Коллектив трудовой

Содержание:

Содержание

Сноски

Факторы, о которых следует помнить на этапе формирования команды

  1. Отряд не сложится в единое целое за несколько дней. Это процесс, который занимает немалое время. Совместный труд следует сделать главным стилем работы организации.
  2. В попытках создания бригады руководитель не всегда может учесть данные. Товарищество принимает участие в игре, по-другому не будет. В чем суть игры? Всякое дело – игра, но в случае, если в ней есть задачи, будь то получение материального вознаграждения, повышение социального статуса и прочее. Правилами выступают нормы и положения. Также есть противники. Об этом не стоит забывать.
  3. Сотрудник, сколько он находится в кругу трудового коллектива, всегда стремится играть. При отсутствии конкурентов он станет создавать их для себя самостоятельно. Предположим, группа идет на подъем. Миссией выступает покорение вершины гор, препятствия – физические затруднения, средства – познания и навыки, противники ˗ чрезвычайная ситуация. Общественность, учитывая эти факторы, понимает, что по одному им не справиться с миссией, и члены такого общества начинают искать методы решения проблемы. Но стоит поместить тот же союз в менее дискомфортную среду, и командный дух исчезнет.
  4. Наставнику, который пытается сделать из своей группы команду, следует не ограничиваться проведением тренингов, также следует выдвигать на первый план стиль работы в обществе, максимально точно излагать суть вопроса работникам, обсудить правила, предоставить возможность видеть противника. Не всегда противником выступает человек. Пожарные ведут борьбу с огнем, медики – с болезнью.

Понятие кодирования и декодирования сигналов. Изучение различных форм представления информации. Описание теоретических аспектов применения систем ее кодирования с помощью компьютерных программ: символьной (текстовой), графической, числовой и звуковой.

Игры на сплочение детей 4 класса

Проявить организаторские способности, умение руководить действиями других, скоординированность дети могут во время игры «Строим цифры». Все ученики в хаотическом порядке движутся по классу. После команды ведущего: «Строим цифру …», дети должны выстроить в фигуру, изображающую указанную цифру. При выполнении этого задания некоторым ребятам придется покомандовать остальными, чтобы все стали правильно и не толкали друг друга.  

Выразить свои творческие способности, свой вариант действий при совместной деятельности — такая возможность предоставляется ученикам во время игры «Живая скульптура». Учитель предлагает первому участнику выйти в центр класса и принять любую позу по его желанию. Потом просит следующего участника присоединиться к нему, тоже выбрав при этом свою позу. Так продолжается, пока все не займут место в общей композиции. После этого можно сделать фотографию скульптуры и предложить детям придумать ей название.

Довольно сложное задание предстоит детям выполнить в игре «Встаньте в круг». В ней потребуется проявить согласованность, чувство «плеча соседа».  Школьников нужно собрать в просторном помещении. Сначала они должны закрыть глаза и хаотично двигаться по классу. При этом им надо стараться не задевать и не толкать друг друга. По сигналу учителя все должны остановиться. По второму сигналу дети должны попытаться создать круг. При этом им нельзя разговаривать и прикасаться руками друг к другу. После того, как все остановятся, нужно предложить всем открыть глаза и посмотреть, получился ли у них круг.

Навыки самооценивания и оценивания одноклассников, выражение своего мнения, коллективная сплоченность — все эти качества развиваются во время игры «Цветная паутинка». Детям нужно встать в круг. Первый участник получает клубок ниток. Он должен несколько раз обмотать ниткой палец на руке и называть свои черты характера «Я…». После этого он продолжает: «Мне нравится…, потому что он(а)…» и перекатывает клубок ниток к тому, кого он назвал. Следующий игрок делает то же самое. Игра продолжается, пока все дети не окажутся связанными в одну паутинку. Допускается, чтобы один ребенок был выбран несколько раз. При этом надо следить, чтобы не осталось детей, не включенных в общую паутину. После игры рекомендуется обсудить, что в каждом человеке есть что-то хорошее, надо уметь это подмечать

И, конечно же, стоит обратить внимание на то, что эти нити символизируют дружеские отношения, коллективные связи между детьми

Развитию сплоченности коллектива способствуют не только игры, но и любая совместная деятельность, которая направлена на достижение общих целей.  Исходя из этого, использование предложенных игр обязательно нужно дополнять проведением воспитательных часов о дружбе, взаимоподдержке, моральных качествах, реализацией социально значимых для детей коллективных творческих дел или коллективных проектов.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года. 

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Пошаговое приготовление

Тимбилдинг и корпоратив – не одно и то же

Все мизинцы – пальцы, но не все пальцы – мизинцы. Примерно также и здесь: тимбилдинг – это всегда корпоративное мероприятие, но не все «корпоративы» (так в народе называют праздничное застолье сотрудников) являются тимбилдингом. Почему? Да потому что нет главного элемента – собственно командообразования, нет фактора, который заставит коллектив сплотиться, активизировать чувство «дружеского локтя». Люди просто пьют и гуляют, сохраняют между собой дистанцию «чужой», которая может немного и ужмется до «свой», но на следующий день пружинкой вытянется и отдалит коллег.

Так что же тогда из себя представляет тимбилдинг? Самый распространенный его прием – проведение активных мероприятий, во время которых сотрудников привлекают вместе преодолеть какие-то трудности, задачи, достигнуть цели сообща. Классика жанра: веревочный курс, корпоративное участие в благотворительных акциях, совместные горные походы, байдарочные сплавы, командные спортивные игры, квесты. Ведь, как еще 2,5 тысячи лет назад заметил Платон: «Ты узнаешь о человеке больше за час игры, чем за год разговоров». В идеале организацией должны заниматься не просто ивент-агенства, а люди с психологическим образованием, в том числе сами эйчары фирмы, поскольку это не просто «развлекаловка» (как тот же корпоратив), а действо с определенными целями и задачами. А именно:

Преодоление трудности и подкрепление положительными эмоциями, глубоким чувством единства (утрировано: «мы тут чуть не сдохли, но ты спас мне жизнь»).
Выявить слабые и сильные стороны коллектива в целом и каждого работника отдельно. Поработать над стрессоустойчивостью и умением развязывать конфликтные ситуации.
Сформировать навыки совместной работы (а не каждый сам за себя) для достижения поставленной цели.
В комфортной, ненавязчивой, игровой форме обеспечить физический контакт между участниками, поскольку задача – психологическое сближение, а оно лучше достигается через прикосновение (разумеется, в нормах приличия).
Сформировать и развить такой team spirit, чтобы его smell не выветрился после мероприятия

А для этого важно отслеживать существующие психологические связи между сотрудниками и трансформировать их так, чтобы они поняли, как могут сплотиться для наиболее эффективного достижения общих целей.

Командная игра «Утверждение “я”»

Нет на свете такого человека, который бы не раздражался, когда в него «тыкают» пальцем. Подобно указательным пальцам, ряд утверждений, начинающихся с «вы», явно воспринимаются как обвинения.

Можно провести в свободное время такой интересный тимбилдинг: проиграть конфликт и попросить людей защищаться. Но игрок должен помнить, что конфликт – это не спор по поводу того, что другой конкретный человек делает неправильно. А то, как все люди могут поступать в принципе. Например, у него специально кто-то должен украсть ручку. И он будет знать, что это сделала Маша. Аргумент пострадавшего может прозвучать так «мне не нравится, если кто-то ворует у меня ручки со стола».

Лучше использовать для выплеска негатива между коллегами, например, когда есть взаимные обиды. Участники могут это делать вдвоем или все вместе в команде. Фраза может звучать так:

1 Вариант: “Мне не нравится, что ты не моешь кружку после того,как выпьешь чай”

2 Вариант: “Мне не нравится, что отдавая тебе документы на выставление счетов клиенту, ты вместо работы, болтаешь часами не по делу в бухгалтерии”

Таким образом, использование утверждений «Я», например, «я чувствую, что у меня нет возможности объясниться», а не «вы меня не слушаете», может полностью изменить разговор. Эти предложения сделают спор основанным на эмоциях, мнениях, личных убеждениях и морали, а не обо всех вещах, которые не устраивают в противоположной стороне.

 Не знаете, как прекратить склоки и ругань в компании? Сохраняйте спокойный тон и аргументируйте свою позицию

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Игры на сплочение коллектива — зачем они нужны

Задача каждого работодателя как субъекта хозяйствования, в первую очередь — повышение эффективности ведения экономической деятельности и увеличение своей прибыли. При этом обеспечиваться подобные результаты могут множеством разнообразных способов, и без эффективного управления персоналом рассчитывать на максимальную эффективность бизнеса невозможно.

Повышение производительности труда, в свою очередь, во многом зависит от сплоченности коллектива. Наличие комфортного психологического климата среди сотрудников, налаженная взаимосвязь и взаимопомощь при командной работе позволяют добиваться куда более высоких результатов в вопросах производительности труда, в сравнении с ситуацией, когда сотрудники работают по одиночке. И тем более — если в коллективе царит токсичная атмосфера, а сотрудники конфликтуют друг с другом и заинтересованы не в своих успехах и успехе компании-работодателя, а в снижении результативности труда коллег, чтобы выделиться на их фоне.

Одной из методик, которая позволяет создать более дружелюбную атмосферу среди работников, обеспечить подсознательное и сознательное стремление к взаимовыручке и работе в команде, как в едином целом организме, являются игры на сплочение коллектива. Более того, правильное проведение подобных мероприятий может и косвенным образом дополнительно увеличить мотивацию сотрудников, снизить уровень их стресса и повысить лояльность к компании, что также повышает эффективность использования трудовых ресурсов.

Применение игр на сплочение рабочего коллектива является эффективным, но не универсальным инструментом. Поэтому прежде чем внедрять подобные практики, следует оценить возможный результат от них и использовать соответствующие коллективу и его задачам методики. При этом данный способ может быть и вовсе неактуальным в отдельных ситуациях, о чем вы сможете узнать далее.

Следует также помнить и о том, что помимо игр есть и множество других способов увеличить сплоченность коллектива и наибольшую эффективность демонстрирует именно комплексный подход. Однако в целом, игры на сплочение рабочего коллектива демонстрируют хорошие результаты. Это обеспечивается не в последнюю очередь за счет того, что игровой формат обучения является одним из наиболее эффективных, так как не вызывает у работников усталости, позволяет обеспечить насыщенный и интересный отдых и в целом улучшить обстановку среди работников.

См.также — Протокол собрания трудового коллектива: образец

Объективные виды воинских коллективов

В силу специфичности решаемых служебно-боевых задач, способов и условий жизни и деятельности, особого характера регламентации, организации и комплектования пограничных застав все это способствует проявлению объективных условий сплочения воинских коллективов.

К ним относятся:

  1. Высокая общественная значимость целей и задач деятельности воинских коллективов.Перед каждым воинским коллективом заставы, как и перед пограничными войсками Российской Федерации в целом стоит ответственная задача охраны границы нашего государства. Осознание этой высокой ответственности сплачивает солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров, побуждает к согласованным действиям по выполнению служебно-боевых задач.
  2.  Свои служебно-боевые задачи воинский коллектив решает с использованием оружия и техники. Эксплуатация и боевое применение современного оружия и техники предполагают четкость и согласованность действий личного состава заставы. Это в свою очередь дисциплинирует, сплачивает воинов, вызывает у них ответственность за свои поступки и поступки своих товарищей, побуждает к взаимопомощи и взаимовыручке.
  3.  Вся жизнь и деятельность воинских коллективов регламентируется требованиями воинских уставов. Военная организация,- подчеркивал М.В. Фрунзе, — это специфическая организация, требующая от своих членов особой четкости, точности, исполнительности, выдержки, быстроты исполнения всех распоряжений. Уставная определенность норм и правил поведения, порядка на заставе (подразделении) способствует формированию у каждого воина исполнительности, аккуратности, закаливает волю и характер, вырабатывает согласованность и привычки коллективных действий.
  4. Объективным условием сплочения воинских коллективов выступает их организационно-штатная структура. Она подчинена интересам эффективного решения воинами пограничниками служебно-боевых задач и обеспечивает возможность коллективных, согласованных действий, а также постоянного контроля поведения каждого члена коллектива, оказание целеустремленного и систематического воздействия на формирование у пограничников коллективистских качеств и коллективной ответственности и т.п.

Проявление объективных условий в деле сплочения воинских коллективов может усиливаться или ослабевать под воздействием сложной совокупности внутриколлективных социально-психологических явлений и процессов, составляющих внутреннее содержание, психологию воинского коллектива.

Игры на сплочение коллектива для 2 класса

Победить неуверенность и страх ребенка сделать что-то не так может проведение игры «Здравствуй, друг». В ней детям предлагается повторять готовый ритуал приветствия. Для этого класс делится на две группы. Дети первой группы встают в круг, а участники второй группы заходят внутрь его и тоже встают по кругу, повернувшись лицом к своим одноклассникам. Таким образом должны получиться пары, которым нужно поздороваться друг с другом, повторяя за учителем его слова и движения:

После этого ребятам из внутреннего круга нужно сдвинуться вправо, перейдя к другим партнерам, и снова произнести приветствие. Так можно повторять несколько раз. В ситуации, когда все действуют по одинаковому шаблону, ребенок будет чувствовать себя равноправным членом коллектива, сможет раскрепоститься и преодолеть замкнутость.

Детей во втором классе нужно учить говорить о своих чувствах и уметь понимать настроение и эмоции других. Такая возможность у них появляется во время игры «На что похоже настроение». Для ее проведения лучше расположить детей по кругу и предложить продолжить фразу «Мое настроение сегодня похоже на…». Может быть задана определенная тема для сравнения: время года, цвет, цветок, зверь и т.д. Чтобы показать пример ответа, первым высказывается учитель. В конце игры можно провести обсуждение, определить, кто сегодня злится или печалится и почему, а также предложить детям помочь своим одноклассникам улучшить настроение.

Если дети в классе еще не могут или стесняются выразить свое настроение словами, можно предложить использовать для этого мимику, позы, жесты. В игре «По грибы» нужно выбрать грибника, а остальным ученикам предложить изобразить любой гриб, но так, чтобы по его виду было понятно съедобный он или нет. Грибник, рассматривая замерших детей, должен их разделить на две группы. После этого можно предложить детям высказаться, почему они захотели изображать именно такой гриб.

Для выработки первичных навыков взаимодействия подходит игра «Корабли и скалы». Школьников нужно разделить на две группы. Одни будут «скалами» — им следует расположиться по комнате и присесть. Участники другой группы — это «корабли», они должны закрыть глаза и начать двигаться по классу в хаотичном порядке. Если такой «кораблик» будет приближаться к какой-то «скале», то ребенку, который ее изображает, нужно зашипеть, имитируя звук морского прибоя. Всем участникам необходимо постараться избежать кораблекрушения.

После игры важно обсудить случаи столкновения и поговорить о товарищеской поддержке, которая помогает избежать неприятностей. Отдельно нужно указать на поведение ребят, которые специально не издавали никаких звуков, чтобы «корабль» натолкнулся на них (если такое было)

В ходе обсуждения могут быть выработаны некоторые правила поведения в коллективе: не создавать неприятностей друг другу, оказывать помощь и т.д.

Приучать детей к общим правилам поведения, развивать умение действовать по заданной модели можно во время игры для начальных классов «Веселая игра в ложки». Дети рассаживаются на корточках по кругу и руки складывают за спиной. Внутри круга разложены ложки, количество которых на один меньше, чем количество участников. Задание для ребят: при слове «ложка» они должны взять в руки по одной ложке. Кто из группы не успеет этого сделать, тот выходит из игры и убирает одну ложку из круга. В итоге должен остаться самый внимательный и исполнительный ученик. Лучше в ходе игры не просто называть детям отдельные слова, а рассказывать какую-то историю с ложками или семьей Ложкиных.

Чтобы учить детей находить правильный выход из конфликтных ситуаций можно провести с ними игру «Остров конфликтов». Если есть возможность, то стоит с помощью декораций создать соответствующую обстановку. Школьникам сообщается, что они находятся на острове, жители которого постоянно ссорятся, потому что не знают, как нужно правильно себя вести. Детям предлагается попробовать их помирить, предложив выход из такой ситуации:

  • ребенок упал в лужу и мама ругает его за то, что он испачкал новые брюки;
  • мальчик не хочет делиться с детьми своими игрушками;
  • девочка порвала книгу у подружки;
  • ребенок поставил подножку своему товарищу и т.д.

После обсуждения подобных конфликтов, можно сформулировать правила, как следует вести себя в коллективе.

Условия формирования сплоченной команды

Сплоченная команда может быть построена при следующих условиях:

  • все члены имеют общие взгляды, ценности, мировоззрение;
  • коллектив однороден по возрасту;
  • в команде создана атмосфера общей психологической безопасности и принятия;
  • руководитель является эффективным сотрудником и способен принять меры по сплочению;
  • все работники охвачены активной, эмоционально насыщенной деятельностью, которая имеет значение для каждого.

Команда сплачивается также в процессе борьбы с соперниками (другим коллективом) за лучшие достижения.

Мотивация

Руководитель должен знать, как организовать работу коллектива таким образом, чтобы каждый работник был активен, заинтересован в достижении общего результата. Каждый сотрудник будет мотивирован и вовлечен в совместную деятельность, если осознает свою причастность. От мотивации зависит желание и увлечение совместной работой в команде. Определить уровень заинтересованности можно по показателю активности работника.

Целенаправленность

Целенаправленность предполагает общность интересов и стремление к общим результатам. Она зависит от того, насколько личные цели каждого сотрудника сопряжены с командными, дополняют ли они друг друга или, наоборот, противоречат. Уровень целенаправленности определяется степенью заинтересованности каждого члена команды в достижении общих целей. При этом каждый сотрудник должен быть направлен в своей деятельности на результат.

Структурированность

Структурированный коллектив – это команда, в которой каждый член четко знает свои обязанности, функции и ответственность. При решении сложных задач сотрудников можно легко разбить на группы. Также без труда решаются вопросы подстраховки, дублирования.

Целостность

То, насколько сотрудники взаимозависимы друг от друга, влияет на их общность и совместимость. Чтобы определить целостность коллектива, выясните, в каком соотношении находится индивидуальная и групповая деятельность.

Организованность

Коллектив, объединенный общей целью, собран и организован. Он легко организует свою деятельность в соответствии с планом. Такой командой легко управлять, так как каждый ее член пунктуален, исполнителен и самоорганизован.

Согласованность

Сплоченный дружный коллектив работает быстрее и эффективнее. Согласованность – это значит, что все действия гармоничны, и члены команды взаимодействуют между собой. Степень конфликтности низкая, так как управленческие решения устраняют противоречия и разобщенность.

Результативность

Только если каждый сотрудник заинтересован в деле, и весь коллектив работает слажено, можно достигнуть высоких результатов. В дружной команде каждый работник знает, что от результативности его деятельности зависит эффективность работы всего предприятия, поэтому будет качественно выполнять обязанности, беря ответственность за свой участок. В коллективе единомышленников все не просто ходят на работу, а работают на результат.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Как сплотить команду интернет-магазина

При создании виртуальной команды создайте устав проекта, в котором будут оговорены принципы сотрудничества и отображены правила взаимодействия между сотрудниками. Здесь же обозначается порядок проведения виртуальных совещаний и освещается процедура рассмотрения конфликтных ситуаций. Руководитель должен подумать, как сплотить команду людей.

Способы сплочения коллектива

Даже если в вашем офисе имеется только менеджер и курьер, а остальные сотрудники трудятся удаленно, есть способы сплотить виртуальный коллектив.

Как сплотить удаленных сотрудников

Даже сотрудников, разбросанных по городам, можно сплотить, проводя совместные мероприятия. Для этого подумайте о формате встречи и подберите максимально доступное место. Даже если приедет пара сотрудников – это будет здорово, так как появится возможность пообщаться “вживую”. Главное, чтобы руководитель верил в успех мероприятия и в то, что у него наилучшая команда.

Инструменты сплочения

Если развить в сотрудника желание помогать друг другу, то появится взаимопонимание. Ведь сплоченность коллектива это совокупность человеческих качеств, которые развиты в положительном ключе. Основные инструменты:

  1. Создание корпоративных традиций.
  2. Совместное времяпровождение вне работы: активный отдых, тренинги, празднования.
  3. Систематические собрания, на которых будут обсуждаться не только рабочие моменты.
  4. Геймификация и общение.
  5. Творческий и интеллектуальный тимбилдинг.

Требуется проводить анализ индивидуальных/психологических особенностями каждого члена команды. Разобщенность может возникать даже в том случае, когда людей объединяет одна цель.

Инструменты создания сплоченности

Сплоченность коллектива — что это такое

Под сплоченностью коллектива подразумевается в первую очередь его способность решать задачи в качестве единого целого, одной команды или структурного подразделения предприятия. При этом непосредственно в нормативных документах и актах, равно как и в законодательстве в целом, понятие сплоченности коллектива никак не рассматривается с юридической точки зрения и соответственно — не имеет никакого строгого и обязательного правового регулирования и четко установленных на законодательном уровне критериев и показателей. Таким образом, сплоченность коллектива в первую очередь является предметом исследований в сфере управления персоналом и далеко не все современные школы имеют одинаковые взгляды на значение данного аспекта труда в деятельности субъектов хозяйствования.

Тем не менее, важность сплоченности коллектива и наличие её прямого влияния на эффективность работы отдельных коллективов признают все современные HR-менеджеры. От сплоченности коллектива зависят следующие аспекты трудовой деятельности:

  • Уровень стресса и психологический климат в коллективе. Неоднократно доказано, что высокий уровень стресса негативно сказывается и на физическом здоровье трудящихся, а значит — на количестве больничных, а также на прямой продуктивности сотрудников. Более подробно о социально-психологическом климате и его значении для предприятия можно прочитать в отдельной статье.
  • Эффективность и скорость решения задач. В большинстве случаев эффективность труда команды и конечная его результативность является более высокой, чем работа сотрудников по отдельности. Это связано с возможностью коллективного решения сложных задач, лучшими возможностями поиска новых решений, возможностью взаимоподдержки и подстраховки. Однако в коллективах с низкой сплоченностью ситуация может доходить до прямо противоположной и уменьшать эффективность работы сотрудников в сравнении с индивидуальным трудом.
  • Методы управления персоналом и возможности влияния на него. С одной стороны, сплоченный коллектив является куда более предсказуемым и управляемым, однако с другой — высокая сплоченность сотрудников не позволяет применять дискриминирующие или эксплуатационные методики управления и может приводить к возникновению противостояния коллектива и руководства с соответствующими негативными последствиями для предприятия.

Исходя из вышеозначенных аспектов деятельности, на которые влияет сплоченность сотрудников, можно понять, что в некоторых случаях высокая или даже чрезмерная сплоченность работников может негативно повлиять на эффективность труда. Однако все же в большинстве ситуаций хорошая сплоченность выгодна работодателю, и поэтому в его задачи, а значит и в задачи менеджеров по персоналу и непосредственных руководителей входит принятие мер по стимулированию и развитию сплоченности работников.

Суть коллектива по А.С. Макаренко

Большой вклад в исследование темы коллектива внес советский педагог А. С. Макаренко. Он сформировал законы коллектива и принципы его развития, выделил основные этапы становления.

Основной теорией в учении писателя является выделение воспитательной и педагогической роли коллектива. По его мнению, формирование отношения к жизни, моральных норм и становление личности ребенка происходит в процессе коллективной деятельности. Эти теории воспитания педагог внедрял в своих учреждениях, основанных на принципе объединения воспитания с трудовой деятельностью.

Макаренко выделял следующие принципы и законы в коллективе:

  1. Закон развития заключается в потребности непрерывного развития коллективной группы. Развитие основывается на общей деятельности. В случае ее отсутствия происходит остановка, т. е. смерть коллектива.
  2. Принцип педагогической целесообразности предполагает соответствие видов деятельности, характера общения и внутреннего наполнения жизни группы задачам и целям воспитания.
  3. Закон параллельного действия характеризуется скрытым от детей педагогическим отношением воспитателя. Согласно этому закону влияние на ребёнка оказывается посредством группы и её общественного мнения. Работа воспитателя заключается в работе с коллективом.
  4. Принцип ответственной зависимости раскрывает пословица: Один за всех, все за одного. Группа несет ответственность за поступки каждого своего члена. В то же время и участник группы отвечает за все действия группы.
  5. Принцип перспективных линий основан на общих будущих делах группы, которые должны принести положительные эмоции. Задачей воспитателя является постановка, обсуждение и детализация близких или далёких перспектив перед детьми.
  6. Принцип активной целеустремленности состоит в создании энергичной, активной атмосферы в коллективе. Что способствует формированию исследовательских навыков, стремления к новому у школьников.
  7. Принцип традиций. Понятие традиции в данном контексте — это регулярно повторяющиеся элементы или события в жизни коллектива, отличающие его от других.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector