Теория привязанности

Проблемы с привязанностью

Что происходит с детьми, которые не сформировали надёжную привязанность? Исследования показывают, что неспособность сформировать надёжную привязанность в начале жизни может иметь негативное влияние на поведение человека на протяжении всей его последующей жизни. Дети с диагнозами «оппозиционное вызывающее расстройство» (ОВР), «расстройство поведения» (РП) или «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР) часто проявляют проблемы с привязанностью — возможно, из-за раннего жестокого обращения, пренебрежения или травм. Клинические психологи полагают, что дети, усыновлённые в возрасте после шести месяцев, подвержены более высокому риску возникновения проблем с привязанностью.
Несмотря на то, что стили привязанности проявляющиеся в зрелом возрасте не обязательно совпадают с детскими, исследования показывают, что ранняя привязанность может оказать серьёзное влияние на последующие отношения. Например, те, у кого в детстве сформировалась надёжная привязанность, как правило, имеют хорошую самооценку, крепкие романтические отношения и способность раскрыться перед другим человеком. Став взрослыми, они обычно создают здоровые, счастливые и длительные отношения.

Теги: любовь, привязанность, Психология отношений, теории

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Эрик Эриксон

Исследований Эрика Эриксона была параллельна траектории Боулби и Эйнсворта, но шла с другой точки зрения.

Работа Эриксона была основана на оригинальных теориях личности Фрейда и опиралась на его идею об эго. Тем не менее, Эриксон уделял больше внимания контексту культуры и общества, нежели внимание Фрейда к конфликту между ид и суперэго. Кроме того, его этапы развития основаны на том, как дети общаются и как это влияет на их самосознание, а не на половое развитие

Кроме того, его этапы развития основаны на том, как дети общаются и как это влияет на их самосознание, а не на половое развитие.

Восемь стадий психосоциального развития по Эриксону:

  1. Младенчество — доверие против недоверия. На этом этапе дети требуют от родителей большой заботы и утешения, что приводит к развитию у них первого чувства доверия (или, в некоторых случаях, недоверия).
  2. Раннее детство — автономия против стыда и сомнения. Малыши и очень маленькие дети начинают отстаивать свою независимость и развивают свою уникальную индивидуальность, делая вспышки гнева и неповиновения распространенными.
  3. Дошкольные годы — Инициатива против вины. На этом этапе дети начинают изучать социальные роли и нормы. Их воображение взлетает в этот момент, и неповиновение и истерики предыдущего этапа, скорее всего, продолжатся. То, как взрослые, которым доверяют, взаимодействует с ребенком, побуждает его или ее действовать независимо или развивает чувство вины за любые неуместные действия.
  4. Школьный возраст — компетентность и неполноценность. На этом этапе ребенок выстраивает важные отношения со сверстниками и, вероятно, начинает ощущать давление успеваемости. На этом этапе могут начаться проблемы с психическим здоровьем, включая депрессию, беспокойство, СДВГ и другие проблемы.
  5. Подростковый возраст — личность против ролевого замешательства. Подросток достигает новых высот независимости и начинает экспериментировать и собирать воедино свою индивидуальность. Проблемы со связью и внезапные эмоциональные и физические изменения являются общими на этом этапе.
  6. Молодая взрослая жизнь — близость и изоляция. На этом этапе (приблизительно в возрасте 18-40 лет) человек начинает больше делиться с другими, включая людей вне семьи. Если человек успешен на этой стадии развития, он или она будет строить удовлетворяющие отношения, которые будут иметь чувство приверженности, безопасности и заботы, в противном случае они могут бояться преданности и испытывать изоляцию, одиночество и депрессию.
  7. Средняя зрелость — Генеративность против стагнации. На предпоследней стадии (приблизительно 40-65 лет) индивидуум, вероятно, утвердился в своей карьере, отношениях и семье. Если человек не создан и не вносит свой вклад в развитие общества, он или она может чувствовать себя застойным и непродуктивным.
  8. Поздняя взрослая жизнь — целостность эго против отчаяния. Наконец, поздняя взрослая жизнь (в возрасте 65 лет и старше) обычно приводит к снижению производительности, что может быть либо воспринято как вознаграждение за свой вклад, либо встречаться с чувством вины или неудовлетворенности. Успешная навигация на этой стадии защитит человека от депрессии или безнадежности и поможет ему развить мудрость.

См. также

Эффект воспитания в детских домах

Интернатская депривация. Боулби обратился к этологии как к способу объяснения травмирующих и, по-видимому, необратимых эффектов интернатской депривации. Его особенно поразила неспособность многих детей, воспитывавшихся в детских домах, установить в дальнейшей жизни глубокие отношения привязанности. Он называл этих индивидуумов «личностями, лишенными любви»; такие индивидуумы используют людей только в собственных интересах и кажутся неспособными завязать с другим человеком любящие, продолжительные отношения. Возможно, эти люди в детстве были лишены возможности выработать импринтинг на какую-либо человеческую фигуру — установить отношения любви с другим человеком. Поскольку у них не развилась способность к близким связям в течение нормального раннего периода, во взрослой жизни их отношения остаются поверхностными.

Условия во многих детских домах действительно кажутся неблагоприятными для формирования близких человеческих связей. Во многих детских домах о малышах заботятся несколько нянек, которые могут удовлетворять их физические потребности, но у которых мало времени на то, чтобы общаться с ними. Часто рядом нет никого, кто мог бы откликнуться на плач малышей, улыбнуться им в ответ, поговорить с ними, когда они лепечут, или взять их на руки, когда они этого хотят. Поэтому малышу трудно установить прочную связь с каким-то определенным человеком.

Если «неспособность выработать импринтинг» объясняет эффекты интернатской депривации, должен быть некий критический период, по истечении которого эти эффекты становятся необратимыми. То есть у малышей, испытывающих до определенного возраста недостаток интеракций с людьми, может так никогда и не выработаться адекватное социальное поведение. Однако исследователи затрудняются указать точные сроки подобного критического периода.

Обсуждение импринтинга у Боулби предполагает, что критический период оканчивается с появлением реакции страха, как это происходит и у других видов. Тогда окончание критического периода приходится на 8-9-месячный возраст — возраст, к которому почти все малыши демонстрируют определенный страх разлучения с опекуном, а также боязнь незнакомцев. Фактически, ряд данных показывает, что малыши, лишенные интеракций с людьми до этого времени, могут испытывать постоянные трудности с вокализацией.

В целом, однако, представляется, что терапевтическое вмешательство может устранить большинство социальных недостатков до 18-24-месячного возраста. Согласно одной точке зрения, интернатская депривация как бы помещает малышей в «холодильную камеру», замедляя социальный рост и растягивая критический или сенситивный период (как это происходит и у некоторых других видов). После этого момента малыши, испытывающие недостаток в интеракциях с людьми, могут так и не начать нормально развиваться.

Разлучение. Хотя Боулби интересовался «неспособностью выработать импринтинг», еще больше его занимали случаи, когда у ребенка формировалась привязанность, а затем он страдал от разлучения. Перелом во взглядах на такие ситуации был вызван научным фильмом, снятом коллегой Боулби Джеймсом Робертсоном в 1952 г. Фильм запечатлел 8-дневную госпитализацию Лоры, нормальной 2-летней девочки. Как было принято в то время, посещения Лоры членами ее семьи были ограничены, и страдания маленькой девочки произвели глубокое впечатление на всех, кто смотрел фильм.

Согласно Боулби и Робертсону, эффекты разлучения, как правило, протекают по следующему сценарию. Сначала дети протестуют; они плачут, кричат и отвергают все виды заботы, предлагаемой взамен. Далее они проходят через период отчаяния; они затихают, уходят в себя, становятся пассивными и, по-видимому, находятся в состоянии глубокой печали. Наконец, наступает стадия отчужденности. В этот период ребенок более оживлен и может принять заботу медсестер и других людей. Больничный персонал может посчитать, что ребенок поправляется. Однако не все так хорошо. Когда мать возвращается, ребенок не хочет ее признавать: он отворачивается и, по-видимому, потерял к ней всякий интерес.

К счастью, большинство детей восстанавливают свою связь с матерью спустя какое-то время. Но бывают и исключения. Если разлучение было продолжительным и если ребенок лишился других опекунов (например, медсестер), он может утратить доверие ко всем людям. Результатом в этом случае также становится «личность, лишенная любви», человек, который перестает по-настоящему заботиться об окружающих.опубликовано econet.ru

Аналогия с импринтингом

Импринтингом считают усвоение животными стимулов, активизирующих их социальные инстинкты. К

Лоренц открыл, что утята следуют за движущимся объектом после своего рождения, и неважно, мама ли это утка или ноги человека. Другой стороной медали процесса импринтинга является избирательность – то есть, однажды выбрав объект, идентифицируемый с матерью, утята продолжают считать его таковым и уже не способны переучиться

Аналогии можно провести и с человеческим поведением, только это связано не с движением, но с адресацией социально обусловленных реакций. С годами импринтинг у человека упрочивается, и четко очерченным становится круг лиц, позиционируемых ребенком как авторитетные фигуры.

Фаза 2 (от 3 до 6 месяцев). Фокусирование внимания на знакомых людях

Начиная с 3 месяцев поведение малыша меняется. Прежде всего исчезают многие рефлексы — включая рефлексы Моро, цепляния и поиска. Но Боулби показалось более важным то, что социальные реакции малыша становятся намного более избирательными. Между 3 и 6 месяцами младенцы постепенно ограничивают направленность своих улыбок знакомыми людьми, когда они видят незнакомца, то просто пристально смотрят на него.

Малыши также становятся более разборчивыми в своем лепетании; к возрасту 4-5 месяцев они воркуют, гулят и лепечут только в присутствии людей, которых знают. Кроме того, к этому возрасту (и, возможно, задолго до него) их плач намного быстрее успокаивает предпочитаемая фигура. Наконец, к 5 месяцам малыши начинают тянуться и хвататься за части нашего тела, в частности за наши волосы, но делают это, только если нас знают.

Затем в этой фазе малыши сужают свои реакции на знакомые лица. Они обычно отдают предпочтение двум или трем людям — и одному в особенности. Например, они очень охотно улыбаются или лепечут, когда этот человек находится рядом. Этим основным объектом привязанности обычно является мать, но бывают и исключения. Им может быть отец или какой-то другой близкий. По-видимому, у малышей формируется наиболее сильная привязанность к тому человеку, который с наибольшей готовностью отвечает на их сигналы и участвует в наиболее приятных интеракциях с ними.

Привязанность через похожесть

Считается, что развивается с первого года. Вы увидите этот момент, когда ребенок начинает подражать вам: копирует интонации, манеры, повторяет различные действия

Очень важно поддержать его в таком поведении. Дети хотят быть похожими на своих значимых взрослых, так они чувствует себя к ним ближе

Помогите им в этом: говорите про ваши сходства (во внешности и характере), давайте мерить свою одежду, создайте фэмили-лук, делайте что-то вместе, подчеркивайте, что ребенок делает это так же, как вы. Если ребенок уже пошел в сад или просто остался без вас на какое-то время, оставьте ему свою вещь. Например, он может ходить в шапке, совсем как папа. Это поможет ему легче пережить разлуку.

Ловушка третья: не могу отпустить ребенка (симбиотическое слияние с ребенком)

И отсюда мы переходим к еще одной ловушке: ситуации, когда родитель заинтересован в симбиотическом слиянии с ребенком. Такой родитель не может смириться с тем, что ребенок вырастет и уйдет от него. Так может происходить, если человеку в детстве очень не хватало любви, надежности и тепла. Когда у него появляется свой ребенок, происходит эффект «сбычи мечт»: наконец, есть кто-то, кому я очень нужен, кто меня любит всем сердцем. И это настолько сладостное переживание, что от него невозможно отказаться, невозможно даже подумать, что когда-то ребенок будет не так сильно к тебе привязан, у него будут другие отношения, а ты отойдешь на задний план. Часто такое происходит, когда нет хорошего супружества, хорошей дружбы и ребенок становится для родителя самым близким человеком. И мысль о том, что этот самый близкий человек когда-нибудь оставит тебя — непереносима.

И отсюда по отношению к ребёнку появляется такой посыл: никто тебя не понимает так, как я, не будет о тебе заботиться так, как я, никто не будет так любить, поэтому ты никогда не уходи от меня, не отдаляйся, не будь способен обходиться без меня. Это очень невеселая история. И приводит она к тому, что у слова «привязанность» возникает такой зловещий смысл: я тебя к себе привяжу, и ты никуда от меня не денешься. Это на самом деле история вообще не про теорию привязанности, а про не очень благополучное состояние родителя: про его тревожную привязанность, его обделенность, его неспособность жить самостоятельно и эмоционально отпустить ребенка.

Ребенок используется для обслуживания эмоциональных потребностей родителя в привязанности. Живя в таком симбиотическом слиянии, ребёнок либо сдается ему и никогда не может стать собой, отдельной личностью либо однажды понимает, что так не хочет, не может и выбирает эмоциональный разрыв. И даже зачастую готов уехать от такого родителя на край света.

Восстановление привязанности

Даже если у детей слабый уровень привязанности к родителям и они предпочитают ориентироваться на сверстников, эту ситуацию можно исправить. Обычно эта проблема появляется, когда ребёнок достигает подросткового возраста.

Безусловно, чем раньше родители начнут восстанавливать психологическую связь, тем выше вероятность положительного результата. Ньюфелд предлагает пару конкретных шагов:

  • переведите градус общения на себя с помощью общесемейных выходных, пикников и путешествий. Таким способом вы создадите пробел в близости ребёнка к сверстникам, заполнив пустоту собой;
  • общайтесь с ребёнком в доверительной обстановке, наедине, подобный формат разговора поможет ему раскрыться, поспособствует развитию искренних отношений.

Итак, теория шести уровней привязанности психотерапевта Гордона Ньюфелда заслуживает внимания неравнодушных родителей. Автор считает, что привязанность детей к значимым взрослым чрезвычайно важна для благополучного развития. Несмотря на то, что в современном обществе преобладает мнение о раннем приучении к самостоятельности, канадский психолог уверен, что именно психологическая близость с родителями поможет ребёнку стать независимой и яркой личностью.

Положения теории привязанности:

1. Склонность к поиску и установлению привязанности со значимыми людьми — врожденное свойство людей, которое сохраняется на протяжении всей жизни. Взаимозависимость — не детская черта, которую можно перерасти, а природное человеческое свойство. Привязанность и связанные с ней эмоции — это основа близких отношений. Любой человек болезненно переживает изоляцию и утрату.

2. Надежная привязанность укрепляет автономию и является условием для уверенности в себе. Надежная привязанность и автономия — две стороны одной медали, согласно теории привязанности. Были проведены исследования, подтвердившие, что надежная привязанность положительно коррелирует с позитивным представлением о себе. Теория привязанности говорит о том, что здоровым является поддержание взаимозависимости, а не самодостаточность и отдельность от других.

3. Привязанность обеспечивает безопасную гавань. Привязанность — врожденный механизм выживания, который действует не только у детей, но и у взрослых. Присутствие объекта привязанности (родителей, детей, любимых) дает ощущение безопасности и комфорта, а ощущение их недоступности переживается как дистресс. Согласно исследованиям, близость любимого человека успокаивает нервную систему, это природное лекарство от стрессов и чувства беспомощности.

4. Привязанность обеспечивает безопасную базу, отталкиваясь от которой человек может исследовать окружающий мир. Наличие такой базы поддерживает желание исследовать новое и придает уверенность в себе, нужную, чтобы идти на риск и обучаться новому. Когда в отношениях присутствует ощущение безопасности, люди проявляют больше желания прийти на помощь, оказать поддержку и преодолеть стресс и конфликты.

5. Связь строится на эмоциональной доступности и отзывчивости. Фигура привязанности может присутствовать физически, но быть недоступной эмоционально. В этом случае человеком переживает дистресс сепарации. В логике привязанности даже гнев лучше, чем отсутствие эмоциональной реакции, так как связь между людьми строится на эмоциях. Если человек не проявляет эмоций и отзывчивости, то это означает для другого человека, что он не имеет значения, и что между ними нет связи. В отношениях привязанности мы испытываем самые сильные эмоции.

6. Страх и неопределенность активизуют потребность в привязанности. Когда человеку что-то угрожает или когда он устал, переживает, или когда он сомневается в надежности отношений, он переживает сильный дистресс и его потребность в утешении и контакте возрастает. Привязанность к значимым другим — это главная защита от чувств беспомощности и бессмысленности.

7. Процесс сепарации предсказуем. Если побуждение к возобновлению привязанности не получает отклика, запускается процесс возмущение и гнева, цепляния, затем наступает депрессия и отчаяния, после них — отчуждение и обособление. Депрессия в этой ситуации является естественной реакцией на утрату связи. В надежных отношениях реакция протеста на недоступность партнера признается и замечается.

8. Теория привязанности описывает несколько способов, применяемых людьми, чтобы справиться с неотзывчивостью объекта привязанности. См. об этом в отдельной статье «Привязанность».

9. Мы определяем себя в контексте своих самых близких отношений. Одни люди могут считать себя интровертами на основании того, что предпочитают стратегию избегания при совладании с дистрессом сепарации. Другие считают себя эмоциональными и несдержанными людьми, так как реагируют тревожным образом на отдаление объекта привязанности. Если у человека есть надежная привязанность, он склонен определять себя как достойного любви и заботы, уверенного и компетентного человека. Люди с надежной привязанностью также склонны определять своего партнера как надежного и достойного доверия. Эти убеждения составляют рабочие модели, которые переносятся человеком в новые отношения. Рабочие модели отношений поддерживаются, развиваются и меняются в ходе эмоциональных взаимодействий с любимым человеком. На возможности их перестройки основана эффективность семейной психотерапии.

10. Изоляция и утрата являются травмирующими событиями. Теория привязанности по существу является теорией травмы. Боулби описал травму депривации, утраты, отвержения теми, кто имеет для нас большое значение, и то огромное влияние, которое это на нас оказывает. Боулби утверждал, что наличие у человека надежной привязанности делает его менее склонным к тревожности и острому или хроническому страху, чем тех, у кого нет уверенности в надежности привязанности любимых людей.

(По книге С. Джонсон «Практика эмоционально-фокусированной супружеской терапии»)

Что такое привязанность?

Под привязанностью подразумевается эмоциональная связь с другим человеком. Психолог Джон Боулби первым из психологов описал привязанность — как «устойчивую психологическую связь между людьми».
Боулби считал, что самые ранние связи детей с теми, кто о них заботится, имеют огромное влияние, которое продолжается на протяжении всей их жизни. Он предложил также, что привязанность служит для того, чтобы в раннем возрасте удержать ребёнка около матери, тем самым повышая шансы этого ребёнка на выживание.
Центральная идея теории привязанности заключается в том, что те, кто изначально ухаживает за малышом, те, реагировать на его потребности и удовлетворяют их, позволяют ребёнку почувствовать себя в безопасности. Младенец знает, что тот или иной взрослый надёжен, и это даёт ему надежную опору для последующего познания мира.

Контакт с подросшим ребенком

Как установить связь с ребенком в случае, если он уже подрос (например, был усыновлен позже возраста младенчества)?

• Поддерживайте физический контакт: сажайте на колени, обнимайте, щекочите, гладьте по спине и голове, делайте массаж.

• Держите контакт глаз. Если малыш не смотрит в глаза, постарайтесь для начала наладить «физическое взаимодействие» (обнимите, посадите на колени), затем скажите ему, что он самый прекрасный ребенок на свете и вы его очень любите. Если его взгляд бегает, пока вы говорите с ним, попросите его тем не менее посмотреть вам в глаза. В этот момент постарайтесь послать через них всю любовь, какая у вас есть (только недолго и ненавязчиво, чтобы не усугублять психологический дискомфорт). Постепенно увеличивайте продолжительность таких зрительных контактов, чтобы ребенок привык к ним.

• Чаще улыбайтесь! Это посылает сигнал вашему малышу о том, что вы принимаете его и настроены на общение.

• Уважайте маленького человека как самостоятельную, независимую, самоценную личность. Выработайте доброжелательную манеру общения, научитесь активному слушанию. Разговаривайте с ним, будьте рядом, особенно когда он нуждается в поддержке.

• Если в семье несколько детей, обязательно выкраивайте время для каждого из них. Установите «индивидуальные» часы (хотя бы 30 минут), когда вы остаетесь с ребенком один на один, пока другой родитель или близкий человек берет на себя заботу о его братиках и сестренках. Это время вы можете тратить на что угодно: прогулки, разговоры по душам, совместная деятельность (например, лепка из пластилина или приготовление пищи), чтение на ночь — главное, чтобы между вами возникало эмоциональное пространство, в которое не допускается больше никто. Только вы и ваш ребенок. Так вы сможете создать атмосферу сопричастности и укрепить взаимное доверие, а это уже прямая дорога к прочной эмоциональной связи.

• Включите ребенка в жизнь семьи через совместную деятельность (например, уборка в квартире) и совместный досуг.

• Включите себя в жизнь ребенка, проявляйте интерес к его внутреннему миру, проблемам, интересам, играйте с ним. В 3 – 4 года дети учатся выстраивать связи с другими людьми, в первую очередь — в детских коллективах. Но до этого возраста родитель — единственный проводник в мир предметов, понятий и социальных ролей.

• Создавайте ритуалы: семейные ужины по будням с обсуждением прошедшего дня, совместное приготовление завтрака и торжественный обед по субботам, активный отдых (велосипедные прогулки, турпоходы) или посещение музея по воскресеньям.

Перфекционизм в материнстве как болезнь

Примечания

 Об огромном размахе современных исследований, затрагивающих разные аспекты привязанности, свидетельствует прежде всего публикация многих фундаментальных трудов. См., например: The handbook of attachment: Theory, lesearch and clinical application // CassidyJ., Shaver P. (eds). N.Y, 1999

 Единственная известная нам публикация (статья) Дж. Боулби на русском языке: Боулби Дж. Детям — любовь и заботу // Лишенные родительского попечительства / Под ред. B.C. Мухиной. М., 1991.

 Bowlby J. Charles Darwin: A new biography. L., 1991.

 См.: Bretherton I. The origins of attachment theory: John Bowlby and Mary Ainsworth // Parke R., Ornstein P., Reiser J., Zahn-Waxler C. (eds). A century of developmental psychology. N.Y., 1994; Ainsworth M. Mary D. Salter Ainsworth // O’Connell A., Russo N. (eds). Models of achievement; reflections of eminent women in psychology. N.Y, 1983. P. 200-219.

 См.: Bowlby J. The influence of early environment in the development of neurosis and neurotic character // International Journal of Psycho-Analysis. 1940. XXI. P. l-25.

 См.: Bowlbyj. Foutyfbur juvenile thieves: their characters and home life // International Journal of Psycho-Analysis. 1944. 25. P. 19-52.

 См.: BowlbyJ. The study and reduction of group tensions in the family // Human Relations. 1949. 2. P. 123-128.

 Лангмейер И., Мптейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. С. 71.

 Bowlbyj. Maternal care and mental health // World Health Organization Monograph. Geneva. 1951. Serial. № 2.

 Ainswarth M. Mary D. Salter Amsworth // O’Connell A., Russo N. (eds). Models of achievement leflections of eminent women in psychology. N Y., 1983. P. 200-219.

 О содержании доклада можно судить по его письменному варианту, опубликованному в качестве приложения к данному изданию.

 Freud A Psychoanal)sis and education // Psychoanalytic Study of the Child. 1954. 9. P. 9-15.

 Цит. по: Bretherton f. The origins of attachment theory: John Bowlby and Mary Ainswoith // Parke R., Ornstein E, Reiser J., Zahn-Waxler C. (eds). A century of developmental psychology. N.Y., 1994.

 См.: Crnik К. The natuie of explanation Cambudge, England, 1943.

 См.: Гальперин П.Я. Введение в психологию М , 1976

 См.: Гальперин ПЛ. К вопросу об инстинктах у человека // Вопросы психологии 1976 № 4

 См.: Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6 т. М., 1983. Т. 3; Леонтъев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972; Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах у человека // Вопросы психологии. 1976. №4.

 См.: Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986; Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. 1995. № 3.

Теория привязанности у младенцев и детей раннего возраста

По словам Боулби и Эйнсворта, привязанность к первичному воспитателю развивается в течение первых 18 месяцев жизни ребенка, начиная с инстинктивного поведения, такого как плач. Такое поведение быстро направлено на одного или нескольких опекунов, и к 7 или 8 месяцам дети обычно начинают протестовать против ухода опекуна (-ов) и скорбят по поводу их отсутствия.

Как только дети достигают стадии малыша, они начинают формировать внутреннюю рабочую модель своих отношений привязанности. Эта внутренняя рабочая модель обеспечивает основу для убеждений ребенка относительно собственной самооценки и того, насколько они могут зависеть от других для удовлетворения своих потребностей.

По мнению Боулби и Эйнсворта, стили привязанности, которые дети формируют на основе своего раннего взаимодействия с опекунами, образуют континуум регуляции эмоций с привязанностью к тревожно-избегающему с одной стороны и устойчивой к тревоге с другой. Безопасная привязанность находится в середине этого спектра между чрезмерно организованными стратегиями контроля и минимизации эмоций и неконтролируемыми, неорганизованными и неэффективно управляемыми эмоциями.

Исследования показали, что помимо регуляции эмоций существует множество форм поведения, связанных со стилем привязанности ребенка. Среди других выводов имеются свидетельства следующих связей:

  1. Безопасная привязанность. Дети, как правило, с большей вероятностью видят в других поддержку, а самих себя — как компетентных и достойных уважения. Они положительно относятся к другим и демонстрируют устойчивость, участвуют в сложной игре и более успешны в классе и во взаимодействии с другими детьми. Они лучше воспринимают взгляды других и больше доверяют другим.
  2. Тревожно-избегающая привязанность. Дети с тревожно-избегающей привязанностью обычно менее эффективны в управлении стрессовыми ситуациями. Они, скорее всего, откажутся и будут сопротивляться поиску помощи, что мешает им формировать удовлетворяющие отношения с другими. Они проявляют больше агрессии и антиобщественного поведения, например лжи и запугивания, и они склонны дистанцироваться от других, чтобы уменьшить эмоциональный стресс.
  3. Тревожно-устойчивая привязанность. Они испытывают недостаток уверенности в себе и держатся ближе к своим основным попечителям. Они могут демонстрировать преувеличенные эмоциональные реакции и держаться на расстоянии от сверстников, что ведет к социальной изоляции.
  4. Дезорганизованная привязанность. Дети с неорганизованным стилем привязанности обычно не в состоянии выработать организованную стратегию для преодоления стресса, связанного с разлукой, и склонны проявлять агрессию, разрушительное поведение и социальную изоляцию. Они с большей вероятностью видят в других угрозу, а не источник поддержки, и поэтому могут переключаться между социальной изоляцией и агрессивно-оборонительным поведением.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector