А. р. лурия «основы нейропсихологии»

«Слова излишни»

В 1999 году режиссер Кристофер Дойл снял драму «Слова излишни». Она рассказывает про человека, обладающего феноменальной памятью, он не забывает ни одного слова, все, что слышит в жизни, может воспроизвести. Его зовут Асано.

Он едет в Гонконг, где знакомится с геем-алкоголиком Кевином, который оказывается его полной противоположностью. Из-за постоянных запоев он постоянно все забывает, в его памяти ничего не задерживается.

Сам режиссер признавался, что на эту картину его вдохновила «Маленькая книжка о большой памяти» Лурии, в которой он описывает жизнь своего реального пациента Соломона Шерешевского, обладавшего феноменальными психическими особенностями.

Работа в институте Бурденко

В 1944 году Лурия становится сотрудником института нейрохирургии имени Бурденко. При этом не оставляет педагогическую деятельность. Он преподает в Московском государственном университете, в 1945 году получает звание профессора. Научной работой Лурия занимается около полувека, успев за это время внести неоценимый вклад в самые различные области психологии. В частности, его исследования затрагивали психофизиологию, психолингвистику, этнопсихологию и даже такую малоизученную на тот момент область, как детская психология.

Большой вклад Лурия внес в популяризацию исследований по психологии. Он основал и возглавил издание «Доклады АПН РСФСР», в котором могли публиковаться ученые, которые работали не только по психологическому, но и по гуманитарному направлениям. Его коллеги, оценивая работу Лурии, отмечали, что он очень много сделал для организации научных изданий, его журнал сыграл ключевую роль в развитии и росте советской психологической науки на протяжении нескольких послевоенных десятилетий.

Лимбическая система, л-комплекс, эмоции

Второй виток эволюции легко проследить у млекопитающих и птиц.

Теперь к потребности выживания добавился весь эмоциональный спектр. Любовь, радость, сочувствие, грусть, тоска… Список огромен.

Вслед за эмоциями быстренько подтянулась потребность в социуме. Появились понятия «иерархия», «статус», «доминирование».

Что хочет лимбика?

  • Бесконечного комфорта!
  • Хорошо и вкусно кушать.
  • Интересно отдыхать.
  • Постоянно радоваться.
  • Наслаждаться жизнью.
  • Любить.

Чем больше позитива, тем полноценнее реализуется л-комплекс. Тем счастливее человек. И это уже создает проблемы.

В общем поведенческом рисунке лимбика напоминает очень капризного ребенка. Она хочет только радоваться и развлекаться. Все, что ей не нравится и не приносит удовольствия, отторгается на сознательно-подсознательном уровне.

II (задний) и III (передний) блоки мозга.

Эти
блоки мозга расположены на уровне коры
мозга. Они от­делены
друг от друга поперечной, или центральной,
бороздой мозга, которая носит название
Ролландовой борозды. Как ука­зывает
А.Р. Лурия, основное функциональное
различие передне­го
и заднего блоков мозга состоит в том,
что «передний мозг» надстроен
над одним «анализатором», называемым
условно дви­гательным,
а «задний» — над разными: затылочные
доли коры — над
зрительным, височные — над слуховым,
теменные — над ки­нестетическим.

«Передний
мозг»
расценивается
как планирующий и опера­тивный,
создающий и реализующий программы
различных ви­дов
деятельности. Диапазон функционирования
«переднего» мозга
достаточно широк: от планирования и
структурирования движений
(праксис) до высших мыслительных актов,
состоящих в
оперировании символами (символическая,
языковая, деятельность
— как вербальная, так и невербальная).
Под невербальной понимаются
геометрические, математические и другие
знаки. Особым, специфически человеческим,
отделом «переднего моз­га» являются
лобные доли. Они ответственны за такие
функции, как
сознание, осознание, планирование
(программирование), контроль и регуляцию
деятельности. Интересно, что
исключи­тельность
лобных долей замечена не только в науке,
но и в ис­кусстве. Так, есть наблюдение,
согласно которому на фреске Микеланджело
в росписи Сикстинской капеллы Мантия
Бога имеет
очертания мозга: «ноги покоятся на
стволе мозга, а голова обрамлена
лобными долями» (Э. Голдберг).

Кора
«заднего
мозга»
квалифицируется
как накопительная, осуществляющая
прием, переработку и хранение информации.
В
«заднем мозге» расположены концы всех
анализаторов, т.е. в нем
оканчиваются проводящие пути, ведущие
от рецепторов в кору
мозга. В связи с этим первичная информация
об окружаю­щем
мире (на уровне ощущений) поступает
именно в него. Более высоко
организованные структуры мозга ее
перерабатывают и хранят. Отсюда и
название — накопительный блок.

Многие
из этих высших функций, относящихся как
к перед­нему,
так и к заднему блокам мозга, в значительной
мере потеряли связь с исходным, породившим
их анализатором — модально­стью.
Эти
функции стали поли- и надмодальностными.
В отли­чие
от тех, которые известны под названиями
тактильные, слуховые,
зрительные и т.д., они имеют наименования,
отра­жающие
не анализаторную специфику, а
непосредственно функ­циональную,
например, речь,
чтение, письмо, счет, ориентиро­
вочно-,
конструктивно-пространственные функции
и т.д.
Исход­ные
анализаторы, принимавшие участие в
формировании этих видов
ВПФ, настолько слились в этих функциях
друг с другом и видоизменились, что роль
каждого из них стала трудно просле­живаемой.

В
речевой функции задний блок мозга решает
задачи выбора нужного элемента из числа
однородных ему. Такой выбор носит
название
парадигматического.
Например,
при конструировании чего-либо
производится выбор геометрических
фигур из числа входящих
в ту или иную парадигму: треугольников,
квадратов, трапеций и т.п.

Передний
блок мозга выполняет синтагматическую
функцию.
Она
состоит в соединении выбранных элементов
по смежности, т.е.
в построении из них какого-либо текста
соответственно син­таксическим
правилам языка.

В
зависимости от конкретной задачи речевой
деятельности, к парадигматическим
операциям может относиться выбор слова
из лексической
парадигмы (мебель, посуда, транспорт и
т.п.), из частеречной
(существительных, глаголов, прилагательных
и пр.). Парадигматическая
деятельность при построении слова
состоит в
выборе необходимой фонемы или морфемы
из парадигм имеющихся
в языке фонем и морфем (префиксов,
суффиксов, окон­чаний).
Синтагматические речевые операции
необходимы для связной
речи — фраз и текстов. Для этого выбранные
речевые элементы
должны быть объединены между собой по
законам синтаксиса,
как поверхностного, так и глубинного
(Н. Хомский, ТВ.
Ахутина и др.). Иначе высказывание не
будет связным.

Таким
образом, для осуществления нормативного
речевого акта
одинаково необходим и выбор речевых
элементов из соот­ветствующих
парадигм, и объединение их (связь друг
с другом) в синтагмы.

Три мозга Маклина

Согласно теории Маклина, наш мозг можно разделить на три составляющие, или на три слоя, возникновение которых связано с эволюцией.

  • Первый мозг – ретикулярный, он же рептильный. Один из самых древних и был уже у древних рептилий, откуда и пошло его название. Он отвечает за базовые функции, необходимые для выживания: инстинкты, стремление к удовлетворению основных потребностей (еда, размножение, самосохранение и защита и т.д.). Рептильный мозг стоит на страже и оберегает нас тогда, когда нам нужны наши инстинкты (в том числе на уровне «Дотронулся до чайника – отдернул руку»). Мы практически не можем его контролировать.
  • Второй мозг – лимбический, или эмоциональный; он же мозг млекопитающих. Последнее название получил за то, что есть у представителей этого класса животного царства. Отвечает за эмоции, социальные отношения и пр. Контролировать его мы также практически не можем, в то время как он нас – очень даже. Лимбический мозг видит своей задачей ограждение нас от опасности и удовлетворение базовых требований, только не на физическом, а на эмоциональном уровне. Он стремится к получению сиюминутного удовольствия и не особенно любит, чтобы мы напрягались (если только это не угрожает нам).

  • Третий мозг – неокортекс, или новая кора. Его еще называют визуальным мозгом. У некоторых животных (например, дельфинов) он тоже присутствует, но в меньшей степени, тогда как у человека неокортекс составляет внушительную долю коры головного мозга. Новая кора отвечает за мышление, речь, сенсорное восприятие, интеллектуальное развитие, самосознание, интеллект. Этот мозг думает не только о текущем моменте, но и о будущем, благодаря ему мы строим планы, мечтаем и т.д. Контролировать неокортекс мы можем, только это не всегда нам помогает (см. ниже).

[править] Источники

  1. Российская Еврейская Энциклопедия
Разделы Общая психология • Акмеология • Дифференциальная психология • Психогенетика • Психодиагностика • Психолингвистика • Психология восприятия (запаха, цвета, звука, вкуса, тактильного восприятия) • Психология личности • Психология развития • Психофизиология • Социальная психология • Специальная психология • Сравнительная психология • Эволюционная психология • Экспериментальная психология • Гендерная психология 
Прикладная Инженерная психология • Клиническая психология • Музыкальная психология • Нейропсихология • Патопсихология • Психологическая помощь • Психология денег • Психология здоровья • Психосоматика • Психотерапия • Педагогическая психология • Психология спорта • Психология труда • Психология управления • Семейная психология • Экономическая психология • Юридическая психология • Психология родительства • Психографика 
Направления (школы) Ассоцианизм • Бихевиоризм • Функционализм • Структурализм • Психоанализ • Аналитическая психология • Гештальтпсихология • Культурно-историческая психология • Теория деятельности • Когнитивная психология • Гуманистическая психология • Экзистенциальная психотерапия • Рационально-эмоционально-поведенческая терапия • Трансперсональная психологияТрансакционный анализ • Киберакмеология 
Выдающиеся психологи Альфред Адлер • Гордон Олпорт • Альберт Бандура • Джордж Келли • Рэймонд Кеттел • Эрик Эриксон • Ганс Айзенк • Леон Фестингер • Виктор Франкл • Зигмунд Фрейд • Дональд Хебб • Уильям Джемс • Карл Юнг • Курт Левин • Абрахам Маслоу • Стэнли Милгрэм • Джордж Миллер • Иван Павлов • Лев Выготский • Алексей Леонтьев • Александр Лурия • Жан Пиаже • Карл Роджерс • Эдвард Торндайк • Джон Уотсон • Беррес Скиннер • Вильгельм Вундт • Макс Вертгеймер • Вольфганг Кёлер • Курт Коффка • Фредерик Перлз • Эрик Берн

Основные публикации

  • Психоанализ как система монической психологии, в сборнике Психология и марксизм, М, 1925.
  • Речь и интеллект в развитии ребёнка. — М., 1927.
  • Учение об афазии в свете мозговой патологии. — М., 1940.
  • Восстановление функций мозга после военной травмы. — М., 1948.
  • Умственно отсталый ребёнок. — М., 1960.
  • Лобные доли и регуляция психических процессов. — М., 1966.
  • Мозг и психические процессы. Т. 1. — М., 1963. ; Т. 2. — М., 1970.
  • Нейропсихология памяти. Т. 1. — М., 1974. ; Т.2. — М., 1976.
  • Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1976.
  • Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека. — М., 2002. ISBN 5-89353-032-2
  • Лекции по общей психологии. — СПб., 2007. ISBN 978-5-94723-559-3
  • Психологическое наследие. —М., 2003. ISBN 5-89357-131-2

Приемы эйдотехники

Безусловно, любой дар – это ноша. Зачастую тяжелая. Справиться с ней под силу не каждому гению.

Спустя время Шерешевский ушел из газеты и стал профессиональным мнемонистом. Он публично демонстрировал свои способности. Объемы информации, которую пришлось запоминать, увеличились. Создавать длинные «пути» из образов было все более проблематично, а потому пришлось всерьез задуматься об упрощении приемов запоминания.

Когда мнемоника стала деятельностью, приносящей гению доход, в ход пошли самые разные способы, упрощающие процесс. Лурия в своей книге образно называет этот период «вторым» в развитии памяти гения.

Так, на данном этапе Соломон Вениаминович использовал следующие приемы:

  1. Увеличение размеров образов. Кроме того, применялась их правильная (с точки зрения мнемониста) расстановка.
  2. Сокращение образов и замена их символами. Испытуемый отмечал, что раньше для запоминания он представлял всю картину и каждую мелочь, сопровождающую тот или иной образ. Эта техника стала слишком энергозатратной, а потому ей на замену пришло сокращение. Шерешевский выделял одну деталь, которая относилась к образу (например, вместо всадника он представлял ногу со шпагой).
  3. Осмысление образов. Все числовые, словесные ряды, которые предлагались мнемонисту для запоминания, были лишены смысла. Сложность их возрастала. Чтобы воспроизвести такую информацию, Шерешевский раскладывал длинные фразы или числовые ряды на небольшие составные элементы (слоги, отдельные цифры). Именно к этим коротким элементам подбирались образы, которые становились устойчивыми и работали безошибочно. В дальнейшем этот прием стал одним из ведущих в арсенале Шерешевского и позволял ему воспроизводить большую по объему и невероятно сложную информацию даже спустя 15 лет.

Основные публикации

  • Психоанализ как система монической психологии, в сборнике Психология и марксизм, М, 1925.
  • Речь и интеллект в развитии ребёнка. — М., 1927.
  • Учение об афазии в свете мозговой патологии. — М., 1940.
  • Восстановление функций мозга после военной травмы. — М., 1948.
  • Умственно отсталый ребёнок. — М., 1960.
  • Лобные доли и регуляция психических процессов. — М., 1966.
  • Мозг и психические процессы. Т. 1. — М., 1963. ; Т. 2. — М., 1970.
  • Нейропсихология памяти. Т. 1. — М., 1974. ; Т.2. — М., 1976.
  • Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1976.
  • Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека. — М., 2002. ISBN 5-89353-032-2
  • Лекции по общей психологии. — СПб., 2007. ISBN 978-5-94723-559-3
  • Психологическое наследие. —М., 2003. ISBN 5-89357-131-2

Два полушария: единство и противоположность

Головной мозг функционирует как единая система двух полушарий. Правая и левая половины большого мозга выполняют разные задачи, но воспроизведение психических функций невозможно при изолированной их работе. Расщепленный мозг неполноценен, при патоморфологических и функциональных изменениях в них развиваются патологические расстройства.

Левое полушарие отвечает за логику и математические способности. Центр речи обусловливает понимание и воспроизведение речевых конструкций, его работа обеспечивает общение людей между собой, передачу опыта и знаний. Нарушение работы соответствующей части левого полушария вызывает афазию. Расстройство приводит к нарушению воспроизведения речи и понимания ее смысла.

Правая часть большого мозга несет ответственность за ассоциативную деятельность, творческие способности, интуицию. Человек с правополушарной активностью проявляет интерес к музыке, поэзии и живописи.

Презентация на тему: » Функциональные блоки мозга (А.Р.Лурия). Первый блок (энергетический) Анатомическая основа: ретикулярная формация ствола мозга ( клеточная функциональная.» — Транскрипт:

1

Функциональные блоки мозга (А.Р.Лурия)

2

Первый блок (энергетический) Анатомическая основа: ретикулярная формация ствола мозга ( клеточная функциональная система, которая влияет на переход в активное, бодрствующее или сонное состояние) ; диэнцефальные отделы (таламус и др.); лимбическая система; базальные отделы коры лобных и височных долей (внутренние,расположенные ближе к промежуточному мозгу).

3

Функция 1-го блока регулирует общие изменения активации мозга (тонус мозга, необходимый для выполнения любой психической деятельности), контролирует передачу сенсорной информации, идущей через ядра таламуса, придает эмоциональную окраску сенсорным стимулам путем проведения информации к лимбической системе, участвует в вегетативных регулирующих функциях, в том числе во многих жизненно важных рефлексах (дыхательных, рефлекторных актах кашля, чихания и др.), участвует в регуляции позных и целенаправленных движений в качестве одного из двигательных центров ствола мозга.

4

Второй блок (приема, переработки и хранения экстероцептивной информации) Включает в себя центральные части основных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, корковые зоны которых расположены в затылочных, теменных и височных долях мозга; в систему этого блока формально включаются и центральные аппараты вкусовой и обонятельной рецепции, но у человека они оттеснены представительствами других анализаторов и им отводится меньшее место.

5

Функция 2-го блока: Основу второго блока составляют первичные или проекционные зоны коры (поля), выполняющие узкоспециализированную функцию отражения только стимулов одной модальности. Их задача идентифицировать стимул по его качеству и сигнальному значению (тончайшее отражение свойств внешней и внутренней среды на уровне ощущения); Ощущение это npocmeйшuй психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутреннего состояния организма при непосредственном воздействии раздражите- лей на соответствующие рецепторы.

6

Вторичные поля 2-го блока Вторичные поля представляют клеточные структуры, морфологически и функционально как бы надстроенные над проекционными. Вторичные поля обеспечивают превращение импульсов от анализаторов в образы, которые на уровне психики соответствуют процессу восприятия. Восприятие процесс отражения в психике человека предметов и явлений в целом, в совокупности их конкретных свойств при непосредственном воздействии на органы чувств.

7

Третичные поля 2-го блока ‘Третичные поля (ассоциативные, зона перекрытия) принимают на себя наиболее сложную функциональную нагрузку. Они находятся вне ядерных зон и в основном расположены в промежутке между вторичными полями или по их периметру. Третичные поля обеспечивают психологическое целостное восприятие мира и комбинации пространственных, временных и прочих характеристик внешней среды. Это переход от непосредственного наглядного восприятия к уровню символических, знаковых процессов, благодаря которым становится возможным осуществление речевой и интеллектуальной деятельности и формирование сознания.

8

Третий блок ( программирования, регуляции и контроля) Включает: — моторные, — премоторные, — префронтальные отделы коры лобных долей мозга кпереди от передней центральной извилины.

9

Функция 3-го блока интеграция информации, собранной со всего мозга в приоритетно ранжированную систему целей, сформированная в префронтальных отделах программа в премоторных зонах обеспечивает пространственно- организованные движения, формирование плана поведения с имеющейся целью и ситуацией, формирование контролируемого поведения, направленного в будущее, тактическое и стратегическое целеполагание.

Биография

Александр Лурия родился в Казани старшим ребёнком в интеллигентной еврейской семье. Его отец — известный терапевт, впоследствии профессор Роман Альбертович Лурия — занимался частной медицинской практикой; мать — Евгения Викторовна Лурия (урождённая Хаскина, 1875—1951) — была зубным врачом. Окончил Казанский университет (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937).

В 1921—1934 гг. — на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове. С 1922 по 1930 годы — член Русского психоаналитического общества. В 1931—1934 руководил Сектором психологии в Украинской Психоневрологической Академии в Харькове и фактически инициировал начало собственно психологических исследований в Советской Украине. С 1933 года работал в научно-исследовательских и учебных учреждениях Москвы, таких, как Медико-биологический институт (в 1935 г. переименован в Медико-генетический институт им. М. Горького), Всесоюзный институт экспериментальной медицины, Московский государственный педагогический дефектологический институт, Научно-практический институт специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР (с 1929 по 1934 годы — Экспериментальный дефектологический институт) и Институт нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко.

В довоенный период был активным участником международного научного процесса и активнейшим инициатором сближения советских и германо-американских исследователей гештальт-психологов. В 1940 Лурия должен был читать цикл из трёх лекций по приглашению Нью-Йоркской Академии медицины (так называемые The Thomas W. Salmon Lectures, ), но реализации этих планов помешало начало Второй мировой войны.

В июне 1941 года началась Великая Отечественная война, и уже с августа этого же года Лурия был назначен руководителем крупного нейрохирургического эвакогоспиталя на 400—500 коек № 3120 в посёлке Кисегач Челябинской области. В годы войны Лурия и группа его сотрудников (около 30 человек) организовали серию исследований и реабилитационную практику раненых с травмами головы, в частности, инновационную реабилитацию посредством трудотерапии. Среди сотрудников Лурия того времени называют целый ряд специалистов психологов, психоневрологов и психиатров, таких как С. Г. Геллерштейн, Ф. В. Бассин, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, А. В. Запорожец (в конце 1942 — начале 1943 переехал налаживать работу в другом госпитале), Э. С. Бейн, О. П. Кауфман, В. М. Коган, Э. А. Коробкова, а тж. невропатологи А. К. Фохт, Л. Б. Перельман, нейрохирург Н. П. Игнатьев, физиолог Л. С. Юсевич.

В октябре 1944 года Лурия переехал в Москву, хотя и продолжал руководить работой госпиталя до ноября 1944 года. За научно-практическую работу в годы войны Лурия был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.

С конца 1944 года — сотрудник Института нейрохирургии АМН СССР им. Н. Н. Бурденко.

С 1945 года — профессор МГУ. Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1966—1977). В течение более чем 50-летней научной работы А. Р. Лурия внёс важный вклад в развитие различных областей психологии таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.

Лурия — основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» — издания, в котором начали свои публикации представители ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР.

Кому подойдет пальто в клетку: учитываем особенности фигуры

Что касается того, кому подойдут пальто в клетку и как выбрать изделие, то здесь важно учитывать особенности фигуры. Если девушка полная, то ей должен подходить не только принт, но и сама модель

Поэтому, от клетки часто отказываются не уверенные в привлекательности девушки. Но, давайте попробуем разобраться и сделать экскурс в модный мир верхней одежды простым, чтобы клетчатое пальто стало незаменимым атрибутом модниц в 2019 году.

Чаще о том, подойдет ли клетчатое пальто, интересуются полные девушки. Как уже было сказано, зависит не только от принта, но и от фасона изделия. Если модель сидит не красиво, то и рисунок не сделает изделие подходящим. Стилисты рекомендуют, чтобы скорректировать фигуру выбирать крупную клетку. Помогает «спрятать» объемные формы.

Полным девушкам подойдет и красно-черное пальто. Оттеняет цвет лица, делая намного ярче. Также, как черно-белая клетка такой вариант подойдет полным девушкам и стройным спортсменкам. Но, для барышень с формами стилисты не рекомендуют выбирать модель оверсайз. Лучше, пускай это будет утонченный прямой покрой или а-силуэт.

Избранные статьи:

Детство и юность

Александр родился в 1902 году в Казани в семье врача. У отца мальчика — единственного в городе — имелся аппарат, позволявший делать рентгеновские снимки. Младшая сестра Саши Лида в 30-х годах 20-го века пострадала от сталинских репрессий.

Александр Лурия в молодости

Гимназию Александр окончил с серебряной медалью, а затем был Казанский университет, «покоренный» в 19 лет. Психология заинтересовала юношу не сразу, сначала «наука о человеческой душе» показалась Саше оторванной от жизни.

На формирование Лурии-психолога большое влияние оказали знакомство с Львом Выготским и исследования Зигмунда Фрейда. В Казанском университете Александр создал кружок психоанализа, сообщил об этом австрийскому ученому и, как ни удивительно, получил от Фрейда одобряющее ответное письмо.

Научная деятельность

Александр Романович Лурия занимался разработкой культурно-исторической концепции развития психики, принимал участие в создании теории деятельности. Он развивал теорию системного строения ВПФ их пластичности и изменчивости.

Замечание 1

Лурия исследовал взаимоотношения воспитания и наследственности в психическом развитии. Он экспериментально показал, что соматические признаки в большей степени обусловлены генетически, а элементарные психические функции в значительно меньшей степени. Он считал, что для формирования высших психических процессов решающим значением обладают условия воспитания.

В сфере дефектологии Лурия развивал методы исследования аномальных в своем развитии детей.

Александр Романович стал родоначальником нового направления — нейропсихологии, ныне выделившегося в отдельную отрасль психологии и получившее международное признание. Лурия сформулировал базовые принципы локализации психических процессов, разработал классификацию афазических расстройств, подробно описал неизвестные ранее формы нарушений речи, изучил роль лобных долей мозга в регуляции психических процессов, а также мозговые механизмы памяти.

Александр Лурия пользовался высоким международным авторитетом, был зарубежным членом Американской академии педагогики, Национальной академии наук в США, Американской академии наук и искусств, почетным членом различных зарубежных психологических обществ. Лурия был почетным доктором нескольких университетов в Англии, Польше, Бельгии, Финляндии. Многие работы этого ученого были переведены и изданы за границей.

Во время войны

Практически сразу после начала войны Лурию назначили руководить хирургическим эвакуационным госпиталем на 500 мест, который располагался в поселке Кисегач Челябинской области.

Во время войны Лурия со своими сотрудниками, всего их набралось около тридцати человек, начал проводить исследования и реабилитацию раненых с травмами головы, особенно успешной была признана трудотерапия.

Продолжая руководить госпиталем, в октябре 1944 года Лурия переезжает в Москву, только через год окончательно складывает с себя полномочия. За работу и исследования в годы Великой Отечественной войны герой нашей статьи был награжден орденом Красного Знамени.

Переезд в Москву

Окончательно в Москву Лурия перебирается в 1933 году. Здесь он работает в различных научно-исследовательских учреждениях, много преподает. Например, Лурия читает лекции в медико-биологическом институте, институте экспериментальной медицины, педагогическом дефектологическом институте.

До начала Великой Отечественной войны активно участвует в международном процессе, активно сближает всяческими путями достижения советских, американских, немецких исследователей в области гештальтпсихологии.

В 1940 году его приглашают в Нью-Йоркскую академию медицины читать свой цикл лекций. Но эти планы так и не были реализованы из-за начала Второй мировой войны.

Три оболочки мозга: сложности

Три части мозга постоянно противостоят друг другу. Но больше всего с неокортексом борется лимбическая система.

А рептилоидный при таком раскладе просто спит. Опасности нет, еда есть – а больше ничего и не надо.

Именно с капризным ребенком – л-комплексом – приходится бороться, когда хочется:

  • двигаться к целям;
  • развиваться;
  • планировать;
  • достигать;
  • внедрять новые привычки.

Вот с привычками, кстати, получается все хорошо. Если пережить протесты организма и мозга, то лимбика научится получать кайф от вновь приобретенного навыка и будет воспринимать его уже доброжелательно.

В этом и кроется весь секрет. Единый мозг – концепция три в одном – может взаимодействовать качественно, если позаботиться о комфорте каждой структуры.

Если получается это сделать, то три блока головного мозга работаю как один. А человек попадает в «поток» и может достичь любых высот.

И еще очень важный момент: теория трех мозгов дает понимание, как контролировать эмоции и не впадать самопроизвольно в крайние состояния. То есть держать в узде гнев, ярость, стресс и даже избыточную радость. Об этом в следующих статьях.

Интересно почитать:

Значение основных концепций нейропсихологии

В научном труде Александра Романовича Лурии «Основы нейропсихологии» показано, как изменение нормальной функции лобных долей приводит к расстройствам психической деятельности. Взаимодействие индивидуума с окружающей средой напрямую зависит от оптимальной структурно-функциональной организации нейронов коры головного мозга. Нейропсихология дает возможность как прогнозирования асоциального поведения и невротических расстройств, так и непосредственного воздействия на них. Непосредственный субстрат, на который необходимо воздействовать – нейрон коры головного мозга. Структурно-функциональная единица нервной системы несет прямую ответственность за наше взаимодействие с окружающим миром. Здоровье личности необходимо напрямую связывать со здоровьем маленькой нервной клетки – личный микро- и макрокосмос функционируют неразделимо.

Список использованных источников:
  • 1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – Москва. — Издательский центр Академия 2013 г., 384 стр.
  • 2. Хомская Е. Д. Нейропсихология. — Издательство Питер. — 2018 г., 496 стр.
  • 3. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов ВУЗов., Москва. — АСТ Астрель Транзиткнига, 2005, 384 стр.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Основные публикации

  • Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. — М., 1927.
  • Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М., 1930 (в соавт. с Л. С. Выготским).
  • Лурия А. Р. Учение об афазии в свете мозговой патологии. — М., 1940.
  • Лурия А. Р. Травматическая афазия. — М., 1947.
  • Лурия А. Р. Восстановление функций после военной травмы. — М., 1948.
  • Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. — М., 1960.
  • Лурия А. Р. Лобные доли и регуляция психических процессов. — М., 1966.
  • Лурия А. Р. Мозг и психические процессы. — М., 1963, Т.1; М., 1970. Т.2.
  • Лурия А. Р. Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М., 1962, 2-е изд. 1969.
  • Лурия А. Р. Психология как историческая наука. — 1971.
  • Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
  • Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. — М., 1974.
  • Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. — М., 1974. Т.1; М., 1976. Т.2.
  • Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1976.
  • Лурия А. Р. Язык и сознание (idem). — М., 1979.
  • Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста).
  • Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир.
  • Лурия А. Р. Культурные различия и интеллектуальная деятельность.

Форма подписки:

Ссылки

Как запоминал гений?

Одна из особенностей памяти Шерешевского – ее непосредственность. Все слова и цифры он превращал в зрительные образы. Чтобы запомнить, мнемонист сначала внимательно смотрел на предложенный ряд слов или цифр, затем закрывал глаза и на несколько секунд открывал их вновь. Далее он отворачивался и по сигналу воспроизводил весь числовой или словесный ряд на бумаге (если это была таблица) или устно.

При этом текст не подвергался какой-либо логической обработке. Так, Лурия описал интересный эксперимент: Шерешевскому дали инструкцию запомнить ряд слов. После того, как он удачно выполнил задание, его попросили выписать из представленного ряда только названия птиц. Соломон Вениаминович удивился: «Там были птицы?». Лишь после такого «открытия» мнемонист вновь воспроизвел ряд слов (безошибочно), но выискивая в нем названия птиц.

Образы не были случайны. Многие из них хранились в детских воспоминаниях гения и сортировались по порядку, увеличиваясь в размерах .

А. Лурия говорит о высоком развитии синестезии у мнемониста: «Ш. неоднократно замечал, что если исследующий произносит какие-нибудь слова, например, говорит «да» или «нет», подтверждая правильность воспроизводимого материала или указывая на ошибки, – на таблице появляется пятно, расплывающееся и заслоняющее цифры; и он оказывается принужден внутренне «менять» таблицу. То же самое бывает, когда в аудитории возникает шум. Этот шум сразу превращается в «клубы пара» или «брызги», и «считать» таблицу становится труднее. Эти данные заставляют думать, что процесс удержания материала не исчерпывается простым сохранением непосредственных зрительных следов и что в него вмешиваются дополнительные элементы, говорящие о высоком развитии у Ш. синестезии» .

Мнемонист особо чувствовал, переживал все то, что запоминал. Звук у него ассоциировался с каким-либо цветом, вкусом. Интересна его беседа Л. С. Выготским. Шерешевский отметил, что голос психолога «желтый, рассыпчатый» . Кроме того, он говорил, что каждый звук цветной. Также он переживал запоминание цифр, слов.

Исходя из этих наблюдений, Лурия сделал вывод о том, что у Шерешевского не существовало четкой, осознаваемой грани, которая отделяет ощущения органов чувств у всех остальных людей. Ему такое отделение было чуждо.

Интересно, что в случае запоминания длинного ряда слов, цифр мнемонист выставлял образы в виде воображаемой длинной дороги. При этом ассоциация исчезала, если гения отвлекали, и столь же быстро возвращалась, если экспериментатор ставил задачу вновь запомнить материал.

Когда стало понятно, что объем памяти Шерешевского безграничен, Лурия сделал попытку проследить, насколько удачно происходит процесс «забывания». Отмечается, что такие случаи встречались достаточно часто. Однако забывание было весьма специфичным: случаев неточного воспроизведения информации практически не отмечалось, тогда как пропуски встречались часто.

Данное явление вполне объяснимо. Пропуски не были следствием ошибок запоминания, а трактовались как особенности восприятия. Например, они происходили в том случае, если предмет (слово, цифру) сложно разглядеть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector