Социально-психологический климат в коллективе

Общение и стили управления

Мы все разные. В одной команде могут собраться люди с отличными потребностями в общении. Кто-то готов болтать день напролет, обожает общие встречи и рассуждать вслух. А кто-то ищет тишины, предпочитает личному общению переписку и обеды наедине. Если с климатом в команде все хорошо, коллеги обязательно выберут такие способы и интенсивность общения, которые будут им наиболее комфортны.

То, как общаются люди внутри команды, очень зависит и от руководителя, и его стиля управления

Ведь каждому важно, чтобы в рабочей группе была создана атмосфера, учитывающая разные интересы, правильно распределена нагрузка, присутствовали похвала и поощрение, наставничество и взаимопомощь

Авторитарный или либеральный стили управления не создадут положительный психологический климат в коллективе. При жестком контроле и давлении люди могут добиваться результатов в сжатые сроки, но замалчивать о своих проблемах и трудностях. Есть риск перегореть и потерять творческий подход к решению задач. 

Либеральный, наоборот, создает иллюзию полной свободы, огромного количества времени и ресурсов. Обычно это приводит к тому, что в такой атмосфере ни одно дело не доводится до конца. А сотрудники, не видящие результаты своей работы, перестают получать удовольствие от того, что делают.

Демократический стиль управления является самым продуктивным и способствующим поддержанию здорового климата в коллективе. Для него характерна большая доля свободы в рамках задачи. В компании с руководителем-демократом у сотрудника всегда есть возможность находить собственные решения, применяя в том числе и творческие навыки. А в случае возникновения трудностей помощь всегда оказывается со стороны отзывчивых коллег, что позволяет успешно справляться с любыми задачами. 

Факторы влияния на климат

Личные факторы, влияющие на психологический климат в организации:

Удовлетворение от работы. Кому-то нравится однотипная и монотонная деятельность. Кому-то нужна активность и работа в условиях многозадачности. Кто-то более усидчив, а кто-то менее. Кто-то мастерски креативит, а кто-то идеально работает по инструкции. Рабочие задачи должны соответствовать особенностям личности, тогда человек будет доволен собой, а это, в свою очередь, влияет на создание благоприятного психологического климата в коллективе.
Перспективы в карьере. Конечно, есть люди, которым комфортно долгие годы быть на одной и той же должности, получать одну и ту же зарплату. Но большинству людей интересен карьерный рост. Это повышает мотивацию, как и адекватная система поощрений и наказаний. Чем больше у сотрудников свободы, прав, возможностей, тем благоприятнее психологический климат в коллективе.
Удобное рабочее место. И речь идет не только о физическом удобстве, но и о психологическом комфорте

Кто-то может работать только в тишине, а кому-то важно постоянно обсуждать вопросы с коллегами. Кому-то нужно уединение, а кто-то не может работать в одиночестве

Кто-то не переносит жару, а кто-то не может терпеть кондиционеры и т.д. Условия труда должны соответствовать потребностям и особенностям сотрудника, тогда он будет доволен и счастлив, что, в свою очередь, позитивно отражается на общем психологическом климате в коллективе.
Личное время. Нельзя недооценивать значимость выходных и работы строго по графику. Если и случаются переработки, работа в выходной, то это обязательно должно быть оплачено и компенсировано в следующий раз. У сотрудников должна быть личная жизнь, возможность строить планы, проводить время с друзьями или семьей. Право на личную жизнь способствует созданию благоприятного психологического климата в коллективе.
Микроклимат в семье, особенности личной жизни сотрудников. Проблемы в семье или переживания из-за одиночества не могут не отразиться на настроении работника. Позже он принесет негатив с собой на производство. По этой причине крупные компании устраивают семейные отдыхи, спонсируют детям сотрудников поездки в санаторий и т.п. Работодатели стараются позаботиться не только о здоровье и счастье работников, но и о благополучии их семей.

Общие факторы, определяющие формирование социально-психологического климата в коллективе:

Совместимость взглядов, убеждений и установок, темпераментов и характеров. Чем больше у сотрудников общего, тем проще им взаимодействовать друг с другом и ориентироваться на общий результат дела. Притом не нужно стремиться к схожести всех сотрудников компании, достаточно грамотно распределить людей по отделам, кабинетам, да и просто по столам в пределах одной комнаты. Не бывает такого, чтобы абсолютно все люди были позитивно настроены, чтобы совпадали привычки и убеждения всех участников. Поэтому уместнее говорить о том, что нужно стремиться к гармонии, балансу в коллективе, а не к устранению всех негативных факторов.
Психологическая сплоченность и сработанность. В дружном коллективе с благоприятным климатом все задачи решаются легко и быстро. Добиться сплоченности можно при помощи корпоративной культуры, психологических тренингов. Кроме этого, важен профессионализм, компетентность каждого из участников коллектива. Каждый человек должен понимать, что несет ответственность не только за себя, но и за других.
Стиль руководства. Он бывает демократическим, авторитарным и попустительским

Для создания благоприятного психологического климата в коллективе важно придерживаться демократического стиля.
Характер общения. Благоприятный психологический климат возникает в тех коллективах, где люди умеют открыто и честно общаться, сопереживать, помогать

Ценится умение предотвращать и решать конфликты, идти на компромиссы, смотреть на ситуацию глазами другого человека. Кроме этого, важно умение отстаивать свои интересы, но при этом не задевать интересы коллег. Нужно уметь принимать конструктивную критику и выражать ее.

При работе с факторами влияния на климат нужно избегать максимализма. Например, относительно последнего пункта это означает следующее: не нужно набирать исключительно общительных и активных людей. Молчуны и тихони тоже умеют отлично выполнять задания, выражать свое мнение, если их спрашивают об этом. По каждому пункту факторов важен баланс.

Виды психологического климата семьи

Главные функции семьи — поддержка, устранение стресса, любовь к ближним, желание прийти на помощь. Эмоции передаются вербально, невербально. Через эмоциональное состояние членов семьи мир воспринимается, как враждебная или доброжелательная сущность.

Нервная система — регулятор функций организма. Если она постоянно напряжена, это вызывает сбой в функциональности внутренних органов. Известно, что ОРВИ, ангина, проблемы щитовидной железы — последствия неблагоприятного семейного климата. Другими словами — человек не проговаривает проблемы, молча страдает, злится, ненавидит. Отрицательная энергия — реальное понятие, правда не видимое простым взглядом. Его ощущают люди, подвергшиеся критике, ущемлению свободы, насилию в детском возрасте. Такие проблемы тяжело устраняются у взрослых, поскольку становятся нормой, к которой организм привыкает.

Есть 2 вида психологического климата — благоприятный, неблагоприятный. Чтобы определить тип семьи по этому фактору, необходимо честно ответить на несколько вопросов:

  • как часто члены семьи проводят время вместе;
  • доставляет ли им удовольствие находиться нахождение дома;
  • учитывается ли мнение детей при решении текущих вопросов;
  • как родители и другие родственники — бабушки и дедушки — взаимодействуют со всеми остальными.

Если ответы положительные, атмосфера внутри семьи благоприятная

Если люди не знают ответа на вопрос или отвечают негативно, значит отношениям, собственному поведению нужно уделить внимание. К сожалению, такие статьи читают люди, интересующиеся психологическим климатом, старающиеся поддерживать его в положительной динамике

Особенно опасен негативный опыт семейных отношений для растущего поколения. Дети, выросшие в неблагополучной среде, имеют психические отклонения, склонны к насилию, или наоборот — принимают позицию жертвы. Малыши чаще болеют, испытывают состояние тревожности. Это потенциальные клиенты психологов, психотерапевтов. Они строят отношения, напоминающие их собственные в детстве.

Основная ответственность за создание, поддержание психологического климата лежит на супругах. Родители должны обеспечить детям позитивные эмоции, поскольку эмоциональные события ложатся в основу будущей жизни: запомнившиеся моменты будут притягивать подобные события. Составляющие человеческого мозга:

  • неокортекс;
  • лимбическая система — эмоциональный мозг;
  • древний мозг — мозжечок.

Жизненные события программируются с детства — идет усиленное обучение мозга реагировать на события. Процесс возвращения к нормальной жизни длительный, требует постоянного внимания к мыслям, эмоциональному отклику. Если посвятить себе достаточно времени, можно избавиться от ненужного сковывающего страха, негативно действующего на личность, подавляющего волю.

Диагностика психологического состояния коллектива

Руководитель может не догадываться о существующих разногласиях в собственном коллективе, поэтому периодически необходимо проводить диагностику

Она имеет важное значение не только для руководства, но и для сотрудников. Анкетирование дает понять, что их мнением интересуются

Вопросы теста затрагивают основные аспекты деятельности членов коллектива — работу, личные отношения, отношения между микрогруппами. Баллы набираются каждым участником опроса и подсчитывается общее количество, затем делится на число участников. По конечной цифре можно определить, какой период переживает группа людей, занятых одним делом и находящихся в тесном взаимодействии.

Из каких факторов складывается морально-психологический климат?

Среди всего многообразия социально-бытовых и индивидуальных характеристик, все же определяющими выступают три основных. Это:

  1. Набор личностных стереотипов поведения и моральных принципов каждого работника;
  2. Установление трудовых и личных взаимоотношений между работниками;
  3. Руководитель данного коллектива, характеристика его руководства и общения с коллегами-подчиненными.

Рассматривая эти факторы, легко выяснить пробелы, которые обязательно сыграют роль в достижении производственных успехов или, напротив, будут иметь губительные последствия для работы.

Безусловно, личностные качества каждого из членов рабочего коллектива – это точка отсчета в построении графика взаимоотношений. В психологии признанно делить людей по характеру на сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Истинно чистых видов не существует, только смешанные в различных пропорциях типы. Насколько тактичные, сдержанные, толерантные люди, уровень их образованности, темперамент, воспитанность – перечислять эти личные характеристики можно долго. Но, даже при наличии самых сложных сочетаний в характерах сослуживцев, есть возможность найти правила взаимообщения и взаимопонимания в коллективе.

Скорость и верность разрешения задачи по выработке схем построения трудовых и межличностных взаимоотношений в первую очередь зависят от первого фактора, т.е. от личностных характеристик работников. Есть три главных метода построения трудовых взаимоотношений в коллективе, определения трудовой ориентации и путей достижения поставленных производственных задач. Эти теории были доказаны ведущими психологами современности Д. Мак-Грегором и У. Оучи, а названы условно Х, Y, Z.

Характеристика теории Х основано на том, что в коллективе напрочь отсутствуют такие показатели, как ответственность, исполнительность, обязательность. Все производственные задачи выполняются только по принуждению и под максимальным контролем. О качестве такой работы говорить не приходится.

Теория Y – это противоположность теории Х. Здесь наблюдается целеустремленность и ответственный подход к работе, желание усовершенствовать результаты труда, достичь более высокого уровня качества и признания своих стараний. Аргументами в таком подходе является степень вознаграждения за выполненную работу.

Теория Z определяется заботой и максимальным вниманием управляющего к комфортным для каждого работника условиям, степени удовлетворенности процессом работы и результатами. Огромное значение в данном коллективе отводиться подготовке корректировочных решений и проведении их в жизнь

Собственно, каждая из описанных теорий выбирается и формируется руководителем, а точнее, его стилем управления. Есть три основных стиля руководства:

  1. Авторитарный
  2. Демократический
  3. Либеральный

Отличие каждого типа — в уровне заинтересованности руководителя производственными результатами, качеством выполненной работы и доброжелательными взаимоотношениями с рабочим коллективом.

Самая высокая степень работы будет при авторитарном стиле управления: когда работники ОБЯЗАНЫ безукоризненно выполнять поставленные перед ними задачи. Личные идеи здесь даже не обсуждаются.

Противоположностью авторитарного стиля является либеральный. Это когда руководитель всё пускает «на самотек», т.е. не занимается пристальным контролем посещения, достижением хотя бы стандартов качества и количества выпускаемой продукции (не говоря уже о более высоких результатах).

Демократический стиль – вот самое эффективное решение. Здесь справедливый контроль подкреплен уважением к каждому работнику, стремлением достичь наиболее выгодных показателей работы и условий труда.

Умело выбирая правила построения отношений в трудовом коллективе, можно достичь оптимальных показателей морально-психологического климата среди представителей рабочего коллектива. Стоит всегда помнить, что изменить сложившуюся ситуацию во взаимоотношениях работников доступно всегда. Но, главное, всё сделать правильно.

Должное внимание к морально-психологическому климату в коллективе поможет сохранить профессионализм работников, их здоровое желание к самосовершенствованию навыков, восприятию рекомендаций и указаний руководства, укрепить дружескую атмосферу и стремление к эффективности и продуктивности своей работы. А это, без сомнения, сможет качественно повлиять на улучшение производственных показателей!

Благоприятный и неблагоприятный климат

Психологический климат бывает благоприятным и неблагоприятным. Для первого характерно:

  • доброжелательное отношение участников друг к другу;
  • дух товарищества;
  • адекватная взаимная требовательность, обуславливающая творческую эффективную деятельность;
  • взаимопомощь;
  • радость от общения и открытость коммуникаций;
  • безопасность и комфорт;
  • оптимизм;
  • уверенность в себе и коллективе;
  • возможность свободно и творчески мыслить, раскрывать и реализовывать собственный потенциал.

Но стоит отметить, что сочетание взаимной требовательности и взаимопомощи обязательно. Одна лишь взаимопомощь превратится во вседозволенность, «братское» отношение, что со временем создаст неблагоприятный климат.

Неблагоприятный, или нездоровый климат включает в себя противоположные характеристики:

  • пессимизм;
  • недоверие и неуважение;
  • холодность и скрытность в отношениях;
  • сдерживание личностного потенциала;
  • раздражительность;
  • напряженность и конфликтность;
  • неуверенность;
  • непонимание;
  • страх ошибки, наказания и непринятия;
  • подозрительность.

Отмечено, что здоровый климат повышает производительность и эффективность труда. Неблагоприятный климат вызывает частые случаи нарушения безопасности и на 20 % снижает производительность.

Здоровый климат удовлетворяет потребности его участников и не противоречит общественным нормам и ценностям. Например, в криминальном коллективе может быть единство мнений, взглядов и убеждений, но для общества деятельность его участников вредна, собственно, как в итоге и для самих участников (просто они этого не знают).

Признаки низкого уровня психологического климата

Взаимоотношения сотрудников

  • Сотрудники чрезмерно требовательны и не прощают ошибок, даже самых незначительных, напоминая о них при каждом удобном случае.
  • Отсутствие доверия, на фоне чего коллеги не обращаются за советом или поддержкой друг к другу, даже понимая, что у них больше опыта и знаний. Страх отвержения настолько преобладает, что человеку проще выдержать критику начальства за бракованный результат работы, чем прожить ужас, что сотрудники посчитают некомпетентным в своей отрасли. По поводу возможности говорить о своих личных проблемах и сложностях даже и речи не может быть. Хотя попадаются такие личности, не осознающие своих границ, поэтому способные «вываливать» самое интимное даже случайным прохожим.
  • Невозможность на совещаниях и прочих сборах выражать своё мнение. Проще отсидеться и отмолчаться, потому что критика, следующая за проявление инициативы, может быть чрезмерной, или даже наказуемой.
  • Внутренние недомолвки приводят к тому, что члены группы владеют недостаточной информацией о делах их компании. Я имею в виду, что их коммуникативная связь нарушена. Отчего передача материала о выполненных заданиях или неожиданно возникших сложностях происходит со сбоями. Или вообще отсутствует, если кто-то желает нанести вред, как фирме, так и коллеге.

Взаимоотношения с компанией

  • Участники группы не способны брать на себя ответственность, как за происходящее в нём, так и за состояние дел самой компании на рынке.
  • Неудовлетворение местом работы, желание поскорей оттуда уволиться и никого не видеть больше. По утрам проживание бессилия, а всё из-за того, что большое количество энергии уходит на удержание напряжения. Отчего, кстати, может ухудшиться не только общее эмоциональное состояние, но и здоровье.

Личная жизнь сотрудников

  • Сложности в личной жизни. Тот факт, что в рабочее время приходится справляться с массой негативных чувств, разрушительно влияет и на жизнь человека вне профессионального пространства.
  • Сложности с самооценкой. Из-за отсутствия ощущения, что я на своём месте, что среда меня принимает и признаёт, личность вполне может воспринять на свой счёт тот факт, что отношения не удались, отчего её самооценка стремительно будет падать.

Эти факторы и признаки, кстати, вполне, могут привести к возникновению депрессии, особенно у мужчин, для которых самовыражение и профессиональная устойчивость, обычно, на первом месте.

Условия для результатов

Необходимо внимательно относиться к атмосфере в организации. Отвечая на вопрос, как улучшить психологический климат в коллективе, можно сформулировать ряд правил.

  • Тщательный отбор персонала (в приоритете – неконфликтные соискатели).
  • Комфортные условия.
  • Организация мест досуга.
  • Массовые мероприятия.
  • Формирование образа компании.

В завершение стоит сказать и об условиях создания творческой деятельной атмосферы. Для неё важны:

  • Сложные, интересные задачи, которые могут стать вызовом, что повысит мотивацию.
  • Периодический мозговой штурм, позволяющий каждому высказаться и быть услышанным, не только выявить неожиданные решения, но и вовлечь группу во взаимодействие, укрепляющее связи внутри неё.
  • Способность рисковать и доверять сотрудникам, взамен обеспечен энтузиазм и рост ответственности.
  • Мягкое руководство, моральная поддержка, поощрение творческих усилий и предоставление широких возможностей для реализации многообещающих идей сотрудников.

Динамический

При таком типе отношения в коллективе мало осознаются и зависят от сиюминутных изменений, которые происходят в течение дня несколько раз. Динамический климат способствует снижению работоспособности, создает неуверенность в завтрашнем дне, заинтересованность сменяется безразличием к работе.

На этапе формирования коллектива климат, чаще всего, бывает динамическим, постепенно перерастая в статический, если условия труда, общение с коллегами и начальством выстроены правильно. В противном случае, члены группы не способны объединиться для достижения общих целей, в трудные моменты возникает разобщенность и конфликты. Микрогруппы не находят общий язык друг с другом. Наиболее уязвимые сотрудники уходят или не общаются с остальной группой.

Есть несколько типов людей, которые отличаются типом общения с окружающими:

Коллективисты. Они поддерживают инициативу, открыты для решения вопросов.
Изолированные сотрудники. Их трудно назвать членами коллектива или группы, так как они не выражают желания прислушиваться к чужому мнению, стараются уединиться. При необходимости решать общие проблемы затевают конфликт.
Индивидуалисты. Люди ответственные, но готовы отвечать только за себя — не за группу. Предпочитают работать самостоятельно, игнорируя коллектив. Эти качества проявляются как в личном, так и профессиональном плане.
Подражатели

Целенаправленно копируют действия тех сотрудников, которые ценятся в коллективе и привлекают внимание. Им трудно длительно находиться в состоянии сосредоточенности на своем поведении, поэтому иногда возникают срывы.
Претензионисты

Требуют к себе повышенного внимания. Отличаются обидчивым нравом и желанием выделиться.
Приспособленцы. Люди, которые стараются всем нравиться, поэтому общаются со всем коллективом, часто высказывая противоположное мнение. Их часто называют сплетниками, потому что они переносят информацию из одной микрогруппы в другую. Длительно на рабочем месте не задерживаются. Увольняются в том случае, когда остальные члены группы отказываются принимать их в свой круг.

Специальными методиками формирования коллективного психологического климата можно устранить барьеры между сотрудниками и усилить личную заинтересованность.

Создание благоприятного климата

Создать благоприятную рабочую обстановку можно двумя способами:

  • личностной работой каждого сотрудника;
  • влиянием авторитетных качеств руководителя.

Процесс стабилизации коллектива пройдет быстрее, если сочетать личную заинтересованность коллег и стиль руководства — пример работы начальника.

Сотрудники должны работать над своими отрицательными качествами, для этого их необходимо осознавать. Будет лучше, если администрация организует корпоративное обучение, чтобы лично не указывать каждому члену группы его недостатки.

Знать и использовать стратегию поведения при возникновении конфликтов. Этому не учат в школе, поэтому нужно использовать новейшие технологии.

Субъективным фактором, который влияет на отношения, являются завышенные ожидания от профессиональной деятельности или общения. Это значит, что кто-то в коллективе предпочитает больше получать, чем отдавать. Человек не осознает свое мышление, но реагирует эмоционально, чем смущает остальных сотрудников. Максимализм и эгоцентризм в данном случае мешают наладить рабочий процесс.

Каждый член коллектива способен оказывать влияние на общую атмосферу, поэтому в задачи специалиста по кадрам входит подбор людей в группу таким образом, чтобы преобладал позитивный устойчивый настрой. Раньше этому вопросу уделялось мало значения, так как сама наука психология была в состоянии изгоя. Сейчас грамотные руководители стараются удержать коллектив, чтобы не было текучки кадров. Это влияет на качество работы, поскольку опытный сотрудник, который приходит на работу в позитивном или нейтральном состоянии, способен принести больше пользы.

Уровни

В психологии принято рассматривать психологический климат на двух уровнях (два типа):

  1. Статический уровень. Это та часть климата, которая обусловлена устойчивыми характеристиками коллектива: система симпатий и антипатий, отношение к труду, ценности и убеждения работников. Такой уровень климата устойчив к влиянию негативных внешних факторов. Достичь такого уровня – верх мастерства. Статический климат характерен для старых коллективов, но даже таким группам не всегда удается выйти на этот уровень.
  2. Динамический уровень. Это та часть климата, которая меняется ежедневно и зависит от настроения, актуальных жизненных проблем и важных событий в жизни работников. Этот уровень характерен для свежих, молодых коллективов. Однако и в старом коллективе может быть динамический, то есть неустойчивый климат. Он слаб перед влиянием внешних факторов.

При статическом климате участники ощущают себя в безопасности. На динамическом уровне присутствует напряжение, ощущение нестабильности.

Как улучшить СПК компании

Также как и корпоративная культура, атмосфера в коллективе во многом зависит от действий собственника (или его представителя) и топ-менеджеров компании.  Например:

Вести себя честно по отношению к сотрудникам и клиентам. Нельзя требовать от работников честного поведения, если сама компания непорядочно относится к своим сотрудникам и клиентам.
Обещать только то, что можешь выполнить. Лучше пообещать меньше, а дать больше, чем обмануть надежды человека.
Самому придерживаться правил, принятых в компании. Как правило в компаниях с благоприятным СПК правила одинаковы для всех, и для собственников в том числе.
Создавать справедливую систему мотивации персонала. В компании не должно быть любимчиков и аутсайдеров.
Соблюдать нравственные нормы и требования законов.
Предоставлять качественную обратную связь.
Информировать подчиненных о достигнутых результатах. Для этого проводить собрания/митинги/планерки.
Регулярно сообщать работникам о принятых руководством компании важных решениях.
Делать свои действия понятными и обоснованными.
Проявлять искренний интерес к предложениям работников.
Создавать и поддерживать атмосферу взаимоуважения.
Показывать перспективы компании на рынке, ее будущее

Особенно важно в период сложной ситуации в обществе, как экономической, так и политической, когда уровень тревожности людей возрастает.
Обеспечить хорошие санитарно-гигиенические условия труда. Тусклое освещение, непрерывный шум, жара или, наоборот, холод, отсутствие условий для обеда могут раздражать работников, что может негативно повлиять на атмосферу в коллективе.
Выявить еще не этапе собеседования привлекательна ли будущая работа для кандидата: будет ли она для работника творческой, разнообразной, интересной, насколько отвечает его ожиданиям в финансовом плане, в осуществлении его профессионального или карьерного развития, раскрытия потенциала.
Четко распределить профессиональные обязанности работников и зоны их ответственности.
Предоставлять сотрудникам точные данные по важному для них вопросу

Это убережет компанию от сплетен и двоякого понимания информации.
Выбирать приемлемый для данной компании стиль руководства. Например, демократический стиль вносит доверительность, дружественность во взаимоотношения, дает возможность участвовать всем членам коллектива в решении рабочих вопросов, авторитарный стиль будет оправдан в спорте, армии, полиции, в ситуациях, где очень велика цена ошибки (хирургия, фармацевтика и т. д.), в креативных компаниях, в которых все сотрудники – высококлассные специалисты, хорошо себя зарекомендовал либеральный стиль руководства.

Если вы заинтересованы в том, чтобы в вашей компании работали лояльные, ответственные за результаты, положительно настроенные сотрудники, управляйте созданием и поддержкой благоприятной атмосферы в коллективе, своим настроением, деятельностью показывайте достойный пример.

Заключение

Объектом управления персоналом как системы нравственных отношений выступает человек, предметом — его нравственные принципы и качества, а также та социальная среда, в условиях которой разворачивается их формирование, развитие и реализуется востребованность в интересах общества, организации и самого человека.

Реализация задач, стоящих перед службой управления персоналом в вопросах совершенствования системы нравственных отношений на государственной службе, лежит в правовой, организационной, кадровой, морально-психологической плоскостях решения проблемы.

Организационный аспект предусматривает выявление «зон повышенного риска» в плане нарушений этики государственного служащего; организацию действенного и независимого контроля за ее неукоснительным соблюдением; правдивую и своевременную информацию о фактах неэтичного поведения чиновников всех рангов и реальных мерах по их устранению и предупреждению; создание независимых комиссий по этике в органах государственной власти; совершенствование методов и технологий отбора государственных служащих и их оценки в соответствии с их нравственными качествами.

Предупредительные меры в области кадровых решений предусматривают обязательное включение в программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников управления курса этики и этикета деловых отношений. Внутренняя мотивация на служение общественным интересам должна стать ведущим стимулом служащего.

Многое зависит также от искусства управления человеком в организации со стороны руководителей, их умения учитывать в полной мере особенности государственных и муниципальных служащих, характер их менталитета, уровень образования, социального и материального благополучия, настрой на конкретные дела и т.п. Только высокопрофессиональные и опытные кадры способны искусно применять принципы, использовать разнообразные методы управления и добиваться успеха в управленческой деятельности.

Проведенное нами анкетирование показало, что актуальность некогда крылатого выражения «кадры решают все» в настоящее время не только не утрачено, но и получило второе дыхание. Персонал библиотек сегодня –бесспорно важнейший стратегический ресурс. От уровня развития коллектива как группы, от улучшения межличностных отношений сотрудников зависит качество выполняемой работы.

Список литературы

1. Авраева, Ю.Б. Слагаемые управленческого успеха/ Ю.Б. Авраева // НТБ. -2005. -№8. -С. 60-65.

2. Беляцкий, Н. Изменение функций руководителя в новых условиях / Н.Беляцкий // Проблемы теории и практики управления.-2000.- №3.-С.97-103.

3. Бердышев,О. Управление кадровым потенциалом организации/ О.Бердышев, С.Кондрашин // Менеджмент: теория и практика.-2004.-№3/4.-С.90-101.

5. Ежова, Л.С. Инновационные методики кадровой политики: Технология разработки и реализации программы управления, развития и мотивации персонала / Л.С.Ежова // Справочник руководителя учреждения культуры.-2006.-№1.-С.64-84.

6. Журавлева, Г.Г. Коллектив библиотеки: социально-психологическая само аттестация / Г.Г.Журавлева, Т.А.Петрова // Университетская книга.-2001.-№2.-С.46-52.

7. Изотов, В. Психологический климат и проблемы психологической совместимости в коллективе // Справочник по управлению персоналом.-2003.- № 9.-С.15-20.

8. Кузнецов, С. Технологии управления, основанного на знаниях/С. Кузнецов // Проблемы теории и практики управления. -2004. -№6. -С. 85-89.

9. Лапин, А. Формирование системы управления персоналом / А.Лапин// Проблемы теории и практики управления.-2000.-№5.-С. 83-88.

10. Левкин, Н. Организационная культура: необходимость систематизации ключевых положений /Н. Левкин // Проблемы теории и практики управления. -2006. -№4. -С. 8-15.

11. Молоканов, В.Д. Заметки практика по психологии управления в коллективе / В.Д. Молоканов.- Орел, 1992.-123с.

12. Омаров, А.М. Руководитель: размышления о стиле управления / А.М. Омаров.- М.: Политиздат, 1987.-366с.

13. Судаков, К. Новые подходы к оптимизации управленческой деятельности: Психология управления / К.Судаков, Е.Умрюхин // Проблемы теории и практики управления.-2001.-№ 2.-С.116-123.

14. Том, Н. Тенденции и перспективы управления персоналом : Управление персоналом / Н.Том //Проблемы теории и практики управления.-2000.-№ 6.-С.95-101.

15. Управление персоналом: учебник / под ред. А.И.Турчинова .-М.: Изд-во РАГС, 2002.-488с.

16. Флоровский, С.Ю. Успешность в совместной управленческой деятельности как критерий эффективности руководителя/С. Ю.Флоровский //

Экономист.-2007.-№ 1 -С.92- 105 .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector