Как научить ребенка характеризовать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие

Содержание:

Как отличить твёрдый и мягкий согласный?

Чтобы узнать, соглас­ный явля­ет­ся твёр­дым или мяг­ким, сна­ча­ла про­из­не­сём сло­во и послу­ша­ем, как зву­чит иссле­ду­е­мый звук:

  • вар — вилка
  • знак — корзина
  • сом — серый
  • хоро­шо — хитрый

Также учтем, что в пись­мен­ной речи мяг­ки­ми явля­ют­ся соглас­ные, после кото­рых пишут­ся буквы:

1. «е», «ё», «и», «ю», «я»:

  • белый
  • пёст­рый
  • сан­ки
  • рюм­ка
  • вялый

2. Мягкость мно­гих соглас­ных, кро­ме непар­ных  , , , и , выра­жа­ет «ь»:

  • большой
  • семь
  • ска­терть
  • борьба .

Учтём, что «ь», кото­рый пишет­ся после все­гда твер­дых шипя­щих «ж», «ш» слу­жит не для их смяг­че­ния, а для обо­зна­че­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния или гла­голь­ных форм:

  • дрожь
  • гуашь
  • поешь
  • замажь
  • не тре­вожьтесь .

3. Мягкими по зву­ча­нию могут быть соглас­ные в соче­та­нии несколь­ких зву­ков, если после­ду­ю­щих мяг­кий соглас­ный повли­ял на преды­ду­щий. Этот фоне­ти­че­ский про­цесс смяг­че­ния соглас­но­го в зави­си­мо­сти от его пози­ции в сло­ве назы­ва­ет­ся упо­доб­ле­ни­ем по при­зна­ку твёрдости/мягкости, или асси­ми­ля­ци­ей (лат. assimilatio — «упо­доб­ле­ние»).

Понаблюдаем, как соглас­ные зву­ки вли­я­ют друг на друга:

  • пенсия
  • банщик
  • пончик
  • болезнь
  • кости

Учтём, что это фоне­ти­че­ское зву­ча­ние мяг­ко­сти соглас­ных не отоб­ра­жа­ет­ся в пись­мен­ной речи.

В соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфо­гра­фии мяг­кий знак не пишет­ся в сте­че­нии соглас­ных нч, чк, чн, рщ, рч и пр.

Слова с мягким знаком — разделительным, на конце, с 2 мягкими знаками, на конце после шипящих: примеры, правила 2 класса

Мягкий знак не имеет звука и никак не обозначается, но роль в нашем русском языке у этой буквы другая — это показатель мягкости согласных звуков в письменной форме. Кроме этого такая буква разделяет звуки в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком проходят во 2 классе. Вот правила:


Правила правописания мягкого знака

Слова с мягким знаком на конце слова — вот правила их написания:


Правила правописания мягкого знака
Правила правописания мягкого знака

Слова с 2 мягкими знаками — правила, примеры:

  • В своей речи мы часто используем слова с 2 мягкими знаками, и даже не замечая этого. К примеру: деятельность, лояльность, прибыльность, стабильность и так далее.
  • Особенность этих слов заключается в том, что один мягкий знак пишется в суффиксе «-ость», а второй — в середине слова, после буквы «л».
  • Поэтому вы можете образовать любые слова с 2 мягкими знаками.
  • В русском языке есть правило, что после «л» в середине слова, перед любой согласной буквой пишется «ь». Продолжаем придумывать примеры: самодеятельность, жизнедеятельность, непроизвольность и так далее.
  • Только буква «л» в русском языке дает такую мягкость, что после нее нужно писать этот знак.
  • Глаголы неопределенной формы также могут иметь два мягких знака: измельчать, уменьшить, соскользнуть.
  • Наречие «вскользь» также относится к этому правилу. Также как и существительное «сельдь» и многие другие слова русского языка. Этот список можно продолжать бесконечно.

Есть еще правила, где пишется мягкий знак по определенным правилам. Запомните их, чтобы писать грамотно и правильно.

Слова с мягким знаком на конце после шипящих — правила, примеры:


Правила правописания мягкого знака

Не пишется «ь» после шипящих в таких случаях:


Правила правописания мягкого знака

Словарь антонимов

МЯГКИЙ — ТВЕРДЫЙМягко — твердомягкость — твердостьМягкое яблоко — твердое яблоко. Мягкая древесина — твердая древесина. Мягкий карандаш — твердый карандаш. Мягкий характер — твердый характер. Ο Мягкая поверхность земли, уступая ноге человека, не глубоко тонет под ней: сейчас слышен твердый грунт. С. Аксаков. Записки ружейного охотника. По мягкому снегу идти было еще ничего, но как только он ступил на твердый, обдутый ветрами, покрытый ледком горб дороги, боль стала такой нестерпимой, что он остановился. Б. Полевой. Повесть о настоящем человеке. Ни у кого из того общества, в котором жил князь Андрей,… он не видал такого твердого и вместе мягкого взгляда полузакрытых и несколько влажных глаз. Л. Толстой. Война и мир. Да будет мягким сердце, твердой — воля! Пусть этот нестареющий наказ Напутствием послужит каждой школе, Любой семье и каждому из нас. Маршак. Лирические эпиграммы.МЯГКИЙ — ЖЕСТКИЙМягко — жесткомягкость — жесткостьМягкие волосы — жесткие волосы. Мягкая ткань — жесткая ткань. Мягкий характер — жесткий характер. Ο Надобно пробовать, как бьет ружье в цель мелкою и крупною дробью, как рассевает дробь, глубоко ли входят дробины в доску и какая доска, мягкая или жесткая. С. Аксаков. Записки ружейного охотника. У него на шее небольшая опухоль, которая мешает ему носить жесткие крахмальные воротнички, и поэтому он всегда ходит в мягкой полотняной или ситцевой сорочке. Чехов. Палата № 6. тихонько положила свою мягкую ручку на его жесткую и широкую ладонь. Тургенев. Отцы и дети. Кожа на его лице из жесткой постепенно превратилась в мягкую. Салтыков-Щедрин. Губернские очерки. Она — в коротком платье, в нарядной белоснежной фате…, необыкновенно идущей к ее русой, небрежно подстриженной под мальчика голове — на вид жесткой, а на самом деле, если потрогать, мягкой, как шелк. Катаев. Кубик. Тень абажура делила ее лицо пополам: лоб, волосы, глаза, прикрытые тенью, были мягкими и молодыми, а ярко накрашенный рот, подбородок, шея казались Андрею жесткими, и голос звучал суховато и рассудительно. Гранин. Искатели. Разумеется, масса состоит из отдельных лиц, а отдельные лица не тождественны между собою. В массовом движении участвуют и худые и полные, и низкие и высокорослые, и русые и черноволосые, и робкие и смелые, и слабые и сильные, и мягкие и жесткие индивидуумы. Плеханов. К психологии рабочего движения.МЯГКИЙ — ЧЕРСТВЫЙМягкость — черствостьМягкая булка — черствая булка. Мягкий человек — черствый человек. Ο Черствый хлеб сытнее мягкого: в нем меньше влаги. М. Горький. В степи.Ср. Мягкий — резкий. Мягкий — суровый

В словаре Даля

вообще: крепкий, упористый по составу, плотности своей;
посему твердый, противопол. жидкий. Твердые тела, — вещества, не жидкие,
сохраняющие, при известных условиях, вид, образ свой, хотя они могут
быть и мягки, и плавки и пр. Лед твердое тело, вода жидкое. | Твердый,
противопол. мягкий, рыхлый; крепки и жестки, хотя при том, можеть быть,
хрупкий, ломкий, неупругий. Песчаник тверже, но хрупче известняка. Сталь
твердой закалки. Нет вещества тверже алмаза. | Прочный, надежный,
незыблемый, крепкий. На твердом материке хорошо строить, а на плохом
надо класть твердое основанье. При пасынках столбы тверже стоят. Он не
тверд на ногах, либо хил, либо хмелен. Слон твердо стоит. Вбей гвоздь
потверже, зеркало тяжелое. | *Твердый духом, нравом, стойкий, нешаткий,
неунывающий. Твердое намеренье, неизменное, конечное. Чтобы отстать от
порока, нужна твердая решимость. У него твердая память, что раз узнал,
то помнит. Он твердо знает урок. Я твердо помню, что это было в среду.
Он не тверд в уме, слабоумен, забывается. Твердое произношенье, жесткое,
грубоватое; твердые буквы; п, ф, к, т, ш, с (р, х, ц, ч, щ), ъ, говор.
сравнительно с мягкими: б, в, г, д, ж, з, ь; иные наоборот, считают эти
мягкие твердыми (?). Твердый, лад, тон, муз. дурный, мажорный; мягкий,
мольный, минорный. Укрепить что твердо, плотно, крепко, прочно, чтоб не
шаталось. Стою твердо в слове своем, утверждаю сказанное. Он еще
нетвердо читает. Он твердехонько врет, и не запнется. Твердо крепку
брат. И редко шагает, да твердо ступает. Пьяный Тит псалмы твердит. |
Твердо, названье буквы, см. т. Твердо он то, да и то подперто (или
заперто). Твердоватый камень, изрядной твердости. Твердость ж.
-доватость, твердота, свойство, состоянье по прилаг. Для означенья
степени твердости вещества, берут известные примеры: твердость
стекляная, железная, стальная, алмазная. *Твердость души, духа красит
мужа. Твердель ж. твердость на деле, жесткое, твердое вещество. Твердить
что, утверждать, укреплять, бол. с предлогом. Почал город твердить
(князь), стар. | *Повторять, говорить, напоминать себе или другим все
одно и то же. Твердить урок, протверживать, заучать. Бывало я большия
роли тверживал в одно утро. Он все свое твердит, все одно и то же.
Сколько ни твердил я ему: берегись, ну нет, таки попался! -ся, страдат.
Попусту твердится, что к сердцу не ложится. Твердеть, становиться
твердым, тверже и крепче, жестче прежнего. От стужи все твердеет, от
тепла жидеет. Известняк твердеет на воздухе. Лед твердеет, уж ходят
за-реку. Втверди ему это в голову. Вытвердил ли урок свой? Дотвердился
до того, что послушались его. Затвердил, что сорока Якова, одно про
всякого. Опухоль затвердела. Натвердили ему пустяков. Язва кругом
отвердела. Лед затвердел. Подтверди кучеру, чтоб был дома. Перетверживай
ты зады, протверживай их. Утвердить цены. Не утверждай, чего не знаешь.
Здесь утвердился такой обычай. Тверженье, действие того, кто твердить.
Тверденье, состоянье того, что твердеет. Твержа, твердель, твердь церк.
твердило ср. стар. твердыня, укрепленье, крепкое место, крепость.
Разорил еси, иерарше, еретиков твержы! Мин. И сотворит тверделем убежищ
с богом чуждым. Даниил. Сильна Богом на разорение твердем. Коринф.
Место, идеже узники царевы держат ту в твердиле. Быт. Бог твердыня наша.
И твердыни падают. Твердыни… изверже на землю, Иеремия. Хороши были
твердыни, да собаки изрыли! | Твердь, всякое твердое основанье, опора,
подпора, на что можно стать, поставить что, или опереться. Дайте мне
твердь, сказал Пифагор, и я сворочу шар земной! Воздушным шаром править
нельзя, потому что тверди нет. Основаяй землю на тверди ее. Посл. Твердь
земная, материк, суша, земля, толща. Твердь небесная, весь видимый нами
безграничный простор вкруг земли нашей, относимый глазом к одной полой
плоскости, на которой являются нам все светила. Твердные светила,
небесные. Перед войском троян твердобранных, Гнедич. Твердокаменная
грудь, Державин -копытный конь. -головый шашень. -грудая черепаха.
Твердозём, не рыхлая сплошная почва. -листное растенье. -душие,
доблестная стойкость; -сердие и -сердечие, жестокость, черствость
сердца. Сыновие жестоколичные и твердосердечные, Иезек. -умие,
твердодушие, разумная стойкость. -чешуйчатые рыбы.

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 9,
Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 6,
Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 2,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 152,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 163,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение стр. 55,
Чуракова, Учебник

Упражнение 26,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 30,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 5,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 136,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 107,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 110,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 122,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 132,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 143,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 25,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 1,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1

Упражнение 3,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1

Упражнение 5,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1

3 класс

Упражнение 124,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 52,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 39,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 43,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 29,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 30,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 25,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 239,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 45,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 34,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Упражнение 57,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 54,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 174,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 279,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 280,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 310,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 312,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 193,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 550,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Разделительный мягкий знак

Буква  Ь  используется в словах в качестве разделительного знака. Пишется мягкий знак внутри слов после согласных, за которыми следует гласная  Е,  Ё,  И,  Ю  или  Я.  Например:

кольельёт,  соловьивьюга,  звенья.

При произношении слов с разделительным мягким знаком всегда слышится звук  .  Разделительный  Ь  указывает на то, что буквы  Е,  Ё,  И,  Ю,  Я  обозначают два звука:

Е ,   Ё ,   И ,   Ю ,   Я .

Разделительный  Ь  не пишется после приставок.

Примечание: разделительный мягкий знак пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед буквой  О:

почтальон,  бульон,  батальон,  медальон,  шампиньон.

Разделительный  Ь  используется для того, чтобы при произношении слов согласная буква не сливалась с гласной.

В словаре Фасмера Макса

твёрд, тверда́, твёрдо, укр. тверди́й, блр. цвёрды, др.-русск. твьрдъ, ст.-слав. тврьдъ βέβαιος, ἀσφαλής (Клоц., Супр., Рs. Sin., Еuсh.), болг. твърд, -а, сербохорв. твр̑д м., твр́да ж., словен. tȓd м., tŕdа ж., чеш., слвц. tvrdý, польск. twardy, в.-луж. twjerdy, н.-луж. twardy.Праслав. *tvьrdъ родственно лит. tvìrtas «твердый, прочный», лтш. tvir̂ts «крепкий, твердый», далее сюда же твор, твори́ть, тварь. Колебание d:t объясняют из первонач. конца основы на согласный (Мейе, Ét. 319, 321; ВSL 29, 31; И. Шмидт, Vok. 2, 31; Траутман, ВSW 334; М.–Э. 4, 292; Педерсен, Kelt. Gr. I, 54). Сюда же др.-русск. твьрдь ж. «небосвод, небесная твердь, укрепление, темница» (Срезн. III, 942 и сл.), а также твереди́ть «обременять непосильной ношей» (Даль, псковск., тверск.). См. тве́ржа.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ.
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Задания для детей

Закрепить выученный материал помогут упражнения. Мы рекомендуем один урок посвятить изучению мягких и твердых согласных звуков, а на втором занятии основной темой сделать глухие и звонкие. Если вы проводите уроки для дошкольника, то в цветных табличках обозначайте твердые согласные звуки синим, мягкие звуки — зеленым, а гласные звуки — красным цветами. Так делают в школе, если вы выберете собственные цветовые обозначения, то можете запутать малыша.

Самый простой способ обучения — это использование специальных карточек со слогами и звуками. Можно приобрести уже готовый комплект или сделать их самостоятельно: распечатать и разрезать. С помощью карточек с буквосочетаниями можно не только разбирать новые темы, но и составлять слова, тем самым расширяя словарный запас ребенка. Эта же методика используется для обучения чтению. Не забывайте постоянно приводить простые и понятные примеры, которые должны сопровождать каждое новое правило.

Лучше придумывать интересные истории. Они превращают скучные правила в увлекательное путешествие по стране под названием Фонетика. Рассказ о войне между гласными и согласными при активном участии мягкого знака — это всего лишь пример, который может вдохновить вас на создание собственных увлекательных сказок.

Сначала ребенок должен работать только со слогами. Предложите ему определять тип согласных звуков в каждом из них. Когда этот материал будет закреплен достаточно хорошо, можно приступать к работе со словами. На первых порах лучше выбирайте короткие: рак, сук, стог, бок, вор, сад, ток. Можно давать ребенку каждый день по 10-15 слов, и предложить ему выписывать только те, в которых есть мягкие или твердые согласные. Также попробуйте игру наоборот, в которой ребенок должен будет сам подобрать слова с определенным типом звуков.

Можно приобрести специальный звуковой алфавит, который обучает малышей через сказки и песни. Парные звуки хорошо запоминаются по словам-двойняшкам. Вам необходимо выписать их на отдельные карточки. Например, лук-луг, голос-колос, игру-икру, стог-сток, глубок-клубок. Сначала необходимо показать ребенку эти пары, а затем объяснить разницу их значений. Чтобы закрепить материал, предложите своему маленькому ученику составить предложения с каждым из этих слов. Если он действительно понял смысл каждого слова, то сумеет правильно добавить его в предложения.

Когда ребенку с большим трудом дается новая информация и разницу между твердыми и мягкими согласными звуками он не видит, попробуйте переключить его внимание на положение языка во время произношения. Предложите ему простое задание: превратить согласные из твердых в мягкие с помощью гласных: па-пя, су-сю, са-ся и так далее

По таким же правилам проводится простая игра со словами, в которых звуки из твердых становятся мягкими или наоборот: лук-люк, рад-ряд, угол-уголь.

К изучению твердых и мягких звуков можно приступать только после того, как малыш уже освоил согласные и гласные. Также ему следует объяснить, в чем заключается разница между звуком и буквой. Первый не обладает каким-либо значением, но отражает звучание тех или иных букв, которые в свою очередь являются символьными знаками в письме. Если выразиться проще, то звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем. В русском языке есть целых 42 звука. Их на 9 больше, чем букв в алфавите.

Откуда берется такая разница, родители должны объяснить еще при изучении гласных и согласных. Не забывайте каждый день отрабатывать выученные правила. Ребенок запомнит новую информацию, если учитель поможет ему ее закрепить и довести практически до автоматизма. Если у малыша что-то не получается, попробуйте привести другие примеры или разработать игры, которые его действительно заинтересуют.

В словаре Д.Н. Ушакова

ТВЁРДЫЙ, твёрдая, твёрдое; твёрд, тверда, твёрдо и твердо.1. Способный сохранять неизменными свою форму и размер, не имеющий свойства течь, растекаться; ант. жидкий (физ.). Твердое тело. Граница между твердым и жидким состоянием тела не является абсолютной.2. Такой, что нельзя смять, не уступающий давлению, жесткий, крепкий; ант. мягкий» title=’что такое мягкий, значение слова мягкий в словаре Ушакова’>мягкий. Кусок хлеба, твердый как камень. Волны разбиваются о твердые скалы. Твердая, засохшая глина. Твердая кожа. Твердое нёбо (анат.).3. перен. Непоколебимый, стойкий, лишенный сомнений, свободный от изменчивости. «Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, но ты останься тверд, спокоен и угрюм.» Пушкин. «Да, я не изменюсь и буду тверд душой.» Лермонтов. «И твердый Сусанин весь в язвах упал.» Рылеев. Проявить твердую волю. Принять твердое решение. Твёрдо (нареч.) решить что-нибудь. «Ибрагим не мог надивиться быстрому и твердому его разуму.» Пушкин. Твёрдо (нареч.) стоять на своем. «Вот что, Фома, — вновь заговорил он сурово и твердо (нареч.), — скоро я помру.» М.Горький. «В обстановке этой предвоенной свистопляски, охватившей целый ряд стран, ·СССР продолжал стоять за эти годы твердо (нареч.) и непоколебимо на своих мирных позициях…» Сталин.| Проникнутый уверенностью и решительностью (о внешности). Твердый взгляд. «Поступь, осанка тверда.» Некрасов.4. Отчетливый, ясный, безошибочный. В здравом уме и твердой памяти. Твердые знания. Твердо (нареч.) запомнить, выучить что-нибудь. Пьеса юным скрипачом была сыграна не твердо (нареч.).| только *****

Разделительный твёрдый знак

Буква  Ъ  используется только в качестве разделительного знака. Пишется твёрдый знак после приставок, оканчивающихся на согласную букву, за которыми следует гласная  Е,  Ё,  Ю  или  Я.  Например:

объяснение,  съёжиться,  въезжать.

Разделительный твёрдый знак пишется в сложных словах, первую часть которых образуют числительные  ДВУХ-,  ТРЁХ-  и  ЧЕТЫРЁХ-,  за которыми следует гласная  Е,  Ё,  Ю  или  Я.  Например:

двухъярусный,  четырёхъядерный,

но

двухэтажный,  трёхочковый.

Разделительный  Ъ  используется для того, чтобы при произношении слов согласная буква не сливалась с гласной.

Твёрдый знак не пишется:

  1. Перед гласными  А,  О,  У,  Э.  Например:

    безаварийный,  подоконник,  подучить,  сэкономить.

  2. В сложносокращённых словах. Например:

    детясли (детские ясли).

2.Акустическая и артикуляционная теории слогоделения.

Каждый
слог представляет собой волну звучности,
где гласный, всегда обладающий большей
звучностью, образует вершину этой волны.
Согласные расположены на склонах волны,
что обеспечивает постепенное нарастание
звучности и ее падение. Такая организация
звуковой цепи помогает слушающему
воспринять ритмическую организацию
сообщения — т. е. число слогов и
приблизительное консонансное наполнение,
отраженное в громкости согласных.

Такое
понимание слога было основано на анализе
односложных слов, где акустическая
картина чаще всего так и организована:
в словах там, зло, душ и др. сонорность
постепенно нарастает от начала слова
к его центру — гласному, а затем
ослабляется на следующем согласном.
Однако даже на примере односложных слов
мы видим, что далеко не всегда слоговая
организация выполняет приписываемую
ей функцию. Во-первых, много слов
начинается с гласного, т. е. с резкого
нарастания сонорности, или заканчивается
гласным, т. е. вершиной сонорности.
Во-вторых, существуют слова, в которых
плавное нарастание сонорности от начала
слога к его вершине нарушается: льды,
ртуть, мстить — эти слова начинаются с
сонантов, более звучных согласных, чем
следующие за ними шумные, и тем не менее
мы не сомневаемся, что это — односложные
слова. Такие же нарушения функций слога
как волны сонорности наблюдаются и в
словах типа люстр, смысл, цикл, где
наблюдается всплеск звучности на конце
слова, после шумного согласного на
сонорном. Акустическая интерпретация
слога как фонетической единицы на
материале русского языка обоснована в
работах нашего крупнейшего фонетиста
Р. И. Аванесова.

Сторонники
артикуляторной природы слога обращают
внимание на то, что сочетания согласных
и даже одиночные согласные очень трудно
произносить без гласных. Гласный, являясь
центром слога, облегчает артикуляцию,
позволяя говорящему человеку
последовательно переходить от сложных
артикуляций согласных к более простым
артикуляциям гласных

Широко распространена
характеристика слога как единицы,
обусловленной свойствами речевого
дыхания, которое характеризуется
выдыхательными толчками: в один слог
входят звуки, которые можно произнести
на одном выдыхательном толчке, и
количество слогов определяется
количеством толчков.

Л.
В. Щерба был сторонником артикуляторной
природы слога и понимал слог как единицу
мускульного напряжения. Теорию слога,
разработанную Л. В. Щербой, мы тоже
рассмотрим в связи с проблемами
слогоделения.

Самые
тщательные экспериментально-фонетические
исследования акустических и артикуляционных
характеристик, направленные на
установление бесспорных признаков
слога, не дают однозначных результатов.
Именно поэтому возникло мнение, что
слог — некоторая условная единица,
«придуманная» фонетистами и не
соответствующая никаким реальным
фонетическим явлениям. Однако это не
так, и определенные основания для
выделения признаков слога как минимальной
произносительной единицы все же
существуют. Об этом мы будем говорить
в специальном разделе этой главы.

Несмотря
на то что говорящий и слушающий — один
и тот же человек, носитель данного языка,
механизмы порождения и восприятия речи
не являются абсолютно симметричными.
Поэтому трудно согласиться с компилятивными
теориями слога, в которых он понимается
как артикуляторно-акустическая единица.
При таком понимании устанавливается
полный параллелизм между артикуляторными
движениями и изменениями звучности —
параллелизм, не подтвержденный ни одним
экспериментальным исследованием.

Большой толковый словарь

ТВЁРДЫЙ, -ая, -ое; твёрд, тверда, твёрдо, твёрды и тверды; твёрже. 1. только полн. Способный в обычных условиях сохранять свою форму и размер (в отличие от жидкого и газообразного). Т-ое тело. Т-ые вещества. Т-ое и жидкое топливо. Вещество находится в твёрдом состоянии. 2. Такой, который с трудом поддаётся сжатию, сгибанию, резанию и т.п. (противоп.: мягкий). Т. грунт. Т-ые сорта древесины. Т-ое яблоко. Т. карандаш (с крепким графитом). Т. хлеб (чёрствый). Т-ые сплавы (высокой прочности). Т-ая пшеница (с высоким содержанием белка и особым качеством клейковины). Т-ое нёбо (спец.; покрытая слизистой оболочкой костная перегородка, образованная черепными костями и отделяющая ротовую полость от носовой). Стоять на твёрдой почве (также: иметь прочное обоснование для своих дел, планов и т.п.). // Жёсткий на ощупь. Т-ая мозоль. Т. наст. 3. Установленный и не подлежащий произвольным изменениям; устойчивый. Т-ые цены. Т-ая зарплата. Т. график работы. 4. Такой, который устоит, не отступит перед чем-л., останется верным своим убеждениям, целям, намерениям; стойкий, непоколебимый (о человеке). Быть твёрдым по своим убеждениям. Остаться твёрдым в своём решении. Т. нрав, характер, дух (сильный, решительный). Т. тон, голос (выражающий решительность и непреклонность). 5. Такой, от которого не отступают, которому не изменяют; непоколебимый, нерушимый. Т-ое решение. Т-ое намерение. Т-ая уверенность. Т. порядок. Т-ое расписание. Т-ое слово (об обещании, на которое можно положиться). Дать т. отпор (решительный). Т-ая власть (требующая безусловного подчинения, повиновения). 6. Устойчивый, не шаткий. Т-ая точка опоры. Стоять где-л. твёрдой ногой (прочно, уверенно). Т-ая рука у кого-л. (также: о сильном, властном человеке, умеющем подчинять себе, своей воле других). 7. Устойчивый, не колеблющийся, уверенный (о походке, движениях и т.п.). Т. шаг. Т-ая походка 8. Хорошо усвоенный; ясный, безошибочный (о знаниях). Т-ые знания. Т-ые представления. Т-ая память (хорошая, прочная). 9. Резких, прямых, отчётливых очертаний, линий (о чертах лица и т.п.). Т. профиль. Т. рисунок лба. // Прямой, ровный. Т. почерк (прямой, ровный). Твёрдая валюта. Валюта, которая может быть беспрепятственно обменена на другую валюту. Твёрдый знак. Название буквы «ъ». Твёрдые согласные звуки. Лингв. Звуки, произносимые без приближения средней части языка к твёрдому нёбу. Твёрдо, твёрже; нареч. (4-8 зн.). Т. отстаивать взгляды. Т. знать правила. Т. решить. Т. сказать. Т. стоять. Т. установить. Т. шагать. Рука т. лежит на руле. Т. очерченный подбородок. Твёрдо-натвердо (см.).

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

  • По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
  • Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
  • * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
  • Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
  • Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Звонкие и глухие

Звонкими называют звуки, состоящие из голоса и шума, а глухими, состоящие только из шума. Звонкий согласный производится за счёт вибрации голосовых связок. Если дотронуться до шеи в области горла и издать «ЗЗЗЗЗЗЗ….», можно почувствовать эту вибрацию. Если делать то же самое, произнося «ССССССС…» — никакой вибрации не будет.

Непарные и парные по глухости звонкости

В русском языке 22 парных звонких и глухих согласных и 14 непарных.

  • 11 – , , , , , , , , , , – парные звонкие;
  • 11 – , , , , , , , , , , – глухие парные;
  • 9 – , , , , , , , , – это звонкие непарные;
  • И ещё 5 – , , , , – это непарные глухие .

Парный звонкий оглушается:

  • в конце слова — дуб , пирог , улов ;
  • перед глухими согласными — коробка , книжка , указка .

Парный глухой озвончается:

перед звонким согласным — сдоба , косьба .

Непарные по звонкости/глухости не оглушаются и не озвончаются, независимо от того, в каком месте слова или перед какими звуками они находятся.

Например: вор , ком , горка , панамка .

Примеры слов с разделительным твердым знаком

1. Разделительный твер­дый знак пишет­ся в сло­вах после рус­ской при­став­ки на соглас­ный и перед кор­нем, начи­на­ю­щим­ся с букв «е», «ё», «ю», «я», напри­мер:

  • необъ­ят­ный
  • съё­жить­ся
  • изъ­яви­тель­ное
  • съехид­ни­чать
  • взъеро­шить
  • разъ­ярить­ся
  • изъ­ез­дить
  • подъ­е­хать
  • подъ­езд
  • изъ­язв­лен­ный
  • объ­еди­не­ние
  • объ­яв­ле­ние
  • объ­яс­не­ние
  • безъ­языч­ный
  • сверхъ­яс­ный
  • межъ­ярус­ный.

2. Буква «ъ» пишет­ся перед «е», «ю», «я» в сло­вах, име­ю­щих в сво­ем соста­ве окан­чи­ва­ю­щи­е­ся на соглас­ный латин­ские при­став­ки аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об-, суб- или ино­языч­ные морфемы-приставки контр-, пан-, транс-. Во мно­гих этих сло­вах при­став­ки уже не выде­ля­ют­ся в каче­стве само­сто­я­тель­ной мор­фе­мы, например:

  • абъ­юра­ция (пуб­лич­ное отре­че­ние от веры или от сво­их убеждений);
  • адъ­ютант;
  • адъ­юнкт (аспи­рант, асси­стент в воен­ных академиях);
  • адъ­юнк­ту­ра (аспи­ран­ту­ра в воен­ных академиях);
  • адъ­ек­тив­ный;
  • адъ­ек­ти­ва­ция;
  • дизъ­юнк­ция (про­ти­во­по­став­ле­ние вза­и­мо­ис­клю­ча­ю­щих, но одно­род­ных признаков);
  • инъ­ек­ция;
  • инъ­е­ци­ро­вать;
  • инъ­ек­ци­он­ный;
  • инъ­юнк­тив (внут­рен­нее соединение);
  • интеръ­ек­ция;
  • интеръ­ек­ци­он­ный;
  • конъ­ек­ту­ра;
  • конъ­юнк­ту­ра;
  • конъ­юнк­тур­ный;
  • конъ­юнк­тур­щик;
  • конъ­юнк­ти­ва;
  • конъ­юнк­ти­вит,
  • контръ­ярус;
  • объ­ект;
  • объ­ек­тив­ный;
  • субъ­ект;
  • субъ­ек­тив­ность;
  • трансъ­ев­ро­пей­ский;
  • панъ­ев­ро­пей­ский.

3. Пишется раз­де­ли­тель­ный «ъ» в слож­ных сло­вах после чис­ли­тель­ных двух-, трёх-, четырех- перед бук­ва­ми «е», «ё», «ю», «я», напри­мер:

  • двухъ­ярус­ная кровать;
  • двухъ­языч­ный документ;
  • двухъ­яр­до­вый;
  • трехъ­языч­ный словарь;
  • четы­рехъ­ядер­ный;
  • четы­рехъ­яр­до­вый.

Скачать ста­тью: PDF

Рубинчик Людмила Ивановна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector