Волевая сфера. понятие, функции воли. структура волевого акта. волевые качества
Содержание:
Приемы и методы самовоспитания воли
Самовоспитание особенно важно в подростковом и юношеском возрасте. Ведь подросткам очень важно проявить свою независимость и самостоятельность
Однако не всегда они знают правильные методы воспитания воли. Некоторые истязают себя, считая, что это поможет им стать более волевыми.
Для воспитания воли следует соблюдать следующие правила:
Проявлять силу воли в экстремальных ситуациях и в обычной жизни.
Устанавливать исключительно достижимые цели. Не стоит пытаться выполнить задачи, которые являются заведомо невыполнимыми.
Непременно добиваться заданной цели, не откладывая выполнение задач на потом.
Не стоит сразу же пытаться выполнить очень сложные задачи. Стоит начинать с простых заданий, постепенно увеличивая их сложность. Если что-то прошло неудачно, следует проявить настойчивость и упорство.
Не стоит сразу же бросать начатое дело, если что-то не получается. Следует проявить терпение, проанализировать ситуацию и исправить свои ошибки, выбрав наиболее подходящие методы достижения цели.
При попадании в экстремальную ситуацию не стоит терять самообладание. Следует мобилизировать все силы и найти выход из нее
Важно выполнить решение, невзирая на трудности.
Перед началом активных действий следует тщательно все продумать, учесть возможность возникновения трудностей и варианты их решения. Также следует продумать возможные последствия проделанных действий.
Характеристика основных понятий
Данная сфера характера включает в себя несколько понятий.
Это волевой акт, усилие и деятельность, направленные на достижение определенной цели.
Все эти понятия имеют одну общую черту — необходимость прикладывать усилия для преодоления жизненных препятствий и достижения желаемого результата.
Однако, эти понятия являются различными, поэтому, имеет смысл рассмотреть каждое из них в отдельности.
Акт
Это сложный и многоступенчатый процесс, включающий в себя несколько действий, таких как желание или намерение добиться того или иного эффекта, мотивация, побуждающая человека на совершение необходимых действий, осознание необходимости добиться желаемого результата, выбор способов реализации своего намерения и контроль над выполнением действий, необходимых для достижения поставленных целей.
Такой акт характеризуется следующими признаками:
- Необходимость прикладывать определенные усилия для достижения поставленной цели.
- Наличие плана, включающего в себя различные аспекты и результативную деятельность.
- Выполнение плана и пунктов, входящих в его состав, не доставляет человеку какого-либо удовольствия или приятных эмоций.
- Направления усилий не только на преодоление препятствий и возникающих преград на пути к цели, но и на борьбу с самим собой, например, с собственной ленью и нежеланием прикладывать усилия.
Действия
Данное понятие описывает совокупность мер, усилий, прикладываемых для получения желаемого эффекта.
Причем все они контролируются человеком на сознательном уровне, то есть индивид четко осознает, что конкретно и в какое время ему необходимо сделать, чтобы получить необходимый результат.
Подобная деятельность может совершаться человеком по собственному желанию, либо по заданию других людей.
Так, например, процесс получения знаний в учебном заведении часто является не собственной инициативой человека, а необходимостью, на которую ему указывают другие люди, в частности, родители.
Основным признаком данных мер является их осознанность и целенаправленность.
Хотя, практически любую деятельность можно считать связанной с волей, ведь в ней всегда присутствует момент осознанности, и она всегда направлена на достижение определенных последствий.
Например, человек испытывает голод, он осознает, что для его утоления ему необходимо совершить определенные движения (например, пойти в магазин за продуктами, приготовить еду).
Усилие
Волевым считается усилие, направленное на достижение тех или иных последствий.
Далеко не всегда человек может достичь необходимого ему результата сразу, в некоторых случаях, особенно, если речь идет о труднодостижимых целях, ему приходится преодолевать сложности и препятствия, возникающие на пути к желаемому эффекту.
И для этого индивид прикладывает те или иные усилия. Нередко, чтобы совершить какое-либо усилие, человек вынужден делать не одну, а несколько попыток, в этом случае придерживаться задуманного плана ему помогают именно волевые усилия.
Такие усилия всегда связаны с мотивацией.
Человеческая природа такова, что чтобы совершать какие-либо движения, индивид должен всегда знать, что за этим всегда следует награда, в частности, наступление желаемых последствий.
Это является мотивацией, позволяющей стремиться к заданному результату.
Волевое регулирование поведения
Волевое регулирование проявляется подготовленностью личности и концентрацией действий в нужном направлении.
Воля выражается силой, настойчивостью, выдержкой, энергичностью и прочими факторами. Все они являются первичными и определяют большую часть поведенческих актов.
К вторичным факторам относятся решительность, смелость, самообладание и уверенность в себе. Данные качества также определяют характер человека.
Третичными факторами являются ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность, деловитость, инициативность, организованность, исполнительность и тому подобное.
Третичные качества появляются у человека к подростковому возрасту. В этом возрасте уже есть опыт принятия волевых решений, которые могут быть либо простыми, либо сложными. Первые характеризуются почти автоматическим переходом от мотивов к действиям. В сложном решении перед выполнением действия происходит анализ его вероятных последствий и планирование.
Развитие воли взаимосвязано с:
- изменением непроизвольного поведения на произвольное;
- способностью контролировать свое поведение;
- возникновением волевых проявлений личности;
- осознанной постановкой задач, требующих длительного времени исполнения и сильного проявления воли.
Формирование волевых характеристик, представляет собой постепенное появление первичных, вторичных, а затем и третичных факторов.
Волевая регуляция способна появиться на этапе постановки цели, определения средств ее достижения, выполнения составленного плана и контроля его исполнения. Волевая регуляция запускается в момент начала выполнения действий. В таком случае человек может отказаться от сиюминутных побуждений, отдавая предпочтение выбранным целям. Иногда человек вместо традиционного варианта решения проблемы может выбрать гораздо более сложный путь. Благодаря волевой регуляции происходит контроль выполненных действий. Человек мотивирует себя даже тогда, когда уже почти нет сил на это. Сложнее всего идти к цели, если проблемы с волевым контролем появляются на протяжении всего пути ее достижения.
Часто воля включается при возникновении борьбы между несовместимыми мотивами, когда требуется выполнить одновременно несколько совершенно разных действий. В таком случае мышление и сознание включаются в процесс волевой регуляции
Человек ищет стимулы для определения более важной цели. На данном этапе происходит соотношение действий с духовными ценностями человека, значение которых больше, чем в начале пути
Этапы волевого действия и их характеристика
Этапы волевого действия, и их характеристика
Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые
действия бывают простые и сложные.
К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для
простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения на выполнение действия определенным способом осуществляются без борьбы мотивов.
В сложном волевом действии выделяют следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возможностей
достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве
решения; 6) осуществление принятого решения.
Этап “осознание цели и стремление достичь ее” не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее
достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба
мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере очередности их достижения. Борьба мотивов,
которая возникает при осознании целей, — это не структурный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью
которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание —
это существующие идеально (в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо — это прежде всего знать содержание побудительного стимула.
Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено,
то происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе
осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напряжение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе,
ослабевает.
Этап “осознание ряда возможностей достижения цели” — это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия,
результат которого — установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.
На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей
убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути
системе ценностей данного человека.
Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна
конфликтная ситуация, связанная . с. тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели (это понимание — один из результатов второго
этапа), но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает),
но зато следование им больше соответствует системе ценностей человека.
Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап — принятие одной из возможностей в качестве решения. Он характеризуется
спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются, средства, способы, последовательности их использования т. е. осуществляется
уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного на этапе осуществления принятого решения.
Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не
менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением
препятствий.
Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели; второе связано с тем,
что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru
Волевое действие
Все действия человека могут быть разделены на две группы:
- произвольные,
- непроизвольные.
Произвольные действия осуществляются под контролем сознания, соответственно – непроизвольные подчинены бессознательному.
Разберем структуру волевого действия. Общая модель волевого действия представлена на рисунке 1.
- Побуждению к действию. Обычно данное действие слабо осознается человеком. Побуждение к действию связывают с теми эмоциональными состояниями, которые проявляются в результате возникновения определенной потребности.
- Предвосхищение цели задуманного действия. Основной характеристикой волевого действия является получение результата после его свершения.
- Поиск средств для достижения цели.
- Намерение осуществления действия. Без данного намерения не произойдет реализация деятельности, из-за чего результат не будет достигнут.
- Решение к выполнению действия. Выделяют три основных вида решений:
- привычные решения (характерные для простых волевых действий, это так называемые повседневные «шаблонные» решения);
- решения без достаточного основания (эмоциональные стремительные решения, решения на бессознательной основе);
- осознанные решения (решения, которые типичны для волевых действий, так как являются осознанными).
Волевое усилие. Оно выражается или во внимании, сосредоточенном на выполняемом действии, или в побуждении себя действовать, несмотря на возникшие трудности и препятствия на пути к достижению поставленной цели. Волевые усилия бывают различными в зависимости от характера и особенностей тех трудностей, для преодоления которых они предпринимаются. При всем своем многообразии трудности, которые приходится преодолевать человеку в своих волевых действиях, могут быть сведены в следующие две группы:
- объективные трудности, обусловленные характерными особенностями самих объектов и явлений;
- субъективные трудности, обусловленные особенностями самого субъекта, сложившимися у него отношениями к окружающей действительности;
Выполнение соответствующей деятельности. Оно осуществляется путем определенных рабочих операций, направленных на достижение поставленной цели с помощью намеченных средств.
Рисунок 1. «Психологическая структура волевого акта»
Далее изучим сам процесс принятия решения и типы решительности по У. Джеме.
- Разумная решимость проявляется тогда, когда противодействующие мотивы начинают понемногу угасать, оставляя место альтернативе, которая воспринимается совершенно спокойно. Переход от сомнения к уверенности переживается пассивно.
- В случаях, если колебание и нерешительность слишком затянулись, может наступить момент, когда человек скорее готов принять неверное решение, чем не принимать никакого.
- При отсутствии побудительных причин, желая избежать неприятного ощущения нерешительности, человек начинает действовать как бы автоматически, просто стремясь к движению вперед. Как правило, этот тип решительности характерен для лиц с кипучим стремлением к деятельности.
- Нравственное перерождение. У человека происходит своеобразный внутренний перелом, который детерминирует решимость действовать в конкретном направлении.
- В некоторых случаях человек, не имея рациональных оснований, считает более предпочтительным определенный образ действий. С помощью воли он усиливает мотив, который сам по себе не мог бы подчинить себе остальные.
Волевая регуляция поведения.
Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.
Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи
Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.
Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.
В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.
Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.
«Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» — это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли — это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.
«Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.
Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу — но надо». Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.
«Сила воли» как самостоятельное волевое качество. Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет. Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других — незначительную.
Поэтому справедливо положение А.Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития. «Сила воли» как общеличностный конструкт — либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.
Функции воли
Проявляясь во всех сферах жизни человека, воля выполняет 3 основные функции: побудительную, стабилизирующую и тормозную или сдерживающую.
- Побудительная функция проявляется в активизации деятельности человека. Воля побуждает личность преодолевать препятствия, в том числе внутренние конфликты, слабости, нерешительность, и идти к поставленной цели, добиваясь успеха. Волевые усилия требуют серьезного напряжения всех сил, но они лишь вершина айсберга. Принятие решения зачастую дается значительно труднее.
- Стабилизирующая функция – это поддержание активности человека. Даже приняв решение и начав двигаться к цели, можно остановиться на полпути, повернуть назад, испугавшись трудностей и требуемых жертв. Воля помогает сохранить высокий уровень активности, невзирая на усталость, страх, боль и банальную лень.
- Сдерживающая функция не менее важна, чем побудительная. В ряде случаев сдержать себя от совершения поступка гораздо сложнее, чем заставить что-то сделать.
Наряду с основными тремя функциями, думаю, можно выделить еще одну – воспитательную. Воля играет важную роль в развитии личности и в формировании характера, таких качеств, как самоуважение, высокая самооценка, целеустремленность.
Что такое воля
Это человеческое качество привлекает к себе внимание философов и психологов не одну сотню лет, о нем спорят, пытаются доказать независимость воли человека от высших сил и найти способы, которые помогли бы управлять волевыми процессами. Но до сих пор волевая сфера значительно меньше изучена, чем познавательная и эмоциональная
Любая активность человека – как внешняя, так и внутренняя – имеет два вида: непроизвольный и произвольный.
Непроизвольный, спонтанный, импульсивный вид активности управляется преимущественно рефлексами – психическими реакциями нашего организма на внешние воздействия или внутренние изменения
К такому виду активности относится, например, непроизвольное внимание, когда человек оборачивается на звук хлопнувшей двери или на вспышку света. К непроизвольному или импульсивному поведению относятся также резкое отдергивание руки от горячей сковородки или плач обиженного ребенка.
Второй вид, или высший уровень активности, которую в этом случае называют деятельностью, носит произвольный характер
Это означает, что совершение действий требует волевых усилий, то есть осознанного напряжения для преодоления внешних препятствий или внутреннего сопротивления: слабости, сомнений, нерешительности, трусости, лени и т. д. Иногда эти усилия могут быть незначительными и даже незаметными для самого человека. Например, для того чтобы прилечь на диван отдохнуть, серьезных волевых усилий не требуется. А если для этого надо оторваться от интересного дела, прервать общение в Сети, потому что уже поздно и пора спать? Тогда, видимо, потребуются определенные усилия. А в иных случаях приходится преодолевать серьезное внутреннее сопротивление, принимая непростое решение в ситуации сложного выбора.
Произвольное или волевое поведение, так же как и сама воля, не является врожденной способностью человека
До 5-6-летнего возраста у ребенка преобладает непроизвольная активность, но постепенно его способность к сознательному регулированию своего поведения развивается, и воля становится важной частью жизни
В чем заключается волевое усилие?
Подобное понятие заключается в выполнении определенных намерений, направленных на преодоление препятствий и преград на пути к желаемому эффекту. Это сила воли — способность, которая формируется у человека на протяжении всей жизни.
На этот процесс оказывает влияние множество факторов, в частности, привычки, социальные условия проживания, восприятие окружающего мира (позитивное или негативное), скорость психических реакций (способность быстро принимать решения).
Человек обладает разумом, а значит, он понимает, что прилагать усилия необходимо только тогда, когда это действительно необходимо.
Это понимание считается своеобразным защитным механизмом, ограждающим индивида от выполнения бессмысленных дел, которые ни к чему не приведут.
А значит данный аспект имеет 2 важные особенности:
- Наличие цели, то есть необходимость действовать возникает только в том случае, когда человеку действительно необходимо добиться того или иного результата.
- Жизненные проблемы. Человек способен прикладывать волевые усилия не только по собственному желанию, но и для того, чтобы преодолеть возникающие жизненные неурядицы.
Есть ли место волевым усилиям при интегральном взаимодействии человека с группой: