Теория морального развития л. кольберга

Этапы психологического эксперимента[править]

Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы:

  1. Первичная постановка проблемы
    • Постановка психологической гипотезы
  2. Работа с научной литературой
    • Поиск определений базовых понятий
  3. Составление библиографии по тематике исследования
  4. Уточнение гипотезы и определение переменных
    • Определение экспериментальной гипотезы
  5. Выбор экспериментального инструмента, позволящего:
    • Управлять независимой переменной
  6. Регистировать зависимую переменную
  7. Планирование экспериментального исследования
    • Выделение дополнительных переменных
  8. Выбор экспериментального плана
  9. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
  10. Проведение эксперимента
    • Подготовка эксперимента
  11. Инструктирование и мотивирование испытуемых
  12. Собственно экспериментирование
  13. Статистическая обработка
    • Выбор методов статистической обработки
  14. Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
  15. Проведение статистической обработки
  16. Интерпретация результатов и выводы
  17. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала

2. Методика морального интервью

Для проверки своих предположений Л. Кольберг создал методику морального интервью в своей диссертации 1958 года. В течение 45 минут с помощью магнитной ленты записывалось полуструктурированное интервью, где интервьюер, используя моральные дилеммы, пытался определить уровень нравственного развития респондента. Каждая дилемма была сформулирована в форме рассказа, описывающего ситуацию, где герою предстоял некий моральный выбор. Респонденту задавался ряд открытых вопросов, например, как должен по его мнению поступить герой дилеммы, также просили дать обоснование правильным и неправильным действиям героя. После предъявления нескольких моральных дилемм составлялась общая оценка уровня респондента. В своем оригинальном исследовании Кольберг использовал дилемму Хайнца: «Хайнц крадет лекарства в Европе».

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Примеры прикладных моральных дилемм

Kohlberg установил Моральное Интервью Суждения в его оригинальной диссертации 1958 года. Во время зарегистрированного полуструктурированного интервью примерно 45-минутной ленты интервьюер использует моральные дилеммы, чтобы определить, какую стадию морали, рассуждающей, человек использует. Дилеммы — вымышленные рассказы, которые описывают ситуации, в которых человек должен принять моральное решение. Участника спрашивают системную серию открытых вопросов, как то, что они думают, что правильный план действий, а также оправдания относительно того, почему определенные действия правильные или неправильные. Форма и структура этих ответов выиграны а не содержание; по ряду многократных моральных дилемм получена общая оценка.

Дилемма Хайнца

Дилемма, что Кольберг, используемый в его оригинальном исследовании, был дилеммой аптекаря: Хайнц Стилс Препарат В Европе.

С теоретической точки зрения не важно, что участник думает, что Хайнц должен сделать. Теория Кольберга считает, что оправдание, участвующие предложения — то, что является значительным, форма их ответа

Ниже некоторые из многих примеров возможных аргументов, которые принадлежат этим шести стадиям:

Стадия одна (повиновение): Хайнц не должен красть медицину, потому что он был бы следовательно помещен в тюрьму, которая будет подразумевать, что он — плохой человек. Или: Хайнц должен украсть медицину, потому что это только стоит 200$, не, сколько аптекарь хотел для него. Хайнц даже предложил платить за него и не крал ничто больше.

Стадия два (личный интерес): Хайнц должен украсть медицину, потому что он будет намного более счастливым, если он спасет свою жену, даже если он должен будет служить тюремному сроку. Или: Хайнц не должен красть медицину, потому что тюрьма — ужасное место, и он, вероятно, испытал бы мучение по клетке тюрьмы больше, чем смерть его жены.

Стадия три (соответствие): Хайнц должен украсть медицину, потому что его жена ожидает его; он хочет быть хорошим мужем. Или: Хайнц не должен красть препарат, потому что кража плоха, и он не преступник; он попытался сделать все, что он мог без нарушения закона, Вы не можете обвинить его.

Стадия четыре (законность и правопорядок): Хайнц не должен красть медицину, потому что закон запрещает кражу, делая ее незаконной. Или: Хайнц должен украсть препарат для своей жены, но также и взять предписанное наказание за преступление, а также оплату аптекаря, что ему должны

Преступники не могут только бежать вокруг не принимая во внимание закон; у действий есть последствия

Стадия пять (права человека): Хайнц должен украсть медицину, потому что все имеют право выбрать жизнь, независимо от закона. Или: Хайнц не должен красть медицину, потому что ученый имеет право на компенсацию. Даже если его жена больна, это не делает его право действий.

Стадия шесть (универсальная человеческая этика): Хайнц должен украсть медицину, потому что спасание человеческой жизни является более основной ценностью, чем права собственности другого человека. Или: Хайнц не должен красть медицину, потому что другим, возможно, понадобится медицина столь же ужасно, и их жизни одинаково значительные.

Практическое использование[ | код]

Работа Л. Кольберга по теории нравственного развития была использована другими исследователями, работающими в этой области. Одним из примеров является Defining Issues Test (DIT), созданный в 1979 году Джеймсом Рестом первоначально в качестве письменной альтернативы . В тесте совершенствуются критерии достоверности для использования количественной шкалы Лайкерта для оценки моральных дилемм, подобных . Также широкое использование получила часть теории Кольберга в качестве «идеи постконвенционального мышления». В 1999 году DIT был усовершенствован до DIT-2. Тест продолжает использоваться во многих областях, где требуется моральное тестирование, например, в богословии, политике и медицине.

Валидность методики Defining Issues Test (DIT) подтверждается тем, что:

  • она позволяет зафиксировать различие морального развития у людей разного возраста и имеющих разный уровень образования;
  • она выявляет изменения морального развития в лонгитюдных исследованиях;
  • её результаты коррелируют с результатами других аналогичных методик;
  • она позволяет выявить изменения в ходе участия в программах, направленных на развитие моральных суждений;
  • её результаты связаны с просоциальным поведением человека, его профессиональными решениями, политическими аттитюдами;
  • повторное тестирование респондентов через относительно короткий промежуток времени даёт такие же результаты, как и первое.

Конвенциональный уровень

О нравственности поступка человек судит исходя из мнения общества. Конвенциональный уровень свойственен подросткам и взрослым. Моральные суждения формируются извне.

Человек следует правилам общества, в котором живёт, соблюдает чтимые в нём моральные законы и старается не нарушать заданные нравственные устои. Практически отсутствует . Общественные правила редко подлежат тщательному анализу и сомнению.

Этому уровню сопутствуют , старание соответствовать общественным ожиданиям и жертвование личными интересами в пользу мнения социума.

Первая стадия:
Ребёнок научился смотреть на себя со стороны, с позиции окружающих его людей. Он уже осознаёт силу общественного мнения и понимает, что такое стыд. Появляется чувство уважения и благодарности. Поведение определяется стремлением быть хорошим в глазах большинства.

Вторая стадия:
Ребёнок начинает не только соблюдать общественные правила, но и отстаивать свои права, опираясь на них. Законы необходимо соблюдать. Понятие о хорошем и плохом диктуется обществом, мораль определяется внешними силами.

Этот уровень, особенно вторая его стадия, характерен для большинства людей.

тип

В зависимости от разных характеристик и переменных, обычно говорят о шести типах моральных дилемм: гипотетических, реальных, открытых, закрытых, полных и неполных. Далее мы увидим, из чего состоит каждый из них..

Гипотетические дилеммы

Гипотетические дилеммы — это те, в которых человек сталкивается с ситуацией, с которой он вряд ли столкнется в реальной жизни. Большинство из тех, которые используются в образовательном контексте, относятся к этой категории.

В гипотетических дилеммах обычно представлена ​​история, в которой студент должен решить, что должен делать главный герой, основываясь на своих собственных ценностях и убеждениях. Однако в некоторых случаях студент должен ответить на основании того, что, по его мнению, он будет делать в аналогичной ситуации..

Ситуации, поставленные в гипотетических дилеммах, не совсем невозможны, а просто необычны

Это важно, потому что, если бы ситуации были полностью вне реальности, студентам было бы намного сложнее сопереживать истории и ставить себя в шкуру главного героя.

Настоящие дилеммы

Во многих отношениях реальные дилеммы противоположны гипотетическим. Это либо реальные ситуации, в которых человек должен принять сложное решение, либо учебный пример, который имеет гораздо более тесную связь с собственной жизнью студента.

В целом, реальные дилеммы обычно связаны с ситуациями, гораздо менее драматичными, чем гипотетические. Однако, из-за связи дилеммы с собственной жизнью человека, они могут вызвать гораздо более сильные эмоции.

Когда этическая дилемма возникает естественным образом в жизни человека, последствия на психологическом уровне могут быть весьма вредными. Это потому, что человек должен принять решение, которое противоречит одной из его ценностей, которая иногда вызывает эмоциональные проблемы более или менее серьезные.

Открытые дилеммы

Когда возникает открытая дилемма, студенты получают всю необходимую информацию о ситуации; однако, они не объяснили, как история решена. Его цель состоит в том, чтобы побудить студентов обсудить курс действий, которому должен следовать главный герой действия.

Этот тип этической дилеммы полезен для того, чтобы вынудить студентов принять сложное решение и выбрать, какие из их ценностей для них наиболее важны. Тем не менее, иногда они могут вызвать много споров; и если ситуация очень экстремальная, вполне возможно, что им очень неудобно отвечать.

Закрытые дилеммы

В закрытых дилеммах студентам рассказывают не только о том, из чего состоит ситуация, но и о том, какое решение принял главный герой этой истории. Поэтому цель учеников — спорить между собой, правильно ли поступил человек или нет, и почему.

Закрытые дилеммы менее скомпрометированы, в том смысле, что ученики должны оценивать действия другого человека (реальные или гипотетические) вместо того, чтобы принимать собственное решение. Но по этой же причине они вызывают меньше обучения и меньше эмоциональной вовлеченности.

Полные дилеммы

Когда передается полная этическая дилемма, все детали анализируемой ситуации доводятся до учащихся. Таким образом, участники прекрасно знают последствия каждого из возможных вариантов.

Таким образом, ученики не должны так много задумываться о возможных результатах каждого из сценариев и фокусироваться только на поставленной моральной дилемме. Однако часто обучение, достигаемое в ситуациях такого типа, не так полно, как в других типах..

Неполные дилеммы

Вопреки тому, что происходит в полных этических дилеммах, у неполных студентов не известны все последствия возможного выбора главного героя истории.

Это подразумевает, что, прежде чем выбрать, какой путь выбрать, ученики должны использовать свое творчество и воображение, чтобы определить, что произойдет в каждом конкретном случае. Это может не только сделать их более вовлеченными в историю, но в целом улучшит обучение и будет стимулировать дебаты.

Теоретические предположения (философия)

Стадии Кольберга морального развития основаны на предположении, что люди неотъемлемо общительны, способны к причине и обладают желанием понять других и мир вокруг них. Стадии этой модели касаются качественных моральных рассуждений, принятых людьми, и так не переводите непосредственно на похвалу или вину действий или характера никакого человека. Утверждая, что его теория измеряет рассуждение морали и не особые моральные заключения, Кольберг настаивает, что форма и структура моральных аргументов независимы от содержания тех аргументов, положение, которое он называет «формализмом».

Теория Кольберга сосредотачивается на понятии, что справедливость — существенная особенность морального рассуждения. Сама справедливость полагается в большой степени на понятие звукового рассуждения, основанного на принципах. Несмотря на то, чтобы быть сосредоточенной справедливостью теорией морали, Кольберг полагал, что он был совместим с вероятными формулировками деонтологии и eudaimonia.

Теория Кольберга понимает ценности как критический компонент права. Независимо от того, что право для Kohlberg, это должно быть универсально действительно через общества (положение, известное как «моральный универсализм»): не может быть никакого релятивизма. Кроме того, нравы не природные объекты мира; они предписывающие. Тем не менее, моральные суждения могут быть оценены в логических терминах правды и ошибочности.

Согласно Kohlberg: кто-то прогрессирующий до более высокой стадии морали, рассуждающей, не может пропустить стадии. Например, человек не может спрыгнуть с того, чтобы быть касавшимся главным образом суждений пэра (стадия три) к тому, чтобы быть сторонником общественных договоров (стадия пять). При столкновении с моральной дилеммой и нахождении их текущего уровня морального неудовлетворительного рассуждения, однако, человек обратится к следующему уровню. Понимание ограничений текущей стадии взглядов является движущей силой морального развития, поскольку каждая прогрессивная стадия больше соответствует, чем последнее. Процесс, как поэтому полагают, конструктивен, поскольку он начат сознательным строительством человека и не находится ни в каком значащем смысле компонент врожденных расположений человека или результат прошлой индукции.

Формальные элементы

Прогресс через стадии Кольберга происходит в результате компетентности увеличения человека, и в психологическом отношении и в балансировании противоречивых требований социальной стоимости. Процесс решения противоречивых требований достигнуть равновесия называют «операцией справедливости». Kohlberg определяет две из этих операций справедливости: «равенство», которое включает беспристрастное отношение к людям и «взаимность», что означает отношение к роли личной заслуги. Для Kohlberg самый соответствующий результат обеих операций — «обратимость», в которой моральный или сознательный акт в пределах особой ситуации оценен с точки зрения того, был ли бы акт удовлетворительным, даже если особые люди должны были переключить роли в пределах той ситуации (также известный в разговорной речи как «моральные музыкальные стулья»).

Знание и изучение способствуют моральному развитию. Определенно важный «точка зрения человека людей» и их «социального перспективного уровня», каждый из которых становится более сложным и зрелым с каждой продвигающейся стадией. «Точка зрения людей» может быть понята как схватывание человека психологии других людей; это может быть изображено как спектр со стадией одно наличие никакой точки зрения других людей вообще и стадии шесть являющийся полностью социо центральным. Точно так же социальный перспективный уровень включает понимание социальной вселенной, отличающейся от точки зрения людей, в которых это вовлекает оценку социальных норм.

«Дилемма Хайнца»

Это была одна из самых известных дилемм Колберга. С помощью моральных дилемм устанавливается эволюционная стадия, на которой находится человек, в соответствии с его реакцией и его аргументацией — стадия морального развития, на которой он находится..

«Женщина страдает от особого типа рака и скоро умрет, есть лекарство, которое, как думают врачи, могут ее спасти, это форма радио, которую только что обнаружил фармацевт из того же города». Препарат дорогой, но фармацевт Она платит в десять раз больше, чем стоит ее производство, она покупает радио за 1000 долларов, а за небольшую дозу лекарства — 5000 долларов, муж пациента, мистер Хайнц, обращается ко всем, кого он знает, чтобы одолжить Вы можете собрать только 2500 долларов (половину стоимости), сообщить фармацевту, что его жена умирает, и попросить его продать самое дешевое лекарство или позволить ему заплатить позже ». Фармацевт говорит:« Нет, Я обнаружил это, и я должен заработать на этом деньги ». Хайнц в отчаянии и планирует ограбить заведение и украсть лекарство для своей жены..

Первый этап — это этап послушания

Хайнц не должен красть лекарство, потому что он попадает в тюрьму соответственно, то есть он плохой человек.

Напротив, может возникнуть следующая ситуация: Хайнц должен украсть лекарство, потому что это всего 200 долларов, а не столько, сколько хотел фармацевт; Хайнц даже предложил заплатить за это, это не было воровством чего-либо еще.

Второй этап — это интерес

Хайнц должен украсть лекарство, потому что он будет намного счастливее, если спасет свою жену, хотя ему придется отбывать тюремный срок.

Напротив, может возникнуть следующая ситуация: Хайнц не должен красть лекарство, потому что тюрьма — ужасное место.

Третий этап — соблюдение

Хайнц должен украсть лекарство, потому что его жена ждет его; он хочет быть хорошим мужем.

Напротив, может возникнуть следующая ситуация: Хайнц не должен воровать, потому что он плохой и он не преступник; кто пытался сделать все возможное, не нарушая закон, не может быть обвинен.

Четвертый этап — это правопорядок

Хайнц не должен красть лекарство, потому что закон запрещает воровство, поэтому это незаконно.

Напротив, может возникнуть следующая ситуация: Хайнц должен украсть лекарство для своей жены и принять наказание, установленное за преступление, а также оплату в аптеку украденных товаров. Действия имеют последствия.

Пятый этап — это права человека.

Хайнц должен украсть лекарство, потому что каждый имеет право на жизнь, независимо от закона.

Напротив, может возникнуть следующая ситуация: Хайнц не должен красть лекарство, потому что ученый имеет право на справедливую компенсацию. Даже если твоя жена больна, ты не имеешь права.

Шестой этап — это универсальная этика

Хайнц должен украсть лекарство, потому что спасение человеческой жизни является более важной ценностью, чем права собственности другого человека. Напротив, может возникнуть следующая ситуация: Хайнц не должен красть лекарство, поскольку другим могут понадобиться лекарства, и их жизнь одинаково важна

Напротив, может возникнуть следующая ситуация: Хайнц не должен красть лекарство, поскольку другим могут понадобиться лекарства, и их жизнь одинаково важна.

Постконвенциональный уровень (10-15% населения)

Человек приходит к своим собственным правилам, не зависящим от остальных. Приходит понимание, что если законы, диктуемые обществом идут вразрез с личным пониманием правил и законов, то стоит следовать своим собственным суждениям, избегая общественных порядков. Мало, кто готов мыслить критически и доходить до этого уровня.

Стадия 5. Общественный контракт и личные права: несмотря на понимание существования законов “для общего блага”, иногда необходимо нарушить общественные правила, чтобы помочь человеку. Например, в приведенной выше дилемме Хайнца оправдают, потому что он нарушал закон исходя из благих намерений.

Стадия 6. Универсальные принципы: на этой стадии у человека развиваются свои собственные моральные принципы, которые он применяет по отношению ко всем остальным. Эти принципы не зависят от навязанных законов. Их основание –  решение самого индивидуума, что так поступать правильно.

В данной теории конечно не все гладко: и ситуации выдуманы, и примеры могут быть необъективны (как говорят кртитки теории). Однако, нам как учителям эта теория может быть полезна в первую очередь потому, что учитель – это не только специалист, преподающий предмет, но и воспитатель, развивающий студентов с разных сторон, в том числе и с моральной. Поэтому для нас представляется несколько вариантов использования данного эксперимента:

  1. использовать историю для сторителлинга, останавливаясь на кажой из “развилок” и обсудить все варианты, устроив дискуссию после окончания выполнения задания;
  2. использовать действия истории ка основу для ролевой игры (Хайнц и аптекарь, Хайнц и полицейский, Хайнц в суде);
  3. придумать алтернативную концовку;
  4. обсудить другие варианты развития событий;
  5. задавать друг другу вопросы, придумывать дополнительные вопросы;
  6. придумать похожую историю;
  7. подготовить студентов к написанию эссе о морали;
  8. понять, как ваши студенты относятся к правилам, готовы ли они правила создавать, нарушать, следовать им, таким образом можно диагностировать возможные надвигающиеся поведенческие проблемы в классе.

Поделиться ссылкой:

Лоуренс Кольберг

Кольберг (Kohlberg) Лоуренс (1927-1987) — американский психолог, автор
концепции морального развития. Биография
. В 1958 году в Чикагском университете
защитил докторскую диссертацию по теме «Развитие образа моральных суждений и
выбора в 10-16 лет». С 1959 года — адъюнкт профессор Йельского университета. С
1962 года — руководитель кафедры психологии Чикагского университета. После
развитая тяжелого заболевания покончил жизнь самоубийством.

Исследования
. Разработал онтогенетическую теорию морального развития и на ее
основе выделил ряд признаков диагностики стадии морального развития, обобщенных
в виде оценочной шкалы (Stageh and Sequence: The Cognitive Developmental
Approach to Sociflization // (Ed.) Goslin D. A. Handbook of Socialisation Theory
and Research. Chicago, 1969). В его исследованиях испытуемым предлагали оценить
сложные в плане морального выбора ситуации (можно ли красть, чтобы спасти жизнь
человека). При этом был выделен ряд уровней и ступеней морального развития.
А.
Преконвенциональный уровень
(гедонистический) включает следующие ступени: 0.
Моральная оценка находится в самом индивиде (хорошо то, что дает мне что-то). 1.
Штрафы и наказания. Ценность человеческой жизни меняется в зависимости от
ценности вещей и статуса или других признаков человека. На этой ступени
основанием для решения выступают конкретные предписания и запреты, которые не
имеют общего характера, а ситуативны и предназначены не для каждого. 2.
Инструментальные цели. Человеческая жизнь важна из-за того, что это фактор
удовлетворения потребностей других людей. Б. Конвенциональный уровень

(прагматический, ролевого конформизма
) включает следующие ступени: 3.
Интерперсональные отношения. Ценность жизни человека определяйся чувствами
связанных с ним людей. Поступки оцениваются в соответствии с тем, нравятся ли
они кому-то и помогают ли ему. 4. Право и порядок. Человеческая жизнь
неприкосновенна в силу религиозных и моральных законов. Самое главное — быть в
согласии с авторитетом. Долг каждого заключается в том, чтобы поддерживать общий
порядок, а не удовлетворять свои потребности. В. Постконвенциональный уровень

(самодостаточность, автономия морали): 5. Социальный договор. Ценность
человеческой жизни определяется вкладом человека в общий прогресс человечества.
Особое значение придается общественным мероприятиям, призванным к выработке
правильных законов (конституция, выборы и т. д.). 6. Общие этические принципы.
Жизнь — это особая ценность, которая определяет движение человечества вперед. 7
Жизнь человека-элемент Космоса. Главная проблема состоит не в следовании
предписаниям, а в отыскании смысла жизни. Кроме того, Кольберг проводил
исследования становления половой идентичности. По его представлениям, у детей
отношение к себе как к мальчикам или как к девочкам формируется в результате
действия общей тенденции к формированию категорий (A cognitivedevelopmental
analysis of children»s sex-role concepts and attitudes // E. K. Maccobjr (Ed.)
The Development of Sex Differences. Stanford, Calif.: Stanford University Press,
1966). Критика
. Основные возражения онтогенетическая теория морального развития
Кольберга вызвала в силу игнорирования факторов влияния социальной среды, а
также из-за игнорирования межполовых различий в экспериментах, в которых
участвовали прежде всего мальчики. В частности, в экспериментах К. Гиллиган было
показано, что ответы девочек в большей степени, чем ответы мальчиков,
ориентированы на заботу и сострадание и что их моральное развитие включает в
себя такие стадии, как самоозабоченность, самопожертвование, самоуважение.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. –
2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 256.

Сочинения:

Stage and Sequence: The Cognitive Developmental Approach to
Socialization// (Ed.) Gtiilin D. A. Handbook of Socialization Theory and
lie-earch. Chicago, 1969; From Is to Ought: how- to commit thtf naturalistic
failed and get away with it in the sitidy of moral development // (Ed.)
Mischell T. Cognitive Development and Epis- temology. N. Y. 1971.

Литература:

Пауэр Ф. К., Яшине Э., Кольберг Л. Подход Лоуренса Кольберга к
нравственному Воспитанию / Психологический журнал. 1992. 3. Т. 13; Годфруа Ж.
что такое психология: В 2 т. / Пер. с фр. М.: Мир, 1992. Т. 2; Л. Кольберг //
Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж.
Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Крэйг Г. Психология развития / Пер.
с англ. СПб.: Питер, 2000; Глейтман Г., Фридлум В. А., Райсбёрг Д. Основы
психологии, СПб.: Речь, 2001.

Периодизация интеллектуального развития по ж.Пиаже

Ж.
Пиаже выделил следующие стадии
интеллектуального развития: 1. Сенсомоторная
(от рождения до 2-х лет). Отличает себя
от предметов. Осознает себя как носителя
действия и начинает действовать
произвольно; например, дергает за
веревку, чтобы привести игрушку в
движение, или трясет погремушку, чтобы
пошуметь. 2. Предоперационная (2-7 лет).
Учится пользоваться речью и представлять
предметы словами и в образах. Мышление
все еще эгоцентрично: с трудом принимает
точку зрения других.Классифицирует
объекты по одному признаку; например,
группирует вместе все красные блоки
независимо от формы или все квадратные
блоки независимо от цвета. 3. Конкретных
операций (7-11 лет).Может
мыслить логически об объектах и событиях.
Постигает сохранение количества (6 лет),
объема (7 лет) и веса (9 лет). Классифицирует
объекты по нескольким признакам и может
упорядочивать их в ряды по одному
параметру, например величине. 4. Формальных
операций (11 лет и далее). Может мыслить
логически об абстрактных высказываниях
и систематически проверяет гипотезы.
Начинает интересоваться гипотетическими
и идеологическими проблемами, будущим.

Уровни и стадии морального развития

Таким образом, Колберг выделил три уровня и  шесть стадий развития морального сознания человека. Все стадии строго следуют друг за другом.

Первый уровень (возраст 4-10 лет) — доморальный.

Поведение ребенка основано исключительно на принципе выгоды и оценивается исходя из дальнейших последствий.

Стадия 1 – ребенок стремится быть послушным, потому что полагает, что только так можно избежать наказания. Никакой нравственной стороны  поступка для  него еще не существует. Слова «стыдно», «некрасиво» не подвластны пониманию, ребенок реагирует на слово «нельзя», «это больно» и на перспективу наказания.

Стадия 2 – поступки ребенка ориентированы  на получение вознаграждения. Он поступает правильно ради получения выгоды.  Ребенок  пробует различные стратегии поведения, отбирая те, которые считает успешными. Например, понравившуюся вещь он может не только отнять, но и обменять. Малыш варьирует стратегии в зависимости от ситуации. Нравственной стороны поступка по-прежнему не существует.

Второй уровень (возраст 10-13 лет) – конвенциональной (общепринятой) морали.

Происходит  осознание  правила поведения  в обществе  и принятых в нем ценностей. Общественное признание становится важнее личных интересов.

Стадия 3 – ребенок в состоянии оценить свое поведение с точки зрения моральных принципов принятых в его окружении. Он понимает,  что такое стыд и хочет быть хорошим в глазах значимых взрослых. Однако такое понимание не постоянно и иногда благополучно забывается.

Стадия 4 – ребенок  осознает существование законов принятых в обществе и понимает, для чего они служат. Кроме того, он видит в соблюдении законов возможность отстоять и свои права, если это необходимо. Например, указать учителю, что он не может так себя вести. Поведение строго контролируется. Однако безнравственные поступки все еще могут совершаться.

Третий уровень (возраст от 13 лет)- автономной морали.

Личность формирует собственные критерии нравственности. Она оценивает по ним события и поступает исходя из своих  моральных представлений.

Стадия 5 – личность осознает противоречия между разными нравственными убеждениями и формирует свои представления о том, что хорошо и что плохо. Нравственным считается то, что защищает права человека и помогает человечеству в целом выживать. Например, нельзя нарушать закон иначе общество погибнет. Появляется уважение к человеку вообще (не только к значимым взрослым).

Стадия 6 – высшая стадия. Человек формирует собственные нравственные принципы, которые соблюдаются независимо от обстоятельств. Личность  может войти в противоречие с обществом, если считает, что оно поступает несправедливо.

По мнению Колберга, только единицы достигают такой стадии морального совершенства.

Каждая стадия не проходит бесследно, а просто дополняется следующей.  Возраст прохождения стадий условен и может варьироваться в зависимость от развития интеллекта.  Большинство людей, по мнению Колберга, останавливается на четвертой стадии морального совершенствования.

Теория морального развития Колберга была полностью подтверждена не только его экспериментальными исследованиями, но и работами его последователей. И не смотря на то, что она имеет много недостатков  — внесла весомый вклад в психологию развития человека.

Впереди еще много интересных и развивающих статей! Не пропусти!

Рубрика: Психология личности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector