Методы исследования в научной работе

Общие принципы обучения

Теоретическое образование и формирование бытовых или профессиональных действий человека любого возраста может происходить в учебном заведении, непосредственно на производстве, в семье. Обучающий должен хорошо представлять, что такое методика — общая и частная — и принципы ее осуществления. Это гарантирует быстрое, качественное достижение целей и задач обучения.

Без соблюдения дидактических принципов методика обучения не может существовать. Они состоят в следующем:

  • Научность и доступность, наглядность, осознанность изучаемого материала.
  • Взаимосвязь теории и практики.
  • Прочность усвоения, систематичность и преемственность знаний.
  • Воспитывающий характер обучения.

Содержание и ход образовательного процесса конкретизируются с учетом возраста, состояния здоровья, интересов, запросов аудитории. Например, специалисты знают, что такое методики обучения работе на компьютере пожилых людей или людей с особенностями развития, у которых могут быть сниженными многие функциональные возможности.

Познавательные игры, как практический метод

Познавательные игры являются эффективным средством стимуляции интереса к учению не только у детей, но и у взрослых. Этому способствуют эмоционально окрашенный характер и увлекательность игрового процесса, которые помогают учащимся за сравнительно короткое время усвоить колоссальный объем информации, систематизировать знания и отработать определенные навыки. Однако для того чтобы игра имела познавательную ценность, она должна быть органически связана с изучаемой темой.

В современном процессе образования игровые методы применяют в следующих случаях:

  • как самостоятельную технологию для освоения отдельных тем и целых учебных разделов;
  • в качестве элемента более широкой технологии;
  • в качестве целого занятия или его отдельных частей;
  • во внеклассной работе.

Познавательные игры могут принимать множество форм, но все они имеют общий признак: четко поставленную цель, имеющую познавательно-обучающую направленность, и соответствующий этой цели результат. Игровая обстановка создается с помощью особых приемов и ситуаций, которые побуждают участников к учебно-познавательной активности.

Особенности познавательных игр

Познавательные игры отличаются рядом особенностей:

  1. Игровой контекст. Через воображаемую ситуацию, имитацию реальности, игра побуждает к достижению результатов в сжатые сроки и сжатом пространстве. При этом в игре участник выступает активным преобразователем ситуации, то есть обучается самостоятельно решать проблемы, а не просто выслушивать лекцию учителя. 
  2. Наличие правил. Любая игра проходит по четко установленным правилам, то есть имеет структуру, которой нужно придерживаться, чтобы оставаться в игровом процессе. С другой стороны, в этих рамках участники имеют свободу для некоторой импровизации и вариативности. Таким образом создается некий парадокс — единство заданности и гипотетичности, жесткости и условности. 
  3. Творческая направленность, эвристичность. Результат непредсказуем, что и придает ей такую эмоциональную привлекательность и стимулирует участников к познанию. Кроме того, игра дарит участникам возможность самовыражения — в ее поле человек становится открытым, искренним, естественным. В этом состоит еще и корректирующая функция познавательной игры — помочь участникам утвердить чувство самоценности, осознать свое «Я».

Мотивационные стимулы познавательных игр

Познавательная игра, по сравнению с другими практическими методами обучения, использует больше всего мотивационных стимулов, таких как: 

  • близкий результат;
  • возможность проявить свои умственные и волевые качества;
  • состязательность, достижение победы через демонстрацию лучших знаний и умений, выдержки, сообразительности;
  • совместные эмоциональные переживания участников, которые укрепляют отношения;
  • таинство — неполученный ответ, который стимулирует мозговую активность;
  • равенство участников;
  • возможность примерить разные социальные маски, погрузиться в производственную или иную ситуацию;
  • создание благоприятного эмоционального фона в случае успеха;
  • восприятие неудачи не как личного поражения, а как стимула взять реванш.

Этапы игры

Технология познавательной игры включает несколько последовательных этапов:

  1. Организация. Подразумевает подготовку сценария и плана игры, инструктажа и материалов для проведения. На этом этапе также происходит обозначение проблемы и целей, инструктирование участников, объяснение регламента и правил, раздача игровых ролей, формирование групп.
  2. Проведение. Непосредственная работа групп с источниками, «мозговая атака» и другие действия в зависимости от вида игры. Затем следует межгрупповое обсуждение, дискуссия: группы выступают, аргументируют свое мнение, защищают результаты. В заключение происходит работа экспертов.
  3. Анализ и обобщение. Участники выходят из игры. Наступает черед анализа, рефлексии, оценки себя и других участников, выводов и обобщений, получения рекомендаций.

Ценность познавательных игр еще и в том, что в процессе у участников происходит снятие эмоциональной напряженности, стресса, скованности. Таким образом, игровой процесс имеет не только познавательную, но и терапевтическую функцию. 

Примеры познавательных игр

Игры могут быть:

  • математические;
  • ролевые;
  • лингвистические;
  • викторины;
  • игры-путешествия;
  • имитационно-моделирующие;
  • симуляторы;
  • творческие и направляемые дискуссии;
  • инсценизации;
  • метод генерации идей, который по структуре и характеру напоминает «мозговой штурм». 

Применение методов научного исследования

В работе все они взаимосвязаны, органично дополняют друг друга, обязательно отвечают поставленным задачам. Использовать их следует с учетом специфики каждого, имеющихся плюсов и минусов.

Отдельное внимание можно обратить на сравнительно-исторический анализ, он позволяет выделить причинно-следственные связи, выстроить логическую цепочку. Собственные выводы можно строить на базе объективных сведений или полученных самостоятельно с помощью методов, которые являются научными, общепризнанными

Знакомство с историей вопроса обогащает дополнительными фактами, может натолкнуть на рассмотрение проблемы с новой точки зрения.

У беседы и интервью основной недостаток – значительные временные затраты, даже если их проводить не индивидуально, а в группах

Важно четко определить цель, вытекающую из задачи исследования

Рекомендуется предварительно набросать план вопросов, а в ходе деятельности его придерживаться, не отвлекаясь на ненужные детали. Следует заранее предусмотреть возможности фиксирования информации и создать комфортную эмоциональную, психологическую обстановку.

В анкетировании часто анонимность – основа достоверности. Нужно учитывать ряд требований:

  • использовать прямые и косвенные вопросы;
  • делать предварительную проверку их понимания на малом количестве респондентов, базируясь на этом, вносить коррективы;
  • обеспечить репрезентативность выборки как действенного средства получения сведений.

Отметим также, что за последние годы можно заметить рост популярности в гуманитарных науках квалиметрических или количественных методов, характерных ранее исключительно для естественнонаучных исследований. Однако основное требование – использовать комплекс методов, которые подобраны в соответствии с отличительными чертами, особенностями того или иного научного исследования.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

§ 26. Понятие

метода обучения

Метод

это способ достижения определенной
учебной цели (при­обретения
знаний, умений и навыков).

Существуют
два уровня методов обучения —
общедидактический (применимый ко всем
учебным предметам) и частнодидактический
уровни.

На
общедидактическом уровне можно выделить
следующие группы методов.

  1. Объяснительно-иллюстративные
    методы: учащемуся разными
    способами
    предъявляется информация, а он эту
    информацию воспри­-
    нимает,
    осознает, запоминает.

  2. Репродуктивные методы:
    учащийся выполняет предложенные
    за­-
    дания,
    направленные на воспроизведение уже
    полученных им знаний.

  3. Методы
    проблемного изложения: перед учащимся
    ставится про-­
    блема
    и раскрывается путь и логика ее решения;
    учащийся, следя за
    этой
    логикой, усваивает этапы решения
    проблемы.

92

93

4. Частично-поисковые
методы: учащийся решает поставленную
за­дачу, используя наводящие вопросы
или самостоятельно, но под кон­тролем
преподавателя.

Возможна классификация методов по
различным основаниям.

Основанием
для классификации методов может служить
источник
получения знаний.
В
этом случае выделяются следующие
методы: сло­во
учителя, анализ материала учебника,
беседа с учителем, анализ фактов,
работа с учебником, работа с компьютером,
использование на­глядных пособий
(схем, таблиц).

Другим
основанием для классификации методов
может служить ди­дактическая
цель,
лежащая
в основе того или иного этапа обучения;
в
результате такого разделения выделяются
обучающие методы, методы контроля
изученного.

Основанием
для классификации методов может быть
путь
позна­
ния,
законы мышления и логики.
В
соответствии с этим выделяют методы
дедукции и индукции, аналогии,
сопоставления и противопо­ставления,
анализа и синтеза.

Возможны
и иные классификации методов (одних
только определе­ний
метода существует более двухсот). По
этим классификациям один и тот
же метод попадает в разные классификационные
ряды.

Применительно к русскому
языку методы представлены своими
частнодидактическими
разновидностями. Так, например, методы
контроля могут осуществляться в виде
разного рода диктантов, сочинений,
изложений, то есть видов работ, характерных
для изучения именно русского языка.

Кроме
понятия метода, существует понятие
методического
прие­
ма

частного по отношению к методу понятия,
представляющего со­бой звено в
процессе применения метода. Так,
например, при использо­вании
такого метода запоминания материала,
как конспектирование слова
учителя или материала параграфа,
целесообразно использовать такие
методические приемы, как стандартное
для всех учащихся класса сокращение
сквозных терминов (РЯ — русский язык,
ЛЯ — литератур­ный язык, N — норма)
или записывание примеров с новой строки
с от­ступом от края страницы.

Понятия «методология» и «метод»

В научной литературе
существует несколько подходов относительно
определения понятия «методология».

Во-первых,
методология, начиная с Р. Декарта, долгое
время рассматривалась лишь как учение
о методах деятельности. Такое понимание
методологии мы находим в трудах К.
Маркса. Подобное толкование методологии
огра-ничивало её предмет анализа методов
и сформировало узкое понимание этого
термина.

Во-вторых, традиционно
сложилось представление, что методология
связана только с научной деятельностью.
Но научная деятельность является лишь
одним из специфических видов деятельности
наряду с искусством, религией, философией.

В-третьих, в
гуманитарных и общественных науках в
силу недостаточного уровня развития
их теоретического аппарата в былые годы
сложилась тенденция относить к методологии
все теоретические построения, находящиеся
на более высокой степени абстракции.

В-четвёртых,
некоторые авторы разделили методологию
(имея в виду методологию науки) на два
типа: 1) описательную – о структуре
научного знания и закономерностях
научного познания; 2) нормативную –
прямо напра-вленную на регуляцию
деятельности и представляющую собой
рекомендации и правила осуществления
научной деятельности. Очевидно, что
речь идёт всего лишь о двух разных
функциях методологии.

В-пятых, в ряде
работ последнего десятилетия стали
формироваться группы специалистов,
называющих себя «методологами», которые
в различных регионах страны начали
проводить «организационно-деятельностные
игры» с коллективами работников,
направленные на осмысление инновационной
деятельности, и под методологией стали
понимать определённый тип стратегии
или общий метод создания компьютерных
программ. Другими словами, стало
формироваться новое направление –
методология практической деятельности.

В-шестых, в последнее
время сформировалось понимание
методологии как методологии науки.
Данная трактовка сегодня практически
принята всеми методологами.

Таким образом,
понятие «методология»
(
в дословном
переводе «учение о методе») рассматривается
в двух основных значениях:

1) система определенных
способов и приёмов, применяемых в той
или иной сфере деятельности (науке,
политике, искусстве);

2) учение об этой
системе, общая теория метода. Как учение
о методах и общая теория метода методология
является областью философии, которая
выполняет методологические функции по
отношению к науке.

Принято различать
общую и частные методологии. Первая
является областью философии, вторая –
областью отдельных частных наук. В
первой анализируются методы, общие для
всех наук, во второй – для отдельных
наук и групп наук. Таким образом,
методология является многоуровневой
и в соответствии с её уровнями можно
выделить отдельные группы методов:
философские, общенаучные, частнонаучные,
дисциплинарные, междисциплинарные.
Считается, что каждый уровень методологии
обладает относительной автономией и
не дедуцируется из других. Однако
наиболее общий уровень методологии,
т.е. философский, выступает в качестве
базового для всех остальных.

Наличие многоуровневой
методологии связано с тем обстоятельством,
что учёный, особенно в настоящее время,
как правило, сталкивается с исключительно
сложными познавательными конструкциями
и ситуациями. Поэтому с очевидностью
просматривается тенденция усиления
методологических поисков в самой науке
и отдельных её областях.

Деятельность людей
в любой её форме (научной, практической
и пр.) определяется не только тем, кто
действует
(субъект) и на
что она направлена
(объект),
но и тем, как
совершается
данный процесс, какие
способы,
приемы, средства при этом применяются.
Это и есть проблема метода. Метод (от
греческого слова «методос» – путь к
чему-либо) есть
совокупность приемов и операций
практического и теоретического освоения
действительности.
Владение
методом означает для человека знание
того, каким образом, в какой последовательности
совершать те или иные действия для
решения тех или иных задач.
Другими
словами, метод – это способ подхода к
действительности.

Ф. Бэкон, английский
философ, основатель философии Нового
времени и экспериментирующего
естествознания, сравнивал метод познания
с фонарем, освещающим дорогу путнику,
идущему в темноте. А Р. Декарт, французский
философ, математик, естествоиспытатель,
определял метод следующим обра-зом:
«Под методом, – писал он, – я разумею
точные и простые правила, строгое
соблюдение которых …. способствует
тому, что ум достигает истинного познания
всего, что ему доступно». (Декарт Р. Избр.
произв. — М., 1950. — С. 89).

Методика формирования практических умений и навыков

Теоретическая подготовка и сформированность навыков целесообразных действий — основа овладения любым видом деятельности. Поэтому в любом образовательном учреждении придается огромное значение разработке методики проведения практических занятий.

Навык — умение, доведенное до автоматизма на основе осмысленного отношения к выполняемому действию. Из этого определения следует, что такая методика формирования практических действий значительное время уделяет предварительному знакомству обучающихся с теоретическими основами деятельности. Им разъясняются цели, задачи обучения, дается описание значимых свойств и качеств материалов и оборудования, этапов овладения конкретными действиями и операциями, возможных ошибок, их причин, последствий и способов исправления, правил техники безопасности.

Далее методика проведения практических и лабораторных занятий по формированию умений и навыков включает:

  • показ действий преподавателем с его пояснениями,
  • упражнения в их выполнении обучающимися,
  • анализ и коррекцию ошибок,
  • повторные упражнения до получения устойчивых результатов.

Умения и навыки формируются тем быстрее, чем более осознанно относится обучающийся к выполнению практических операций.

Об этой статье

Соавтор(ы): :

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту. wikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества. Количество просмотров этой статьи: 2077.

Категории: Образование после школы

English:Write Research Methodology

Deutsch:Die Forschungsmethodik schreiben

Español:escribir la metodología de investigación

Bahasa Indonesia:Menulis Metodologi Penelitian

日本語:学術論文の中で調査方法を説明する

Nederlands:Je onderzoeksmethodiek bepalen

العربية:كتابة آلية البحث

Português:Escrever Uma Metodologia De Pesquisa

ไทย:เขียนระเบียบวิธีวิจัย

हिन्दी:रिसर्च मेथॉडॉलॉजी लिखें

Français:écrire une méthodologie de recherche

한국어:연구방법론을 작성하는 방법

Tiếng Việt:Viết phương pháp luận nghiên cứu khoa học

Печать

Качественные методы исследования

Методы, объединённые в этой группе, направлены на выявление качественных характеристик изучаемых явлений, чтобы на их основе мы могли раскрыть глубинные механизмы различных процессов в обществе, включая влияние средств массовой информации на сознание отдельного человека или определённые черты восприятия информации различными слоями населения. Основная область применения качественных методов – маркетинговые и социологические исследования.

Рассмотрим важнейшие методы этой группы.

  • Глубинное интервью. В отличие от обыкновенного интервью, которое относится к эмпирическому виду, здесь мы говорим о такой беседе, где недостаточно краткого ответа «да» или «нет», но требуются развернутые, аргументированные ответы. Часто глубинное интервью проводится в форме свободной беседы в неформальной обстановке по заранее составленному плану, а его цель заключается в исследовании убеждений, ценностей и мотивации респондентов.
  • Экспертное интервью. От глубинного аналога эта беседа отличается тем, что в роли респондента выступает эксперт, компетентный в интересующей сфере. Обладая знанием о специфических сторонах изучаемого явления, он высказывает ценное мнение и существенно способствует научному исследованию. Часто в беседах подобного рода участвуют представители власти, работники вузов, руководители и сотрудники организаций.
  • Фокус-групповые дискуссии. Здесь беседа происходит не один на один, а с фокус-группой, состоящей из 10-15 респондентов, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому явлению. Во время дискуссии её участники делятся личным мнением, опытом и восприятием предложенной темы, а на основе их высказываний составляется «портрет» социальной группы, к которой относится состав фокус-группы.

Как применить на практике?

Метод Цицерона включает в себя разные упражнения. Для начала необходимо мысленным взором рассмотреть изнутри свое жилище или кабинет. Если вы выбрали для тренировки памяти свое жилье, то мысленно распределите последовательность всех его помещений по периметру в зависимости от планировки. Например:

  • прихожая;
  • уборная;
  • ванная;
  • кладовая;
  • гостиная;
  • столовая;
  • кухня;
  • спальня;
  • детская;
  • лоджия (или балкон).

Затем сконцентрируйтесь на первом помещении и осмотрите мысленно все объекты, находящиеся в нем. Делать это желательно всегда в одном направлении, лучше по часовой стрелке.

Потом переходите к следующему в очереди помещению и обследуйте его таким же образом. И так далее.

Если вы впервые пробуете работать по методу Цицерона, то для начала сконцентрируйте свое внимание только на одной комнате. На остальные будете переходить потом, когда уже хорошо натренируетесь

А пока выберите, например, прихожую и выделите в ней несколько стационарно расположенных предметов.

Необязательно использовать только знакомые помещения зданий. Можно обратить свое внимание на уличные объекты, которые вы часто встречаете. Например, магазины, остановки, кафе, школы, детские сады и другие подобные места.

После подготовки «римской комнаты» в своем сознании переходите к размещению в ней той информации, которую вам требуется запомнить. Например, вы хотите запомнить перечень товаров, которые надо купить в магазине, и вы выбрали для этого прихожую. При входе в нее слева вы видите шкаф. Положите на полки хлеб и молоко, а на перекладину с плечиками повесьте картошку и стиральный порошок. На тумбочке разложите чай, сахар и печенье. И тому подобное.

Когда вы войдете в магазин, мысленно представьте прихожую с ее мебелью, и необходимая информация четко прорисуется в вашей голове. Если вам требуется запомнить большой объем информации, который вряд ли поместится на объектах одной комнаты, то смело переходите в соседние помещения.

Для того чтобы запомнить какой-либо конкретный текст, подготовиться к публичному выступлению, работать с методом Цицерона надо следующим образом:

  • прочитать текст и понять, о чем он;
  • разбить его на несколько смысловых частей;
  • каждую из этих частей запомнить в отдельном помещении своего жилья;
  • далее вслух произнести всю речь, последовательно воспроизводя в памяти образы тех помещений, в которых были запомнены части текста.

Заключение>

В основу активизации познавательной
деятельности обучающихся положены:

  • принцип проблемности. Этот принцип
    предполагает представление учебного материала в
    виде проблемных ситуаций и вовлечение
    обучающихся в совместный анализ и поиск решений.
  • принцип игровой деятельности. Используется
    игровая деятельность с помощью игровых процедур:
    разыгрывание ролей, мозговой атаки, блиц-игры и
    т.д.
  • принцип совместной коллективной деятельности.
    Проведение небольших дискуссий при анализе и
    решении проблемных ситуаций позволяет создать
    активную, творческую и эмоционально
    положительную атмосферу. При этом создаются
    условия возникновения самоорганизации
    коллективной деятельности обучающихся.

Достоинства занятия-квеста:

  1. Обучающиеся видят перед собой конечный
    результат — вещь, которую они сделали своими
    руками.
  2. Ведение занятий данным методом позволяет
    научить решать новые, нетиповые задачи, выявить
    деловые качества.

Все вышеизложенное вовсе не означает, что
следует полностью отказаться от традиционных
видов работ – объяснительно-иллюстративных,
репродуктивных, фронтальных методов и
классно-урочной системы. Речь идет о приоритетах,
о смещении акцентов – и не более того. В
зависимости от цели обучения и содержания
учебного материала преподаватель выбирает те
формы и методы, которые могут дать хороший
результат.

Великий немецкий педагог второй половины ХIХ
века А.Дистервег писал: “Плохой учитель
преподносит истину, хороший учитель учит ее
находить”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector