Виды мышления и их характеристика: таблица. общая характеристика мышления

Содержание:

Что не так с катастрофическим мышлением

Некоторые считают, что это абсолютно нормальная реакция и вообще лучше лишний раз перестраховаться, чем упустить что‑то важное и попасть в неприятности. Логика в таких рассуждениях есть

И действительно, склонность к катастрофизации может сделать человека более бдительным, научить его, скажем, пользоваться приложениями, которые по GPS показывают локацию членов семьи, или внимательно читать бумаги перед тем, как переводить куда‑то деньги.

Но при этом не стоит забывать, что катастрофическое мышление не совсем безобидно.

Оно портит настроение

Обзванивать морги и больницы, глотать успокоительное и в красках представлять, как любимого человека размазало по асфальту только потому, что он не ответил на пару звонков и сообщений, — очень сомнительное удовольствие.

Никому не нравится такое испытывать и тратить часы своей жизни на ужас, тревогу и мрачные предчувствия.

Оно ведёт к депрессии

Психотерапевт Дэвид Бернс называет катастрофизацию одним из десяти когнитивных искажений, которые ответственны за подавленное настроение и депрессивные расстройства.

С точки зрения когнитивно‑поведенческого подхода, к депрессии приводят именно негативно окрашенные мысли и когнитивные искажения, которые они рождают.

Оно усиливает боль

Исследования показывают Pain, catastrophizing, and depression in the rheumatic diseases , что склонные к катастрофизации сильнее чувствуют боль. Если человек накручивает себя и воображает страшные болезни, вполне естественно, что боль, дискомфорт и другие предполагаемые симптомы он ощущает острее.

Как перестать катастрофизировать

К сожалению, просто махнуть рукой, думать о хорошем и не накручивать себя, как любят советовать всезнающие эксперты в соцсетях, почти ни у кого не получается. Но если катастрофическое мышление мешает вам жить, есть несколько способов взять его под контроль.

Меняйте формулировки

Дэвид Бернс в книге «Терапия настроения» предлагает выписывать автоматические мысли, которые рождаются у вас в голове в ответ на тот или иной стимул, рассматривать их под лупой, искать в них когнитивные искажения и в итоге придумывать более логичные и спокойные формулировки.

Вот пример такого разбора.

Мысль: «Я ни на что не годен и никогда не найду хорошую работу».

Откуда она взялась: «Несколько хороших компаний отклонили мои отклики».

Какие когнитивные искажения здесь есть: катастрофизация, самообесценивание.

Ответ: «Пока у меня не получается найти работу, и это грустно. Но это не значит, что я неудачник и меня никуда не возьмут. Возможно, мне нужно набраться терпения, потому что даже очень классным кандидатам периодически отказывают. А возможно, стоит посмотреть на свои навыки и подумать, чего мне не хватает для хорошей должности и зарплаты».

Если методично работать так с каждой мыслью, которая отравляет вам существование, через какое‑то время вы научитесь мыслить более реалистично и конструктивно.

Используйте «тест лучшего друга»

Задайте себе вопрос: что бы вы сказали близкому человеку, если бы он был на вашем месте и мучился от тревоги. Скорее всего, вы взывали бы к логике и фактам и постарались мягко убедить его, что для беспокойства нет причин. Теперь попробуйте сказать всё то же самое себе.

Выделите время для тревог

Отведите себе, скажем, 30 минут в день, когда вам официально можно беспокоиться и вариться в своих страхах. За это время попробуйте рассмотреть то, что вас пугает, со всех сторон. Проанализировать, насколько этот страх рациональный, возможно, записать свои мысли. Когда время закончится, переключитесь на работу или другие дела.

Берите паузу

Как только в мозг прокралась тревожная мысль и толкает вас, к примеру, искать в интернете симптомы смертельных болезней, скажите себе, что нужно немного подождать. Хотя бы пару минут. За это время сделайте дыхательное упражнение, пройдитесь, выпейте чаю.

С каждым разом старайтесь увеличивать время между импульсом и действием. Если вам удастся продержаться 20–30 минут, паника сойдёт на нет, а мысль, которая её вызвала, уже не будет How to stop catastrophising – an expert’s guide казаться такой страшной.

Обратитесь к психотерапевту

Если не справляетесь сами и вам тяжело, обязательно поищите грамотного специалиста, который сможет вам помочь. Особенно присмотритесь к тем, кто в работе придерживается когнитивно‑поведенческого подхода. Он считается Catastrophizing: What You Need to Know to Stop Worrying эффективным против катастрофизации и других подобных когнитивных искажений.

Что такое аналитическое мышление

Человек наделён несколькими типами мышления, но один всегда преобладает над остальными. Аналитическое мышление — последовательное. Люди, склонные к нему, обрабатывают большой блок информации, разделяя его на основные части и поэтапно исследуя каждую составляющую. Для этого они также должны обладать и развитым логическим мышлением.

Такой тип мышления требует фактов, детальной проработки вопроса, акцента на мелочах, умения сопоставлять данные и делать выводы. Когда мы говорим о математическом складе ума, подразумеваем именно склонность к аналитическому мышлению.

Человек с аналитическим типом мышления должен уметь:

  • собирать информацию;
  • работать с большим объёмом данных;
  • разделять общую информацию на составные части по определённым критериям;
  • сравнивать данные и находить взаимосвязи;
  • объективно оценивать информацию;
  • мыслить логически;
  • излагать мысли последовательно;
  • работать с фактами;
  • правильно расставлять приоритеты, отделяя главное от второстепенного;
  • мыслить критически (подвергать полученную информацию сомнению);
  • искать альтернативные варианты;
  • делать выводы.

Функции и процессы мышления

Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира:

  • Сравнение – сопоставление предметов и явлений, выделение у них сходств и различий;
  • Анализ – разделение предмета или явления на составляющие;
  • Синтез – обратный анализу процесс, при котором из отдельных элементов восстанавливается целое с помощью установления связей и отношений;
  • Абстракция – выделение одного отличительного свойства предмета при игнорировании всех остальных, менее значимых;
  • Обобщение – отбрасывание единичных признаков для сохранения и осмысления общих, установление существенных связей.

При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.

По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала. Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.

Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.

Формы (критерии) мышления

Мышление оперирует несколькими основными категориями, которые характерны в основном для абстрактно-логического типа.

  • Понятие — простейший акт мыслительной деятельности. Он отражает сам факт понимания предметов или явлений. Внешнее проявление понятия – способность назвать объект, используя его основные черты (чёрная кошка, холодный дождь, плохое настроение и т.д.).
  • Суждение — способность устанавливать взаимосвязь между понятиями, объединять их в группы. Внешнее выражение – способность описать одно понятие с помощью других в предложении. Примеры суждений – кошка и собака – это животные; дождь – осадки в виде воды.
  • Умозаключение — позволяет выводить новые суждения из имеющихся, взаимосвязанных между собой. Пример умозаключения: дождь – это осадки в виде воды, зимой вода замерзает, значит, дождь возможен только летом. Умозаключения могут быть верными или неверными. Пример неверного умозаключения – кошка – животное, кошка мяукает, значит, все животные мяукают.

Отдельный вид умозаключений – гипотеза. Она частично или полностью основана на предположениях и требует проверки и доказательств. В повседневной жизни человек производит несколько сотен умозаключений в день. Например, из показаний термометра за окном делает вывод, какую одежду надеть.

Характеристики типов мышления

Идеалистический тип

Идеалистический тип мышления характеризует своего обладателя, как человека высоко морального, с выраженными духовными ценностями. Такие люди склонны идеализировать мир вокруг себя, видеть в нем только прекрасное, и горько разочаровываются, когда их представления не соответствуют действительности.

Человек идеалистического типа заранее составляет свои понятия о людях, обстоятельствах предметах. Окружающим его людям очень сложно удержаться в глазах такого человека на должном уровне. Такие люди живут в собственном мире фантазий и иллюзий, в этом их беда. Ими часто манипулируют более практичные типы мышления. Идеалисты предпочитают одиночество, так как в этом случае им проще сохранять свои идеалы. Окружающие люди относятся к ним надменно, даже пренебрежительно, а идеалисты не всегда это замечают. При столкновении с реальным миром такой человек тяжело переживает его несовершенство.

Иррациональный тип

Этот тип мышления очень похож на идеалистический, но в отличии от него не любит одиночества. Предпочитает разводить бурную деятельность и добиваться своего, но часто его действия хаотичны, лишены логики и последовательности. В своей деятельности иррационалисты руководствуются собственными представлениями, которые зачастую идут в разрез с реальностью. Они обладают огромной способностью внушать людям свои мысли и желания, очень многие принимают их за чистую монету и безропотно следуют за ними.

В общении с таким человеком нельзя все принимать на веру и, тем более, ввязываться в их долгосрочные проекты. Следует разложить его планы на пошаговые действия и по возможности придержать азарт иррационалиста.

Рациональный тип мышления

Им обладает человек, способный трезво оценивать окружающий мир и строить свои планы на основе реальных понятий и событий. Такие люди адекватно воспринимают критику в свой адрес и готовы не только выслушать окружающих, но и найти здравое зерно в их словах. После этого они продолжат свою деятельность, однако подкрепят свои представления реальными фактами.

Рационалисты очень практичны. После того как они закончили один проект, без сожаления оставляют его и идут далее. Они реально оценивают свои возможности и возможности окружающих. Если вы хотите заручиться поддержкой рационалиста, вам понадобиться привести весомые доводы, четко объяснить перспективы и наметить возможные трудности, с которыми придется столкнуться. Рациональный тип мышления работает на результат.

Особенности аналитического мышления

Аналитический тип. Такого человека характеризует наблюдательность. В отличии от рационалиста, аналитик, после решения задачи, не забывает о ней, а извлекает максимум пользы. Его планы, как правило, долгосрочны и продуманы до мелочей. Он прекрасно умеет использовать уже имеющийся жизненный опыт и постоянно преумножает его. При общении с таким человеком нельзя подавать голые выводы, он должен самостоятельно проследить весь путь размышлений и составить свое представление о ситуации. Другие типы мышления значительно уступают аналитику в логике. Это его сильная сторона, но в этом же и его слабость. Все что кажется аналитику не обоснованным, не логичным, раздражает его, такой человек быстро теряет интерес к данной сфере деятельности.

Синтезирующий тип мышления

Человек с этим типом мышления пытается максимально объединить всю разрозненную информацию в единое целое, находя занимательным собирать и соединять информацию, а затем раскладывать ее на составляющие части в обратном порядке. Что у них хорошо получается:

  • прекрасно справляются с работой в кабинете;
  • собирают и структурируют информацию;
  • отлично умеют ее подать;
  • умело составляют наглядные таблицы и схемы.

Впечатления из окружающего мира воспринимаются синтезирующим типом с некой настороженностью. Жилище такого человека всегда украшает богатая библиотека. Из людей, обладающих этим типом мышления, получаются успешные ученые. Однако в повседневной жизни с ними очень сложно, они не любят однообразную работу, выполняют ее поверхностно. Для них следует разнообразить бытовые дела привнести в них что-то новое, и результаты не заставят себя ждать.

Оцените эту статью:

  • 4.43

Всего голосов: 245

Развитие разных видов мышления

Для полноценного самостоятельного развития можно, даже не разбираясь в том, каким бывает мышление, его совершенствовать. Для этого нужно отслеживать причинно-следственные связи во всем, пытаться расследовать каждую ситуацию, заслуживающую внимания.

Интересно. Проводить сравнение аналогичных ситуаций. К примеру, растения на одном подоконнике цветут, а на другом такие же – нет

Важно сравнить: одновременно ли происходит полив, какова освещенность помещения, бывают ли сквозняки, из чего сделан горшок, одинаков ли состав земли

Как можно больше задавать самому себе вопросы, подобно детям младшего возраста. Многие вещи для взрослых являются очевидными, незаметными, не достойными внимания. Но когда в доме появляется ребенок, способный говорить, он задает родителям много вопросов, немалый процент которых зачастую ставит взрослых людей в тупик. Дети видят все иначе, их мозг не ограничен общепринятыми устоями, они способны мыслить широко и очень творчески

Всем взрослым важно научиться думать как дети, не ограничивать себя обычаями, привычками и опытом

Вид творческого мышления, с одной стороны, самый простой – главное применить фантазию. С другой стороны, он один из самых сложных, ему трудно научиться. Если творчество – не самая сильная сторона личности, можно воспользоваться готовым списком заданий для развития. Примеры тренировки мышления:

  1. Представить, как выглядит самое обычное зеленое дерево, если его вывернуть наизнанку.
  2. Перечислить способы применения круглого камня, диаметром 15 см (назвать не менее 15 вариантов использования).
  3. Перечислить все, что в природе бывает белого цвета (или любого другого естественного оттенка). Как правило, первыми на ум приходят облака, снег и полярный медведь. Только на пятой минуте рассуждений испытуемый назовет яичный белок, соль и сахар, а морской пены и известняка можно дождаться лишь после двадцатой минуты упражнений.
  4. Перед сном уделять 30 минут на различные тесты. Со временем, благодаря тренировкам, результаты будут улучшаться. Не стоит игнорировать тесты на уровень интеллекта. Первая полученная характеристика не должна расстраивать, ее задача – стать мотивом для начала работы над собой.

Тест IQ

  1. Читать специфическую литературу, не привлекательную ранее, в списке должны быть произведения фантастики, которые помогут научить мечтать.
  2. Еще на уроках обществознания школьникам предлагают написать работу на тему «если бы я был…» и называют профессию. Взрослому тоже полезно использовать такой прием один-два раза в неделю, размышляя на тему того, каким бы специалистом он мог стать, проявление каких личных качеств можно было бы наблюдать при объявившихся обстоятельствах.

Человеческая сущность склонна к лени, поэтому больше развит мозг у того, кто подвержен ежедневным жизненным трудностям, в отличие от тех, чья жизнь течет размеренно, не требуя силы характера и хитрости. Яркий пример – сравнение деревенского жителя и горожанина. Первый знает, как устроена его собственная канализация, способен самостоятельно и в короткий срок определить причину неисправности, используя дедукцию, анализ, критический тип мышления. Горожанин, исходя из рефлекторного мышления, перекроет воду, заткнет отверстие слива и вызовет специалиста, не вдаваясь в подробности.

Таблица классификации мышления в психологии

Критерий классификации Вид мышления Область применения
По функциональному различию Творческий искусство, реклама, PR-деятельность
Критический медицина, военная служба, транспорт
По новизне Репродуктивный педагогика, строительство
Продуктивный дизайн, моделирование, инженерные разработки
По типу решаемых задач Практический материально-технические области
Теоретический философия, анализ, среднее образование
По степени развернутости Аналитический военно-стратегическое направление, бухгалтерия, аудит
Интуитивный в быту, при знакомстве с чем-то новым

Приведенными областями применения использование того или иного типа мышления не ограничивается, это лишь краткий список, к которому относится каждый тип. Зачастую сложно выделить из мыслительного процесса какой-то один вид. Очень часто они применяются в совокупности, дополняя друг друга, расширяя возможности.

Чтение

Ежедневный учебный процесс, самостоятельно используемый для своей мозговой деятельности, способен развить типологию мышления в полной мере. Тренировать разум самостоятельно под силу людям с крепкой силой воли, потому как этот процесс не из легких. Если этим заниматься с постоянной периодичностью, можно много добиться в жизни, а также сильно снизить риск развития склероза и слабоумия в преклонном возрасте.

Наглядно-образный тип

Эта форма мышления проявляет себя тем, что ребёнок способен представить конечный результат своих действий. При наглядно-действенном способе малыш не догадывается о результате своих действий, но запоминает взаимосвязи в результате повторения. При наглядно-образном дошкольник догадывается о том, что станет результатом.

Как и когда развивается, какие бывают нарушения развития

Наглядно-образное мышление формируется на базе наглядно-действенного. Формирование начинается в возрасте около 3 лет. Это основной вид умственной активности дошкольников. Достигает пика в 5-6 лет.

Признаки того, что у малыша появились зачатки образного мышления:

  1. он способен узнавать предметы, не трогая их,
  2. способен выделять несколько похожих объектов,
  3. разбивать простые задачи на несколько связанных между собой составляющих.

Инструменты для развития образного способа думать – сборные игрушки (пирамидки, кубики, пазлы — ), в дальнейшем – наблюдение за природой, пересказы услышанного, рисование по памяти. Критерий того, что образное мышление активно развивается – малыш может описать свои действия перед тем, как начать их.

Расстройства наглядно-образного мышления в детстве – это отсутствие характерных для данного этапа навыков, потеря интереса к сложным игрушкам. У взрослых подобные нарушения выглядят следующим образом:

  • Бесцельные манипуляции с предметами. Пример – больной может долго и бесцельно чиркать зажигалкой;
  • Нелепые действия с предметами, которые создают ощущение детской игры;
  • Подражательные действия;
  • Мимо-действия – похожие на правильные, но нарочито неэффективные (зажигание спички другим концом);
  • Разрушительные действия – агрессивные или аутоагрессивные.

Подобное поведение характерно для пациентов с психозами, кататоническими расстройствами, шизофренией.

Как помогают образы в мыслительной деятельности

Образ – это целостное представление о результате своей деятельности. Он становится основой для формирования более сложного абстрактного мышления, поддерживает способность к целостному восприятию. У взрослых основная функция образов – постановка целей для своих действий, эмоциональная вовлечённость в деятельность, формирование творческого подхода.

Важно

Образное мышление может работать только с теми явлениями, с которыми уже сталкивалось, поэтому на данной стадии развития крайне важно наблюдение. В восприятие образа всегда включены эмоции – это важно и для детей, и для взрослых, занятых творческой работой

В то же время для подобного типа мозговой работы не характерно особенное внимание к деталям – оно подмечает важные и существенные качества объекта, а остальные могут быть искажены или отброшены

Специфические виды мышления (отражают личностный характер)

  1. По гендерному признаку: мужское (характерна упорядоченность и логика) и женское (в основном, строится на эмоциональном фоне).
  2. Объективное и субъективное мышление.
  3. Позитивное мышление (оперирует позитивными аспектами явлений и пр.) и негативное.
  4. Цивилизованное и дикое (нацелено на личную победу участника).
  5. Нестандартное, оригинальное мышление.

Виды и операции мышления.

  1. Сравнение. Нахождение сходства и различий между предметами и явлениями.
  2. Анализ. Выделение в предмете определённые качества, черты и свойства.
  3. Синтез. Тесно связан с анализом. Соединение отдельных частей в целое.
  4. Абстракция. Отвлечение от многих сторон свойств, выделение одной.
  5. Обобщение. Умение объединить подобные признаки явлений и предметов.

Узнайте в себе аналитика

Людей с аналитическим складом ума можно определить при первом же общении: выстраивая взаимоотношения с человеком, они всегда придерживаются формальности, не подпускают близко и проявляют некоторую закрытость.

Иногда может возникнуть ощущение, что аналитик в ходе общения просто-напросто вас не слушает или слушает, но крайне невнимательно, то и дело отвлекаясь на сторонние вещи.

Манера речи аналитиков

Если вы видите на улице человека, который, разговаривая по телефону, бурно жестикулирует руками и разговаривает громко, незамечая всех вокруг, то это точно противоположная манера речи аналитиков.

В обычной жизни их речь не отмечается экспрессией, она сдержанная, иногда осторожная, но, тем не менее, отличается твердостью построения.

Аналитики не горят желанием донести каждому встречному какую-либо информацию, напротив зачастую они избегают лишних разговоров, но если к ним обратятся за консультацией, то они могут дать больше информации, чем было нужно.

Любые диалоги и дискуссии, в которых аналитик не находит рационального зерна, вызывают у него раздражение или отбивает всякое желание вступать или продолжать разговор.

Как мыслит аналитик

Отличительной чертой аналитического типа мышления является решение задач поступательно и поэтапно

В первую очередь, аналитик развивает большой информации на небольшие составляющие, обращая свое внимание к деталям и мелочам. Далее он ищет и устанавливает соотношения части информации с общей, находит причинно-следственные связи и, при необходимости, дополняет данные недостающей информацией

В процессе выполнения поставленной задачи аналитики подбирают несколько вариантов решения, которые подвергаются анализу на позитивные или негативные влияние на общий результат.

Пример аналитического мышления

Перед нами стоит задача решить следующую задачу: на столе находится свежеиспечённый пирог, от него отрезают кусочек, сколько углов можно найти теперь у этого пирога?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо собрать изначальные данные:

  • Какой формы был пирог?Ведь пирог может быть в форме круга, квадрата или даже треугольника.
  • Какой формы был кусок, вырезанный из пирога?Если очень постараться, то можно вырезать в пироге и многоугольник.
  • Как был разрезан пирог?
  • Для кого-то и половина отрезанного пирога будет являться кусочком.

Суть и понятие

Мышление — познание мира, осуществляющееся косвенным путем. Его можно назвать познавательной деятельностью, с помощью которой индивид может не ограничивать свои мысли, поступки материальным миром. Ему можно не придерживаться определенных рамок, которые возникают при визуализации объектов. Результаты активности проявляются в поступках, идеях, высказываниях.

Особенности мышления:

  • этот процесс позволяет проводить творческую обработку представлений об окружающем мире;
  • отражение окружающего мира, различных явлений посредственно;
  • способность видеть как отдельные явления, предметы, так и связи, устанавливающиеся между ними.

Опосредованное познание возникает:

  1. Когда человеку не нужно покидать дом, чтобы узнать какая погода на улице, идет дождь или светит солнце.
  2. Если непосредственное сознание не может дать результатов. Это проявляется в результате влияния рентгеновских, инфракрасных, ультразвуковых лучей.
  3. Когда непосредственное сознание не помогает получить информацию из-за временных рамок. Это проявляется при археологических раскопках.
  4. При желании расширить границы познания.
  5. Активно проявляется при возникновении конфликтов.

Абстрактно-логическое мышление

Этот вид мышления считается высшим, ему специально обучают детей в школе, и нередко уровень его развития отождествляется с интеллектом. Хоть это и не совсем правильно, потому что без участия образного мышления с помощью только логического можно решать лишь элементарные задачи – пусть и сложные, но имеющие одно единственно верное решение. Таких задач много в математике, а вот в реальной жизни они встречаются нечасто.

Но абстрактно-логическое мышление ценно еще и тем, что позволяет оперировать абстрактными понятиями, не имеющими опоры на реальные образы, такими, например, как функция, дифференциал, справедливость, совесть, объем, длина и т. д.

Инструменты логического мышления

Этот вид мышления тесно связан с речевой деятельностью, поэтому предпосылки для его развития появляются у детей, когда они полностью овладели речью. В качестве инструментов логического мышления выступают слова и словесные конструкции – предложения. Само название этого вида мышления происходит не столько от слова «логика», сколько от греческого «логос» — слово, понятие, мысль.

Слова в абстрактно-логическом мышлении заменяют образы, действия, чувства. Это позволяет мыслить отвлечено, абстрактно, вне связи с конкретной ситуацией или объектом. Животные, даже высшие, не наделенные способностью к речевой деятельности, такой возможности лишены.

Процесс абстрактно-логического мышления иногда называют внутренней речью, так как он протекает в словесной форме. Причем, если размышления (внутренняя речь) не приносят успеха в решении проблемы или осмыслении вопроса, то психологи рекомендуют переходить на внешнюю речь, то есть на рассуждения вслух. В этом случае человек уже не будет отвлекаться на случайно и спонтанно возникающие образы и ассоциации.

Особенности абстрактно-логического мышления

Мы говорили, что образное мышление объемно, многопланово и позволяет видеть ситуацию или проблему в целом, масштабно. В отличие от него, абстрактно-логическое мышление дискретно, так как состоит из отдельных кирпичиков, элементов. Такими кирпичиками и являются слова и предложения. Использование слов позволяет организовать мышление, упорядочить его. Такая организация делает смутные, расплывчатые мысли более четкими, ясными.

А еще логическое мышление линейно, оно подчинено законам алгоритма, которые требуют последовательно переходить от одной мыслительной операции к другой. Самое главное для него – последовательное выстраивание рассуждений.

Развитие абстрактно-логического мышления

Подобный способ мышления может вызывать затруднения, когда мысли начинают путаться, словно разбегаться в разные стороны, или мельтешить как комары летним вечером. Не успевает человек серьезно продумать одну мысль, а ее сменяет следующая, причем часто не связанная с основной проблемой. Или осеняет гениальная идея, вспыхивает на мгновение и улетает прочь, чтобы затеряться в лабиринте извилин. И так жалко бывает, ведь мысль-то неплохая, дельная! Только ведь не поймать ее уже. Эта бестолковая «ловля мыслей» раздражает, утомляет и вызывает желание махнуть рукой на эти хаотичные мысли и поискать готовое решение в интернете. Причина подобных затруднений проста – отсутствие навыка мыслительной деятельности. Мышление, как и любая другая деятельность, нуждается в постоянных тренировках.

Знаете поговорку: «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит»? Этот закон можно прочитать наоборот. Логическое мышление требует хорошо развитой, четкой, упорядоченной речи. Но этого недостаточно. Если образное мышление спонтанно, стихийно, интуитивно и зависит от вдохновения, то упорядоченное логическое подчиняется строгим законам, которые были сформулированы еще в эпоху Античности более 2 тысяч лет назад. Тогда же возникла и особая наука, изучающая законы мышления – логика. Знание законов и правил мыслительной деятельности – обязательное условие овладения логическим мышлением.

И хоть этот вид мышления считается высшим, но ограничиваться им не стоит. Это не панацея и не уникальный многофункциональный инструмент. Наиболее эффективно вставшую перед нами проблему можно решить, подключая образное мышление.

Наглядно-действенный тип

Это самая ранняя форма мыслительной деятельности, которая развивается у человека. Она характерна для детей младше 3 лет. Мыслительные операции основываются на манипуляциях с реально существующими осязаемыми предметами. Каждая задача решается сразу на практическом этапе, во время манипуляций с предметами. Нарушения мышления подобного типа встречаются редко. В основном при глубокой умственной отсталости. Они приводят к тому, что процесс развития мозговой активности в целом замедляется или прекращается.

Как и когда развивается, нарушения развития

Это первый этап становления мыслительной деятельности. Сроки, в которые должно начаться его развитие, варьируются. Некоторые специалисты указывают, что ребёнок способен к простейшим мыслительным операциям с рождения. Другие – что развитие мыслительных процессов тесно связано с возможностью двигаться и появляется одновременно со снижением гипертонуса мышц. Ориентировочные сроки — 6 месяцев — 1 год.

Яркие и неконтролируемые проявления наглядно-действенного мышления у детей старше 3 лет, подростков и взрослых говорят о серьёзных нарушениях психики – умственной отсталости, регрессе при психозах. Пациент проявляет ярко выраженное желание хватать, ломать и прятать окружающие предметы.

Ручное или наглядно-действенное мышление детей и способы его развития

Этот вид решения жизненных задач получил своё название из-за того, что ребёнок постоянно производит какие-либо манипуляции с окружающими предметами. Наиболее яркие проявления – малыш хватает игрушки, стучит ими, пробует на зуб, облизывает, пытается разобрать и собрать.

Отучать ребёнка от этих манипуляций не имеет смысла, гораздо более важная задача родителей – обеспечит малыша игрушками, которые он смог бы разобрать и собрать, не повредив. Отличный вариант — сортеры. У этой развивающей игрушки множество функций и модификаций. Принцип действия, как правило, схож — собрать, разобрать, соотнести цвета, грани, формы. Это и пазл, и конструктор в одной игрушке. Посмотрите подборку умных игрушек в различных ценах и вариациях .

Наглядно-действенный тип мышления у взрослых

У взрослых подобные мыслительные операции задействуются в тех случаях, когда результат действий нельзя предугадать на основе имеющихся умозаключений. Яркий пример – освоение незнакомой техники. Расстановка мебели в комнате или предметов на столе, выбор необходимых материалов по форме, текстуре, субъективным ощущениям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector