исследование.

Первый вопрос: с кем бы вы пошли на день города?

Основные процедуры гештальт-терапии

Гештальт-группа преследует цель – пробудить организмические процессы в каждом участнике. Есть и долговременная цель, которая заключается в избавлении от старых форм поведения, создании новых поведенческих стереотипов, достижении личностной зрелости.

Способность членов группы адекватно взаимодействовать с окружением намного возрастает, когда руководитель фокусирует внимание группы на сознавании процессов внутренней и внешней зоны. При сознавании этих процессов члены группы находят лучшие способы для того, чтобы установить контакты с окружением и прекратить эти контакты

За темпом работы группы следит её руководитель, который должен придерживаться принципа «здесь и сейчас».

Руководителю важно уметь выбирать упражнения, более всего соответствующие потребностям членов группы в данный конкретный момент. Существуют основные направления проведения групповой терапии её руководителями, которые были описаны Капланом – группа как источник, где можно получить поддержку, как возможность сознавания своего опыта, как основа получения переживаний, как драматизирующий фактор в работе, как динамический процесс, всегда имеющий место

Однако надо сказать, что эти направления можно применить не ко всем типам гештальт-групп, в силу расхождений в стилях их руководителей

Существуют основные направления проведения групповой терапии её руководителями, которые были описаны Капланом – группа как источник, где можно получить поддержку, как возможность сознавания своего опыта, как основа получения переживаний, как драматизирующий фактор в работе, как динамический процесс, всегда имеющий место. Однако надо сказать, что эти направления можно применить не ко всем типам гештальт-групп, в силу расхождений в стилях их руководителей.

Человек, оказавшийся в гештальт-группе первый раз, чувствует себя неуверенным и ранимым. Затем он понимает требования роли «работающего» и следует указаниям руководителя, расширяя свое самосознание, и принимает участие в поведенческих экспериментах.

Вторая его роль в группе – наблюдатель. Данная роль требует внимательного слушания «работающего», сопереживая ему и включения вместе с ним в работу. Члены группы должны ощущать свою безопасность, которая оценивается от 1 до 10 баллов. При низком уровне безопасности руководитель исследует факторы, тормозящие процесс развития группы.

При сознавании своего опыта группа для индивида становится значимой, потому что обеспечивает поддержку и помощь в реальной жизненной ситуации.

Групповые мероприятия в том случае, когда группа является основой получения переживаний, рассматриваются как катализаторы переживаний каждого члена группы в рамках принципа «здесь и сейчас». Каждый член группы может отождествить себя с работающим пациентом и задать себе вопрос – нравится ли мне это?

Рассматривая группу как драматизирующий фактор в работе с индивидуумом, членов группы можно стимулировать к работе над своим «Я», формируя ролевые стереотипы, мысли, фантазии, воспоминания, мечты по принципу «здесь и сейчас».

Участники имеют полное право принимать или не принимать выявившиеся особенности в соответствии со своими потребностями. Наконец, группа как динамический процесс всегда имеющий место, создает фон для индивидуальной работы.

Члены группы начинают фокусировать внимание на своих переживаниях в ходе занятий, а групповые проблемы могут выйти на первый план. Джозеф Зинкер считает, что члены группы могут научиться спрашивать друг друга о том, к чему они стремятся, разрешать межличностные конфликты, оказывать поддержку

Джозеф Зинкер считает, что члены группы могут научиться спрашивать друг друга о том, к чему они стремятся, разрешать межличностные конфликты, оказывать поддержку.

Влияние используемых методик на членов группы очень большое и позволяет за короткий период времени выявить пугающие особенности своего «Я».

Признаки группы как психологической категории

Основными признаками группы как психологической общности выступают следующие:

  • наличие интегральных психологических характеристик, включающих психологическую атмосферу, климат, групповые интересы, групповые нормы, групповые установки, которые формулируются в процессе группового развития, общественное мнение, социальный контроль;
  • свойства группы, обеспечивающие ее единство. В структуре группы выделяется композиция, групповые нормы, групповые санкции, групповые процессы, социальный контроль.

Определение 2

Под композицией понимают совокупность групповых свойств, основных качеств ее целостности. К данным признакам относят численность группы, ее половой, возрастной состав, национальная или социальная принадлежность членов группы.

Определение 3

Под групповыми процессами в современно научной литературе понимают меняющиеся, динамические показали, характеризующие развитие группы. В рамках коллектива выделяют психологические и организационные процессы сплочения, развития группы;

  • способность членов группы к реализации согласованных действий – основной признак, обеспечивающий единство коллектива. Степень сплоченности группы во многом обусловлена уровнем развития навыков согласованности действий, развития группы, социальной ситуации, руководителя, лидера коллектива;
  • осознание членами группы своей принадлежности к коллективу;
  • система взаимоотношений между членами группы.

Групповая психотерапия: противопоказания

Как и у любого вида терапевтического воздействия, у групповой терапии есть некоторые противопоказания. Перед началом работы с каждым участником проводят индивидуальное собеседование. Некоторым людям такая терапия строго противопоказана. Это может быть связано с личными обстоятельствами или индивидуальными особенностями конкретного человека. Если пренебречь этими правилами, то впоследствии это может негативно повлиять на прогресс и эмоциональное состояние всех участников групповой терапии.

Во время индивидуального опроса клиенты рассказывают о своих ожиданиях и нынешних проблемах, которые психологу нужно грамотно оценить, чтобы понять, подойдет ли человек для работы в коллективе.

Обычно выделяют такие противопоказания:

  1. Психические расстройства.
  2. Расстройства личности в стадии дезадаптации и декомпенсации.
  3. Нарушения в когнитивной сфере.
  4. Аутоагрессия и суицидальность.
  5. Химические зависимости.
  6. Неизлечимые заболевания или инфекции.
  7. Системные неврозы (например, дыхательная или сердечно-сосудистые системы).
  8. Период острого горевания.
  9. Если несколько потенциальных клиентов находятся в близких отношениях, их помещать в одну группу не рекомендуется.

Данные противопоказания не распространяются на личную психотерапию.

Если у некоторых участников возникли трудности в процессе сеансов, то они тоже могут стать поводом для исключения из группы. Например, это может касаться следующих факторов:

  1. Систематическое нарушение правил и неспособность придерживаться расписания.
  2. Отсутствия мотивации продолжать терапию.
  3. Конфликтность и несовместимость с другими участниками.

Если терапевт выявляет подобные признаки, он старается перевести такого клиента в индивидуальный формат работы.

Заключение

Групповая терапия в некоторых случаях может быть значительно эффективнее индивидуальной. Большая динамика всех происходящих процессов, возможность взаимодействовать с другими участниками, опробовать себя в новых и непривычных ролях – все это позволяет получить быстрый прогресс в осознании себя, своих сильных и слабых сторон. Но стоит понимать, что уровень эмоционального напряжения в группе будет несравнимо выше, чем при индивидуальной терапии.

Основные формы и признаки сообществ

Разновидностей социальных формирований много. Для правильной классификации групп в психологии нужно выделить точные критерии, по которым оценивают формирования.

По характеру взаимодействия выделяют 2 группы:

  • первичную — относительно устойчивую, с постоянным тесным взаимодействием между членами, направленную на социализацию индивида;
  • вторичную — многочисленную, с преимущественно формальным типом взаимодействия, направленную на достижение определенной цели.

По типу взаимодействия общности бывают:

  • формальными — есть юридический статус с четко прописанными нормативами взаимоотношений, целью деятельности и закрепленной иерархией;
  • неформальными — появляются стихийно, не имеют официального регламента, быстро распадаются.

Общности, в которые индивид входит, называют ингруппами (семья, учебный или рабочий коллектив, этническое меньшинство). Общности, в которые индивид не может или не хочет быть включенным (другая религиозная община, чужая семья, другая возрастная категория) называют аутгруппами.

По количеству людей и форме межличностных связей выделяют малые и большие группы. Малая всегда немногочисленна (двое людей, объединенные общей целью, уже считаются группой) и имеет ряд неизменных характеристик:

  • высокая устойчивость состава (новые члены вступают редко, часто на замену выбывшим);
  • участники имеют похожие ценности и моральные нормы;
  • межличностные отношения интенсивные, устойчивые;
  • чувство принадлежности к общности развито, вызывает у участников одобрение, гордость;
  • четкое разделение ролей, лидер является безусловным авторитетом.

Большая группа отличается многочисленным составом и целью. Ее создают для достижения определенного результата, но между участниками нет взаимодействия, которое может обеспечить быстрое достижение цели.

Высшей формой группы, обеспечивающей оптимальные условия для развития и работы индивидов, является коллектив. Признаки, отличающие коллектив от других формирований: совпадение целей индивида и общества, единство принципов и ценностных ориентаций.

Разделение по значимым признакам выделяет реальные и номинальные группы. К реальным относятся формирования, у которых есть социально значимые особенности:

  • гендер — мужчина или женщина;
  • этнос — европеец, азиат, латиноамериканец;
  • возраст — ребенок, подросток, взрослый, пожилой;
  • профессия — учитель, врач, бизнесмен;
  • семейное положение — замужем, разведен, холостяк;
  • место жительства — город, поселок, деревня;
  • уровень дохода — обеспеченный, бедный, богатый.

К номинальным относятся формирования, которые специально выделяют для проведения исследований (пассажиры, имеющие право на льготный проезд, студенты-стипендиаты, многодетные матери). Человек имеет право присоединиться к такому формированию и покинуть его в любой момент. Например, льготы по инвалидности можно снять, безработный может устроиться на работу.

Все группы, независимо от типа, имеют обязательные качества:

  • референтность — принятие или отторжение ценностей;
  • лидерство — степень влияния одного человека на другого в рамках формирования;
  • интегративность — степень слияния участников, единство или разобщенность;
  • микроклимат — удовлетворенность и комфортность;
  • направленность — ценность установок для социума.

Наличие этих качеств отличает группу от толпы — стихийного формирования, в котором у людей нет устойчивых связей и потребности в коммуникации.

Классификация групп в психологии

На основании критерия численности членов группы выделяют малые, большие группы, микрогруппы.

В составе микрогруппы, как правило, участвуют два-три человека. Несмотря на малое количество членов, указанные коллективы обладают характеристиками социальной группы. Как правило, в них преобладают неформальные отношения, чувства симпатии, дружбы, любви.

Малая группа выступает основной социальной, первичной средой личности. Малая группа оказывает существенное влияние на формирование индивидуальных потребностей, психологическое состояние и социальную активность личности, выступая источником ценностных ориентаций, социальных установок субъекта.

Определение 4

Кроме того, различают условные и реальные группы. Условные – объединяются на основании определенного критерия, выделенного исследователем (пол, возраст, профессия и пр.); реальные – реально существующие в определенном времени и пространстве общности, связанные между собой объективными взаимоотношениями.

Таким образом, категория группы выступает одной из ключевых категорий психологии как науки, одним из основных инструментов развития личности, ее социализации и адаптации к жизни общества.

Правила работы в группе и её преимущества

Сложность работы в терапевтической группе заключается в том, что в ней присутствует много людей, а это значит, что остро стоит вопрос безопасности данного пространства

Для того чтобы люди в группе чувствовали себя комфортно, важно придерживаться установленных правил, которые вводятся в самом начале работы

Среди этих правил можно назвать такие:

  • каждый участник группы говорит только от себя и только о себе;
  • работающее правило «стоп» позволяет участнику делиться той информацией, которую он посчитает нужной и остановить обсуждение его вопроса в любой момент;
  • соблюдение конфиденциальности означает, что то, что делают или говорят другие, до определенного времени не подлежит огласке, пока группа не решит действовать каким-либо другим способом;
  • запрещается физическое насилие;
  • приоритет правила «здесь и сейчас» — участники делятся теми мыслями, идеями, чувствами, которые относятся к текущему моменту.

Групповая терапия имеет целый ряд преимуществ, что отличает её от индивидуальной.

Среди этих преимуществ можно назвать:

  • Силу воздействия, которая в группе намного сильнее, чем индивидуальное консультирование. Тоже можно сказать о поддержке и принятии, когда это исходит от большого числа людей эффект будет очень мощным;
  • Каждый участник группы выполняя то или иное упражнение, отыгрывает свое привычное поведение. В группе он может узнать, что при таком его поведении чувствуют другие люди, т.е. есть возможность получить честный ответ;
  • Участники группы могут экспериментировать прямо «здесь и сейчас», пробовать новые способы поведения и видеть реакции на это поведение;
  • Кроме получения эмоциональной обратной связи, участники группы могут делиться своим жизненным опытом.

Положительным моментом является и то, что участники понимают, другие люди тоже сталкиваются с похожими трудностями – люди перестают чувствовать одиночество. И, конечно же, стоимость, которая в группе значительно ниже, чем час индивидуальной работы с терапевтом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector