Структура научной теории: понятие, классификация, функции, сущность и примеры

Содержание:

История

Функционалистская перспектива достигла наибольшей популярности среди американских социологов в 1940-х и 1950-х годах. В то время, как европейские функционалисты изначально фокусировались на объяснении внутренней работы общественного порядка, американские сосредоточились на выявлении функций человеческого поведения. Среди этих социологов — Роберт К. Мертон, который разделяет человеческие функции на два типа: манифестные, которые являются преднамеренными и очевидными, и скрытые, которые являются непреднамеренными и неочевидными. Например, манифестная функция посещения церкви или синагоги состоит в том, чтобы поклоняться божеству, но ее скрытая функция может заключаться в том, чтобы помочь членам учиться различать личность от институциональных ценностей. Людям со здравым смыслом очевидные функции становятся очевидными. Однако это не обязательно для скрытых функций, которые часто требуют раскрытия социологического подхода.

Предметно-деятельностный подход. Концепция личности а.Н.Леонтьева.

Деятельность
– это целостный динамичный процесс
активного и целенаправленного
взаимодействия человека с окружающим
миром, в ходе которого возникает и
воплощается в объект, его психический
образ, реализуется отношение к нему и
удовлетворяется определенная потребность.

Исходной
является внешняя, предметная деятельность,
от которой производятся все виды
внутренней психической деятельности
и сознания. Основной
характеристикой деятельности
выступают предметность
и субъектность
.

Структура
деятельности:
потребность-мотив-цель-условия и
совместимые с ними цели-действия

Потребности.
(Состояние
нужды в определенных условиях нормального
функционирования индивида). Она
проявляется в как переживание дискомфорта,
неудовлетворенности, напряжения (т.е.
не осознается) и вызывает поисковую
активность.

Витальные(жизненные)
– еда, питье, сон. Экзистенциальные
(потребности в самореализации). Социальные

Мотив.
Это побуждение к чему-либо (опредмечанная
потребность). Определяет поисковую
активность. С появлением мотива начинается
собственная деятельность.

Цель.
Это осознанный образ желаемого результата.
Предвосхищение результата деятельности
(предвидение). Конечная
(к чему стремимся). Промежуточная (условия
достижения цели)

Потребность,
мотив, цель – внутренняя сторона
деятельности.

Действия.
Это внешняя сторона деятельности. Она
складывается из действий (-это целевой
акт поведения). Действия – сложноорганизованный
процесс. Операции – более низний уровень
в структуре деятельности. Функции –
более мелкий акт деятельности,
психофизиологический акт деятельности.

Процесс
целеобразования всегда связан с
апробированием целей действием. Вместе
с рождением действия возникает основной
элемент собственно человеческой психики
смысл
для человека

того, на что направлена его активность.
Возникая в деятельности, смысл становится
единицами человеческого сознания, его
образующими. В рамках сознания смысл
выражает значение. С развитием форм и
функций деятельности меняется и
внутреннее строение сознания человека.

Личность
– это внутренним момент деятельности,
некоторое неповторимое единство,
выполняющее роль внешней интегрирующей
инстанции, управляющей психическими
процессами, целостное психическое
новообразование, которое формируется
в жизненных отношениях индивида.

Личность
– это продукт интеграции процессов
осуществляющих жизненные отношения
субъекта, это прежде всего общественные
отношения в которые он вступает в
процессе предметной деятельности.

Личностью
человек становится лишь в качестве
субъекта общественных отношений.
Личность не обусловлена генотипически,
личностью не рождаются – личностью
становятся. Личность
– это то, что человек создает из себя,
утверждая свою человеческую жизнь.
Личность характеризуется способностью
влиять на свои потребности и мотивы
путем их иерархизации, что отражается
в конкретной деятельности.

Классификация научной теории

Наука изучает абсолютно все стороны нашей жизни и охватывает практически все явления и события, происходящие на нашей планете. Подсчитать количество существующих наук очень сложно, потому что некоторые крупные направления науки ответвляются на более мелкие. Например, наука математика может включать в себя арифметику, теорию чисел, теорию вероятностей, геометрию и т.д.

Научная теория является неотъемлемой частью любой науки, поэтому стоит уделить внимание изучению ее основ. Итак, классификация и структура научных теорий весьма похожа на разделение и самих предметных наук (естественные, филологические, технические, общественные)

По мнению ученых-науковедов, их можно разделить на три типа:

  • Математизированные теории. В их основе лежат общие положения математики, а в качестве моделей они используют понятия «идеальных» предметов. Например, идеальный шар катится по идеально плоской поверхности (в данном случае, поверхность не обладает сопротивлением, хотя в действительности таких поверхностей не существует).
  • Описательные научные теории. Они часто создаются на основании многочисленных опытов и наблюдений, которые в результате дают о предметах эмпирические данные. К самым известным описательным теориям относятся следующие: эволюционная теория Чарльза Дарвина, теория физиологии Павлова, лингвистические теории, а также все классические теории психологии.
  • Дедуктивные научные теории представляют собой основу, базис науки. Например, самая первая дедуктивная теория выполнила задачу основания математики. Это труд Евклида «Начала», который был построен на аксиоматических системах. Аксиомой в те времена служили общественно-устоявшиеся нормы, с которыми было невозможно не согласиться. А уже из этих аксиом-утверждений вытекали постулаты теории. Этот тип называется дедуктивным, потому что главный метод для развития теории — это использование логических выводов из основных аксиом.

Научная теория и ее логическая структура может выглядеть иначе. Часто научные теории классифицируют по признаку исследуемого предмета, то есть по объекту исследования (естественные изучают природу и мир; социально-гуманитарные же связаны с человеком и обществом). Другими словами, тип теории закладывается на основании той сферы нашей природы, которую изучает наука.

  1. Теории, отображающие объективные физические, биологические или социальные свойства изучаемых предметов. К таким могут относиться различные теории, связанные с антропологией, историей и социологией.
  2. Второй тип научных теорий ориентирован на отображение субъективных характеристик предметов (идеи, мысли, сознание, чувства и эмоции). К этому типу можно отнести теории таких наук, как психология и педагогика.

Однако психологически ориентированные теории не всегда относятся ко второму типу. Так, например, социокультурная антропология в зависимости от преобладающих в ней методов может относиться к обоим типам научных теорий. По этой причине научную теорию и ее логическую структуру следует выстраивать на основании методов, которыми она пользуется, а также целей, на которые она ориентирована.

Дедуктивные теоретические системы

Третий тип научных теорий – это дедуктивные теоретические системы. Они появились благодаря задаче рационально осмыслить и обосновать математику. Первой дедуктивной теорией принято считать геометрию Евклида, которая строилась при помощи аксиоматического метода. Дедуктивные теории строятся на основании формулировки основных положений и последующем включении в теорию тех утверждений, которые могут быть получены в результате логических выводов от исходных положений. Все логические выводы и средства, которые используются в теории, четко фиксируются, чтобы сформировать доказательную базу.

Как правило, дедуктивные теории очень общие и абстрактные, поэтому довольно часто возникает вопрос об их интерпретации. Ярким примером может являться теория естественного права. Это теория, которая не поддается однозначной оценке, поэтому ее по-разному интерпретируют.

В словаре Д.Н. Ушакова

ТЕО́РИЯ, теории, ·жен. (·греч. theoria — исследование).1. Учение, являющееся ражением действительности, обобщением практики, человеческого опыта. «…Теория, если она является действительной теорией, дает практикам силу ориентировки, ясность перспективы, уверенность в работе, веру в победу нашего дела.» Сталин. «…Маркс говорит: «Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами».» История ·ВКП(б). «Без революционной теории не может быть и революционного движения.» Ленин. «Теория есть опыт рабочего движения всех стран, взятый в его общем виде.» Сталин. «Чествуя Герцена, пролетариат учится на его примере великому значению революционной теории…» Ленин. *****открывать и объяснять новые факты. Атомная теория. Теория луны Эйлера. Теория Шахматова о происхождении русского языка. Теория относительности (учение Эйнштейна о пространстве и времени). Эта теория плохо согласуется с фактами. Новая теория. Устарелая теория. Пересмотр старой теории.| Предположение, мнение, основанное на общих соображениях. Всё, что вы говорите, верно только в теории, а практика говорит иное.3. Совокупность обобщенных положений, образующих какую-нибудь науку или отдел науки. Теория познания (отдел идеалистических философских систем, изучающий законы познания). Теория вероятностей (отдел математики, изучающий закономерности в массовых явлениях, из которых каждое в отдельности является случайным).| Совокупность правил, положений, вводящих в изучение какого-нибудь мастерства. Теория композиции. Теория шахматной игры. Новая теория изучения иностранных языков.4. Мнение, суждение, из которого вытекают определенные правила поведения. Он составил себе теорию, будто с детьми нельзя говорить о серьезных предметах. «У него на все практические дела были свои теории: были правила, сколько надо часов работать, сколько отдыхать, как питаться, как одеваться, как топить печи, как освещаться.» Л.Толстой.

Другие особенности теории

Функционализм обращает более пристальное внимание на те институты, которые уникальны для индустриализированного капиталистического общества (или современности). Функционализм также имеет антропологическую основу в работе таких теоретиков, как Марсель Мосс, Бронислав Малиновский и Рэдклифф-Браун

Именно в конкретном использовании Радклиффа-Брауна появился префикс «структурный». Рэдклифф-Браун предположил, что большинство «примитивных» обществ без гражданства, лишенных сильных централизованных институтов, основаны на объединении групп корпоративного происхождения. Структурный функционализм также принял аргумент Малиновского о том, что основным строительным блоком общества является ядерная семья, а клан — это рост, а не наоборот.

Методы теоретического познания

Выделим такие виды:

  1. Моделирование. Ученый исследует не существующий объект, а его модель. Она отражает только те свойства, которые важны для изучения. Например, глобус — упрощенная модель земного шара. Частный случай моделирования — идеализация.
  2. Мысленный эксперимент. Исследователь в своей голове представляет гипотетическую ситуацию, мысленно воздействует на объект исследования, прогнозирует реакцию, делает выводы. Мысленный эксперимент нужен, когда нет возможности провести его в действительности.
  3. Синтез и анализ. Синтез — это соединение отдельных фактов и умозаключений об объекте в единую систему. Анализ — расчленение с целью отдельного изучения каждой части. Маленькие дети часто занимаются анализом, разбирая все, что попадется под руку. Их родители потом долго мучаются над синтезом, пытаясь собрать все обратно.
  4. Формализация. Перевод эмпирического знания на научный язык схем, формул, графиков, цифр.
  5. Дедукция и индукция. При дедукции (что это?) процесс познания движется от общего к частному. Каждое последующее умозаключения логически исходит из предыдущего. Индукция же подразумевает путь от единичных фактов к общему выводу.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Истинность

Немаловажной характеристикой для любой теории является её практическое подтверждение, от которого зависит степень её обоснованности. Вот, к примеру, у нас есть определённая политическая теория, которая говорит, что в сложившейся ситуации необходимо действовать вот таким-то образом

Если нет практического подтверждения или опровержения её эффективности, то решение о её применении лежит на людях, наделённых властью.

А в случае, когда есть определённая обоснованность относительно её, то уже можно изучить имеющийся опыт и принять соответствующее решение о том, быть или нет её реализации. В этом немалую службу оказывает теория анализа. Благодаря разработанной в её рамках методике можно, используя научный метод, рассчитать вероятность успешной реализации, а также обнаружить место «подводных камней».

Функционализм в архитектуре

Стоит отдельно отметить, что одноименное направление в архитектуре не имеет никакого отношения к теории, связанной с социокультурной антропологией. Стиль функционализма предполагает строгое соответствие зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам. Его основные тенденции:

  • Использование чистых геометрических форм, обычно прямоугольных.
  • Отсутствие орнаментации и выступающих деталей.
  • Использование одного материала.

Критики концепции функционализм в архитектуре обычно говорят о «безликости», «серийности», «бездуховности», серости и искусственности бетона, угловатости параллелепипедов, грубости и минимализме внешней отделки, стерильности и бесчеловечной холодности кафельной плитки. Однако такие здания зачастую практичны и удобны в эксплуатации.

Взаимодействие № 3 или Интерференционное взаимодействие[править | править код]

Зависимость величины слабых сил от расстояния имеет существенно отличающиеся участки. На начальном участке эта зависимость параллельна зависимости электромагнитных сил. Так как первая чётная разность содержит с удвоенным аргументом, то можно сказать, что этот член соответствует описанию интерференционного взаимодействия частиц «точечного тока» и нейтрино. Коэффициент при равен . Предполагая, что двойка отражает существование двух состояний частиц «точечного тока» и нейтрино, её можно не учитывать при оценки интенсивности.

Ввиду увеличения частоты (по сравнению с предыдущим косинусом) значение интенсивности интерференционного электрослабого взаимодействия равно . Это значение соответствует окончанию прямолинейного участка. Чётные разности с другими значениями коэффициентов и другими частотами повторяются регулярно для последующих поколений лептонов.

Следствие 1: Несохранение чётностиправить | править код

Важное значение для идентификации указанного взаимодействия имеет уникальное свойство примитивной гипераналитической функции — несохранение чётности.

Следствие 2: Ограничение на поколения лептоновправить | править код

Зависимость величины слабых сил от расстояния имеет участок, на котором скорость их уменьшения описывается именно коэффициентами разложения РФ. Значения нижних границ приведенные в нижеследующей таблице показывают, что лептоны четвёртого поколения не могут существовать поскольку ввиду различных скоростей уменьшения нижних границ каждого из взаимодействий № 3 и № 4, они в конечном счёте перекрывают друг друга в этом диапазоне.

Поколение Взаимодействие №3 Взаимодействие №4
1
2
3
4

Следствие 3: Смешанность состоянийправить | править код

Взаимодействия № 3 и № 4 связаны друг с другом набором из двух не ортогональных гипераналитических функций. Это означает, что взаимодействующие лептоны изначально описываются как смешанные состояния вне зависимости имеет нейтрино массу или нет. Таким образом, превращения нейтрино одного поколения в нейтрино другого поколения являются естественным квантовым феноменом.

Эмпирические теории

Первым типом традиционно считаются эмпирические теории. Примером служат физиологическая теория Павлова, эволюционная теория Дарвина, теория развития, психологические и лингвистические теории. Они основываются на огромной массе экспериментальных фактов и объясняют определенную группу явлений.

На основе этих явлений формулируются обобщения, и как результат – законы, которые становятся тем базисом, на котором строится теория. Это справедливо и для других типов теорий. Но теория эмпирического типа формулируется в результате описательного и обобщённого характера, без соблюдения всех логических правил.

Аксиоматические теории

Такие теории утвердились в науке ещё со времён античности. Они являются олицетворением строгости и точности научного знания. Наиболее известными представителями данного вида являются математические теории. В качестве примера можно привести форматизированную арифметику

Кроме неё, значительное внимание также уделялось формальной логике и некоторым разделам физики (термодинамике, электродинамике и механике). Классическим примером в данном случае является геометрия Евклида

К ней часто обращались не только за знаниями, но и как к примеру научной строгости

Что же имеет важность в рамках этого вида?

Здесь наибольший интерес представляют три компонента: постулаты (аксиомы), выведенное значение (теоремы) и доказательства (правила, выводы). С тех пор механизм поиска и оформления решения значительным образом успел измениться. Особенно плодотворным в этом плане был 20 век. Тогда разрабатывались как новые подходы, так и фундаментальный уровень знаний (в качестве примера может быть приведена теория вероятности). Они продолжают разрабатываться и создаваться сейчас, но пока нет ничего такого, что смогло бы кардинальным образом перевернуть нашу жизнь.

Этапы деятельности

Любая деятельность состоит из нескольких этапов. Их последовательность:

  1. На первом этапе принимается решение.
  2. На втором этапе человек вливается в процесс деятельности.
  3. Формируются целевые установки.
  4. На четвертом этапе происходит создание плана действий.
  5. Все пункты плана (действия) приводятся в исполнение.
  6. Анализ полученных результатов и сопоставление их с целями.
  7. Процесс регулирования и исправления результатов.

Итогом деятельности выступает результат — удовлетворение потребности. В случае, если потребность не была удовлетворена, следует пересмотреть последоввательность этапов деятельной активности, возможно, в одном из них кроется ошибка.

Современное медиа

Медиа — производная от современности. Современность заканчивается, когда ей на смену приходит новая современность, медиа становятся старыми, когда кто-то их сметает. С медиа последнего десятилетия это еще не произошло. Классическое актуальное медиа — журнал «Монокль», флагман хипстерского движения. Хипстеры уже все внуками обложены, но ничего нового нет.

Современность не всегда достигается в основном виде твоей деятельности, иногда это побочное явление. Три года назад The Boston Globe ввела адаптивную верстку, и все вдруг начали его читать, хотя кого интересует Бостон? Часто таким побочным явлением становится рождение нового языка, новой интонации, а затем этот новый язык тебя тянет: ты уже давно продался, заленился, пишешь всякую ерунду, но ты внутри актуального способа высказывания, и потому еще держишься.

Как издатель я ненавижу молодежные издания: там все слишком стремительно меняется. Вкладываешь в маркетинг, в создание нового языка, в новых героев. А изданию исполняется 14 — и все это больше не интересно. Вот с журналом «Дача» или «Охота и рыбалка» не так: чем люди старше, тем дольше они будут это читать.

Куда мигрируют медиа? Плевать. В Советском Союзе не было инстаграма, но мы как-то знали, кто звезда, а кто нет. Алишер Усманов печатал пластиковые пакеты в подпольном цеху, с одной стороны — Алла Пугачева, с другой стороны — Михаил Боярский: если покупают, значит, они и есть звезды. Ни в коем случае нельзя думать (если только вы не заняты IT-технологиями или не работаете в корпорации, где вам поручили об этом думать) о том, куда мигрируют медиа, —надо думать, какую человеческую потребность вы можете удовлетворить.

Помещик, который бьет мужиков по мордам так, что перстень ломается, идет потом Пушкина читать не потому, что ему это чтение важно, а потому, что это делает его частью общности, подписанной на журнал «Современник», а с ней и частью всей читающей России. То, что он бьет крестьян, не делает его частью всей России, потому что это не отрефлексированное действие

А то, что он Пушкина читает, — делает.

Социальные медиа прекрасно удовлетворяют эти потребности. А в русском сознании слово — единственный способ это понять. Где-то это устроено иначе, у кого-то есть невербальные способы осознания общности, но Россия текстоцентрична. Под текстом я имею в виду все, что можно под ним иметь в виду: новость аналитика, комментарии под этой новостью, личная жизнь редактора, который запостил эту новость, и комментарии, а также реакция на эту личную жизнь — вот он, гипертекст.

Мы публикуем сокращенные записи лекций, вебинаров, подкастов — то есть устных выступлений. Мнение спикера может не совпадать с мнением редакции. Мы запрашиваем ссылки на первоисточники, но их предоставление остается на усмотрение спикера.

Читайте нас в , VK, , Instagram, Telegram (@tandpru) и .

Взаимодействие № 5 или Квантовая гравитация[править | править код]

Так как первый коэффициент разложения дискретной производной РФ уже идентифицирован в качестве интенсивности электромагнитного взаимодействия,
можно ожидать, что второй коэффициент имеет отношение к единственному оставшемуся взаимодействию — гравитационному. Для получения интенсивности гравитационного взаимодействия второй коэффициент достаточно возвести в квадрат и умножить на (для учёта другой частоты).

Получаемое значение менее чем на процент превышает константу гравитационного взаимодействия:

где — гравитационная постоянная,
— масса протона.
Это расхождение даёт верхнюю оценку квантовой поправки, которая может
быть внесена в закон тяготения.

Сначала покажем как будет выглядеть константа если вместо массы протона ввести новую константу — присоединённую массу протона . В этом случае значение будет иметь следующий вид:

Полученная формула раскрывает скрытый квантово-релятивистский статус самого закона тяготения. Дело в том, что произведение , входящее в и , сохраняется только при одновременном преобразовании и согласно принципу соответствия. Таким образом, говорить об одностороннем уточнении закона тяготения Ньютона оказывается в принципе неправильно.

Следствие 2: Вселенная состоит из горячего водородаправить | править код

На основе данных, приведённых в нижеследующей таблице (взяты из Википедии 07.03.2018), получаем:

Таким образом, значение всего на 9 электронных масс превышает массу протона и может считаться достоверным.   Это означает, что Вселенная состоит из горячего водорода.

Параметр Значение
1.054 571 800(13) Дж c
с 299 792 458 м/с
7.297 352 566 4(17)

6.674 08(31) Невозможно разобрать выражение (синтаксическая ошибка): {\displaystyle м^{3}}
Невозможно разобрать выражение (синтаксическая ошибка): {\displaystyle с^{-2}}
Невозможно разобрать выражение (MathML с переходом в SVG или PNG (рекомендуется для современных браузеров и инструментов повышения доступности): Недопустимый ответ («Math extension cannot connect to Restbase.») от сервера «https://wikimedia.org/api/rest_v1/»:): {\displaystyle кг^{-1}}

В качестве примера оценки можно считать, что эта величина включает массу протона и массу электрона Невозможно разобрать выражение (синтаксическая ошибка): {\displaystyle m_е}
. Кроме того необходимо включить массу нейтрона с коэффициентом — долей нейтронов на один протон, которая составляет десятые для звёзд и единицы для планет. Также надо вычесть энергию связи связанных нуклонов, которая различна для звёзд и планет. Наконец, надо добавить кинетическую энергию на нуклон и другие возможные вклады. Кроме того на один нуклон приходится не менее 20 миллиардов фотонов.

Следствие 3: Квантовая гравитацияправить | править код

Подставляя в закон Ньютона получаем:

где — расстояние между телами 1 и 2, имеющими массы и . Таким образом, и являются поправками, которые переводят инертные массы в правильные гравитационные массы.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Проверка теории

Как правило, большинство исследователей считает, что стандартным методом проверки теорий является прямая экспериментальная проверка («эксперимент — критерий истины»). Однако часто теорию нельзя проверить прямым экспериментом (например, теорию о возникновении жизни на Земле), либо такая проверка слишком сложна или затратна (макроэкономические и социальные теории), и поэтому теории часто проверяются не прямым экспериментом, а по наличию предсказательной силы — то есть если из неё следуют неизвестные/незамеченные ранее события, и при пристальном наблюдении эти события обнаруживаются, то предсказательная сила присутствует.

На самом деле взаимоотношение «теория — эксперимент» более сложное. Поскольку теория уже отражает объективные явления, ранее проверенные экспериментом, то нельзя делать подобные выводы. В то же время, поскольку теория строится на основе законов логики, то возможны заключения о явлениях, не установленные ранними экспериментами, которые и проверяются практикой. Однако, эти выводы необходимо уже называть гипотезой, объективность которой, то есть перевод этой гипотезы в ранг теории, и подтверждается экспериментом. В этом случае эксперимент не проверяет теорию, а уточняет или расширяет положения этой теории.

Обобщая, прикладная цель науки — предсказывать будущее как в наблюдательном (аналитическом) смысле — описывать ход событий, на который мы не можем повлиять, так и в синтетическом — создание посредством технологии желаемого будущего. Образно говоря, существо теории в том, чтобы связывать воедино «косвенные улики», вынести вердикт прошлым событиям и указать, что будет происходить в будущем при соблюдении определённых условий.

Теоретические методы исследования

Как формируется теория? Эта цепочка выглядит так: факт–> проблема–> гипотеза–> теория.

  1. Факт. Произошло некое событие или явление. Информация об этом получена эмпирическим (опытным) путем. Например, вы подкинули яблоко, но оно не упало на землю. Почему сила притяжения не сработала?Факт должен быть очищен от случайности. Может быть, фрукт прямо в воздухе подхватила птица. Или он упал, но никто не заметил. Повторите эксперимент несколько раз, убедитесь, что это не случайность.
  2. Проблема. Вы не можете объяснить факт при помощи доступных знаний. Это знание о незнании. Яблоко не упало на землю, а почему — непонятно.
  3. Гипотеза. Нужно докопаться до причин этого события. Может, яблоко росло на какой-то волшебной яблоне либо именно в этой точке земли есть сложности с гравитацией. Переход от проблемы к гипотезе — творческий процесс, когда идея может прийти внезапно, как озарение.
  4. Теория. Когда гипотеза окончательно доказана, она превращается в теорию. А вы — в потенциального лауреата Нобелевской премии.

Математическая

В математике термин « теория» используется по-другому, что с необходимостью, поскольку математика не содержит объяснений природных явлений как таковых , даже если она может помочь в понимании природных систем или вдохновиться ими. В общем смысле, математическая теория является филиалом или темы в области математики, такие как теория множеств , теории чисел , теории групп , теории вероятностей , теории игр , теории управления , теории возмущений и т.д., такие , как мог бы быть подходящими для единый учебник.

В том же смысле, но более конкретно, слово теория представляет собой обширный структурированный набор теорем, организованный таким образом, что для доказательства каждой теоремы требуются только теоремы и аксиомы, которые ей предшествовали (никаких циклических доказательств), происходит как можно раньше в последовательность (без отложенных доказательств), и все максимально сжато (без лишних доказательств). В идеале последовательность, в которой излагаются теоремы, должна быть как можно проще для понимания, хотя цель учебников — в освещении той или иной области математики, а не математической теории, для которой они могут быть написаны.

18. Теория, ее сущность, структура и функции. Виды теорий

22.05.2011 10:59

Александр

Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйнштейна, и др.

Любая теория — это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.

В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы структуры теории:

1) Исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.

2) Идеализированный объект — абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т. п.).

3) Логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания.

4) Философские установки, социокультурные и ценностные факторы.

5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

Многообразию форм идеализации и соответственно типов идеализированных объектов соответствует и многообразие видов (типов) теорий, которые могут быть классифицированы по разным основаниям (критериям). В зависимости от этого могут быть выделены теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, химические, социологические, психологические и т. д.

Для современной (постнеклассической) науки характерны усиливающаяся математизация ее теорий (особенно естественнонаучных) и возрастающий уровень их абстрактности и сложности.

Общая структура теории специфически выражается в разных типах (видах) теорий.

Так, математические теории характеризуются высокой степенью абстрактности. Они опираются на теорию множеств как на свой фундамент. Решающее значение во всех построениях математики имеет дедукция.

Теории опытных (эмпирических) наук — физики, химии, биологии, социологии, истории — по глубине проникновения в сущность изучаемых явлений можно разделить на два больших класса: феноменологические и нефеноменологические.

Феноменологические (их называют также описательными, эмпирическими) описывают наблюдаемые в опыте свойства и величины предметов и процессов, но не вникают глубоко в их внутренние механизмы.

С развитием научного познания теории феноменологического типа уступают место нефеноменологическим (их называют также объясняющими). Они не только отображают связи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их необходимые взаимосвязи, существенные отношения, т.е. их законы.

Одним из важных критериев, по которому можно классифицировать теории, является точность предсказаний. По этому критерию можно выделить два больших класса теорий.

К первому из них относятся теории, в которых предсказание имеет достоверный характер.

В теориях второго класса предсказание имеет вероятностный характер, который обусловливается совокупным действием большого числа случайных факторов. Такого рода стохастические (от греч. — догадка) теории встречаются не только в современной физике но и в большом количестве в биологии и социально-гуманитарных науках в силу специфики и сложности самого объекта их исследования

А. Эйнштейн различал в физике два основных типа теорий — конструктивные и фундаментальные. Большинство физических теорий, по его мнению, является конструктивными, т.е. их задачей является построение картины сложных явлений на основе некоторых относительно простых предположений. Исходным пунктом и основой фундаментальных теорий являются не гипотетические положения, а эмпирически найденные общие свойства явлений, принципы, из которых следуют математически сформулированные критерии, имеющие всеобщую применимость.

Специфическую структуру имеют теории социально-гуманитарных наук.

< Предыдущая   Следующая >

Проверка теории

Как правило, большинство исследователей считает, что стандартным методом проверки теорий является прямая экспериментальная проверка («эксперимент — критерий истины»). Однако часто теорию нельзя проверить прямым экспериментом (например, теорию о возникновении жизни на Земле), либо такая проверка слишком сложна или затратна (макроэкономические и социальные теории), и поэтому теории часто проверяются не прямым экспериментом, а по наличию предсказательной силы — то есть если из неё следуют неизвестные/незамеченные ранее события, и при пристальном наблюдении эти события обнаруживаются, то предсказательная сила присутствует.

На самом деле взаимоотношение «теория — эксперимент» более сложное. Поскольку теория уже отражает объективные явления, ранее проверенные экспериментом, то нельзя делать подобные выводы. В то же время, поскольку теория строится на основе законов логики, то возможны заключения о явлениях, не установленные ранними экспериментами, которые и проверяются практикой. Однако, эти выводы необходимо уже называть гипотезой, объективность которой, то есть перевод этой гипотезы в ранг теории, и подтверждается экспериментом. В этом случае эксперимент не проверяет теорию, а уточняет или расширяет положения этой теории.

Обобщая, прикладная цель науки — предсказывать будущее как в наблюдательном (аналитическом) смысле — описывать ход событий, на который мы не можем повлиять, так и в синтетическом — создание посредством технологии желаемого будущего. Образно говоря, существо теории в том, чтобы связывать воедино «косвенные улики», вынести вердикт прошлым событиям и указать, что будет происходить в будущем при соблюдении определённых условий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector