Психологические теории эмоций

Содержание:

Введение

Долгие годы проблема эмоций отечественной юридической литературой практически не рассматривалась и только одна из их составляющих — состояние аффекта изучалась в целях установления субъективной стороны преступления. В то же время за рубежом этот вопрос заслужил более широкого рассмотрения.

Эмоции — одна из существенных функций нервно-психической деятельности человека, создают личностную окраску для любого поведенческого акта и являются энергетическим компонентом любого вида продуктивной деятельности.

Крупнейшие отечественные физиологи И.П.Павлов и И.М.Сеченов в своих трудах по высшей нервной деятельности подчеркивали тесную взаимосвязь между психическими и физиологическими процессами в организме. Психолог Б.Д.Поршнев отмечал, что всякие помыслы психологии без физиологии ненаучны и вступают в противоречие с современным знанием.

Преступление, как всякий иной акт поведения, не может быть рассмотрено оторвано и изолированно от человеческой психики, от особенностей интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферы данного человека. Оперативным сотрудникам, следователям и судьям хорошо известно, что воспоминания о совершенном преступлении длительное время сохраняются в памяти виновного лица. Поэтому эмоциональное состояние, которое он пережил, можно попытаться воспроизвести в его сознании, произнося слова-раздражители, предъявляя объекты, связанные с преступлением, либо демонстрируя их изображения. У непричастного к преступлению лица эти раздражители как неактуальные эмоциональных проявлений и сопровождающих их психофизиологических реакций не вызовут.

Разрабатывая эту тему, А.Р.Лурия писал, что эмоции связаны не только с самим преступлением, но и с его отдельными деталями, которые оказываются резко эмоционально окрашенными для преступника и практически не касаются заподозренного ошибочно. Совокупность образов, прямо или случайно связанных с преступлением, породившим сильное эмоциональное переживание, образует в памяти прочный комплекс. Искусственная активизация одного из элементов этого комплекса, даже против воли субъекта, автоматически воссоздает в сознании все его элементы.

Таким образом, эмоциональная и психофизиологическая сферы человека тесно взаимосвязаны со всеми сторонами его деятельности, не исключая и преступных действий у правонарушителей. Детектор лжи успешно решает поставленные задачи

Ассоциативная теория эмоций Вильгельма Вундта

Среди зарубежных теорий эмоций известна ассоциативная теория Вильгельма Вундта . Взгляды В. Вундта на эмоции не укладываются в рамки конкретного направления, они разнообразны. С одной стороны, он думал, что представления влияют на чувства, а с другой стороны, считал, что эмоции – это, прежде всего, внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений. Телесные реакции В. Вундт рассматривает лишь как следствие чувств. По Вундту, мимика возникла первоначально в связи с элементарными ощущениями, как отражение эмоционального тона ощущений; высшие же, более сложные чувства (эмоции) развились позже . Е.П. Ильин анализирует взгляды В. Вундта с точки зрения ассоциаций, когда в сознании человека возникает какая-то эмоция, она вызывает по ассоциации соответствующее ей, близкое по содержанию низшее чувство или ощущение. Оно-то и вызывает те мимические движения, которые соответствуют эмоциональному тону ощущений. Приводится следующий яркий пример: мимика презрения (выдвигание нижней губы вперед) похожа на движение, когда человек выплевывает что-то неприятное, попавшее ему в рот. О мимических средствах выражения эмоций писали многие ученые, художники, писатели. Лицо человека способно выражать различные эмоциональные оттенки. Об этом подробно изложено в книге А.Ю. Афанасьева «Синтаксис любви» в разделе, посвященном эмоциям. Известно и то, что еще Леонардо да Винчи говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача, а Лев Николаевич Толстой описывал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки, раскрывающих эмоциональное состояние человека (сдержанная, натянутая, искусственная, печальная, презрительная, сардоническая, радостная, искренняя и т. д.) .

Таким образом, появление психософии А.Ю. Афанасьева и его трактовки психологического феномена эмоций с точки зрения системности и целостности с применением методологического принципа « Бритвы Оккамы» позволило отчасти решить проблематику эмоций в психологии. Вызов брошен! Кто пойдет дальше?

Рудиментарная теория эмоций

Развивает
эволюционную идею о происхождении
эмоций, оценивая их со стороны поведенческой
сферы. После публикации работ Чарльза
Дарвина ряд психологов (частью Герберт
Спенсер и его ученики, частью французские
позитивисты — Теодюль Рибо и его школа,
частью немецкая биологически
ориентированная психология) стали
развивать идеи о биологическом
происхождении человеческих эмоций из
аффективных и инстинктивных реакций
животных. Предполагается, что эмоции
являются остаточными проявлениями
аффектов некогда сопровождавших
полноценные биологические реакции.
Согласно данной концепции, выразительные
движения, сопровождающие наш страх,
рассматриваются как рудиментарные
реакции при бегстве и обороне, а
выразительные движения, сопровождающие
наш гнев, рассматриваются как рудиментарные
остатки движений, некогда сопровождавших
у наших животных предков реакцию
нападения. Страх стал рассматриваться
как «заторможенное бегство», а гнев как
«заторможенная драка», то есть эмоции
позиционируются как «затухающее эхо»
элементарных программ поведения. Логика
данной теории приводит к несколько
спорным выводам об отмирании эмоций
как таковых и не объясняет разнообразие
эмоционального мира человека.

Что такое эмоции?

ученые до сих пор не смогли выработать достаточно четкого
определения эмоции

Американский психолог Уильям Джеймс — создатель одной из первых теорий, в которых субъективный эмоциональный опыт соотносится с физиологическими функциями, — описывал огромную
роль эмоций в жизни человека следующими словами:

Представьте себе, если это возможно, что вы внезапно лишились всех эмоций, которыми наполняет вас окружающий мир, и попытайтесь вообразить этот мир таким, каков он сам по себе, без
вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без внушаемых им надежд или опасений. Такого рода отчужденное и безжизненное представление будет для вас почти невозможным. Ведь в нем ни одна часть
Вселенной не должна иметь большего значения, чем какая-либо другая, и вся совокупность вещей и событий не будет иметь смысла, характера, выражения или перспективы

Все ценное, интересное и важное,
что каждый из нас находит в своем мире, — все это чистый продукт созерцающей личности.

Работы Джеймса, проведенные в конце XIX века, вместе с учением Зигмунда Фрейда и некоторыми другими теориями, относящимися к XX веку, послужили фундаментом для современных
исследований мозга и эмоций.

Положительное и отрицательное действие

Эмоции имеют власть над мыслями. Первое «прочтение» новой ситуации происходит через них. Они закладывают основу для будущего мышления.

Тот факт, что эмоции появляются «до познания» (то есть до мыслей), полезен для человека. Когда надвигаются угрозы, нет времени думать.

Эмоции «овладевают» людьми, вызывают мгновенные поведенческие реакции за доли секунды, предотвращая отрицательные результаты.

Способность помогает в принятии решений, служит источником мотивации для выбора и принятия соответствующих действий. Отношение эмоций к мотивам поступков изучал отечественный психолог А. Н. Леонтьев.

Критика данной теории

Данную теория подверглась критики со стороны У. Кэннона. Он утверждал, что органические ощущения настолько похожи друг на друга, что объяснить с помощью них все разнообразие переживаемых человеком эмоций не представляется возможным.

Кроме того, он подверг проверке тезис о самих органических ощущениях как основе эмоций. Он выяснил, что ощущения во внутренних органах формируются крайне медленно, а эмоции, напротив, развиваются стремительно.
Также У. Кэннон обнаружил, что при искусственном вызывании у человека органических изменений не всегда проявляются эмоциональные переживания.

Более того, был проведен эксперимент, который показал, что искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций. Основные положения теорий представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. «Основные положения в теории Джеймса-Ланге и теории Кеннона-Барда»

Причины отклонений и способы их коррекции

Отсутствие контроля за эмоциональными проявлениями, стресс могут повлиять на психическое здоровье человека, сделав индивида уязвимым перед стрессом, склонным к беспокойству и депрессии. Если он не в состоянии справиться с чувствами, ему будет сложно установить прочные отношения с социумом. Это может привести к одиночеству, изоляции от внешнего мира.

Типы отклонений, связанные с эмоциональной нестабильностью:

  • общее депрессивное расстройство;
  • биполярное расстройство, характеризующееся чередованием периодов сильной депрессии и эйфории;
  • сезонное аффективное расстройство, при котором смена сезонов вызывает депрессию из-за меньшего количества часов дневного света;
  • предменструальное дисфорическое расстройство, при котором перед менструацией происходят экстремальные изменения настроения, эмоциональности;
  • депрессия, вызванная физическим заболеванием.

Каждое из перечисленных отклонений имеет свои симптомы. Для коррекции назначают медицинские препараты разной направленности, игры, музыкальную и групповую терапию. Иногда люди юридически признаются недееспособными.

Эмоции больше относятся к физиологии, чем к психологии. Их психологическое значение проистекает из того смысла, которое придает индивид.

Нужно научиться разбираться в чувствах, понимать, что ощущают другие. Это позволяет эффективней общаться, устанавливать крепкие отношения на работе, в личной жизни.

Методы развития

Навыки, которые составляют эмоциональный интеллект, могут быть развиты в любое время. Способности помогают изменить поведение, чтобы выдержать, преодолеть стресс, улучшить отношения с окружающими сознанным.

Развитие эмоциональной грамотности включает несколько этапов:

  1. Самоменеджмент.
  2. Самосознание.
  3. Общественное признание.
  4. Управление отношениями.

Чтобы развивать эмоциональный капитал, необходимо уделить внимание успеху в социальной жизни

Также важно физическое здоровье. Если оно плохое — справляться со стрессом невозможно

Неконтролируемый стресс:

Если оно плохое — справляться со стрессом невозможно. Неконтролируемый стресс:

Также важно физическое здоровье. Если оно плохое — справляться со стрессом невозможно

Неконтролируемый стресс:

  • повышает кровяное давление;
  • подавляет иммунную систему;
  • увеличивает риск развития сердечного приступа и инсульта;
  • провоцирует бесплодие;
  • ускоряет старение.

Признаки эмоционального человека

Эмоциональный индивид умеет распознавать и понимать мимику людей, использовать это понимание для управления поведением, отношениями. Он переживает события интенсивней, хотя психика отличается лабильностью. Сильные эмоции легче определить. Это свойство помогает людям эффективнее общаться.

Эмоционального человека можно определить по базовым знакам:

  • способности мыслить не поверхностно;
  • эмоциональной зрелости;
  • вниманию к деталям, частой самопроверке;
  • высокому интеллектуальному развитию;
  • необходимости во времени для принятия решений;
  • сильной реакции на неудачные решения, события;
  • умению работать в команде;
  • стрессоустойчивости;
  • эмпатии, привязанности к близким;
  • хорошим манерам, высокому уровню социализированности.

История изучения и исследователи

Эмоциональность зависит от темперамента, личности, настроения, мотивации. П. В. Симонов считал, что через эмоции люди переживают свое отношение к окружающей действительности.

Способность изучается давно и единство мнений до сих пор не достигнуто. Основные теории можно поделить на три классификации:

  1. В физиологических главную роль играют телесные реакции.
  2. Неврологические говорят, что эмоциональные реакции вызваны мозговой деятельностью.
  3. Когнитивные утверждают, что рефлексии играют важную роль в образовании отклика на событие.

Эволюционная теория

Автор теории эволюции Чарльз Дарвин сделал допущение, что эмоции первоначально имели адаптивную функцию и помогали спасаться от хищников, продолжать род. Ощущение, которое называют любовью и привязанностью, подталкивает искать партнеров. Из чувства страха первобытные люди либо сражались, убегали от источника опасности.

Эмоции существуют, поскольку побуждают людей мгновенно откликаться на раздражители, что повышает их шансы на массовое выживание.

Теория Джеймса-Ланге

Самый яркий пример физиологической теории принадлежит психологу Джеймсу и физиологу Ланге. Она предполагает возникновение эмоций в результате физиологических реакций на события.

Физиологическая реакция провоцируется внешними стимулами. Эмоциональная зависит от интерпретации физических реакций.

Например, если человек гуляет по лесу и видит медведя, он начинает дрожать, его сердце учащенно бьется. Теория Джеймса-Ланге предлагает, что по этим физическим реакциям будет сделан вывод об испуге (верным признается высказывание: «Я дрожу. Поэтому я боюсь»).

Согласно этой теории, индивид дрожит не потому, что напуган, а чувствует испуг, поскольку дрожит.

Труд Ланге называется периферической теорией.

Теория Кэннона-Барда

Кэннон выдвигал другую физиологическую теорию. Психолог поставил под сомнение выводы Джеймса и Ланге. По его мнению, человек может испытывать физиологические реакции, имеющие отношение к эмоциям, которых он при этом не чувствует. Например, сердцебиение может быть учащенным из-за активных занятий спортом, а не из-за страха перед опасностью.

Кэнноном выдвинуто предположение о невозможности происхождения эмоциональных реакций от физических состояний. Сталкиваясь с угрозой, человек будет ощущать страх до появления физических признаков.

Кэннон познакомил научный мир со своей теорией в 1920 году. Десятилетием позже физиолог Филипп Бард ее расширил. Согласно теории Кэннона-Барда, человек одновременно чувствует эмоции и находится под воздействием физиологических реакций. Проявлениями последних может быть повышенное потоотделение, дрожание рук или всего тела, напряжение мускулатуры.

Теория Кэннона и Барда сводится к одновременному переживанию чувств на физиологическом, психологическом уровне.

Теория Шахтера-Зингера

Известным примером когнитивных теорий выступает двухфакторная психофизиологическая теория. По ней возбуждение приводит к рефлексии, когда люди стремятся определить причину возбуждения, чтобы пережить эмоцию. Физиологический ответ возникает из стимула, а за ним следует реакция организма.

Автором стали Шахтера и Зингер. В основу их предположения легли теории Джеймса-Ланге, Кэннона-Барда. Двухфакторная теория выдвигает предположения, что выводы людей о происходящем основаны на физиологических реакциях.

Критическим фактом является ситуация и когнитивная интерпретация, которую люди используют для обозначения чувств.

Одна и та же физиологическая реакция способна спровоцировать разные проявления

Студент, чье сердцебиение учащается во время важного экзамена, вероятно, чувствует беспокойство. А грибник, встретившийся в лесу лицом к лицу с медведем, интерпретирует учащенное сердцебиение как испуг

Теория когнитивной оценки

Оценочные теории предполагают, что мышление первично. Ричард Лазарь первым стал публиковать работы в этой области.

Цепочка событий начинается со стимула, затем следует мышление, приводящее к переживанию физиологического ответа. Встретив медведя в лесу, грибник способен тут же наделить ситуацию определенными характеристиками и прийти к выводу, что он в опасности. В результате страх порождает физические реакции. Увидев цветок, индивид испытает радость. Это представление имеет психоаналитический характер.

Теория об обратной связи

Теория строится на том, что мимика людей является обратной связью, выражающей переживаемые чувства. Чарльз Дарвин и Уильям Джеймс пришли к выводу о влиянии физиологических реакций на внешние проявления. Эмоции вызывают изменение лицевых мышц.

Теория мимической обратной связи

Появление этой теории связывают с научной деятельностью Уильяма Джеймса, но в 1962 году ее развил Силвен Томкинс. Согласно этой теории, эмоциональное переживание по меньшей мере усиливается обратной связью, возникающей при активации лицевых мышц, которые участвуют в мимической эмоциональной экспрессии; в противном случае мы просто оцениваем событие рассудочно. Иными словами, улыбающийся человек счастлив, нахмуренный — озабочен или опечален. Именно движения лицевых мышц дают мозгу подсказку, на основе которой он идентифицирует источник эмоции, а не наоборот.

Вернемся к нашему примеру. Когда женщина слышит позади себя чьи-то шаги, ее глаза расширяются, а зубы сжимаются. Мозг интерпретирует эти изменения лицевых мышц как выражение страха и сообщает женщине, что сейчас ей страшно.

Исследование Карни Ландиса

В 1924 году психолог-аспирант из Университета Миннесоты Карни Ландис, чтобы лучше понять взаимосвязь между мимикой и эмоциями человека, разработал эксперимент. Ландис хотел узнать, характерна ли для людей, испытывающих одинаковые эмоции, универсальная мимика. Например, будет ли одинаковым у разных людей выражение лица, когда они испытывают отвращение?

Для участия в эксперименте Ландис привлек в основном таких же, как он, аспирантов. Он нарисовал на лицах испытуемых черные линии, чтобы было удобнее следить за мельчайшими движениями их лицевых мышц, а затем на них воздействовали разными раздражителями, которые, по мнению Ландиса, должны были вызвать сильную эмоциональную реакцию. Каждую реакцию исследователь фотографировал. Испытуемые нюхали аммиак, смотрели порнографический фильм, засовывали руку в ведро с лягушками. Но самой потрясающей была финальная часть эксперимента. Участнику давали живую крысу и просили ее обезглавить. Эта идея вызвала у всех искреннее отвращение, тем не менее две трети испытуемых выполнили требование. А за тех, кто отказался отрезать крысе голову, Ландис выполнил задание сам.

Хотя этот эксперимент не выявил абсолютной универсальности в выражениях лиц людей и не обнаружил прямой связи между мимикой и переживаемой эмоцией (отвращением), он во многом предвосхитил результаты другого исследования — широко известного эксперимента с подчинением авторитету Стэнли Милгрема, проведенного сорок лет спустя. Ландис чрезмерно сосредоточился на исследовании мимики испытуемых и не понял, что самым интересным результатом опыта оказалось то, что большинство участников безропотно выполняли даже самые бессмысленные и жестокие распоряжения облеченного властью экспериментатора.

Значение в разных сферах жизни

Кендра Черри, эксперт по психологии, обозначила смысл эмоциональной сферы для человека, основываясь на целях эмоциональных проявлений. Они помогают:

  • действовать;
  • выживать — сражаться или избегать опасности;
  • принимать решения;
  • производить впечатление;
  • понимать других.

С эволюционной точки зрения, структуры мозга, которые обрабатывают когнитивную информацию (например, неокортекс), намного моложе, чем другие области мозга, модулирующиеся автономно (например, ствол мозга). Влияние эмоций на поведение человека намного больше по сравнению с познанием и способностью рационально принимать решения.

Эмоциональные проявления окружающих влияют на индивида благодаря информации, которую они передают.

Когда человек воспринимает чье-то выражение лица, оно отражает страх или обеспокоенность, он начинает искать потенциальную угрозу.

Человек чувствует себя комфортно, когда видит улыбки других. Эмоциональные стимулы влияют на мимику, познание окружающего мира, общение, поведение людей.

Эмоциональные проявления могут быть стеническими и астеническими. Первые повышают активность человека, позволяют добиваться больших успехов в деятельности.

ПОДКРЕПЛЯЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИЙ

Феномен подкрепления занимает центральное положение в системе понятий науки о высшей нервной деятельности, поскольку именно от факта подкрепления зависят образование,
существование, угаше-ние и особенности любого условного рефлекса. Под подкреплением «Павлов подразумевал действие биологически значимого раздражителя (пищи, вредоносного раздражителя и т.
п.), которое придает сигнальное значение другому, сочетанному с ним несущественному в биологическом отношении раздражителю» (Асратян, 1971, с. 5). (…)

Необходимость вовлечения мозговых механизмов эмоций в процесс выработки условного рефлекса становится особенно демонстративной в случае инструментальных условных
рефлексов, где подкрепление зависит от реакции субъекта на условный сигнал. Всесторонне проанализировав природу выработки инструментальных рефлексов, В. Вырвицка (Wyrwicka, 1975) пришла к
выводу о том, что непосредственным подкреплением а этом случае является не удовлетворение какой-либо.потребности, но получение желательных (приятных, эмоционально положительных) или
устранение, нежелательных (неприятных) стимулов. В зависимости от их интенсивности, функционального состояния организма и характеристик внешней среды приятными могут оказаться самые
разнообразные «индифферентные» раздражители — световые, звуковые, тактильные, про- приоиептивные, запаховые и т. п. С другой стороны, животные нередко отказываются от жизненно необходимых
ингредиентов пищи, если Она невкусная. У крыс не удалось выработать инструментальный условный рефлекс при введении пищи через канюлю в желудок (т. е. минуя вкусовые рецепторы), хотя такой
рефлекс вырабатывается при введении в желудок морфина, который очень быстро вызывает у , животного положительное эмоциональное состояние. Тот же морфин благодаря его горькому вкусу
перестает быть подкреплением, если его вводить через рот. (…)

Мы полагаем, что результаты этих опытов хорошо согласуются сданными Т. Н. Ониани (1975), который использовал прямое электрическое раздражение лимбических структур мозга
в качестве подкрепления для выработки условного рефлекса. При сочетании внешнего стимула с раздражением структур мозга, вызывавшем у сытой кошки еду, питье, агрессию, ярость и страх, после
5—50 сочетаний удалось выработать только условную реакцию избегания, сопровождавшуюся страхом. Условных рефлексов еды и питья получить не удалось. (…)

С нашей точки зрения результаты этих опытов еще раз свидетельствуют о решающей роли эмоций при выработке условных рефлексов. Страх имеет выраженную аверсивность для
животного и активно минимизируется им путем реакции избегания. Раздражение пищевых и питьевых систем мозга у накормленных и не испытывающих жажды животных вызывает стереотипные акты еды и
питья без вовлечения нервных механизмов эмоций, что исключает выработку условных рефлексов. (…)

Понятие и суть

Эмоции позволяют показать, какие переживания тревожат индивида. Они генерируются подсознательно и представляют собой автономные телесные реакции на внешние раздражители или внутренние ощущения. В этом их отличие от чувств, которые, как говорит словарь, являются субъективными переживаниями и движимы сознательными размышлениями.

Могут возникнуть эмоции без чувств, но не наоборот. Основываясь на них, индивид создает вторичные эмоции (их насчитывается более 25), из которых 10 являются базовыми по К. Изарду. Недавнее исследование Университета Глазго показало, что существует только четыре основных выражений лица.

Другие исследователи используют два устоявшихся ортогональных измерения при анализе эмоциональных реакций — возбуждение (противопоставляя его спокойствию) и валентность (положительные реакции против негативных).

Возбуждение относится к психофизиологическому состоянию бодрствования и реагирования на раздражители. Оно возникает при работе сознания, фокусировании внимания и информационной обработке.

Основываясь только на измерении возбуждения, невозможно определить качество эмоционального состояния. Многое зависит от вида явлений, которые индивид оценивает — поведение окружающих, события, явления, предметы.

Теория когнитивного диссонанса

В контексте теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера эмоция рассматривается как процесс, качество которого определяется согласованностью взаимодействующих систем. Положительное эмоциональное переживание появляется тогда, когда реализуемый план действий не встречает на своем пути препятствий. Отрицательные эмоции связаны с несовпадением между текущей деятельностью и ожидаемым результатом. Диссонанс, несоответствие между ожидаемыми и действительными результатами деятельности, предполагает существование двух основных эмоциональных состояний, которые напрямую связаны с эффективностью когнитивной деятельности, построением планов активности и их реализацией. Такое понимание эмоций, ограниченное объяснением их положительного или отрицательного компонента, несколько односторонне показывает природу эмоций, как сигнальной системы реагирующей на качество программ поведения и вуалирует активную, энергетическую сторону эмоций, а также их качественное многообразие. В то же время, данная теория подчеркивает зависимость знака эмоций от качества программы действия, а не от качества эмоционального ощущения.

Потребностно-информационная теория эмоций[ | ]

Потребностно-информационная теория эмоций Павла Васильевича Симонова развивает идею Петра Кузьмича Анохина о том, что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения. Все сенсорное разнообразие эмоций сводится к умению быстро оценить возможность или невозможность активно действовать, то есть косвенно привязывается к активирующей системе мозга. Эмоция представляется как некая сила, которая управляет соответствующей программой действий и в которой зафиксировано качество этой программы. С точки зрения данной теории, предполагается, что «… эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта»

. Это утверждение можно представить в виде формулы:Э = −П × (Ин − Ис) ,

где Э — эмоция (её сила, качество и знак); П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

Ис<�Ин эмоция приобретает отрицательный характер, а Ис>Ин — положительный.

Теория эмоций Кэннона — Барда

В 1930-х годах Уолтер Кэннон и Филипп Бард разработали в качестве аргумента против описанной выше теории Джеймса — Ланге свою теорию. По утверждению психологов, физиологические реакции и эмоции происходят одновременно. Эмоция возникает, когда таламус — область головного мозга, контролирующая моторные функции, состояния сна и бодрствования и обработку сенсорных сигналов, — реагируя на конкретный раздражитель, посылает мозгу определенное сообщение, в результате чего происходит физиологическая реакция.

Механизм возникновения эмоции изображен на рисунке ниже.

На органы чувств воздействует некий первоначальный раздражитель. Далее он передается в кору головного мозга, где происходит анализ, как будет направлена эта реакция, что, в свою очередь, активирует таламус, — то есть раздражитель воспринимается и интерпретируется. После этого одновременно возникают две реакции: эмоциональная и физиологическая. Иными словами, при встрече со львом вы почувствуете сильное сердцебиение и дрожь одновременно с сильным испугом.

Психоаналитическая концепция эмоций

Психоанализ
обращает внимание на энергетическую
составляющую психических процессов,
рассматривая в этом плане и эмоциональную
сферу. Несмотря на то, что предлагаемый
отвлеченный вариант истолкования эмоций
был мало привязан к организации мозга,
он в дальнейшем привлек внимание многих
исследователей, занимавшихся данной
проблемой

Согласно мнению Зигмунда
Фрейда, бессознательное является
источником избытка энергии, который он
определяет как либидо. Структурное
содержание либидо обусловлено конфликтной
ситуацией, которая имела место в прошлом
и зашифрована на инстинктивном уровне.
Надо отметить что факты, свидетельствующие
о выраженной пластичности нервной
системы, плохо согласуются с идеей
«законсервированного» конфликта, не
говоря уже о том, что в данной гипотезе
плохо просматривается биологический
смысл. Со временем психоанализ пришел
к выводу, что энергия «бессознательного»
не хранится в структурах мозга как
«дефект развития», а является следствием
появления в нервной системе избытка
энергии, как результат несовершенной
адаптации личности в социуме. Например,
А. Адлер считал, что большинству детей
изначально присуще ощущение собственного
несовершенства, по сравнению с «всемогущими
взрослыми», которое ведёт к формированию
комплекса неполноценности. Развитие
личности, согласно воззрениям Адлера,
зависит от того, каким образом этот
комплекс будет компенсироваться. В
патологических случаях человек может
пытаться скомпенсировать свой комплекс
неполноценности за счёт стремления к
власти над другими.

Понятие эмоций

Определение

Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим.

Природа эмоций

  1. Интеллектуалистический подход. Органические проявления эмоций выступает в роли следствия психических явления.
  2. Теория И.Ф. Гербарта. Ученый утверждает, что наиболее важным психологическим фактом является представление, соответственно, чувства – это есть связь между существующими представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между представлениями.
  3. Позиция В. Вундта. Эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на течение самих представлений.

Психоорганическая теория эмоций

Теория Джеймса-Ланге. Возникновение эмоций детерминировано внешними воздействиями как в произвольной двигательной сфере, так и в непроизвольной. По сути, здесь связываются ощущения данных изменений и сами эмоциональные реакции. Источниками эмоций выступают органические изменения. Они отражаются в психике человека через специальную систему обратной связи, а затем уже таким образом вызывают соответствующие эмоциональные реакции. Таким образом, эмоции возникают посредством внешних раздражителей через органические ощущения.

Критика данной теории

Данную теория подверглась критики со стороны У. Кэннона. Он утверждал, что органические ощущения настолько похожи друг на друга, что объяснить с помощью них все разнообразие переживаемых человеком эмоций не представляется возможным.

Кроме того, он подверг проверке тезис о самих органических ощущениях как основе эмоций. Он выяснил, что ощущения во внутренних органах формируются крайне медленно, а эмоции, напротив, развиваются стремительно.
Также У. Кэннон обнаружил, что при искусственном вызывании у человека органических изменений не всегда проявляются эмоциональные переживания.

Более того, был проведен эксперимент, который показал, что искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций. Основные положения теорий представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. «Основные положения в теории Джеймса-Ланге и теории Кеннона-Барда»

Когнитивно-физиологическая теория С. Шехтера

Суть данной концепции заключается в том, что эмоциональная реакция оказывается подвергнутой воздействию прошлого опыта человека, а также его собственной оценки той или иной ситуации. Разумеется, в данной теории также не опровергается воздействие внутренних телесных стимулов на эмоциональное состояние индивида.

При этом оценка формируется на основе актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также дополнительной информации, на основании которой человек меняет свою оценку ситуации.

В одном из экспериментов, направленном на доказательство положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор (плацебо) в сопровождении различных инструкций.

Рисунок 2. «Возникновение эмоций в когнитивно-физиологической концепции С. Шехтера»

Заключение

В настоящее время еще нет полного представления о всех возможных психофизиологических показателях различных эмоциональных реакций и состояний. Очевидно, однако, что в подавляющем большинстве случаев выделенные корреляты и средства диагностики эмоций не обладают необходимой мерой специфичности. Другими словами, изменения большинства показателей не позволяют судить о качестве мотивационного и эмоционального напряжения, а лишь о его динамике во времени и отчасти о силе.

Одним из путей, который поможет раскрыть психофизиологические закономерности эмоционально — потребностной сферы человека, должно стать комплексное психологическое, морфофизиологическое и нейрохимическое изучение всей совокупности процессов, обеспечивающих функционирование этой сферы в индивидуальном развитии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector