«инклюзивное обучение детей с овз как новая образовательная практика» статья по коррекционной педагогике

Обоюдная работа

С рекомендациями комиссии родители имеют право обратиться в любую выбранную общеобразовательную школу, и там ребенка должны будут принять, а рекомендации — исполнить.

Это в теории. На деле, говорит Ольга Седых, большинство школ сегодня в принципе не готовы работать с детьми с особенностями и не готовы перестраиваться. Причин, по ее мнению, две: нежелание брать на себя дополнительную нагрузку, втягиваясь в достаточно трудоемкий процесс, и недостаток финансирования. Нередко они взаимосвязаны: «Государство гарантирует создание специальных условий в школах, но расходными обязательствами это является для субъекта, то есть для региона. Таким образом, разное финансовое положение регионов приводит к тому, что средств на это постоянно не хватает, — рассуждает собеседница издания. — В результате, помимо общей неготовности школ к инклюзии, недостаток финансовых средств приводит к тому, что ребенок вызывает неприятие уже на уровне образовательной организации, потому что школа вынуждена искать средства на то, чтобы обеспечить ему необходимые условия».

То, как учебное заведение относится к внедрению инклюзии, во многом зависит от объемов финансирования, полностью согласна оргсекретарь межрегионального профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова. При этом если в Москве еще можно найти успешные примеры, то в регионах ситуация, по ее мнению, намного хуже.

«В регионах в большинстве случаев появление в классе ребенка с ОВЗ никак не меняет оплату труда педагога, хотя основная нагрузка ложится именно на учителя: это он составляет специальную программу и, как правило, уделяет дополнительное время ребенку во время урока. На ставку тьюторов у большинства школ в принципе нет ресурсов», — рассказывает она.

Из-за нехватки средств возникают проблемы с количеством часов, которые педагоги могут посвятить в том числе надомникам, дополнительными ставками тьюторов, ассистентов, логопедов, дефектологов. Со специальной подготовкой учителей и просто с оснащением зданий, перечисляют и в ВОРДИ, и в профсоюзе «Учитель».

В инклюзивном порядке: как совместное обучение детей меняет школы

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Отказать школа не может по закону. В этом случае родители могут обратиться с жалобой в прокуратуру с просьбой защитить право их ребенка на получение образования. За отказ принять ребенка в школу и обеспечить ему необходимые условия штраф может грозить в том числе директору. Но когда речь идет об инклюзии, давление — не самый эффективный путь, говорят в ВОРДИ.

«Поступление такого ребенка в школу — это всегда обоюдная работа родителя и образовательной организации над принятием этого ребенка, то есть воспитания эмпатии родительского сообщества и детей, — говорит Ольга Седых. — В этой ситуации всегда желательно, чтобы был какой-то диалог, потому что иначе ребенка в школе будут воспринимать как навязанную им дополнительную нагрузку и отношение будет соответствующее».

Несколько лет назад в России возникло движение родителей, выступавших против сокращения числа коррекционных школ (оно пришлось на середину 2010-х) и перехода детей с особыми потребностями в обычные учебные заведения. Но даже с учетом всех имеющихся сложностей коррекционные школы проблему не решают, уверена Ольга Мирясова. Во-первых, проблема в их расположении. Если школа единственная на целый округ, возить туда ребенка для многих будет просто нереально. В Подмосковье их лишь несколько на целую область. И там проблема расстояния стоит еще серьезнее.

Во-вторых, потребности у детей разные, и многим — например, детям с РАС — социализация действительно необходима. Наконец, напоминает она, многие коррекционные школы работают по принципу интернатов — и это тоже дополнительная травма для ребенка: «Это все-таки ситуация казармы».

Психологические особенности детей с ОВЗ

Психологические особенности ребенка с ОВЗ зависят от вида заболевания и его личных психических характеристик.

Вместе с тем, таким ребятишкам в разной степени присущи следующие характерные черты:

Низкий уровень информированности об окружающем мире в связи с ограничениями в познании

Рассеянное внимание, отсутствие способности к концентрации. Это происходит из-за низкой интеллектуальной активности

Недостаточность навыков самоконтроля, отсутствие интереса к обучению. Ограниченный объем памяти. Запоминание чаще кратковременное и поверхностное. Минимальная мотивация к познавательной деятельности. Низкая игровая активность. Перечень игр скудный, сюжеты однотипные и банальные. Очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности организма. Ребенок с ОВЗ быстро устает и нуждается в отдыхе. Повышенная утомляемость. Отсутствие «смышлености», низкая скорость обработки поступающей информации. Инфантилизм, т.е. отставание в развитии от своих сверстников, несоответствие характеристик эмоционально-волевой сферы действительному возрасту. Неразвитость крупной и мелкой моторики.

Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают повышенной тревожностью и раздражительностью. Они впечатлительны, реагируют на малейшие изменения тона голоса, обидчивы, плаксивы и беспокойны. В ряде случаев наблюдаются сильная возбудимость, агрессивное поведение

Социально-экономическая интеграция

Она считается высшей ступенью разделения труда на международном уровне. Экономическая интеграция связана с формированием устойчивых и глубоких взаимосвязей объединений государств. Это явление основывается на проведении согласованной политики разными странами. В ходе такой интеграции происходит сращение процессов воспроизводства, активизируется научное сотрудничество, создание тесных торговых, хозяйственных связей. В результате возникают зоны преференций, свободного товарообмена, таможенные союзы, общие рынки. Это приводит к формированию экономического союза и полной интеграции.

Какие заболевания входят в ОВЗ

В таблице приведены основные группы заболеваний ОВЗ, характерные для каждого из видов.

Как указано выше, ребенок с ОВЗ может иметь несколько перечисленных заболеваний одновременно, что усугубляет степень ограничения жизнедеятельности.

Группы детей с ОВЗ Описание заболеваний
Дефекты слуха 1.Полная глухота. Характеризуется не способностью восприятия звуков и овладению речевыми навыками.
2. Дети, глухие от рождения или оглохшие в младенчестве не имеют возможности обучению речи. Если глухота наступила позднее, у ребенка развиты речевые навыки.
Аномалии зрения

1. Незрячие дети, зрительные ощущения отсутствуют (полная слепота). Может иметь место светоощущение или остаточное зрение – умение распознавать контуры и силуэты предметов и людей.

2. Слабовидящие ребятишки. Острота зрения колеблется в пределах от 0,05 до 0,2

Нарушения речи

1. Заболевания, в результате которых речевые возможности ограничены на первых стадиях развития.
2. Состояния могут не являться следствием неврологических механизмов или, к примеру, умственной отсталостью.

3. Сочетаются с проблемами чтения и правописания.

Дефекты опорно-двигательного аппарата

В этой группе заболеваний:

сколиозы;

периферические параличи и парезы;

детский церебральный паралич;
последствия полиомиелита.

Нарушение интеллекта

1. Расстройства речи и языка.

2. Слабоумие.

3. Различные формы умственной отсталости.

4. Расстройства развития учебных навыков.

Аномалия аутистического спектра Детский или атипичный аутизм, характеризующийся отклонениями в осуществлении коммуникативных навыков, комплексом стереотипных интересов и действий.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Определение интеграции

Интеграцию впервые изучили Парк и Берджесс в 1921 году с помощью концепции ассимиляции. Они определили его как «процесс взаимопроникновения и слияния, в котором люди и группы приобретают воспоминания, чувства и отношения других людей и групп и, делясь своим опытом и историей, включаются с ними в общую культурную жизнь».

В то время как некоторые ученые предложили теорию ассимиляции, утверждая, что иммигранты будут ассимилироваться в принимающем обществе в экономическом, социальном и культурном плане на протяжении последующих поколений, другие разработали теорию мультикультурализма, ожидая, что иммигранты смогут сохранить свою этническую идентичность в процессе интеграции, чтобы сформировать принимающее общество. с разнообразным культурным наследием.

Исходя из теории ассимиляции, третья группа ученых предложила теорию сегментированной интеграции, подчеркнув, что разные группы мигрантов могут следовать разным траекториям в направлении восходящей или нисходящей мобильности в разных измерениях, в зависимости от их индивидуальных, контекстных и структурных факторов.

Список использованной литературы

  1. Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании //Периодический журнал научных трудов «Фэн-наука» — 2013. — №1 (16). — С. 17-20
  2. Инклюзивное образование в России: право, принципы, практика / под ред.: М.Ю. Перфильевой. — М.: Транзит-ИКС, 2009. — 88 с.
  3. Мёдова Н.А. Инклюзивное образование в схемах и таблицах. — Томск, 2012. — 24 с.
  4. Перфильева М.Ю., Симонова Ю.П., Прушинский С.А. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования / под ред. Т.Г. Туркиной. – М.: Перспектива, 2011. – 57 с.
  5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы» // Собрание законодательства РФ, 28.04.2014, N 17, ст. 2058
  6. Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015годы»// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101909/?frame=1#c6
  7. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В.Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.
  8. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями принята 7-10 июня 1994 г.
  9. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.
  10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N1897 // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

Измерения

По сравнению с другими измерениями интеграции, социальная интеграция больше фокусируется на степени адаптации иммигрантами местных обычаев, социальных отношений и повседневной практики. Обычно это измеряется через социальные сети, язык и смешанные браки. Наиболее часто используемым показателем социальной интеграции является социальная сеть, которая относится к связи, которую иммигранты устанавливают с другими членами принимающего общества. В то время как одни исследователи используют в качестве меры общее количество друзей иммигрантов, другие используют частоту общения с друзьями. Недавние исследования, опубликованные в 2020 году, используют доступ к социальной деятельности (например, возможность присоединиться к местной спортивной команде) в качестве меры социальной интеграции. Стоит отметить одну вещь: все больше и больше исследований различают местных друзей от друзей-иммигрантов, потому что первое считается более важным для интеграции иммигрантов в местное общество, чем второе.

Язык — еще одна важная переменная, определяющая степень социальной интеграции иммигрантов. Более высокий уровень владения местным языком дает больше возможностей общаться с местным населением и лучше понимать местную культуру. Типичный вопрос, используемый в опросе, звучит так: «Понимаете ли вы язык местного населения?» В Соединенных Штатах, например, свободное владение английским языком является широко используемым показателем, и его легко найти в отчете об иммиграции.

Смешанные браки также являются показателем социальной интеграции. Тех, кто не состоит в браке, спросят: «Не могли бы вы выйти замуж за местного жителя?»; для тех, кто женат, вопрос будет таким: «Хотели бы вы, чтобы ваши дети подумали о браке с местным жителем?» Ответы на эти вопросы являются хорошим показателем желания иммигрантов интегрироваться в принимающее общество.

Презентация на тему: » Модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.» — Транскрипт:

1

Модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья

2

Социально-образовательная интеграция Особая педагогическая система которая характеризуется: — открытостью — гибкостью — динамичностью

3

Принимает на себя ответственность за процесс и результаты совместного обучения, воспитания и развития детей с разным уровнем и темпом психофизического развития; имеет адекватную потребностям, возможностям и способностям воспитанников и обучающихся предметно- развивающую, материально-техническую и образовательно-воспитательную среду;

4

обеспечивается совместной мультидисциплинарной деятельностью команды специалистов, тесно взаимодействующих как с родителями, так и со специалистами иного профиля, заинтересованных в максимально эффективной социальной и образовательной адаптации воспитанников и обучающихся;

5

имеет мощную организационную и методическую поддержку со стороны органов образования и структур, отвечающих за профессиональное становление и повышение квалификации специалистов, включенных в интеграционные процессы.

6

Принципы интегрированного обучения: Ранняя диагностика и коррекция; обязательная коррекционная помощь каждому ребенку, интегрированному в общеобразовательное пространство вне зависимости от формы интеграции, которую предпочли родители ребенка; продуманный и обоснованный отбор детей для интегрированного обучения.

7

Задачи интеграции: Определение системы показаний для осуществления интеграции ребенка с разным уровнем психофизического развития в общеобразовательные учреждения; разработка содержания и форм специализированной поддержки детей, интегрированных в общеобразовательные учреждения; разработка и апробация вариативных индивидуальных программ воспитания, обучения и развития учащихся с психофизическими нарушениями в общеобразовательных учреждениях.

8

ИНТЕГРАЦИЯ – выборочное помещение учеников с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные школы или создание специальных классов, ученики которых часть учебного времени проводят со своим сверстниками с нормативным темпом развития.

9

ИНКЛЮЗИЯ – глубокое помещение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему и членам его семьи различных поддерживающих услуг.

10

Формы интегрированного обучения детей с ОВЗ: Комбинированное – когда ученик с отклонениями в развитии способен обучаться в классе здоровых детей, получая при этом систематическую помощь со стороны учителя-дефектолога, логопеда, психолога;

11

Частичное – когда обучающиеся с отклонениями в развитии не способны на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать, образовательной программой, в этом случае часть дня они проводят в спец классах, а часть дня – в обычных кассах.

12

Временное – когда дети, обучающиеся в специальных классах, и учащиеся обычных классов объединяются не реже двух раз в месяц для совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных мероприятий воспитательного значения.

13

Полное – когда 1-2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада или классы (дети с ринолалией, слабовидящие или дети с кохлеарным имплантатом); эти дети по уровню психофизического, речевого развития почти соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками; коррекционную помощь они получают по месту обучения, или ее оказывают родители под контролем специалистов.

Концепция Ю. Хабермаса

В рассуждениях о жизненной структуре и мире в пределах концептуальных стратегий ученый заявляет, что фундаментальным вопросом теории является задача соединения удовлетворительным образом два направления, обозначенные понятиями «жизненный мир» и «структура». По Хабермасу, первая и есть «социальная интеграция». В рамках стратегий описывается еще один немаловажный фактор. Им является коммуникация. Подход к исследованию концентрируется на нескольких элементах. В первую очередь это жизненный мир. Кроме этого, анализируется характер интеграции системы действий посредством нормативно установленного либо достигнутого при коммуникации консенсуса. Теоретики, отталкиваясь от последнего, отождествляют объединение индивидов с жизненным миром.

Условия интеграции учеников с ОВЗ

Возможность интегрированного обучения – в школе, в классе с обычными одноклассниками с освоением учебного плана, приближенного к общеобразовательному, рассматривается заранее. Родители изначально должны понимать, с чем столкнутся они и их ребенок. Сейчас образовательная система настроена на то чтобы как можно больше детей с инвалидностью и ОВЗ могли учиться в интегрированной инклюзивной форме. Так как это благотворно влияет как на детей с ограниченными возможностями, обеспечивая ему пребывание в адекватном социуме и на окружающих его учеников, обучая их пониманию и толерантности.

Условия интеграции разделяются на две категории внутренние – готовность самого ученика к интеграции и внешние – возможность окружения.

Внешние условия интеграции это:

  • своевременная и ранняя диагностика заболевания приводящего к нарушению развития;
  • коррекционная работа в дошкольном учреждении;
  • желание семьи, чтобы школьник учился в обычной общеобразовательной школе;
  • готовность оказывать помощь в обучении;
  • возможность оказания квалифицированной помощи;
  • наличие учебного заведения готового создать условия для интегрированного инклюзивного или домашнего обучения.

Внутренние условия — это возможность организма, способность и желание ребенка учиться в обычной школе. Перед тем как обращаться к инклюзивной форме обучения лучше прийти спокойно погулять осмотреться, чтобы новая обстановка его не пугала. Если у него нет стремления к этому, он не заинтересован работе в коллективе, то общее психологическое давление может усугубить течение его заболевания.

Т. Парсонс

Он считал, что социальная адаптация и интеграция – явления, имеющие тесную связь. Парсонс утверждал, что становление и поддержание взаимоотношений и взаимодействий является одним из функциональных условий равновесия в коллективе наряду с достижением целей и сохранением ценностей. Для исследователя социальная адаптация и интеграция обеспечивают солидарность индивидов, необходимую степень их лояльности по отношению друг к другу и к структуре в целом. Стремление к объединению людей считается фундаментальным свойством, функциональным императивом социетального коллектива. Он, выступая как ядро общества, обеспечивает разные порядки и степени внутренней интеграции. Такой порядок, с одной стороны, требует определенной и ясной солидарности в последовательности нормативной модели, а с другой, — социетальной «координированности» и «гармонии». Таким образом, интеграция социальной деятельности обладает компенсаторным характером. Она способствует восстановлению равновесия после прошедших возмущений и гарантирует воспроизводство и непрерывность коллективного существования.

Недостатки действующих государственных программ

Мероприятия, которые осуществляются в рамках госполитики, не устраняют полностью возникшие проблемы. Молодежь нуждается в системных мерах. Рассматривая комплекс мероприятия, направленных на создание условий для интеллектуальной, творческой, профессиональной, культурной самореализации индивида, следует отметить недостаточность разработанных проектов. Это, в свою очередь, актуализирует вопрос планирования функционирования соответствующих институтов на базе не только ситуационного подхода. В практику необходимо внедрять и системные методы. Поиск дополнительных резервов нельзя ограничивать кругом профессиональных, досуговых и прочих организаций. Следует пересмотреть приоритеты и функции всех институтов, организацию всей модели их взаимодействия.

Актуальность вопроса

В настоящее время отмечается тенденция к интеграции разных дисциплин. Это обуславливается увеличением объема фактического материала наук, пониманием сложности исследуемых предметов, законов, феноменов, теорий. Все это не может не отражаться и на педагогической практике. Это подтверждается и расширением числа дисциплин, изучаемых в учебных заведениях нового типа. Следствием процессов является повышение внимания к межпредметным взаимодействиям в рамках организационно-методического обеспечения. В учебные планы общеобразовательных школ вводятся различные интегративные по содержанию дисциплины (ОБЖ, обществознание и пр.)

Принимая во внимание довольно обширный опыт, сформировавшийся в педагогической сфере, можно говорить о сложившемся подходе, связанном с исследованием и использованием методик в воспитании и обучении для повышения их результативности

Исследования Н. Н. Федотовой

Она считает, что любое определение социальной интеграции не будет универсальным. Свою позицию Федотова объясняет тем, что в них учитываются только немногие компоненты, функционирующие в мире. Социальная интеграция, по мнению ученого, представляет собой комплекс феноменов, за счет которых происходит соединение разнородных взаимодействующих звеньев в целое. Она выступает в качестве формы поддержания определенного равновесия и устойчивости в объединениях индивидов. При анализе Федотова выделяет два ключевых подхода. Первый связан с интерпретацией интеграции в соответствии с общими ценностями, второй – на основе взаимозависимости в условиях разделения труда.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Выводы

Пространство общественной интеграции, таким образом, способствует становлению коммуникативной модели человека. Оно предоставляет возможность сознательно и бессознательно постигать необходимые, адекватные и продуктивные практики интеракционирования с помощью освоенных раньше ролей. В результате у индивида формируется поведение, ожидаемое коллективом, обусловленное статусом субъекта – его позицией, связанной с конкретными правами, обязанностями и нормами. Социальная интеграция в целом сводится к:

  1. Объединению людей на базе общих ценностей и взаимной зависимости.
  2. Формированию практик взаимодействия и межличностных связей, взаимоадаптации между коллективами и индивидами.

Выше рассмотрено множество концепций. На практике единая теория, с помощью которой можно было бы выявить универсальные основания феномена, отсутствует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector