Согласные звуки русского языка

Виды гласных (как учат в школе)

В школе эти звуки делятся на две большие группы:

  1. Ударные – на них в слове падает ударение, поэтому определить ударный звук легко уже по произношению: сАбля, подУшка, птИца – А, У, И в этих словах ударные.
  2. Безударные – все остальные гласные слова, ударение на них не падает. Например, в слове коробка первый О и последний А безударные.

Когда мы ставим ударение на гласный, мы произносим его долго. Дольше, чем все прочие звуки. Поэтому ударные слышатся очень отчетливо и не вызывают трудностей в написании. Кроме случаев, когда они находятся после шипящих и ц.

А вот с безударными все сложнее. Из-за того, что на них не падает ударение, мы их сокращаем и даже изменяем. И не можем потом понять, какую же букву надо писать. Возникает орфограмма.

Читайте отдельную статью про безударные гласные, там все подробно описано, даны советы, как легко и быстро разобраться во всех орфографических правилах.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Акустическая классификация гласных звуков

Знакомство с фонетикой обычно начинается с изучения гласных звуков. Не будем отступать от традиций, которые обусловлены большей их значимостью. Они являются слогообразующими. Согласные примыкают к гласным.

Какая классификация гласных и согласных звуков станет предметом нашего внимания для изучения гласных звуков в первую очередь?

Сначала рассмотрим акустические особенности гласных:

  • все эти звуки образуются при помощи тона голоса;
  • характеризуются ударностью и безударностью, то есть бывают слабыми и сильными;
  • слабые гласные короткие по звучанию, при их произнесении не требуется напрягать голосовые связки;
  • сильные гласные отличаются более долгим произношением и с напряжением голосовых связок.

Тон гласных звуков не является смыслоразличительной характеристикой. Может передавать только эмоциональное состояние говорящего или грамматический смысл. Например, в вопросительном предложении более высоким тоном произносится гласный в слове, несущем наибольшую смысловую нагрузку.

Слабые и короткие звуки называются в русском языке безударными. Сильные и долгие являются ударными. Ударение является в нашем языке незакреплённым и выполняет чаще всего грамматическую функцию: дом (ед. ч.), дома (мн. ч.). Иногда ударение бывает смыслоразличительным: зАмок (сооружение), замОк (устройство для запирания двери).

Классификация согласных звуков русского языка

Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, глухими и звонкими. Если звуки, которые по этим характеристикам делятся на пары, но есть и непарные. Понять общую картину поможет таблица:

Звук

Глухой/звонкий

Твердый/мягкий

Парный/непарный

б

звонкий

твердый

парный

в

звонкий

твердый

парный

г

звонкий

твердый

парный

д

звонкий

твердый

парный

ж

звонкий

твердый

парный

з

звонкий

твердый

парный

к

звонкий

твердый

парный

л

звонкий

твердый

парный

м

звонкий

твердый

парный

н

звонкий

твердый

парный

п

глухой

твердый

парный

р

звонкий

твердый

парный

с

глухой

твердый

парный

т

глухой

твердый

парный

ф

глухой

твердый

парный

х

глухой

твердый

парный

ц

звонкий

твердый

непарный

ч

глухой

мягкий

непарный

ш

глухой

твердый

парный

щ

глухой

мягкий

непарный

й

звонкий

мягкий

непарный

б’

звонкий

мягкий

парный

в’

звонкий

мягкий

парный

г’

звонкий

мягкий

парный

д’

звонкий

мягкий

парный

з’

звонкий

мягкий

парный

к’

звонкий

мягкий

парный

л’

звонкий

мягкий

парный

м’

звонкий

мягкий

парный

н’

звонкий

мягкий

парный

п’

глухой

мягкий

парный

р’

звонкий

мягкий

парный

с’

глухой

мягкий

парный

т’

глухой

мягкий

парный

ф’

глухой

мягкий

парный

х’

глухой

мягкий

парный

Стоит разобраться подробнее в тех характеристиках, которые она описывает.

Так что такое звонкость и глухость согласных? Это характеристика тональности, которая говорит о том, задействуются ли при произнесении звука голосовые связки или нет. Если нет – звук глухой. Если да – звонкий.

Твердость и мягкость – это тоже произносительная характеристика. Мягкие звуки образуются тогда, когда средняя спинка языка поднимается к мягкому небу.

При произнесении согласного звука голосовой тракт всегда сужается, то есть звук, как будто преодолевает препятствие.

Соответственно, согласные могут иметь пару по твердости/мягкости и глухости/звонкости, и тогда они будут называться парными. Те, у которых такое пары нет – непарные.

Буквы и звуки

Всего букв в русском языке 33, из них и состоит алфавит. Из них 21 буква согласная, 10 — гласные, а две буквы не произносятся вообще. Звуков насчитывается 42, их изучением, то есть изучением звучания устной речи занимается фонетика.

Буквы в русском языке

Буквы — то, что пишут и читают, это видимая часть языка. Буквы Б (бомба), В (вор), Г (гавань), Д (давеча), Ж (жало), З (заварка), Й (йодный), К (клей), Л (лопнуть), М (молот), Н (нытик), П (пшено), Р (рубка), С (снизу), Т (точка), Ф (фабрика), Х (хворост), Ц (цапля), Ч (чепчик), Ш (шпала), Щ (щебет) — это согласные, которые делятся на звонкие и глухие. А (аукать), Е (единство), Ё (ёжиться), И (исстари), О (огненный), У (улица), Ы (не встречается в начале слова), Э (эврика), Ю (юнкер), яЯ (язва) — гласные буквы. Интересные роли в языке играют непроизносимые буквы Ь (мягкий знак) и Ъ (твёрдый знак). Мягкий знак выполняет следующие функции:

  • разделительную (бурьян);
  • обозначающую мягкость предшествующей ему согласной (верность);
  • в именительном и винительном падежах, если существительные женского рода заканчиваются на шипящие (ложь, вошь);
  • в иностранных словах перед буквой О (лосьон);
  • на конце глаголов с шипящими (делаешь, режь).

Буква с интересной историей Ё употребляется обычно в специальных текстах: школьных учебниках, орфоэпических текстах, словарях. Также Ё ставят в малоупотребляемых и неизвестных большому кругу читателей текста словах, названиях и именах (филёр) и для выделения правильного прочтения слова (вЁдра вместо ведрА). Появилась буква в языке в конце XVIII века.

Таков порядок использования букв при написании слов. Характеристика букв должна дать общее представление о звуках, с ними соотносящихся.

Отличие согласных и гласных звуков

Звуки — то, что невидимо, но произносимо и слышимо. Так как звуков больше, чем самих букв, количество букв и звуков в слове часто не совпадает, например, если записать транскрипцию слова «ест»: — 3 буквы, 4 звука. Звуки делятся на согласные и гласные. При их произношении воздух натыкается на препятствие. Согласных звуков всего тридцать шесть, они делятся на глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Глухие представляют собой создаваемый движением воздуха шум, звонкие включают ещё и голос. Среди них можно выделить списком пары:

  • П—Б (почка—бочка);
  • Ф—В (фон—вон);
  • К—Г (код—год);
  • Т—Д (том—дом);
  • Ш—Ж (шар—жар);
  • С—З (сам—зам).

Кроме них, есть звуки и без пар. Это постоянно глухие Х, Ц, Ч, Щ и постоянно звонкие й, л, м, н, р. Звуки Ц, Ж, Ш всегда твёрдые, а Ч, Щ, Й — всегда мягкие. Звуки Ж, Ш, Ч и Щ относятся к шипящим.

Гласных звуков насчитывается 6. Главный признак гласных звуков: при артикуляции, то есть их произнесении, голос не встречает затруднений на пути. Эти звуки произносят без смыкания губ и зубов, в отличие от согласных, их можно протянуть. Для удобства изучения существуют таблицы гласных букв и звуков. В них показано, чем отличаются гласные первого и второго ряда: Е, Ё, И, Ю, Я всегда смягчают предыдущую согласную в слове.

Примеры смягчения: гЕрой, лЁжа, изменИть, клЮч, октЯбрь. Гласные А, О, У, Ы, Э не смягчают согласные. Примеры: стрАнА, кОлОс, стУл, пЫль, мЭр. Я, Ю, Ы не пишут после Ш, Щ, Ч, Ж (шик, щука, часто, жираф). Это правило необходимо запомнить.

O открытый

Характеризуется
меньшей закрытостью и напряженностью
по сравнению с другими гласными заднего
ряда. Губы при его произнесении сильно
открыты и округлены16.

Прочитайте
упражнение избегая придавать итальянскому
звуку дифтонгоидную окраску, свойственную
русскому «о».

No,
Po, cosa, moda, proda, oca, roba, però, prosa, forte, morte, nostra,
vostra, porta, oro, nodo, modo, ospite, opera.

Подобно
Е открытому
и Е закрытому
,
О открытый
и О закрытый

представляют собой два совершенно
разных звука, хотя и изображаются на
письме одинаково.

O(закрытое)
— O(
открытое):

corso
– corso indotto – indotto

foro
– foro rocca – rocca

fosse
– fosse posta – posta

volto
– volto voto – voto

loro
– l’oro tocco – tocco

volgo
– volgo sorta
– sorta

Характеристика артикуляционной классификации согласных

Артикуляционная классификация согласных основывается на учёте следующих признаков.

Во-первых, речь идёт об участии голосовых связок. По этому признаку выделяются глухие и звонкие согласные. Глухие произносятся без участия голосовых связок (с, к, т), звонкие – с участием голосовых связок (з, г, д).

Во-вторых, место образования шума. По месту артикуляции согласные делятся на губные (губно-губные и губно-зубные) и язычные – переднеязычные (зубные и передненёбные), среднеязычные и заднеязычные.

Особую подгруппу переднеязычных образуют такие согласные, как «с / з», «ш / ж». Первую пару относят к зубным, вторую – к передненёбным. Эти же согласные характеризуются особым типом артикуляции. В некоторых работах по фонетике их включают в группу щелевых:

  • однофокусные согласные, которые образуются при участии одного органа речи и в одном месте, как «с / з»; в данном случае активным органом речи является кончик языка;
  • двухфокусные согласные, в которых шум образуется в двух местах, как при произнесении «ш / ж»; активным органом является вся передняя часть языка.

В ряде языков встречаются увулярные согласные, которые образуются при помощи маленького язычка – увулы, фарингальные согласные, которые образуются путем сужения глотки, гортанные согласные, которые образуются при смычке голосовых связок.

В-третьих, тип артикуляции. По этому признаку русские согласные делятся на смычные, щелевые (фрикативные), аффрикаты, смычно-проходные, дрожащие и боковые. При образовании смычных согласных активный орган смыкается с пассивным. Струя выдыхаемого воздуха разрывает смычку, в результате чего и образуется звук. Примером смычных согласных могут служить «б», «п», «д», «т», «г», «к». При образовании щелевых согласных смычки не происходит. Шум образуется в результате трения воздушной струи о стенки щели. К щелевым относятся «в», «ф», «з», «с», «ж», «ш» и др. Аффрикаты «ц», «ч» совмещают в себе признаки смычных и щелевых: в начале артикуляции они произносятся как смычные, а затем – как щелевые. Смычно-проходные согласные представлены двумя разновидностями – боковыми (л, л’) и носовыми (м, м’, н, н’). К дрожащим относятся «р» и «р’».

В-четвёртых, участие средней части спинки языка. По этому артикуляционному признаку выделяется два типа согласных – твердые и мягкие. При произношении мягких согласных к основной артикуляции звука прибавляется дополнительная: средняя часть языка поднимается к твердому нёбу. При произношении твёрдых согласных такая артикуляция отсутствует.

И наконец, в-пятых, длительность артикуляции звука. Длительностью артикуляции называется время работы органов речи, которое направлено на произношение тех или иных звуков. В сознании говорящего и слушающего для каждого типа звуков существует свой эталон длительности их произношения. Длительность произношения смычных отличается от длительности произношения щелевых, например, «д» от «з», «т» от «с» (иногда первые называют мгновенными, а вторые – длительными). Но длительность произношения одинаковых звуков, например, смычных «д / т» и щелевых «з / с», в приведённых парах соответственно одинакова. Долгие гласные произносятся приблизительно в два раза дольше кратких. Примером долгого согласного в русском языке может служить /ш’:/, обозначаемый на письме буквой «щ». Соответствующий ему по глухости / звонкости долгий согласный /ж’:/ произносится в словах «дрожжи», «визжать». Кроме того, долгие согласные образуются на стыке одинаковых звуков в составе двух морфем: «переомом – перед домом», «оать – отдать», «итола – из стола», «иала – из зала», «соый – сонный».

Замечание 3

В иноязычных словах двойные согласные произносятся, как правило, кратко: «аббревиатура», «аппарат», «коммутатор», «классик».

Таким образом, было рассмотрено всё многообразие квалификационных признаков, которые связаны с особенностями работы артикуляционных органов человека и согласно которым сгруппированы гласные и согласные звуки речи, в том числе русского языка.

Как заработать, если знаешь русский

Если у вас все ок с орфографией и пунктуацией (или в целом ок, несмотря на небольшие недочеты) – вы можете зарабатывать в интернете на текстах.

Поначалу доходы будут маленькие – 40-60 руб. за страницу, но постепенно вы найдете свою нишу, выйдете на заработки минимум в 200-400 руб. за страницу. Это действительно так, потому что я сам этот путь прошел, от текстовых бирж, где платят копейки, до индивидуального сотрудничества с веб-мастерами.

Если вы не знаете, с чего начать – приходите на курс “Копирайтинг с нуля”, который мы создали с Василием Блиновым. Мы расскажем простыми словами, что такое в принципе копирайтинг, как правильно писать статьи в интернет, как делать оптимизацию, проводить семантический анализ текстов.

Курс включает пять практик – вы будете писать статьи на сайты vsvoemdome.ru и iklife.ru. Мы оплачиваем каждую практику. Ученики, которые полностью проходят курс, окупают половину его стоимости и имеют в портфолио 5 текстов, опубликованных на блогах-тысячниках.

Записаться на курс “Копирайтинг с нуля”

2.Акустическая и артикуляционная теории слогоделения.

Каждый
слог представляет собой волну звучности,
где гласный, всегда обладающий большей
звучностью, образует вершину этой волны.
Согласные расположены на склонах волны,
что обеспечивает постепенное нарастание
звучности и ее падение. Такая организация
звуковой цепи помогает слушающему
воспринять ритмическую организацию
сообщения — т. е. число слогов и
приблизительное консонансное наполнение,
отраженное в громкости согласных.

Такое
понимание слога было основано на анализе
односложных слов, где акустическая
картина чаще всего так и организована:
в словах там, зло, душ и др. сонорность
постепенно нарастает от начала слова
к его центру — гласному, а затем
ослабляется на следующем согласном.
Однако даже на примере односложных слов
мы видим, что далеко не всегда слоговая
организация выполняет приписываемую
ей функцию. Во-первых, много слов
начинается с гласного, т. е. с резкого
нарастания сонорности, или заканчивается
гласным, т. е. вершиной сонорности.
Во-вторых, существуют слова, в которых
плавное нарастание сонорности от начала
слога к его вершине нарушается: льды,
ртуть, мстить — эти слова начинаются с
сонантов, более звучных согласных, чем
следующие за ними шумные, и тем не менее
мы не сомневаемся, что это — односложные
слова. Такие же нарушения функций слога
как волны сонорности наблюдаются и в
словах типа люстр, смысл, цикл, где
наблюдается всплеск звучности на конце
слова, после шумного согласного на
сонорном. Акустическая интерпретация
слога как фонетической единицы на
материале русского языка обоснована в
работах нашего крупнейшего фонетиста
Р. И. Аванесова.

Сторонники
артикуляторной природы слога обращают
внимание на то, что сочетания согласных
и даже одиночные согласные очень трудно
произносить без гласных. Гласный, являясь
центром слога, облегчает артикуляцию,
позволяя говорящему человеку
последовательно переходить от сложных
артикуляций согласных к более простым
артикуляциям гласных

Широко распространена
характеристика слога как единицы,
обусловленной свойствами речевого
дыхания, которое характеризуется
выдыхательными толчками: в один слог
входят звуки, которые можно произнести
на одном выдыхательном толчке, и
количество слогов определяется
количеством толчков.

Л.
В. Щерба был сторонником артикуляторной
природы слога и понимал слог как единицу
мускульного напряжения. Теорию слога,
разработанную Л. В. Щербой, мы тоже
рассмотрим в связи с проблемами
слогоделения.

Самые
тщательные экспериментально-фонетические
исследования акустических и артикуляционных
характеристик, направленные на
установление бесспорных признаков
слога, не дают однозначных результатов.
Именно поэтому возникло мнение, что
слог — некоторая условная единица,
«придуманная» фонетистами и не
соответствующая никаким реальным
фонетическим явлениям. Однако это не
так, и определенные основания для
выделения признаков слога как минимальной
произносительной единицы все же
существуют. Об этом мы будем говорить
в специальном разделе этой главы.

Несмотря
на то что говорящий и слушающий — один
и тот же человек, носитель данного языка,
механизмы порождения и восприятия речи
не являются абсолютно симметричными.
Поэтому трудно согласиться с компилятивными
теориями слога, в которых он понимается
как артикуляторно-акустическая единица.
При таком понимании устанавливается
полный параллелизм между артикуляторными
движениями и изменениями звучности —
параллелизм, не подтвержденный ни одним
экспериментальным исследованием.

Устройство речевого аппарата человека

Речевой аппарат-совокупность органов человеческого организма, приспособленная
для производства и восприятия речи. Речевой аппарат в широком смысле
охватывает центральную нервную систему, органы слуха и зрения, а также
органы речи.
К органам речи, или речевому аппарату в узком смысле, относят:
губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа,
глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие.
По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и
пассивные

Активные органы речи производят те или иные движения, необходимые
для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для
их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки,
язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся
нижняя челюсть

Пассивные органы не производят самостоятельной работы
при звукообразовании и выполняют лишь вспомогательную роль. К пассивным
органам речи относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть.

Артикуляция звука речи

Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов
речи в определенной последовательности, то есть нужна вполне определенная
артикуляция. Артикуляцией называется работа органов речи, необходимая
для произнесения звуков.
Артикуляция звука речи складывается из набора движений и состояний органов
речи — артикуляционного комплекса; поэтому артикуляционная характеристика
звука речи оказывается многомерной, охватывая от 3 до 12 различных признаков.
Сложность артикуляции звука состоит также в том, что она является процессом,
в котором различают три фазы артикуляции звука: это приступ (экскурсия),
выдержка и отступ (рекурсия).
Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного
состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка
— это сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ
артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние.

О соотношении звуков и букв

Одно из самых замечательных открытий науки о языке середины прошлого
века может быть сформулировано кратко так: установление отличий звуков
от букв, с помощью которых эти звуки изображаются. Еще великие основоположники
сравнительно-исторического языкознания первой трети 19 столетия — Ф.
Бопп (1791 — 1867), Раск (1787 — 1832), Востоков (1791 — 1864) — часто
смешивали языки и звуки и буквы не умели четко формулировать сущность
различия между ними. И только во второй половине позапрошлого столетия
разграничение это нашло всеобщее и бесспорное признание. Несмотря на
то, что природа звуков совсем иная, чем природа букв, тем не менее эти
понятия соотносимы. Однозначного соответствия между звуком и буквой
нет, если бы оно было, то это был бы идеальный алфавит. Буква представляет
собой обозначение звуков на письме.

Классификация звуков

Классификация звуков речи основывается на акустической и анатомо- физиологической
характеристике звуков. Исходным при этом является деление всех звуков
на
гласные и согласные звуки. Совокупность гласных образует вокализм, совокупность
согласных — консонантизм.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Билет № 8. Классификация согласных по твердости/мягкости

Артикуляционное
отличие.

Мягкость – это
акустический результат при поднятии
средней части языка к твердому небу.

По латыни небо –
«палатум». Поэтому мягкие гласные
называются палатализованными, за
исключением согласного й,
для которого поднятие средней части
языка является не добавочной артикуляцией,
а основной. Поэтому й
– палатальный.

Приподнятие средней
части языка – примерно то же положение,
что и при произношении гласного и.

Твердые согласные
– отсутствие подъема средней части
языка.

У русских твердых
при этом наблюдается приподнятие задней
части языка (веляризация)

По школьной
программе всегда твердые: ц,
ш, ж
; всегда
мягкие: щ, ч,
й
.

На самом деле все
согласные имеют пары, кроме й.

Ц
становится мягким только перед звуком
с
пяся
(пяться).

Твердый ч
возможен только в позиции перед согласным
ш
луе
и в заимствовании по сочетанию .

У звука ж
есть мягкая пара, но ее особенность в
том, что он всегда при этом долгий.
Образуется при зж,
дж
– дрожжи, вожжи.

Ш
смягчается перед ч
– чистить, чаем.

Следовательно,
все согласные имеют пары по
твердости/мягкости, за исключением й.

Билет № 6. Классификация согласных звуков по способу образования

Виды согласных по
способу образования:

  1. Щелевые (фрикативные;
    в виде неполного смыка)

  2. Смычные (в виде
    полного смыка)

  3. Дрожащие (вибранты;
    в виде чередования смыка и размыкания)

Щелевые делятся:

    1. по месту расположения
      щели:

  • срединные (края
    языка прижаты к зубам, а посередине
    языка образуется щель; с,
    ш, щ, в, ф, й, х
    )

  • боковые (кончик
    языка упирается в зубы, края его опущены;
    л)

    1. по форме:

  • круглощелевые

  • плоскощелевые

    1. по количеству
      щелевых преград:

  • однофокусные

  • двуфокусные (ш,
    ж
    )

Смычные делятся:

  1. взрывные – после
    полной задержки воздуха – резкое
    размыкание органов речи; воздух выходит
    мгновенно, быстро

  2. аффрикаты –
    сложная артикуляция; слитное сочетание
    смычной и щелевой артикуляции; границу
    уловить нельзя, так как щелевой элемент
    очень краток, его нельзя тянуть

  3. носовые

  4. имплозивные (нет
    размыкания – оттого)

Интересные факты о гласных звуках «а» и «о»

Гласный звук «а» является одним из главных и наиболее распространенным во многих языках мира. Это первое, что учится выговаривать новорожденный ребенок. Специалисты утверждают, что звук «а» присутствует в абсолютно всех языках мира. К слову, в убыхском это единственная гласная. Специалисты по символике считают, что все буквы являются производными от «а».

Буква «а» имеет финикийское происхождение, как и многие другие. В графике многих алфавитов она изображена как треугольник с перекладиной посередине. Специалисты считают, что она символизирует голову быка. Это животное было особо почитаемым у финикийцев. В христианстве гласная буква «а» соотносится с пятью ранами Иисуса Христа.

Звук «о» является наиболее древним. Буква входила в финикийский алфавит более 3 тысяч лет назад. С тех пор она не изменилась. В церковных и старославянских азбуках буква звучит как «онъ».

Признаки, отличающие гласные звуки о согласных

1. Основное различие гласных и согласных состоит в их роли в слогообразовании.
Гласный звук всегда образует вершину слога, является сонантом, согласный
сопутствует сонанту, является консонантом.
2. Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различной
напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса
образования.
3. При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при
образовании большинства согласных (за исключением сонорных) соотношение
оказывается противоположным: шум доминирует над голосом.
Наличие двух типов звуков речи (гласных и согласных), различающихся
по артикуляции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно
от классификации согласных.

1.5. Основные параметры классификации гласных

Наиболее распространенной является артикуляционная классификация гласных. Так как при образовании гласных в речевом аппарате преграда не возникает, гласные

невозможно классифицировать по тем признакам, на которых строится классификация согласных: невозможно говорить ни о месте, ни о способе образования. Признак «участие – неучастие голоса» также нерелевантен (неважен), так как при образовании гласных голосовые связки обязательно работают.

В артикуляции гласных участвует весь речевой аппарат, но главную роль играет язык, так что основаниями классификации гласных в первую очередь служат:

-ряд (движение языка по горизонтали),

-подъем (движение языка по вертикали),

-а также работа губ.

Эти признаки характеризуют гласные в подавляющем большинстве языков мира.

Очень редко встречаются языки с минимальным числом гласных фонем, где различие ряда не имеет фонологического значения. Напр., адыгейский язык, где имеются три фонемы, различающиеся по подъему .

Английские фонетисты Бэлл и Суит (Alexander Melville Bell (1847–1905),Henri Sweet (1845–1912)) разработали таблицу гласных, в которой учитываются:

-3 положения языка при движении по горизонтали,

-3 степени его подъема.

В зависимости от того, какая часть языка поднимается при произнесении гласного, различаются гласные:

-переднего,

-среднего (смешанного),

-заднего ряда.

1)При произнесении гласных переднего ряда к твердому небу поднимается средняя часть языка, а кончик языка находится у передних нижних зубов; вся масса языка продвинута вперед:

-.

2)При произнесении гласных среднего ряда к небу поднимается весь язык, вытянутый вдоль полости рта:

-.

3)При произнесении гласных заднего ряда к мягкому небу поднимается задняя часть языка,

акончик языка отодвинут от передних нижних зубов; вся масса языка отодвинута назад:

-.

Разумеется, резких физиологических границ, отделяющих артикуляцию гласных одного ряда от гласных другого ряда, нет. Однако, в тех языках, где встречаются все эти артикуляторные типы, они достаточно четко выражены.

Движение языка по направлению к небу (твердому или мягкому) определяет степень подъема, или закрытость и открытость гласных. Этот признак связан со степенью раствора рта .

По признаку движения языка по вертикали различаются гласные:

-верхнего,

-среднего,

-нижнего подъема.

1)При образовании гласных верхнего подъема язык занимает самое высокое положение:

§ 17. Фонетическая транскрипция

Обычное
письмо, основанное на системе правил
орфографии, не дает единообразного
отражения звукового состава речи. Между
тем во многих случаях требуется совершенно
точное воспроизведение звучащей речи
(при обучении произношению, при записи
диалектной речи и т.д.). В этих случаях
используется особая система письма,
называемая фонетической
транскрипцией.

Фонетическая
транскрипция – это такое письмо, которое
основано на простейших, всегда
единообразных отношениях между звуками
и буквами, а именно: каждый звук
фонетической транскрипции обозначается
всегда только одним, одним и тем же
знаком; каждый знак всегда обозначает
один и тот же звук.

Имеются различные
системы фонетической транскрипции, в
том числе система Международной
фонетической ассоциации (МФА), основанная
на латинской графике и дополненная
некоторыми другими знаками.

По этой системе
транскрибируется устная речь на
западноевропейских языках. Для
транскрипции русской речи чаще всего
используется фонетическая транскрипция,
построенная на основе русской графики.

Для овладения
техникой фонетической транскрипции
необходимо руководствоваться следующими
указаниями:

  1. Обозначать каждый
    звук отдельным значком.

  2. Обязательно
    расставлять ударения в словах и на
    первых порах – силы, обозначающие
    степень редукции гласных на фоне
    ударного слога.

  3. Проклитики
    и энклитики писать слитно со словами,
    к которым они относятся, например:
    пъповоду, такл’и?

  4. Мягкость
    согласного обозначать апострофом
    справа над буквой, например: грас’].

  5. Буквы Е, Л, Ю, Я не
    употреблять, учитывая при этом, что в
    зависимости от позиции в слове каждая
    из этих букв может выполнять по две
    функции:
    5.1. В начале слов, после гласных
    и разделительных твердого и мягкого
    знаков они передают по два звука:
    и соответствующий гласный — , , , ;
    5.2. После согласных они передают
    соответствующий гласный звук (без
    согласного) и одновременно указывают
    на мягкость предшествующего согласного
    (за исключением всегда твердых , ,
    ).

  6. Долготу
    звуков обозначать черточкой над буквой:
    жоный
    кирпич

    (реже в транскрипциях долгота обозначается
    постановкой двоеточия после
    соответствующего звука: ж:оный).

  7. Буквы
    Щ не употреблять. Вместо нее писать ,
    например: .

  8. Продвинутость
    нередуцированных гласных по ряду
    (случаи аккомодации) обозначать точками
    над гласными слева или справа в
    зависимости от окружения согласными.
    Примеры: ч’˙ас,
    Ва˙л’а,

    Л’
    ˙
    о ˙н’а.

  1. Звук
    в сильной позиции обозначать ;
    в слабой позиции —
    [

  1. 1
    ], например: мо1
    jáша
    (сильной для звука считается позиция, когда он находится
    в одном слоге непосредственно перед
    ударным гласным: jэль,
    jурта).

  2. – знак для обозначения звонкого
    заднеязычного фрикативного (щелевого)
    согласного : Бо¡.

  3. Для
    обозначения озвонченного варианта
    аффрикаты , появляющегося на стыке
    слов, употреблять знак : Λт’эдз-был.

  4. Для
    обозначения озвонченного варианта
    аффрикаты ,
    появляющегося на стыке слов, употреблять
    знак :
    дод’ж’-была.

  5. , – знаки
    для обозначения редуцированных гласных
    (см. таблицу реализации гласных).

  6. При
    транскрибировании сложных слов нужно
    учитывать не только основное, но и
    побочное ударение, например: гőсыздбт,
    гőрысполкум.

  7. Такты
    (фонетические слова) писать слитно, в
    одно слово: мойбнгел.

  8. Паузы
    отмечать знаками /
    и //
    (большая пауза).

  9. Большинство
    гласных русского языка в потоке речи
    подвергается не только количественной,
    но и качественной редукции, что требует
    особого внимания к строгому учету
    позиций гласных, которые они занимают
    в словах по отношению к ударному слогу.
    В обобщенном виде эта сторона дела
    отражена в приводимой ниже схеме
    реализации гласных (табл. 4).

  10. Тексты, записанные
    фонетической транскрипцией, заключаются
    в квадратные скобки: .

Реализация
гласных современного русского

литературного
языка в потоке речи

Таблица
4

Фонемы

Фонетическая
структура слова

Абсо-лют-

ное

начало

позиции

2-й
и

остальные
предудар-ные. слоги

1-й
пред-

ударный
слог

Удар-ный
слог

Заудар-ные
слоги

2

силы

1

2

3

1

А,
О

Λ

После

Твердых

согласных

Ъ

Λ

Б,
У

Ъ

Э

ЫЭ
,
(ЭЫ)

ЫЭ
, (ЭЫ)

ЫЭ,
(ЭЫ)

Э

Ъ

А,О,Э

После

Мягких

согласных

ИЭ

ИЭ

Б,
У, Э

Ь

И

И

После
мягких

согласных

И

И

И

Ь(И)

После
твердых согласных

Ы

Ы

Ы

Ъ(Ы)

У

У

После
твердых и мягких согласных

У

У

У

У

Фонетика

Фонетика предназначена для изучения речевых звуков. Она занимает особое положение, которое определяется тем, что предмет её изучения — единицы языка, имеющие материальную природу. Звучащая речь образуется органами речи человека и колебаниями воздуха. Восприятие звучащей речи происходит органами слуха человека.

Фонетика имеет дело с самой минимальной единицей языка – звуком речи. Таких звуков бесконечное множество. Ведь произносит их каждый по-своему. Но можно выделить среди этого многообразия такие звуки, которые произносятся одинаковым способом. Способ образования — основа для классификации звуков.

Главное, что изучает фонетика, — классификация гласных и согласных звуков. Артикуляционно и акустически звуки речи бывают или гласными и согласными. Гласные обеспечивают речь певучестью. Согласные – шумом.

Когда воздух идёт из лёгких через голосовые связки и ротовую полость свободно, образуются звуки, которые называются гласные. Они различаются лишь обертонами, образующимися движениями языка и губ.

Согласные же звуки получаются, когда воздух преодолевает препятствия на своём пути. Они состоят из голоса и шума либо только шума. Разные способы образования и преодоления этих препятствий позволяют отличать согласные звуки друг от друга. На этих различиях строится классификация гласных/согласных звуков русского языка. Ее принципы мы рассмотрим далее.

Фонетика является разделом языкознания, в котором изучаются артикуляционные и акустические особенности речевых звуков. Артикуляционная фонетика занимается изучением анатомо-физиологической природы звука и механизмов его производства. Акустическая фонетика исследует звук как колебательные движения, осуществляемые прохождением его через голосовые связки и ротовую полость. Предметами изучения акустической фонетики являются его высота, сила, долгота и тембр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector