Что такое сонорные звуки?

Дополнительная артикуляция

§
21.
Одновременно
с основной артикуляцией звука может
осуществляться дополнительная
артикуляция. В русском языке дополнительные
артикуляции свойственны преимущественно
согласным звукам 24 .
Дополнительная консонантная артикуляции
отличается от основной степенью сужения
в речевом тракте. В месте дополнительной
артикуляции сужение меньше, чем в месте
основной (обычно оно бывает таким же,
как при артикуляции аппроксимантов или
гласных). В русском языке представлены
три типа дополнительных артикуляций:

лабиализация

– округление губ (этот тип артикуляции
характеризует согласные в позиции
перед гласными и );

палатализация

– смещение тела языка вперед и вверх
в направлении твердого неба;

веляризация

– смещение тела языка назад и вверх в
направлении мягкого неба (см. рис. 47,48
в Приложении А).

В
русском языке дополнительная артикуляция
характеризует большинство согласных
звуков. Все мягкие согласные, кроме
и ,
являются палатализованными, а все
твердые, кроме велярных , , , –
веляризованными. Согласный
не может быть палатализованным, так как
место его основной артикуляции совпадает
с местом дополнительной артикуляции
палатализации, а согласные , , не
могут быть веляризованными, поскольку
место их основной артикуляции совпадает
с местом дополнительной артикуляции
веляризации. Таким образом, с артикуляционной
точки зрения не существует непарных по
тведости/мягкости согласных 25
(кроме и ).

Непалатализованные
и невеляризованные согласные возможны
в русском языке в консонантных сочетаниях
в положении перед мягким согласным
(с

нег
,
з

мейка

и т.п.). Такие согласные, а также согласные
с незначительной степенью палатализации,
называются полумягкими
.

Термины «твердый»
и «мягкий» согласный не вполне
идентичны артикуляционным терминам
«веляризованный» и «палатализованный»
– так, невеляризованнные , , в
СРЛЯ являются, тем не менее, твердыми
согласными, а непалатализованный –
мягким.

Степень
палатализации и веляризации может быть
различной как в разных языках, так и в
одном языке. Например, палатализация у
зубных согласных в русском языке выражена
ярче, чем у губных, а наибольшей степенью
веляризации характеризуются русские
, , и .

Наличие дополнительной
артикуляции (особенно в месте, близком
к основной) может приводить к изменению
места и способа основной артикуляции.
При образовании мягких , , и
особенно артикуляционный фокус
смещается назад по сравнению с
соответствующими твердыми (так что
в произношении большинства носителей
СРЛЯ является, строго говоря, не зубным,
а альвеолярным); при артикуляции ,
, наоборот, артикуляционный фокус
смещается вперед по сравнению с
соответствующими твердыми. Наиболее
значительно изменяется место образования
у палатализованных , , : в
отличие от задненебных , , , они
являются средненебными, оставаясь при
этом заднеязычными.

Изменение
способа образования при палатализации
наиболее ярко проявляется у зубных
согласных: мягкие , так сильно
аффрицируются (приобретают фрикативную
фазу), что с артикуляционной точки зрения
становятся аффрикатами ,
.

В
транскрипции дополнительные артикуляции
обычно обозначаются диакритическими
значками (мягкость не обозначается,
так как он никогда не бывает и не может
быть твердым физиологически). В русской
фонетической традиции веляризация
согласных по традиции не обозначается 26 .
Полумягкость согласного может быть
обозначена точкой справа вверху у
соответствующего символа: .

Дополнительные
артикуляции чаще всего возникают в
истории языка из явлений коартикуляции.

Произношение английских глухих согласных звуков видео

Продолжаем изучать фонетику английского языка. Английские глухие согласные, по сравнению со звонкими согласными, располагают более напряженным произношением. При их артикуляции ые связки не создают вибрацию, а акустический эффект достигается за счет энергичного напряженного выдоха воздуха.

Среди согласных звуков в английском языке выделяется 6 пар, которые состоят из звонких и глухих фонем соответственно. Это так называемые парные согласные звуки: — , — , — , — , — , — . Но есть, конечно, и другие глухие согласные, изучению произношения которых посвящена данная статья.

В английском 8 глухих звуков – , три из которых считаются взрывными , эти фонемы произносятся с придыханием (аспирацией). Аспирация – звуковой эффект в виде небольшого выдоха струи воздуха. Придыхание возникает в момент быстрого размыкания преграды (зубов и/или губ).

Как научиться произносить взрывные звуки?

Для русской речи характерно размыкание медленное, а для английской – мгновенное, резкое, энергичное. Быстрая струя воздуха вырывается не из ротовой полости, а прямо из легких, создавая нужный шум. В итоге между конечным глухим взрывным согласным и началом последующей гласной фонемы слышится некий выдох. Это и есть аспирация или придыхание.

Чтобы потренироваться выговаривать аспирированные фонемы, нужно во время их произношения на уровне рта держать лист бумаги. Он должен существенно отклоняться. Придыхание сильнее всего проявляется перед долгими гласными под ударением.

Таким образом, мы можем выделить две особенности английских согласных:

  • Сила артикуляции, благодаря этой характеристике мы распознаем звонкие и глухие звуки
  • Придыхание, которое характерно для произношения взрывных фонем

А теперь перейдем к просмотру видео, чтобы научиться верно их произносить.

как правильно произносить глухие согласные

Внимательно смотрите видео и повторяйте за учителем, чтобы научиться выговаривать глухие согласные. Читайте текстовые подсказки.

От русского «п» отличается шумом, то есть он произносится с выдохом (взрывной). Выражается удвоенной или одинарной «p» при написании:

  • p — drop
  • p — pond
  • pp – pup­py

Это тоже взрывной звук, что и отличает кардинальным образом его от нашего «т». Чтобы его произнести нужно, чтобы язык занял положение, как будто нужно сказать «т», но при этом ые связки не задействовать, а сделать шумовой выдох. При чтении можно встретить такие варианты:

Нет, это не русский «ч», это скорее все тот же «т», только не четкий. Обозначается при письме следующими сочетаниями:

  • tua — vir­tu­al­ly
  • ture — cul­ture
  • ch — chop
  • tion — ques­tion
  • tch — witch

Снова взрывной звук, который очень далек от нашего «к». При его произношении, создайте преграду воздушному потоку, который будет идти прямо из легких. При написании передаются с помощью таких литер и буквосочетаний:

  • k — make
  • c — cloth
  • q — bou­quet
  • ch — chemist
  • ck — flock

А вот здесь, наконец, соответствует нашему «ф». Выражается через:

  • f — fine
  • gh — tough
  • ph — phrase

Это еще что за каракули? – спросите вы. А это один из сложнейших английских звуков. При его произношении, нужно попытаться сказать «с», при этом зажать язык зубами. Причем губы не должны участвовать в его образовании. Должно получиться что-то среднее между «с» и «ф». Обозначается через «th»:

  • th — loath
  • th — thank­ful

И снова немного облегчения – соответствие русскому «с». Выражается на письме при помощи таких буквенных образований:

  • c – trace
  • s – case
  • ss – essay

Опять крокозябра?!  Этот звук является произношением среднего «ш» и «щ», более схож со смягченным «ш». Произносится будто шипение змеи. Графически обозначается через:

  • ss — issue
  • sh — shel­ter
  • cia – spe­cial
  • tion — men­tion
  • sion — mis­sion

Вот и все! Все очень просто! Благодаря обучающему видео у вас есть отличная возможность наблюдать за положением артикуляционных органов преподавателя и в точности повторить за ним.

Смотрите видео лекции и обучайтесь. Успехов!

Сонорные звуки: определение и примеры

В школьной программе доходчиво объясняют, что такое сонорные звуки. Сведения фонетики пригодятся в жизни, так как речь определяет образованного человека. Зачастую дети не могут вымолвить звучные согласные

Вследствие этого немаловажно ознакомиться с информацией о данной фонеме

Сонорные звуки в русском языке

Тренировка произношения сонорных звуков по книге

Первым делом необходимо понять, какие звуки сонорные. Это звонкие согласные, которые почти не образовывают шума при звучании. Написание термина различается от произношения. В качестве примера можно рассмотреть слово «след», которое слышится как «слет». Существует глухой и звонкий сонорный согласный звук.

К звучным фонемам имеют отношение следующие буквы и их мягкие варианты: р, л, м, н, й.

«Р» является достаточно звонкой и дрожащей фонемой, которая возникает в области альвеол (отверстие, где располагается зубной корень).

«Л» формируется, когда воздух проходит по кончику языка и соприкасается с альвеолами.

«М» – носовой звук, в образовании которого участвуют обе губы.

«Н» возникает при смыкании кончика языка с верхним рядом передних зубов.

А вот когда задняя часть языка поднимается к нёбу, то создаётся буква «Й». Турбуленция при этом не возникает. В международном алфавите фонетики «Й» представлен как j или «йот».



Характеристика сонорных звуков

В переводе с латинского «сонорный» означает «звучный». При формировании всех сонорных звуков задействован голос. Шум слышен в минимальном количестве. Когда воздух проходит через мягкое нёбо, появляется звук.

отличительная черта состоит в том, что звучание в любом случае находит обходные пути. В зависимости от этого фонеме дают название по месту образования. Сонорные согласные звуки в богатой русской речи не имеют фонетических пар. В любом случае они бывают исключительно звонкими. Окончание слова не оглашается, как это обычно происходит с прочими звонкими согласными.

Акустическая характеристика

Акустическая характеристика звуков

Первым делом акустика классифицирует фонемы по звонкости. Они бывают вокальными (сонорный гласный звук) и не вокальными (образующие шум).

А также разделение происходит по силе. Критерий определяет консонантные и не консонантные звуки. Последняя акустическая характеристика касается высоты.

В зависимости от колебания частиц воздуха распознают высокие и низкие фонемы.

Ротовые и носовые сонорные звуки

Согласные можно распределить, отталкиваясь от положения мягкого нёба. Есть ротовые (чистые) фонемы, которые образуются благодаря прижиманию задней части нёба к стенке зева.

Из-за этого воздух не может проникнуть в носовую полость. Когда мягкое нёбо открывается, то и кислород может поступать в нос, благодаря чему образуются носовые звуки.

К назальным фонемам можно отнести буквы «м» и «н», а также их смягчённые формы.

Причины проблем с произношением:

  • Физиологические и неврологические. Это могут быть последствия ушных, горловых, носовых заболеваний.
  • Недостаток внимания родителей. Они могут прилагать недостаточно усилий, чтобы ребёнок научился верно произносить слова.
  • Двуязычное воспитание.

    Если члены семьи говорят на различных языках с отличающимся фонетическим строем, то можно путаться в правильном произношении.

  • Плохой пример. Если окружающие неверно говорят, то такой образец и будет использовать ребёнок.
  • Трудности с различением звуков. Даже если человек имеет безупречный слух, то это неоградит его от данной проблемы.

Отчётливых правил верного произношения нету. В некоторых странах постановке согласных не придают большого значения.

Как правильно произносить сонорные звуки?

Чтобы правильно издавать сонорные звуки в английском языке, и они звучали красиво и правильно, необходимо понять механизм, то есть каким образом работает  речевой аппарат в процессе извлечения звука, как проходит поток воздуха и куда он направлен.

Необходимо постоянно контролировать положение языка, помнить какие части речевого аппарата должны быть активны, как приложить усилия, чтобы извлечь нужный звук:

  • Английский сонорный звук «w».
    Именно он вызывает много проблем у русскоговорящих людей, так как в русской фонетике нет аналогичного звука и речевому аппарату не свойственно произносить его. Работа губ очень важный момент при произношении этого звука.
    Изначально губы соединены, потом они немного приоткрываются и несколько вытягиваются вперед, округляясь при этом. Воздушное движение оказывает воздействие на губы и должна чувствоваться вибрация. Задняя часть языка направляет воздух, который идет из легких, поэтому ее необходимо поднять к верху, но при этом не перекрыть полностью путь воздуху. Основная ошибка заключается в том, что ряд верхних зубов касается нижней губы, это грубая ошибка, которая не дает правильно произнести звук.
  • Английский сонорный звук «j». Чтобы произнести звук, необходимо расслабить речевой аппарат, напряжения не должно присутствовать, так как звук сам по себе достаточно слабый и краткий. При этом язык необходимо расслабить и опустить максимально, слегка прижать к низу.
  • Английский сонорный звук «m». Звук достаточно сложный, так как необходимо соблюдать правильную позицию языка, губ и при этом следить за потоком воздуха, который должен идти через нос. Мягкая часть неба немного опускается, что дает возможность воздуху разделяться на два потока и проходить частично через полость носа.
  • Английский сонорный звук «ŋ». Этот звук называется заднеязычный, это значит, что задняя часть языка поднята к небу, но не весь язык, а лишь эта часть. Передняя часть языка должна быть слегка опущена к низу. Звук слегка тянется при произношении. Он немного похож на произношение русского звука «м» с открытым ртом.
  • Английский сонорный звук «n». Голосовые свзки активно работают при извлечении этого звука. Когда звук произносится, то он немного растягивается под конец. Язык необходимо расположить так, чтобы его кончик был на альвеолах. В процессе воздух проходит через нос, чтобы это получилось нужно немного опустить мягкое небо.
  • Английский сонорный звук «l» произносится с участием голосовых связок. Положение языка должно быть таковым, чтобы воздух мог проходить  между боковой частью языка и небом, то есть края языка как бы слегка опускаются вниз. Край языка должен дотрагиваться до альвеол, при этом задняя часть может  быть слегка возвышена к небу.
  • Английский сонорный звук «r». Чтобы извлечь верно этот звук, нужно слегка открыть рот. Язык нужно зафиксировать в одном положении, чтобы он оставался неподвижным все время.  Передняя часть языка касается задней части альвеол, дальше весь язык должен быть плоским.  Необходимо следить, чтобы язык не вибрировал и не ударялся об альвеолы, иначе звук будет неправильным.

Сонорные звуки в логопедии

Трудности с произношением звучных согласных — одна из самых распространенных проблем в логопедии. Это одно из проявлений так называемой дислалии
, когда ребенок имеет нормальный слух, но имеет трудности с воспроизводством ряда звуков.

Основные причины такого явления:

  • Проблемы, лежащие в физиологической и неврологической плоскости. Нередко это последствия пережитых малышом тяжелых заболеваний, прежде всего затрагивающих зону ухо-горло-нос.
  • Недостатки воспитания: родители ребенка не прилагают усилий к развитию правильной речи ребенка, из-за чего многие ошибочные варианты произношения могут закрепиться.
  • Билингвизм. Малыш растет в двуязычной среде, причем оба языка, которые имеют хождение в семье, имеют несовместимый фонетический строй.
  • Люди из окружения имеют ошибочную манеру произношения.
  • Проблемы с различением конкретных звуков. Человек может иметь отличный физический слух и даже музыкальный, но при этом иметь проблемы с различением конкретных фонем.

Нужно отметить, что понятие о «правильном» произношении — дело достаточно субъективное. К примеру, японцы не могут произнести звучную фонему «л», но в самой Стране восходящего солнца это проблемой не считается.

Система звуков русского языка

Язык — это явление уникальное. Его изучают и описывают с различных позиций, что обуславливает существование в науке о языке — лингвистике — множества разделов. Одним из таких разделов является фонетика. В системном представлении о языке фонетика является первым, базовым языковым ярусом. Она имеет дело с одной из материальных сторон языка, а именно — с его звучанием. Таким образом, фонетика — это раздел лингвистики, исследующий звуковую сторону языка.

Фонетика определяет звук как минимальную нечленимую единицу языка, все звуки речи подразделяются на гласные и согласные, их ключевое различие в способе артикуляции: гласные создаются при помощи тона (в школе обычно говорят, что такие звуки «можно петь»), а в образовании согласных участвует шум.

По поводу количества гласных звуков в русском языке некогда велись споры, точки зрения разделились: Московская фонологическая школа не признавала звук самостоятельным, считая его вариантом звука , Ленинградская же научная школа настаивала на полной самостоятельности . Таким образом, по мнению первых, в русском языке 5 гласных звуков, а по мнению вторых — 6. Отметим, что общепринятой все же является точка зрения Ленинградской фонологической школы.

Классификация речевых звуков

Те, кто интересуется филологией и получают профильное образование, в процессе обучения выясняют, что звуки также подразделяются по способу извлечения, локализации и другим характерным чертам. Лучше всего их знают специалисты — логопеды-дефектологи, а также языковеды, специализирующиеся на фонетике.

Существует несколько классификаций по различным критериям как в акустическом, так и физиологическом смысле. Это главное разделение, используемое фонетистами. Именно к физиологии звукоизвлечения относится разделение звуков на гласные, согласные и дальнейшее их дробление на подкатегории. Классификация же с точки зрения акустики известна не всем. Именно поэтому рассмотреть ее будет крайне интересно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector