Узнаем примеры контркультуры. понятие и функции контркультуры

Механизмы культуры и ее функции

Доминирующая культура формируется под воздействием исторических факторов и при этом никогда не перестает эволюционировать. Она совершенствуется, и благодаря этому человечество может развиваться вместе с ней. Но следует понимать, что подобное влияние может привести как к духовному взлету, так и к моральному падению.

Например, эпоха Возрождения подарила нам великих мыслителей и изобретателей. Благодаря их трудам люди смогли забыть об ужасах и схоластике Средневековья и начали двигаться вперед, к светлому будущему. Однако те же культурные механизмы когда-то привели Римскую империю к её трагическому закату. Уверенные в своей силе и власти, римляне так и не смогли заметить тот момент, когда их общество начало деградировать и разлагаться.

И тем не менее человек и культура нужны друг другу. Проверить это утверждение очень просто. Начнем с того, что культура не может существовать без людей, ведь именно они являются ее источником. Но и мы не способны быть собой, лишившись духовного мира. Из этого следует, что все механизмы культуры основываются на человеческом факторе, а значит, вполне осязаемы с помощью логики.

Влияние СМИ на общество.

Позитивное влияние.

  • Возможность мобилизации общества на решение важных проблем (мер, оказание гуманитарной помощи определённой стране).
  • Большое воспитательное значение, формирование нравственности людей (например, оказание помощи больным детям, инвалидам, домам престарелых).
  • Удовлетворение вкусов различной аудитории (например, телепередачи для детей для людей, увлекающихся спортом, музыкой и т.д.).

Негативное влияние:

  • Искажение информации, политическая направленность её в интересах определённых кругов общества. Власть фильтрует информацию, подавая в нужном для себя ключе.
  • Сталкивание различных интересов (например, перед выборами- выступление представителей различных партий). Появилось даже понятие « посредническая среда», то есть СМИ используются для поддержки определённого кандидата, его программы.
  • Отвлечение общества от насущных проблем путём выпуска передач, программ развлекательного характера, различных шоу

В современной России существуют как государственные, так и коммерческие, частные СМИ, независимые СМИ.

Наличие государственных СМИ – обязательно, без этого государство не сможет конструктивно выполнять такую свою функцию, как своевременное оповещение общества о принятии новых законодательных актов (Федеральный Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 15 декабря 1994 г., ст. 3). Все ветви государственной власти должны иметь равные возможности доступа к средствам массовой информации.

Основные законы РФ, регулирующие деятельность СМИ:

  • Конституция РФ (ст. 29 и др.).
  • «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г .
  • «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.
  • «О рекламе» от 14 июня 1995 г.;
  • «О связи» от 16 февраля 1995 г.;
  • Указы Президента РФ «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» от 31 декабря 1993 г.
  • «О Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации» от 31 декабря 1993 г. и др.

Взаимодействие СМИ и государства в РФ:

  • государство создает нормативно-правовую базу деятельности СМИ, определяет правовое положение каждой из их разновидностей;
  • государство может иметь свои собственные, государственные СМИ, которые в обществе, основанном на принципе политического плюрализма, функционируют наряду с другими, негосударственными СМИ;
  • государство не вмешивается в конкретную деятельность независимых СМИ;
  • государство в целях защиты информационных прав граждан, интересов государства и разрешения конфликтов между различными СМИ может создавать специальные органы. В Российской Федерации таким органом является Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, которая в системе государственных органов занимает особое место и не входит в систему федеральных судов РФ.

Таким образом, в постиндустриальном обществе, которое ещё называют информационным, роль СМИ огромна. И по тому, насколько они свободны, честны, правдивы, можно судить и об уровне демократии в стране. Не случайно СМИ часто называют «четвёртой властью» в обществе.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Что такое культура

Понятие культуры имеет огромное количество определений и значений, охватывающих самые различные сферы человеческой жизни. Этимология термина восходит к латинскому слову colere — возделывание почвы, культивирование, почитание. Впервые оно было употреблено в трактате «О земледелии» древнеримского политика Марка Порция Катона Старшего в 100 г. до н. э.

В гуманитарном значении понятие «культура» использовал философ Марк Цицерон, сравнивший «культуру души» с возделыванием плодородного поля.

В начале 1960-х годов американские исследователи посчитали 164 определения культуры, выделив среди них 6 типов:

  • описательные;
  • нормативные;
  • психологические;
  • структурные;
  • генетические.

В современной культурологии число определений уже едва ли возможно установить.

В современно науке под культурой в первую очередь понимают человеческую деятельность и весь социально-значимый опыт человечества.

В русском языке этот термин впервые использовал российский философ, последователь учения Шеллинга Данило Велланский в 1826 году.

В контексте жизненных ценностей культура отражается в соблюдении общепризнанных норм поведения. Нормы и правила культуры ограничивают человека и упорядочивают беспорядочное движение природы, поэтому уже на заре своего возникновение культурное состояние противопоставлялось естественному. Мир природы считался единообразным, закономерным и предсказуемым, а мир культуры — разнообразным, обусловленным человеческой деятельностью.

Причины становления культуры

Среди основных причин, приведших к становлению и развитию культуры, можно выделить:

  • уменьшение роли физической силы;
  • постепенное сокращение господствующей роли чувственного познания и неосознанных понятий;
  • увеличение роли сознания и разума;
  • смягчение нравов;
  • воспитание вкуса.

Элементы культуры

Культура включает в себя большое многообразие различных элементов, которые можно разделить на следующие группы:

  1. Символы — это условный знак, слово или предмет, раскрывающий смысл и значение конкретной культуры (в национальной культуре таким символом может выступать язык, система традиций и ритуалов, эмблематика).
  2. Герои — это реальные и вымышленные люди, которые ввиду какого-то подвига, выдающейся судьбы или деятельности стали восприниматься в качестве примера для подражания в определенной культуре.
  3. Ритуалы — коллективная деятельность, имеющая строгую структуру и установленный порядок совершения чего-либо.
  4. Ценности — это самый глубокий уровень культуры, включающий в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном и т.д.

Примеры субкультур

Чтобы окончательно разобраться в том, что такое субкультура, рассмотрим несколько примеров. Вообще, их существует огромное количество и постоянно возникают новые. Однако в истории есть несколько наиболее ярких субкультурных движений, которые не просто были популярны, но и оказали заметное влияние на глобальные исторические события. Рассмотрим несколько наиболее известных.

Панки

Данная подкультура возникла в 1970-х годах в Великобритании. Страна не могла преодолеть сильный экономический кризис, молодые люди не могли трудоустроиться и не понимали, что делать дальше. Из-за этого у них появился лозунг «Нет будущего!», который и стал девизом субкультуры. Идея данного движения заключалась в том, что ситуация уже настолько плоха, что испортить её ещё сильнее просто невозможно. Панки не отличались особой законопослушностью, поскольку считали, что им нечего терять.

Готы

Это движение возникло под влиянием панк-культуры и многое от неё переняло. Готы тоже пренебрежительно относятся к образованию и любому личностному развитию. При этом они ведут себя более сдержанно, чем панки, и не стремятся к такому пёстрому внешнему виду. В их внешности преобладает чёрный цвет. Они выбирают черную одежду и аксессуары, красят черной краской волосы, используют черный макияж.

Эмо

Это самая эмоциональная субкультура, ведь именно от слова «эмоции» образовано её название. Эмо слушают особую музыку и одеваются так, чтобы создать максимально драматический и эмоциональный образ. Также для них характерны специфические прически и обильный макияж, подчеркивающий размер и форму глаз. В их внешнем виде преобладают черный и розовый цвет.

Хиппи

Это особая философия и субкультура, возникшая в США в 1965 году. Данное движение стало ответом на тогдашние реалии – участие Штатов во вьетнамской войне, всё ещё существовавшую расовую сегрегацию и иные проявления неравенства. Хиппи выступали за мир, свободу, любовь, толерантность и равные права. Именно они придумали известный девиз американской молодёжи того времени: «Make love, not war» (Занимайтесь любовью, а не войной).

Скинхеды

Это ультраправое молодёжное движение, сторонники которого придерживались националистических или даже откровенно нацистских взглядов. Скинхеды появились в Великобритании в 1980-х. К данной субкультуре обычно примыкали агрессивные молодые люди, склонные к ксенофобии и нетерпимые вообще ко всем, кто чем-то отличается от них. Многие из них проникались идеями Гитлера и считали, что белая арийская раса должна господствовать в мире.

Скинхеды были самой агрессивной из молодёжных субкультур. Они нападали на представителей национальных или сексуальных меньшинств и вообще всех, кто чем-то от них отличался. При таких нападениях они не раздумывая пускали в ход холодное оружие и часто наносили своим жертвам смертельные ранения. В 2000-х годах данное движение было популярно и в России, но на сегодняшний день от него мало что осталось.

Яппи

Это субкультура успешных молодых людей, являющихся высокооплачиваемыми профессионалами в определенной сфере деятельности. Как правило, это люди, только окончившие вуз. У них ещё нет семьи, и они могут тратить всё заработанное на себя. Поэтому они всегда одеты с иголочки, покупают топовые смартфоны в день презентации, следят за актуальными событиями и новинками

Яппи уделяют внимание здоровью, ходят в спортзал, бегают по утрам, нередко становятся приверженцами вегетарианства

Понятие

Итак, начнем с того, что под видами культуры мы будет подразумевать совокупность основных норм и правил, которые закреплены в обществе и характерны для его уровня развития. Доминирующая культура — это тоже определенный комплекс традиций, ценностей, верований, которыми руководствуется большая часть членов определенного общества. То есть это господствующая культура, которой подчиняется большинство людей. Доминирующая культура — это такой интересный фактор, который может выражаться посредством национальных или этнических особенностей. Также есть и другие виды, которые мы будем рассматривать ниже.

Различия

Различия национальной и этнической культур в том, что первая объединяет большие группы людей, которые живут на огромных территориях, но при этом могут быть не связанны родственными отношениями. Характерной особенностью является особый тип социальной коммуникации, а именно письменность. Именно благодаря тому, что идеи национального объединения можно написать и опубликовать, они становятся популярными, вызывая у разных людей желание объединиться и действовать сообща. Из этого следует тот факт, что если доминирующая в обществе культура национальная, то она строится вокруг письменности, в то время как этническая культура может быть неграмотной. Но при этом обе они могут быть доминирующими в разных исторических обстоятельствах.

Национальная культура чаще всего опознаётся по наличию литературы и языка. Изучается она благодаря памятнику письменности, в то время как этническая культура изучается благодаря антропологии. Творцом национальной культуры по праву считают интеллигенцию, которая является передовой прослойкой общества, несущей ответственность за духовное состояние. Именно интеллигенция может формировать образцы для массового подражания и определять культурную стратегию.

Молодежные субкультуры и их роль в современном обществе

Время стремительно летит и мир подстраивается под его изменения. Однако всегда были те, кто считал нужным придерживаться выбранной идеологии, бросая вызов большинству окружающих. В ХХ столетии такие индивидуумы объединились под термином «субкультуры», и активно продолжают развивать свои сообщества.

Изначально представители таких групп всячески противопоставляли себя большинству и неохотно принимали в свои ряды новичков. Сейчас в этом плане свободы гораздо больше. В советском союзе их назвали неформальным объединением молодежи. К ним относились с неодобрением и опаской, но сейчас субкультуры уже не кажутся чем-то необычным, пугающим и нездоровым.

Они уже не считаются чем-то категорически негативным, и даже несут определенную пользу обществу. Теперь люди, которые раньше замыкались в себе, боясь оказаться непонятыми, могут легко найти друзей по интересам, какие бы безумные увлечения их не интересовали.

Членами различных субкультур зачастую становятся подростки, желающие выразить протест взрослым, и если их выбор падает на гопников и эмо, то это может привести к проблемам.

Основные формы

В зависимости от того, кто создает и потребляет продукты культурной деятельности, культура подразделяется на три формы:

  • элитарная;
  • массовая;
  • народная.

Элитарная культура

Элитарная или высокая культура — культура, созданная и потребляемая высокообразованной частью общества.

Эта культурная форма возникла с появлением элиты, которая большую часть жизни посвящала самообразованию, просвещению и расширению своего кругозора.

Как правило, субъекты элитарной культуры глубоко погружены в искусство и способны считывать символы и знаки, недоступные для среднестатистического зрителя. Такая сложность культурных элементов ограничивает круг лиц, способных понять и оценить по достоинству многоуровневые произведения, которые предлагает элитарная культура.

Она имеет самодостаточный характер и существует вне зависимости от политики, экономики, рынка и т. д. Культура призвана воспитывать в человеке утонченный вкус, оттачивать чувство прекрасного и мотивировать на созидательную деятельность. Наследие элитарной культры включает в себя классические произведения, авторское кино, литературную классику, виды изящного искусства и др.

К признакам элитарной культуры относится:

  • сложность произведений;
  • смысловая закрытость;
  • самодостаточность;
  • сложная система норм;
  • инновационность и креативность.

Примечание

Элитарную культуру обычно противопоставляют массовой, но одновременно с этим они находятся друг с другом в постоянном взаимодействии. Новаторские идеи высокого искусства спустя время становятся общедоступными и перенимаются массовой культурой, переставая быть инновационными и уникальными. Вместе с этим, благодаря прибыли, которую приносит массовое искусство, кинокомпании, издательства и другие представители культурного производства могут спонсировать и поддерживать авторов элитарного искусства.

Массовая культура

Массовая культура —  культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе.

Массовая культура доступна для широкой публики, независимо от социального статуса, образования, материального положения и даже возраста. Ее задача заключается в мгновенном удовлетворение потребностей и желаний общества, так как она полностью зависит от своей аудитории. Поэтому ее произведения отличаются простотой и открытостью.

В рамках этой концепции уникальность и непревзойденность, присущие произведениям высокой культуры, теряют всякую ценность. Неповторимые и единственные в своем роде картины гениальных художников, тиражируются в форме репродукций и становятся достоянием каждого человека.

Стремление к простоте и поверхностности проявляется в повсеместной визуализации культурных продуктов, которая преобразовывает все тексты реальности в картинки и яркие изображения. Визуальная форма нивелирует необходимость в индивидуальном переживании произведения и делает его более понятным.

К основным признакам массовой культуры относится:

  1. Эмоциональность — направленность на эмоциональное восприятие произведений.
  2. Быстродоступность — мгновенная реакция на потребности общества.
  3. Быстрозабываемость — как только старые культурные продукты теряют актуальность, они заменяются новыми произведениями.
  4. Простота — один из основных признаков масскульта, отражающийся в легкости и незамысловатости культурных форм.
  5. Универсальность — культурные тексты рассчитаны на усредненную аудитории, вне зависимости от географических, гендерных или социальных характеристик.

Пример

К примерам массовой культуры можно отнести популярные сериалы, комиксы, эстрадную музыку, бульварные романы.

Народная культура

Народная или традиционная культура — произведения, созданные народными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она включает в себя произведения фольклора, дошедшие до современности в форме сказок, легенд, частушек, песен, пословиц, танцев, эпоса, ритуалов и т. д. 

Изучение народной культуры позволяет исследовать историю конкретного этноса, проследить особенности его развития.

Народной культуре характерно:

  • аграрное общество;
  • сельская культура;
  • следование традиции и ритуалам;
  • ограниченное информационное поле.

В современной науке под этим термином понимается все то, что сегодняшняя культура пытается сохранить из традиционной.

Определение и особенности

Термин контркультура приписан Теодору Росзэку, автору Создания из Встречной Культуры. Это стало видным в средствах массовой информации среди социальной революции, которая охватила Северную Америку и Южную Америку, Западную Европу, Японию, Австралию и Новую Зеландию в течение 1960-х и в начале 1970-х.

Ученые отличаются по особенностям и специфике, которую они приписывают «контркультуре». «Господствующую» культуру, конечно, также трудно определить, и до некоторой степени становится определенной и понятой через контраст с контркультурой. Контркультура могла бы выступить против массовой культуры (или «культура СМИ»), или культура среднего класса и ценности. Контркультура иногда осмысляется с точки зрения конфликта поколений и отклонения более старых или ценностей для взрослых.

Контркультура может или может не быть явно политической. Это, как правило, включает критику или отклонение в настоящее время влиятельных учреждений с сопровождением надежды на лучшую жизнь или новое общество. Это не смотрит благоприятно на партийной политике или авторитаризме.

Как правило, «культура края» расширяется и превращается в контркультуру, определяя ее собственные ценности против господствующих норм. Контркультуры имеют тенденцию достигать максимума, затем входить в снижение, оставляя длительное воздействие на господствующие культурные ценности. Их жизненные циклы включают фазы отклонения, роста, частичного признания и поглощения в господствующую тенденцию. В течение конца 1960-х хиппи стали самой многочисленной и самой видимой противокультурной группой в Соединенных Штатах. «Культурные тени», оставленные Романтиками, богемцами, Ударами и Хиппи, остаются видимыми в современной Западной культуре.

Согласно Шейле Уайтли, «недавние события в социологической теории усложняют и problematize теории, развитые в 1960-х, с цифровой технологией, например, обеспечивая стимул для новых соглашений контркультуры». Энди Беннетт пишет, что «несмотря на теоретические аргументы, которые могут быть подняты против социологической ценности контркультуры как значащий термин для категоризации общественных действий, как субкультура, термин жизни на как понятие в социальной и культурной теории … стать частью полученной, установленной памяти». Однако «включенный не просто утопическое, но также и dystopian и что, в то время как фестивали, такие как поддержанные в Монтерее и Вудсток, могло бы казаться, охватили бы прежнего, смертельные случаи таких культовых чисел как Брайан Джонс, Джими Хендрикс, Джим Моррисон и Дженис Джоплин, нигилистический погром в Альтамонте и неясная фигура Чарльза Мэнсона проливают более темный свет на его основную повестку дня, та, которая напоминает нам, что ‘патологические проблемы все еще очень в целом в современном мире».

Составляющие доминирующей культуры

Этническая культура является культурой людей, связанных между собой кровным родством, а также совместной хозяйственной деятельностью, то есть, единством «крови и почвы», именно поэтому она и меняется от одной местности к другой. Таким образом, одной из основных черт рассматриваемой культуры является жесткая локализация, местная ограниченность, обособленность в узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа). Здесь огромное значение имеет сила традиции и обычаи, передающиеся из поколения к поколению из рода в род.

Структура национальной культуры значительно сложнее этнической. Этнос обозначает социокультурную общность людей, в то время как нация представляет собой территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, которое имеет свою социальную структуру и определенную политическую организацию.

Наряду с традиционно-бытовой и профессиональной в национальную культуру входят еще и специализированные области культуры.

Замечание 2

А так как нация охватывает общество, которое имеет определенные уровни и социальную структуру, то понятие национальной культуры включает и субкультуры всех значительных групп данного общества, чего не может быть у культуры этнической.

Более того, этнические культуры входят в состав национальной. Ярким примером здесь может служить американская национальная культура, которая является крайне гетерогенной, включающей самые различные этнические культуры: китайскую, японскую, итальянскую, немецкую, русскую, еврейскую мексиканскую и др. Многие современные национальные культуры являются полиэтничными. Однако национальная культура это не механическая сумма различных этнических культур, проживающих в едином социуме.

Собственно национальные черты культуры появляются тогда, когда представители разных этносов начинают реально осознавать свою принадлежность к новой нации: уважать законы страны, отмечать ее национальные праздники, чтить традиции и обычаи и т.д. Другими словами, национальная культура может считаться сформированной тогда, когда все социальные группы данного общества признают свою приверженность к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам.

Национальная культура, в отличие от этнической, объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Специалисты считают одним из важнейших условий появления национальной культуры — возникновение письменности, а вслед за этим литературного языка и национальной литературы.

Следовательно, национальная культура строится на основе письменной культуры, в то время как этническая культура зачастую бывает бесписьменной, например, культура отсталых племен, существующих и сегодня. Поэтому национальную культуру изучает прежде всего филология, которая исследует памятники письменности, а этническая культура — этнографией и антропологией, которые изучают прежде всего дописьменные памятники.

Замечание 3

И национальная, и этническая культура в их отношении ко всем другим видам культуры на данной территории, считаются доминирующими.

Культура: формы и разновидности

В широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;

В узком смысле:процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Виды культур:

  • Материальная культура — результат производства, все, что имеет отношение к материальному миру и служит для удовлетворения материальных потребностей человека или общества, т.е. продукт экономики: предметы и вещи, используемые в повседневной жизни, различные технологии и др.
  • Духовная культура — совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению (знания, идеи, ценности — продукт искусства, науки, религии, морали);
  • Информационная культура— знания об информационной среде, умение правильно ориентироваться в информационных потоках. Формой информационной культуры является речь.
  • Физическая культура —развитие физических способностей человека, все что связано с телом человека: комплекс упражнений, навыков, которые способствуют физическому развитию и красоте тела.

Между собой эти культуры тесно взаимосвязаны, т.к. без знаний нельзя построить дом.

Формы культуры:

  1. Элитарная — создается привилегированной частью общества. Изящное искусство высокого уровня, создающее культурные каноны. Узкий круг ценителей и потребителей. Как правило, интеллигенции: учёным, учителям, художникам. Имеет некоммерческий характер и требует интеллектуальной расшифровки: классическая музыка и литература.
  2. Народная — мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы, где авторы, как правило, не известны. Носит некоммерческий характер;
  3. Массовая — потребляемая массами, с низким уровнем сложности. Направлена на развлечение широкой аудитории: кино, телесериалы, ток-шоу, мода, поп-музыка и т.д. Носит коммерческий характер.

Разновидности культур:

  1. Субкультура — культура не отвергает культуру большинства, но отклоняется от нее. Часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (молодежная субкультур, субкультура врачей, субкультура студенчества и др.)
  2. Контркультура — субкультура, находящаяся в конфликте с господствующей культурой. Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи и панки; левые радикалы и др.).

Типы культур:

  • Национальная — мировая;
  • Светская — религиозная (связь с религией);
  • Восточная — западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.) (региональная принадлежность);
  • Традиционная — индустриальная — постиндустриальная (принадлежность к историческому типу общества);
  • Сельская — городская (связь с территорией);
  • Обыденная — специализированная (специализация);
  • Высокая (элитарная) — массовая — народная (вид аудитории).

Из Конституции РФ

Статья 14

1.Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной.

2.Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Пояснения:

  • Свобода совести – это свобода морально этических воззрений, право иметь любые убеждения, в том числе верить в Бога или быть атеистом.
  • Свобода вероисповедания – это свобода в выборе религии.
  • Религия не передаётся по наследству. В семье могут быть люди разных религиозных взглядов.

Религиозные взгляды можно менять в течение жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector