Теория игр и экономическое поведение

Содержание:

Содержание

Ломаная линия, составленная из частей отрезков, интерпретирующих стратегии игрока В, расположенная ниже всех отрезков, является нижней границей выигрыша, получаемого игроком А.

Игра в аукцион

Есть разные типы аукционов. Например, в фильме «Двенадцать стульев» проходил так называемый английский аукцион. Его схема проста: побеждает тот, кто предлагает наибольшую сумму за выставленный лот. Обычно устанавливается минимальный шаг для поднятия цены, в остальном ограничений нет.

Пример

В эпизоде с аукционом из «Двенадцати стульев» Остап Бендер допустил стратегическую ошибку. Вслед за предложением в 145 рублей за лот он поднял цену сразу до двухсот.

С точки зрения теории игр Остапу следовало повышать ставку, но минимально до тех пор, пока не останется конкурентов. Таким образом, он смог бы сэкономить деньги и не попасть впросак: Остапу не хватило 30 рублей, чтобы оплатить комиссионный сбор.

Что делать

Есть игры, такие как аукцион, в которые нужно играть только головой. Заранее определитесь с тактикой и подумайте о максимальной сумме, которую вы готовы отдать за лот. Дайте себе слово не превышать лимит. Этот шаг поможет справиться с азартом, если он вдруг вас настигнет.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

6.1.2. Некоторые примеры игр

Решение об объеме выпуска

Рассмотрим двух гигантов, конкурирующих на рынке производства пассажирских самолетов: «Боинг» и «Эйрбас». Предельные издержки производства самолетов одинаковы у каждой компании и равны 10 млн. долларов за штуку.

Рыночный спрос выглядит следующим образом:

P, млн $ Q, штук
200
10 180
20 160
30 140
40 120
90 110
50 100
55 90
60 80
70 60
80 40
90 20
100

В случае, если «Боинг» и «Эйрбас» договариваются о разделе рынка пополам, то их прибыль выглядит следующим образом:

P, млн $ Q, штук TR, млн$ TC, млн$ общая прибыль прибыль каждого участника
200 2000 -2000 -1000
10 180 1800 1800
20 160 3200 1600 1600 800
30 140 4200 1400 2800 1400
40 120 4800 1200 3600 1800
90 110 9900 1100 8800 4400
50 100 5000 1000 4000 2000
55 90 4950 900 4050 2025
60 80 4800 800 4000 2000
70 60 4200 600 3600 1800
80 40 3200 400 2800 1400
90 20 1800 200 1600 800
100

Прибыль участников будет максимальна, если они оба произведут по 45 самолетов (вместе 90) и равна в этом случае 2025 млн $. Эта точка является Парето-оптимумом, то есть в ней состояние одного участника нельзя улучшить без ухудшения состояния другого.

Каждый из участников может думать следующим образом:

Если я произвожу 45 самолетов и мой конкурент производит 45 самолетов, то наша общая прибыль будет максимальной, и я получу половину от максимальной общей прибыли. Однако что мешает мне произвести не 45, а 55 самолетов? В этом случае, если мой конкурент не предпримет ответных действий, общий объем продаж вырастет до 100, цена упадет до 50, а получу выручку 55*50=2750 и прибыль 2750-550=2200. Тогда прибыль моего конкурента составит 50*45-10*45=1800.

Точно также может думать и другой участник, и в таком случае они оба произведут по 55 самолетов. В этом случае общий объём продаж вырастет до 110, цена упадет до 45, общая прибыль будет равна 1925, и каждый из участников получит прибыль 1925.

Игра этой ситуации описывается следующей матрицей выигрышей (payoff matrix):

Боинг
произвести 45 произвести 55
Эйрбас произвести 45 (2025;2025) (2200;1800)
произвести 55 (1800;2200) (1925;1925)

Первое значение в скобках означает прибыль Боинга, второе – прибыль Эйрбаса.

Если между участниками не заключено договоренностей, то каждый из них имеет стимулы произвести 55, а не 45 штук, чтобы увеличить свою прибыль. В этом случае производство 55 штук является доминирующей стратегий для каждого участника. Нэш-равновесие устанавливается в ситуации, когда они оба производят по 55 штук и получают прибыль в размере 1925 млн $. Это равновесие не является Парето-оптимальным.

Данная ситуация показывает, как эгоистические интересы каждого из участников мешают им достигнуть оптимального значения прибыли.

1Критерий оптимальности по Парето звучит так: нельзя улучшить положение какого-либо из участников игры, не ухудшив положения другого.

По условию y1 + y2 + … +yn = 1. Разделим обе части этого равенства на v. .

ТЕСТЫ

(В – Верно, Н – Неверно)

1. Всякая конфликтная ситуация является антагонистической.

2. Всякая антагонистическая ситуация является конфликтной.

3. Цель теории игр — выработка рекомендаций по разумному поведению участников конфликта.

4. Недостатком теории игр является предположение о полной разумности противников.

5. В теории игр предполагается, что не все возможные стратегии противника известны.

6. Теория игр включает элементы риска, неизбежно сопровождающие разумные решения в реальных конфликтах.

7. В теории игр нахождение оптимальной стратегии осуществляется по многим критериям.

8. Стратегические игры состоят только из личных ходов.

9. В парной игре число стратегий каждого участника равно двум.

10. Игры, в которых действия игроков направлены на максимизацию выигрышей коалиций без последующего их разделения между игроками, называются коалиционными.

11. Исходом кооперативной игры является дележ выигрыша коалиции, который возникает не как следствие тех или иных действий игроков, а как результат их наперед определенных соглашений.

12. По виду описания игры делятся на игры с полной информацией или игры с неполной информацией.

13. Конечная множественная игра с нулевой суммой называется матричной.

14. Конечная парная игра с нулевой суммой называется биматричной игрой.

(Ответы: 1-Н; 2-В; 3-В; 4-В; 5-Н; 6-Н; 7-Н; 8-Н; 9-Н; 10-В; 11-В; 12-Н; 13-Н; 14-Н.)

Игра с собой

Знания о стратегических играх помогают глубже анализировать собственные решения.

Пример

Некая Ольга решает, пробовать ей курить или нет.

Дерево игры

На рисунке представлено так называемое дерево игры: его полезно рисовать каждый раз, когда вам нужно принять какое-либо решение. Ветви этого дерева — варианты развития событий. Цифры (0, 1 и -1) — выигрыш, то есть будет ли игрок победителем, если изберёт тот или иной вариант.

Итак, с чего начинать. Вначале надо определить, какое решение будет лучшим и худшим. Предположим, что самое предпочтительное развитие событий для Ольги — попробовать курить, но не продолжать этого делать. Присвоим этому варианту выигрыш 1 (первая цифра левой нижней ветки). В худшем случае девушка станет зависимой от курения: присваиваем этому варианту выигрыш -1 (первая цифра правой нижней ветки). Таким образом, ветка дерева с вариантом вообще не пробовать курить получает 0.

Предположим, что Ольга решила попробовать курить. Что дальше? Бросит она или нет? Это уже будет решать Будущая Ольга, на рисунке она вступает в игру по ветке «Попробовать». Если у неё уже сформировалась зависимость, то бросать курить она не захочет, поэтому варианту «Продолжать» ставим выигрыш 1 (вторая цифра правой нижней ветки).

Что мы получаем? Нынешняя Ольга будет в выигрыше в том случае, если попробует курить, но не попадёт в зависимость. А это, в свою очередь, зависит от Будущей Ольги, для которой выгоднее курить (она уже курит довольно давно, значит, у неё есть зависимость, стало быть, бросать она не захочет). Так стоит ли так рисковать? Может, сыграть вничью: получить выигрыш 0 и вообще не пробовать курить?

Что делать

Просчитывать стратегию можно не только в игре с кем-то, но и в игре с самим собой. Попробуйте нарисовать дерево игры, и вы увидите, приведёт ли ваше нынешнее решение к выигрышу.

Литература[править | править код]

  1. Википедия Теория игр адрес
  2. Викисловарь — адрес
  3. Викицитатник — адрес
  4. Викиучебник — адрес
  5. Викитека — адрес
  6. Викиновости — адрес
  7. Викиверситет — адрес
  8. Викигид — адрес

Выделить Теория игр и найти в:

  1. Вокруг света игр адрес
  2. Академик игр/ru/ru/ адрес
  3. Астронет адрес
  4. Элементы игр+&search адрес
  5. Научная Россия игр&mode=2&sort=2 адрес
  6. Кругосвет игр&results_per_page=10 адрес
  7. Научная Сеть
  8. Традиция — адрес
  9. Циклопедия — адрес
  10. Викизнание — игр адрес
  1. Bing
  2. Yahoo
  3. Яндекс
  4. Mail.ru
  5. Рамблер
  6. Нигма.РФ
  7. Спутник
  8. Google Scholar
  9. Апорт
  10. Архив Интернета
  11. Научно-популярные фильмы на Яндексе
  12. Документальные фильмы
  1. Список ru-вики
  2. Вики-сайты на русском языке
  3. Список крупных русскоязычных википроектов
  4. Каталог wiki-сайтов
  5. Русскоязычные wiki-проекты
  6. Викизнание:Каталог wiki-сайтов
  7. Научно-популярные сайты в Интернете
  8. Лучшие научные сайты на нашем портале
  9. Лучшие научно-популярные сайты
  10. Каталог научно-познавательных сайтов
  11. НАУКА В РУНЕТЕ: каталог научных и научно-популярных сайтов
  • Страница — краткая статья
  • Страница — энциклопедическая статья
  • Разное — на страницах: , , ,

Теория ходов и ядерный кризис

fait accompli«Альтернатива»см. рисунок 2

  1. BW: выбор Соединёнными Штатами блокады и отзыва ракет Советским Союзом по-прежнему считается компромиссом для обоих игроков — (3,3).
  2. BM: перед лицом блокады США сохранение Советами ракет на Кубе ведёт к победе СССР (наилучшему для него результату) и капитуляции США (наихудшему для них результату) — (1,4).
  3. AM: авиаудар, уничтожающий сохранённые Советским Союзом ракеты, рассматривается «почётным» для США действием (наилучшим для них результатом) и поражением Советов (их наихудшим результатом) — (4,1).
  4. AW: авиаудар, уничтожающий отозванные Советами ракеты, считается «позорным» действием США (результатом чуть лучше наихудшего для них) и поражением Советов (результатом чуть лучше наихудшего) — (2,2).
Советский Союз (СССР)
Отзыв (W) Сохранение (M)
Соединённые штаты (США) Блокада (B) Компромисс(3,3) Победа Советов, капитуляция США
(1,4)
Авиаудар
(A)
«Позорное» действие США, поражение Советов (2,2) «Почётное» действие США, поражение Советов (4,1)

Рисунок 2: Карибский ядерный кризис как «Альтернатива»циклична

Принципы теории игр в экономике

На экономические субъекты действует множество факторов, как внешних, так и внутренних. При этом каждый субъект стремится к оптимизации собственного поведения, повышению его эффективности, для того, чтобы достигать своих хозяйственных целей. Теория игр, как один из математических методов, широко применяется в экономике для определения наилучшей стратегии в тех или иных экономических условиях.

Теория игр помогает принять наиболее выигрышное решение в условиях конфликта с другими участниками отношений. Выбирая стратегию поведения на рынке, субъект продолжает взаимодействовать с другими игроками. Эта стратегия может привести его к выигрышу или проигрышу. Экономические агенты, как правило, стремятся к выигрышу, учитывая возможное поведение противника, влияние этого поведения на результат.

Применение теории игр позволяет обосновать шаги, совершаемые экономическими агентами. Чаще всего принятие решения происходит в условиях недостаточности информации, что соответствует реальному состоянию рыночных отношений. Поэтому в теории игр используются прямоугольные и матричные игры.

В реальной экономической ситуации субъекты принимают решения, часто используя поведение других игроков для достижения своей цели. При этом каждый их игроков имеет множество вариантов решения, но им необходимо выбрать только одно. Выбор этого самого решения может привести к дальнейшему проигрышу или выигрышу, чем и занимается теория игр. Она помогает вычислить и подобрать наиболее оптимальное решение, способное привести игрока к наилучшему результату.

Изначально теория игр росла и развивалась в рамках исследования экономического поведения субъектов. Позднее она стала применяться для социологических исследований, принятия политических решений, изучения психологии человека. С помощью теории игр разрабатываются представления об этичном и эталонном поведении человека.

Ссылки[править | править код]

  • Теория игр — статья Миркина Б. Г. на портале «Экономика. Социология. Менеджмент»

Игра в свидания

В каждой ситуации мы придерживаемся определённой стратегии. Обычно это происходит бессознательно, отсюда и частые ошибки. Избежать их можно, если научиться угадывать действия другого человека.

Взять, к примеру, свидания. Мы все выбираем одну главную стратегию: пытаемся скрыть отрицательные черты характера и показать положительные.

Такая стратегия — это, скорее, не ложь, а умалчивание.

Пример

Представьте ситуацию: мужчина и женщина встречаются несколько месяцев и однажды решают съехаться. У мужчины квартира небольшая, поэтому логично, что речь идёт о переезде в квартиру женщины.

Надо сказать, что мужчина работает экономистом. Он проанализировал ситуацию и понял, что отказываться от аренды квартиры пока невыгодно. Сейчас он платит небольшие деньги и в случае разрыва отношений не найдёт такой же хороший вариант. Женщина, узнав об этом, немедленно бросает кавалера.

В чём ошиблась эта пара? Мужчина, верно просчитав ситуацию с экономической точки зрения, не учёл психологического фактора. Жест с квартирой женщина восприняла как несерьёзность намерений. Но она не подумала о том, что её ухажёр — экономист, стало быть, принимает решения в первую очередь с позиции «выгодно — невыгодно». Таким образом, эта игра была проиграна обоими участниками.

Что делать

Просчитывайте не только свои действия, но и реакцию других людей. Почаще спрашивайте себя: а как можно интерпретировать мой поступок? Совет специально для мужчин: объясняйте свои действия и помните, что любая недоговорённость — повод для вашей второй половины пофантазировать. Стратегическое мышление — это не только математика, но и психология!

Галерея

Добавить фото

Теория игр. Ее место в экономическом анализе

Теория игр представляет собой математический метод исследования. В ее основе лежит процесс, складывающийся под влиянием взаимодействия двух и более субъектов, каждый из которых преследует свои собственные цели. При этом каждый игрок выбирает собственную стратегию, которая в зависимости от действий других участников может привести к выигрышу или проигрышу. Таким образом, теория игр позволяет спрогнозировать возможный результат и наилучшую стратегию с учетом поведения других субъектов, а также наличия у них для этого необходимых ресурсов.

Замечание 2

Математический метод теории игр наиболее часто используется в прикладных науках для определения нормы поведения в международных отношениях или в экономике. Для последней теория игр позволяет выявить наиболее рациональное поведение всех игроков в условиях разницы интересов. Кроме того, она позволяет принимать оптимальные решения при конфликтных ситуациях.

Рыночные отношения предполагают наличие конкурентной среды, где каждый участник экономики стремится к достижению собственных целей и интересов. Выживаемость на рынке, поддержание длительной конкурентоспособности во многом зависит от умения анализировать собственные слабые и сильные стороны, а также прогнозировать поведение основных конкурентов. Достаточно часто для определения наиболее эффективной модели поведения на рынке используется теория игр. Существуют различные виды и подходы в применении этого метода.

Например, в кооперативной игре участники отношений могут объединяться в группы, при этом беря на себя определенные обязательства перед своими союзниками. Некооперативные игры дают более детальное описание процессам взаимодействия между субъектами. Симметричные результаты в ходе расчетов возможны при условии единства поведения. То есть, субъекты могут поменяться местами, но результат останется прежним.

Рыночная экономика в идеале должна формировать открытую и прозрачную информацию, однако, в практической жизни из-за конкурентной борьбы это невозможно. В теории игр рассматриваются варианты с полной и неполной информацией. Полная подразумевает, что все субъекты имеют данные о всех совершенных ранее шагах своих конкурентов. Большинство математических моделей строится на представлении о неполном владении информацией. В экономике, как правило, рассматриваются игры с конечным числом ходов, в отличие от математического подхода.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Игра на 90 баллов

Загадки, квесты, тесты на интеллект и логику перестанут быть проблемой после изучения теории игр. Вы научитесь искать все существующие варианты ответов и выбирать среди них наиболее подходящий.

Пример

Два студента попросили профессора отсрочить экзамен. Они рассказали душещипательную историю о том, как поехали на выходные в другой город, но на обратной дороге у них спустило шину. Помощь пришлось искать всю ночь, поэтому они не выспались и плохо себя чувствуют. (На самом деле друзья отмечали окончание сессии, а этот экзамен был заключительным и не самым тяжёлым.)

Профессор согласился. На следующий день он рассадил студентов в разные аудитории и раздал по листку, где было лишь два вопроса. Первый стоил всего 10 баллов, а второй — 90 и звучал так: «Какое колесо спустило?»

Если опираться на логику, то ответ будет «Правое переднее колесо»: именно справа, ближе к обочине чаще всего валяется всякий мусор, на который в первую очередь наезжает передняя шина. Но не спешите.

Поэтому очевидно, что оба студента будут строить догадки исходя из предположения, как думает другой.

Можно рассуждать так: есть ли у студентов что-то «общее» с одним из колёс? Возможно, год назад им вместе приходилось уже менять какое-то колесо. Или одна шина измазана краской, и оба студента знают об этом. Если такой момент будет найден, именно этот вариант и стоит выбрать. Даже если другой студент не знаком с теорией игр, он может вспомнить этот случай и указать нужное колесо.

Что делать

В рассуждениях опирайтесь не только на логику, но и на жизненные обстоятельства. Помните: не всё то, что логично для вас, так же логично и для другого. Чаще привлекайте друзей и родственников к играм на мышление. Это позволит понять, как думают близкие вам люди, и в дальнейшем избежать сложных ситуаций, как в примере выше.

Основное предположение, исходя из которого находят оптимальные стратегии, состоит в том, что противник, по меньшей мере, так же разумен, как и сам игрок, и делает все для того, чтобы добиться своей цели.

Примечания

  1. Этим она отличается от теории принятия решений
  2. A Beautiful Mind: A Biography of John Forbes Nash, Jr., Winner of the Nobel Prize in Economics Simon & Schuster, 1994. ISBN 0-684-81906-6
  3. С. 10. Дубина И. Н. Основы теории экономических игр: учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2010
  4. Не отождествлять с позиционными играми, которые просто часто в такой форме представляют.
  5. В общем случае, во-первых, матрица не плоская, а n-мерная по числу игроков; а во-вторых, игру в нормальной форме игру можно перевести в функцию, вычисляющей выигрыши от выбранных стратегий.
  6. от англ. trade union — профессиональный союз..
  7. Правда, для этих игр можно изменить платёжные матрицы так, чтобы те стали несимметричными, но обычно этого не делается.
  8. Таким образом, будет ли считаться игра с «нулевой» или «ненулевой» суммой — зависит на самом деле от её формализации.

Александр Шульгин – личная жизнь в 2019 году

Сейчас Шульгин разведен. Первой женой молодого и перспективного продюсера стала певица Валерия. Судьба их свела в одном из ночных клубов, где его как продюсера заинтересовало молодое дарование. На тот момент Валерия состояла в браке с Ярошевским, молодым музыкантом. Кроме профессиональных отношений с певицей, у них начался страстный роман, который привел к расторжению союза Валерии с музыкантом и бракосочетании её с Шульгиным.

Через небольшой промежуток после свадьбы певица рожает красавицу дочку, которую назвали Анна. Следом Валерия становится мамой еще дважды. Анна родилась в 1993 году, а через год на свет появился Артемий. Третий сын Шульгина родился в 1998 году, когда Валерия подала на развод. Причиной бракоразводного процесса послужили постоянные ссоры, вплоть до рукоприкладства Александра. Он не только поднимал руку на свою жену, но и часто бил детей. Несмотря на то, что дети не хотят признавать родного отца, фанатам композитора наверняка интересно, как выглядят его дети и кем они стали.

Имя Год рождения Личные факты
Анна 1993 Первенец молодой пары Шульгиных. Девочка училась в школе с углубленным знанием двух предметов. После окончания школы, поступила в Щукинское театральное училище. Во время учебы снималась в клипах матери, начала вести программы на развлекательных телеканалах, где сейчас и продолжает работать
Артемий 1994 Второй ребенок практически не жил с родителями. Свое детство он провел у бабушки. В школьном возрасте его отправили на обучение в швейцарский пансион. Парень разбирается в ИТ-сфере, любит музыку. По окончанию высших зарубежных заведений становится ведущим специалистом в звукозаписывающей компании России
Арсений 1998 Самый младший сын Шульгина родился после расторжения брака. Мальчик с детства проявил вовлеченность музыкой. В четырехлетнем возрасте начал пытаться играть на гитаре и пианино. Теперь юноша выступает наряду с мамой, а также гастролирует по стране самостоятельно

Факт!

Дети Шульгина не общаются с биологическим отцом, считая его тираном. О поддержании связей с ним они даже не хотят слышать. Александр Шульгин сейчас и сам не особо интересуется жизнью детей.

В официальном браке Шульгин больше не состоял. В период работы над проектом «Фабрика звезд» у него закрутился роман с молоденькой певицей Юлией Михальчик. На сегодня нет никакой информации, о том с кем он состоит в отношениях.

Какой бы не была личная жизнь Александра Шульгина, он остается одним из лучших продюсеров современности. По своей карьерной лестнице пробивался сам. А благодаря качественной работе в обличии композитора, продюсера, российская и мировая общественность получила новых артистов, песни, которые стали настоящим достоянием российской эстрады.

Игра на обезличенном рынке

Обезличенный рынок — это банки, страховые компании, подрядчики, консульства. В общем, те участники игры, у которых нет имён и фамилий. Они обезличены, но при этом ошибочно полагать, что правила теории игр к ним неприменимы.

Пример

Максим обращается в банк в надежде получить кредит. Его кредитная история не идеальна: два года назад он шесть месяцев отказывался гасить другой заём. Сотрудник, который принимает документы, говорит, что, скорее всего, Максим кредит не получит.

Тогда Максим просит разрешения донести документы. Он приносит выписку из больницы, подтверждающую, что его отец в те полгода был серьёзно болен. Максим пишет заявление, где указывает причины задержки выплаты предыдущего заёма (деньги нужны были на лечение отца). И через некоторое время получает новый кредит.

Что делать

Когда вы ведёте дела с обезличенными игроками, всегда помните, что за ними скрываются личности. Придумывайте, как втянуть соперников в игру, и устанавливайте свои правила.

Теория игр — новая наука, но её уже изучают в лучших университетах мира. В издательстве «МИФ» вышел учебник «Стратегические игры». Он пригодится, если вы хотите научиться анализировать каждое своё действие, принимать взвешенные решения, лучше понимать не только других, но и себя.

Бумажная книгаЭлектронная книга

Наличие седловой точки в игре — это далеко не правило, скорее, исключение. Существует разновидность игр, которые всегда имеют седловую точку, и, значит, решаются в чистых стратегиях. Это так называемые игры с полной информацией.

Дополнительное чтение

  1. «Theory of Moves», Steven J. Brams. Cambridge University Press, 1994.
  2. «Game Theory and Emotions», Steven J. Brams in Rationality and Society, Vol. 9, No. 1, pages 93-127, February 1997.
  3. «Long-term Behaviour in the Theory of Moves», Stephen J. Willson, in Theory and Decision, Vol. 45, No. 3, pages 201-240, December 1998.
  4. «Catch-22 and King-of-the-Mountain Games: Cycling, Frustration and Power», Steven J. Brams and Christopher B. Jones, in Rationality and Society, Vol. 11, No. 2, pages 139-167, May 1999.
  5. «Modeling Free Choice in Games», Steven J. Brams in Topics in Game Theory and Mathematical Economics: Essays in Honor of Robert J. Aumann, pages 41-62. Edited by Myrna H. Wooders. American Mathematical Society, 1999.

Методы исследования в экономике

Экономика, как и любая другая область знаний, строится на анализе, прогнозировании, планировании, регулировании и осуществлении контроля над исполнением. Научные данные используются для обоснования принятия и внедрения в практическую жизнь определенных решений. Для исследования используются общенаучные методы, которые позволяют составить наглядное представление об изучаемых процессах, явлениях, объектах и субъектах. Среди этих методов выделяют:

  1. Метод научной абстракции, позволяющий отбросить второстепенные признаки и исследовать основной предмет.
  2. Сбор информации и проведение наблюдения образуют подготовительный этап. С их помощью обеспечивается эффективность достижения поставленной цели исследования.
  3. Анализ заключается в разбивке предмета на составляющие элементы, изучения их свойств и особенностей.
  4. Синтез позволяет объединить разрозненные элементы.
  5. Индукция и дедукция рассматривают процессы и явления от частного к общему и наоборот.
  6. Исследование предмета с точки зрения логики исторических событий.
  7. Графическое наглядное отображение процессов и явлений, функциональных зависимостей. Здесь имеется ввиду построение изображения, показывающего изменение одного параметра при изменении другого.
  8. Проведение эксперимента позволяет увидеть то, как теоретические предположения будут работать на практике. Так же он дает возможность проанализировать внутренние изменения предмета исследования.
  9. Системный подход рассматривает любой предмет, процесс или явление в качестве целостной системы, обладающей определенными свойствами.
  10. Моделирование, обычно математическое, позволяет описать исследуемый предмет математическим языком. Появляется возможность провести вычисления, выстроить зависимости величин и проанализировать их.

Об этом курсе

Недавно просмотрено: 37,973

В течение жизни мы постоянно взаимодействуем с другими людьми. Маленькие дети, пытаясь добиться того, чтобы родители купили понравившуюся конфетку, часто шантажируют родителей своими слезами. Принимая решение заплакать, ребенок рискует — он не знает, как поведут себя папа с мамой. В чуть более взрослом возрасте абитуриенты, выбирающие вуз, принимают сложное решение о том, в какие университеты подать документы. Ошибка может стоить дорого: при неправильной стратегии можно оказаться в слабом университете или вообще остаться без заветного студенческого билета. Окончив вуз, юноши и девушки начинают искать работу. Перед интервью с работодателем они штудируют статьи в интернете о том, что можно и чего нельзя говорить на интервью, — они пытаются найти наилучшую стратегию своего поведения, исходя из ожиданий компании, в которую они устраиваются. Все эти ситуации объединяет то, что решения, которые принимают одни люди, оказывают влияние на других людей. Такие взаимодействия называются стратегическими. Именно их изучает теория игр.

Чтобы проанализировать ту или иную реальную жизненную ситуацию стратегического взаимодействия и найти оптимальный вариант поведения в ней, необходимо сделать две вещи. Во-первых, необходимо формально записать ситуацию на языке теории игр, то есть создать модель (игру). Во-вторых, после того как модель (игра) составлена, ее необходимо решить. Этому мы будем учиться в течение курса. Мы разберем основные виды игр (одновременные и последовательные, с совершенной и несовершенной информацией, коалиционные и некоалиционные), приведем способы их решения и обсудим их на многочисленных примерах.

Курс будет интересен желающим разобраться в том, как конкурируют друг с другом несколько компаний и можно ли гарантированно выиграть в шашки, есть ли смысл угрожать на переговорах и с кем стоит объединяться в коалиции в парламенте.

FAQ

В: Требуется ли предварительная подготовка для прохождения курса?
О: Курс является базовым, поэтому он не требует специальной подготовки. Для его успешного освоения достаточно уверенных знаний курса математики в объеме школьной программы. В одном-двух примерах могут пригодиться знания начал математического анализа (дифференцирование функций одной переменной, необходимое условие экстремума) и знания начал теории вероятностей (понятие математического ожидания случайной величины).

В: Что требуется для успешного окончания курса?
О: Итоговая оценка за курс складывается из результатов 10 оцениваемых тестов. Для успешного окончания курса необходимо дать не менее 80 % правильных ответов на каждый из этих тестов.

Появились технические трудности? Обращайтесь на адрес: coursera@hse.ru

User

Карьерные результаты учащихся

Карьерные преимущества

получил значимые преимущества в карьере благодаря этому курсу

Продвижение по карьерной лестнице

стал больше зарабатывать или получил повышение

Сертификат, ссылками на который можно делиться с другими людьми

Сертификат, ссылками на который можно делиться с другими людьми
Получите сертификат по завершении

100% онлайн

100% онлайн
Начните сейчас и учитесь по собственному графику.

Гибкие сроки

Гибкие сроки
Назначьте сроки сдачи в соответствии со своим графиком.

Часов на завершение
Прибл. 24 часа на выполнение

Доступные языки

Русский
Субтитры: Русский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector