Организация коррекционной работы при расстройствах аутистического спектра на основе прикладного анализа поведения (ава-терапия) (340ч)

Примечания

  1. Dardig, Jill C.; Heward, William L.; Heron, Timothy E.; Nancy A. Neef; Peterson, Stephanie; Diane M. Sainato; Cartledge, Gwendolyn; Gardner, Ralph; Peterson, Lloyd R.; Susan B. Hersh. Focus on behavior analysis in education: achievements, challenges, and opportunities (англ.). — Upper Saddle River, NJ: Pearson/Merrill/Prentice Hall, 2005. — ISBN 0-13-111339-9.
  2. Варгас Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости. — М.: Оперант, 2015.
  3. Cooper et al. Applied Behavior Analysis (неопр.). — С. 20. — ISBN 0-675-20223-X.
  4. Cooper et al. Applied Behavior Analysis (неопр.). — С. 16. — ISBN 0-675-20223-X.
  5. Cooper et al. Applied Behavior Analysis (неопр.). — С. 17. — ISBN 0-675-20223-X.
  6. Skinner, B.F. About Behaviorism (неопр.). — New York: Knopf (англ.)русск., 1974. — ISBN 0-394-49201-3.
  7. Malott, Richard W.; Trojan, Elizabeth A. Principles of Behavior (неопр.). — 5th. — Upper Saddle River, NJ: Pearson/Prentice Hall, 2004. — С. 9. — ISBN 0-13-048225-0.
  8. Johnston, James M.; Pennypacker, H.S. Strategies and tactics of behavioral research (англ.). — Hillsdale, NJ: Erlbaum Associates, 1993a. — P. 23. — ISBN 0-8058-0905-8.
  9. Cooper et al. Applied Behavior Analysis (неопр.). — Columbus: Merrill, 1987. — С. 26. — ISBN 0-675-20223-X.
  10. Cooper et al. Applied Behavior Analysis (неопр.). — Columbus: Merrill, 1987. — С. 33. — ISBN 0-675-20223-X.
  11. ↑ Michael, J. (2004). Concepts and principles of behavior analysis (rev. ed.) Kalamazoo, MI: Society for the Advancement of Behavior Analysis.
  12. Flora, S.R. (2004). The power of reinforcement. Albany: State University of New York Press.
  13. Cooper et al. Applied Behavior Analysis (неопр.). — С. 27. — ISBN 0-675-20223-X.
  14. Cooper et al. Applied Behavior Analysis (неопр.). — С. 355. — ISBN 0-675-20223-X.
  15. Reese E.P. (1966). The analysis of human operant behavior. Dubuque, IA: Brown.
  16. Peterson, P. (2007). Promoting generalization and maintenance of skills learned via natural language teaching. SPL-ABA 1(4)-2(1), 97-138
  17. Лори Фрост, Энди Бонди. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек(PECS). — Москва: Теревинф, 2011. — С. 312—313. — 416 с. — ISBN 978-5-4212-0026-0.
  18. Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М.: Оперант, 2015.

Программа даст ответы на вопросы:

  • Каковы основные особенности поведения индивида, в том числе в социальной среде?
  • В чём заключается коррекционная работа с ребятами с поведенческими расстройствами?
  • Каковы определение и характеристики АВА-терапии?
  • Как диагностировать отклонения в поведении?
  • Как провести тестирование предпочтений и реализовать безошибочное обучение?
  • Как использовать зрительные стимулы?
  • Как работает случайное обучение в натуральной среде?
  • Каким образом следует отслеживать прогресс при реализации метода пошагового обучения?
  • Что представляет собой учебный процесс отдельными блоками?
  • Какие этические нормы следует соблюдать в работе?

Что такое прикладной поведенческий анализ?

Анализ поведения – это область науки, которая изучает влияние факторов окружающей среды на поведение. В наше время мы понимаем, что любое поведение зависит как от биологических факторов, так и от факторов в окружении человека. Представители самых разных областей, от педагогики до рекламы, изучают, как различные аспекты окружающей среды могут влиять на человеческое поведение, чтобы действовать на знания людей или добиваться своих целей.

Поведенческий анализ отличается от этих сфер деятельности тем, что он является отдельной наукой. В нем используются такие же инструменты, что и в любой другой науке: четкие формальные определения, объективные измерения, контролируемые эксперименты, анализ данных и репликация результатов.

Прикладной поведенческий анализ – это область практического применения всех этих инструментов ради желательных изменений поведения у индивидуальных клиентов. Таким образом, поведенческий аналитик – это ученый и практик в одном лице, который может помочь вашему ребенку в достижении его целей и раскрытии своего потенциала.

Методы и стратегии, используемые в ходе поведенческого анализа

К методам, используемым специалистами в области анализа поведения, относят:

  • «Сцепление». Применяя данную технику, человек разбивает задачу на более мелкие компоненты. Простейшие подзадачи решаются в первую очередь. После того, как решена одна подзадача, можно переходить к следующей. Это продолжается до тех пор, пока задача полностью не будет завершена.
  • «Подсказка». Этот подход включает в себя использование некоторой подсказки, которая наводит человека на желаемую желаемую реакцию. Сюда могут входить вопросы или визуальные сигналы-изображения.
  • Шейпинг. Эта стратегия включает постепенное изменение поведения, ближе и ближе подводящие человека к желаемому поведению.

Теги: бихевиоризм, поведение

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Требования к Слушателям

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании*. 
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости). 

Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.

Бонусы к основной программе

  • Структурное и функциональное картирование головного мозга у людей с РАС (серия вебинаров).
  • Организация эффективного обучения детей с РАС в специальном и инклюзивном образовании (серия вебинаров).
  • Адаптация ребенка с РАС в учебном учреждении.
  • Раннее выявление расстройств аутистического спектра (РАС).
  • Обучение и воспитание лиц с расстройствами эмоциональной сферы (аутистического спектра) и поведения (серия вебинаров).
  • Повышение мотивации к обучению учащихся школьного возраста через деятельности участия (серия вебинаров).
  • Прикладной анализ поведения (АВА-терапия): польза или вред.
  • Этические аспекты применения прикладного анализа поведения– ABA-терапии (серия вебинаров).
  • Особенности этического поведения специалистов прикладного анализа поведения – АВА-терапии (серия вебинаров).
  • Речевое поведение: обучение детей с расстройствами аутистического спектра языковым навыкам.
  • Использование методов прикладного анализа поведения (АВА-терапии) в образовательном процессе (серия вебинаров).
  • Методика сбора данных в прикладном анализе поведения (АВА-терапии).
  • АВА-терапия: структура анализа поведения.
  • Оценка первоначальных навыков детей с расстройствами аутистического спектра (серия вебинаров).

Бессрочный доступ к лекциям, материалам и пособиям основной программы.

Руководители проекта

Юлия Михаиловна Эрц

Руководитель и преподаватель программы профессиональной подготовки поведенческих аналитиков в центре реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир».
Сертифицированный поведенческий аналитик и супервизор ВСВА.
Специализация в сфере поведенческого вмешательства для детей с расстройством аутистического спектра дошкольного и младшего школьного возраста.
Член Израильской Ассоциации Сертифицированных Аналитиков Поведения (IACBA), Израильской Ассоциации Поведенческого Анализа (IABA) и Международной Ассоциации Поведенческого Анализа (ABAI).

Опыт работы
Терапевтическая практика:
С 1999  поведенческая терапия для детей с аутизмом, построение программ ранней интервенции для детей с Аутизмом и РАС, оценка начальных навыков и прогресса, коррекция проблематичного поведения, обучение навыкам самостоятельности и гигиены.

Эффективность при аутизме

Методы ABA очень часто применяются для коррекции поведения при расстройствах аутистического спектра, причём настолько часто, что сами по себе методы ABA часто считают только методами коррекции поведения при аутизме.

В российской дефектологии ряд специалистов указывают на ограничения ABA как поведенческого подхода, ограничивая сферу его применения при аутизме выработкой конкретных навыков и помощью подросткам и взрослым с тяжелой формой аутизма, не получавшим коррекционной помощи в детском возрасте, и отказывая ему в статусе основного, «базового» подхода к коррекции этого нарушения развития. Практики[кто?] ABA отмечают, что в основе применения АВА лежит индивидуальный подход, поэтому иногда поведенческие методики применяются как основной метод абилитации, а иногда — как вспомогательный. Также ABA остается единственным подходом с доказанной эффективностью при оказании помощи детям с аутизмом[].

В рамках прикладного анализа поведения выделилось несколько подходов, ориентированных именно на детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра: обучение методом отдельных попыток (англ. discrete trial training), тренировка ключевого ответа (англ. pivotal responce treatment), спонтанное обучение и прикладное речевое поведение (англ. applied verbal behavior).

Контактные данные

Определение[править | править код]

ABA — это прикладная отрасль науки, в которой принципы бихевиоризма планомерно применяются для улучшения социально значимого поведения и где используется экспериментальное определение значимых переменных для изменения поведения. Это одна из областей применения поведенческого анализа. Оставшиеся две — это бихевиоризм, как область научной философии, и экспериментальный анализ поведения, то есть базовые экспериментальные исследования.

Статья Байера, Вольфа, и Ризли за 1968 до сих пор используется как основное описание метода прикладного анализа поведения. В ней описывается семь определяющих характеристик ABA: прикладной, поведенческий, аналитический, технологический, концептуальный, эффективный и общий.

Характеристики методаправить | править код

Прикладной: ABA уделяет внимание, в первую очередь, социально значимым формам поведения. При этом поведенческие аналитики должны принимать во внимание не только кратковременное изменения поведения, но и так же учитывать то, как эти изменения могут повлиять на клиента, его окружение и на взаимодействие между ними

Поведенческий: ABA работает с поведением, то есть меняется само поведение, а не то, что испытуемый о нём говорит. Для поведенческого аналитика целью является не прекращение жалоб на поведение от клиента, а изменение самого проблемного поведения. К тому же поведение может быть объективно измерено. С тем, что поведением не является, поведенческие аналитики не работают.

Аналитический: Поведенческий аналитик может так или иначе влиять на то поведение, которое следует изменить. В лабораторных условиях запустить или прекратить целевое поведение по желанию экспериментатора, естественно, легче, чем в натуральной среде. Тем более, что на практике это может быть не всегда этично или легко сделать. Байер, Вольф и Ризли считали, что трудности не должны заставлять науку отклоняться от силы её принципов.

Таким образом, они представляли два варианта, которые лучше всего использовать на практике для осуществления контроля над поведением и, одновременно, соблюдением этических норм. Первое — это постоянное отслеживание результата, а второе — это использование нескольких базовых техник одновременно. Отслеживание результата означает, что перед каждым возможным вмешательством со стороны поведенческого аналитика необходимо измерить параметры целевого поведения. Как только определена чёткая картина поведения, производится внешнее воздействие и необходимые параметры поведения вновь измеряются. Если поведение меняется после интервенции, то производится замер новых параметров до тех пор, пока не установится новый стабильный паттерн поведения. Затем, когда вмешательство в поведение прекращается или снижается, то поведение снова измеряется и оцениваются его изменения. Если вмешательство ученого действительно воздействовало на целевое поведение, то параметры поведения должны поменяться одновременно с этими внешними воздействиями.

  • Технологический:Если любой поведенческий аналитик возьмёт описание программы обучения, то он сможет «воспроизвести программу с теми же результатами». Это означает, что программа обучения должна быть очень детально и тщательно прописана, и места для неоднозначности быть не должно. У Купера есть описание хорошего механизма проверки для технологической характеристики: «дайте человеку, квалифицированному в ABA, внимательно прочитать описание процедуры, а затем подробно её воспроизвести. Если он сделает ошибки, добавит лишние операции или опустит какие-нибудь шаги, или задаст вопросы, чтобы уточнить прочитанное, следовательно, описание является недостаточно технологичным и требует доработки.».
  • Концептуальный: Это определяющая характеристика в отношении использования интервенций. Любое исследование и программа в АВА должны быть концептуально обоснованы с точки зрения основополагающих принципов поведенческого анализа.
  • Эффективный: При применении поведенческих техник результат изменения в поведении всегда отслеживается. В частности, работа ведётся не с теоретическим значением переменной, а всегда с практической (социальной) значимостью изменений в поведении.
  • Обобщаемость: Поведенческие аналитики должны ставить такие цели вмешательства, навыки по которым можно применять как можно в большем количестве ситуаций. Изменения в поведении должны длиться в течение долгого времени, в различных условиях, и распространяться на другие виды поведения, а не только на то, которое подвергалось вмешательству. Кроме того, дальнейшее изменение в целевом поведении, уже после прекращения вмешательства, также является примером обобщения.

Специалисты поведенческого анализа используют в своей работе следующие методы:

  1. «Сцепление» — предполагает структуризацию решения проблемы, выделение небольших задач для решения глобальной цели. Таким образом, шаг за шагом решая простые задачи индивидуум приближается к достижению первоначальной цели;
  2. «Подсказка» — использование наводящих вопросов, сигналов или визуальных символов, стимулирующих желаемую реакцию;
  3. «Шейпинг» — представляет собой постепенное изменение поведения от имеющегося к желаемому;
  4. Перенос реакции с одной инструкции на другую — постепенное подведение индивидуума к аналогичной реакции на разные, но аналогичные стимулы;
  5. Метод мини-последствий — предполагает последовательное и повторяющееся использование подкреплений (каких-либо действий или иных последствий) в ответ на каждую реакцию индивидуума.

Несмотря на то, что в настоящее время бихевиоризм уже не является популярным направлением, поведенческий анализ (особенно прикладной) по-прежнему являются активно используемыми методами. В частности, их применяют для:

  • коррекционной работы с детьми и взрослыми, имеющими отклонения в развитии;
  • формирования корпоративного поведения в крупных компаниях и холдингах;
  • борьбы с фобиями, поведенческими расстройствами и зависимостями.

Однако, стоит отметить, что данный метод активнее используется в Америке. В современной отечественной психологии этот метод не так широко распространен так как:

1. Не подкреплен менталистическими объяснениями — поскольку поведенческий анализ является продолжением бихевиоризма, он базируется на восприятии поведения как цепочки последовательных стимулов и реакций. Данное убеждение идет в разрез с современными данными, что ставит под сомнение эффективность самого метода.

2. Сложные научно-технические формулировки — в настоящее время в России достаточно тяжело найти качественную литературу, дающую представление о поведенческом анализе. А та, что имеется — написана сложным научным языком, требующем особого внимания. Кроме того, сам поведенческий анализ предполагает учет огромного количества тонкостей.

3. Отсутствие быстрого результата — процесс поведенческого анализа на практике требует большого количества времени и терпения, то есть тех ресурсов, которых у современных ученых и практиков не так много. Кроме того, трата времени при отсутствии стопроцентной гарантии считается непозволительной расточительностью.

4. Упор на работу с детским аутизмом — основной сферой применения поведенческого анализа в России является коррекция детского аутизма. Таким образом многие наши соотечественники убеждены, что это практически единственный возможный способ прикладного применения поведенческого анализа.

5. Отсутствие возможности ознакомления с поведенческим анализом в образовательном учреждении — в настоящее время ознакомиться с основами поведенческого анализа и уж тем более стать сертифицированным специалистом в России можно только пройдя специальные платные образовательные курсы. В открытых источниках найти доступ к этой информации крайне тяжело. В образовательных учреждениях о поведенческом анализе в лучшем случае упоминают вскользь. Не углубляясь.

Таким образом мы видим, что поведенческий анализ, являющийся методом, вышедшим из неактуального в настоящий момент направления бихевиоризм, является одним из эффективных методов исследования личности. Однако, в силу ряда причин, активно не используется, а применяется узкими специалистами для решения определенных задач.

Список литературы:
  1. : АВА (AppliedBehaviorAnalisis) : терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Р. Шрамм. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.- 208с.
  2. http://www.behavioranalysiseducation.com
  3. http://aboutyourself.ru/behaviorism/chto-takoe-povedencheskij-analiz.html

Текст публикуется в авторской редакции

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Требования к Слушателям:

Обратите внимание! Больше нет необходимости сразу отправлять бумажные документы почтой, Вы это можете сделать в любое удобное время.Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора.Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.

Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании*. 
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Внимание! Принимаются лица от 18 лет. Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи

Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников отдела по организации приема по телефону или через форму обратной связи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector