Функциональные блоки мозга

Три оболочки мозга: сложности

Три части мозга постоянно противостоят друг другу. Но больше всего с неокортексом борется лимбическая система.

А рептилоидный при таком раскладе просто спит. Опасности нет, еда есть – а больше ничего и не надо.

Именно с капризным ребенком – л-комплексом – приходится бороться, когда хочется:

  • двигаться к целям;
  • развиваться;
  • планировать;
  • достигать;
  • внедрять новые привычки.

Вот с привычками, кстати, получается все хорошо. Если пережить протесты организма и мозга, то лимбика научится получать кайф от вновь приобретенного навыка и будет воспринимать его уже доброжелательно.

В этом и кроется весь секрет. Единый мозг – концепция три в одном – может взаимодействовать качественно, если позаботиться о комфорте каждой структуры.

Если получается это сделать, то три блока головного мозга работаю как один. А человек попадает в «поток» и может достичь любых высот.

И еще очень важный момент: теория трех мозгов дает понимание, как контролировать эмоции и не впадать самопроизвольно в крайние состояния. То есть держать в узде гнев, ярость, стресс и даже избыточную радость. Об этом в следующих статьях.

Интересно почитать:

n1.docx

Тема: «Три основных функциональных мозга блока».

  1. Первый – энергетический блок, или регуляции блок уровня активности мозга.
  • ретикулярную формацию мозга ствола,
  • неспецифические структуры среднего мозга,
  • отделы диэнцефальные,
  • лимбическую систему,
  • медиобазальные отделы лобных коры и височных долей мозга.
  • Общие генерализованные активации изменения мозга, являющиеся основой различных состояний функциональных. Связан с длительными тоническими сдвигами в режиме активационном работы мозга, с изменением уровня Связан. бодрствования преимущественно с работой медленно действующей регуляции системы активности.

  • Локальные избирательные активационные необходимые, изменения для осуществления высших психических Преимущественно. функций кратковременные физические изменения в работе структур отдельных мозга. Обеспечивается более быстро активационной действующей системой, регулирующей протекание различных реакций ориентировочных.
  • восходящие (проводящие периферии от возбуждение к центру)
  • нисходящие (направляющие возбуждение от периферии к центра).

Одно из функциональных первого назначений блокаПомимо общих функций неспецифических, первый блок мозга непосредственно процессами сПервый блок мозга является мозговым непосредственным субстратом различных мотивационных и эмоциональных состояний и процессов

!

  1. блок Второй – блок приема, переработки и хранения исходящей (т.е. экстероцептивной из внешней среды) информации.
  • зрительную,
  • слуховую,
  • кинестетическую-кожно,
  • корковые зоны которых расположены в отделах задних больших полушарий.
  • Модально-специфические процессы. Модально-пути специфические проведения возбуждения имеют иную, неспецифические чем пути, нейронную организацию и четкую реагировании в избирательность лишь на определенный тип раздражителей.
  • интегративные Сложные формы переработки экстероцептивной информации, для необходимые осуществления высших психических функций.
  • рецепторного (Периферического) отдела. Периферические отделы анализаторов анализ осуществляют и дискриминацию стимулов по их физическим качествам (качеству, интенсивности, длительности).
  • Центрального отдела. Центральные анализатора отделы включают несколько уровней, последний из кора – которых больших полушарий. Центральные отделы синтезируют и анализируют стимулы не только по их физическим параметрам, но и по их значению сигнальному.

вторичные первичной корыстимула поля коры по своей цитоархитектонике

Все первичные корковые характеризуются поля топическим принципом организациикорковые Вторичные поля по своей цитоархитектонике

Вторичные корковые поля синтез!зон поля коры задних отделов полушарий больших

значение Функциональное третичных полей коры

  1. Третий структурно-функциональный блок блок – мозга программирования, регуляции и контроля за протеканием деятельности психической.

Блок программирования, регуляции и контроля за психической протеканием деятельности включает:

  • моторные,
  • премоторные
  • отделы префронтальные коры лобных долей мозга.

доли Лобные характеризуются большой сложностью строения и числом большим двусторонних связей со многими корковыми и структурами подкорковыми. К третьему блоку мозга относится лобная конвекситальная кора со всеми ее корковыми и подкорковыми Кора.

  • выделяют кору (агранулярную – 4-е, 6-е поля и слабогранулярную – 8-е, 44-е, 45-е Моторная). поля гранулярная лобная кора составляет зону ядерную двигательного анализатора и характеризуется хорошо слоем 5-ым развитым – слоем моторных клеток-пирамид.

  • гранулярную (немоторную – 9-е, 10-е, 11-е, 12-е, 46-е, 47-е поля).

!

Тема: «Три основных блока функциональных мозга»

Ссылки

Значение основных концепций нейропсихологии

В научном труде Александра Романовича Лурии «Основы нейропсихологии» показано, как изменение нормальной функции лобных долей приводит к расстройствам психической деятельности. Взаимодействие индивидуума с окружающей средой напрямую зависит от оптимальной структурно-функциональной организации нейронов коры головного мозга. Нейропсихология дает возможность как прогнозирования асоциального поведения и невротических расстройств, так и непосредственного воздействия на них. Непосредственный субстрат, на который необходимо воздействовать – нейрон коры головного мозга. Структурно-функциональная единица нервной системы несет прямую ответственность за наше взаимодействие с окружающим миром. Здоровье личности необходимо напрямую связывать со здоровьем маленькой нервной клетки – личный микро- и макрокосмос функционируют неразделимо.

Список использованных источников:
  • 1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – Москва. — Издательский центр Академия 2013 г., 384 стр.
  • 2. Хомская Е. Д. Нейропсихология. — Издательство Питер. — 2018 г., 496 стр.
  • 3. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов ВУЗов., Москва. — АСТ Астрель Транзиткнига, 2005, 384 стр.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Научная деятельность

Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчёркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внёс в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов.

При осуществлении метода, который назван близнецовым только ради получения каких-то результатов были специально разлучены в жизни близнецы. Отметим особо — не по социальным предпосылкам, а именно только ради проводимых опытов. В настоящий момент представить себе такие варварские способы изучения деятельности близнецов представит невозможно. Использовались автором А.Р. Лурия близнецы, которые проживали постоянно в детском саду при Московском генетическом институте.

Так же А.Р. Лурия и его сотрудники начинали работать с детьми от 1-го года жизни. Давая им задания, которые дети такого возраста вообще вряд ли могли как-то понять.

Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей

Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.. Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание

Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал новый подход к проблеме локализации высших психических функций. В соответствии с ним «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга» («Основы нейропсихологии» Гл. 2., П. 3). Сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.

Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал новый подход к проблеме локализации высших психических функций. В соответствии с ним «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга» («Основы нейропсихологии» Гл. 2., П. 3). Сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.

Лурия имел высокий международный авторитет, являлся иностранным членом Национальной академии наук США (1968), Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почётным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почётным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (фр.) (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. Многие его работы переведены и изданы за рубежом. Лурия часто и с уважением упоминается в работах английского невропатолога Оливера Сакса, с которым он вёл многолетнюю переписку.

Лауреат премии имени М. В. Ломоносова I степени (1967) за труды по нейропсихологии.

Биография

Александр Лурия родился в Казани третьим из четырёх сыновей в интеллигентной еврейской семье. Его отец — известный терапевт, впоследствии профессор Роман Альбертович Лурия — занимался частной медицинской практикой; мать — Евгения Викторовна Лурия — была зубным врачом. Окончил Казанский университет (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937). В 1921—1934 гг. — на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове. С 1922 по 1930 годы член Русского психоаналитического общества. С 1934 года работал в научно-исследовательских учреждениях Москвы. С 1945 года — профессор МГУ. Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1966—1977). В течение более чем 50-летней научной работы А. Р. Лурия внес важный вклад в развитие различных областей психологии таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.

Лурия — основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» — издания, в котором начали свои публикации представители ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР.

Надо отдать должное А. Р. Лурии: он очень много сделал по организации собственно научных изданий, и я думаю, что журнал «Доклады АПН РСФСР», который во многом определил рост и развитие советской психологической науки в 1950—60-е годы, один из многих памятников ему. (Г. П. Щедровицкий).

Научная деятельность

Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей

Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики

Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.

Лурия имел высокий международный авторитет, являлся зарубежным членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почетным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. Многие его работы переведены и изданы за рубежом. Лурия часто и с благоговением упоминается в работах английского невропатолога Оливера Сакса, с которым он вел многолетнюю переписку.

Третий блок. Программирование, регуляция и контроль за протеканием психической деятельности

Третий блок формируется от 7 до 15 лет, включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Полное созревание лобных долей происходит к 21 году. 

При поражении третьего функционального блока мозга характер нарушения функций связан с тем, какой именно аппарат поврежден. При поражении моторной коры – наблюдаются парезы и параличи отдельных групп мышц. Поражение премоторной коры приводит к распаду двигательных навыков, поражение префронтальных отделов проявляется в нарушении сознательной целенаправленной деятельности и в этом случае целенаправленное поведение заменяется “полевым” поведением.

Системная динамическая локализация

Психические функции характеризуют человека как неповторимую и самобытную личность

Такие индивидуальные характеристики, как память, внимание, мышление, речевая активность, эмоции, имеют базу в цитоархитектонике серого вещества коры головного мозга

Нейронные связи между отдельными клеточными структурами создают устойчивые функциональные блоки, которые несут непосредственную ответственность за адекватные реакции на внешние раздражители. Большинство психических функций не имеют четкого анатомического представительства в головном мозге, часто межнейронные связи образуются между его разными отделами.

Александр Романович Лурия объединяет положения теорий узкого локализационизма и антилокализационизма психических процессов. Пересматриваются такие фундаментальные понятия, как симптом и функция. Доминирующее значение для определения субстрата высшей нервной деятельности придается следующим определениям:

  • синдром;
  • функциональная система;
  • нейропсихологический фактор.

Лурия вводит принципиально новое понятие – структурно-физиологические блоки головного мозга.

Три функциональных блока мозга по Лурии

Из-за схожести названий кто-то может предположить, что модель трех функциональных блоков по Лурии и система «Три мозга» по Маклину также схожи. У них действительно есть точки пересечения, однако в целом Лурия и Маклин подходили к мозгу с разных позиций, поэтому и концепции у них различны.

три функциональных блока мозга, исходя из того, как в нем проистекают высшие психические функцииконцепцию мозга как материального субстрата психики

Предлагаем в общих чертах рассмотреть модель А. Р. Лурии, чтобы понять, чем эта система отличается от модели «Три мозга» по Маклину и как у нас в голове осуществляются высшие психические функции.

Мозг как система из трех функциональных блоков

  • Первый блок – энергетический. Он должен обеспечить условия, в которых будет проистекать психическая деятельность. Среди таких условий можно выделить два самых главных – бодрствование и должный тонус (возбуждение) коры. За эту работу отвечает не сама кора, а подкорковые отделы и части мозга, расположенные вблизи ствола, включая лимбическую систему и ряд других структур.
  • Второй блок связан с информацией – ее получением, обработкой, переработкой и хранением. За каждую из этих операций ответственны свои «подблоки», или зоны: первичная, вторичная и третичная. Первичная принимает информацию, поступающую от одного из органов чувств, вторичная обрабатывает ее. В третичной соединяется информация, полученная из разных органов чувств и соответствующих областей мозга. Здесь же происходят операции, связанные с абстрактным мышлением и некоторые другие. С точки зрения анатомии этот блок объединяет затылочную (или зрительную) область мозга, височную (или слуховую) и теменную (отвечает за ориентацию в пространстве, осязание, положение тела и др.).

  • И наконец, в третьем блоке происходят процессы, связанные со сложной психической деятельностью: речь, память и многое другое. Функции этого блока: планирование высшей психической деятельности, самоорганизация и регуляция (то есть ее фактическое исполнение), контроль. Собственно, поэтому третий блок и называют блоком программирования, регуляции и контроля. Для данной работы задействуются передние отделы больших полушарий (преимущественно лобные доли).

Подытоживая описанное выше, представим краткое описание системы трех функциональных блоков мозга по А. Р. Лурии:

  • первый блок – обеспечение условий для психической деятельности;
  • второй блок – получение и анализ «входящей» информации (в значительной степени от органов чувств);
  • третий блок – собственно психическая деятельность.

Основные публикации

  • Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. — М., 1927.
  • Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М., 1930 (в соавт. с Л. С. Выготским).
  • Лурия А. Р. Учение об афазии в свете мозговой патологии. — М., 1940.
  • Лурия А. Р. Травматическая афазия. — М., 1947.
  • Лурия А. Р. Восстановление функций после военной травмы. — М., 1948.
  • Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. — М., 1960.
  • Лурия А. Р. Лобные доли и регуляция психических процессов. — М., 1966.
  • Лурия А. Р. Мозг и психические процессы. — М., 1963, Т.1; М., 1970. Т.2.
  • Лурия А. Р. Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М., 1962, 2-е изд. 1969.
  • Лурия А. Р. Психология как историческая наука. — 1971.
  • Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
  • Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. — М., 1974.
  • Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. — М., 1974. Т.1; М., 1976. Т.2.
  • Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1976.
  • Лурия А. Р. Язык и сознание (idem). — М., 1979.
  • Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста).
  • Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир.
  • Лурия А. Р. Культурные различия и интеллектуальная деятельность.

Лимбическая система, л-комплекс, эмоции

Второй виток эволюции легко проследить у млекопитающих и птиц.

Теперь к потребности выживания добавился весь эмоциональный спектр. Любовь, радость, сочувствие, грусть, тоска… Список огромен.

Вслед за эмоциями быстренько подтянулась потребность в социуме. Появились понятия «иерархия», «статус», «доминирование».

Что хочет лимбика?

  • Бесконечного комфорта!
  • Хорошо и вкусно кушать.
  • Интересно отдыхать.
  • Постоянно радоваться.
  • Наслаждаться жизнью.
  • Любить.

Чем больше позитива, тем полноценнее реализуется л-комплекс. Тем счастливее человек. И это уже создает проблемы.

В общем поведенческом рисунке лимбика напоминает очень капризного ребенка. Она хочет только радоваться и развлекаться. Все, что ей не нравится и не приносит удовольствия, отторгается на сознательно-подсознательном уровне.

Два полушария: единство и противоположность

Головной мозг функционирует как единая система двух полушарий. Правая и левая половины большого мозга выполняют разные задачи, но воспроизведение психических функций невозможно при изолированной их работе. Расщепленный мозг неполноценен, при патоморфологических и функциональных изменениях в них развиваются патологические расстройства.

Левое полушарие отвечает за логику и математические способности. Центр речи обусловливает понимание и воспроизведение речевых конструкций, его работа обеспечивает общение людей между собой, передачу опыта и знаний. Нарушение работы соответствующей части левого полушария вызывает афазию. Расстройство приводит к нарушению воспроизведения речи и понимания ее смысла.

Правая часть большого мозга несет ответственность за ассоциативную деятельность, творческие способности, интуицию. Человек с правополушарной активностью проявляет интерес к музыке, поэзии и живописи.

См. также

n1.docx

Тема: «Три основных функциональных блока мозга».

  1. Первый – энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга.
  • ретикулярную формацию ствола мозга,
  • неспецифические структуры среднего мозга,
  • диэнцефальные отделы,
  • лимбическую систему,
  • медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.
  • Общие генерализованные изменения активации мозга, являющиеся основой различных функциональных состояний. Связан с длительными тоническими сдвигами в активационном режиме работы мозга, с изменением уровня бодрствования. Связан преимущественно с работой медленно действующей системы регуляции активности.
  • Локальные избирательные активационные изменения, необходимые для осуществления высших психических функций. Преимущественно кратковременные физические изменения в работе отдельных структур мозга. Обеспечивается более быстро действующей активационной системой, регулирующей протекание различных ориентировочных реакций.
  • восходящие (проводящие возбуждение от периферии к центру)
  • нисходящие (направляющие возбуждение от центра к периферии).

Одно из функциональных назначений первого блокаПомимо общих неспецифических функций, первый блок мозга непосредственно связан сПервый блок мозга является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов и состояний!

  1. Второй блок – блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей из внешней среды) информации.
  • зрительную,
  • слуховую,
  • кожно-кинестетическую,
  • корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий.
  • Модально-специфические процессы. Модально-специфические пути проведения возбуждения имеют иную, чем неспецифические пути, нейронную организацию и четкую избирательность в реагировании лишь на определенный тип раздражителей.
  • Сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимые для осуществления высших психических функций.
  • Периферического (рецепторного) отдела. Периферические отделы анализаторов осуществляют анализ и дискриминацию стимулов по их физическим качествам (интенсивности, качеству, длительности).
  • Центрального отдела. Центральные отделы анализатора включают несколько уровней, последний из которых – кора больших полушарий. Центральные отделы анализируют и синтезируют стимулы не только по их физическим параметрам, но и по их сигнальному значению.

Функции первичной корыПервичные поля коры по своей цитоархитектоникеВсе первичные корковые поля характеризуются топическим принципом организацииВторичные корковые поля по своей цитоархитектонике Вторичные корковые поля осуществляют!Третичные поля коры задних отделов больших полушарийФункциональное значение третичных полей коры

  1. Третий структурно-функциональный блок мозга – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности включает:

  • моторные,
  • премоторные
  • префронтальные отделы коры лобных долей мозга.

Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и большим числом двусторонних связей со многими корковыми и подкорковыми структурами. К третьему блоку мозга относится конвекситальная лобная кора со всеми ее корковыми и подкорковыми связями.

  • моторную кору (агранулярную – 4-е, 6-е поля и слабогранулярную – 8-е, 44-е, 45-е поля). Моторная гранулярная лобная кора составляет ядерную зону двигательного анализатора и характеризуется хорошо развитым 5-ым слоем – слоем моторных клеток-пирамид.
  • немоторную (гранулярную – 9-е, 10-е, 11-е, 12-е, 46-е, 47-е поля).

!
Тема: «Три основных функциональных блока мозга»

Концепция трех структурно-функциональных блоков головного мозга

Головной мозг человека – это сложная высокоорганизованная система. Высшая нервная деятельность осуществляется благодаря интеграции трех блоков головного мозга. Каждый блок – звено в цепи единого процесса. Нарушение каждой из структурных единиц приводит к сбою и патологическим изменениям. Любая разновидность психической деятельности возможна при последовательном включении трех функционально-структурных блоков:

  1. Первый несет ответственность за активацию мозговых структур в состоянии бодрствования.
  2. Второй перерабатывает информационный поток из внешней среды и хранит полученные данные.
  3. Третий блок отвечает за планирование предполагаемых действий, регулирует и контролирует психическую деятельность.

Благодаря блокам головной мозг человека функционирует как единая интегральная система, которая превосходит по эффективности самый совершенный компьютер.

Все звенья перечисленной функциональной системы пластичны и взаимозаменяемы. На формирование связей между ними оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. Интегральная система головного мозга не несет на себе печать детерминированности, это расширяет возможности педагогики и медицины.

Практические выводы из модели Маклина

Три системы мозга: вербальная vs невербальная коммуникация

Например, почему говорят, что невербальные сигналы достовернее слов? Потому что за невербальные сигналы отвечает лимбический мозг, а за слова – неокортекс. Как мы говорили выше, неокортекс поддается нашему контролю, тогда как лимбический мозг – практически нет. Поэтому если на словах человек отвечает положительно, а его жесты выдают отрицательный ответ, это весомый повод усомниться в правдивости речи.

Умение считывать жесты других людей – безусловно полезный навык, который может дать много полезной информации. Однако в любом хорошем издании, посвященном этой теме, вам обязательно напишут: не ставьте на человека ярлыки прежде, чем выясните все обстоятельства. Например, считается, что если человек притрагивается к носу, значит, он врет. В некоторых случаях это так, но возможны и другие варианты. Скажем, 15 минут назад у этого человека внезапно пошла кровь из носа, и теперь он инстинктивно проверяет, все ли в порядке.

Противостояние лимбического мозга и неокортекса

Что касается прокрастинации, боязни нового, а также энтузиазма в теории и ничегонеделания на практике, то эти, как и другие подобные ситуации, объединяет противостояние неокортекса и лимбического мозга. Напомним, что последний не любит изменений, стремится оградить нас от эмоциональных травм и предпочитает сиюминутные удовольствия. Поэтому мы часто прокрастинируем задачи, которые в прошлом уже приводили к неудачам (лимбический мозг защищает нас от неприятных эмоций). Из-за него же порой нам так тяжело дается выход из зоны комфорта: никто не знает, что может там ожидать, и лимбический мозг заранее настраивает нас против такого шага и против изменений (даже положительных).

даем себе обещания, а потом не выполняем их

С другой стороны, неокортекс способен вдохновить нас, заразить энтузиазмом, чтобы мы начали что-то делать, и это ощущение распространяется и на эмоциональный мозг. Но, когда энтузиазм и вдохновение уходят, лимбическая система вспоминает о том, что пора бы расслабиться, и нас снова тянет к сиюминутным удовольствиям. Вот почем наше бодренькое начало скатывается все к тем же прокрастинации и ничегонеделанию.

Учитывая, что лимбический мозг отвечает за эмоции, а новая кора – за логику, противостояние этих двух систем прослеживается и в ситуациях, когда «умом человек понимает, что к чему, а сердцем чувствует по-другому». Только в таком контексте это должно звучать: «Неокортексом понимаю, но лимбическая система заставляет меня думать другому».

Какой вывод можно сделать?

Впрочем, все описанное выше еще не значит, что единственное, что нам остается – идти на поводу у лимбического мозга. Просто, чтобы добиться большего успеха за более короткое время, стоит учесть данное противоречие. Одна из самых частых рекомендаций – по возможности успокоить лимбический мозг, не вгонять его в панику.

Поэтому часто эффективнее выходить из зоны комфорта постепенно и также постепенно бороться с прокрастинацией (если, конечно, у вас есть для этого соответствующие возможности). Небольшие шаги не вызовут столь яркого протеста лимбической системы. Кроме того, незначительные изменения, как правило, предполагают, что вы ставите перед собой такие цели, которых можно достичь в краткосрочной перспективе (например, «Учить каждый день по 10 новых иностранных слов»). Если вы их достигнете, это станет отличной мотивацией к тому, чтобы дальше двигаться в выбранном направлении. В то время как долгосрочные цели («Выучить иностранный язык») не дадут быстрых результатов, а значит, не станут мотиватором для лимбического мозга, ведь он хочет положительных эмоций здесь и сейчас, а не когда-то там в будущем.

Рептильный мозг: притуплен, но не забыт

Обратимся и к рептильному мозгу. В современном мире он охраняет нас, но активен далеко не в полной мере. Его бОльшая активность была необходима тогда, когда человек выживал в суровой природе. Сейчас он нам тоже, безусловно, нужен, но на него сваливается не так много работы, как раньше. Между тем иногда слишком активная его работа приводит к психологическим проблемам. Скажем, порой именно ему обязаны сильным страхам, всепоглощающей ярости и другим предельно ярким, но не всегда продуктивным чувствам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector