Психология педагогическая
Содержание:
- Сериал “Холодные берега”: содержание серий
- Uni – Знаешь, Мэри, в моей…
- Нужно ли психологу высшее образование?
- История психологии от античности до наших времен
- Uni – Знаешь, Мэри, в моей…
- Основные идеи Выготского о личности, воспитании ребенка, роли педагогики
- Предмет, объект и задачи психологии профессионального образования
- Профилактика гемангиомы позвоночника
- Система связей психологии и педагогики с другими науками
- Джио Россо – Ищи
- Тестовые вопросы:
- Рост и развитие ребенка.
- 1.1.1. Предмет педагогической психологии
- Социальная политика: задачи и функциональная роль
- Социальное, нравственное и когнитивное развитие
- Методы изучения
Сериал “Холодные берега”: содержание серий
Uni – Знаешь, Мэри, в моей…
Нужно ли психологу высшее образование?
Для того, чтобы понять, где лучше учиться на психолога, нужно для начала определиться, для чего вы идете учиться. Если вас интересует психология как наука, то безусловно нужно поступать в вуз , проучиться 4 или 6 лет и получить диплом бакалавра или магистра психологии.
Про психотерапевтов разговор отдельный, так как это медицинская специальность и прежде, чем приступить к изучению психотерапии, нужно получить высшее медицинское образование и уже потом учиться на психотерапевта. Это долгий путь.
А для того, чтобы работать практическим психологом, высшее образование совершенно не нужно вопреки распространенным заблуждениям. Нужно обязательно пройти курсы профессиональной переподготовки на практического психолога и получить диплом с присвоенной квалификацией, который дает право работы по специальности.
В зависимости от образовательного учреждения обучение может длиться от нескольких месяцев до двух лет. А параллельно или после курсов переподготовки нужно выбрать себе модальность, которая вам больше нравится и начать обучаться на специальных курсах по определенным программам. Это может быть психоанализ, транзактный анализ, гештальт-терапия, психокатализ и многое другое.
История психологии от античности до наших времен
Uni – Знаешь, Мэри, в моей…
Основные идеи Выготского о личности, воспитании ребенка, роли педагогики
Педагогическая психология — отрасль психологической науки. Она изучает особенности взаимодействия ученика и учителя, условия формирования личности в процессе обучения, закономерности психической деятельности. Становление педагогической психологии в СССР происходило во многом благодаря исследованиям Льва Семеновича Выготского.
Выготский выделил основные факторы психического развития ребенка:
- cоциальная ситуация развития;
- новообразования психики;
- ведущая деятельность.
Под социальной ситуацией понимают внешние и внутренние условия развития психики, формирующие отношение ребенка к окружающему миру.
Культурно-историческая теория — основная работа автора, в которой он рассматривает теорию развития психики. По его мнению, следует различать высшие (развившиеся в результате исторического развития социума) и низшие (появившиеся в процессе эволюции) психологические функции. Выготский отмечал, что основное отличие между функциями — произвольность. Низшие импульсы психики контролировать нельзя, а высшими человек управляет сознательно.
Процесс воспроизведения высшей функции состоит из цепочки: стимул — стимул-средство — реакция. Под стимул-средством или знаком Выготский понимал способ управления поведением. Знаки направлены вовнутрь, человек создает их для себя сам
Посредством знаков можно переключать внимание, регулировать поведение, принимать решения. К таким средствам относится бросание жребия, счет на пальцах, загаданное условие и другие методы, помогающие совершить выбор между несколькими вариантами
Выготский стал основателем отечественной психолингвистики, изучая соотношение мышления и речи. Он отмечает, мышление и речь развиваются параллельно, но не совместно. Вначале развитие интеллекта происходит в доречевой фазе, в это же время речь развивается в доинтеллектуальной фазе. С момента развития активного говорения происходит пересечение речи с мышлением. Речь становится интеллектуальной, а мышление — основанным на речи. Речевые функции ребенка становятся основой работы мышления.
Предмет, объект и задачи психологии профессионального образования
Психология профессионального образования очень тесно связана с общей психологией, а также с педагогической и возрастной психологией, , акмеологией, но при этом она является отдельной отраслью прикладной психологии и учебной дисциплиной.
Объектом науки психологии профессионального образования является система профессионального образования и повышения квалификации. Объектом дисциплины — психология профессионального образования является индивид на различных стадиях онтогенеза.
Предметом научной психологии профессионального образования выступает профессионально-образовательный процесс. Предмет учебной дисциплины — психология профессионального образования — это профессиональное развитие человеческой личности.
Задачи психологии профессионального образования:
- создание психологической концепции профессионального образования;
- раскрытие основных закономерностей и механизмов профессионального становления личности;
- прогнозирование в развитии профессионального образования;
- психологические закономерности профессиональной деятельности и личности обучающихся.
Профилактика гемангиомы позвоночника
Система связей психологии и педагогики с другими науками
Психология и педагогика, непосредственно обращенные к человеку, относятся к гуманитарной области знания. С другой стороны, они являются и частью обществознания, потому что занимаются изучением человека в обществе и в группах людей в процессе обучения, воспитания, развития. Эти процессы являются специфическими процессами социализации личности и предметом социологии.
К обеим наукам – и к психологии, и к педагогике, самое непосредственное отношение имеет философия, поэтому во второй половине XX некоторые отрасли философии и социологии, имеющие связь с психологией и педагогикой, получили активное развитие.
К ним можно отнести философию психологии, философию образования, социальную психологию, социологию образования.
Психология и педагогика имеют существенную связь с этикой, выстраивая направления и методы воспитания.
Возможность принимать во внимание, а также учитывать закономерности развития производственных отношений психологии и педагогике дают экономические науки. Развитие психической сферы человека, его обучение и воспитание происходит в условиях экономических процессов, что дает возможность педагогике и психологии точнее диагностировать у человека уровень развития тех качеств, которые необходимы для эффективного выполнения профессиональных обязанностей
Развитие психической сферы человека, его обучение и воспитание происходит в условиях экономических процессов, что дает возможность педагогике и психологии точнее диагностировать у человека уровень развития тех качеств, которые необходимы для эффективного выполнения профессиональных обязанностей.
Что касается медицинских наук, то они дают огромный материал для исследователей научных проблем психологии и педагогики. Предоставляемый медицинскими науками материал дает возможность понять причины тех патологий, которые происходят в психологическом развитии человека.
Национальные психологические особенности правильно выявить позволяет этнология, а история позволяет глубже понять эволюционный характер человека и тенденции развития его личностной сферы и общества в целом.
Структуру педагогических и психологических исследований, способы мышления, порядок изложения материала определяет логика. Безусловно, данные задачи являются задачами и психологии, и педагогики, но только в пределах этих наук.
Связь с математикой и кибернетикой неоспорима и на современном уровне важна для решения психолого-педагогических проблем, например, при моделировании и алгоритмизации.
Таким образом, напрашивается вывод, что из других наук педагогика и психология берут для себя хорошо изученные и осмысленные представления о генезисе, особенностях психических и педагогических явлений.
Исследователи психолого-педагогических проблем могут конкретнее осуществлять научный поиск и убедительнее обосновывать полученные результаты, формулировать практические рекомендации.
Есть и обратная связь – педагогика и психология, изучая специфику психических процессов, закономерности воспитания, обучения и развития человека, дают другим наукам возможность правильнее интерпретировать законы отражения объективной реальности.
В настоящее время точки соприкосновения с психологией и педагогикой находят и другие науки, далекие от них, в результате появляются новые перспективные направления, например, компьютерная диагностика психической сферы человека.
Джио Россо – Ищи
Тестовые вопросы:
1. Кем
был предложен термин «педагогическая
психология»? Введете ответ (ответ:
Каптеревым
)
2. Выделите ряд
проблем педагогической психологии?
(ответ е)
Е. Все ответы верны
3. Какая из
предложенных не является задачей
педагогической психологии? (ответ и)
И. нет верного
ответа
4. Какой из узлов,
не является связывающим педагогику и
психологию? (ответ г)
Г. узел связи –
объект этих наук
5. С какой из наук
педагогическая психология имеет
двустороннюю связь? (ответ в)
В. возрастной
психологией
6. Какой из
предложенных, не является принципом
педагогической психологии? (ответ г)
Г. Нет верных
ответов
7. Какую идею К.Д.
Ушинский назвал «великим открытием
Песталоцци»? (ответ б)
Б. Идею о развивающем
обучении
8. Кто из ученых
считал основными принципами воспитания
природосообразность, культуросообразность,
самодеятельность? Введите ответ (ответ:
Дистервег)
9. Какой этап
связан с периодом, когда педагогическая
психология начала оформляться в
самостоятельную отрасль, аккумулировав
достижения педагогической мысли
предшествующих столетий? (ответ в)
В. с конца XIX в. до
начала 50-х годов XX в
10. ………… течение
в психологии и педагогике, возникшее
на рубеже XIX-XX вв., обусловленное
проникновением эволюционных идей в
педагогику и психологию и развитием
прикладных отраслей психологии и
экспериментальной педагогики. Введите
ответ (ответ: педология)
11. В каком году
были сформулированы принципиальные
положения, определяющие становление
педагогической психологии как
самостоятельной научной дисциплины.?
(ответ б)
Б. в 60-е гг. XIX в.
12. Развитие
педагогической психологии в России
прочно стало на научные основы …….
(ответ б)
Б. с начала XX в.
13. Какие исследования
процессуальных аспектов обучения и
развития не были развернуты в отечественной
педагогической психологии с 30-х гг?
(ответ е)
Е. нет верных
ответов
14. Кто выдвинул
идею программированного обучения?
Введите ответ (Ответ: Скиннер)
15. Основателем
педологии признан американский психолог
………. Введите ответ (ответ: Холл)
16. Кем сформулирован
ряд принципов возрастной психологии?
Введите ответ (ответ: Давыдовым)
17. Что не является
предметом психологии обучения? (ответ
б)
Б. развитие
познавательной деятельности в условиях
обучения
18.
Что не является
предметом психологии воспитания? (ответ
б)
Б. развитие
познавательной деятельности в условиях
систематического обучения
19.
Что
не
является предметом психологии учителя?
(ответ )
А. развитие личности
в условиях целенаправленной организации
деятельности ребенка, детского коллектива
Б. психологические
аспекты формирования профессиональной
педагогической деятельности, а также
те особенности личности, которые
способствуют или препятствуют успешности
этой деятельности
20.
Что не изучает
психология воспитания? (ответ а)
А. разработки
средств диагностики и коррекции
психического развития
Тема. Методы
педагогической психологии
Проверочные
вопросы
1. Что такое
методология? (ответ в)
В. система принципов
и способов организации, построения
теоретической и практической деятельности,
а также учение об этой системе.
2. Чем занимается
методология? (ответ е)
Е. все ответы верны
3. Что является
основной функцией метода? (ответ б)
Б. внутренняя
организация и регулирование процесса
познания и практического преобразования
того или иного объекта
4. Какие из
предложенных входят в систему уровней
методологии? (ответ д)
Д. все ответы верны
5. На какие группы
Ананьев разделил методы? (ответ а, б, г,
д)
А. организационные;
Б. эмпирические;
Г. по способу
обработки данных;
Д. интерпретационные.
6. Выделите три
класса методов (ответ а, в, г)
А. Эмпирические
В. Теоретические
Г.
Интерпретационно-описательные
7. Что такое тест?
(ответ а)
А. в психологии —
«фиксированное во времени испытание,
предназначенное для установления
количественных (и качественных)
индивидуально-психологических различий»
8. Что такое
наблюдение? (ответ б)
Б. основной, наиболее
распространенный в педагогической
психологии (и в педагогической практике
в целом) эмпирический метод изучения
человека
9. Что такое
экспериментальное обучение? (ответ в)
В. один из современных
методов исследования психолого-дидактических
проблем
10. Чему отвечает
методика? (ответ в)
В. конкретным целям
и задачам психолого-педагогического
исследования, содержит в себе описание
объекта и процедур изучения, способов
фиксации и обработки полученных данных
Рост и развитие ребенка.
Давно известно, что процесс обучения должен осуществляться в соответствии с возрастом, уровнем созревания и развития учащихся. В соответствии с принципом повторения, из которого исходили последователи немецкого педагога и философа Иоганна Гербарта (1776–1841), развитие каждого ребенка повторяет историческое развитие человечества. Такой подход неожиданно получил поддержку в теории «перехода от простого к сложному», которая вполне хорошо работала, когда касалась того, что вигвамы нужно изучать раньше, чем строительство домов, однако при обучении ребенка родному языку ее правота была уже не так очевидна, поскольку вряд ли стоит обучать умеющих разговаривать детей буквам и слогам, а не целым словам. Представление о том, что ребенок – это маленький взрослый, а не развивающийся организм, привело к революционным переменам, которые провозгласил Жан Жак Руссо в своем Эмиле (1762). За этим последовали проницательные наблюдения великих педагогов Иоганна Песталоцци (1746–1827) и Фридриха Фрёбеля (1782–1852).
Описание поведения ребенка в разных возрастных периодах на основе физиологических исследований, применение опросников и наблюдений, постепенно становилось все более точным. Искусно организованные опросы детей, осуществленные швейцарским психологом Жаном Пиаже, выявили данные, существенные для понимания процесса развития мышления ребенка. Все это имело не только теоретическое значение, но и приносило практическую пользу для учителей и родителей. Из наиболее известных работ по детскому развитию можно выделить труды Арнольда Гезелла из Йельского университета, Хэролда Джонса и Мэри Джонс из Калифорнийского университета, Уилларда Олсона и его сотрудников из Мичиганского университета.
Из этих исследований следовало, что ожидания взрослых по поводу возможностей детей на разных возрастных этапах часто оказываются завышенными, а вытекающая из них система оценок бессмысленна и, возможно, даже вредна. Не имеет смысла обучать детей тому, к чему они еще физиологически не готовы, – самостоятельный выбор ученика является важным (хотя и не определяющим) фактором формирования учебной программы; кроме того, очень важен принцип постепенности, т.е. представление о том, что детям нужно давать задания в соответствии с их уровнем развития.
1.1.1. Предмет педагогической психологии
Термином
«педагогическая психология»
обозначаются две разные науки. Одна из
них — это базовая
наука,
которая является первой ветвью психологии.
Она призвана изучать природу и
закономерности процесса учения и
воспитания.
Под
таким же термином — «педагогическая
психология» развивается и прикладная
наука, цель которой — использовать
достижения всех ветвей психологии для
совершенствования педагогической
практики. За рубежом эту прикладную
часть психологии часто называют школьной
психологией.
Термин
«педагогическая психология» был
предложен П.Ф.
Каптеревым
в 1874 г. (Каптерев
П.Ф., 1999; аннотация).
Первоначально он существовал наряду с
другими терминами, принятыми для
обозначения дисциплин, занимающих
пограничное положение между педагогикой
и психологией: «педология» (О.
Хрисман, 1892), «экспериментальная
педагогика» (Э. Мейман, 1907).
Экспериментальная педагогика и
педагогическая психология сначала
трактовались как разные названия одной
и той же области знания (Л.С.
Выготский,
П.П.
Блонский)
(см.
Медиатеку).
На протяжении первой трети XX в. их
значения были дифференцированы.
Экспериментальная педагогика стала
пониматься как область исследований,
направленных на приложение данных
экспериментальной психологии к
педагогической реальности; педагогическая
психология — как область знания и
психологическая основа теоретической
и практической педагогики. (см.
Хрест. 1.1)
Педагогическая
психология
— это отрасль психологии, изучающая
закономерности развития человека в
условиях обучения и воспитания.
Она тесно связана с педагогикой, детской
и дифференциальной психологией,
психофизиологией.
При
рассмотрении педагогической психологии,
как и любой другой отрасли науки,
необходимо, прежде всего, разграничить
понятия ее объекта
и предмета.
В
общенаучной трактовке под объектом
науки
понимается та область действительности,
на изучение которой направлена данная
наука.
Часто объект изучения фиксируется в
самом названии науки.
Предмет
науки
— это та сторона или стороны объекта
науки, которыми он в ней представлен.
Если объект существует независимо от
науки, то предмет формируется вместе с
ней и закрепляется в ее понятийной
системе. Предмет не фиксирует всех
сторон объекта, хотя может при этом
включать то, что в объекте отсутствует.
В определенном смысле развитие науки
есть развитие ее предмета.
Каждый
объект может изучаться множеством наук.
Так, человек изучается физиологией,
социологией, биологией, антропологией
и т.д. Но каждая наука имеет в основе
свой предмет, т.е. то, что именно она
изучает в объекте.
Как
показывает анализ точек зрения различных
авторов, многие ученые по-разному
определяют статус педагогической
психологии, что может свидетельствовать
о неоднозначности решения вопроса о
предмете педагогической психологии
(см.
анимацию).
Например,
В.А.
Крутецкий
считает, что педагогическая психология
«изучает закономерности овладения
знаниями, умениями и навыками, исследует
индивидуальные различия в этих процессах…
закономерности формирования у школьников
творческого активного мышления…
изменения в психике, т.е. формирование
психических новообразований»
(Крутецкий
В.А., 1972. С. 7).
Совершенно
другой точки зрения придерживается
В.В.
Давыдов.
Он предлагает считать педагогическую
психологию частью возрастной психологии.
Ученый аргументирует это тем, что
специфика каждого возраста определяет
характер проявления законов усвоения
знаний учащимися, поэтому и преподавание
той или иной дисциплины должно строиться
по-разному. Более того, некоторые
дисциплины в определенных возрастах
вообще являются недоступными учащимся.
Такая позиция В.В. Давыдова обусловлена
акцентированием им роли развития, его
влияния на ход обучения. Обучение
рассматривается им как форма, а развитие
— как содержание, которое в ней
реализуется.
Существует
ряд и других точек зрения. Мы в дальнейшем
будем придерживаться общепринятой
трактовки, согласно которой предметом
педагогической психологии
являются факты, механизмы и закономерности
освоения социокультурного опыта
человеком, закономерности интеллектуального
и личностного развития ребенка как
субъекта
учебной деятельности, организуемой и
управляемой педагогом в разных условиях
образовательного процесса
(Зимняя
И.А., 1997; аннотация).
Социальная политика: задачи и функциональная роль
Определение 4
Социальная политика – это одно из направлений государственной политики, нацеленное на решение общественных проблем и вопросов, связанных с построением оптимального общества, в котором граждане чувствуют себя комфортно и защищенно.
Социальная политика ориентирована на решение следующих основных задач:
- Воспроизводство общественных ресурсов.
- Координация общественного развития, контроль его основных показателей, решение вопросов по удовлетворению разнообразных социальных потребностей.
- Управление и контроль процессов социальной дифференциации общества.
- Контроль за сохранением баланса социума и поддержанием его стабильного развития.
Социальная политика разрабатывается теоретически на государственном уровне и практически воплощается его органами в различных сферах. Особое значение имеет социальная политика в воспитательной области. Она направлена на формирование основных направлений развития системы воспитания, определение стратегии и тактики функционирования воспитательной системы. Для этих целей, органами государственной власти разрабатываются законы и нормативные акты, осуществляется поиск источников финансирования воспитательных мероприятий и контролируется их исполнение. Также, государство активно поддерживает инициативность и новаторство учреждений воспитания.
Социальная политика в области воспитания ориентируется на решение разнообразных противоречий, возникающих, как в данный временной период, так и возможных в перспективе. Кроме того, она разрешает конфликты между интересами разнообразных социальных групп и слоев общества по таким вопросам:
- Представление об уровне и качестве развития воспитательной системы, которая будет наиболее оптимальной для данного общества и текущего этапа его развития, подходящей для разных половозрастных групп населения, этнических групп и представителей разных профессий;
- Требования, предъявляемые к уровню развития образования в государстве, а также ожидания от итогов функционирования данной системы.
Социальная политика и ее основные теории особенно необходимы для социальной педагогики. Эти направления имеют двустороннюю связь, поскольку, государство, при формировании политики в социальной сфере активно применяет данные социальной педагогики. Например, при сборе научной информации, касающейся ситуации в сфере социального воспитания, существующей на текущем этапе развития социума или на иных этапах общественного развития в конкретной стране, ее регионе, области, городе. Далее, проводится мониторинг существующих проблем социального воспитания в данный момент, выявляются возможности общества, и специалисты по социальной педагогике формируют программу приоритетных направлений развития и текущих задач в области социального воспитания.
Социальное, нравственное и когнитивное развитие
Абак позволяет получить реальные представления при изучении абстрактных понятий.
Для понимания особенностей обучающихся разного возраста — детей, подростков, взрослых и пожилых людей — педагогическая психология создаёт и применяет теории человеческого развития. Теории развития, зачастую представляемые последовательностью стадий, которые проходят люди по мере взросления, описывают изменения умственных способностей (когнитивности), социальных ролей, нравственных суждений, а также убеждений относительно природы знаний.
Так, специалисты по педагогической психологии провели исследования по применению в образовательном процессе теории когнитивного развития Жана Пиаже, согласно которой дети по мере взросления проходят 4 стадии когнитивных способностей. Пиаже предложил гипотезу, что дети младше приблизительно 11 лет не способны к абстрактному логическому мышлению, и следовательно, до этого возраста они должны обучаться на конкретных вещах и примерах. Исследователи выяснили, что переходы (такие как от конкретного мышления к абстрактному) не происходят одновременно во всех сферах знаний. Например, ребёнок может мыслить абстрактно в математике, но оставаться ограниченным конкретным мышлением, рассуждая об отношениях между людьми. Возможно, наиболее долгоживущим вкладом Пиаже является его идея о том, что люди активно создают своё понимание посредством саморегулирующего процесса.
Пиаже предложил теорию развития нравственных суждений, согласно которой дети развиваются, заменяя изначально наивное, основанное на поведении, понимание нравственности более совершенным, основанным на стремлениях. Взгляды Пиаже на нравственное развитие были конкретизированы Лоренцом Кольбергом в его теории поэтапного нравственного развития. Имеются свидетельства, что процессы принятия нравственных решений, описанные в поэтапных теориях, недостаточны для объяснения нравственного поведения. В частности, для объяснения буллинга («задирания») требуются другие факторы, например, модели (в социально-когнитивной теории нравственности).
Модель детского развития Рудольфа Штейнера устанавливает взаимосвязи между физическим, эмоциональным, когнитивным и нравственным развитием, формируя понятия стадий развития, схожие с теми, которые позднее были описаны Пиаже.
Теории развития иногда представлены не как перемещения между качественно различными состояниями, а как постепенные улучшения различных характеристик. Развитие эпистемологических убеждений (убеждений относительно знаний) было описано в терминах последовательных изменений во взглядах людей насчёт: точности и постоянства знаний, неизменности способностей и надёжности авторитетов (учителей и экспертов). Люди развивают более утончённые взгляды на знания по мере накопления опыта и взросления.
Чувства серьёзности и воображения
Дети должны учиться развивать чувство серьёзности — способность различать степени серьёзности — так как оно влияет на количество проступков и потраченного времени; например, для ребёнка важно различить такие степени в предостережениях типа: «не ёрзай» и «не забудь посмотреть по сторонам, когда переходишь дорогу», которые имеют схожую лингвистическую и нормативную структуру, но разные уровни серьёзности
Методы изучения
В педагогической психологии применяются разные методы изучения:
- Наблюдение — методика, применяемая для изучения деятельности педагогов, учащихся. При получении новой информации с помощью наблюдения должны соблюдаться некоторые условия. Нельзя сообщать наблюдаемому о проведении исследование. Наблюдатель не должен препятствовать, вмешиваться в процесс исследования. При наблюдении важная информация фиксируется в специальный дневник, а все интересные события снимаются на видео или фотографируются.
- Тестирование — вопросы составляются заранее и содержат систему стимулов, чтобы испытуемый мог проявлять реакцию на них. При проведении тестов человеку предлагают несколько вариантов ответов. Полученный результат углубленно изучается.
- Анкетирование — набор тестов, на которые субъект должен ответить письменно. С помощью анкет получают общую информацию о личности, отдельных навыках, способностях.
- Беседа — устный опрос, который проводится в свободной форме. Чтобы создать благоприятную атмосферу, ученый должен задать человеку несколько общих вопросов на интересующие его темы.
- Эксперимент — метод получения информации, при котором исследователь создает определенные условия, вторгается в привычную жизнь человека, воздействует на него различными раздражителями. Для получения информации может использоваться лабораторное оборудование.
Отдельной методикой является изучение продуктов деятельности обучающихся. После выполнения исследований ученые могут углубленно изучить методики, с помощью которых преподаватели обучают студентов.