Социально-психологические методы управления

Содержание:

Введение

В процессе управления предприятием используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, целенаправить и эффективно организовать выполнение функций, этапов процедур и операций, необходимых для принятия решений. В совокупности они образуют методы управления, под которыми понимаются способы осуществления управленческой деятельности для достижения поставленной цели. Методы управления позволяют сформировать систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на выполнение основной цели предприятия.

Существует классификация методов управления, которая делится на:

1. Экономические методы управления основаны на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира  и мышления; использование этих методов базируется на си­стеме экономических интересов личности, коллектива и общества.

2. Административные методы управления основаны на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления.

3. Социально-психологические методы управления основаны на формировании и развитии общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей – добра и зла, сути жизни, нравственных начал в обществе, отноше­ний к личности и т. д.

4. Организационные методы как составляющее организационной культуры организации. Современный менеджмент рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и работников на общие цели.

Методы управления используют и формируют экономические интересы, взаимоотношения между людьми и их правовые отношения.

2) отдельную группу;

Организационно-административные методы социального управления

Организационно-административные методы основываются на дисциплине, власти, ответственности. Основными видами организационно-административного воздействия являются:

  • прямое административное указание;
  • принятие норм и правил, регулирующих деятельность сотрудников;
  • определение процедур административного воздействия;
  • разработка рекомендаций, направленных на совершенствование и организацию процессов, претерпевающих организационно-административному воздействию;
  • осуществление контроля и надзора за функционированием организаций и деятельностью сотрудников.

Замечание 2

Основной формой реализации организационно-административных методов является оперативное вмешательство в процесс управления для координации его участников при осуществлении поставленных задач. На управляемый объект методы оказывают воздействие через распоряжения, приказы, оперативные указания, систему поддержания трудовой дисциплины и т.д.

Методы организационно-административного управления регламентируются актами трудового законодательства, хозяйственного законодательства, социального регулирования.

Формы проявления методов организационно-административного управления:

  • обязательное предписание – приказ, распоряжение, запрет и т.д.;
  • согласительные меры – компромиссы, консультации;
  • пожелания и рекомендации – разъяснение, совет, общение, предложение и т.д.

II. 1 Сущность социального управления

Под термином “управление” понимается функция организмов, систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы и целей. Управление – это механизм упорядочения взаимодействия людей, стремящихся получить более высокий статус и лучшее место под солнцем.

Социология управления изучает закономерности оптимального и эффективного управления людьми в социальных системах, т.е. решает проблемы социального управления. Если социология управления – это научная дисциплина, то социальное управление – область практической деятельности. Социальное управление является инструментом целенаправленного, сознательного, планомерного регулирования системы общественных отношений.

Категория «социальное управление» рассматривается в двух смыслах слова: широком и узком. В широком смысле – это управление всеми и любыми общественными процессами в отличие от управления в биологических и технических системах. Это органически присущее общественной системе явление, обеспечивающее сохранение ее целостности, качественной специфики, воспроизводство и развитие. К факторам, регулирующим общественную жизнь, следует отнести:

систему факторов, заложенных в природе человека и обусловленных окружающей средой, которые принято называть законами общественного развития;

совокупность включенных в общественный процесс и связанных с ним случайных событий, которые усиливают или ослабляют, а подчас и блокируют действие объективных законов, т.е. препятствуют естественному развитию общества и человека;

Что такое социально-психологические методы управления

Социально-психологические методы управления представляют собой специфический подход к влиянию на личность и ее взаимоотношения с другими членами команды, а также социальные процессы в группе. Они базируются на социологических и психологических законах, интересах личности, коллектива, группы.

К социально-психологическим методам относят моральную мотивацию персонала для выполнения профессиональных обязанностей с целью превращения их в осознанную потребность работника. Одним из способов такого воздействия является личный пример (авторитет), убеждение также эффективно. Существует множество других мер, применение которых диктуется конкретной ситуацией.

Важно! Социально-психологические методы основаны на учете психологического состояния работников и включают в себя воспитательную работу, создание благоприятных условий труда и организацию социальных отношений внутри команды, а также участие членов коллектива в управлении

МУ мотивацией персонала

Удовлетворенные потребности не могут быть стимулом. Их структура непостоянна, они сменяют друг друга, на первый план выходит то одна, то другая. Умение руководителя видеть, какие интересы для сотрудника наиболее востребованы, дает ему в руки дополнительные рычаги влияния.

Хороший менеджер управляет ожиданиями работника, оценками справедливости вознаграждений, степенью самостоятельности при принятии решений, самоуправлением в коллективе. На основе анализа структуры мотивов личности вырабатывается индивидуальная система воздействий на сотрудника.

Как развивать культуру инноваций и поощрять новые методы работы персонала

Для вовлечения сотрудников в рационализаторскую и изобретательскую деятельность, создания у них потребности в самосовершенствовании и самообразовании руководство должно использовать следующие способы:

  1. Обеспечить доступ сотрудников к любым проектам, которые осуществляет компания.
  2. Наладить коммуникации, конкурсы, соревнования по созданию инноваций.
  3. Исключить наказания работника за ошибки, если они связаны с созданием чего-либо нового.
  4. Создавать «героический» ореол вокруг инициативных специалистов.
  5. Проводить обучающие креативу тренинги, поощрять творческий подход персонала к проблемам.
  6. Предоставлять разработчику возможность получать доход от применения инновации.

Обучение основам психологии управления персоналом

Любой владелец бизнеса осознает, что основным ресурсом, от которого зависит развитие и успешность компании, является его рабочий коллектив. Чтобы создать сплоченную команду, состоящую из организованных сотрудников, нужно привлечь в штат работников специалиста, который обладает знаниями в сфере психологии руководства персоналом.

Умение управлять коллективом достаточно востребовано на современном рынке труда, и найти настоящего квалифицированного менеджера очень тяжело. Нынешние агентства, специализирующиеся на подборе персонала для организаций, стали предлагать совершенно новые вакансии, к которым относятся:

  • руководитель внутренних коммуникаций}
  • HR-менеджер}
  • директор учебного центра}
  • управляющий отделом кооперативной культуры}
  • менеджер по внутреннему пиару}
  • специалист по культурной организации, коммуникациям и вовлечению.

Однако для тех владельцев компаний, которые уже имеют в штате сотрудников человека, готового принять на себя роль менеджера по работе с коллективом, существует специальное предложение, которое дает возможность обучить своего подчиненного эффективному управлению кадровыми ресурсами. Данная программа называется «организационная психология и управление персоналом».

Обучение менеджера по работе с персоналом

Все фирмы, которые предоставляют владельцам компаний услуги подготовки менеджеров по работе с сотрудниками, работают в основном по единой программе, которая ориентирована для следующих специалистов:

работающих в сфере HR без базового образования (специалист по кадрам, специалист по управлению персоналом, специалист по другим кадровым вопросам)}
занимающих руководящие должности на любых уровнях и направлениях деятельности предприятия}
владеющих своим личным бизнесом и понимающих всю важность создания правильной и эффективной системы кадров.

В обучение менеджера по работе с коллективом входят мероприятия, направленные на быстрое развитие необходимых компетенций в сфере управления рабочим персоналом, а именно:

  • создание и проведение бизнес-тренингов}
  • коучинг (психология HR)}
  • правильная организация и управление учебным центром}
  • организационный консалтинг, в состав которого входит создание организационной структуры, диагностирование кадровых ресурсов и последующее консультирование по вопросам профессиональной деятельности.

Все методики обучения основываются на вовлечении слушателя в процесс учебы, состоящий из лекций, практических занятий, тестирования, игр делового характера, просмотра обучающих видео, case-study, мастер-классов и тренингов.

Первый визит в ЖК. Встаем на учет по беременности

Доктор обязательно оценит ваш акушерский и гинекологический анамнез («анамнез» в переводе означает «история»): время начала менструальной функции, ее ритмичность и частоту, количество и исходы предыдущих беременностей. Не стоит скрывать от врача даже те факты, связанные со здоровьем, которые вы не очень бы хотели афишировать. Врач сохранит вашу тайну, но будет информирован о вероятных причинах осложнений течения беременности, поэтому к первому визиту к врачу следует подготовиться, чтобы четко и ясно рассказать о себе.

Мотивация исполнителя

Успешная работа складывается из возможностей исполнителей. В возможность исполнителя входят следующие критерии:

  • знать (основные целевые установки, по которым уже принято решение),
  • сметь (целевые установки и мероприятия, которые не противоречат юридическим и этическим нормам),
  • мочь (возможности и ресурсы исполнителя),
  • хотеть (мотивация).

Определение 2

Под мотивацией понимают ощущения и личные стимулы, побуждающее человеческое поведение.

Человеческим мотивам характерна иерархия. Данная иерархия выглядит в виде пирамиды и носит название «Пирамида Маслоу». Пути удовлетворения потребностей по Маслоу представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Пирамида Маслоу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Мотивация сотрудника складывается из следующих показателей:

  • возможность выполнить данную работу,
  • рамки выполнения работы,
  • четко сформулированные цели и задачи,
  • окружение, которое поспособствует выполнению, поставленных задач

Управление мотивацией основано:

  • на состоянии мотивации,
  • на чувстве собственного достоинства,
  • на личных интересах сотрудника,
  • на усилении мотивов,
  • на оценке выполненной работы,
  • на удовлетворении потребностей,
  • на процессе мотивации.

Хорошая мотивационная программа увеличивает оборот и прибыль компании, улучшает качество выполненной работы, развивает творческий подход, повышает работоспособность, способствует сплоченности и солидарности, улучшает репутацию фирмы, что способствует решению поставленных целей в компании.

б) Методы косвенного воздействия

К косвенным относятся такие методы, которые не требуют непосредственного контакта, но продолжительны по времени воздействия. Они предусматривают наличие специальных условий: создания значимой ситуации для объекта воздействия и организации его поведения в зависимости от логики обстоятельств. Косвенные методы обычно применяются в двух формах: как воздействие через группу, и как воздействие через условия, обстоятельства и ситуацию в целом. К ним можно отнести: метод ориентирующей ситуации, метод символической регуляции, метод изменения роли, метод формирующего стимулирования.

Метод ориентирующей ситуации предусматривает создание определенной обстановки, которая ориентирует поведение подчиненных в нужном руководителю направлении. При этом подчиненные не знают, что ситуация соответствующим образом ориентирована и полагают, что сами изменяют отдельные элементы своего поведения. Например, желая улучшить внешний вид подчиненных, руководитель развешивает везде, где это возможно, зеркала. Чтобы избежать массового увольне-

Управленческо-воспитательное влияние

Управленческо-воспитательные методы подразумевают совокупность мыслительных или практичных приёмов, при выполнении которых достигают необходимых результатов. Это определенная система принципов, дающая установку на формирование продуктивной деятельности в социальной психологии.

Управленческо-воспитательное влияние подразделяется на:

  • Мыслеформы, создающие необходимые психические процессы, это взгляды, представления;

  • Упражнения, формирующие деятельность и активизирующие положительные успехи;

  • Оценка и самооценка, которая определяет поступки, стимулирующая деятельность и оказывающая помощь в регуляции поведения.

Новые методы управления персоналом

Современные методы управления персоналом – это такие методы, которые основаны на индивидуальности каждого сотрудника, на его интеллектуальности и работоспособности. Устоявшиеся традиционные методы управления давно устарели, хотя в некоторых случаях без них обойтись нельзя.

Какие же современные методы и стили управления персоналом в российских компаниях может предложить менеджмент?

«Если сделаете…, то получите…»

Творческая работа несовместима с материальными премиями, если их получение напрямую связано с результатом творческой деятельности. Она даже мешает ей, так как концентрирует мышление, не давая простора воображению.

Творческая работа требует внутренней мотивации

Современная методология управления персоналом организации говорит о том, что внутренняя мотивация очень важна. Она позволяет работать намного более продуктивно просто потому, что сам процесс работы нравится сотруднику. Если он занимается нелюбимым делом, то даже большие деньги вряд ли принесут большую работоспособность. Работа персонала должна базироваться на «трех китах»: самостоятельность, профессионализм, целенаправленность.

Гибкий график работы

Исследования показывают, что уровень успешности компании, не устанавливающей количество часов, которые нужно ежедневно проводить на работе, значительно повышается, а уровень текучести кадров заметно падает. Однако специалисты считают, что в России, где уровень организованности персонала достаточно низкий, такой метод пока что неприемлем.

Удаленная работа

Удаленная работа требует самостоятельности и профессионализма – очень сложно заставлять себя работать дома, поэтому такую практику признают не все российские компании (хотя в США работа дома очень распространена, что объясняется высокой степенью организованности сотрудников). Тем не менее, в России удаленная работа теперь не является чем-то необычным – программисты, аудиторы, переводчики нередко работают в домашних условиях.

Социально-психологические методы менеджмента

Успех
любого дела определяется тем, насколько активно и сознательно участвуют
в нем люди. Вот почему обеспечивающими и основополагающими для
руководителя являются социально-психологические методы менеджмента,
направленные на управление социально-психологическими процессами в
коллективе по достижению поставленной цели при условии сохранения
здоровья работников и благоприятного морально-психологического климата в
коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов
(табл. 4.5).

В основе использования
социально-психологических методов менеджмента лежат социальные
отношения, возникающие в процессе производства и влияющие на конечный
результат деятельности предприятия.

Из социологических исследований известно,
что производственные коллективы успешно решают свои задачи, если имеется
благоприятный «социальный климат» между членами коллектива, между
руководителями и коллективом.

Опыт зарубежных стран показывает, что
отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на
административном принуждении. Имущественное неравенство может быть
любым, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами.

Нарастание социальных противоречий становится препятствием росту производительности труда и уровня жизни.

Социологические методы управления разнообразны (рис. 4.7).

Обязательными условиями создания
благоприятного социального климата являются добровольность, равноправие,
ответственность, самоограничение и взаимные уступки как между
руководителями и коллективом, так и внутри трудового коллектива.

Таблица 4.5

Общая характеристика социально-психологических методов


Рис. 4.7. Социологические методы управления

Источники социологической информации:

  • статистическая документация;
  • статистические справочники;
  • коллективное обсуждение проблем;
  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • интервью.

Отношения управления выступают как
психологические взаимоотношения людей. Управление психологическими
процессами предполагает учет психологии коллектива, менеджера,
управления, взаимоотношений людей.

Исследования показывают, что результат
производства во многом предопределяется решением вопросов подбора
кадров, влиянием на психику работника с целью повышения
производительности труда, формированием «нового» работника.

Психологические методы управления представлены на рис. 4.8.

Рис. 4.8. Психологические методы управления

Социально-психологические методы направлены на решение следующих задач:

  • повышение производственной и творческой активности членов трудового коллектива;
  • формирование благоприятного социально-психологического климата;
  • эффективное использование различных форм морального поощрения;
  • воздействие на групповое самосознание коллектива.

Ситуации для обсуждения

1.
Необходимо разработать мероприятия по стабилизации кадров на
предприятии. Какие методы менеджмента использовать? Сформулируйте
мероприятия.

2. На одном предприятии был поставлен
эксперимент. Через месяц результаты были следующими: станок всегда был в
порядке, рабочий стал помогать друзьям в бригаде, его сменная выработка
увеличилась на 15%. Охарактеризуйте сущность эксперимента. С помощью
каких мероприятий можно достичь описанного результата?

3. При решении вопросов повышения
квалификации кадров целесообразна ли их стажировка за рубежом?
Необходимо ли приглашать менеджеров из-за границы для работы на
российских предприятиях?

показать содержание

2.2. Основные методы социального управления

На практике
управления одновременно применяют различные
методы и их сочетание (комбинации). Все
методы управления органически дополняют
друг друга, находятся в постоянном динамическом
равновесии.

В конкретном
методе управления определенным образом
сочетаются (взаимодействуют) и содержание,
и направленность, и организационная форма.
В связи с этим можно выделить следующие
методы управления:

• организационно-административные,
основанные на прямых директивных указаниях;

• экономические,
обусловленные экономическими стимулами;

• социальные
и социально-психологические, применяемые
с целью повышения социальной активности
людей;

• самоуправление
как разновидность саморегулирования
социальной системы.

Важно определить
оптимальное сочетание, рациональное
соотношение организационно-административных,
экономических и социальных методов. В наиболее
общем виде все методы управляющего воздействия
можно разделить на две группы: основные и комплексные. К основным относятся
те, в которых четко выделяется содержательный
аспект по признаку соответствия методов
управления требованиям тех или иных объективных
законов (например, социальных, экономических,
организационно-технических и др.). Сложными, или комплексными,
методами социального управления являются
комбинации основных методов

В наиболее
общем виде все методы управляющего воздействия
можно разделить на две группы: основные и комплексные. К основным относятся
те, в которых четко выделяется содержательный
аспект по признаку соответствия методов
управления требованиям тех или иных объективных
законов (например, социальных, экономических,
организационно-технических и др.). Сложными, или комплексными,
методами социального управления являются
комбинации основных методов.

По содержанию 
методы социального управления отражают
требования различных объективных законов
социального развития: экономических,
организационно-технических, демографических,
социологических, психологических и т.д.
В связи с этим различают экономические,
организационно-административные, социальные
и социально-психологические методы управления.

Социальные методы
управления связаны со способами достижения
социальных целей через постановку социальных
целей, повышение качества жизни, укрепление
социальных организаций, повышение социальной
зрелости общества, его отдельных структур,
менеджеров в первую очередь.

Социальные
методы менеджмента включают широкий
спектр методов социального нормирования,
социального регулирования, морального
стимулирования и др.

Методы социального
нормирования позволяют упорядочить социальные
отношения между социальными группами,
коллективами и отдельными работниками
путем введения различных социальных
норм. К конкретным методам социального
нормирования относятся правила внутреннего
трудового распорядка, правила внутрифирменного
этикета, формы дисциплинарного воздействия.

Методы социального
регулирования используются для упорядочения
социальных отношений путем выявления
и регулирования интересов и целей различных
коллективов, групп и индивидуумов. К ним
относятся договоры, взаимные обязательства,
системы отбора, распределения и удовлетворения
социальных потребностей.

Методы морального
стимулирования используются для поощрения
коллективов, групп, отдельных работников,
достигших определенных успехов в профессиональной
деятельности.

Социальные
методы управления включают в себя социально-психологические способы
и приемы воздействия на процесс формирования
и развития коллектива, на процессы, протекающие
внутри него. Социально-психологические
методы управления отличаются своей мотивационной
характеристикой, определяющей направление
воздействия. Среди способов мотивации
выделяют следующие: внушение, убеждение,
подражание, вовлечение, принуждение и
понуждение, побуждение и др. Целями применения
социально-психологических методов является
обеспечение растущих социальных потребностей
человека, его всестороннее гармоничное
развитие и повышение на этой основе трудовой
активности личности и эффективной деятельности
коллективов.

Цели и принципы управления персоналом в современной организации

Принципы и методы управления персоналом включают философию организации, методики оценки рынка трудовых ресурсов, концепцию и стиль руководства, кадровую политику, программы адаптации молодых специалистов, материальное стимулирование.

Правила и нормы, которым должны следовать менеджеры, основаны на общественно-экономических закономерностях, исследованиях и разработках в эргономике, социологии, психологии и педагогике.

Руководство персоналом осуществляется на принципах:

  • научного планирования;
  • постановки целей и контроля их исполнения;
  • объединения коллективных усилий и лидерства;
  • единоначалия и делегирования полномочий;
  • системности и синергизма;
  • правовой защищенности;
  • соответствия поставленной задачи интеллектуальным, психологическим и физическим возможностям работника;
  • взаимозаменяемости на основе должностных инструкций;
  • непрерывного повышения квалификации.

Стратегии управления персоналом

Корпоративное руководство при разработке долгосрочных планов развития и новых бизнес-проектов должно учитывать кадровые вопросы. Это необходимо с целью:

  1. Планирования подготовки сотрудников под будущие нужды.
  2. Определения достаточных размеров оплаты труда для сохранения талантливых специалистов.
  3. Подбора профессионалов с лидерскими качествами на ключевые посты.
  4. Индивидуальной и групповой адаптации к переменам.
  5. Осуществления эффективной коммуникации между всеми организационными уровнями.

Для осуществления планов корректировке подвергаются организационная структура, условия трудовой деятельности, производится ротация и переподготовка специалистов.

Составляющие стратегии в области кадров:

  • охрана труда и ТБ;
  • методы разрешения конфликтов (социальных и производственных);
  • корпоративная этика;
  • разработка квалификационных и должностных требований;
  • совершенствование механизмов мотивации и социальной помощи.

Технологии управления

Технология управления персоналом – это набор приемов и методик решения проблем, связанных с кадрами на всех организационных уровнях и во всех сферах деятельности компании.

Существуют технологии для отбора и найма сотрудников, сохранения ценных работников, развития карьеры, поддержания трудоспособности, экстренных мер.

Методики могут быть традиционными и инновационными, отраслевыми или разработанными консалтинговыми партнерами. Различают апробированные технологии и экспериментальные.

Современные подходы к управлению персоналом на каждом из уровней

Для эффективного управления персоналом в компании выделяются структуры:

  1. Организационная. Воздействие на сотрудников оказывают высшее руководство (общая стратегия, карьерное продвижение, распределение материальных ресурсов), среднее звено – начальники отделов или подразделений (постановка задач, контроль исполнения, премиальное вознаграждения, продвижение по службе), менеджеры групп (ежедневное распределение обязанностей, трудовой распорядок, оценка деятельности).
  2. Функциональная. Подчинение одного работника нескольким руководителям.
  3. Матричная. Создается для осуществления отдельных проектов. Может возникать ситуация, когда один сотрудник выполняет работу в выделенной группе и одновременно должностные обязанности в составе отдела. В этих случаях он попадает под перекрестное подчинение.

Что такое HR-консалтинг и зачем он нужен

При реализации новых бизнес-проектов, при инновационных переменах, изменениях организационной структуры компания привлекает специалистов со стороны – HR-консультантов.

Они могут выполнять такие функции:

  1. Оценка трудового потенциала (аудит).
  2. Подготовка рекомендаций по изменению штатного расписания, структуры управления, кадровой политики.
  3. Пересмотр мотивационной системы и трудовых отношений.
  4. Составить программу переобучения.
  5. Разработать методики сплочения коллектива.

Специалистов из консалтинговых агентств нанимают для работы над брендом компании (в части, касающейся сотрудников).

Методы управления (МУ)

Основные методы управления персоналом делятся на такие виды:

  1. Социально-психологические. Руководство осуществляется на личном или коллективном уровне. В основе концепции лежат законы функционирования человеческой психики и группы.
  2. Административно-правовые. В качестве базы используют трудовое, гражданское, административное, уголовное законодательство Российской Федерации.
  3. Экономические. Отталкиваются от неизменных закономерностей функционирования экономики, трудовых затрат и вознаграждения.

Заключение

Одной из важнейших проблем современного менеджмента является построение и совершенствование системы управления. При всём многообразии подходов к решению этой проблемы невозможно определить универсальные методы и приёмы построения, т. к. каждая организация имеет свои индивидуальные особенности.

 Основу для построения эффективной системы управления должна дать работа кадровой службы, значение которой в последнее время всё возрастает. Кадровое подразделение становиться центром кадровой политики. Современное планирование и развитие производства уже не может обходиться без эффективной работы кадровых служб.

 Поэтому важнейшим фактором успеха становится непрерывное теоретическое и практическое обучение руководителей нового типа: высокопрофессиональных, компетентных в широком круге экономических, социальных и технологических вопросов, с высоким чувством ответственности за результаты деятельности.

 Каким бы прогрессивным и передовым не был зарубежный опыт, ценность его не только в том, чтобы служить образцом для подражания, но главным образом в том, чтобы быть ключом к анализу собственного опыта и практики, уметь в них разобраться, получить материал для сравнений и сопоставлений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector