Социальная психология и её методы

Содержание:

Сплочение и достижение результатов

Это – то, что подразумевает совместная деятельность. Сплочением называется процесс, в ходе которого формируется специфическая связь между людьми, за счёт которой они объединяются в «единый организм». Всё, опять-таки, делается ради достижения определённых целей и результатов. Каждый из участников группы в этом заинтересован.

Принято выделять уровни сплочённости. И на первом обычно происходит развитие эмоциональных контактов – проявление симпатии и расположенности людей друг к другу, например. Второй уровень подразумевает процесс убеждения каждого человек в том, что его система ценностей совпадает с другими. И на третьем осуществляется разделение общей цели.

Всё это влияет на образование так называемого социально-психологического климата в коллективе, способствующего поддержанию общего настроения, достойного уровня работоспособности и самочувствия.

О проблемах

Тему, касающуюся их, также следует отметить вниманием. Социально-психологические проблемы касаются сегодня всех

Взять, к примеру, такую малую группу, как семья. В наше время далеко не каждый союз заканчивает своё существование естественным путём – то есть уходом в другой мир одного из супругов. Всё чаще браки распадаются. Около 80%, если верить статистике! И практически всегда причинами являются возникшие и неразрешенные психологические проблемы.

Или, например, пожилые люди. У них тоже есть масса проблем социально-психологического характера. Одна из немногих заключается в резком снижении их статуса в обществе. Они перестают так же успешно функционировать, как личности, что нередко приводит к срывам.

А молодёжь? Многим кажется, что вот у кого, а у них уж точно быть проблем не должно. Но это не более чем предвзятость и стереотипы. Поиск своего места в жизни, попытки «влиться» в общество и в те или иные коллективы, конкуренция во всех её проявлениях. Да, у всех проблем разная социально-психологическая характеристика. Но сопровождают они нас всегда, в любом возрасте. И одних, разве что, чаще, других реже. Можно ли их избежать совсем? Да, безусловно. Если жить вне общества. Что, впрочем, сложно достижимо.

Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения, – презентация

1 Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения, общения и деятельности людей, обусловленные ситуациями их социального взаимодействия, фактом включения индивидов в большие и малые социальные группы.

2 Место СП в системе научного знания СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ЧАСТЬ СОЦИОЛОГИИ (изучение массовидных явлений, больших социальных общностей, отдельных сторон общественной психологии и т.д.); СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ЧАСТЬ ПСИХОЛОГИИ (главный предмет исследования – личность, ее положение в коллективе, межличностные отношения, система общения); СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ЭТО НАУКА НА СТЫКЕ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ

3 Предмет СП 1) Социально-психологические характеристики, закономерности, механизмы процессов совместной деятельности, общения, взаимного восприятия и понимания, воздействия людей друг на друга в ситуациях заимодействия. 1) Социально-психологические характеристики, закономерности, механизмы процессов совместной деятельности, общения, взаимного восприятия и понимания, воздействия людей друг на друга в ситуациях заимодействия. 2) Закономерности социально-психологических явлений на уровне существования больших социальных групп, общества в целом как системы с определенной социальной структурой. 2) Закономерности социально-психологических явлений на уровне существования больших социальных групп, общества в целом как системы с определенной социальной структурой. 3) Групповые социально-психологические явления. 3) Групповые социально-психологические явления. 4) Социально-психологические особенности личности, механизмы социализации индивида и психической регуляции его социального поведения. 4) Социально-психологические особенности личности, механизмы социализации индивида и психической регуляции его социального поведения.

Совет

4 Задачи СП исследование структуры, механизмов, закономерностей и особенностей социально-психологических явлений: общения и взаимодействия людей, психологических характеристик социальных групп, психологии личности; исследование структуры, механизмов, закономерностей и особенностей социально-психологических явлений: общения и взаимодействия людей, психологических характеристик социальных групп, психологии личности; выявление факторов развития социально-психологических явлений и прогнозирование характера такого развития; выявление факторов развития социально-психологических явлений и прогнозирование характера такого развития; разработка обоснованных рекомендаций и предложений по оптимизации управления социально-психологическими явлениями; разработка обоснованных рекомендаций и предложений по оптимизации управления социально-психологическими явлениями; непосредственное применение методов социально- психологического воздействия, направленных на повышение социально-психологической компетентности людей и разрешение существующих психологических проблем. непосредственное применение методов социально- психологического воздействия, направленных на повышение социально-психологической компетентности людей и разрешение существующих психологических проблем.

5 Взаимосвязь СП с другими науками СП история философия социологияпедагогика

6 Основные этапы развития социально- психологических взглядов 1. ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (VI В. ДО Н.Э. – СЕРЕДИНА ХIX В.) 2.ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (60-Е ГГ. XIX В. – 20-Е ГГ. XX В.) 3.ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В XX В. (С 20-Х ГГ. ХХ В. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)

7 Отрасли СП Этническая психология Этническая психология Психология религии Психология религии Политическая психология Политическая психология Психология управления Психология управления Психология социального взаимодействия Психология социального взаимодействия Психология общения Психология общения Социальная психология личности Социальная психология личности Психология семьи Психология семьи Психология масс Психология масс Психология конфликтных отношений Психология конфликтных отношений

9 Методологическме подходы к пониманию социально- психологических феноменов в зарубежной науке Психоанализ Психоанализ Бихевиоризм Бихевиоризм Гештальтпсихология Гештальтпсихология Когнитивизм Когнитивизм Интеракционизм Интеракционизм

10 Методы СП основные экспериментнаблюдение житейское научное лабораторный естественный социометрия вспомогательные 1.Обощение независимых характеристик 2.опросы 1.Анализ результатов Деятельности 2. тестирование

Характеристика явления

Общественное мнение может формироваться по-разному – либо сознательно, либо стихийно. Во втором случае суждение опирается на определённую информацию, которая передаётся из одних уст в другие. Взять, к примеру, политическую сферу. Вряд ли люди в современном обществе все поголовно являются знатоками в темах, её касающихся. Однако бóльшая их часть с удовольствием рассуждают о политике, и многим их суждения кажутся умными. Почему? Потому что мнение, выражаемое ими, опирается на ту информацию, которую предоставляют СМИ, сами политические деятели, авторитетные люди. Это в лучшем случае. Обычно ещё имеют место быть слухи, заблуждения, сплетни, идеологии, убеждения.

По сути, люди впитывают в своё сознание всё услышанное, после чего просто подкрепляют это своими догадками. И вот «их» мнение сформировано.

Явления в массах

Общество – это форма объединения людей. Соответственно, такое понятие, как массовидная психика, касается обсуждаемой темы напрямую. Из него вытекают и другие термины. Массовое сознание, например. Оно является одним из наиболее часто встречающихся. Или массовое настроение. Все мы хоть раз, да слышали эти понятия.

Вот, например, массовидные явления психики. Так называются определённые феномены, которые возникают, существуют и развиваются в довольно-таки больших социальных группах. Таковыми являются массовые настроения. Это – психические состояния, которые охватывают большое количество людей. Предпосылками их возникновения, обычно, являются события политического, социального, экономического и даже духовного характера. Естественно, чаще всего наиболее ярко проявляются отрицательные массовые настроения. Которые способны разрушить социально-политические системы, устоявшиеся в обществе и опостылевшие ему. Бурные события «девяностых» показали, насколько настроения могут быть влиятельными.

Управленческо-воспитательное влияние

Управленческо-воспитательные методы подразумевают совокупность мыслительных или практичных приёмов, при выполнении которых достигают необходимых результатов. Это определенная система принципов, дающая установку на формирование продуктивной деятельности в социальной психологии.

Управленческо-воспитательное влияние подразделяется на:

  • Мыслеформы, создающие необходимые психические процессы, это взгляды, представления;

  • Упражнения, формирующие деятельность и активизирующие положительные успехи;

  • Оценка и самооценка, которая определяет поступки, стимулирующая деятельность и оказывающая помощь в регуляции поведения.

Методы

Замечание 1

  1. Эмпирические исследования;
  2. Моделирование;
  3. Управленческо-воспитательные методы;
  4. Социально-психологическое влияния.

Среди множества методов социальные психологи выделяют два крупных направления:

  • исследовательские социологические методы и
  • методы социального влияния.

Последние причисляются к отдельной области психологии, «психологии влияния».

А исследовательские методы подразделяются на:

  • сбор необходимой информации и
  • обработку полученной информации.

В социальной психологии существует множество других видов методов. К примеру, можно выделить такие группы:

  1. эмпирические исследования;
  2. моделирование;
  3. управленческо-воспитательные;
  4. социально-психологическое влияние.

Рассмотрим подробнее данные группы методов.

Классификации методов психологии.

Классификаций
методов психологии существует великое
множество. Здесь приведены самые
распространенные.

Классификация
С.Я.Рубинштейнапредполагает 4
звена: первое наблюдение и эксперимент,
второе изучение продуктов деятельности,
третье беседа и четвертое анкета.

Г. Пирьоврасположил методы так: собственно методы
(наблюдение, эксперимент, анкеты,
опросники), вспомогательные методы
(математические, биохимические) и
методические подходы (генетический и
психофизиологический)

Одна из популярных
классификаций предложена Б.Г.Ананьевым.

По его классификации,
все методы делятся на 4 группы:

  1. Организационные

  2. Эмпирические

  3. Методы по сбору
    обработки данных

  4. Интрепретационные
    методы.

Организационные
методы включают в себя:

  • Сравнительный метод
    (разные группы сравниваются по
    определенным критериям: возрасту,
    уровню развития психических процессов
    и так далее)

  • Лонгитюдный (одна
    и та же группа обследуется на протяжении
    недели, месяца, нескольких лет)

  • Комплексный (группу
    или одного испытуемого исследуют
    специалисты из разных областей: педиатры,
    неврологи, психологи)

Эмпирические методы:

  • Самонаблюдение и
    наблюдение (систематическое, включенное,
    выборочное и другие различные виды)

  • Эксперимент
    (лабораторный, формирующий, констатирующий,
    естественный и прочие виды эксперимента)

  • Анализ процессов
    и продуктов деятельности (детские
    рисунки, школьный дневник, классный
    журнал и так далее)

  • Психодиагностические
    методы (тест, интервью, анкета, беседа,
    проективные методики)

  • Биографический
    метод (изучается наследственность,
    отличительные моменты биографии)

По способу обработки
данных:

  • Методы качественного
    описания

  • Методы
    математико-статистического анализа
    данных

Интерпретационные
методы:

  • Фило- и онтогенетический

  • Структурный метод
    (типологизация, классификация и прочие
    виды)

Психология массовидных явлений.

Общественное мнение – это публично выраженное, одобренное обществом и распространенное суждение, которое несет в себе оценку и отношение к какому-либо событию, представляющему интерес для общества.

Функции общественного мнения:

1) нормативная – выработка определенных общественных норм поведения;

2) аксиологическая – выработка определенных ценностей;

3) регуляторная – регулирование определенного поведения;

4) оценочная – выражает и отражает оценки событий и фактов.

Формы проявления общественного мнения:

1) оценка;

2) жалобы;

3) советы;

4) пожелания;

5) одобрения;

6) недовольство;

7) осуждение;

8) неодобрение;

9) несогласие;

10) протест.

Формы проявления могут быть обоснованные и необоснованные.

Структура общественного мнения:

1) знания, которые могут быть истинными или ложными;

2) чувства;

3) представления – это образы предметов и явлений возникающие в мозге на основе нашего предыдущего опыта без воздействия этих предметов и явлений в данный момент на органы чувств.

Этапы формирования общественного мнения:

1) этап создания и привлечения внимания общественности к новой, общественно значимой проблеме, факту, явлению, новому подходу к оценке тех или иных уже имевших место явлений действительности;

2) этап становления – характеризуется повышением уровня компетентности общественного мнения, за счет действия средств массовой информации, пропагандистских источников (листовок, плакатов, рекламных щитов и т. д.);

3) этап распространенности – дальнейшее расширение границ общественного мнения, его тиражирование и трансляция.

Последствия деформации общественного мнения:

1) формирование неправильных стереотипов и оценки поведения;

2) создание преступной субкультуры;

3) установлению негативных традиций;

4) искажение моральных ценностей.

Интересы социальных групп – это социально-психологические явление, которые оказывают значительное влияние на развитие различных социальных институтов общества.

Каждый социальный институт представляет интересы конкретной социальной группы и служит их реализации. Интересы одного социального института могут идти в разрез интересам другого, вызывая развитие конфликтов в обществе.

Мода – социально психологическое явление предпочтения, оказываемое массовым, групповым сознанием в определенный период времени каким-либо формам жизнедеятельности.

Понятие моды относится как к прическе, манере одеваться, поведению, так и к месту покупки (в дорогих магазинах, в супермаркетах или на базаре), образу жизни, обустройству дома, квартиры, виду автомобиля, политическим воззрениям, идеологии и даже религии.

Функции моды:

1) функция выделения – желание выделиться на фоне других новой внешней формой (одеждой, прической, поведением, речью и т. д.), приподнимая этим свой статус, возвышая себя, отделяя от других;

2) функция подражания – стремление хотя бы внешне походить на людей из референтной группы;

3) экономическая функция – мода способствует продвижению товаров на рынке в условиях его пресыщения;

4) функция манипуляции массовым сознанием в нужном направлении (отвлечение или, наоборот привлечение внимания и т. д.);

5) функция дифференциации – мода показывает принадлежность к определенной группе, слою общества и др.

Традиции – это статическое социально-психологическое явление, представляющее собой социально-культурное наследие, способ хранения, передачи и воспроизводства опыта. Традиции направлены на укрепление стабильности общества.

Виды традиций:

1) национальные;

2) культурные;

3) трудовые;

4) воспитательные и др.

К социально-психологическим явлениям также относятся слухи, молодежная субкультура и т. д.

Управленческо-воспитательное воздействие

Управленческо-воспитательные методики — это множество действий, приемов, с помощью которых можно добиться необходимых результатов. Чтобы воздействовать на индивида, могут применяться угрозы, наказания, поощрения, убеждения.

Чтобы методы воспитания подействовали с большей эффективностью, могут создаваться специальные условия.

Существует несколько методик управленческо-воспитательного воздействия:

  • самооценка, оценка;
  • упражнения, с помощью которых стимулируются позитивные эмоции, чувства;
  • убеждения, посредством которых формируются психические явления.

Явным приемом управленческо-воспитательного воздействия является обучение, воспитание детей родителями, преподавателями. От этих методов зависит становление личности.

2.1.1. Понятие методологии научного исследования

Прежде чем более
конкретно говорить о методологических
проблемах в социальной психологии, что
само по себе непросто, необходимо
уточнить, что же мы считаем методологией.
Почему непросто? Социальная психология,
напомним, сложилась под влиянием и
психологии, и социологии. Поэтому
методологический словарь нашей науки
складывался путем объединения двух
словарей. В современном научном знании
под понятием методология обозначаются
три уровня научного подхода.

1.
Общая методология

– некий общий философский подход, общий
способ познания, принимаемый исследователем.
В советское время отечественной истории
таковым закономерно выступала марксистская
традиция. Сегодня этот уровень крайне
размыт и заполняется ученым скорее
интуитивно. Общая методология формулирует
некоторые наиболее общие принципы,
которые – осознанно или неосознанно –
применяются в исследованиях. Так, для
социальной психологии необходимо
сформулированное понимание вопроса о
соотношении общественного бытия и
общественного сознания, взаимоотношения
социума и личности.

2.
Специальная
методология

– совокупность методологических
принципов, применяемых в данной области
знания. Специальная методология есть
реализация философских принципов
применительно к специфическому объекту
исследования. Это тоже определенный
способ познания, но способ, адаптированный
для более узкой сферы знания. Социальная
психология, напомним, наука двойственного
происхождения. Поэтому в социальной
психологии методология формируется
при условии адаптации методологических
принципов как психологии, так и социологии.
Например, принцип деятельности
раскрывается в социальной психологии
через следующие положения:

а)
понимание деятельности как совместной
социальной

деятельности людей, в ходе которой
возникают совершенно особые коммуникативные
связи;

б)
понимание в качестве субъекта деятельности
не только индивида, но и группы, сообщества
и другие коллективные
субъекты деятельности
;
это позволяет исследовать реальные
социальные группы как определенные
системы деятельности;

в) реализация
предыдущего положения открывает
возможность изучить присущие группы
потребности, мотивы, цели;

г) в качестве вывода
следует недопустимость сведения любого
исследования лишь к эмпирическому
описанию существующих социальных
отношений.

Внимательное
рассмотрение вышеперечисленных положений
приводит к четкому выявлению и
социологических, и психологических
методологических принципов.

  1. Методология
    — как совокупность конкретных
    методологических приемов

    исследования. Конкретные методики или
    методы, применяемые в социально-психологических
    исследованиях, не являются абсолютно
    независимыми от более общих методологических
    соображений. Какие бы эмпирические или
    экспериментальные методики не
    применялись, они не могут рассматриваться
    изолированно от общей или специальной
    методологии. Ведь философские принципы
    не могут быть применены в исследованиях
    каждой науки непосредственно: они
    преломляются через принципы специальной
    методологии.

Любая методология
применима исключительно для научного
исследования и для научного описания
действительности. Для того, чтобы
двигаться дальше, нам надо определиться
с четким пониманием того, чтоже, все-таки
можно считать именно научным исследованием.
Итак, научное исследование отличают
следующие четыре особенности.

1. Исследование
всегда имеет дело с конкретным эмпирическим
объектом и с его научным описанием, что
требует сбора информации исключительно
научными методами;

2. В научном
исследовании дифференцированно решаются
эмпирические, логические, и теоретические
познавательные задачи;

3. Для научного
исследования характерно четкое
разграничение между установленными
фактами и гипотетическими предположениями;

4. Цель научного
исследования – не только объяснение
фактов и процессов, но и предсказание
их.

2.1. Методология социальной психология

Понятие методологии
является ключевым для любой науки в
любое историческое время. В эпоху
постиндустриального общества – ключевым
вдвойне. Ведь не случайно нашу эпоху
еще называют информационной. Информации
в современном обществе много, слишком
много. Каждые четыре года количество
информации в мире удваивается. 75%
американских домохозяйств уже имеют
Интернет, а все новые дома строятся
только с такими возможностями. В соседней
с нами Финляндии дома не принимаются в
эксплуатацию без возможности
Интернет-связи. Поэтому современный
нам человек живет в мире со все более и
более усложняющимися задачами, его
социальные связи множественно опосредованы
техническими средствами и это усложняет
задачи, стоящие перед исследователями
социально-психологических проблем,
феноменов, процессов. Кроме того,
появляются новые формы организации
общества, появляются новые виды сообществ,
новые формы социально-психологических
связей.

Кроме того,
произошедшая в России двадцать лет
назад смена общественно-исторической
формации, наложила на нашу науку и
разрабатывающих ее ученых, свой отпечаток.
Утрата единой методологической базы,
полное отсутствие внятной национальной
доктрины и идеологии многих привело в
полновесный методологический тупик. В
этом мире все взаимосвязано и отсутствие
взвешенной, объединяющей население
России национальной идеи, безусловно
сказывается на методологической базе
социальной психологии. Занятие наукой
в Российской Федерации требует от
ученего все больше и больше личных
финансовых вложений и вызывающим образом
совершенно не поощряется государством.
Особенно в сфере гуманитарных наук.
Платить за это придется следующим
поколениям властей, ибо, напомним, Мишель
Фуко считал, что социальная психология
– полицейская по происхождению наука.

Человек как субъект социальной жизни. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.

Человек —
биосоциальное существо, высшая ступень
животного типа. Человек становится
личностью, вступая в общественные
отношения, в связь с другими людьми. В
этих связях и отношениях индивид
приобретает разнообразные общественные
свойства и таким образом сочетает в
себе индивидуальные и общественные
качества. Человек становится
персонифицированным носителем социальных
качеств, личностью. Личность занимает
определенное положение в системе
общественных отношений, принадлежит к
определенному классу, социальному слою,
группе. В соответствии со своим социальным
статусом личность играет определенные
социальные роли. Важнейшим видом
социального взаимодействия, в ходе
которого совершается формирование
любого человека как полноправного и
полноценного члена общества, является
социализация. Социализацию можно
понимать как интернализацию социальных
норм: социальные нормы становятся
обязательными для индивида в том смысле,
что они, скорее, устанавливаются им
самим для себя, нежели навязываются ему
средствами внешней регуляции и являются
таким образом частью собственной
индивидуальности личности. Благодаря
этому индивид ощущает внутреннюю
потребность в приспособлении к окружающей
его социальной среде.

В настоящее время
сложился целый ряд подходов к пониманию
личности: 1) биологический; 2) социологический;
3) индивидуально-психологический; 4)
социально-психологический и др. В
соответствии с первым подходом развитие
личности представляет собой развертывание
генетической программы. По существу,
этофатальный подход к личности, признание
неизбежности судьбы человека.

С точки зрения
социологического подхода личность
представляет собой продукт
культурно-исторического развития. В
связи с этим уместно привести цитату
К.Маркса о том, что «личность не есть
абстракт, присущий отдельному индивиду,
в своей действительности она есть
совокупность общественных отношений».
Основной недостаток данного подхода
заключается в том, что при этом личность
лишается активности, субъектности.

С точки зрения
индивидуально-психологического подхода
на развитие личности оказывают влияние
такие особенности, как конституция
человека, тип нервной системы и т.д.
Здесь важно различать близкие, но
нетождественные понятия: «индивид»,
«человек», «личность». Специфика
социально-психологического подхода к
пониманию личности
заключается в
следующем:

Специфика
социально-психологического подхода к
пониманию личности заключается в
следующем:

1) он объясняет
механизмы социализации личности;

2) раскрывает ее
социально-психологическую структуру;

3) позволяет
диагностировать данную структуру
характеристик личности и влиять на нее.

Социально-психологическая
структура личности включает: ментальность,
ценностно-смысловую сферу, мотивационную
сферу (направленность, жизненные цели,
планы, жизненный путь), когнитивные
характеристики (картины мира);
«Я-характеристики» («Я-концепцию»,
«Я-образ», самоотношение, самооценку);
локус контроля; социально-психологическую
компетентность личности; статусно-ролевые
характеристики личности; эмоциональные
психические состояния, социальные
чувства личности.

Понятие группы. Виды групп.

Группа –
это человеческая общность, выделяемая
на основе определенного признака,
например социальной принадлежности,
наличия и характера, совместной
деятельности, особенностей организации
и т. д.

Классификация
групп:

группы малые и большие, которые, в свою
очередь, подразделяются на реальные
(контактные) и условные, формальные
(официальные) группы и неформальные
(неофициальные), различного уровня
развития – развитые и недостаточно
или низкоразвитые группы.

Большие
группы

могли быть реальными
(контактными),
образующими социальную общность,
включающую значительное число людей,
существующую в общем пространстве и
времени. К большим группам может быть
отнесен трудовой коллектив предприятия
или педагогический коллектив большой
школы, где многие преподаватели могут
и не находиться в непосредственной
взаимосвязи друг с другом, но при этом
подчиняться одним и тем же руководителям
(директору, заведующему учебной частью),
входить в одну профсоюзную организацию,
придерживаться общих для всех правил
внутреннего распорядка школьной жизни
и т. п.

Большие
группы

могут быть
условными,
выделяемыми и объединяемыми на основе
некоторых признаков – половых,
национальных, возрастных, имущественных
и др.

Малые
группы

– это всегда контактные общности,
связанные реальным взаимодействием
входящих в них лиц и реальными
взаимоотношениями между ними.

Эти
группы могут быть

официальными
(формальными),
т. е. иметь юридически фиксированные
права и обязанности, нормативно
закрепленную структуру, назначенное
или избранное руководство.

Неофициальные
(чаще их называют неформальными) группы,
не имеющие юридически фиксированного
статуса, но характеризующиеся сложившейся
системой межличностных отношений
(дружбы, симпатии, взаимопонимания,
доверия и т. д.).

Виды
групп:

1.Неорганизованная
и случайно организованная
группа (номинальная группа, конгломерат;
зрители в кино, случайные члены
экскурсионных групп и т. п.)
характеризуется добровольным временным
объединением людей на основе сходства
интересов или общности пространства.

2.Ассоциация
– группа, в которой взаимоотношения
опосредуются только личностно значимыми
целями (группа друзей, приятелей).

3.Кооперация

группа, отличающаяся реально действующей
организационной структурой. Межличностные
отношения в такой группе носят деловой
характер и подчинены достижению
требуемого результата в определенном
виде деятельности.

4.Корпорация
– группа, объединенная только внутренними
целями, не выходящими за ее рамки, и
стремящаяся осуществить свои групповые
цели любой ценой, в том числе и за счет
других групп.
5.
Коллектив
– устойчивая во времени организационная
группа взаимодействующих людей,
объединенных целями совместной
общественно полезной деятельности и
сложной динамикой формальных (деловых)
и неформальных взаимоотношений.

Эмпирические исследования

В социальной психологии применяются разные эмпирические методы получения интересующей информации, которые разделены на несколько групп, состоящих из отдельных техник.

Опрос и интервью

Эти методы применяются в разных сферах деятельности. Опрос — устный или письменный список вопросов, которые составляются заранее. Чтобы разработать рекомендации по соответствующей тематике, полученные результаты подробно изучаются.

Интервью — устный опрос, при котором исследователь задает интересующие его вопросы на любую тематику. Во время интервью психолог получает общую информацию о личности.

Эксперимент и тестирование

Тесты — ограниченные по времени испытания, которые проводятся для определения различий между отдельными людьми, социальными группами. Тесты составляются по индивидуальным тематикам после устной беседы с человеком. При проведении тестирования субъект должен выполнить ряд заданий или дать ответы на составленные заранее вопросы.

Эксперимент — эффективный метод получения интересующих данных, поскольку исследователь может воздействовать на испытуемого. Существует два вида экспериментов:

  1. Лабораторный — проводится в заранее подготовленных условиях. Исследователь может изучать отдельные проявления психики требуемое количество раз. Во время экспериментов может применяться специальное лабораторное оборудование.
  2. Естественный — проводится в естественных условиях. Исследователи не изменяют окружающей обстановки вокруг испытуемого.

У экспериментов есть один серьезный недостаток — индивид, который подвергается воздействию со стороны исследователей, может нарочно давать ложные ответы, препятствовать проведению исследования.

Аппаратурные исследования и анализ документации

В последние годы применяются аппаратурные методики, позволяющие изучать психические особенности личности, взаимодействие мыслительных процессов, их влияние на организм. Для этого применяется различное оборудование.

Анализ документов — методика, с помощью которой исследователи анализируют письменные данные, полученные после проведения ряда других исследований. С помощью этой техники, можно составить точную психологическую характеристику личности.

Чтобы понять, какие внутренние проблемы тревожат ребенка, психолог может попросить нарисовать рисунок, который затем будет изучать, чтобы разобраться в детской психике. В социальной психологии образования разрешено ведение дневника с личными наблюдениями. В последующем они изучаются психологами, чтобы разработать методики обучения, зависимо от индивидуальных особенностей личности.

Социометрия и групповая оценка личности

Существует еще два метода получения интересующей информации:

  1. Групповая оценка личности. При проведении исследования психологи опрашивают определенную группу людей, чтобы понять, как отдельные субъекты относятся друг к другу.
  2. Социометрия — методика изучения малых социальных групп, ее представителей для определения связей между отдельными индивидами.

2.Теоритические основы основных направлений прикладной социальной психологии

Этническая психология — отрасль
социальной психологии, которая 
занимается выявлением и описанием
психологических особенностей людей
как представителей конкретных этнических
общностей. Психология религии — изучает
психологию людей, вовлеченных в
религиозные общности, а также их
религиозную деятельность. Политическая
психология —исследует различные
стороны психологических явлений и
процессов, относящихся к сфере политической
жизни общества и политической деятельности
людей

Психология управления —
уделяет главное внимание анализу
проблем, связанных с воздействием на
группы людей, общество в целом или
отдельные его звенья с целью их
упорядочения, сохранения качественной
специфики, совершенствования и развития.
Психология межгруппового и межличностного
влияния —занимающается изучением
особенностей, закономерностей, форм и
методов воздействия на людей и их группы
в различных условиях развития общества.
Психология общения раскрывает не
только своеобразие обмена информацией
между людьми и социальными группами,
но и показывает, как должны строиться,
поддерживаться и развиваться взаимодействие
и отношения между ними. Психология
семьи (семейных отношений) ставит
перед собой задачи всестороннего
изучения специфики отношений между
членами первичной звена человеческого
общества

Психология конфликтных
отношений (конфликтология) отрасль
социальной психологии, нацеленная на
доскональное исследование психологических
особенностей различных конфликтов и
выявления путей эффективного их
предотвращения и разрешения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector