Управленческая проблема

Социальные проблемы

Социальные проблемы выражаются в частичном или неполном удовлетворении потребностей и интересов отдельных личностей и групп. Под потребностями стоит понимать как физиологические нужды (одежда, жилье, еда), так и духовные вопросы (общение, образование, самореализация). Существуют следующие виды социальных проблем:

  • Индивидуально-личностные и семейные. Это одиночество, депрессия, непонимание, социальная изоляция, неблагоприятная атмосфера в семье, чувство вины, внутренний кризис, проблемы в обучении детей и молодежи, трудности с физическим и психическим здоровьем (пожилой возраст, инвалидность).
  • Социально-экономические, связанные с бедностью, безработицей, увеличением числа социально незащищенных лиц.
  • Социально-экологические, обусловленные вредным воздействием на здоровье человека загрязненной окружающей среды.
  • Социальной стратификации, связанные с разделением людей в обществе по определенному признаку (власть, уровень доходов, профессия), обуславливающему ощутимое неравенство между уровнем жизни различных слоев населения. Это способствует созданию благоприятных условий для социальной эксплуатации и манипуляции.
  • Поведенческие, включающие девиантное поведение, преступность, социальные дефекты и аномалии.
  • Символизации и социального моделирования, то есть искривленного мировосприятия и искажения социальных ценностей.
  • Социально-политические, обуславливаемые низким уровнем социальной активности населения, напряженностью и нестабильностью отношений в обществе.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Виды глобальных проблем

Глобальные проблемы, имея естественно-природный и социальный характер, затрагивают интересы всего человечества, серьезно угрожая его нормальному будущему. Являясь сложной и взаимосвязанной системой, сочетающей комплекс всех вышеозначенных проблем, они требуют немедленного разрешения с приложением максимальных усилий всех стран мира.

В зависимости от характерных признаков различаются следующие виды глобальных проблем:

  • Между развитыми и развивающимися странами, а также странами с переходной экономикой. Решение направлено на недопущение конфликтов и установление экономического порядка, сохранение мира, борьбу с бедностью, болезнями, голодом, наркоманией.
  • Между природой и человеком. Урегулирование направлено на защиту окружающей среды, охрану и распределение топливных и сырьевых ресурсов, освоение Мирового океана и космоса, обеспечение человечества продовольствием, энергией, сырьем.
  • Между человеком и обществом. В данном случае на первое место выходит необходимость здравоохранения, образования, решения демографической проблемы и прочее.

Решение проблем

Решение — это волевое воздействие человека на объект
управления для разрешения проблемы, выбор альтернативы для достижения
поставленной цели.Виды решений, как правило, совпадают с видами проблем.
Если проблема носит стратегический характер, то и решение должно быть
стратегическим, если проблема текущая, краткосрочная, то и решение должно быть
аналогичным.

Решение стратегических проблем относится к разряду
инициативных, идущих от высшего руководства к исполнителям низших звеньев
управления. В этом случае высшее руководство берет на себя инициативу и
ответственность за принятые решения стратегического характера. Примером может служить
направление инвестиций (капиталовложений) на перспективное развитие
производства нового вида изделий, решение о расширении производства или,
напротив, о свертывании дел и т.д.

Решение тактических проблем — это дело средних
звеньев руководства; на основе предписаний «сверху» они планируют
решения проблем в среднесрочных планах и выполняют краткосрочные задачи. Низовые
звенья управления решают проблемы исходя из устных распоряжений, указаний или
письменных приказов.

Текущие проблемы каждодневного характера, так
называемая рутинная работа, занимают основное время низовых звеньев управления.
От решения данных проблем среднее звено руководства и особенно высшие
руководители по возможности должны быть освобождены.

Решение проблем классифицируется по ряду признаков: степень
обязательности исполнения; функциональное назначение; способ принятия; сфера
реализации.

По степени обязательности решения могут быть: директивными
— они принимаются высшим руководством и обязательны к исполнению для
нижестоящих управленческих структур. Рекомендательные решения разрабатываются
совещательными органами. Их исполнение желательно, но не обязательно. Ориентирующие
решения принимаются руководством для координации работы нижестоящих
управленческих структур, которые действуют автономно.

По функциональному назначению выделяют
организационные, координирующие, регулирующие, активизирующие и контролирующие
ход выполнения решения. Например, предписывающие способ действия и методы
решения проблем; распределяющие работу между исполнителями, по проведению
контроля, проверок, подготовке нормативных документов и др.

По способу принятия выделяются решения выборочные и
систематические. К первым относятся решения одного или нескольких вопросов данной
проблемы, ко вторым — решения, охватывающие проблему целиком во всей ее
многосложности и взаимосвязи.

По сфере реализации решения связаны с той областью
деятельности, которой порождена проблема и от решения которой зависит
Дальнейший ход дела в данной сфере. Это может быть производство, финансы, сбыт,
поставки, кадры, НИОКР и т.д.

Решения классифицируются также на принятые единолично или
коллективно, на общие и специальные, на запрограммированные
и незапрограммированные, на закрытые и для общего пользования
и т.д.

Принятие решений всегда сопряжено с определенной степенью
риска. Работа в условиях неопределенности, нестабильности, постоянно меняющейся
обстановки считается нормальной для менеджера. Поэтому он действует на основе,
имеющейся в его распоряжении информации, которая не всегда соответствует
действительному положению дел. В таких условиях он вынужден действовать
наудачу, в надежде на благоприятный исход, ввиду чего возрастает угроза
ухудшения деятельности руководимого им предприятия, полной или частичной утраты
материальных, финансовых или людских резервов и ресурсов, а также потери имиджа.

В практике менеджмента разработаны несколько вариантов
комплексной оценки риска в ходе решения проблем. Правилом здесь является то,
что общая сумма риска равна сумме частных рисков, а частный риск равен
нормативной минимальной ставке с поправкой на каждый элемент риска (скидкой или
добавкой). С точки зрения риска, критерий может быть таким: «Рассчитывай
на худшее» — Вальда; «Рассчитывай на лучшее» — Сэвиджа, «Ориентируйся
на лучшее» — Лапласа, «Компромисс» — Гурвица.

Ее величество Депрессия

Стремительное движение жизни, обилие информации (зачастую негативной), быстро меняющиеся условия обитания и деятельности, развитие мегаполисов, ежедневный стресс – все это не было знакомо человеку до начала ХХ века, поэтому депрессию называют болезнью современного общества. Чувство безнадежности и подавленности знакомо многим людям разного возраста, возникли личные проблемы.

На ранней стадии человек может справиться с этим ощущением самостоятельно, однако, если депрессия затягивается, следует прибегнуть к посторонней помощи для разрешения личных проблем. Только психотерапевт может вытянуть личность из болота депрессивного состояния, вернуть радость от ощущений повседневной жизни, общения с друзьями, семейного быта, взаимоотношений с любимым человеком, превозмочь личные проблемы.

Глобальные проблемы планетного масштаба

Глобальные проблемы современного мира включают в себя:

Угрозу возникновения ядерной войны, преодоление которой заключается в обуздании гонки вооружений, запрещении создания и применения вооруженных систем массового уничтожения людей, ликвидации ядерного оружия.

  • Мировой терроризм, нацеленный на захват новых территорий и устрашение населения.
  • Экологический кризис, заключающийся в стремительном вмешательстве человека в природные процессы.
  • Нехватку природных ресурсов – очень существенная проблема (виды проблем, которые существуют, также актуальны, каждая по-своему). В данном случае крайне необходимо преодоление кризисного взаимодействия человека и природы, ведущего к таким катастрофическим последствиям, как истощение природных ресурсов и беспрецедентное загрязнение окружающей среды. Необходимыми шагами является выработка мер, направленных на экономное использование природных ресурсов и снижение загрязнений почвы, воздуха и воды.
  • Демографический фактор, заключающийся в снижении темпов роста народонаселения в развитых странах и увеличении его численности в развивающихся.
  • Экономическую и культурную разницу между уровнем жизни населения развитых стран (Запада и Востока) и странами третьего мира (Азии, Африки, Латинской Америки). В данном случае требуется приложение усилий для уменьшения возрастающего разрыва и устранение во всем мире экономической отсталости.
  • Научно-техническую революцию с ее негативными последствиями, требующую рационального и эффективного использования ее достижений на благо общества и каждой личности отдельно.
  • Распространение инфекционных заболеваний (СПИД, вирус Эбола).
  • Наркоманию, алкоголизм и другие вредоносные привычки. В данном случае усилия требуется направить на преодоление тенденции к снижению социального здоровья, борьбу с алкоголизмом, наркоманией, СПИДом, туберкулезом и прочими болезнями.

Плюсы и минусы

Решение проблемных вопросов способствует:

  • развитию мыслительных операций и познавательной активности у учащихся;
  • прочному усвоению знаний;
  • формированию самостоятельного творческого мышления;
  • знакомству с исследовательскими методами;
  • развитию логических способностей учеников, а также умения вникать в суть явлений;
  • воспитанию осознанного и заинтересованного отношения к обучению;
  • ориентации на комплексное использование полученных знаний.

Все эти качества особенно важны на этапе профессиональной подготовки молодых специалистов. Большое значение в современном мире приобретает использование проблемных методов обучения в процессе специализации, когда школьник или студент углубляется в изучение конкретной узкой области знаний. Необходимо подготовить профессионалов, умеющих думать, искать и открывать новые подходы, решения.

Однако формировать познавательную самостоятельность у студентов, которые привыкли к репродуктивным методам обучения, очень сложно. Отсюда вытекает необходимость использовать проблемные вопросы на всех этапах образования, начиная с детского сада.

Нельзя упускать из вида и недостатки метода. Вот их перечень:

  • Значительно повышается объем работы педагога, ведь разработать проблемные вопросы нелегко.
  • Не весь материал можно преподнести в таком виде.
  • Проблемное обучение не предусматривает отработку навыков.
  • Значительно повышаются временные затраты, ведь учащимся нужно время на поиск решения.

Убийственная неуверенность

Разные личности, разные характеры, разное отношение к жизненным неурядицам и бытовым личным проблемам. Каждый день людям приходится что-то выбирать, принимать сотни мелких и крупных решений. Одни совершают эти действия, не задумываясь, ибо природа вложила в них силу решительного характера, другие останавливаются перед мучительным выбором, долго мнутся, прислушиваются к постороннему мнению, делают шаг вперед – два назад…

Патологическая неуверенность – вам знакомо это чувство? Страх перед публичным выступлением или просто перед нахождением в незнакомом обществе – до мокрых ладоней, пылающего лица, до рвоты и паники? Неумение сказать «нет» и попадание из-за этого в нелепые или даже трагичные ситуации? Все это – результат неуверенности в себе, взращенной нечуткими родителями, грубыми супругами, коллективом в классе или на работе. Давление социума, необходимость принятия какого либо-решения – выбор института, работы, друзей – все больше развивают в индивиде неуверенность, робость, переходящие в фобии.

Борьба за себя

Люди не умеют бороться с негативными чувствами и ощущениями, не умеют видеть, что они их накрывают с головой, часто не понимают, не осознают, что с ними происходит, не видят, как окружение лишь глубже толкает их в пучину депрессии или все больше взращивает неуверенность, возникают личные проблемы человека. Депрессия? «Дурью мается», — говорит свекровь и неодобрительно поджимает губы. Все валится из рук? «Совершенно перестал выполнять свои обязанности», — считает начальник. Целыми днями лежит на диване, слушает идиотскую музыку, плачет и огрызается на родителей? О, ну конечно, это плохая компания на него влияет, начинаются личные проблемы у молодого человека.

Нужно уметь прислушиваться к себе, к своим чувствам, чтобы вовремя отличить просто плохое настроение от затянувшегося кризиса личности, сберечь свою психику от негативного влияния. Если сам человек не умеет справляться с этим, то следует прислушаться к мнению специалиста.

Экологические проблемы

Экологические проблемы большей частью обусловлены человеческой деятельностью, направленной на удовлетворение своих интересов и вносящей негативные изменения в природную среду. Все большую актуальность приобретают такие виды экологических проблем, как:

  • Разрушение озонового слоя, предохраняющего живые организмы от пагубного воздействия солнечного излучения. Основной причиной появления «озоновых дыр» (пространства с пониженным содержанием озона) является значительная концентрация в атмосфере фреонов – высоколетучих химических веществ, широко используемых в быту и производстве. Распадаясь в верхних слоях воздуха, они образуют оксид хлора, который разрушает озон. Ослабление озонового слоя приводит к торможению процесса фотосинтеза в растениях, падению урожайности сельскохозяйственных культур, повышению на Земле уровня ультрафиолетового излучения, что способствует усилению заболеваемости раком кожи.
  • Парниковый эффект, возникающий в результате разогрева нижних слоев атмосферы, способных пропускать сквозь себя коротковолновую солнечную радиацию и при этом препятствовать тепловому длинноволновому излучению земной поверхности. Газы (оксиды азота, метан, фреон, диоксиды углерода) образуют некую крышу парника над планетой, возвращая большую часть тепла на Землю, что обуславливает его накопление в приповерхностных слоях атмосферы. Результатом этого являются такие негативные последствия, как рост уровня Мирового океана, обусловленный таянием льдов, увеличение количества осадков, изменение направления ветров и океанических течений, повышение температуры, природное потепление. В Киото в декабре 1997 года была проведена международная конференция по вопросу глобального изменения атмосферного климата, в которой участвовало 159 стран. Результатом ее стало принятие договора, предусматривающего общее уменьшение на 5,2% выплесков в атмосферу парниковых газов.
  • Кислотные осадки, представляющие собой природные явления (дождь, снег, туман) с повышенной кислотностью, обусловленной концентрацией в растворе водородных ионов. В результате этого происходит угнетение растительности, снижение прироста леса, урожайности сельскохозяйственных культур, окисление озер, приводящее к гибели водорослей и рыб.
  • Утилизация отходов – неиспользуемых остатков сырья, полуфабрикатов, материалов, образующихся в процессе производства и потребления продукции.

Метод «Почему?»

Самый базовый метод анализа проблем, который позволяет понять причинно-следственные связи и за счет этого прорабатывать проблему более эффективно. Как ты уже понял, придется докапываться до самой сути возникшей проблемы, пока ты не поймешь, какие твои действия привели к нежелаемому исходу.

Возьми лист бумаги, парой-тройкой предложений обозначь свою проблему. Задай себе вопрос: «Почему это произошло?» — и начинай писать все возможные причины. Но на выявлении нескольких не останавливайся — задавай тот же вопрос к каждой из выписанных причин и продолжай это до тех пор, пока ты не разберешься в первоисточниках и предпосылках возникновения проблемной ситуации.

Картину целиком ты сможешь увидеть только в том случае, если максимально честно ответишь на все заданные себе вопросы. У тебя сразу же появится несколько идей, как ты можешь повлиять на сложившуюся ситуацию, исправив несколько элементов системы. Такой метод особенно хорошо подходит для решения комплексных проблем.

Можешь усложнить себе задачу и установить некий лимит ответов, не перешагнув который ты не сможешь перейти к следующему вопросу. Например, ты должен установить 5 причин, по которым могла произойти ситуация. Такие сложности стимулируют твой мозг, и на поиск решения проблемы ты потратишь гораздо меньше времени.

Метод пригодится в ситуациях, когда ты не можешь четко отследить, вследствие каких своих действий ты столкнулся с той или иной проблемой.

Экономические проблемы

Мир, движимый интеграционными процессами, все более приходит к необходимости перерастания торговли и экономических связей между отдельными странами в единый всемирный экономический комплекс. Нехватка продовольствия, требующая правильного распределения между потребителями, в данном случае есть первоочередная проблема.

Виды экономических проблем можно обозначить следующими вопросами:

  • Что производить?
  • Как производить?
  • Для кого производить?

То есть важно правильно определиться с выбором производимых благ, требуемых для этого ресурсов и технологий, а также верным перераспределением полученного продукта между экономическими субъектами в связи с ограниченным количеством созданных товаров и предоставленных услуг

Поиск решения: методика

Чтобы дети самостоятельно нашли ответ на проблемный вопрос, учитель должен правильно организовать их работу. В ней выделяются следующие этапы:

  1. Осознание проблемы. Учащиеся отделяют известные данные от неизвестных, ставятся конкретные задачи.
  2. Решение проблемного вопроса. На этом этапе возможно применение разных способов. В некоторых случаях больше подойдет собирание гипотез, которые записываются на доске без оценок и критики. В другой ситуации можно разделить детей на группы и организовать дискуссию. Иногда уместно проведение наблюдений, опытов, экспериментов. Также можно предложить учащимся самостоятельно найти недостающую информацию в справочниках или интернете.
  3. «Ага-реакция!» — совместный выбор правильного решения, сделанный после обсуждения всех предположений.
  4. Проверка результатов. Выполняя упражнения, школьники убеждаются, что их ответ был верным, либо сталкиваются с необходимостью дальнейшего исследования проблемы.

Важно, чтобы учитель не навязывал детям своего мнения и оценок. На этапе выдвижения гипотез недопустимы слова «правильно» или «неправильно»

Вместо них уместнее использовать фразы «это интересно», «как необычно», «любопытно». Услышав от детей верное решение, не нужно прерывать обсуждение. Учащимся важно не только найти правильный ответ, но и научиться размышлять, аргументированно отстаивать свою позицию.

В старших классах детей обучают давать письменные ответы на проблемный вопрос. Такой формат уместен на уроках литературы, истории. От школьников требуется проанализировать проблему, обобщить результаты, грамотно аргументировать свою позицию. Как показывает практика, для многих это представляет большую сложность.

Проблемные вопросы на уроках позволяют воспитать людей мыслящих, способных принимать самостоятельные решения в условиях выбора. Школьники учатся не бояться трудностей, творчески подходить к делу, проявлять инициативу.

Анализ предприятия как технической подсистемы

Возглавляет техническую систему на заводе служба главного инженера, которой подчиняются такие отделы, как отдел подготовки производства, технический отдел, служба отдела технического контроля, мастерская по механико-сборочным работам, служба энергетики, пожарная служба, служба транспортного цеха и медсанчасть.

Для осуществления нормальной работы предприятия на заводе существуют следующие объекты:

– котельная

– система водоснабжения

– здание механико-слесарной мастерской

– здание пожарной части данного завода

– гаражи

– автозаправочная станция

– склады для хранения сырья, производственных инструментов, оборудования и других вспомогательных предметов.

– производственные помещения (переработка и производство лекарственных препаратов)

– административное здание

– различное оборудование (резки, фасовочные автоматы и др.)

2.2 Анализ социальной подсистемы

Социальная подсистема-это система межличностных отношений в процессе производства (между сотрудниками, между руководителем и подчиненным).

Руководство, квалифицированные специалисты, рабочие, менеджеры (руководители отделов), вспомогательные служащие (уборщики, вахтерши и др.) – Люди, как важнейший элемент организации.

Также, данное предприятие сотрудничает с такими организациями как: банк, страховая компания, пожарная служба, милиция и др.

3 Внутренняя среда организации

Любое предприятие, фирма, организация состоит из их внутренних элементов. К основным элементам внутренней среды организации относятся:

– миссия организации

– цели

– деловая стратегия

– люди

– структура

– ресурсы

– технологии.

Ниже представлена схема взаимодействия этих элементов:

Миссия организации

Цели

Деловая стратегия

Структура

Ресурсы Люди

Технологии

Из схемы мы видим, что все эти элементы взаимосвязаны и если произойдет изменение одного из этих, то это повлечет и изменение других.

Перейти на страницу номер:   2       

Что такое проблемное обучение?

В 1895 г. в Чикаго американский психолог Дж. Дьюи открыл необычную экспериментальную школу. В ней обучение строилось с учетом интересов учеников на основе ориентировочной программы, которая могла видоизменяться. Учитель, наблюдая за детьми, подбрасывал им интересные проблемы, решать которые школьники должны были самостоятельно. Дьюи считал, что только таким образом, через преодоление трудностей, развивается мышление.

На этой основе в 20-30 гг. XX века были разработаны методики проблемного обучения, которые применялись на практике как за рубежом, так и в СССР («комплексы-проекты»). Их суть заключалась в моделировании исследовательского, творческого процесса, в результате которого учащиеся самостоятельно «открывали» знания.

Однако стало понятно, что у метода есть недостатки. Если педагог следует за интересами школьников, это приводит к фрагментарности их знаний, отсутствию системности в преподавании. К тому же проблемный метод нельзя применить на этапе закрепления изученного, при формировании устойчивых навыков. Большинство экспериментальных школ в итоге закрылись.

Сегодня в детских садах, школах, техникумах и институтах снова активно вводятся технологии проблемного обучения. Это связано с запросом общества, которому требуются творческие, инициативные личности, способные к самостоятельному мышлению. Но другие методы при этом не отметаются.

Так, Мельникова Е. Л. настаивает, что проблемные вопросы — это способ изучения новой информации. Отрабатывать же практические умения уместнее через привычные всем упражнения. Выбор тем для изучения также не отдается на откуп ученикам. Учителя работают по заранее утвержденным программам, которые обеспечивают последовательное изложение материала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector