Методы диагностики тревоги и тревожности младших школьников

Почему возникает тревожность

Причин возникновения тревожности у детей достаточно много. Причем у детей разного возраста причины для возникновения тревожности могут быть абсолютно разными. Они зависят от степени развития нервной системы и возрастных особенностей ребенка.

Тревожность ребенка младше года чаще всего связана с неудовлетворением основных, жизненных потребностей – в еде, тепле, безопасности, общении с матерью и так далее. Уже в этом возрасте можно столкнуться с первыми проявлениями тревожности, которая, как правило, не диагностируется. Еще одна причина возникновения тревожности у грудных детей – сильные, негативные эмоции, переживаемые окружающими его людьми.

У детей от 1 года до 3 причиной страхов становится одиночество (если малыша надолго оставляют одного или исчезает мама или другой, значимый для него человек), неожиданные звуки, боль (например, страх или тревога перед медицинскими процедурами).

Дети 3 -5 лет переживают из-за одиночества, потери одного из родителей или боятся чего-то: замкнутого пространства, насекомых, темноты, сказочных персонажей или чего-то другого.

В 5-7 лет основной причиной беспокойства становится страх смерти и всего, что может к ней привести: пожара, наводнения, нападения грабителей и так далее. Кроме этого, тревогу провоцирует эмоциональная обстановка в семье – ссоры или развод родителей, плохие отношения между родственниками, разные подходы в воспитании, недостаток внимания и любви со стороны родителей и их собственные страхи, и переживания.

В детском возрасте – до 6-7 лет, детская тревожность возникает практически всегда «в ответ» на какие-то действия или чувства со стороны родителей и других людей, окружающих ребенка. Его поведение и чувства отражают обстановку в семье, проблемы родителей или их эмоциональное состояние

Это важно учитывать при коррекции тревожности у детей дошкольного возраста, так как работа только с ним может не дать ожидаемых результатов, если не изменится среда, в которой он обитает.

У детей старше 7 лет тревожность вызывают отношения в детском коллективе, больше всего они бояться не оправдать чьи-то ожидания, оказаться не «таким как все», не вписываться в коллектив или быть изгнанным из него. При этом, новые поводы для тревоги не вытесняют старых – ребенок не перестает переживать из-за происходящего в его семье, но эти чувства как будто «уходят на глубину»

Основу мироощущения ребенка уже не составляют только его близкие, его семья, большую значимость приобретают отношения с ровесниками, но присутствующая тревожность никуда не исчезает и становится основой развития новых страхов.

Тревожность в подростковом возрасте обычно сохраняется у тех, кто страдал от нее в детстве и может возникнуть у абсолютно благополучных ранее детей. Ее основными причинами становится:

  • Неуверенность в себе или переживания из-за какого-то внешнего недостатка – несоответствие определенным нормам и правилам, принятым в группе общения подростка может стать причиной развития тревожности или невроза. Это может быть вызвано внешним дефектом, лишним весом, отсутствием каких-либо аксессуаров или любой другой причиной.
  • Перемены в жизни – психологи советуют не менять ничего кардинально в жизни подростков с 12 до 17 лет, так как в этом возрасте им сложнее всего адаптироваться к новой среде, завязать новые отношения и решиться изменить что-то. Любые перемены – переезд, переход в новую школу, изменение семейного статуса родителей может стать причиной развития сильной тревожности.
  • Стрессы и давление со стороны окружающих – в возрасте 13-17 лет подросткам крайне сложно критически относится к проявленным в их адрес эмоциям или высказываниям. Неприязнь со стороны учителей, ровесников или любых других значимых личностей может стать причиной серьезных проблем с психикой у подростка. Школьная тревожность – очень распространенное явление, которое может привести к возникновению комплексов, неврозов или даже попыткам суицида.

Диагностика тревожности

Психологи с целью получить надежный результат и составить более качественное заключение о личностном развитии должны применять несколько (не меньше двух) диагностических методик.

Для диагностики тревожности предусмотрено несколько методик, при этом каждая из них предполагает строгое следование инструкции. Не меньшую роль играет понятное и доступное изложение инструкции испытуемым лицам и строгое следование возрастной границе использования методик.

Применяя тесты для разных возрастных групп, специалист должен обратить внимание на разницу в интерпретации результатов. Также важна особенность подачи материала для каждого возраста, что особенно относится к использованию методик в отношении детей дошкольного и младшего школьного возраста

В ходе подготовки необходимо осуществить выбор только того стимульного материала, который уже есть в самой методике. Здесь важен порядок предъявления и способы подачи материала, которые оговорены авторами методик.

Самые надежные результаты получаются только при работе с испытуемыми лицами, которые проявляют личный интерес и желание. Любые формы принуждения здесь способны отрицательно повлиять как на самого испытуемого, так и на результат диагностики.

Исследование психических состояний производится в 3 направлениях:

  • Изучение осознаваемых компонентов, которые даны через субъективные переживания;
  • Изучение выразительных компонентов, которые проявляются с помощью особенностей поведения и пантомимики, результатов деятельности;
  • Анализ неосознаваемых проявлений, которые отражены через вегетативные изменения.

В рамках каждого направления для описания состояний человека чаще всего применяются 6 видов информации, включая словесные самоотчеты и самооценки, констатацию интуитивного опыта, сведения клинических наблюдений, поведенческие компоненты, проявление реакций на действие разных стрессоров, изменение (часто ухудшение) в деятельности, вегетативные и физиологические функции.

Последствия

С возрастом, если вовремя не принять меры по её преодолению, тревожность, как укоренившая черта характера, сформирует соответствующие установки и взгляды на жизнь, окрашивая мир подрастающего малыша совсем не в яркие, радостные тона.

Повышенная тревожность негативно влияет на развитие у ребёнка творческого мышления. Он постоянно боится сделать что-то не так. Страх не вписаться в общепринятые рамки и понятия мешает ему экспериментировать и внедрять в жизнь что-то новое.

Самоуничижительное отношение к себе, к своим достоинствам и способностям, пессимистический настрой, нерешительность, инфантилизм, отсутствие авторитета среди сверстников, страх, нередко порождающий защитные реакции в виде замкнутости или агрессии.

Перспективы, согласитесь, далеко не радужные. Тем не менее, не всё так плохо, как кажется на первый взгляд.

Чаще всего тревожность развивается у детей, родители которых допускают погрешности в их воспитании

Причины развития

Если говорить о точных факторах, которые способствуют развитию различных уровней тревожности, то на сегодняшний день науке они неизвестны. Это объясняется тем, что данное состояние человека проявляется без каких-либо на то причин. У некоторых неприятности возникают на фоне пережитых психологических травм. Есть мнение, что определенную роль может сыграть и генетика. Это означает, что если в головном мозге человека есть определенные гены, то происходит химический дисбаланс, который приводит к развитию психической напряженности и постоянной тревожности. С другой стороны, это может быть своего рода проявлением фобии.

Первоначально тревожность на низком уровне возникает как условно-рефлекторная реакция на раздражитель. Однако через некоторое время человеку становится не нужен такой стимул.

Если рассматривать данную патологию с биологической точки зрения, то в этом случае врачи склонны полагать, что есть ряд определенных аномалий, которые проводят нервные импульсы в головной мозг. Кроме этого, данная проблема может появиться у тех, кто испытывает проблемы с недостаточной физической активностью или неправильно питается. Если в организме человека не хватает витаминов и микроэлементов, то это снижает физическую активность, что в свою очередь приводит к ослаблению других систем.

Некоторые люди испытывают определенный уровень тревожности, когда они попадают в новую незнакомую окружающую среду. Она кажется им опасной, поэтому человек автоматически готовится к худшему.

Кроме этого, психические состояния такого типа могут развиваться на фоне соматических заболеваний. Например, если у пациента есть проблемы с эндокринной системой или у женщины происходит гормональный сбой на фоне менопаузы, то это может вызывать внезапное чувство тревожности. Согласно статистическим данным, в некоторых случаях подобное состояние становилось предвестником инфаркта. Тревога появляется при резком падении уровня сахара. Вызвать беспокойство может и психическое заболевание. Например, при шизофрении, нервозах и алкоголизме нередки ситуации, когда люди начинают бояться того, чего и вовсе не существует.

Интерпретация результатов

Результаты тестирования, зафиксированные в бланке, подвергаются глубокому осмыслению и оценке. Анализ проводится в двух формах:

  • количественная,
  • качественная.

Количественный анализ

На основе результатов теста вычисляется индекс тревожности (Anxietyindex , Ai). Этот показатель показывает процентное соотношение эмоционально негативных ответов (Negative answer , NA) к общему числу рисунков (14).

Ai = NA / 14 х 100%.

По Ai определяется общий уровень тревожности (УТ) малыша.

  1. Высокий УТ — Ai выше 50%.
  2. Средний УТ — Ai от 20 до 50.
  3. Низкий УТ — Ai от 0 до 20%.

В примере с Мишей:

  • негативных ответов — 6,
  • Ai = 6 / 14 х 100% = 42,85%,
  • у ребёнка средний уровень тревожности,
  • по конкретным ответам можно определить, что у ребёнка беспокоящие состояния вызывает агрессия (но это норма), есть проблемы во взаимоотношениях со взрослыми (неуверенность при отсутствии мамы, страх сделать вопреки её указаниям),
  • основной источник тревожности — одиночество.

Качественный анализ

Обработка результатов направлена на индивидуальную оценку состояния ребёнка. На основе анализа формируется характер эмоционального опыта малыша в конкретной ситуации.

В качественном анализе оцениваются рисунки группами и по отдельности. Негативная реакция на эти изображения чаще делают дети с высоким уровнем Ai:

  • одевание,
  • подготовка ко сну,
  • питание.

Высокий или средний Ai у детей часто фиксируется при негативной реакции на демонстрацию следующих рисунков:

  • малыш и мама с коляской,
  • умывание,
  • игнорирование,
  • уборка игрушек.

Рассматриваемый детский тест — эффективный инструмент определения тревожности, по форме оптимально адаптированный для естественного восприятия ребёнком дошкольного возраста.

Материал тестирования позволяет получить обширную искреннюю информацию, которая позволяет грамотно выстраивать взаимоотношения с малышом для коррекции беспокоящих состояний.

Существует большое количество модификаций теста. Характер картинок корректируется с учётом конкретных условий и особенностей детей. Моделируемые ситуации также могут активно адаптироваться.

Интерпретация

Подсчёт баллов осуществляется в целом за все 40 высказываний и по каждой субшкале в отдельности. Сумма баллов формирует результат первичной оценки. Она с помощью специальной шкалы переводится в итоговую оценку.

Шкала представляет собой значение от 0 до 10. Цифры обозначают степень проявления тревожности: 0 — это идеал, 10 — максимальное отклонение при явной клинической картине.

Каждой цифре шкалы соответствует показатель баллов. При оценке осуществляется градация по половому признаку — мальчики и девочки оцениваются по своей градации. Проводится также разделение на возрастные группы по годам:

  • от 10 до 11,
  • 12,
  • от 13 до 14,
  • от 15 до 16.

Группы тревожности, по которым проводится оценка:

  1. Общая — включает уровень развития тревожных состояний у школьника.
  2. Школьная — показывает степень возникновения чувства тревоги в различных школьных ситуациях.
  3. Межличностная — определяет тревогу при общении с одноклассниками, учителями, другими людьми.
  4. Самооценочная — тревога во время анализа школьником отношения к самому себе.
  5. Магическая — направлена на выявление тревожных состояний, имеющих индивидуальный, личностный характер.

Для каждой группы беспокоящих состояний предусмотрена своя шкала оценки. Шкала по общей группе является основной. Остальные группы носят уточняющий характер.

Основные методики диагностики страхов

Диагностика страхов основывается на различных методиках взаимодействия с ребенком. Часто используются беседы о страхах, а также методы арт-терапии и исследования в форме игр. Исследование у младших дошкольников проводится при помощи рисования. Задача ребенка – изобразить собственный страх.

Сегодня психологи используют более 20 различных методов выявления страхов. Наиболее распространенные из них:

  • «Страхи в домиках»;
  • «Страх, когда я сплю и бодрствую»;
  • «Мои страхи»;
  • «Рисунок семьи».

Также эффективна и куклотерапия. Такая методика выявления детских страхов основывается на наблюдении за детьми, которые в одиночестве проводят время с игрушками. Обычное наблюдение за ребенком постепенно переходит к вмешательству специалиста, который в игровой манере должен провести диагностический сеанс.

Особенно помогает такая методика при знании предмета, которого боится ребенок. Среди подобранных заранее игрушек должны быть те, которые олицетворяют собой страх юного пациента

Важно придумать сюжет, в котором, играя, ребенок сможет побороть собственную боязнь. Главное, чтобы дошкольник осознал, что он сильнее и могущественнее объекта собственного страха

Страхи в домиках

Эта методика разработана психологом М.Панфиловой. Ее особенность в том, что процесс диагностики напоминает детям игру. Дошкольнику выдается два листа бумаги и карандаши. На бумаге он должен нарисовать 2 дома разных цветов, в которые он должен «поселить» собственные страхи. В один домик дошкольник должен поместить все нестрашное, а в другой страшное.

После того как все «страшные» страхи будут помещены в один из домов, ребенку дается задание нарисовать на его двери замок, ключи от которых были потеряны. Такие действия помогут дошкольнику осознать, что его боязнь надежно закрыта и не навредит ему.

Страх, когда я сплю и бодрствую

Эта методика создана психологом Захаровой. Она также основана на рисовании страхов. Задача психолога дать четкие инструкции дошкольнику. Пациент должен изобразить свой страх, а позже его вербализовать.

Задание нарисовать свой страх

Такая диагностика эффективна при налаживании контакта с детьми, которые страдают от повышенной тревожности. Рассказывая про свой рисунок, дошкольник знакомит специалиста со своими страхами. Такой метод обладает важными свойствами психокоррекции. Обсуждение рисунка в игровой форме позволяет трансформировать внутренние ресурсы, их направление и характер с защиты на личностные изменения конструктивной формы.

Мои страхи

Эта популярная методика также основана на рисовании. Первоочередной задачей психолога является ознакомительная беседа. Специалист налаживает контакт с ребенком, узнает от него, чего он боится. Следующий шаг – рисование без заданной темы.

Такая методика эффективна в диагностике страхов у детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста

Ее особенность в том, что психолог может детально проанализировать рисунок, уделяя внимание форме изображенного предмета, его отдельных частей и цвета

Рисунок семьи

Такая методика часто используется при подозрении на проблематичные отношения с матерью и отцом. Проблемы в семье оставляют серьезный отпечаток на психике ребенка, из-за чего он может менять свое отношение к близким, занимать определенное место и т.д. Сама методика строится на 2 этапах. Первый — изображение семьи на бумаге. Второй — опрос пациента.

Как рисунок будет готов, психолог принимается за опрос, который проводится в игровой форме. Задаются такие вопросы:

  1. Чья семья нарисована? (Семья пациента, друга или какого-то вымышленного героя).
  2. Где находятся нарисованные люди, и чем они занимаются?
  3. Кто в семье имеет какую роль?
  4. Кто из персонажей симпатизирует дошкольнику?
  5. Кто из персонажей самый грустный?
  6. Кого и как из нарисованных детей наказывают родители?

Также можно использовать вымышленную историю о том, что семья собралась на прогулку, но места в их машине не хватает для одного человека. Дошкольнику следует задать вопрос о том, кого бы семья оставила дома.

Из полученных ответов психолог получает достаточное количество информации о страхах пациента. Перед специалистом открывается достаточная картина для того, чтобы правильно подобрать метод коррекции расстройства.

Специфика использования

Тест приспособлен для широкого использования педагогами и психологами в школах. Оценка может проводиться в индивидуальном или групповом порядке.

Шкала личностной тревожности полезна для систематического использования на протяжении обучения школьника. Методика благодаря регулярным проверкам позволяет чётко отслеживать состояние у каждого ребёнка, оперативно выявить динамику изменений, своевременно принять меры по предотвращению развития расстройств.

Последовательность действий при работе с тестом:

  1. Педагог или психолог раздаёт бланки.
  2. Школьники подписывают свой бланк.
  3. Учитель знакомит учеников с порядком заполнения, разъясняя правила выставления ответов.
  4. Дети приступают к заполнению бланка. На каждое высказывание не стоит тратить много времени. Лучше фиксировать первые мысли, долго не задумываясь.
  5. После заполнения бланка учащиеся сдают тест педагогу.
  6. Педагог суммирует баллы, фиксирует первичную оценку. С помощью специальных таблиц переводит первичные данные в шкальную оценку. На её основе производится интерпретация, делаются выводы относительно уровня тревожности каждого ребёнка. При групповой выборке отклонения хорошо проявляются на фоне общей, среднестатистической картины по группе (классу).

Симптомы тревожности у ребенка

В норме ребенок, как любое живое существо, может проявлять тревогу или страх

Не реагирующий на раздражители и явные опасности малыш тоже должен вызвать если не опасения, то пристальное внимание со стороны взрослых. Нормальная тревожность у детей проявляется в определенных ситуациях:

  • проехала мимо большая шумная машина – ребенок вздрогнул и расплакался;
  • взглянул из окна 5го этажа вниз – прижался к маме, сжал руку;
  • увидел в телеэфире отрывок из фильма с монстром – закричал, заплакал;
  • остался в детском саду в первый раз – плакал, звал маму, капризничал.

В подобных ситуациях проявление тревоги должно быть, оно рождается на уровне инстинктов, призвано сохранить жизнь ребенка: не выходить в окно, не доверять незнакомцам, некрасивое – значит, опасное. Чрезмерно тревожный ребенок – повод для обращения за психологической помощью.

Некоторые симптомы хронического беспокойства:

  • постоянный мышечный тонус, напряженные конечности, кисти рук часто собраны в кулаки;
  • повышенная плаксивость без веской причины: дали остывший чай, вовремя не подали руку на лестнице, не получилось с первого раза выполнить какое-то движение самостоятельно – подобные ситуации сопровождаются плачем;
  • речь похожа на крик или, наоборот, на щенячье скуление;
  • ранее успешно пользующийся горшком ребенок вдруг стал мочиться в штаны, только после этого просится на горшок (идет в туалет);
  • логоневроз – нарушение ритма речи, повторение букв и слогов;
  • нежелание в присутствии узкого круга близких людей петь, танцевать, рассказывать что-то – результат постоянной неуверенности в себе и стеснительности, часто сопровождается слезами.

Застенчивый мальчик

Подходы к определению понятия «тревожность»

Впервые категорию «angstbereitschaft (тревожность)» описал З. Фрейд

Он определял это понятие в качестве готовности к опасности, которая выражается через повышенное сенсорное внимание и моторное напряжение, а также неприятные эмоциональные переживания

В последующем развитии термин angstbereitschaft (тревожность), разными исследователями истолковыался как «боязливость», «страх», «тревога». Большое разнообразие толкования понятия сводится к трем содержательным аспектам. Тревожность, таким образом, можно определить как:

  • характеристику эмоционально-чувственной сферы;
  • состояние напряженности;
  • личностное свойство.

К. Изард проводил исследования эмоций человека и определял «тревожность» как комплекс эмоций, который включает, в первую очередь, страх и враждебность. Также для нее присуще страдание, стыд, вина и психофизиологическое возбуждение.

В качестве основных показателей, которые отличают тревожность от других эмоций, ученые выделили восприятие ситуации, которая содержит опасность и осознание возможности неуспеха. Так, В.С. Мерлин рассматривал тревожность как склонность людей переживать состояние тревоги, обусловленное свойствами темперамента и являющееся базовым показателем индивидуальных различий и субъективных проявлений неблагополучного взаимодействия с окружающими.

Р. С. Немов определял тревожность как человеческое свойство приходить в состояние высокого беспокойства, испытывая страх и тревогу в одной из специфических социальных ситуаций. В психологическом словаре категория рассматривается в виде индивидуальной психологической особенности, проявляющейся посредством склонности человека часто, интенсивно и неадекватно переживать состояние тревоги.

Как личностное свойство тревожность проявляется с помощью когнитивного, эмоционального и поведенческого аспекта. Когнитивный аспект включает чувство собственной некомпетентности и низкой значимости, негативную самооценку, ожидание неудач. Для эмоционального аспекта характерна эмоциональная возбужденность, чувство беспокойства, нервозности, повышенная чувствительность и недостаточная степень контроля своих реакций.

Поведенческий аспект представлен активной или пассивной стороной. Чаще всего — это нерациональные действия в сфере предупреждения или устранения опасности.

Тревожность детей в младшей школе

Очень сложным может стать возраст от 7 до 11 лет. В это время жизнь ребенка меняется, он становится взрослым, на него возлагается миссия хорошо учиться, правильно себя вести, быть лучше, прилежнее, сообразительнее сверстников.

На сегодняшний день среди ученых нет единого мнения относительно четких причин возникновения тревожного поведения, однако в большинстве случаев оно является следствием нарушения связи между ребенком и его родителями.

Помимо этого, причиной данного явления может стать внутренний конфликт, вызванный, к примеру:

  • противоречиями в воспитании: родители пожалели сына и не пустили в школу из-за легкого недомогания, учитель в присутствии всего класса объявил выговор ученику и поставил плохую оценку;
  • завышенными требованиями: быть лучшим учеником в классе, получать только высшие баллы, занимать первые места, в противном случае ребенка может ожидать, как минимум, родительское разочарование в его возможностях, как максимум – наказание;
  • манипуляция с социальными ценностями ребенка, когда выдвигаются требования, ставящие его в неловкое положение, унижающие его достоинство, создающие зависимость, примером может служить ситуация, когда учитель просит «заложить» своих одноклассников в обмен на хорошую оценку, либо отмену наказания.

Бытует мнение среди психологов, что тревожность детей в младшей школе присуща в большей степени мальчикам, а для девочек критический период наступает после 12 лет.

Обычно тревожность проявляет себя через 1,5 месяца после начала учебного года, именно в связи с этим школьникам необходим отдых — каникулы от 1 до 1,5 недель.

Уровень тревожности ребенка напрямую связан с тревожностью окружающих его взрослых. Родители, родственники, учителя, воспитатели с повышенной внутренней тревожностью, передают ее ребенку. В благополучных семьях дети реже бывают тревожными, чем в семьях, где постоянно возникают конфликты.

Не способствует снижению тревожности также авторитарный стиль воспитания, который зачастую формирует задатки школьной тревожности в детях дошкольного возраста. Это происходит, когда перед ребенком ставятся серьезные задачи в раннем возрасте, ему предъявляются высокие требования и постоянно ставятся в пример более умные и успешные сверстники.

Чрезмерная озабоченность родителей выбором хорошей школы, лучшего учителя, сказывается на детях, которым приходится заниматься с репетитором с целью подготовки к поступлению в лучший класс, чтобы попасть в один ряд с самыми одаренными и умными детьми. Детский организм не выдерживает таких психологических и физических нагрузок. В итоге, ребенок может заранее потерять интерес к учебе.

Бывает, что тревожность связана с более серьезными проблемами. Так, с помощью профессионального психолога, у ребенка уже на ранней стадии может быть выявлено психическое расстройство, невроз.

перейти наверх

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector