Социально-психологическая характеристика личности

На чем основывается классификация типов личности

Определение личности выглядит вполне конкретно – это человек, находящийся во взаимоотношениях с окружающими его людьми и демонстрирующий определенные результаты в процессе своей деятельности. Индивидуальность ему придают физические и эмоциональные качества, умственные способности, проявить которые он может как раз в процессе общения и взаимодействия с социумом.

Подробнее узнать про личность помогают привычки человека, его предпочтения, применение на практике уже имеющихся знаний. Попадая в те или иные ситуации, люди стараются выбраться из них с максимальным успехом для себя, выстраивая линию поведения с учетом собственного опыта, эмоционального восприятия действительности. Именно через личностные проявления определяется типаж. Например, информацию каждый человек воспринимает по-разному: визуалы больше полагаются на собственное зрение, аудиалы – на слух, кинестетики доверяют тактильным ощущениям.

Каждая личность имеет свою структуру, которая строится на индивидуальных качествах человека, том, как он реагирует на происходящее вокруг, манерах и поступках, формирующих его позицию и определяющих отношение к собственной деятельности.

Русский врач и психолог Лазурский, большую часть своей жизни посвятивший исследованиям структуры личности, дает ей следующее описание:

  • Функции психики (восприятие, память, речь, мышление, воображение).
  • Механизмы внешнего воздействия (отношение к окружающей действительности и социуму).

У Ковалева, советского педагога и психолога, несколько иная точка зрения. В его представлении личность – это ряд элементов, взаимосвязанных между собой:

  • темперамент, данный каждому человеку при рождении, влияющий на его поведение и взаимоотношения с остальными людьми;
  • потребности и идеалы;
  • способности, включающие в себя все виды развития человека: умственное, физическое, эмоциональное.

Чтобы правильно охарактеризовать структуру личности, используя научный подход, необходимо сначала оценить составляющие ее элементы:

  • темперамент;
  • волю;
  • эмоциональное развитие;
  • физические и умственные способности;
  • мотивацию;
  • черты характера;
  • социальные установки.

В зависимости от того, как человек ведет себя, как проявляет свои эмоции, на каком уровне находятся его умственные способности, психологи относят его к тому или иному типу личности, объединяя в группу людей со схожими качествами. Чтобы выявить индивидуальные особенности, понять характер человека, предугадать его поведение в экстремальной ситуации, достаточно предложить ему пройти один из многочисленных онлайн-тестов, а затем проанализировать результаты.

Этим способом пользуются при приеме на работу, чтобы проверить потенциального сотрудника на соответствие предлагаемой должности. Тестирование поможет выявить и так называемого «нарцисса». Он может быть хорошим специалистом, но работать с ним в одном коллективе очень тяжело, он воспринимает только себя любимого, не замечая никого вокруг, не уважая и не прислушиваясь к чужому мнению.

С помощью психологического теста многие пытаются найти не только работника, но и будущего супруга. Существуют многочисленные теории о том, насколько совместимы люди, имеющие одинаковый или, наоборот, совершенно различный характер, мировосприятие, цели в жизни.

А вот для работы в коллективе значение имеют такие характеристики человека, как активность, инициатива, ответственность и их взаимосвязь. Психолог и философ Ксения Александровна Славская разработала на базе этих признаков классификацию типов личности. Например, людей, способных предложить план действий и взять на себя ответственность за его выполнение, она относила к гармоническому типу. А тех, кто только выдвигает идею, но не может реализовать – к созерцательному. Знание типологии личности помогает нейтрализовать конфликтные ситуации, способствует созданию в коллективе нормальной дружеской атмосферы.

Социальные характеристики родителя

Характеристика на родителей, образец которой будет предоставлен в нашей статье, должна строиться на данных о самих родителях и указывать, к какой из следующих категорий можно отнести семью:

в зависимости от структуры — полная/неполная семья, с уточнением, по какой причине отсутствует один из родителей, существует ли с ним связь;
от материальной обеспеченности — семья с высоким/средним/низким материальным достатком

Важно отметить род деятельности родителя и его участие в материальном благополучии;
от социально-правовой устойчивости семьи — социально устойчивая/неустойчивая семья с благополучным/неблагополучным воспитательным потенциалом (указать причины этих явлений);
по типу взаимоотношений — гармоничная, конфликтная, неустойчивая.

Пример написания психологического портрета личности: образец

Рассмотрим готовые психологические портреты личности, примеры и образцы написания.

Пример №1

Клиент Иван Иванов (35 лет) имеет следующие психологические характеристики:

  1. Темперамент: сангвиник.
  2. IQ: средний уровень.
  3. Ведущие черты характера: настойчивость, обостренное чувство долга и справедливости.
  4. Коммуникативные навыки: хорошо развиты. Умеет находить общий язык с разными людьми, входить в доверие и вести переговоры.
  5. Способности: заметны лидерские наклонности.
  6. Направленность личности: экстраверсия.
  7. Самооценка: адекватная, высокая.

Сами тесты и результаты промежуточных исследований не прикладываются. Иногда указывается пол, дата рождения и образование человека, но это необязательно. Если портрет составляет психиатр, то он может расписать кратко историю жизни пациента, недавние потрясения и травмы. Педагог при составлении психологического портрета ученика может записать краткую информацию о семье.

Интересно! Не существует единого готового образца, поэтому чаще всего портрет описывают в свободной форме (если в компании, где работает диагност, не установлено другого).

Пример №2

Встречаются и другие варианты оформления. Например, так выглядит развернутый психологический портрет человека:
Обследуемый: Василий Васечкин.

Пол: мужской.

Возраст: 20 лет.

Образование: студент, учится на юриста.

Используемые методики: опросник Айзенка (на темперамент), тест Кеттелла (16 факторов личности), тест на стрессоустойчивость, тест на определение мотивации (достижение успеха или избегание неудачи).

В ходе диагностики было выявлено, что клиент имеет выраженный лидерский потенциал, но в то же время иногда боится неудач и отличается повышенной тревожностью. Эти особенности искажают типичный портрет холерика (такой темперамент был выявлен у испытуемого). Тревожность противоречиво сочетается с решительностью, а высокий уровень ответственности и развитое чувство долга уравновешивают мотивацию избегания неудачи.

Вывод-заключение и рекомендации: в целом гармоничный тип личности, но из-за низкой стрессоустойчивости и высокой тревожности могут возникнуть проблемы в профессиональной сфере (юриспруденция). Возможно, стоит выбрать другую профессию или заняться развитием слабых качеств.

Рисовые блинчики (видео)

https://youtube.com/watch?v=Jd4mD06dDwo

Симптомы атонического простатита

Утрата мышечного тонуса в тканях простаты сопровождается неконтролируемым выходом продуцируемого ею секрета.

При полной атонии железа существенно увеличена и в ряде случаев просматривается в просвете прямой кишки. Мужчину должны насторожить такие симптомы:

  • учащенное мочеиспускание;
  • ощущение постороннего предмета в заднем проходе;
  • чувство тяжести и распирания в паховой области.

Неприятные ощущения нарастают во время секса и эякуляции, при походах в туалет. При отсутствии лечения либидо понижается, а острота оргазма уменьшается или вовсе пропадает. На фоне болезни мужчина становится неуверенным в себе, мнительным, раздражительным.

Социальные особенности семьи

Социальная и психологическая характеристика семьи ребенка — наиболее важная и массивная часть всего документа. К социальным особенностям семьи относятся:

  1. Статус: полная, неполная, многодетная или с одним ребенком, данные об усыновлении или опеке над ребенком.
  2. Материальная обеспеченность семьи: насколько стабилен заработок, от каких факторов он зависит (выплата алиментов, сезонный труд, безработность или нетрудоспособность членов семьи), есть ли у ребенка карманные деньги, насколько он обеспечен необходимыми вещами (едой, одеждой, учебными принадлежностями), испытывает ли семья финансовые трудности, каким образом материальное состояние влияет на психологический климат в семье (удовлетворенность, чувство неполноценности, конфликты).
  3. Социальная устойчивость/неустойчивость семьи, склонность к зависимостям (алкогольной, наркотической, азартным играм) или правонарушениям.
  4. Распределение обязанностей и основных функций (бытовых, финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и др.).
  5. Кому принадлежит формальная или фактическая роль в воспитании ребенка. Необязательно ее могут выполнять одни и те же люди. Например, работающие за границей родители формально являются воспитателями своего ребенка, а фактически эти функции выполняет другой родственник (бабушка, дедушка), который находится в непосредственной близости от ребенка.

Пример описания психологического климата

В основные характеристики семьи также включают психологический климат. Пример заполнения данной графы выглядит следующим образом:

  • Не обнаружено разногласий в оценке и интерпретации базовых ценностей.
  • Роли распределены четко. Ни у кого не возникает недовольства или протеста по поводу сложившегося положения дел.
  • У членов семьи не наблюдается отклонений от стандартных стереотипов поведения.
  • Отсутствует тенденция к конфликтности или нервозности во взаимоотношениях.
  • Члены семьи ощущают некоторое неудовлетворение социальным статусом. Тем не менее, это не сказывается на взаимоотношениях и психологическом климате.
  • Процесс решения острых или принципиальных вопросов происходит коллективно путем проведения семейного совета.

Что отличает вас от других?

Любой практикующий дизайнер знает: понравиться всем не получится. И не потребуется. Найти целевую аудиторию проще, если определить свою специализацию. Ваши отличительные черты — ответ на вопрос, как стать успешным дизайнером интерьера в условиях конкуренции.

Квартира в стиле неоклассика

Неоклассицизм в интерьере – это переосмысление художественных принципов сразу нескольких направлений в искусстве: ренессанс, барокко и классицизм, истоки которого кроются в античности. Простота и гармония, спокойствие и деликатность – таковы свойства дизайна интерьера квартиры в стиле неоклассика.

Из моря специалистов поможет выделиться узнаваемый авторский стиль или грамотно выбранная ниша. Можно специализироваться на работе с малогабаритными пространствами, с интерьерами загородных домов, офисов, общепитов и так далее.  Нишу определяет не только характеристика объекта, но и клиент. Тут уже нужно учитывать собственный темперамент и опыт.

Определив свою специализацию, стоит её придерживаться, чтобы накопить релевантный опыт. Это лучше, чем хвататься за всё и сразу. Если вы не работаете с позолотой и пилястрами в стиле классицизм, а специализируетесь на контемпорари и деликатном минимализме, не бойтесь отказывать. Узкая ниша поможет точнее определить целевую аудиторию, а также мероприятия и интернет-площадки, на которых её искать.

Особенности характеристики семьи в работе психолога

Психологическая характеристика семьи помимо названных аспектов о стиле воспитания, психоэмоциональном состоянии может быть дополнена другими данными:

  • кто выполняет роль главы семьи (матриархальный или патриархальный стиль принятия решений);
  • структура семьи: открытая (допускают других людей в круг общения семьи), закрытая (общаются по большей части только друг с другом), смешанная;
  • наличие традиций;
  • кто и каким образом оказывает наибольшее влияние на ребенка в семье, насколько реализована его потребность в защите и любви;
  • совместимость членов семьи по основным параметрам (темперамент, характер, направленность).

Для этого вида деятельности в арсенале школьного психолога желательно иметь методику «Тест-опросник родительского отношения» Варга и Столина.

Зрелость личности как личностный социально-психологический фактор

Одним из важнейших социально-психологических факторов, обуславливающих особенности реализации академической, социальной, профессиональной деятельности выступает критерий зрелости. Достижение эмоциональной, профессиональной, социальной зрелости личности требует не только длительного времени, но и работы личности над собой.

В основе понимания зрелости как социально-психологического фактора лежит осознание и восприятие личностью системы ценностей, принятых в обществе стереотипов, а также сознательное следование им, полноценное функционирование в обществе.

Социальная зрелость находит свое отражение в осознании своей ролевой нагрузки, способности и потребности проявления собственной социальной активности в ипостасях «Я и общество», «Я в обществе».

Под профессиональной зрелостью в современной научной литературе понимается осознанность выбора сферы профессиональной деятельности, умения планирования собственной профессиональной жизни, умения принимать ответственные решения.

Эмоциональная зрелость как социально-психологический фактор находит свое отражение в жизненном оптимизме, положительном эмоциональном настроении, переносимости неудач, уравновешенности, стабильности эмоциональной сферы.

Решающим признаком всех видов зрелости выступает эстетическое, нравственное, интеллектуальное, осознанное отношение личности к жизни, к самой себе, способность отвечать за содержание собственной жизни перед собой и окружающими.

Замечание 1

Таким образом, особенности жизнедеятельности личности, социальной группы, общества в целом во многом зависят от совокупности позитивных и негативных социально-психологических факторов.

Психология социальной группы

Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Малые и большие общение лицом к лицу. Большие делятся ещё на 2 вида

Среди стихийных групп выделяется толпа, масса, публика.

Уровни общности больших групп

Первый уровень — «внешне-типологический»

Его название связано с возможностью чисто внешней фиксации того или иного типа признаков, общих для представителей данной большой социальной группы.

Второй уровень – «внутренне-идентификационный»

На этом уровне возникает первичная психологическая связь человека со своей большой социальной группой через отнесение себя к ней.

Третий уровень — «солидарно-действенный».

Он уже предполагает политико-психологическую готовность членов группы к совместным действиям в больших форматах ради достижения или сохранения целей и интересов своих больших социальных групп. Для развития данного уровня обычно необходим внешний толчок.

Cодержание психологии группы

Это – нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики.

Рассмотренные в единстве особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми.

В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка.

Однако общие черты, свойственные большим группам, нельзя абсолютизировать. Каждая разновидность этих групп обладает своеобразием: нельзя выстраивать в один ряд класс, нацию, какую-либо профессию и молодежь.

Значимость каждого вида больших групп в историческом процессе различна, как различны и многие их особенности. Поэтому все «сквозные» характеристики больших групп должны быть наполнены специфическим содержанием.

Структура

Структура психологии большой социальной группы включает в себя целый ряд элементов.

В отечественной социальной психологии предпринят ряд попыток определить более точно элементы этой структуры. Почти все исследователи (Г.Г.Дилигенский, А.И.Горячева, Ю.В. Бромлей и др.) выделяют две составные части в ее содержании:

1) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.)

2) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения). Каждый из этих элементов должен стать предметом специального социально-психологического анализа.

Характеристика семьи

Характеристика семьи В. Маши

и С. Вовы, учеников 2г класса

МОУ «Лахденпохская средняя

проживающих п. Ихала, улица П. д.2

Семья В. — многодетная семья. Михаил Иванович и Валентина Леонидовна воспитывают 6 детей. В семье воспитывается 4 родных детей Владислав, Слава, Маша, Лиза и 2 опекаемых ребёнка: брат с сестрой Вова и Соня.

Папа Михаил Иванович служит в ФСБ в/ч 21.21., контролёр 2 категории. Мама Валентина Леонидовна индивидуальный предприниматель, швея.

Стиль отношения к детям: уважение их интересов, склонностей, творческих попыток, участие в свободных занятиях детей, развитие их общественной активности.

Родители предъявляют единые требования ко всем детям.

В 2008 году семья стала Лауреатом премии Главы Республики Карелии. Премия вручена за укрепление семейных отношений, здоровый образ жизни, достойное воспитание детей.

В семье царит взаимоуважение, доверительное общение, сочувствие, сопереживание, поддержка, чувство ответственности, долга. Все члены семьи проявляют взаимное уважение, заботятся друг о друге, помогают друг другу. Дети чувствуют уют и тепло домашнего очага.

В семье воспитывается трудолюбие, уважительное отношение к труду взрослых. Дети включены в трудовую деятельность семьи.

Воспитывается ответственное и добросовестное отношение к учёбе. В семье строго соблюдается режим, способствующий успешной учебе детей. Осуществляется постоянный контроль за учёбой детей.

Родители учат соотносить духовные и материальные ценности в семье, учат умению соразмерять свои потребности с возможностями.

Детей приобщают к культурным ценностям семьи. Семье В. присущи традиции в праздновании дней рождения взрослых и детей, воспитывается уважения к женщине-матери, людям старшего поколения. Детям прививаются навыки гостеприимства.

Родители являются достойным примером для подражания своим детям. Семья ведёт здоровый образ жизни. В этом году семья Ващенковых принимала участие в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья» и заняла почётное 3 место.

Михаил Иванович и Валентина Леонидовна имеют ряд благодарностей за активную позицию в деле обучения и воспитания своих детей, ряд грамот за участие в конкурсах, фестивалях разного уровня.

Михаил Иванович и Валентина Леонидовна находятся в тесном контакте с классным руководителем и администрацией школы. Мама — член родительского комитета класса. Принимает активное участие в походах, экскурсиях, классных вечерах. Помогает в организации ремонтов и трудовых акциях. Проводит работу с трудными детьми и их родителями. Общительная, дружелюбная, жизнерадостная. Пользуется авторитетом среди родителей класса.

Дочка Маша – талантливая личность с богатым потенциалом и разносторонними интересами: увлекается игрой на фортепиано, занимается вокалом, бальными танцами. Маша является Дипломантом III Районного конкурса юных исполнителей эстрадной песни «Маленькие звёздочки» — 2011, VIII Республиканского конкурса юных исполнителей эстрадной песни «Маленькие звёздочки» — 2011, 4 районного фестиваля «Творим моду» — 2010.

Маша за достигнутые успехи помещена на Международную детскую Доску почёта, cайт NUMI.RU 2011 http://glory.znv.ru/list.php

Опекаемый сын Вова пользуется авторитетом среди одноклассников. Добрый, справедливый, отзывчивый. Он часто является инициатором и организатором интересных дел. Вова также принимает участие в конкурсах школьного, районного уровня.

Семья В. является примером для подражания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector