Развитие и формирование личности в педагогике

Содержание:

Характер как ведущий фактор личностного развития

Преобладающим моментом в формировании личности является характер индивидуума, а их взаимосвязь ярко проявляется в общении, типичном поведении и социальной деятельности. Психология классифицирует 4 группы самой структуры характера: к первой относятся черты характера, которые отражают саму сущность человека (честность, малодушие, трусость, лживость); вторая – предопределяет такие качества как злоба, презрение, доброта – словом, все те свойственные черты, которые присутствует к отношению к другим представителям социума; третья – это, по сути, самооценка самого человека, принятия самого себя (тщеславие, самокритичность, скромность, а также многие другие).

Самая последняя, четвертая – отношение к трудовой деятельности (лень, трудолюбие, пассивность). Все эти особенности характера человека неразрывно связаны с его интересами и предпочтениями в жизни.

Формирование личности и ее типы

Многие ученые пытаются сгруппировать типажи разновидностей людских субличностей. Самая популярная классификация являет собой раздробление на 6 типов личностей, критическое влияние на которые несет та или иная сфера деятельности человека:

  • Религиозная – даже несмотря на прогрессивность современного общества, религия до сих пор имеет сильное влияние на развития отличительных черт характера, причем в дальнейшем они могут приобрести как ярко выраженный отрицательный, но также негативный оттенок;
  • Эстетическая – без сомнения, влияния этики, норм поведения, также играют ключевую роль в формирования личности. Соблюдения нормы приличия, правил хорошего тона сильно обязывают, тем самым оставляя глубокий отпечаток при дальнейшем развитии модели поведения;
  • Теоретическая – проводя аналогию с религией, влияние различных теорий в социуме, могут изменить отличительные черты субъекта;
  • Этническая – принадлежность к определённой национальной разновидности, которая уникальна в своей самобытности, с самого детства формирует аспекты личности, которые при непрерывном пребывание в этой среде, делает в будущем невозможным их видоизменения либо же полного искоренения;
  • Политическая – политические взгляды, принципы, которые исповедует приверженцы различных партий – все это тоже можно классифицировать как разновидность и этапы формирования в целом. Ведь останавливая свой выбор, например, на либералах или радикалах, мы в первую очередь прислушиваемся к внутренним ощущениям: соответствуют ли обещанные цели, а также соответствуют при всем этом методы их достижения нашим интересам и согласны ли с ними наше внутреннее «я»;
  • Экономическая – разумеется, финансовая основа сильно влияет на модель поведения человека и его характер. Располагая теми или иными средствами, мы приобретаем такие необходимые навыки как экономия, просчет трат – это в том случае, если мы с самого детства ограничены материально, но в свою очередь наоборот – мы абсолютно не способны заполучить эти навыки, понять ценность материальных благ, если с самых пеленок будем в избытке ими окружены.

Движущие силы развития личности

Движущей силой развития личности являются противоречия и другие формы психологических феноменов, провоцирующих индивида к самосовершенствованию, к работе над собой. Таким феноменом может служить конфликт между вновь образовавшимися у человека потребностями и отсутствием у него возможности их удовлетворения.

Противоречия могут возникать между:

  • имеющимися способностями и потребностями более высокого порядка;
  • поведением и сознанием;
  • старыми формами взаимоотношений и новыми духовными потребностями;
  • возрастными изменениями физических способностей и их несоответствием привычному образу жизни.

Противоречия подталкивают индивида к деятельности, позволяющей выработать нужные ему свойства и качества личности. Человек активно стремится поменять что-то в своем характере, поведении, образе жизни. Наличие желаний стимулирует постановку и достижение целей. Ради этого человек может поменять социальное окружение, географическое положение, работу, получить дополнительное образование, сменить социальный статус (создать семью, подняться по карьерной лестнице), заняться спортом, избавиться от вредных привычек и приобрести полезные привычки, навыки и умения.

В случае, когда возрастные изменения меняют физические способности не в лучшую сторону, человек вынужден пересмотреть свой привычный образ жизни и найти новые способы самореализации (например, сменить активные занятия спортом на развитие духовного начала или повышение уровня интеллекта и образованности).

Райская недвижимость или как купить квартиру в Тайланде

Послесловие

Развитие личности – процесс трудный и противоречивый, протекающий всю жизнь. Остановка в развитии чревата деградацией и распадом личности.

Формирование личности – целенаправленный и организованный процесс. Вначале его организуют родители и окружение ребенка, позже – сам человек и окружение.

Таким образом, формирование и развитие личности происходит в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и людьми. Однако для того, чтобы стать личностью, нужно научиться ставить границы между пониманием «себя» и «не себя».  Что подразумевает:

  • участие в жизни общества, но не тотальное растворение в нем;
  • умение противостоять и сохранять индивидуальность.

В последнее время актуально говорить не только о созидательном элементе личности, но и творческом начале, под чем и подразумевается «быть творцом жизни».

До сих пор не поставлена точка в вопросе границ влияния биологического и социального в человеке при развитии личности. Продолжаются исследования генов. Ученые не исключают, что в будущем какие-то феномены, признанные приобретенными, будут фактически переведены в категорию наследственных.

Негативные факторы развития личности

Религия

Направлена на отвлечение человека от разумной деятельности и вдалбливании догматов из учения.

Отупляет и зомбирует человека, замыкая в рамках учения.

Призывает к поклонничеству. Захватывает власть. Является средством сбора податей.

Прикрывается духовной чистотой. Вызывает зависимость.

Для связи с Богом «посредники» не нужны.

Еда

Направлена на поддержку и удовлетворение животных инстинктов и позывов.

Сводит питание человека к процессу поглощения модных общедоступных продуктов вредных для организма.

Удовлетворяет вкусовые потребности. Вызывает зависимость.

Наркотики, сигареты, алкоголь

Оказывают воздействие на психику и организм человека, вызывая деградацию психики, уничтожение организма, генетическое воздействие на последующие поколения. Вызывает зависимость.

Видеоряд в телевизоре

Оказывает зомбирующее влияние на человека.

Показывает ему поведенческие шаблоны в тех или иных ситуациях.

Складывает мировоззрение человека.

Пропагандирует интересы владельцев.

Развлекает человека. Вызывает зависимость.

СМИ

Выступают для человека источником информации о происходящем вокруг него, о чем он в силу особенности своей жизни не может знать сам.

Часто являются Средствами Массовой Дезинформации, подменяя правдивые события ложными по причине удаленности субъективного мнения от реалий, умолчанием или намеренной лжи. Вызывает зависимость.

Порно

Направлено на поддержку и удовлетворение животных инстинктов и позывов.

Разлагает личность. Формирует неправильное представление полов друг о друге, вызывая расстройства. Вызывает зависимость.

Идеология личной выгоды

Направлена на взращивание в человеке потребности обладания большим количеством денег любым путем, даже путем попрания человечности и принесения прямого вреда природе или другому человеку. Оправдывается свободами и могуществом. Вызывает зависимость.

Идеология потребительства

Направлена на постоянное потребление товаров и услуг являющимися излишествами и выходящих за рамки прямых потребностей и необходимостей.

Культивируется рекламой, модой, технологиями маркетинга, захватывающими внимание человека, зомбирующими и навязывающими ему потребность обладания ненужными вещами. По этому принципу формируются выкладки товаров в гипермаркетах. Оправдывается идеологией личной выгоды

Вызывает зависимость

По этому принципу формируются выкладки товаров в гипермаркетах. Оправдывается идеологией личной выгоды. Вызывает зависимость.

Ритмичная музыка

Оказывает зомбирующиее воздействие на человека.

Это приводит к его отстранению от процесса мышления, подвергает его психику настройке под ритмы. Вызывает зависимость.

Компьютерные игры

Отрывают от реальности, вызывают сильнейшую зависимость.

Апогеем стали MMORPG, где можно жить, жениться, общаться. Вызывают зависимость.

Образование

Школьное и зачастую университетское образование уложенное в рамках существующей концепции, которое дает обучающимся слишком много фактологической и слишком мало методологической информации не учит человека обучаться, размышлять. Тем самым превращает большое количество людей в стадо баранов.

Фактологические знания, будучи поданы не правильно, представляют собой не целостную картину о мире, а калейдоскопическое знание  с набором бессвязных фактов.

В головы могут быть заложены заведомо противоречащие знания, которые приведут в дальнейшем к конфликту. Ограничивает человека.

Источник professionali.ru

vote

Article Rating

Воспитание, как фактор личностного развития

Воспитание не является единственным фактором развития, но его значение первостепенно. Оно поднимает личность на новые ступени развития, моделирует ее, потому является основным фактором развития.

Мы воспитываем наших детей с рождения. Как говорят в народе, дети начинают впитывать «с молоком матери» информацию об окружающем мире, постепенно складывая в своих головках идею и отношение ко всему. Воспитание – педагогический процесс. Под воспитанием мы понимаем обучение вместе с личным примером. Первыми воспитателями становятся родители (исключая случаи с детьми-сиротами или отказниками). Затем в сей процесс включается школа – учителя (воспитатели) реализуют свои программы, установленные государством.

Влияние воспитания на развитие личности – запуск механизмов саморегуляции, движения саморазвития. Воспитывая извне, невозможно слепить «готовый продукт» – индивид создает себя сам, а воспитание оказывает прямое воздействие на этот процесс.

Важно
Следует помнить, что не все люди поддаются официально признанным воспитательным методам, развивающим воздействиям, которые диктуют базовые теории воспитания и развития. Генетика берет свое – каждый индивидуален с рождения

Поэтому не существует единственно верного способа, метода или стимула. К каждому нужен индивидуальный подход. Это следует помнить, как родителям, так и педагогам!

Социальное окружение

Этот фактор достаточно сильно влияет на изменение личности

Многие исследователи придавали окружающей среде важное значение

Например один исследователь, в своем труде, скомпоновал теории некоторых ученных — Аристотеля, Гиппократа, Конфуция, исходя из которых отличие в поступках личности заключается в климатических, географических и других природных факторов.

Выросшие в разных условиях люди, могут сильно отличаться друг от друга. Конечно, не только географические либо климатические условия можно отнести к физическому окружению. Существует так называемое СОЦИАЛЬНОЕ окружение, которое оказывает не меньшее влияние на становление человека, как личности. С самых первых годов жизни закладывается социальный фундамент. Именно в эти годы дети впитывают в себя всю информацию, как губка.

Если разбить социализацию человека на группы, то можно выделить несколько:

  1. Детский период. На становление личности большое влияние оказывает ничто иное, как родительское мнение. Те привычки, которые ребенку будут привиты с детства, сохранятся с ним на протяжении всей жизни.
  2. Дошкольный. В дошкольном периоде влияние оказывают дети, которые находятся рядом в тот момент. Которые так же обучаются в детском саду. Ребенок учится выстраивать свои взаимоотношения с другими детьми, воспитателями. Ребенок изменяется, подражая «популярным» детям. Изменению может подвергнуться привычки и даже характер.
  3. Подростковый. В подростковом возрасте дети сталкиваются с проблемой резкого отличия в поведении окружающей их социальной группы. Это нередко вызывает подростковый кризис, которому свойственен дух непокорности, стремление сделать что либо индивидуально, не так как все, и не так как принято в обществе.
  4. Юношеский. В юношеском возрасте завершается активный период слияния с социумом. Сейчас происходят важные изменения как на физическом так и на психологическом уровне. Происходит узнавание своего «Я» , своего предназначения в жизни. Можно наблюдать непрерывный поиск нравственных ценностей, связанных со смыслом жизни.

Что влияет на формирование человека

Саморазвитие личности — это длительный процесс. Он происходит большую часть жизни. Некоторые особенности личности имеются от рождения, часть передается посредством генетики. С каждым годом у человека появляются новые черты и качества. Они формируются через влияние социальной среды и где он развивается и растет. В формировании человеческого характера играет роль устройство государства и социума, в котором он находится.

У каждого процесс формирования личности индивидуален, но существуют общепринятые нормы

Никто не может назвать, в каком именно в возрасте начинается формирование человека. Одни психологи считают, что такой процесс начинается с рождения ребенка, другие предполагают, что характер формируется с двухлетнего возраста. Малыш становится особенно восприимчивым к окружающей среде в возрасте с 2 до 10 лет

Для него важно, какого мнения о нем взрослые, какую модель для поведения они предлагают. Важную роль в формировании человека имеют физиологические механизмы

Темперамент влияет на личность.
Вовлеченность ребенка в групповые занятия и игры участвует в формировании его характера в дошкольном возрасте. Ребенок должен иметь опыт взаимодействия с другими детьми, тогда развиваются такие черты как аккуратность, уверенность в себе и коммуникабельность
Обратите внимание, не всегда совместные занятия с другими детьми и взрослыми могут принести пользу ребенку. В некоторых случаях разрушаются задатки определенных черт характера в детском и юношеском возрасте.
В период обучения в школе, который приходится на возраст от 7 до 16 лет, происходит формирование эмоциональной составляющей будущей личности
Развиваются определенные черты характера, формируется самооценка у подростка. Он обращает внимание на то, каким образом к нему относятся преподаватели и сверстники, что говорят в средствах массовой информации. Ближе к достижению совершеннолетия личность обладает определенным набором внутренних качеств. Они с большой долей вероятности останутся не измененными всю жизнь. Корректировать черты характера может только сам человек, в этом ему помогает саморазвитие личности. Человек может развить в себя как положительные, так и отрицательные стороны. В первом случае личность поможет своему развитию в плане семьи и карьеры. Во втором случае он нанесет вред психическому и физическому здоровью. К примеру, в качестве негативного опыта станут употребление алкоголя, наркотических веществ, агрессия по отношению к семье и окружающему миру.
В возрасте 25-30 лет в характере больше нет таких черт как максимализм и капризность. Появляется рациональное звено, индивидуальность отвечает за свои действия, человек рассудителен в делах.
В 30-летнем возрасте в большинстве случаев происходит изменение характера. На человека могут повлиять только пережитый стресс и психическое заболевание. В 50 лет человек начинает жить здесь и сейчас, он больше не мечтает и не фантазирует о возможности развития в своей жизни. С возрастом человек больше погружается в воспоминания.

Основное влияние на личность оказывает его семья и социальная среда. При взрослении индивид становится более зависим от самой себя, своего внутреннего мира.

Как развивается и формируется характер

Проблемы формирования и развития характера человека вызывали интерес философов эпохи Античности и ученых из Средневековья. Эта тема остается актуальной сегодня для современных психоаналитиков и психологов. Каждый раз они пытаются найти ответ на вопрос, что такое личностное саморазвитие, от каких факторов оно зависит, что влияет в большей степени на развитие характера человека.

Для понимания того, что оказывает влияние на личностное саморазвитие, необходимо выяснить, что формирует и развивает характер. Процесс саморазвития личностных качеств связан напрямую с определенными изменениями в качественном и количественном соотношении. Такой процесс сложный по структуре. В самом человеке происходят различные изменения, в том числе в его поведении, личности, деятельности. Меняется интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера. Иногда такие изменения приносят прогрессивный характер, иногда регрессируют.

Развитие характера человека сопряжено с процессом возникновения изменений. Некоторые из них носят необратимые свойства, а некоторые закономерны и направлены

Важно, чтобы такое развитие приводило к качественному, структурному и количественному преобразованию

Характер — это основа личности. На нем выстраивается стержень, он определенным образом реагирует на различные сферы жизни. Саморазвитие личности и факторы формирования характера рассматриваются с научной точки зрения десятилетиями.

Открытие того, что такое индивидуальные особенности человека, принадлежит Юлиусу Банзену. Он рассматривал характер как определенный набор черт личности. Далее подключились в своих исследованиях Фрейд, Юнг и Адлер. Они считали, что характер человека формировался как отдельный процесс. Он находился вне сознания, на индивидуальность оказывали влияние половые и иные побуждения. Вопрос формирования характера находится в компетенции антропологов. В качестве объекта они рассматривают характер личности.

Образовательная среда, как фактор развития личности

О воспитании поговорим отдельно. Специфика образования в том, что оно способно корректировать ошибки в наследственности и окружающей среде. Первые два фактора появляются сами по себе и от человека практически не зависят. Воспитание же – это организованный процесс, в котором требуется непосредственное участие индивида и учитывается его выбор. Это важнейший фактор развития личности. Мы в состоянии сами выбирать оставаться на месте, или расти и развиваться.

Субъект образования выступает уже как отдельная личность, которая может реализовывать свои способности, корректируя тем самым недостатки наследственности или негативное влияние окружающей среды. Образование решает следующие задачи, на каждом этапе развития личности:

  • Естественно-культурные. Достижение развития на физическом уровне.
  • Социально-культурные. Нравственность, моральные нормы.
  • Социально-психологические. Самореализация, самопознание, самоутверждение.

При достижении определённого уровня сознания, человек начинает понимать, что он сам ответственен за собственную активность личности. С этого момента начинается период самообразования. Человек проходит через противоречия, чтобы сформировать более высокие потребности.

Образовательная среда должна способствовать наиболее быстрому созреванию личности человека, переходу её на самовоспитание и самореализацию.

В каком возрасте происходит развитие личности

Психологи утверждают, что в разные периоды жизни человек развивается неравномерно. До определенного возраста дети активно учатся новому, после чего их развитие замедляет темп.

Как меняется развитие в разном возрасте:

  • В дошкольном возрасте ребенок усваивает от родителей и воспитателей общие знания, которые послужат основой для дальнейшего развития;
  • В возрасте 6-16 лет на ребенка влияют все факторы становления полноценной личности, главную роль играют воспитание и социализация. Формируются убеждения, собственное мнение и взгляды на жизнь;
  • С 17 до 26 лет наблюдаются максимальная восприимчивость к обучению, способность анализировать и делать выводы. Именно в этом возрасте человек получает высшее образование в выбранной сфере деятельности;
  • В промежутке между 26 и 30 годами процессы замедляются, наблюдаются упадок внимания, снижение памяти;
  • К 30-34 годам может произойти новый скачек в развитии, когда человек начинает осваивать выбранную профессию на практике, его мозг активно работает;
  • В 35-40 лет индивид продолжает развиваться по прежней схеме, но в замедленном темпе;
  • После 40 лет происходит снижение уровня мышления, памяти и внимания.

Обратите внимание! Возраст не может ограничить личное желание. Кто-то с 18 до 25 лет активно развивается, после чего идет на спад

Некоторые к 30 годам находят своё место в жизни, меняют работу и круг общения.

В течение всей жизни люди растут, получают новые знания и умения. В педагогике факторы развития полноценной личности – это движущие силы, способствующие реализации человека. Успешный тип личности не передается по наследству, на развитие человека в большей степени влияют воспитание и окружающая среда.

Критерии развития

Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:

  • усиление субъектности;
  • целостность и интегрированность в мир;
  • рост продуктивности;
  • развитие душевных (духовных) качеств и способностей.

Характерная черта зрелой личности – преодоление эгоцентризма и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).

  • У детей и подростков развитие личности оценивается по характеристикам социализации и рефлексии.
  • У взрослых – по способности к самоактуализации, умению принимать ответственность и выделяться из общества, сохраняя связь с ним.

Формирование человеческой личности

Процесс формирования личности — это образование у каждого индивида определенных человеческих качеств, которые были приобретены в процессе жизни. Но отчего же зависит проявление определенных качеств в человеке?

Факторы, которые оказывают влияние на становление личности

Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелом возрасте. Довольно трудно переоценить значимость семьи при становлении личности. Воспитательную функцию можно считать основной задачей социального института ячейки общества — семьи. Как правило, в благополучных и полноценных семьях вырастают гармонично развитые дети. Стоит отметить, что проблемы, с которыми столкнулся ребенок в детстве, словно багаж, который в будущем мешает человеку полноценно развиваться. Каждый ребенок копирует поведение своих родителей и учится быть полноправным членом социума

Стоит обратить внимание, что дети на бессознательном уровне копируют негативные и позитивные качества родителей, ценности и идеалы, не стоит также забывать и о привычных типах мышления, стратегиях, поведении и стили жизни. Спустя время, родительские наставления трансформируются во «внутренний голос», активно формируются такие моральные качества, как нравственность, честь, совесть и прочие

В процессе взросления человек руководствуется знаниями, которые получил от родителей.
Генетика. Каждый человек неповторим, а все потому, что не встречается одинаковая комбинация генов. Часть компонентов и особенностей индивидуальности человек приобретает еще при рождении. Темперамент уже определен с рождения, основные эмоции новорожденный умеет не только испытывать, но и выражать. Стоит отметить, что генетика семьи не менее важна, чем воспитание семьей, поскольку генетическим путем могут передаваться заболевания психического характера.
Жизненный опыт. Каждое событие, которое происходит в жизни человека, затрагивает его внутренний мир, в особенности если речь идет о знаковых событиях. Жизненный опыт может преображать или видоизменять направление развития жизни или ее ход. Человек находит или теряет мотивацию в результате переживших событий, развивает свои способности, воспитывает характер и силу воли.

Культура и менталитет. На менталитет оказывает влияние климат и окружающая среда, в которой живут представители определенной народности. Короче говоря, менталитет можно охарактеризовать, как «характер народа». Например, жители теплых стран отличаются своей темпераментностью, эмоциональностью и активностью. Мораль, нравственные ценности и культура, которые распространены в социуме, прививаются каждому человеку с рождения и направляют процесс становления личности. Например, представители одной культуры более сдержанны и вынуждены придерживаться правил поведения, а другие могут вести себя более свободно, развязно и естественно. Факторы становления личности оказывают на нее влияние каждый раз, когда человек пребывает в новой для себя социокультурной среде. По существу, ее формирование представляет собой череду вхождений в новые социальные общности.

Стадии формирования личности

  • Адаптация — это явление подразумевает стремление каждого индивида в некоторой степени становится таким же, как и остальные представители его окружения. Процесс формирования личности осуществляется путем принятия ею форм деятельности в социальной среде.
  • Второй, не менее важный этап называется «индивидуализация». Когда человека осознает, что он «как все», он начинает активно искать и проявлять свои индивидуальные особенности, чтобы достичь персонализации.
  • Интеграция — это понятие определяет не столько формирование личности, сколько развитие социума, где человек живет. Каждый индивид для взаимодействия с обществом должен согласовать с ней свою индивидуальность, проявить те индивидуальные качества, которые можно использовать во благо людей. Если человек приносит пользу обществу, то он развивается.

Подведя итог этого раздела, хочется отметить, что если один из этих этапов не был пройден, то наступает фаза дезинтеграции, сопровождающаяся отторжением человека обществом. При дезинтеграции процесс становления останавливается и может обернуться вспять, что влечет за собой деградацию.

Вывод:

Разумеется, что до сих пор идет активное изучения не только личности, но также всех сопутствующих ей терминов и характеристик. Многие науки, такие как социология и психология, временами даже эзотерика – до сих пор находятся в поисках ответов. Глядя на все это, с трудом можно осознать огромные масштабы развития человека как личности. Чтобы действительно понять и принять себя, вместе с потрясающими инструментами познания, нам нужно пройти долгий путь.

От младенчества и до самой старости тянется нить, которая ведет и объединяет нас, создавая неповторимую симфонию человеческой природы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector