Подласый и.п.. книги онлайн

Основные понятия педагогики

   Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическими категориями. К ним относятся: воспитание, обучение, образование. Педагогика широко оперирует и такими общенаучными категориями, как развитие и формирование.   Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике это понятие употребляется в широком философском и социальном смысле и в более узком – педагогическом значении.   В философском смысле воспитание есть приспособление человека к среде и условиям существования. Если человек приспособился к среде, в которой он существует, он воспитался

Не суть важно, под влиянием и с помощью каких сил это ему удалось, сам ли он дошел до осознания необходимости наиболее целесообразного поведения или ему помогли. Сколько бы он ни получил воспитания, его ему хватит до конца жизни.   Другое дело, каким будет качество этой жизни

Для хорошей нужно много воспитания. Для прозябания на задворках цивилизации достаточно уяснения простых связей. Без помощи квалифицированных воспитателей человек достигает мало, а оставаясь вне поля воспитания, лишь немногим напоминает человека. Замечание о том, что без воспитания он остается всего лишь биологическим существом, не совсем верно.

К студентам

Мы
приступаем к изучению необычной науки.
В чем же ее необычность? Во-первых, это
наука чрезвычайно сложная, мо­жет
быть, самая сложная из всех известных
наук. Доказывать очевидное нет особой
необходимости: человек есть высшее
до­стижение природы, ее венец. Может
ли быть простой наука, изучающая человека?
Во-вторых, наша наука очень противоре­чивая,
неоднозначная, диалектическая. Мало
сказать, что каж­дый человек имеет
свое мнение о воспитании и может
опро­вергнуть чуть ли не любое
утверждение, приведя «противопо­ложные»
примеры, и будет по-своему прав. И среди
великих мыслителей нет единодушия в
оценках этой стороны челове­ческой
и общественной жизни. Сотни диаметрально
противо­положных утверждений встретятся
нам в работах философов, педагогов,
политиков, государственных деятелей,
пожелавших оставить беспристрастной
истории свои труды. Кому верить? Почему?
В-третьих, наша наука необъятная, что
без доказа­тельств вытекает из
предыдущего. Эвересты педагогических
книг уже написаны, а необходимость
изучать проблемы воспи­тания осталась.
Наконец, педагогика очень интересная
наука. Интересна она не только предметом
изучения, но и историей развития, с ее
не только прозрениями и открытиями, но
и дра­мами человеческих судеб,
бесчисленными ошибками, тупика­ми,
заблуждениями.

В
добрый путь, пытливые ученики. Позвольте
объяснить вам, как составлен наш учебник,
дать несколько советов, как организовать
самостоятельную работу.

Учиться
сегодня надо основательно, 3kqhomho,
быстро.
Чтобы стать педагогом, мастером своего
дела, одних фактичес­ких знаний мало,
нужно научиться профессионально мыслить,
а затем и действовать. Работа с учебной
книгой — первый шаг в нужном направлении.
Успешной она будет лишь в том слу­чае,
если мы с вами, уважаемый студент, станем
единомыш­ленниками, если мы будем
понимать друг друга. Основой по­нимания
станут проверенные жизнью принципы
прогрессив­ной педагогики. Что для
этого требуется? С нашей стороны —
ясное, научное, доступное и интересное
изложение. Удел сту­дента — нелегкий
познавательный труд, который нужно
постараться сделать максимально
продуктивным. Без самостоятель­ного
труда ни в одном серьезном деле результата
не достичь, и кто боится труда, тот сам
себя лишает удовольствия познавать
истину.

Обучение
строится по испытанной классической
схеме из­ложения материала с последующим
закреплением и контролем качества
усвоения. Для этого все главы разделены
на блоки. Блок представляет собой отрывок
информации и умственных действий,
вызывающих заранее намеченное развитие
познава­тельного процесса. Излагаются
знания по принципу укрупне­ния
дидактических единиц: такая структура
помогает усвоить логику и главные идеи
изучаемого материала, вырабатывает
умения причинно-следственного мышления.

«Идеи
мирно уживаются в голове, но вещи тяжело
сталки­ваются в жизни», — заключил
на склоне лет Шиллер

Вот по­чему так
важно поразмыслить и над практическим
применени­ем теории: знает не тот, кто
безошибочно отвечает, а тот, кто правильно
применяет. Попытка разобраться в
конкретной пе­дагогической ситуации
на основе полученных знаний должна быть
логическим завершением познавательного
акта

И если теория не выдержит проверки
практикой — это плохая теория, кто и
сколько бы ни уверял нас в обратном.

Учебник
поддерживается компьютерной контролирующей
программой «Ордана», имеющей аналогичную
структуру рас­пределения материала.
Работая с программой, вы не только лучше
усвоите информацию, но и получите
наглядное пред­ставление о применении
электронно-вычислительной техники при
изучении гуманитарных дисциплин,
новейших способах программирования и
тестового контроля.

Обратите
внимание и на новые для учебной литературы
так называемые диагностические индексы,
сопровождающие каждую
тему. Они выведены путем статистического
анализа ре­зультатов изучения материала
контрольными группами студен­тов.
Первый индекс — показатель минимально
необходимого времени (МНВ)

МНВ — это
время, за которое учебный мате­риал
можно прочитать только один раз,
показатель усвоения при этом обычно не
превышает 25—30%. Второй индекс харак­теризует
среднестатистическую трудность
изучаемого материа­ла в условных
единицах. Сопоставление первого и
второго ин­дексов определяет общее
время, необходимое для усвоения ма­териала
с коэффициентом усвоения не ниже 0,7.
Планируйте свое обучение по этим
ориентирам. Успеха вам.

Процесс развития личности

   Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. Социальное находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.   Если человек достигает уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, он становится ею в процессе развития. Понятие «личность», в отличие от понятия «человек», – социальная характеристика, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей – с другой. Чтобы стать личностью, человек должен на практике проявить внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные жизнью и воспитанием.   Развитие человека – сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в его организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно физические данные и духовный мир человека меняются в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность его – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.   Существуют различные объяснения этого во многом не познанного процесса. Часть специалистов придерживается мнения, что развитие человека есть процесс стихийный, неуправляемый, спонтанный; оно происходит независимо от условий жизни, определяется врожденными силами; обусловлено судьбой, в которой никто и ничего изменить не может. Другие считают, что развитие – свойство живой материи, которой присуще движение. В развитии уничтожается старое и созидается новое. В отличие от животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, человек создает средства для своего развития своим трудом.   Движущая сила развития – борьба противоречий. Это «вечный двигатель», который дает неисчерпаемую энергию для постоянных преобразований и обновлений. Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные силы. Они возникают на каждом шагу как следствие изменения потребностей. Человек противоречив по своей природе.   Различают внутренние и внешние противоречия, общие (движущие развитием всех людей) и индивидуальные (характерные для отдельно взятого человека). Универсальный характер имеют противоречия между потребностями человека, начиная от простых материальных и кончая высшими духовными, и возможностями их удовлетворения. Внутренние противоречия возникают, когда человек как бы не согласен с собой. Они выражаются в индивидуальных побуждениях. Одно из основных внутренних противоречий – расхождение между новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Например, между стремлением школьников участвовать наравне со взрослыми в делах и реальными возможностями, обусловленными уровнем развития их психики и интеллекта, социальной зрелостью. Хочу-могу, знаю-не знаю, можно-нельзя, есть– нет – вот типичные пары, выражающие постоянные противоречия.   Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, – с другой.   Почему одни люди достигают более высоких результатов в своем развитии, а другие – нет? От каких условий зависят этот процесс и его результаты? Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека определяется внутренними и внешними условиями. К внутренним относятся физиологические и психические свойства организма. К внешним – окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с нею изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые свойства, что, в свою очередь, приводит к очередному изменению.

Педагогика в двух томах (2016 год)

В $2016$ году был выпущен учебник педагогики в двух томах, которые автор посвящает рассмотрению общих вопросов педагогики, проблем обучения и воспитания школьников в соответствии с новейшими достижениями в современной науке.

Первый том учебника раскрывает общие основы педагогики – предмет и систему педагогики, воспитание в современном мире, эдукационный процесс; также рассматриваются закономерности эдукации и робурсации – условия и факторы эдукации, закономерности эдукационного процесса, развитие и формирование человека, механизмы воспитания-обучения, принципы и правила эдукации. Второй том учебника «Педагогика. Практическая педагогика» предназначен для закрепления теоретического материала студентами.

Циннова связка

Волокнистое образование, фиксирующее хрусталик. Поверхность элемента покрыта мукополисахаридным гелем, что защищает их от влаги, которая в большом количестве содержится в камерах зрительного аппарата.

Активность образования вызывает сокращение цилиарной мышцы. Хрусталик меняет кривизну и может сфокусироваться на объектах, расположенных на разной дистанции. Напряжение мускулатуры уменьшает степень натяжения и элемент становится похож на шарик. Расслабление мышц вызывает напряг волокон и сплющивание хрусталика.

Циннова связка делится на заднюю и переднюю. Одна сторона прикреплена у зубчатого края, вторая на фронтальном участке биологической линзы. Исходная точка передних волокон – основание цилиарных отростков. На ресничном теле связки крепятся в области стекловидной мембраны. Если происходит их отрыв, хрусталик смещается.

К студентам

Мы
приступаем к изучению необычной науки.
В чем же ее необычность? Во-первых, это
наука чрезвычайно сложная, мо­жет
быть, самая сложная из всех известных
наук. Доказывать очевидное нет особой
необходимости: человек есть высшее
до­стижение природы, ее венец. Может
ли быть простой наука, изучающая человека?
Во-вторых, наша наука очень противоре­чивая,
неоднозначная, диалектическая. Мало
сказать, что каж­дый человек имеет
свое мнение о воспитании и может
опро­вергнуть чуть ли не любое
утверждение, приведя «противопо­ложные»
примеры, и будет по-своему прав. И среди
великих мыслителей нет единодушия в
оценках этой стороны челове­ческой
и общественной жизни. Сотни диаметрально
противо­положных утверждений встретятся
нам в работах философов, педагогов,
политиков, государственных деятелей,
пожелавших оставить беспристрастной
истории свои труды. Кому верить? Почему?
В-третьих, наша наука необъятная, что
без доказа­тельств вытекает из
предыдущего. Эвересты педагогических
книг уже написаны, а необходимость
изучать проблемы воспи­тания осталась.
Наконец, педагогика очень интересная
наука. Интересна она не только предметом
изучения, но и историей развития, с ее
не только прозрениями и открытиями, но
и дра­мами человеческих судеб,
бесчисленными ошибками, тупика­ми,
заблуждениями.

В
добрый путь, пытливые ученики. Позвольте
объяснить вам, как составлен наш учебник,
дать несколько советов, как организовать
самостоятельную работу.

Учиться
сегодня надо основательно, 3kqhomho,
быстро.
Чтобы стать педагогом, мастером своего
дела, одних фактичес­ких знаний мало,
нужно научиться профессионально мыслить,
а затем и действовать. Работа с учебной
книгой — первый шаг в нужном направлении.
Успешной она будет лишь в том слу­чае,
если мы с вами, уважаемый студент, станем
единомыш­ленниками, если мы будем
понимать друг друга. Основой по­нимания
станут проверенные жизнью принципы
прогрессив­ной педагогики. Что для
этого требуется? С нашей стороны —
ясное, научное, доступное и интересное
изложение. Удел сту­дента — нелегкий
познавательный труд, который нужно
постараться сделать максимально
продуктивным. Без самостоятель­ного
труда ни в одном серьезном деле результата
не достичь, и кто боится труда, тот сам
себя лишает удовольствия познавать
истину.

Обучение
строится по испытанной классической
схеме из­ложения материала с последующим
закреплением и контролем качества
усвоения. Для этого все главы разделены
на блоки. Блок представляет собой отрывок
информации и умственных действий,
вызывающих заранее намеченное развитие
познава­тельного процесса. Излагаются
знания по принципу укрупне­ния
дидактических единиц: такая структура
помогает усвоить логику и главные идеи
изучаемого материала, вырабатывает
умения причинно-следственного мышления.

«Идеи
мирно уживаются в голове, но вещи тяжело
сталки­ваются в жизни», — заключил
на склоне лет Шиллер

Вот по­чему так
важно поразмыслить и над практическим
применени­ем теории: знает не тот, кто
безошибочно отвечает, а тот, кто правильно
применяет. Попытка разобраться в
конкретной пе­дагогической ситуации
на основе полученных знаний должна быть
логическим завершением познавательного
акта

И если теория не выдержит проверки
практикой — это плохая теория, кто и
сколько бы ни уверял нас в обратном.

Учебник
поддерживается компьютерной контролирующей
программой «Ордана», имеющей аналогичную
структуру рас­пределения материала.
Работая с программой, вы не только лучше
усвоите информацию, но и получите
наглядное пред­ставление о применении
электронно-вычислительной техники при
изучении гуманитарных дисциплин,
новейших способах программирования и
тестового контроля.

Обратите
внимание и на новые для учебной литературы
так называемые диагностические индексы,
сопровождающие каждую
тему. Они выведены путем статистического
анализа ре­зультатов изучения материала
контрольными группами студен­тов.
Первый индекс — показатель минимально
необходимого времени (МНВ)

МНВ — это
время, за которое учебный мате­риал
можно прочитать только один раз,
показатель усвоения при этом обычно не
превышает 25—30%. Второй индекс харак­теризует
среднестатистическую трудность
изучаемого материа­ла в условных
единицах. Сопоставление первого и
второго ин­дексов определяет общее
время, необходимое для усвоения ма­териала
с коэффициентом усвоения не ниже 0,7.
Планируйте свое обучение по этим
ориентирам. Успеха вам.

Форма и размер глазного яблока

Глазное яблоко имеет практически идеальную сфероидную форму: оно слегка вытянуто вдоль оптической оси, обозначенной на рисунке ниже красным цветом.

Размеры глаз человека одинаковы у всех людей. Они могут несущественно. В таблице ниже приведем физические параметры глазного яблока взрослого человека.

Параметр Значение параметра
Протяженность оптической оси (красный цвет) 0,24 см
Протяженность оси вертикальной плоскости (синий цвет) 0,233 см
Протяженность оси горизонтального сечения (зеленый цвет) 0,236 см
Объем органа (одного) 7448 мм3
Масса Не менее 7, но не более 8 г.

В глазном яблоке выделяют два полюса:

  1. Передний(на рисунке отмечен зеленым кружком). Он соответствует самой выступающей точке роговицы.
  2. Задний(на рисунке обозначен желтым пятном). Эта точка лежит посередине задней части яблока и располагается за ним у выхода оптического нерва.

Различают так же внутреннюю ось, ограниченную:

  1. Спереди точкой роговицы, лежащей на пересечении внутреннего слоя этой оболочки и оптической оси.
  2. Сзади точкой переднего слоя сетчатой оболочки глаза, также лежащей на пересечении с оптической осевой линии.

Обычно протяженность внутренней оси глаза человека со здоровым зрением составляет 0,215 см.

Если она меньше, то изображение фокусируется за пределами сетчатки. Тогда говорят, что у человека гиперметропия (дальнозоркость). Если она больше, то изображение сходится в точке, размещенной перед сетчаткой. Тогда говорят о миопии (близорукости).

Основы оптики

Вспомним школьную программу по физике. Многие преподаватели демонстрировали ученикам занимательный фокус: два помещения со слабым уровнем освещенности, но одно из них имеет небольшие отверстия в стенах. За ними размещен сильный источник света, например, солнышко. В некоторых случаях вместо точечных отверстий, использующихся для освещения комнаты, применяли небольшой фонарик.

Если между точечным источником света и вторым отверстием в стене поместить предмет из непрозрачного материала, то на перегородке, расположенной за вторым отверстием появится его изображение, перевернутое на сто восемьдесят градусов.

Подобный фокус со световыми лучами проделывает собирательная линза. Причина кроется в том, что каждая микроскопическая точка любого объекта при освещении, сама становится источником света, отражая во все стороны, попавшие на неё частицы.

Наследственность и среда

   Что в развитии человека зависит от него самого, а что – от внешних условий, факторов? Условиями называется комплекс причин, определяющих развитие, а фактором – важная веская причина, включающая целый ряд обстоятельств. Какими общими условиями и факторами определяются течение и результаты процесса развития?   В основном совместным действием трех генеральных факторов – наследственности, среды и воспитания. Основу образуют врожденные, природные особенности человека, т. е. наследственность, под которой понимается передача от родителей детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности – гены (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека.   Наследственные программы развития человека включают детерминированную (постоянную, неизменную) и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детерминированная часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода – речь, прямохождение, трудовая деятельность, мышление. От родителей детям передаются и внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, группы крови, резус-фактор.

К студентам

Мы
приступаем к изучению необычной науки.
В чем же ее необычность? Во-первых, это
наука чрезвычайно сложная, мо­жет
быть, самая сложная из всех известных
наук. Доказывать очевидное нет особой
необходимости: человек есть высшее
до­стижение природы, ее венец. Может
ли быть простой наука, изучающая человека?
Во-вторых, наша наука очень противоре­чивая,
неоднозначная, диалектическая. Мало
сказать, что каж­дый человек имеет
свое мнение о воспитании и может
опро­вергнуть чуть ли не любое
утверждение, приведя «противопо­ложные»
примеры, и будет по-своему прав. И среди
великих мыслителей нет единодушия в
оценках этой стороны челове­ческой
и общественной жизни. Сотни диаметрально
противо­положных утверждений встретятся
нам в работах философов, педагогов,
политиков, государственных деятелей,
пожелавших оставить беспристрастной
истории свои труды. Кому верить? Почему?
В-третьих, наша наука необъятная, что
без доказа­тельств вытекает из
предыдущего. Эвересты педагогических
книг уже написаны, а необходимость
изучать проблемы воспи­тания осталась.
Наконец, педагогика очень интересная
наука. Интересна она не только предметом
изучения, но и историей развития, с ее
не только прозрениями и открытиями, но
и дра­мами человеческих судеб,
бесчисленными ошибками, тупика­ми,
заблуждениями.

В
добрый путь, пытливые ученики. Позвольте
объяснить вам, как составлен наш учебник,
дать несколько советов, как организовать
самостоятельную работу.

Учиться
сегодня надо основательно, 3kqhomho,
быстро.
Чтобы стать педагогом, мастером своего
дела, одних фактичес­ких знаний мало,
нужно научиться профессионально мыслить,
а затем и действовать. Работа с учебной
книгой — первый шаг в нужном направлении.
Успешной она будет лишь в том слу­чае,
если мы с вами, уважаемый студент, станем
единомыш­ленниками, если мы будем
понимать друг друга. Основой по­нимания
станут проверенные жизнью принципы
прогрессив­ной педагогики. Что для
этого требуется? С нашей стороны —
ясное, научное, доступное и интересное
изложение. Удел сту­дента — нелегкий
познавательный труд, который нужно
постараться сделать максимально
продуктивным. Без самостоятель­ного
труда ни в одном серьезном деле результата
не достичь, и кто боится труда, тот сам
себя лишает удовольствия познавать
истину.

Обучение
строится по испытанной классической
схеме из­ложения материала с последующим
закреплением и контролем качества
усвоения. Для этого все главы разделены
на блоки. Блок представляет собой отрывок
информации и умственных действий,
вызывающих заранее намеченное развитие
познава­тельного процесса. Излагаются
знания по принципу укрупне­ния
дидактических единиц: такая структура
помогает усвоить логику и главные идеи
изучаемого материала, вырабатывает
умения причинно-следственного мышления.

«Идеи
мирно уживаются в голове, но вещи тяжело
сталки­ваются в жизни», — заключил
на склоне лет Шиллер

Вот по­чему так
важно поразмыслить и над практическим
применени­ем теории: знает не тот, кто
безошибочно отвечает, а тот, кто правильно
применяет. Попытка разобраться в
конкретной пе­дагогической ситуации
на основе полученных знаний должна быть
логическим завершением познавательного
акта

И если теория не выдержит проверки
практикой — это плохая теория, кто и
сколько бы ни уверял нас в обратном.

Учебник
поддерживается компьютерной контролирующей
программой «Ордана», имеющей аналогичную
структуру рас­пределения материала.
Работая с программой, вы не только лучше
усвоите информацию, но и получите
наглядное пред­ставление о применении
электронно-вычислительной техники при
изучении гуманитарных дисциплин,
новейших способах программирования и
тестового контроля.

Обратите
внимание и на новые для учебной литературы
так называемые диагностические индексы,
сопровождающие каждую
тему. Они выведены путем статистического
анализа ре­зультатов изучения материала
контрольными группами студен­тов.
Первый индекс — показатель минимально
необходимого времени (МНВ)

МНВ — это
время, за которое учебный мате­риал
можно прочитать только один раз,
показатель усвоения при этом обычно не
превышает 25—30%. Второй индекс харак­теризует
среднестатистическую трудность
изучаемого материа­ла в условных
единицах. Сопоставление первого и
второго ин­дексов определяет общее
время, необходимое для усвоения ма­териала
с коэффициентом усвоения не ниже 0,7.
Планируйте свое обучение по этим
ориентирам. Успеха вам.

Укус златоглазки

Златоглазки на любой стадии развития не заинтересованы в крови или коже как в пище, поэтому людей и домашних животных насекомые целенаправленно не кусают. Более того, крылатые особи даже не имеют необходимых ротовых органов для того, чтобы это сделать. Что же тогда такое укус златоглазки?

Как уже упоминалось ранее, личинки златоглазок – хищники и имеют специальные клещи для захвата добычи. Органы чувств на этой стадии развития у насекомых ещё недосформированы, поэтому они ориентируются через тактильные ощущения. Добычу личинка ищет, качая головой в стороны во время движения, и, когда она физически натыкается на нечто похожее на пищу, она тут же хватает это и впрыскивает в предполагаемую жертву растворяющий её внутренности секрет. То есть личинка златоглазки не видит, что именно она пытается атаковать. В этом кроется единственная причина почему златоглазки иногда кусают людей – они путают кожу с привычной для себя добычей, пытаясь таким образом понять можно ли съесть то, что им попалось.

Таким образом, личинка может укусить только случайно, если вы дотронулись до неё. Эти укусы внешне похожи на комариные и абсолютно неопасны для здоровья человека, за исключением лёгкого местного раздражения и зуда из-за впрыснутого в кожу секрета. Если их не расчёсывать, они проходят сами в течение 1–2 дней.

Педагогика для бакалавров (2015 год)

Данный учебник предназначен для студентов высших учебных заведений различных специализаций, содержит материал по общим основам педагогики, некоторый материал дублирует содержание учебника в двух томах ($2016$ года), однако рассмотрены некоторые разделы, которые не представлены в двухтомном издании – образовательная система России, технологии обучения и воспитания, продуктивная технология, щадящая технология, партнёрская технология, управление качеством эдукации.

Каждая глава в учебнике заканчивается итоговым тестом и списком дополнительной литературы по изучаемому материалу. Кроме того, в приложениях представлены:

  • краткий словарь понятий и терминов;
  • литература для углубленного изучения курса;
  • ответы на тесты.

n1.rtf

  1                   …  

Иван Павлович ПодласыйПедагогика начальной школы: учебникАннотацияИван Павлович ПодласыйОГЛАВЛЕНИЕГлава 1. Предмет и задачи педагогикиГлава 2. Общие закономерности развитияГлава 3. Возрастные особенности детейГлава 4. Педагогический процессГлава 5. Сущность и содержание обученияГлава 6. Мотивация ученияГлава 7. Принципы и правила обученияГлава 8. Методы обученияГлава 9. Виды и формы обученияГлава 10. Воспитательный процесс в школеГлава 11. Методы и формы воспитанияГлава 12. Личностно-ориентированное воспитаниеГлава 13. Малокомплектная школаГлава 14. Диагностика в школеГлава 15. Учитель начальной школыК студентамГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИЯнуш КорчакПедагогика – наука о воспитанииИтак, педагогика – наука о воспитании. Главной ее задачей является накопление и систематизация научных знаний о воспитании человека. Педагогика познает законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывает педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Вопросами воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста занимается специальная отрасль педагогической науки.Возникновение и развитие педагогикиИтак, практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Основы науки о воспитании были заложены в древней философии. Педагогика прошла длительный путь развития, пока не создала эффективные теории и методики воспитания, обучения, образования. Большой вклад в ее развитие внесли российские педагоги.Основные понятия педагогикиЗаданиеСделаем выводы. Главными педагогическими понятиями являются взаимосвязанные между собой воспитание, обучение, образование, развитие и формирование. В реальном педагогическом процессе они одновременно присутствуют все: обучая – воспитываем, воспитывая – формируем личность, а в результате обеспечиваем развитие всех необходимых качеств.Педагогические теченияТаким образом, главных направлений в развитии мировой педагогической мысли два: авторитарное, основывающееся на авторитете власти взрослого и подчинения ребенка, и гуманистическое, признающее права и свободы воспитанника. Между ними – большой спектр сочетаний этих течений

Прогрессивная мировая педагогика сделала гуманистический выбор.Система педагогических наукИтак, современная педагогика является разветвленной научной системой, в которой педагогика начальной школы занимает важное место, поскольку процессы воспитания наиболее интенсивно идут в детском возрасте и ими необходимо квалифицированно руководить. Разрабатывая свои проблемы, педагогика опирается на данные целого ряда наук.Методы педагогических исследованийТаким образом, с помощью различных методов исследования педагоги добывают информацию о том, как протекают процессы воспитания, обучения и образования, анализируют полученные данные, выводы включают в систему научных знаний

Ни один метод, взятый отдельно, не гарантирует надежности выводов. Поэтому все они применяются в сочетании. Существует тесная зависимость между уровнем педагогической теории, практики и применяемыми методами исследования.Учитель начальной школы также проводит различные исследования с целью больше узнать о детях, которых он обучает и воспитывает. Важно придерживаться объективности, логики, системы и последовательности научного анализа. Тогда полученные выводы помогут вам увидеть картину такой, как она есть, а значит, принять правильное педагогическое решение.Выдающиеся педагоги:Литерaтура  1                   …  

К студентам

Мы
приступаем к изучению необычной науки.
В чем же ее необычность? Во-первых, это
наука чрезвычайно сложная, мо­жет
быть, самая сложная из всех известных
наук. Доказывать очевидное нет особой
необходимости: человек есть высшее
до­стижение природы, ее венец. Может
ли быть простой наука, изучающая человека?
Во-вторых, наша наука очень противоре­чивая,
неоднозначная, диалектическая. Мало
сказать, что каж­дый человек имеет
свое мнение о воспитании и может
опро­вергнуть чуть ли не любое
утверждение, приведя «противопо­ложные»
примеры, и будет по-своему прав. И среди
великих мыслителей нет единодушия в
оценках этой стороны челове­ческой
и общественной жизни. Сотни диаметрально
противо­положных утверждений встретятся
нам в работах философов, педагогов,
политиков, государственных деятелей,
пожелавших оставить беспристрастной
истории свои труды. Кому верить? Почему?
В-третьих, наша наука необъятная, что
без доказа­тельств вытекает из
предыдущего. Эвересты педагогических
книг уже написаны, а необходимость
изучать проблемы воспи­тания осталась.
Наконец, педагогика очень интересная
наука. Интересна она не только предметом
изучения, но и историей развития, с ее
не только прозрениями и открытиями, но
и дра­мами человеческих судеб,
бесчисленными ошибками, тупика­ми,
заблуждениями.

В
добрый путь, пытливые ученики. Позвольте
объяснить вам, как составлен наш учебник,
дать несколько советов, как организовать
самостоятельную работу.

Учиться
сегодня надо основательно, 3kqhomho,
быстро.
Чтобы стать педагогом, мастером своего
дела, одних фактичес­ких знаний мало,
нужно научиться профессионально мыслить,
а затем и действовать. Работа с учебной
книгой — первый шаг в нужном направлении.
Успешной она будет лишь в том слу­чае,
если мы с вами, уважаемый студент, станем
единомыш­ленниками, если мы будем
понимать друг друга. Основой по­нимания
станут проверенные жизнью принципы
прогрессив­ной педагогики. Что для
этого требуется? С нашей стороны —
ясное, научное, доступное и интересное
изложение. Удел сту­дента — нелегкий
познавательный труд, который нужно
постараться сделать максимально
продуктивным. Без самостоятель­ного
труда ни в одном серьезном деле результата
не достичь, и кто боится труда, тот сам
себя лишает удовольствия познавать
истину.

Обучение
строится по испытанной классической
схеме из­ложения материала с последующим
закреплением и контролем качества
усвоения. Для этого все главы разделены
на блоки. Блок представляет собой отрывок
информации и умственных действий,
вызывающих заранее намеченное развитие
познава­тельного процесса. Излагаются
знания по принципу укрупне­ния
дидактических единиц: такая структура
помогает усвоить логику и главные идеи
изучаемого материала, вырабатывает
умения причинно-следственного мышления.

«Идеи
мирно уживаются в голове, но вещи тяжело
сталки­ваются в жизни», — заключил
на склоне лет Шиллер

Вот по­чему так
важно поразмыслить и над практическим
применени­ем теории: знает не тот, кто
безошибочно отвечает, а тот, кто правильно
применяет. Попытка разобраться в
конкретной пе­дагогической ситуации
на основе полученных знаний должна быть
логическим завершением познавательного
акта

И если теория не выдержит проверки
практикой — это плохая теория, кто и
сколько бы ни уверял нас в обратном.

Учебник
поддерживается компьютерной контролирующей
программой «Ордана», имеющей аналогичную
структуру рас­пределения материала.
Работая с программой, вы не только лучше
усвоите информацию, но и получите
наглядное пред­ставление о применении
электронно-вычислительной техники при
изучении гуманитарных дисциплин,
новейших способах программирования и
тестового контроля.

Обратите
внимание и на новые для учебной литературы
так называемые диагностические индексы,
сопровождающие каждую
тему. Они выведены путем статистического
анализа ре­зультатов изучения материала
контрольными группами студен­тов.
Первый индекс — показатель минимально
необходимого времени (МНВ)

МНВ — это
время, за которое учебный мате­риал
можно прочитать только один раз,
показатель усвоения при этом обычно не
превышает 25—30%. Второй индекс харак­теризует
среднестатистическую трудность
изучаемого материа­ла в условных
единицах. Сопоставление первого и
второго ин­дексов определяет общее
время, необходимое для усвоения ма­териала
с коэффициентом усвоения не ниже 0,7.
Планируйте свое обучение по этим
ориентирам. Успеха вам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector