Психология управления: закон компенсации

За поездку в такси можно получить квартиру! И ещё 4 причины чаще пользоваться «Ситимобил»

А что подразумевает в психологии гиперкомпенсация?

Она предполагает усиление стараний в той же области, продолжим вышеприведенный пример: «Я начну более усердно и старательно учиться рисовать!» Наглядным примером станут успехи параолимпийцев. Люди, имеющие физические ограничения, не останавливаются, а благодаря силе воли добиваются колоссальных высот в болезненной физической сфере.

Гиперкомпенсация

Определение 4

Гиперкомпенсация – это защитная компенсация реальной или мнимой неполноценности, при которой человек, пытаясь её преодолеть, прикладывает значительные усилия.

Рисунок 1.

Если данный вид компенсации реализован, то человек достигает результата, дающего ему возможность доминировать в отношении других людей. Гиперкомпенсация может повредить человеку.

Гиперкомпенсация тоже бессознательный механизм защиты, поэтому не идеальна и проблема просто маскируется, а не решается. В любой момент состояние личности может усугубиться в результате её сбоя.

К признакам гиперкомпенсации относится громкая речь, вызывающее поведение, вычурный внешний вид, распущенность.

Человек начинает умничать, сомневаясь в собственной эрудиции, обязательно вставляет свои «пять копеек».

Гиперкомпенсация приводит к унижению других людей, для того, чтобы они почувствовали себя никчемными. Превосходство над другими дают возможность человеку с гиперкомпенсацией чувствовать себя значимым.

Этот вид компенсации не позволяет строить полноценные отношения, расти и развиваться. Человек занимается самоутверждением за счет кого-то, а это грозит одиночеством, изолированностью от общества, неврозами, депрессией, психическими расстройствами.

Огромные личностные затраты при гиперкомпенсации приводят со временем к моральному и физическому истощению

Чтобы не оказаться в условиях изолированности важно преодолеть этот комплекс неполноценности адекватной личностной самореализацией

Смотрите также

  • Смещение (психология)
  • Сублимация (психология)
  • Комплекс неполноценности
  • Комплекс превосходства
  • Нарциссическое насилие

Тренируемые функции и качества

Главные функции, которые необходимо совершенствовать:

  • Восстановление креатинфосфата (от 2 до 10 минут).
  • Переработка молочной кислоты (от 1 минуты до получаса).
  • Компенсировать гликоген (1 — 3 дня).
  • Компенсировать белки (3 — 5 дней).

Помимо этих функций, важно довести до восстановления нервную и энергетическую системы. Каждая из вышеуказанных функций организма восстанавливается в разном временном промежутке, восстановить одновременно все невозможно

Например, после завершения тренировки в первую очередь восстановится креатинфосфат, но показатели остальных функций еще будут низкими. Но когда восстановится уровень белков, остальные функции потеряют суперкомпенсацию. Поэтому, разные временные сроки для восстановления называют гетерохронизмом.

Избранные статьи:

Особенности Эдипова комплекса у мальчиков

Для мальчика мать с самого рождения — самый близкий человек, который всегда рядом. В фаллической стадии психического развития по Фрейду происходит осознание того, что мама ещё и женщина. Её родительская любовь и забота расценивается как единственная симпатия, которая возникает в этом периоде. Ребенок, который не способен различать эти разновидности любви, воспринимает её на свой счет как что-либо уникальное и не позволяет никому получать такую же.

Ревность к отцу проявляется раздражительностью, постоянным плачем, как только он пытается отнять от малыша внимание матери, отвлекает её или просто разговаривает. На тот момент ребенок воспринимает себя с матерью единственным целым и не допускает даже возможности поделиться

Отец является представителем того же пола и может составлять конкуренцию за внимание мамы малыша. То есть маленькая идиллия, которую ребенок составляет в голове, не допускает вариантов соперничества

Мальчик не хочет впускать кого-либо ближе, чтобы не разрушить ту связь с матерью, которая ему известна.

Виды

Компенсация в психологии – это восполнение, сглаживание и становление разрушенных или недоразвитых функций, реорганизация сохранных опций для реновации нарушенных, приобретение в процессе становления и обучения способов деятельности и поведения, которые будут способствовать привыканию к обществу и слиянию с ним.

Выделяют два ее типа:

  • Системная. Когда один компонент утратил свою функцию, а остальные берут ее на себя. Например, восстановление речи при ее локальном отсутствии или нарушении, это на биологическом уровне.
  • Межсистемная. Здесь наблюдается расстройство работы целой системы, а остальные компоненты берут на себя ее функции. Функциональная система перестраивается, и во взаимодействие включаются новые элементы из других нервных структур.

Повреждение какого-либо органа или функции в тандеме продолжающейся жизнедеятельности организма говорит о слаженной работе компенсаторных механизмов. В данной ситуации жизнь продолжается в новых некомфортных условиях одновременно с процессом компенсации.

Виды

Компенсация бывает прямой и косвенной. Первая подразумевает попытки стать успешными именно в той области, которая напрямую связана с недостатком. Вторая же говорит о стремлении добиться успеха в другом направлении.

В психологии существуют еще такие виды компенсации:

  • реальная;
  • сверх или гиперкомпенсация;
  • псевдокомпенсация.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Реальная

Что такое реальная компенсация в психологии? Это способность адаптироваться к новым условиям жизни. Она касается тех людей, которые раньше считали себя неполноценными, но потом смогли справиться со своими недостатками и сейчас ведут нормальную жизнь.

Альфред Адлер выделил ряд условий, необходимых для активации компенсации такого типа:

  • желание добиться превосходства;
  • стремление получить власть;
  • упорство и сила воли;
  • интерес к тому, что происходит вокруг.

Адлер был уверен, что такой вид компенсации случается практически у всех людей, которые в той или иной мере столкнулись с комплексом неполноценности.

Гиперкомпенсация

Представляет собой повышенное внимание к недостаточно развитой способности или слабой части тела, усиленное их развитие. Сюда также относится работа с другими органами и способностями, тренировки которых помогут добиться успеха

Так, например, человек, испытывающий трудности в общении с окружающими людьми, в качестве компенсации может углубиться в изучение языков или каких-то наук. Таким способом он заменит свой недостаток и станет гением.

Псевдокомпенсация

В случае с этим видом компенсация происходит не за счет того, что человек направляет усилия на собственное развитие, а за счет манипулирования другими людьми.

Причины возникновения псевдокомпенсации назвал Адлер:

  1. Физические недостатки, негативно влияющие на здоровье или провоцирующие постоянное психологическое напряжение.
  2. Гиперопека, излишняя забота, прощение абсолютно всех недостатков и проступков, приводящие к развитию эгоизма, капризности, нетерпимости.
  3. Нехватка любви, дефицит общения с родными и близкими людьми, отсутствие возможности с кем-то откровенно поговорить. Все это приводит к тому, что человек больше не может доверять окружающим, теряет способность быть другом и любить.

Существует несколько способов проявления псевдокомпенсации:

Полный уход в болезнь. Человек использует свое состояние для того, чтобы манипулировать другими. Так происходит даже в тех случаях, когда заболевание не имеет никаких серьезных последствий. Всегда и везде он ждет поблажек, давит на чувство жалости, самоутверждается за счет окружающих, а также использует их ради достижения собственных целей.
Уход в слабость. Тут человек примеряет роль жертвы, становясь при этом слабым и беспомощным. Он рисует для себя исключительно плохие сценарии, в зародыше убивает амбиции, не ставит цели. Но самое страшное даже не это. Дело в том, что он делает это осознанно.
Превосходство. Полная противоположность неполноценности. Пытаясь уйти от неприятного чувства, человек делает все, чтобы стать незаменимым, лучше всех.

Лень. Индивид, считающий себя неполноценным, отказывается что-либо делать ради того, чтобы избежать возможных проблем.
Самореклама. Люди, имеющие какие-то недостатки, любыми способами стараются показать себя окружающим с выгодной стороны

Им важно получить одобрение и похвалу. Именно поэтому они так сильно зависят от чужого мнения.

Получается, что от того, какой вид компенсации выберет человек, зависит то, как сложится его дальнейшая жизнь. Псевдокомпенсация ни к чему хорошему точно не приведет. Гиперкомпенсация, наоборот, поможет добиться успеха.

Описание феномена

Психологический термин «гиперкомпенсация» ввел в науку Альфред Адлер, основываясь на принципах фикционализма. Основоположником фикционализма является философ Ганс Файхингер, утверждавший, что цели и поведение большинства людей в мире базируются на ложных социальных «фикциях» (например, «у всех людей равные возможности», «чтобы добиться успеха, нужно приложить максимум усилий»), которые не всегда соответствуют реальному положению дел.

Адлер подумал, что, поддаваясь данным фикциям, человек может достичь успеха двумя путями. В первом случае используется метод компенсации. Психология человека, использующего данную защитную форму, основывается на том, что он начинает интенсивно развивать тот навык, к которому у него есть задатки и способности, таким образом компенсируя недостатки.

Например, крепкий, здоровый ребенок начинает работать над своей физической формой, вместо того чтобы посвятить время наукам. В итоге в спорте он достигнет высоких результатов, а вот неуспешность в интеллектуальном развитии доставит ему неприятности – ему будет трудно усваивать программу и продвигаться в процессе обучения.

Гиперкомпенсация заключается в том, что человек стремится развить те данные, которые у него являются дефектными или слабо развитыми. Более всего данный феномен распространен среди людей, имеющих реальные физические недостатки. Истории известны следующие примеры.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Ольга Скороходова (1911–1982) в возрасте 5 лет после заболевания менингитом полностью потеряла зрение, а затем постепенно и слух. Тем не менее данные дефекты не помешали ей закончить МГУ имени М. В. Ломоносова и стать первым в мире слепоглухим научным сотрудником. Ольга была советским ученым-дефектологом, литератором, педагогом и создала серию научных работ, посвященных теме воспитания и обучения слепоглухих детей.

Рекомендуем: Акцентуация в психологии

Людвиг Ван Бетховен (1770–1827), талантливый композитор, который в 26 лет теряет слух. После этого он становится замкнут, угрюм, однако это не мешает ему создавать свои самые известные произведения.

Ник Вуйчич (1982) родился без рук и ног, однако благодаря своему упорству и вере в свои силы научился плавать, пользоваться компьютером, играть в футбол, закончил университет, создал семью и стать первым в мире мотивационным оратором по теме «Психология успеха» с синдромом тетраамелии.

Рекомендуем: Что такое дисграфия?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Майлз Хилтон-Барбер (1948) с детства мечтал стать летчиком, как его отец, однако в 21 год полностью потерял зрение из-за наследственной болезни. Тем не менее в 55 лет он становится первым в мире слепым пилотом, совершившим перелет на легкомоторном самолете из Великобритания в Австралию.

Данные примеры имеют позитивный эффект в развитии и самореализации человека, однако психология знает немало негативных последствий. Чаще всего они выражаются в негативном, ненавистном отношении к обществу и ощущении своего собственного превосходства. Подобная реакция гиперкомпенсации развивается в случае, когда желание доказать свою полноценность становится самоцелью – только унижая других, он может чувствовать свою значимость.

Рекомендуем: Как узнать свое предназначение в жизни?

Психология секса может описать один из примеров сверхкомпенсации – феномен донжуанизма. Мужчина активно распространяет о себе славу героя-любовника, неустанно завоевывает сердца женщин, однако как только дело доходит до интимной связи, он их бросает. Таким образом он компенсирует свои комплексы или физические недостатки в данной сфере.

Компенсация – психологическая защита

Компенсация – это всего лишь способ психики защитить саму себя. А начинается все с самого детства, когда каждый человек начинает понимать, что ему нужно делать и каким быть, чтобы наконец-то чувствовать себя нужным, полноценным, одобряемым. Например, ярким примером этого является жизнь богатых людей. Каждого человека затачивают на мысль о том, что их будут больше любить, уважать и ценить, если они будут богатыми

Неважно, как они живут сейчас. В будущем, когда они станут самостоятельными, единственное, чем они должны заниматься, — это стремиться к заработку больших денег

  • Компенсация – это бегство от проблемы. Человек не пытается разобраться в причинах того, почему он чувствует себя плохо в том положении вещей, в котором живет сейчас. Почему человек воспринимает свою стеснительность негативно? Почему девушка считает свои пышные формы непривлекательными? Почему мужчина относится к своей гомосексуальности отрицательно? На подобного рода вопросы ответ один: так думает все общество. Каждый человек живет в обществе, которое и говорит, что хорошо и что плохо. Если человек будет думать иначе, его начнут воспринимать как психа. А если человек тоже будет относиться к себе так, как это делают другие люди, тогда включится механизм компенсации, когда придется как-то бороться со своими недостатками.
  • Компенсация – это неспособность посмотреть на самого себя трезвым взглядом, полюбить и принять. Поскольку человек не может мириться с какими-то отрицательными (как он считает) сторонами личности, он пытается их устранить или преобразовать в достоинства.
  • Компенсация – это попытка жить так, как говорит общество. Другими словами, человек не позволяет себе быть собой, а старается быть таким и жить так, как диктует ему общество. Напряжение возникает каждый раз, когда человек расслабляется и наружу выползают его недостатки. Напряжение стихает, когда человек снова берет себя в руки и прикрывает свои изъяны.

Какой бывает компенсация (квалификация выплат)

В зависимости от того, какую компенсацию получают, граждане подразделяются на категории:

  • пострадавшие вследствие техногенных аварий;
  • осуществляющие уход за людьми, имеющими инвалидность;
  • матери либо другие родственники, занимающиеся уходом за детьми, которым не исполнилось 3 лет;
  • учащиеся, взявшие академический отпуск;
  • супруги военнослужащих, не занимающиеся трудовой деятельностью;
  • семьи погибших военнослужащих;
  • проживающие в северных регионах страны.

Пособие выплачивается с разной периодичностью. Помощь бывает единовременная, может выдаваться каждый месяц или 1 раз в год.

Понятие суперкомпенсации

Атлеты, которые всесторонне подходят к тренировкам, знают, что рост мышц происходит во время отдыха, а при физических нагрузках протекает совсем иной, обратный процесс разрушения.

Суперкомпенсация (сверхвосстановление) – это и есть своего рода восстановление после физической активности, в результате которого прогрессирует уровень тренированного параметра (в данном случае мышц) по отношению к исходному показателю.

Существует четыре периода, каждый из которых отличатся характерными процессами, происходящими в организме. Зная их, можно самостоятельно ускорить приход в норму работоспособности после занятий спортом. Отсутствие знаний в данной области может привести к состоянию перетренированности или, наоборот, застоя.

  • Фаза активного восстановления начинается сразу по окончании тренировки и длится еще около получаса. Это является началом к возвращению нормальной работы всех систем и постоянству внутренней среды. Происходит постепенное возобновление гликогена и запасов АТФ, налаживается функционирование сердечнососудистой и гормональной систем;
  • Фаза размеренного восстановления приводит в норму баланс метаболизма, усиливает синтез белков, аминокислот и ферментов. Пищеварительная система начинает усиленно работать и всасывать питательные вещества, которые направляются на «починку» поврежденных и создание новых клеток;
  • Фаза суперкомпенсации стартует через 2-3 дня после того, как завершилась тренировка, и длится примерно пять дней. В данный период происходит сверхвосстановление и улучшение функциональных и физических свойств организма по сравнению с начальными показателями. Именно в этот временной отрезок необходимо производить и несколько увеличивать нагрузки на конкретные группы мышц;
  • Фаза отложенного восстановления наступает после суперкомпенсации и возвращает к исходному уровню все параметры, если в ходе предшествующей фазы на организм не оказывалось повторное физическое воздействие. Проще говоря, если по прошествии пяти дней с момента упражнений, например, на бицепсы, вы не будете заниматься повторно, рост мышц практически приостановится и будет протекать довольно медленно.

Можно сделать вывод, что период суперкомпенсации является очень важным, ведь именно во время него закрепляется результат и качественно увеличивается работоспособность, превышающая начальные показатели примерно на 20%.

Что такое суперкомпенсация

Слово восстановление обозначает возврат к некоему исходному уровню. Возврат к условной отправной точке «0», но не более того. Поскольку ключевым фактором роста результатов является именно фаза суперкомпенсации, на ней мы и сосредоточимся.

Суперкомпенсация – это временной отрезок после завершения тренировки, в ходе которого конкретная тренируемая функция или определенный параметр приобретают более высокий показатель, чем тот, который имел место изначально. В ходе этого процесса качественно повышается работоспособность, которая зачастую перекрывает исходные показатели на 15-20%.

Систематическая физическая активность на заданном временном отрезке способствует улучшению тренируемой функции или повышению определенных параметров, чем и объясняется рост результатов и прогресс в тренировках. При занятиях бодибилдингом нужно стремиться к тому, чтобы каждая ваша следующая тренировка приходилась на пик фазы суперкомпенсации. С одной стороны, кажется, что это совершенно не сложно, однако стоит заметить, что суперкомпенсация наступает у разных людей в разное время, то есть этот процесс является сугубо индивидуальным

Одновременно с этим, важно также понимать, что объективных показателей, говорящих о ее наступлении не существует. Как именно должны проходить тренировки для постоянного прогрессирования результатов вы можете увидеть на графиках ниже

Общая характеристика компенсаций

Отличия этой помощи от других в том, что она выплачивается в зависимости от условий, в которые попал человек. Назначение финансирования заключается в поддержке населения. Выплаты характеризуются следующими факторами:

  1. Персональная ориентированность. Деньги выдаются отдельному лицу, если оно по законодательству имеет на это право.
  2. Источники выплат. Они делятся на государственные и частные.
  3. Причина назначения. В расчет не берется материальная обеспеченность гражданина, но бывают исключения.
  4. Обстоятельства, в которые попал гражданин. Они служат причиной начисления средств к выплате.
  5. Законодательное регулирование. Каждое вознаграждение подтверждается каким-либо законодательным актом.

Невыплата помощи без объективных на то оснований карается в судебном порядке.

Ссылки

В чем заключаются критерии компенсации сахарного диабета?

Чтобы заболевание приобрело компенсированный характер, необходим комплекс мер. Состояние компенсированного диабета оценивается врачами как удовлетворительное, потому что риск появления и развития осложнений, сопутствующих заболеванию, сведен к минимуму. Для нормализации уровня сахара в крови требуется:

  • прием медикаментов;
  • диета;
  • адекватные возрасту и состоянию здоровья физические нагрузки.

Диета для каждого пациента, страдающего сахарным диабетом, должна разрабатываться строго индивидуально с учетом уровня повседневной активности человека. Чтобы работал механизм компенсации, общая сумма калорий суточного рациона не должна быть выше энергетических затрат, производимых в течение 24 часов. Дробное 5-6-разовое питание обязательно с учетом того, что суточная норма пищи должна делиться на небольшие порции. Продукты, содержащие легкоусвояемые углеводы и сахар, из рациона полностью исключают.

В одних случаях для того, чтобы происходила компенсация, достаточно правильного питания и сбалансированных нагрузок. В других — нет, тогда пациенту выписывают сахаросодержащие препараты, инсулин.

Критерии компенсации этого недуга содержат в себе два показателя:

  • фруктозамин;
  • гликированный гемоглобин.

Последний появляется как результат связывания глюкозы с молекулой гемоглобина. Процесс этот происходит в эритроцитах, чье время существования составляет 4 месяца. Если все это время гемоглобин в них остается гликозилированным, в крови присутствует повышенная концентрация глюкозы. Показатель гликированного гемоглобина является ведущим в оценивании компенсации. Если ее механизм работает, метаболический синдром у диабетика протекает значительно медленнее. Сахарный диабет 1-го типа в подобных ситуациях не становится причиной ухудшения зрения и развития почечной недостаточности. Если при диабете 2-го типа удается компенсировать повышение сахара, у пациента резко снижается вероятность появления инфаркта миокарда.

Чем опасен диабет, когда не удается достигнуть его компенсированного характера? У человека развивается:

  • хроническая гипергликемия;
  • глаукома;
  • почечная недостаточность.

Умные банкоматы и виртуальные помощники: 6 причин пользоваться Сбером

Как «словить» суперкомпенсацию

Из всего вышесказанного понятно, что эффект суперкомпенсации протекает довольно скоротечно и занимает короткий срок. Но как попасть именно в этот временной промежуток? Ведь если тренироваться слишком часто, организм не успеет восстановиться после предыдущего «разрушения», а уже следует новое. А если проводить занятия спортом слишком редко, то произойдет «откат» мышц в начальное состояние.

Как поймать суперкомпенсацию и определить, что тело снова готово к нагрузкам? На самом деле, сделать это достаточно сложно, особенно новичкам. На процесс восстановления мышц оказывают влияние несколько факторов:

  • Размер конкретной мышечной группы;
  • Влияние стресса;
  • Величина мышечной массы;
  • Степень тренированности;
  • Режим дня- отдых, сон, питание и т.д.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

  • Первый указанный выше фактор оказывает прямое влияние на время регенерации мышечных волокон. Это означает, что бицепс, трицепс и предплечье «ремонтируются» быстрее, чем спина, ноги и грудь.
  • Уровень стресса при тренировках и объем мышечной массы также сильно сказываются на восстановительном периоде: чем выше эти два параметра, тем больше понадобится времени на отдых.
  • А вот показатели тренированности, наоборот, уменьшают временной промежуток, отведенный на отдых. Чем они выше, тем быстрее наступает суперкомпенсация мышц.
  • Не стоит забывать и про режим. Не ходите на тренировку, если вы не выспались и чувствуете усталость. Так вы не сможете продуктивно работать в зале и достичь поставленных целей. Посещать спортзал нужно только выспавшись, в бодром состоянии. Также необходимо соблюдать диету, правильно и вовремя питаться. Употребляйте пищу за пару часов до занятий спортом, чтобы она успела усвоиться.

Но это далеко не все факторы, влияющие на восстановительные свойства. Есть еще несколько дополнительных незначительных, которые учесть практически невозможно, например, физические нагрузки или стрессовые ситуации на работе. Именно поэтому наибольшая суперкомпенсация наступает у каждого атлета по-разному. Выявить временные закономерности наступления описываемого эффекта поможет дневник тренировок. Он будет особенно полезен новичкам.

Описание феномена

Психологический термин «гиперкомпенсация» ввел в науку Альфред Адлер, основываясь на принципах фикционализма. Основоположником фикционализма является философ Ганс Файхингер, утверждавший, что цели и поведение большинства людей в мире базируются на ложных социальных «фикциях» (например, «у всех людей равные возможности», «чтобы добиться успеха, нужно приложить максимум усилий»), которые не всегда соответствуют реальному положению дел. Адлер подумал, что, поддаваясь данным фикциям, человек может достичь успеха двумя путями. В первом случае используется метод компенсации. Психология человека, использующего данную защитную форму, основывается на том, что он начинает интенсивно развивать тот навык, к которому у него есть задатки и способности, таким образом компенсируя недостатки.

Например, крепкий, здоровый ребенок начинает работать над своей физической формой, вместо того чтобы посвятить время наукам. В итоге в спорте он достигнет высоких результатов, а вот неуспешность в интеллектуальном развитии доставит ему неприятности – ему будет трудно усваивать программу и продвигаться в процессе обучения.

Гиперкомпенсация заключается в том, что человек стремится развить те данные, которые у него являются дефектными или слабо развитыми. Более всего данный феномен распространен среди людей, имеющих реальные физические недостатки. Истории известны следующие примеры.

Ольга Скороходова (1911–1982) в возрасте 5 лет после заболевания менингитом полностью потеряла зрение, а затем постепенно и слух. Тем не менее данные дефекты не помешали ей закончить МГУ имени М. В. Ломоносова и стать первым в мире слепоглухим научным сотрудником. Ольга была советским ученым-дефектологом, литератором, педагогом и создала серию научных работ, посвященных теме воспитания и обучения слепоглухих детей.

Акцентуация в психологии

Людвиг Ван Бетховен (1770–1827), талантливый композитор, который в 26 лет теряет слух. После этого он становится замкнут, угрюм, однако это не мешает ему создавать свои самые известные произведения.

Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935), в 10 лет переболев скарлатиной, теряет слух, однако, несмотря ни на что, становится советским ученым-самоучкой, основоположником теоретической космонавтики и разрабатывает конструкцию первой космической ракеты.

Ник Вуйчич (1982) родился без рук и ног, однако благодаря своему упорству и вере в свои силы научился плавать, пользоваться компьютером, играть в футбол, закончил университет, создал семью и стать первым в мире мотивационным оратором по теме «Психология успеха» с синдромом тетраамелии.

Что такое дисграфия?

Майлз Хилтон-Барбер (1948) с детства мечтал стать летчиком, как его отец, однако в 21 год полностью потерял зрение из-за наследственной болезни. Тем не менее в 55 лет он становится первым в мире слепым пилотом, совершившим перелет на легкомоторном самолете из Великобритания в Австралию.

Данные примеры имеют позитивный эффект в развитии и самореализации человека, однако психология знает немало негативных последствий. Чаще всего они выражаются в негативном, ненавистном отношении к обществу и ощущении своего собственного превосходства. Подобная реакция гиперкомпенсации развивается в случае, когда желание доказать свою полноценность становится самоцелью – только унижая других, он может чувствовать свою значимость.

Как узнать свое предназначение в жизни?

Психология секса может описать один из примеров сверхкомпенсации – феномен донжуанизма. Мужчина активно распространяет о себе славу героя-любовника, неустанно завоевывает сердца женщин, однако как только дело доходит до интимной связи, он их бросает. Таким образом он компенсирует свои комплексы или физические недостатки в данной сфере.

Эдипальное поражение

Эдипальной победой следует считать такую ситуацию, когда ребенок фактически выиграл конкурентную борьбу за любимого родителя, когда заветное желание ребенка исполняется, и этому не может помешать родитель-соперник.

Фрейд считал сексуальное развитие пятилетнего ребенка «приближающимся к окончательному формированию сексуальности у взрослого» – именно исходя из этого постулата он строил свою концепцию Эдипова комплекса, как результата сексуального влечения ребенка (“”). Но Фрейд также подчеркивал, что ребенок, не смотря на свои сексуальные притязания, не только не знает, как использовать свой сексуальный аппарат, но и не способен вообще его использовать. Это является безусловной причиной, приводящей к эдипальному поражению ребенка, в результате которого ему придется долго ждать осуществления своих сексуальных желаний в далеком будущем. С точки зрения классического психоанализа, если мыслить с позиции детской сексуальности, ребенка неизменно ждет эдипальное поражение (и оно мало зависит от страха кастрации).

Наблюдения за детьми убеждают нас, что дети не только проявляют сексуальное любопытство, но и имеют сексуальные желания. Сны взрослых дают основание полагать, что дети имеют сексуальные желания, направленные на своих родителей. Но если мы не будем мыслить столь ортодоксально, и предположим, исходя из рассуждений, сделанных в о том, что хотя ребенок может и иметь сексуальное желание в адрес своего родителя, главным для него является не сексуальное удовлетворение, которого он, все равно, не сможет достичь (и которое ему не будут доставлять), а удовлетворение нарциссической потребности во внимании, восхищении и любви со стороны обоих своих родители – то получится, что эдипальная победа становится вполне возможной.

В прежние времена, каких-то сто лет назад, отношение к детям было жутким – насилие над личностью ребенка и телесные наказания были нормой. Но за последние 100 лет психологи и политики очень много сделали для гуманизации воспитания детей, и, как это обычно бывает, маятник качнулся в противоположную сторону – сегодня психологи все чаще говорят уже о том, что ребенок стал царем в семье – т.е. эдипальным победителем.

Необходимость безусловной любви к ребенку, к которой призывали психологи последние 100 лет, подразумевает, исходя из смысла этой фразы – что ребенка нужно любить без всяких условий, что, на самом деле, лишает его основного стимула к развитию. Хотя безусловная любовь является необходимым условием развития психики в младенчестве, она представляет собой препятствие для развития ребенка в более старшем возрасте.

Основная идея Фрейда об эдипальном поражении заключается в том, что благодаря тому, что ребенок сталкивается с непреодолимым препятствием в реализации своих сексуальных желаний (фрустрацией), он сублимирует эти желания, что обеспечивает развитие его личности. Фрейд использует физический термин сублимация, который означает переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкую форму – это прыжок через агрегатное состояние в результате экстремальной температуры для этого состояния вещества. Это можно рассматривать как метафору накала эдипальных страстей. Если лед кинуть на раскаленную сковородку, он, и правда, сразу начнет превращаться в пар, но от этого не изменится суть его природы – вода так и останется водой, что в замороженном, что в газообразном состоянии.

Конечно, сексуальное желание не может непосредственно превратиться в знания и умения, для этого одной фрустрации недостаточно. Ребенок развивается тогда, когда родители любят, когда он развивается, когда радуются его победам, восхищаются его достижениями. И в этом не может помочь слепая любовь, когда родители восхищаются всем, что бы ни делал их ребенок. Кроме безусловной любви, родителям нужна воспитательная тактика, в результате которой они смогут стимулировать развитие ребенка, восхищаясь его новыми достижениями, и теряя интерес к уже достигнутому (стимулировать по Выготскому).

Ученик и последователь З. Фрейда – Альфред Адлер

Альфред Адлер, как и его коллега, считал, что малыш развивается как личность до пятилетнего возраста. Но вразрез с Фрейдом рассматривал человека в контексте общественных отношений, с самого начала причисляя его к существу социальному. Полагал, что социальный фактор в развитии личности преобладал над биологическими инстинктами (как считал Фрейд). Он рассматривал индивида как одно целое с обществом.

Теория компенсации и сверхкомпенсации — его основная работа, согласно которой компенсация в психологии – это становление индивида как личности, посредством преодоления неполноценности за счет восполнения недостатков. Благодаря компенсации, как он считал, можно было возместить недостающие черты характера, действительное или мнимое психическое недомогание.

Заключение

Итоги

Таким образом, гиперкомпенсация предполагает избавление от недостатка и развитие в этой сфере еще на несколько шагов. Кому-то это помогает добиться успеха в жизни, а кому-то портит жизнь. Гиперкомпенсация – трансформация комплекса неполноценности в комплекс превосходства над другими людьми.

Гиперкомпенсация не дает личности расти и развиваться, строить полноценные отношения. Вместо продуктивного взаимодействия человек занят тем, что самоутверждается за чужой счет. Постепенно он оказывается в одиночестве, изолирован от общества. Это перетекает в неврозы и депрессии, психические расстройства. Гиперкомпенсация требует больших личностных затрат, что со временем приводит к моральному и физическому истощению.

Защитный бессознательный механизм гиперкомпенсации нужно заменять рациональным решением проблем. То есть преодолением комплекса неполноценности и адекватной личностной самореализацией (искусство, наука, спорт, кулинария, мода и т. д.).

источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector