Малоформализованные методы

6.2. МАЛОФОРМАЛИЗОВАННЫЕ И ВЫСОКОФОРМАЛИЗОВАННЫЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

  1. § 3. Малоформализованные методики Теперь рассмотрим некоторые методы, которые включаются в понятие «малоформализованная диагностика». Как уже говорилось, к числу таких приемов относятся наблюдения, беседы, анализ продуктов деятельности. Метод наблюдения Это старейший метод психологической ди- агностики. Сего помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он яв-ляется незаменимым везде, где не разработаны или не известны
  2. 6.10. КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК Использование персональных компьютеров существенно изменило общую ситуацию отношения к психодиагностическим средствам в высшей школе. Новые возможности предопределили сдвиг установок в пользу широкого применения психологических тестов, • но одновременно привели к возникновению иллюзий, что психолог уже не нужен, а преподаватель или студент сам может быть себе и психодиагностом. Следует выделить
  3. КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК В настоящее время существует несколько достаточно обоснованных классификаций психодиагностических методик. Во-первых, можно различать диагностические методы, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует К первой группе относятся многие тесты интеллекта, тесты специальных способностей, некоторых личностных
  4. Глава 2Классификация психодиагностических методик Психологическая диагностика (главным образом, на Западе) в настоящее время обладает большим количеством методик, соответствующих основным требованиям к их разработке и проверке, но различающихся как по содержанию, так и по способам извлечения диагностической информации. Знакомство с основными типами диагностических методик при понимании их специфики и сферы применения является существенным
  5. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕК ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИМ МЕТОДИКАМИ СИТУАЦИЯМ Для того чтобы психолого-педагогический эксперимент был достаточно надежным средством исследования и позволял получать вполне достоверные результаты, которым можно доверять и на основе которых можно делать правильные практические выводы, необходимо, чтобы используемые в нем психодиагности-ческие методы были научно обоснованными, Такими считают ме-тоды, отвечающие следующим требованиям:
  6. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК В школе могут использоваться все те методы психодиагностического обследования учащихся, которые применяются и в научно-исследовательской работе (разумеется, если они соответствуют перечисленным выше требованиям). Однако многие из них достаточно трудоемки, рассчитаны на применение специальной аппаратуры. Поэтому на практике чаще всего обращаются к сравнительно простым тестам, включающим опрос,
  7. 1.5. НОРМАТИВНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ РАЗРАБОТЧИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК Развертывание практической работы психологов в различных сферах производства, медицины, образования, требующих примене-ния психодиагностических методик, остро ставит вопрос о норма-тивном регулировании подобной практики. Речь идет о системе конк-ретных требований к разработчикам и пользователям методик. До недавнего времени практическое и исследовательское при-менение методик плохо
  8. 2.8. Психодиагностический процесс 2.8. Психодиагностический
  9. Раздел IV Методика расследования отдельных видов и групп преступлений (криминалистическая методика) Раздел IV Методика расследования отдельных видов и групп преступлений (криминалистическая
  10. 6.7. КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ 6.7. КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ
  11. 1.3. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ Общая психодиагностика в известной степени отвлекается от специфических диагностических задач, возникающих в различных частных областях психодиагностики. Однако психодиагност должен представлять себе эти задачи, поскольку они существенно определяют ограничения в использовании методов. Одно из важных различий относится не только к задачам, но ив целом к ситуациям психодиагностики. Это различение

Больше информации по теме: http://bib.social

1 Этап. Создание единообразной процедуры тестирования.

Она
состоит из определения моментов
диагностической ситуации.

·         Условия
тестирования (помещение, освещение и
др. внешние факторы).

·         Содержание
инструкции и особенности ее предъявления
(тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.).

·         Наличие
стандартного стимульного материала
(например, карты Роршаха).

·         Временные
ограничения выполнения данного теста.

·         Стандартный
бланк для выполнения данного теста.

·         Учет
влияния ситуационных факторов на процесс
и результат тестирования.

·         Учет
влияния поведения диагноста на процесс
и результат тестирования

·         Учет
влияния опыта испытуемого в тестировании.

2
этап. Создание единообразной оценки
выполнения теста. С
тандартной
интерпретации полученных результатов
и предварительной стандартной обработки.
На этом этапе сравнивается полученный
показатель с нормой выполнения этого
теста для данного возраста.

3
этап. Определение норм выполнения
теста. 
Нормы
разрабатываются для различных возрастов,
профессий, полов и т.д.

Метод беседы

Индивидуальная беседа является более «психологичной» формой опроса. В отличие от классического интервью, она строится на принципах равноправного и равнопозиционного общения психодиагноста с испытуемым.

Виды бесед

В зависимости от целей использования данного метода, беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т.д.

Основной задачей ознакомительной беседы психолога с испытуемым является первичное индивидуальное знакомство с ним, как с человеком. В ходе этой беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора двух собеседников.

Довольно распространенным видом беседы является диагностическая беседа. При умелом ее проведении психолог может оценить не только процессы, но и выявить глубоко личные переживания человека. Результаты беседы помогут составить психологический «диагноз», на основе которого строится дальнейшая индивидуальная работа с этим человеком.

Наиболее сложным видом индивидуальной беседы является экспериментальная беседа, которая может быть заключительным этапом социально-психологического изучения личности, когда психолог уже собрал и обобщил полученную другими методами информацию, выработал несколько рабочих гипотез, характеризующих данную личность, и в беседе подтверждает одну из них. В результате проведения этой беседы создается окончательный психологический портрет личности.

Условия проведения беседы

Любая индивидуальная беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Она является целенаправленной формой изучения и требует соблюдения определенных условий проведения:

  • четкого определения основной цели, последовательности вопросов;
  • непринужденности, доверительности обстановки, простоты и понятности вопросов;
  • исключения каких-либо записей во время беседы;
  • позитивного (оптимистического), конструктивного завершения беседы.

14)Репрезентативная выборка. Для каких целей она служит и как формируется.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ
ВЫБОРКА

Cостав
экспериментальной выборки должен
представлять (моделировать) генеральную
совокупность, поскольку выводы, полученные
в эксперименте, предполагается в
дальнейшем перенести на всю генеральную
совокупность. Поэтому выборка должна
обладать особым качеством —
репрезентативность, позволяющим
распространить полученные на ней выводы
на всю генеральную совокупность.

Репрезентативная
выборка, или, как еще говорят,
представительная выборка, — это такая
выборка, в которой все основные признаки
генеральной совокупности представлены
приблизительно в той же пропорции и с
той же частотой, с которой данный признак
выступает в данной генеральной
совокупности. Иными словами, репрезентативная
выборка представляет собой меньшую по
размеру, но точную модель той генеральной
совокупности, которую она должна
отражать. В той степени, в какой выборка
является репрезентативной, выводы,
основанные на изучении этой выборки,
можно с большой долей уверенности
считать применимыми ко всей генеральной
совокупности. Это распространение
результатов называется генерализуемостью.

Два
метода, обеспечивающие репрезентативность
выборки.

Первый
метод формирования простой случайной
выборки. В этом случае выборка состоит
из элементов, отобранных из генеральной
совокупности таким образом, чтобы каждый
элемент этой совокупности имел бы равные
возможности (равную вероятность) попасть
в выборку. Полученная таким образом
выборка называется простой случайной
выборкой.

Получить
простую случайную выборку можно путем
обычной жеребьевки (по аналогии с
лотереей) или с помощью специальных
таблиц случайных чисел. В последнем
случае элементы генеральной совокупности
перенумеровываются и из таблицы случайных
чисел, открытой на произвольной странице,
выписываются номера элементов, которые
должны быть взяты в выборку. Данная
процедура трудно осуществима, поскольку
для ее реализации необходимо учитывать
каждого представителя генеральной
совокупности.

Второй
метод основывается на понятии
стратифицированной случайной выборки.
Для этого необходимо разбить элементы
генеральной совокупности на страты
(группы) в соответствии с некоторыми
характеристиками. Например, при
обследовании спроса на некоторый товар
генеральную совокупность желательно
разбить на группы, различающиеся по
величине дохода, социальной принадлежности
или даже по месту жительства (город,
деревня). Если произведена подобная
разбивка совокупности и случайная
выборка производится отдельно из каждой
группы (страты), то полученная в итоге
выборка носит название стратифицированная
случайная выборка.

Анализ продуктов деятельности. Контент-анализ

Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

Самым распространенным методом данной группы является анализ документов. Одним из вариантов данного метода является контент-анализ — метод психологического изучения текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в тексте. Вследствие выделения определенных элементов (фактов, единиц анализа) и подсчета их частоты становится возможным статистическая обработка получаемых данных, а по соотношению этих частот делаются психологические выводы.

Цели контент-анализа

  • изучение через содержание сообщений психологических особенностей их создателей — авторов (как отдельных личностей, так и группы, в том числе скрытых (порой неосознаваемых) проявлений и тенденций, дающих себе знать лишь кумулятивно, в потоке сообщений);
  • изучение реальных социально-психологических явлений, которые отражены в содержании сообщений (в том числе явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами);
  • изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их адресатов;
  • изучение через содержание сообщений (и ответных на них сообщений) социально-психологических аспектов воздействия авторов на адресатов как представителей личных социальных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения;
  • обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т.д.).

Потенциальными объектами изучения могут быть любые документальные источники — книги, газеты, речи, выступления, письма, дневники, песни, поэмы и т.п.

См.также: Методы психологических исследований

Преимущества и недостатки малоформализованных методов

Положительными сторонами данных методов выступают: гибкость и вариативность психодиагностической процедуры; возможность глубокого проникновения в уникальную жизненную ситуацию; высокая эффективность при изучении изменчивых явлений; стремление к всестороннему описанию личности.

В качестве недостатков необходимо отметить следующее: субъективизм диагностических суждений; сильная зависимость получаемых результатов от квалификации психолога; значительные временные затраты на их проведение; непригодность для проведения групповой диагностики (кроме наблюдения).

Методы беседы. Беседа как диагностический метод в индивидуальном консультировании.

Используются особые методы:

  • опросники
  • проективные методы

Опросники

Самый первый метод в психодиагностики. Были заимствованы из естествознания.

Задания представлены в виде вопросов и утверждений.

Получают информацию об испытуемом с его собственных слов.

Теоретической основой является интроспекционизм. Главный метод для изучения психических явлений и процессов — интроспекция.

Опросники — это вид самонаблюдения, разновидность интроспекции.

Первые психодиагностические опросники — Френсис Гальтон.

Но они использовались для анализа познавательной сферы человека (зрительное восприятие, память, зрительные образы)

Прототип личностного опросника разрабатывался Р.Вудвортсом. В 1919 году. Это был «Бланк данных о личности».

Использовался для отсеивания с воинской службы лиц с невротическими симптомами. Сейчас психодиагностика использует только личностные опросники (для всего остального — тесты).

Проективный метод.

1 линия

Ассоциации — ввел Аристотель.

Ассоцианизм рассматривает ассоциацию. На базе ассоцианизма разработан метод свободных ассоциаций.

  • субъективно-идеалистический подход. Юм и Беркли. Связь идей и сознания не имеет реального основания. Связь — по правилам самого сознания.
  • материалистический подход. Гартли. Ассоциация — связь идей в сознании. Связь соответствует связи материалистических процессов в нервной системе.

Метод изобретен Фр.Гальтоном. В разных вариациях используется в психодиагностике. Этим методом изучаются интересы, установки, основные потребности.

Метод свободных словесных ассоциаций: аддитивные (методики дополнения) требуют завершения рисунка, рассказа и т.д.

В 1928 году Пейном разработана методика завершения предложения.

Психоанализ

2 линия

Главное — бессознательное (скрытый двигатель личности, идущий изнутри организма)

Разум играет роль маскировочного организма. Для этого нужны особые методики: направление разума на выполнение особых заданий, чтобы снять эту «маскировку».

1. методика чернильных пятен Г.Роршаха (был художником).

в 1921 году — «Психодиагностика» — триумф проективных методов. Зная, что Леонардо да Винчи долго наблюдал за облаками на небе, подтеках на стенах, Роршах вывел «чернильные пятна» в середину белого листа, складывал его и получал симметричные пятна. Спрашивал испытуемых, на что они похожи. Работал в больнице у Беркли психиатром.

Удалось вывести из пятен 10 таблиц — ответы, на которые различали здоровых и больных. Вопросы к изображениям: «На что это похоже?», «Что это такое?».

Используется до сих пор в неизменном виде.

2. Тематический апперцептивный тест (ТАТ).

Стимульный материал — 30 таблиц, допускающих неопределенные ситуации, которые могут по-разному трактовать и один чистый лист, где испытуемый должен изобразить что-то свое.

Рассказы о героях на таблице, что с ними происходит, что будет происходить.

Термин проекция использован в 1939 году Франком для названия этих методик.

К настоящему моменту психодиагностика за рубежом имеет огромное количество методик для решения практических задач, которые интенсивно используют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector