Синдром отличницы у взрослых: как от него избавиться

Последствия во взрослом возрасте

Синдром отличника у взрослых, появившийся в детстве, может вызвать серьезные проблемы уже во взрослой жизни. Давайте рассмотрим, что именно может произойти.

  1. На рабочем месте. Такому человеку будет очень тяжело видеть рядом с собой более успешных людей. Он будет изо всех сил стараться заслужить одобрение своего начальника. Ради этого он перестанет спать, отдыхать — все ради «красного словца». А когда это случится и его начнут превозносить над сотрудниками, то коллеги будут остро реагировать, станут обсуждать за спиной и, мягко говоря, ненавидеть. Такие люди чаще всего способны выполнять однообразную работу по заданному алгоритму, а не креативные и творческие задания.
  2. На личном поприще. В этом вопросе синдром особенно остро проявляется у женщин. Девушка будет стараться стать идеальной, захочет научиться готовить лучше мамы парня, будет вымывать квартиру по нескольку раз на день, чтоб любимый увидел, какая она хозяйка. Но, когда молодой человек все это воспринимает, как должное, не хвалит девушку, то неизбежен скандал. Ведь, она так старалась, все для того, чтоб он выразил свое восхищение. Естественно, что далеко не каждый парень станет терпеть такое отношение к своей персоне, и чаще всего просто разорвет напряженные отношения, а девушка останется одна со своим синдромом.
  3. Воспитание малышей. Такие родители крайне требовательно относятся к своим отпрыскам. Они хотят, чтоб их ребенок был идеальным, самым умным, сильным и красивым. Папа или мама с синдромом записывают ребенка сразу на несколько кружков, на занятия по изучению языка, в спортивные секции, ведь малыш должен во всем преуспевать. Родители крайне остро реагируют на плохую успеваемость отпрыска, и совершенно не прислушиваются ко мнению ребенка, если тот не хочет посещать тот или иной кружок. Из-за своего тотального контроля и постоянной занятости в работе, ведь там нужно быть лучше всех, они совершенно не уделяют время общению с малышом, не интересуются его переживаниями и страхами, не оказывают поддержку. Дети, имеющие крепкую психику, когда становятся старше – устраивают серьезные акции протеста, начинают делать все наперекор, что порой приводит к самым страшным последствиям и серьезным проявлениям. Ребята со слабой психикой просто начнут подражать воле родителей, со временем сами приобретут данный синдром.
  4. Взаимоотношения в обществе. Им крайне сложно создавать круг общения, находить друзей. Ведь, их сущность постоянно конкурировать с сильными, стараясь их превзойти, и критиковать слабых, показывая свое превосходство. Поэтому друзья у таких людей не задерживаются. А новые знакомства считаются успешными в основном в случаях, когда другом становится действительно слабый человек, который полностью согласен с этим определением.

При знакомстве с «отличником», вы услышите много лестных слов о себе самом, указывающих на его успешность. А, если решите сделать замечание или скажите, что достижения не существенны и ничего не стоят, то увидите болезненную реакцию и сильную обиду.

Как избавиться от синдрома отличника

Многие считают, что синдром отличника это благо. Ведь разве плохо, когда человек стремится к успеху? Конечно, нет, когда это не превращается в навязчивость. Люди, страдающие анализируемым нарушением, одобрения не получают именно от себя. Они его всегда ждут от окружения. Например, повзрослев так называемые «отличники» приводят домой свою избранницу и ждут одобрения семьи, пребывая в страхе, что она им не понравится. У таких лиц всё бытие становится сплошным экзаменом. Но ведь жизнь человека не является ежедневным испытанием. А потому каждый должен проживать её в соответствии со своими желаниями, а не идти на поводу родительских ожиданий. Именно поэтому следует освободиться от данного расстройства.

Итак, синдром отличника, как избавиться?

В первый черёд следует освободиться от страха неудачи. Многих людей с синдромом отличника терзает опасение того, что их действия обязательно приведут к промаху или провалу. Однако такие мысли ошибочны. Необходимо осознать, что любые действия являются, прежде всего опытом, помогающим обрести человеку себя, что способствует развитию.

Не существует идеальных людей. А образ, засевший в мозге с детства – лишь иллюзорное представление, ошибка. Не нужно бояться экспериментировать, пробовать, действовать. Ведь именно в этом и заключается жизнь.

Также следует научиться принимать собственную персону без прикрас. Зачем терзать себя бессмысленными переживаниями по причине собственного несовершенства? Ведь это бесполезно и ресурсозатратно. Лучше потратить энергию на самосовершенствование. Идеалов нет, но каждый индивид уникален и наполнен набором положительных черт и отрицательных качеств, равно как и остальные жители планеты. Нужно относиться проще к себе и не стремиться всегда добиваться только значительных результатов, ведь отсутствие результата, тоже является результатом.

Лучшим способом избавиться от рассматриваемого синдрома является умение слышать собственное сердце. В детстве «отличник» слушал родителей, во взрослом состоянии пора ему научиться прислушиваться к себе. Это не подразумевает забыть о близких или не прислушиваться к их мнению. Это значит, что окончательное решение должно приниматься самостоятельно. Не нужно превращаться в заложника чужих надуманных правил.

При синдроме отличника, прежде всего, страдает самооценка. Поэтому дабы освободиться от него, необходимо повысить самооценку, то есть научиться уважать собственные жизненные приоритеты, ценностные ориентиры и следовать им.

Также надобно понять, что здраво лишь то, что в меру. А потому следует под себя подстраивать ситуацию. Порой рассматриваемый синдром может помочь его носителю, поэтому нужно научиться адекватно анализировать и оценивать любую ситуацию бытия.

Главной проблемой людей с синдромом отличника является отождествления себя с плодами своей деятельности. Они забывают, что достижение либо неуспех – это лишь незначительная часть их жизненного пути

В преодолении рассматриваемого комплекса важно трансформировать собственные установки

Ещё одним действующим средством является безделье. У всех лиц с синдромом отличника наблюдаются излишне завышенные требования к собственной личности. Помимо того они убеждены, что и окружение также ожидает от них высоких результатов.

Отличника приучить чередовать деятельность и отдых довольно сложно. Поэтому не следует ожидать моментальных результатов. Нужно начинать с минимума. Например, позволить себе хотя бы 5 минут придаться сознательному безделью, но при этом, наблюдая за коллегами: смотрят ли они с осуждением или даже не замечают, что рядом сотрудник отдыхает. Делать перерывы в деятельности это нормально. Более того отдых способствует продуктивности труда.

Нужно ввести правило еженедельно совершать нечто экстраординарное, дабы высвободить настоящие эмоции. А услышав критику собственных действий, следует помнить, что данная отрицательная оценка поступка является лишь суждением отдельного индивида. Негативные отзывы со стороны необходимо анализировать на предмет их объективности и полезности. Нельзя воспринимать критику в качестве попытки оскорбить либо унизить. Подобное неправильное отношение является следствием описываемого синдрома.

Хобби является одним из наилучших способов, избавляющих от различного рода психологических комплексов. При этом, занимаясь новым увлечением не нужно ожидать одобрения окружения, следует наслаждаться самим процессом.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Тим Бернерс-Ли

Праотец современного Интернета и разработчик различных информационных технологий Тим Бернерс-Ли всегда был хорошим, прилежным мальчиком. Родители его были математиками и участвовали в проекте Manchester Mark I» — пытались создать первый британский компьютер. Будущий программист с отличием отучился в частной школе, затем – в Королевском Колледже при Оксфордском университете, правда, специализировался на физике. Его «пороком» было необычное хобби – он пытался сконструировать персональный компьютер. Персональный компьютер Бернерс-Ли сконструировал не первым, но пошел дальше, предложив человечеству общаться через сеть, созданную из телефонных проводов и воплотив свое предложение на практике. Ныне живущий изобретатель входит в сотню признанных гениев современности и настолько скромен, что отказывается называть себя «отцом интернета».

Терапия

Медикаментозное лечение назначается лишь в том случае, если специалист диагностирует такие его последствия, как СХУ, депрессия, стресс, неврастения, бессонница и пр. Обычно это успокоительные. Самостоятельно принимать какие-либо препараты категорически запрещено.

При выявлении синдрома отличника у ребёнка психологи подробно объясняют, что делать родителям в такой ситуации, как помочь школьнику справиться с данным состоянием и не тащить его за собой во взрослую жизнь:

  1. Не завышать планку, умерить амбиции, не проецировать на ребёнка свои комплексы и нереализованные мечты. Не ругать за «четвёрки», не наказывать за «тройки».
  2. Никогда не сравнивать с другими.
  3. Постараться поднять самооценку.
  4. Увлечь каким-нибудь хобби.
  5. Научить проигрывать и спокойно относиться к поражениям.
  6. Развивать оптимизм, чувство юмора, самоиронии, чтобы он сам принимал себя таким, какой есть.
  7. Уделять достаточно внимания, проводить вместе как можно больше времени.
  8. Хвалить не за оценки, а за результат.
  9. Интересоваться сначала — здоровьем, как прошёл день, как настроение. И только потом — оценками.
  10.  Не перегружать.

Как избавиться от синдрома отличника, будучи взрослым?

Осознание проблемы

Проблема в том, что страх потерпеть поражение во взрослом возрасте уже не актуален. Он вызван не реальной ситуацией, а воспоминаниями детства, когда было страшно не оправдать ожиданий родителей или учителей. Это навсегда ушло в прошлое.

Анализ ситуации

Подумайте, ожидания кого вы боитесь не оправдать сейчас. Начальника? Но у него — много подчинённых, и все они наверняка время от времени допускают ошибки. Это вовсе не значит, что он всех после этого увольняет, лишает зарплаты и премий или делает выговор. Любимого человека? Но он любит вас в первую очередь не за достижения и успехи, а за качества характера, и вряд ли бросит, узнав, что вы что-то сделали не так. Не приписывайте окружающим тех мыслей, которых у них на самом деле нет.

Снисхождение

Переберите окружающих вас людей: коллег, друзей, просто знакомых. Вспомните, какие ошибки они совершали по жизни, какие поражения терпели. Кто-то проиграл областной конкурс, другого не взяли на престижную работу, третьего бросила жена. Это жизнь. Такое случается у всех — и у вас в том числе. С этим надо смириться и перестать винить себя за любой промах. Сделайте себе снисхождение — позвольте хоть иногда, но ошибаться.

Контроль

Подумайте, в каких ситуациях синдром отличника проявляется чаще всего и берёт верх над вашим сознанием. Обычно это происходит на работе, при выполнении какого-либо задания или проекта. Научитесь в такие моменты его контролировать. Слишком переживаете за результат? Пейте успокоительные! Забыли про отдых и забросили хобби? Срочно переделывайте режим дня! Чувствуете, что снова готовы идти по головам ради успеха? Заставьте себя вовремя остановиться и руководствуйтесь голосом совести.

Никаких сравнений

Подумайте, с кем вы привыкли себя сравнивать. С коллегой? Соседом? Бывшим своей жены? Братом? Каждый обладает своими достоинствами и недостатками. Осознайте, что у всех этот набор индивидуален. Вы не можете быть хуже или лучше кого-то. Это неправильное отношение ни к себе, ни к окружающим. Да, коллега может качественнее выполнять какие-то задания начальства, но он постоянно опаздывает со сроками, а вас ценят за пунктуальность и обязательность. Да, брат ездит на Mercedes-Benz и занимает неплохой пост в престижной компании. Но у него не складывается личная жизнь, он одинок, так как у него скверный характер. Так стоит ли завидовать ему и равняться на него?

Откуда появляется синдром отличника?

Чаще всего его взращивают у ребенка сами родители, предъявляя завышенные требования. «Почему у тебя по математике четверка? Должна быть пятерка!», «единственная возможная оценка — это пять», — все подобные фразы транслируются школьником как «я хороший, только если получаю отличную оценку». И хотя большинство взрослых прекрасно знают, что оценки часто имеют мало общего с реальными знаниями, они продолжают настаивать, чтобы в дневнике был только высший балл — а то, мол, совсем расслабится. Иногда пятерка и успешная учеба — это единственный способ для ребенка быть замеченным и признанным в семье. Для него хорошие оценки становятся способом получить кусочек внимания от самых дорогих людей, потому что без отличных баллов в дневнике его просто никто не замечает.

Значит ли это, что у всех отличников так или иначе формируется этот синдром? Вовсе нет. Дети, уверенные в себе и не зависимые от мнения окружающих, тоже вполне могут знать предмет «на отлично». Но от обладателей «синдрома отличника» здоровых отличников отличает то, что они не будут рыдать над дневником с тройкой и умолять учителя не ставить оценку в журнал и назначить пересдачу.

Как избавиться от перфекционизма

1.Поработайте с понятиями
Любовь не надо заслуживать. Любовь – она как воздух доступна всем, просто так, бесплатно.
Раз и навсегда запомните, запишите и повесьте на видном месте – вы достойны любви просто так, просто потому, что вы есть. Нет никакого другого условия получения любви.
Путь полного осознания этого у многих занимает целую жизнь. Но это единственно правильный путь.
Любовь окружает нас повсюду, все есть плод любви. Вы = любовь.

2.Разрешите себе напартачить
Вот просто возьмите и сделайте что-то как попало. Ну просто ужасно неправильно. Посмотрите, как несовершенно вы это сделали. Вот не застилайте постель, разбросайте домашнюю одежду, недосолите суп, не гладьте одежду…
Сделали?
Посмотрите в окно: мир не рухнул.
Спросите близких: любят ли они вас?
Любят, и мир на месте.Абсолютно ничего страшного не произойдет, если иногда вы будете делать что-то не так идеально, но с хорошим настроением, с легкой душой и с любовью. Это принесет счастье и вам, и окружающим, и поможет вам избавиться (хотя бы частично) от перфекционизма.

3.Действуйте без раздумий
Часто синдром отличника приводит к тому, что человек мало чего достигает в жизни. Потому что ему кажется, что кто-то может сделать это лучше, идеальнее, правильнее.
Самый простой способ убрать это препятствие – просто отказаться от него. Просто взять и делать, не раздумывая, как же оно получится, хуже или лучше, чем у других.
Можете сказать себе например что-то типа «Сделаю это просто так, для себя. А потом как пойдет».
Поверьте, пойдет и найдет своих поклонников. Кто-то давно ищет именно такую статью, именно такой свитер, именно такого учителя испанского, именно ваш совет. Так помогите окружающим наконец!

4.Делайте все с любовью
Старайтесь погружаться в процесс – как работы над собой, так и работы в принципе. То есть главным пусть станет не результат, а процесс. Таким образом вы сместите вектор и по-настоящему кайфонете от процесса, а результат превзойдет все ваши ожидания.

5.Повышайте самооценкуКак повысить самооценку, мы уже подробно говорили.
Повышайте самооценку любым из предложенных способов. Работайте над самооценкой, а не над идеальным результатом. Сделайте все, что зависит от вас, но не на 500%, а на 99%, максимум 100J.

6.Любите себя
Конечно же, любовь к себе откроет вам глаза на истинную стоимость ваших действий.
Иногда синдром отличника срабатывает не из-за других людей и стремления им понравиться, а из-за недовольства собственной персоной. Вот кажется напишу идеальную статью – и сразу полюблю себя. Ведь как можно не любить суперписателя. Но истина в том, что ни один писатель в мире не нравится всем абсолютно людям. Кто-то любит Гюго, кто-то Правдину, а кто-то – Ивана Франко и Тараса Шевченко. А кто-то вообще не любит читать. И это касается любого занятия, любой профессии, любого творчества.
И конечно же для женщин – не старайтесь выглядеть лучше всех, это тоже не вариант. Просто сделайте все в пределах разумного для своего тела и души. Совершенствуйтесь, но для себя. Сравнивайте себя, но не с другими женщинами, а самой собой вчера, позавчера, год назад.
Подарите себе счастье безусловной любви самого себя. Хотя бы перед собой не заслуживайте одобрения и не старайтесь быть лучше. Потому что лучше себя нет никого!

С любовью

Грегори Смит

Если верить американским газетам, Грегори Смит решал математические задания в возрасте 14 месяцев, английскую грамматику освоил к 2 годам – лучше взрослых, а в 5 лет объяснял приятелям в детском саду, что такое фотосинтез. Уже в 10 лет Смит, имевший IQ в 200 баллов, поступил в университет, и с тех пор успешно изучает точные науки, является активистом движения за права детей, встречается с крупными политиками, выступает на телепередачах, был удостоен чести произнести речь на заседании ООН. К 16 годам подросток был дважды номинирован на Нобелевскую премию, но не получил ее. Впрочем, у него все впереди – ведь сейчас ему всего 25 лет, он активно занимается наукой и благотворительностью, много путешествует по делам своего общественного движения и не собирается останавливаться на достигнутом.

Последствия

Взрослый с синдромом отличника чувствует себя абсолютно несчастным человеком. Это состояние накладывает отпечаток практически на все жизненные сферы.

Личная жизнь

Строя отношения с любимым человеком, отличник будет стараться сделать всё, чтобы его похвалили. На первых порах это может умилять. Но, когда конфетно-букетный период закончится, это начинает раздражать. «А ты не заметила, что я повесил картину?», «Как я тебе в новых носках?», «Похвали меня, наконец: я вынес мусорное ведро», «Почему ты перестала восхищаться мной?», «Я молодец?», «Какую оценку по 12-балльной системе ты бы мне поставила за это?». И такие вопросы сыпятся ежедневно, не переставая.

Вторая нелицеприятная сторона жизни с таким отличником — нарастающий перфекционизм, который, как мы уже говорили, берёт корни из взращённого в детстве синдрома. Перфекционист начинает требовать от партнера идеальности во всём. Например, как в фильме «В постели с врагом» с Джулией Робертс в главной роли. Муж героини избивал её за то, что полотенца в ванной висели неправильно — криво или не на своих местах.

Работа

Здесь возможны два сценария развития событий.

Сценарий № 1

Своим трудоголизмом и стремлением быть первым такие люди добиваются определённых высот. Их ценит начальство, они продвигаются по карьерной лестнице, занимают высокие посты. На самом деле это не приносит счастья. Они тщательно скрывают, что постоянно боятся потерять авторитет. У некоторых развивается на этой почве неврозы и неврастения. Идя к результатам по головам других, они наживают немало врагов среди коллег, что постоянно провоцирует конфликты и усугубляет их психоэмоциональное состояние.

Сценарий № 2

Некоторые, несмотря на стремление добиться высот, так и не продвигаются по карьерной лестнице. Причин много. Одни попадают в коллектив, где начальство ценит больше качество выполненной работы, а не скорость и объём. Другие настолько тяжело переживают неудачи, что это провоцирует развитие психических расстройств. Третьи, даже добившись определённых успехов, в какой-то момент опускают руки и отказываются от престижного проекта или новой должности, боясь, что не справятся с ней (тот самый синдром сгоревшего отличника).

Отношения с окружающими

У таких людей мало друзей или вообще их нет. Они требуют постоянного восхищения и не приемлют критику. Часто закатывают истерики, не интересуются проблемами других, так как слишком зациклены на своих. Им присуща подлость. Ради достижения своей цели они подставляют и предают коллег, друзей, знакомых.

В детском возрасте побороть синдром отличника легче, если родители вовремя осознают проблему и помогут ребёнку решить её. Взрослому в этом вопросе придётся надеяться только на себя, используя различные психологические методики и регулярно работая над собой. Если ситуация не улучшается, есть смысл обратиться за помощью к профильному специалисту.

Вам также может быть интересно:

Тест на синдром отличника

Нужно внимательно прочитать 10 утверждений и применить их к себе. Ответить можно 7-ю разными способами: всегда, очень часто, часто, иногда, редко, очень редко, никогда.

Я нигде не участвую и ни во что не вмешиваюсь, потому что боюсь не справиться с ситуацией.
Когда нужно выполнить важное и ответственное дело, я сильно нервничаю, так как боюсь потерпеть неудачу.
Беспокойство по любому поводу — моё обычное состояние.
Часто в душе поднимается тревога, которую я не могу объяснить даже самому себе.
Я должен быть идеальным.
Я стараюсь оправдать каждую свою ошибку перед другими.
Я обязан быть успешным в тех сферах, где работаю.
После неудачи я впадаю в депрессию.
Меня раздражают люди, которые мешают мне в достижении целей, смеются надо мной.
Я обладаю высоким уровнем самокритичности.

Подсчитайте баллы:

  • всегда — 1 балл;
  • очень часто — 2;
  • часто — 3;
  • иногда — 4;
  • редко — 5;
  • очень редко — 6;
  • никогда — 7.

Краткая интерпретация результатов:

  • 50-70 баллов — к неудачам и выполнению задач вы относитесь нормально, психических отклонений нет;
  • 30-49 баллов — о синдроме отличника говорить пока рано, но имеются все предпосылки;
  • 7-29 баллов — синдром отличника налицо.

У кого-то синдром протекает скрыто, другим и теста не надо, чтобы увидеть его во всей красе. Однако конкретно о нём говорить можно только после консультации у психолога.

Что такое “синдром отличника” и как он проявляется

Была у меня пациентка с синдромом отличницы.

Алена красивая женщина 35 лет, из интеллигентной семьи. Все в ее жизни, казалось бы, просто идеально: очень влиятельный муж, высокая должность, большой дом, автомобиль, о котором мечтают миллионы, дети-умницы, которые никогда не подводят родителей. Но Алена все равно чувствует себя несчастной, абсолютно не понимая, из-за чего.

С самого детства Алена была примерным ребенком, который никогда не разочаровывал своих родителей. Она учила все уроки на “отлично”, даже те, которые совершенно не нравились и давались с огромным трудом. Ходила на художественную гимнастику, брала уроки скрипки и игры на фортепиано, занималась живописью и много читала.

Отец даже сделал в одной из комнат библиотеку, в которой Алена должна была проводить свое свободное время.

Родители гордились дочкой, потому что все, за что бы она ни взялась, она доводила до безупречности. Вот только самой Алёне ничего из этого не нравилось. Иногда она так от всего этого уставала, что не выдерживала и вечерами рыдала в своей комнате.

Потом Алена выросла, и вот, кажется, впереди университет, новая жизнь, свобода… Но и здесь она не могла не оправдать ожидания своей семьи. Она получила профессию юриста, хоть и хотела заняться психологией. А все потому, что юрист – это престижно. Тем более, она не могла огорчить своих родителей и сделать “неправильный” выбор.

Потом она не имела права огорчать преподавателей, поэтому училась только на отлично. Из-за того, что профессия ей совершенно не нравилась, учеба давалась трудно, все ночи проходили не на танцах с подругами, как она того хотела, а в обнимку с учебниками.

А потом Алена влюбилась. Правда, в обычного парня, из простой семьи. По мнению родителей, она не могла за такого выйти замуж. Поэтому ее отец познакомил Алёну с ее будущем мужем – мужчиной старше ее на 10 лет, но уже при деньгах и хорошей должности.

Конечно, моя пациентка не могла не соответствовать ожиданиям своих родителей и общества, поэтому она приняла “правильное решение” и связала судьбу с ним.

После обучения у нее был шанс открыть свое дело и заниматься творчеством, но это не соответствует ее статусу, да и вдруг не получится, ведь это риск провалиться, а Алена не имеет права на ошибку! Поэтому она начала работать по профессии. Причем работала на износ: приезжала на работу на 2 часа раньше, чем положено, и уходила самая последняя, иногда даже за полночь.

Способы избавления

Общение с семьей и проявление взаимной любви может помочь справиться с синдромом отличника

В этом вопросе на помощь может прийти психология, профессиональная консультация со специалистом или вы попробуйте справиться своими силами. Действенными могут оказаться следующие методы.

Нужно разделять дела по мере их важности. В первую очередь, делать то, что необходимо срочно выполнить

Если не успеть, например, помыть пол на кухне, это не станет концом света.
Очень важно выделять время на отдых. Большое значение отыгрывает полноценный сон и питание.
Стараться становиться перед зеркалом и хвалить себя за свои достоинства. Но не за победы, которые достались тяжелым трудом.
Ввести семейные правила, обязующие ежедневное обнимание и похвалу без учета каких-нибудь достижений. Очень важно донести до человека с данным синдромом то, что он и так лучший, его сильно любят.
Можно попробовать дать волю экстриму. Отправиться на аттракционы или в веревочный парк.
Нужно заняться новым делом. Определиться с хобби. Будьте готовы к определенным неудачам. Ведь все мы люди и этого не избежать
Важно переждать этот момент и понять, что нет ничего страшного в совершении ошибок и отсутствии превосходства над другими людьми.
Обратить внимание на творческое саморазвитие. Особенно это касается рисования
Благодаря творчеству сможете расслабиться, начнете проявлять свои эмоции при помощи кисти.
Не бояться совершать ошибки, пробовать идти против правил.
Если вы видите, что «отличник» начинает тревожиться, сильно переживает, то в такие минуты необходимо его поддержать.
Пробовать полностью измениться внешне. Это могут быть изменения в прическе, в цвете волос у женщин, в модной одежде.
Общение с психологом. Специалист объяснит, что более важно, как планировать свой день, расставлять приоритеты. Расскажет, насколько человек с синдромом усугубляет свою жизнь, осложняя ее. Доктор научит, как избавляться от страха общения с окружающими. На сеансы можно ходить, как индивидуально, так и с семьей.

Теперь вы знаете, что никто не застрахован получить синдром отличницы или отличника. Вы должны понимать, что взрослой жизни предшествовало подобное поведение в детском возрасте. Если у вас самих маленький ребенок, сделайте все, чтоб не допустить развитие подобного комплекса.

3Greg Dean. «Step-By-Step to Stand-up Comedy»


 

«Меня часто спрашивают, в чем разница между первой Историей и сетапом? Это два элемента, выполняющие самые разные функции в структуре шутки. Как первая часть шутки, сетап — это слова и/или действия, которые подготавливают зрителя к чему-либо. И ничего больше. В то время как первая История, основанная на сетапе, является подробной сценой в воображении зрителя, которую они представляют за правду» (перевод EfgeShow).
 

Отличники на доске почёта

— Современная школа культивирует «синдром отличника»?

— Очень часто, увы. Иногда родители даже бояться ходить на родительские собрания.

Родители приходят и сидят все в поту, переживая, что сейчас назовут фамилию их ребенка и будут его прилюдно ругать. А потом сбрасывают свои стыд и злость на ребенка.

К счастью, сейчас некоторые учителя отказываются от практики обсуждать детей при всех. У всех детей разные способности и возможности, но при этом равные права.

И, по большому счёту, прилюдный разбор ребёнка на собрании — это такая учительская манипуляция, попытка надавить на родителей, чтобы они надавили на детей, и дети получили мотивацию к учебе.

У учителя тоже может быть синдром отличника, и тогда внутренний голос кричит ей: «Ты должна стать хорошим учителем, лучшим учителем года, у тебя должны быть лучшие ученики!» В итоге бывают учителя-лауреаты, у которых куча наград. Но их давление выдерживают далеко не все ученики. К сожалению, в этом случае через учеников учитель реализует свой «синдром отличника».

— А как синдром отличника ложится на нынешнюю корпоративную культуру, где есть «лучший продавец месяца», «лучший менеджер офиса», «лучшее подразделение квартала»?

— Очень тесно ложится, могу подтвердить это как бывший эйчар. При работе с персоналом есть такое понятие — «нематериальная мотивация». Бесконечно повышать сотрудникам зарплату невозможно — потребности всё равно растут и человек, в конце концов, будет не удовлетворён. Тогда работодатель начинает придумывать какие-то «фишки». Одна из них взята из наших советских времен, когда портреты передовиков производства висели на доске почета.

Возникают те же самые доски почета, а материальное поощрение при этом может быть очень маленьким –например, лишний день к отпуску. Корпорации это выгодно.

Огонь и Вода 8

Что это такое

Известно, что чаще дети, недостаточно упорно учащиеся в школах во взрослом бытие оказываются более успешными и смышлёными нежели отличники. В этом и состоит парадокс. Ведь разве плохо стремиться быть первым, желать всегда завоёвывать успех и везде побеждать? В подобной целеустремлённости не содержится отрицательного компонента, но лишь пока она не выходит граничные рамки. Когда достижение успеха и побед становится самоцелью, человек автоматически оказывается в зависимости от отношения к нему социума. Он начинает более болезненно переносить дефицит внимания или критическую оценку.

Синдром отличника психология этого явления заключается не в стремлении неизменно всё делать идеально, а в потребности заработать похвалу окружающих и их одобрение. Его часто ошибочно принимают за взрослый перфекционизм вследствие неспособности человека принять неидеальность собственных достижений, итогов деятельности, что приносит ему страдания. Однако перфекционисту необходим совершенный результат, а людям, имеющим комплекс отличника, значимее одобрение окружения.


Таким образом, данным синдромом называют наличие желание у индивида преуспевать во всём, всё делать идеально, обязательно получать наивысшую оценку окружающих. Женщины, бывшие в детском возрасте всесторонне развитыми крохами и примерными «заучками», больше подвержены рассматриваемому синдрому. Но и сильную половину данный комплекс не миновал. У них в подсознании закрепляется установка «только если я справляюсь со всем идеально, я достоин хорошего отношения и любви». А когда у мужчин не получается выполнить всё задуманное, результат далёк от ожидаемого либо рвения остаются незамеченными, формируется внутренний конфликт.

Название описываемого синдрома обусловлено возрастом его зарождения – проявления синдрома отличника обнаруживаются уже в начальной школе после того, как ведущей деятельностью, в которой кроха может самореализоваться, становится учёба. Ребёнок стремится при помощи хороших отметок к самовыражению и получению похвалы взрослых. Поэтому и среди юных фемин данный синдром чаще встречается, поскольку им характерна направленность на оценку извне в комплексе с усидчивостью, податливостью, эмоциональностью, опрятностью.

«Я заслужу вашу любовь!»

Анна Петровская  — психолог, уже 15 лет занимающийся детско-родительскими взаимоотношениями. Среди ее клиентов много маленьких отличников.

— «Синдром отличника» проявляет себя уже в первом классе, — уверена Анна. — Первоклассник, попавший в новую школьную среду, может чувствовать себя неуверенно. Он ищет одобрения и поощрения взрослых: родителей, учительницы. А взрослые дают ему четкий ориентир, к которому надо стремится – хорошая оценка! Между прочим, девочки в младших классах аккуратнее и усидчивее, чем мальчики, они с большим удовольствием играют по правилам, так что скорее можно говорить о синдроме отличницы.

Однако чем старше школьник, тем труднее получать хорошие отметки за трудолюбие и прилежание. Все реже получается действовать по шаблону, все чаще выходит в рискованное море творческих заданий. Отличницы же по-прежнему уверены: не получишь пятерку не получишь ни одобрения, ни уважения.

— Неуверенность в себе – типичная проблема множества успешных подростков, — рассказывает психолог

– Учеба для них – это просто способ получить одобрение, привлечь к себе позитивное внимание

На взрослую жизнь эти детские установки могут оказать катастрофическое влияние. Отличники стремятся создать «идеальные» отношения, «идеальную» семью, нередко совершенно не умея выстраивать отношения. Следовать стереотипу поведения хорошей жены (вкусно, чисто, экономно) или мужа (хороший заработок), они ждут эмоционального ответа — признательности, нежности, восхищения. Но «торг неуместен» — нельзя купить любовь обедом и свежевыглаженным бельем. Ведь на деле не существовало зависимости между успехами ребенка и родительской любовью, но отличники этого не заметили.

Говорят сибмамы

: И не только по поводу учебы. Вот для примера, портфель соберет с вечера, утром еще раз в комнате проверит, выйдет в коридор — опять начинает проверять, может еще и около подъезда сделать попытку залезть в портфель и перепроверить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector