Педагогическое общение

Содержание:

Выбор психолога

К сожалению, бывает так, что время уже упущено, и родители не в состоянии сами помочь своему чаду. В таком случае необходимо обратиться за помощью к специалисту. Эти действия станут пускай и запоздалым, но все же шагом навстречу своему сыну или дочке.

Консультация психолога способна оказать помощь и родителям, и их детям. Однако к выбору специалиста следует подойти со всей ответственностью. Дело в том, что многие именуют себя психологами, но не все таковыми являются. Разумеется, неплохо, если такой помощник выбран по рекомендациям. Однако не всегда это возможно

В таком случае, посетив выбранного вами специалиста, стоит обратить внимание на задаваемые им вопросы. Если консультация психолога начинается со слов «Возможно, ваш ребенок индиго» или «Кто он по гороскопу?», то лучше отказаться от его помощи

Настоящему специалисту не потребуется информация о том, под каким знаком зодиака родилось ваше чадо.

Формы общения детей со взрослыми

Общение со взрослыми – это, по сути, взаимодействия в «зоне ближайшего развития», поскольку дошкольник задействует свой потенциал, заполняет белые пятна в своих знаниях.

Начиная с 3-летнего возраста, малыш становится активным исследователем всего вокруг.

Потребность в познавательной деятельности и стремление получить ответы на озадачивающие вопросы направляет его к родителям или другим значимым взрослым. Взаимодействие принимает внеситуативный характер и реализуется в двух формах общения, которые идут друг за дружкой.

Внеситуативно-познавательная  коммуникативная форма

Общение может иметь ситуативный характер, и ребенок может просить нарисовать такого зайчика, который у него в руках. Но все чаще интерес выходит за пределы ситуаций. Дошкольник спрашивает, где живет зайчик, есть ли у него домик, и тут же продолжает задавать вопросы обо всех известных ему животных.

Взрослый является для ребенка экспертом, который все знает и все умеет. Малыш принимает любой ответ. Зачастую эти ответы подаются в фантазийном или сказочном контексте. Да и как иначе ответить малышу на вопрос в стиле, поет ли Медведица песенки своему Медвежонку?.. Тем не менее, дошкольник удовлетворяет свой актуальный познавательный интерес.

Познавательное общение со взрослым дает ребенку реальные представления о мире и расширяет его понимание причинно-следственных связей между окружающими предметами и явлениями.

Внеситуативно-личностная форма общения

Чем старше становится дошкольник, тем больше он понимает, что социальное окружение гораздо шире и разнообразнее, чем привычная для него среда. Ребенок осознает, что ему нужно научиться, как правильно себя вести и поступать в разных ситуациях. Тем более что он видит различное поведение своих сверстников, которое подталкивает к выводу, что не все ведут себя так, как следовало бы.

Разговаривая со взрослыми, ребенок учится стандартам высказываний и поведенческим культурным нормам. У дошкольника появляются свои авторитеты. Для понимания определенной ситуации он все чаще обращается к тому взрослому, которого считает наиболее компетентным в данном вопросе.

Основные условия развития общения в дошкольном возрасте

В жизни ребенка первостепенную роль играют близкие люди, и вовлечение малыша в общение зависит от них. В отличие от старших детей, любая деятельность дошкольников направляется взрослыми. Складываются соответствующие особенности общения детей дошкольного возраста:

  • Взрослый постепенно погружает ребенка в знания и умения, выработанные многими поколениями человечества, и без которых немыслима жизнь.
  • Ребенок воспринимает взрослых людей как образец — как вести себя, какие чувства и качества проявлять в разнообразных ситуациях.
  • Общаясь со взрослыми, дошкольник получает обратную связь в виде поддержки, похвалы.
  • Общение со сверстниками предоставляет возможность ребенку познавать себя и осознавать, что он один из таких же детей.

Мотивы общения дошкольников

Выясним, какие мотивы движут дошкольниками, когда они инициируют общение с взрослым или сверстником. 3-летний малыш подает папе детали конструктора – это уже приглашение к взаимодействию. 4-летний «почемучка» осаждает родителей вопросами, что да как. Дошкольник 5 лет усаживает бабушку в кресло и заявляет, что он будет ее лечить. 6-7-летний ребенок заявляет, что он пойдет играть с Мишкой, а вот с Владиком ему неинтересно.

В любом из этих случаев проявляется ведущий мотив. У младших дошкольников преобладают познавательные мотивы. Дети понимают, что взрослые многое умеют и знают, поэтому, кроме эмоционального притяжения к взрослым людям, ими управляет познавательный интерес.

В среднем дошкольном возрасте дети нуждаются в партнерах по игре. Их привлекают сюжетные игры, моделирующие повседневную жизнь.

А поскольку самым расторопным партнером по игре является взрослый, дети любят вовлекать в исполнение роли мам, бабушек и реже мужскую часть семьи. Пусть имеет место игровая деятельность, но преобладают в этом возрасте деловые мотивы общения.

Старшие дошкольники активно общаются как со взрослыми, так и с ровесниками. По отношению к сверстникам они становятся избирательными. У них появляются друзья, с которыми они готовы играть в «дочки-матери», в футбол и любую другую игру. Но выявляется и категория детей, с которыми они не намерены общаться. А если играть в командной игре, то в разных командах. На первый план на данном возрастном этапе выходят личностные мотивы.

К взрослым 6-летние дети также продолжают обращаться с вопросами или желанием услышать оценку, похвалу. Наряду с познанием мира, их теперь часто интересуют вопросы нравственного характера. Мотивы общения детей дошкольного возраста с взрослыми в подобных случаях также можно отнести к личностным.

Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста

Коммуникативная потребность особенная. Она складывается как необходимость познания себя и других людей. Для удовлетворения названной потребности важны хотя бы первичные навыки общения. О каких коммуникативных навыках можно говорить в возрасте 3-5 лет?..

Чтобы направлять ребенка к развитию успешных взаимодействий, обратите внимание, как малыш проявляет себя, пытаясь общаться с такими же малышами. Для общения младших дошкольников характерно:

Внимание к сверстнику как к такому же «как я сам».
Эмоциональное восприятие взаимодействия с ровесником.
Стремление показать себя сверстнику: что умею, как делаю.
Чуткость и восприимчивость к тому, как относится маленький партнер по общению.

Все перечисленные компоненты важны. Наблюдая за ребенком, взрослым несложно заметить, что присутствует в избытке, а какие проявления и вовсе отсутствуют. Например, если дошкольник только демонстрирует свои достижения, необходимо вмешаться и предложить: «Давай посмотрим, как девочка/мальчик умеет делать…», «Показал свой экскаватор, а теперь твой друг хочет продемонстрировать, как ездят его машинки».

Если прививать культуру взаимодействий с раннего детства, со временем младшие дошкольники интуитивно проявляют столь важное качество — уделять внимание партнеру по общению. Это возможность развить коммуникативные способности ребенка

Общение старших дошкольников более многопланово. После 5-ти лет дети проводят значительное время со сверстниками. Они связаны различными видами деятельности, требующими общения.

Это и сюжетно-ролевая игра, и творчество, и продуктивная деятельность. Взаимодействие с другими часто принимает форму сотрудничества.

Насколько успешно будет складываться сотрудничество, зависит от каждого участника. В старшем дошкольном возрасте развитие навыков общения тесно переплетено с формированием нравственных качеств

Доброжелательность и внимание к другому, приветливость и дружелюбие, готовность к взаимопомощи и способность уступить – те качества, без которых межличностные отношения не могут быть успешными

Игры для развития общения старших дошкольников

Основным способом обучения детей чему-либо являются игры. Только так малыши могут быть заинтересованы и даже полностью поглощены процессом, развивающим в них определённые навыки. Для адаптации детей в обществе и развития коммуникативных навыков предлагается использование следующих игровых упражнений:

«Сороконожка». Дети встают друг за другом, держась за руками за талию впереди стоящего, представляя собой сороконожку. По команде воспитателя они начинают двигаться, затем по команде ускоряются, замедляются, прыгают на одной ноге, приседают, поднимаются, обходят препятствия и проползают под ним и т.п. Эта игра развивает навыки взаимодействия с ровесниками.

«Кино». Один ребёнок называет имя главного героя будущего фильма, второй малыш повторяет его и называет имя второго персонажа, третий – повторяет сказанное до него и придумывает действие для этих персонажей (например, пошли в лес или на рыбалку), четвёртый – повторяет всё ранее сказанное и добавляет ещё что-то своё (например, обстоятельства – начавшийся дождь) и т.д. После того, как выскажутся все дети, они должны показать получившееся кино при помощи пластики и мимики. Данная игра развивает память и невербальные средства общения.

«Царевна Несмеяна». Взрослый рассказывает детям сказку о печальной царевне, которая всё время плакала и которую никто не мог рассмешить. После этого выбирается самая застенчивая и молчаливая девочка в коллективе, садится на стул и играет роль царевны Несмеяны. Каждому ребёнку предлагается подойти и рассмешить её чем-нибудь (историей, мимикой, танцем и т.п.). Девочка, играющая роль царевны должна стараться не рассмеяться.

«Хор животных». Детям предлагается спеть песенку «в лесу родилась ёлочка», но не словами, а звуками животных. Коллектив делится на группы по несколько человек, каждой группе педагог даёт карточку, на которой изображено животное. Первая группа начинает петь как собачки «Гав-гав-гав!», вторая – как кошечки «Мяу-Мяу-Мяу!», третья – как коровки «Му-Му-Му» и т.д. Этот вид игры помогает наладить взаимодействия между участниками групп.

«Интервью». Среди детей выбирается ведущий, который будет проводить интервью. Каждый ребёнок подходит к нему (можно встать на стул) и начинается диалог. Дети представляют, что они взрослые люди и должны солидно задавать и отвечать на вопросы: «Как зовут по имени и отчеству?», «Где работаете?», «Какие увлечения?» и т.д. Вначале ведущему малышу будет трудно придумывать вопросы и педагогу необходимо будет ему помогать. Эта игра способствует развитию коммуникативных навыков, учит диалогическому общению и увеличивает словарный запас.

«Конкурс хвастунов». Дошкольники садятся в круг. Они должны по очереди хвастаться, но не собой и своими умениями, а своим соседом. Кто лучше всех похвастается, тот получит небольшой подарок. Это упражнение помогает детям сблизиться друг с другом.

«Хоровод». Развивает чувство общности. Малыши встают в круг, берутся за руки и ходят по кругу, показывая по команде взрослого хитрую лису, злого волка, большого страшного медведя, испуганного зайчика, весёлую птичку и т.п.

«Кто говорит»

Развивает внимание и слуховое восприятие. Педагог выбирает одного из детей в качестве ведущего и тот становится спиной к остальным детям

Другие малыши по одному задают ведущему вопросы, который должен дать ответ и назвать имя задавшего вопрос. Тот, имя которого ведущий угадает, сам становится ведущим.

Для полноценного личностного развития ребёнку необходимо уметь общаться как с взрослыми, так и со сверстниками. Только так он сможет найти себя в этом мире. Чтобы развивать способности общения дошкольника, необходимо поддерживать его, вести с ним длительные беседы и способствовать его вливанию в коллектив сверстников. Очень эффективны для развития общения различные игры, участвуя в которых дети учатся узнавать друг друга, доверять и работать в коллективе.

Читайте далее:

Социальное развитие ребёнка 3 лет: что делать родителям

Социальное развитие у детей дошкольного возраста

Нормы социального развития детей в 3—4 года

Одобрение хороших дел

Не стоит опасаться лишний раз похвалить ребенка, переживая, что он вырастет эгоистом. Человеческий мозг старается получить удовольствие и избежать боли. Что происходит в тот момент, когда вы хвалите своего ребенка? Он получает удовольствие. Наверняка маленький человек захочет испытать это чувство еще не один раз. В таком случае он будет стремиться сделать что-нибудь хорошее и добиться похвалы. Постепенно добрые дела войдут у вашего чада в привычку.

А если малыш совершил неприглядный поступок? Порядок общения с ребенком в таком случае следующий: родители ни в коем случае не должны унижать личность. Напротив, ребенку должен быть задан вопрос такого плана: «Как же мог совершить нехороший поступок такой хороший человек?».

Формы общения

Ситуативно деловая

Общение является главным условием и основным способом жизни человека. В детстве через общение ребенок познает мир, развивается, формируется как личность, учится строить взаимоотношения со сверстниками. Общение открывает для ребенка новый, интересный еще не изученный мир. Общение между детьми и родителями имеет некоторые особенности и трудности. Определение формы общения ребенка со взрослыми возможно при подробном изучении каждой.

Ситуативно деловая форма общения ребенка со взрослым наблюдается у детей в раннем возрасте (2-3 года). Особенности этой формы — в практическом взаимодействии детей и взрослых. Детям раннего возраста помимо внимания требуется совместное сотрудничество.

Совместная практические занятия детей и взрослых (собирать конструктор, пирамидку) способствует овладеванию и дальнейшему развитию речи ребенка. Также через совместные практические действия ребенок получает положительные эмоции и доброе отношение взрослых.

Ситуативно деловое общение также способствует развитию и более качественному преобразованию предметной деятельности ребенка, а в дальнейшем происходит переход от практического взаимодействия к теоретическому общению со взрослыми.

Внеситуативно познавательная форма

Помимо всего, внеситуативно познавательная форма общения детей со взрослыми способствует расширению детского кругозора, познанию мира, развиваются интересы в определенном виде деятельности.

Для расширения речевых и коммуникативных возможностей детей, в процесс общения необходимо включать игровую деятельность. В процессе игры дети учатся понимать себя, сверстников, других взрослых людей, учатся слушать и задавать вопросы, контролировать эмоции в общении с другими людьми. В любых формах общения большую роль для ребенка играет взаимопонимание и сопереживание взрослых.

Как выстраивается общение дошкольников с окружающими

Если рассматривать кратко, как прогрессируют формы общения в дошкольном возрасте, то лучше всего обратиться к наработкам известного психолога Лисиной М.И., которая выделила от младенчества до 7 лет четыре уровня общения, обозначив их как форму:

  • Ситуативно-личностная
  • Ситуативно-деловая
  • Внеситуативно- познавательная
  • Внеситуативно-личностная

Первые в этом перечне формируются раньше с опорой на конкретные действия, предметы, переживания. К старшему дошкольному возрасту они не исчезают, а частично уступают место более развитым формам, не привязанным к ситуации. Этим переменам способствует развитие у детей речи и словесно-логического мышления.

Высшей формой общения для дошкольного возраста является та, которая способствует осознанию смысла человеческих взаимоотношений, а также усвоению норм и ценностей социума. Следовательно, таковой выступает внеситуативно-личностная форма общения.

Как общаться с детьми: практические советы для родителей

Подводя итог, приведем несколько полезных рекомендаций, следуя которым можно быстрее и проще найти общий язык с малышами:

сколь бы мал ни был ребенок, не нужно умалять его возраст еще больше, напротив, с мнением детей нужно считаться, даже если им всего два-три года, прислушиваться к их желаниям и просьбам, но не руководствоваться; важно, чтобы родители искренне интересовались жизнью своего чада; нельзя пропускать слова детей мимо ушей – если ребенок не будет услышан несколько раз, он перестанет говорить со взрослым; выстраивая диалог с ребенком, лучше отойти от надменно-покровительственной манеры общения, ведь дети не настолько глупы, как думают многие взрослые. И самое главное – любите своих детей всегда!

И самое главное – любите своих детей всегда!

3-7 лет

В период с 3 до 7 лет ребенок очень активно осваивает разные способы общения. И если до 5 лет  это первые шаги, то с 5 лет начинается набор опыта. Ребенок учится взаимодействовать с другими людьми. И его опыт то, насколько удачно у него получается общаться, очень сильно влияет на его представления о самом себе!

В возрасте около 5 лет общение с другими становится снова качественно другим

Сейчас ребенку важно не только чтобы его принимали, понимали. Ему очень важно то, с кем именно он общается

Общение становится личностным. Самое главное, что ребенок теперь жаждет получить ­ взаимопонимание, сопереживание, проживание схожих эмоций и состояний.

Что особенно ценно в этом периоде

Ребенок наконец готов понимать мотивы другого человека. Вот именно сейчас ему важно, что чувствует его партнер по игре, расстроился он или обрадовался, почему он поступил так или иначе. Именно в этом возрасте надо помогать ребенку не только назвать что произошло (мы поссорились, Маша обиделась, Коля рассердился), а способствовать тому, чтобы ребенок понял причину: почему поссорились? на что обиделась Маша? что рассердило Колю?

И вот такая работа по понимаю причин тех или иных ситуаций -­ самая главная в этот возрастной этап.

Как это можно делать:

  • задавать уточняющие вопросы;
  • предлагать представить, как бы он сам поступил на месте другого человека.

А постепенно мы к ней добавляем и вторую важнейшую составляющую. Мало понять причину, нужно понять, а что можно было сделать…

Тут мы можем предложить проиграть ситуацию как небольшое театральное представление. Нет, не нужна сцена, достаточно изобразить, как будут говорить и вести себя все персонажи.

Что чаще всего мешает детям в этом возрасте общаться?

  • Плохо развитая связная речь. Когда ребенок не может толком объяснить свои желания и интересы в игре. Когда не получается договориться именно из-­за того, что ребенок не может сформулировать свои мысли и ощущения.
  • Недостаточная осознанность. Когда ребенок просто не понимает, а что он собственно хочет. То есть чаще всего это выглядит так: мне не нравится такая игра, я не хочу так общаться. Но как именно хочет … ребенок не знает.

И тем, и другимдетям мы должны помочь. Это ­ наша область ответственности: помочь ребенку
развиться в достаточной степени.

Могут ли 5-­7 летки играть сами? Да, конечно. Но это не отменяет нашей помощи им в тех ситуациях, где они не могут сами понять причины или найти выход, который устроит все заинтересованные стороны.

И еще один важный нюанс. Дети 5­-7 лет отдают предпочтение в общении своим сверстникам. Именно они наиболее привлекательны и эффективны сейчас как партнеры. Поэтому ребенок может отказываться от игр с ребенком другого возраста.

Общение как условие удовлетворения потребностей дошкольника

Прежде чем у ребенка сформируется потребность в том, чтобы общаться с окружающими, он тянется к другим ради комфортных ощущений, ради обретения безопасности, ради получения впечатлений. Эти потребности проявляются с первых дней жизни.

К 3-летнему возрасту на первый план выходит познавательная потребность. Где же ее и удовлетворять, как не в обращении к взрослому?

Малышам нужно сделать столько открытий и понять, как устроен этот мир, что они постоянно нуждаются в разъяснениях и помощи родителей, воспитателей, старших братьев и сестер.

Младшие дошкольники не только задают вопросы. Они стремятся проявить свое Я. Нужно же кому-то адресовать: «Я сам!»

Или обратить внимание на себя таких же детей, заявив «Этот мои игрушки», «Смотри, какую куклу мне подарили». Для подобного самоутверждения нужны зрители, слушатели, партнеры

Их обеспечивает общение.

К пяти годам формируется потребность в уважении. Дети демонстрируют то, чему они уже научились, и что знают или умеют делать. В общении со сверстниками часто звучат назидательные фразы: «Посмотри, как нужно делать», «Делай так, как я!». К тому же, в среднем дошкольном возрасте мальчики и девочки нуждаются в равных партнерах по игре. Детские игры – не что иное, как организованный вид общения.

У старших дошкольников актуализируется потребность в том, чтобы рассказать о своих впечатлениях, передать интересную информацию и утвердить свою авторитетность среди сверстников. Поэтому их коммуникации охватывают все больший круг сверстников. Дошкольники уже хорошо выделяют нравственные качества, поэтому они тянутся к тем сверстникам, которые им ближе.

Мы привели малый перечень потребностей, которые дошкольники удовлетворяют в общении с окружающими.

У малышей практически все взаимодействия привязаны к конкретным ситуациям. С взрослением происходит развитие форм общения у дошкольников, и они приобретают внеситуативный характер.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Формы общения детей со взрослыми

Общение со взрослыми – это, по сути, взаимодействия в «зоне ближайшего развития», поскольку дошкольник задействует свой потенциал, заполняет белые пятна в своих знаниях.

Начиная с 3-летнего возраста, малыш становится активным исследователем всего вокруг.

Потребность в познавательной деятельности и стремление получить ответы на озадачивающие вопросы направляет его к родителям или другим значимым взрослым. Взаимодействие принимает внеситуативный характер и реализуется в двух формах общения, которые идут друг за дружкой.

Внеситуативно-познавательная коммуникативная форма

Общение может иметь ситуативный характер, и ребенок может просить нарисовать такого зайчика, который у него в руках. Но все чаще интерес выходит за пределы ситуаций. Дошкольник спрашивает, где живет зайчик, есть ли у него домик, и тут же продолжает задавать вопросы обо всех известных ему животных.

Взрослый является для ребенка экспертом, который все знает и все умеет. Малыш принимает любой ответ. Зачастую эти ответы подаются в фантазийном или сказочном контексте. Да и как иначе ответить малышу на вопрос в стиле, поет ли Медведица песенки своему Медвежонку?.. Тем не менее, дошкольник удовлетворяет свой актуальный познавательный интерес.

Познавательное общение со взрослым дает ребенку реальные представления о мире и расширяет его понимание причинно-следственных связей между окружающими предметами и явлениями.

Внеситуативно-личностная форма общения

Чем старше становится дошкольник, тем больше он понимает, что социальное окружение гораздо шире и разнообразнее, чем привычная для него среда. Ребенок осознает, что ему нужно научиться, как правильно себя вести и поступать в разных ситуациях. Тем более что он видит различное поведение своих сверстников, которое подталкивает к выводу, что не все ведут себя так, как следовало бы.

Разговаривая со взрослыми, ребенок учится стандартам высказываний и поведенческим культурным нормам. У дошкольника появляются свои авторитеты. Для понимания определенной ситуации он все чаще обращается к тому взрослому, которого считает наиболее компетентным в данном вопросе.

Как меняется общение ребенка на протяжении дошкольного возраста

Потребность в общении заложена в самой природе человека. Но эта потребность имеет множество нюансов. На разных возрастных этапах общение выполняет свои актуальные функции. Меняется характер и мотивы коммуникации и на таком непродолжительном этапе как дошкольное детство.

Во-первых, постепенно расширяется круг лиц, с которыми взаимодействует ребенок. Прежде всего, это взрослые люди, которые все поясняют, помогают, защищают. Но затем у дошкольника активизируется интерес к общению с такими же детьми, как он сам.

Во-вторых, меняется предметность общения. На смену коммуникациям на основе практических действий приходит умственное общение. Если 3-4-летний малыш тянется к собеседнику, чтобы показать, какое красивое платье у куклы или рассказать о новой машинке, то пятилетний ребенок может часами задавать свои «Почему?», просто шагая рядом с мамой.

Никакие подручные предметы или игрушки не нужны, чтобы расспрашивать, куда садится солнце, из чего сделана радуга, почему курица не летает. А все это так интересует детей.

Прогресс общения в дошкольном возрасте продолжается и далее, привнося новые мотивы в потребность общаться со взрослыми или сверстниками. Забросав родителей вопросами о природных явлениях и что-то для себя уяснив, дети стремятся поделиться своими знаниями со сверстниками. А взрослым адресуется следующая порция вопросов – теперь уже об отношениях людей, о профессиях, об увлечениях и других человеческих тонкостях.

Общение – лучшая возможность познать окружающую действительность и себя. Это один из видов активности, поэтому его называют коммуникативной деятельностью. Дошкольники вовлечены в эту деятельность. Они руководствуются разными мотивами. Формы общения в дошкольном возрасте приобретают внеситуативный характер, поскольку развитие познавательных процессов и речи позволяют ребенку рассуждать отвлеченно, а не только о том, что он видит и слышит в конкретный момент.

Обидчивые дети: как с ними существовать?

Обида – это чувство, которое дети учатся использовать еще в раннем дошкольном возрасте. Так они пытаются манипулировать и взрослыми, и сверстниками, изображают показную обиду, но некоторые так заигрываются в свое «театральное представление», что начинают обижаться чаще, чем оно того стоит.

Воспитатели дошкольных учебных учреждений не понаслышке знают, как общаться с детьми 3-4 лет в детском саду. Малышам в этом возрасте свойственно проявлять обиду, особенно когда они чувствуют себя ущемленными или неоцененными. Пик развития этого чувства наступает около пяти лет. Самый разумный ответ на подобное напускное поведение – игнорирование

Однако важно не игнорировать самого ребенка, а не обращать внимания именно на его обиду, при этом необходимо понимать, когда он пытается манипулировать взрослым, а когда у него действительно есть повод для страданий

Особенности общения с детьми младшего дошкольного возраста (до 3 лет)

В первые годы жизни коммуникация с ребенком происходит в одностороннем направлении. Здравомыслящие родители помногу разговаривают со своим малышом, не ожидая от него скорого ответа

Маме и папе важно вести диалог с чадом с самого рождения – рассказывать сказки, описывать окружающие предметы, свои действия и даже эмоции. Как правильно общаться с ребенком до года?

Прежде всего, правильно. Речь не должна быть «детской» — сюсюканье породит в будущем проблемы с дикцией. В педагогике есть такое понятие, как «малышовая речь». Оно подразумевает, что с детьми нужно разговаривать их языком – простым и понятным, не используя сложных словесных конструкций. Предложения нужно строить короткие и из знакомых ребенку слов.

В первую очередь общение сводится к обсуждению бытовых вопросов – не стоит рассказывать грудничку о чем-то глобальном

Для начала важно научить его примитивным вещам. Как показывает практика, дети, родители которых разговаривали с ними с самого рождения, быстрее начинают говорить сами, а в дальнейшем у них успешнее проходят и остальные процессы обучения

Теперь выясним, как общаться с ребенком после года. До двух лет у детей активно развивается речевой аппарат. Это знаковый период в их жизни, успешное окончание которого полностью зависит от родителей

Именно сейчас важно, чтобы они научились правильно общаться с детьми. Как строить диалог с малышом до трех лет? По тому же принципу «малышовой речи»: короткие предложения, четкое произношение слов, ясная формулировка мыслей

Дети в этом возрасте не понимают сарказма и болезненно реагируют на насмешки, все слова взрослых они воспринимают всерьез и верят родителям безоговорочно

Чтобы впоследствии не было проблем в общении с ребенком, нужно стараться говорить ему только правду — это поспособствует формированию доверительных взаимоотношений с ним и приучит малыша рассказывать обо всем важном родителям, не утаивая от них важной информации

В этом возрасте дети тянутся к сверстникам, но они еще мало контактируют с ними. Они играют с детьми во дворе, подражают им, однако это еще трудно назвать коммуникацией и уж тем более — дружбой. В три года малыши отличаются несколько асоциальным поведением – они дерутся, ругаются, плачут, отнимают друг у друга игрушки

Важно, чтобы родители объясняли, как ребенку вести себя в коллективе, не потворствовали всем его желаниям и прививали ему понятие о субординации с взрослыми людьми и незнакомцами

Отношения со сверстниками и дружба

Наличие друзей в подростковом возрасте связано со многими аспектами психологического благополучия:

  1. Близкие дружеские отношения обеспечивают возможность для исследования своего «Я» и развития глубокого понимания другого человека. Открытые, искренние отношения с друзьями способствуют развитию чувствительности к потребностям и желаниям, к сильным и слабым сторонам друг друга. Подростки лучше узнают самих себя и своих друзей. Этот процесс способствует развитию и формированию идентичности.
  2. Отношения подростков со сверстниками служат своеобразной моделью их будущих социальных отношений с миром. Подростки, которые в 12–14 лет были ориентированы преимущественно на учебу, семью и мир взрослых, отказываясь от общения со сверстниками, в более старшем возрасте часто испытывают трудности во взаимоотношениях с людьми, причем не только личных, но и служебных. Продолжительное, эмоционально насыщенное общение, подготавливает подростков и к любовным отношениям. Помогает в дальнейшем устанавливать романтические отношения и разрешать возникающие в них проблемы.
  3. Дружеские отношения помогают справиться со стрессами повседневной жизни. Друзья и приятели придают подростку сил и уверенности в себе, помогают в решении внутренних и межличностных проблем. В результате тревога и чувство одиночества снижаются, а самооценка и уверенность растет.

Не секрет что влияние дружбы на развитие подростков, зависит от особенностей самих друзей. Так агрессивные друзья поощряют друг друга к девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению и антисоциальным поступкам. Тогда как здоровое соперничество среди друзей, например в математическом кружке или спорте, способствует развитию полезных качеств.

К началу подросткового возраста дети начинают все больше ощущать потребность в том, чтобы принадлежать к определенной группе. Проявляется реакция группирования: стремление подростков быть в группе сверстников ради общения. Группа создает особое переживание — «чувство Мы», которое играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников. Если дружеские отношения влияют на развитие доверия, чувствительности и близости, то группы сверстников поощряют детей практиковаться в умении сотрудничать, лидировать, подчиняться и быть преданным сообществу. Главные цели подростка: быть принятым в привлекательную для него группу, нравиться своим ровесникам, быть признанным в своей компании. Отсюда и реакция конформности — стремление ничем не выделяться из среды сверстников, быть «как все»: носить одинаковую одежду, иметь одинаковые увлечения, слушать ту же музыку, смотреть те же сериалы, разговаривать на принятом в группе сленге и т. п. С возрастом подростки становятся более разборчивыми в дружбе, и к концу подросткового возраста происходит снижение числа близких друзей. Отношения с близкими друзьями становятся интимно-доверительными, т.е. более глубокими и устойчивыми, чем раньше.

Родители имеют больше влияния на жизненные ценности и планы подростков, касающиеся их образования. Сверстники же более влиятельны на актуальные и конкретные вопросы: выбор одежды, музыкальных предпочтений, интересов, друзей. Согласно исследованиям, подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой, страдают от одиночества, плохо учатся, у них чаще наблюдаются душевные расстройства и случаи девиантного поведения.

Иногда подростка могут привлекать ценности и взгляды одного человека, а не группы. Этот человек может быть близким другом, любимым учителем, старшим братом или сестрой, звездой кино или спорта, либо кем-то еще, чье поведение восхищает и вдохновляет. Здесь проявляется реакция имитации — подражание определенному лицу или образу. Влияние значимого человека или персонажа, обладает наибольшей силой именно в этот период, когда подросток активно ищет образец для подражания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector