Какие звуки относятся к согласным, на какие группы они делятся и как меняются в процессе произношения
Содержание:
- Бизнес и финансы
- Справочная информация
- Справочная информация
- Звуковой закон в области гласных звуков
- Ассимиляция
- Справочная информация
- Бизнес и финансы
- Концепция
- Другие типы согласных
- Бизнес и финансы
- 2.Акустическая и артикуляционная теории слогоделения.
- Оглушение звонких согласных в конце слова
- Сочетания согласных. Ассимиляция
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Звуковой закон в области гласных звуков
Редукция
гласных.
Изменение (ослабление) гласных звуков
в безударном положении называется
редукцией, а безударные гласные —
редуцированными гласными. Различают
позицию безударных гласных в первом
предударном слоге (слабая позиция первой
степени) и позицию безударных гласных
в остальных безударных слогах (слабая
позиция второй степени). Гласные в слабой
позиции второй степени подвергаются
большей редукции, чем гласные в слабой
позиции первой степени.
Гласные в
слабой позиции первой степени:
(валы); (волы); (беда) и
т.п.
Гласные в слабой позиции второй
степени: (паровоз);
(Караганда); (колокола);
(пелена); (голос),
(возглас) и т.п.
13 вопрос
Ассимиляция
Ассимиляция
(от лат. assimilatio
– уподобление) — это уподобление друг
другу соседних согласных звуков в
акустико-артикуляционных свойствах в
пределах одного слова или сочетания
слов. Для русского языка наиболее
распространенной является регрессивная
ассимиляция,
при которой более сильным оказывается
второй их двух стоящих рядом согласных.
Именно под влиянием следующего за ним
согласного первый согласный подвергается
изменениям, становится глухим или
звонким или приобретает мягкость.
В
русском языке различают три вида
ассимиляции: ассимиляция по
звонкости-глухости; ассимиляция по
твердости-мягкости; полная ассимиляция.
Ассимиляция
по звонкости-глухости
происходит в русском языке наиболее
регулярно, обязательно. Действие данного
фонетического процесса заключается в
том, что в русском языке не могут
находиться рядом два шумных согласных,
один из которых звонкий, а второй глухой.
Под влиянием процесса ассимиляции
происходит чередование, замена первого
из двух соседствующих звуков на парный
согласный, соответствующий по своим
признакам последующему звуку: перед
глухим согласным все парные по
звонкости-глухости согласные заменяются
на глухие, перед звонким согласным –
на звонкие.
Ассимиляция
по звонкости-глухости происходит в
следующих случаях:
а)
на стыке морфем (приставка-корень,
корень-суффикс):
сбить
– ить,
подкинуть
– поинуть,
травка
– траа,
женитьба
— жениа;
б)
на стыке предлога и слова:
к
дому — ому,
из
проема — ироема;
в)
на стыке слова и частицы:
вот
бы — воы,
как
же — кае.
Ассимиляция
по мягкости-твердости представлена
только смягчением, причем существует
тенденция к исчезновению ассимилятивного
смягчения в русском языке. Ассимиляция
этого типа обязательна в следующих
случаях:
а)
для всех согласных — перед среднеязычным
– :
платье
– плае,
вьюн
— н,
скамья
– ска;
б)
для согласных , , — перед мягкими
переднеязычными:
кандидат
– каидат,
здесь
– есь,
стена
– ена,
банщик
– баик.
Ассимилятивное
смягчение может быть факультативным,
т.е. происходить нерегулярно, необязательно,
может встречаться в речи одних носителей
литературного языка (как правило,
представителей более старшего поколения12)
и отсутствовать в речи других говорящих.
Факультативное ассимилятивное смягчение
может происходить в следующих случаях:
а)
для согласных , , , — перед мягкими
губными , , , , :
Дмитрий
– итрий и итрий,
четверть
– чеерть и чеерть,
разминка
– раинка и раинка,
свет
– ет и ет;
б)
для согласных , — перед , :
сотня
– соя и соя,
петля
– пея
и пея,
длина
– ина и ина.
Ассимилятивного
смягчения не происходит ни при каких
условиях:
а)
перед мягкими заднеязычными , , :
краски
– краи,
розги
— рои;
бронхи
— брои;
б)
для заднеязычных , , и сонорного
— перед всеми мягкими согласными:
крик
– ик,
округлить
– окруить,
хлеб
– еб,
полдень
– поень.
Ассимилятивное
отвердение
для русского языка не свойственно.
Поскольку в одной и той же позиции
отвердение может происходить или не
происходить, то вернее говорить о
фонетических чередованиях внутри
морфем, например: слесарь
— слесарный, Казань — казанский, но пыль
— пыльный, июнь — июньский, октябрь —
октябрьский.
Кроме
ассимиляции по звонкости-глухости и по
мягкости в русском языке достаточно
часто встречается и третий вид ассимиляции
– полная ассимиляция. Полная
ассимиляция
— это объединение двух звуков в один
звук, их полное слияние:
сжать
– ать,
резчик
– реик,
с
шелком — ёлком,
без
жалости – беалости,
летчик
— лёик,
отца
– оа.
При
полной ассимиляции часто возникают
долгие согласные. Надо отметить особое
качество образующихся при этом долгих
взрывных согласных (оттолкнуть,
отдать, к камню)
и аффрикат (отцепить,
отчасти). По
самой своей артикуляционной и акустической
природе эти согласные не могут
произноситься долго, «тянуться», поэтому
долгота этих согласных звуков образуется
вследствие более длительного затвора,
затянувшейся паузы перед произнесением
звука. В транскрипции это обозначается
употреблением перед буквой верхнего
индекса в виде значка
или дублирующего букву: лёик.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Концепция
Физиологические или психологические механизмы коартикуляции неизвестны; коартикуляцию часто вольно называют сегментом, который «запускается» ассимиляционными изменениями в другом сегменте. При ассимиляции фонологическая структура языка, стили дискурса и акцент являются одними из факторов, способствующих наблюдаемым изменениям.
В ассимиляции обнаруживаются четыре конфигурации:
- Между соседними сегментами.
- Между сегментами, разделенными одним или несколькими промежуточными сегментами.
- Изменения, внесенные в предыдущий сегмент
- Изменения, внесенные в отношении следующего сегмента
Хотя все четыре происходят, изменения в следующем соседнем сегменте объясняют практически все ассимиляционные изменения (и большинство регулярных). Ассимиляции с соседним сегментом происходят намного чаще, чем с несмежным. Эти радикальные асимметрии могут содержать намеки на задействованные механизмы, но они не очевидны.
Если звук меняется по отношению к следующему сегменту, это традиционно называется «регрессивной ассимиляцией»; изменения по отношению к предыдущему сегменту традиционно называются «прогрессивными». Многие находят эти термины сбивающими с толку, поскольку они, кажется, означают противоположное предполагаемому значению. Соответственно, возникло множество альтернативных терминов, не все из которых позволяют избежать проблемы традиционных терминов. Регрессивная ассимиляция также известна как ассимиляция справа налево, ведущая или упреждающая ассимиляция. Прогрессивная ассимиляция также известна как ассимиляция слева направо, персевераторная, консервативная, запаздывающая или запаздывающая. Здесь используются термины упреждающий и запаздывающий.
Иногда два звука (неизменно смежные) могут влиять друг на друга при взаимной ассимиляции. Когда такое изменение приводит к появлению одного сегмента с некоторыми характеристиками обоих компонентов, это называется слиянием или слиянием.
Ассимиляция бывает двух разных типов: полная ассимиляция, при которой звук, на который воздействует ассимиляция, становится точно таким же, как звук, вызывающий ассимиляцию, и частичная ассимиляция, при которой звук становится одинаковым по одной или нескольким характеристикам, но остается различным по другим характеристикам. .
Тональные языки могут демонстрировать ассимиляцию тонов (в действительности тональный умляут), в то время как жестовые языки также демонстрируют ассимиляцию, когда характеристики соседних шерем могут смешиваться.
Другие типы согласных
Есть еще несколько названий, которые надо помнить, чтобы легко понимать правила.
Непроизносимые
В связи с особенностями произношения в нашем с вами языке, некоторые согласные в словах “выпадают”: солнце – , лестница – , здравствуйте – .
Чтобы проверить непроизносимый звук, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором после сомнительного согласного будет гласный или не будет сочетания нескольких согласных. Например, “здравствуйте” мы проверяем словом “здоровье”, “солнце” – “солнечный”, “солнышко”.
Удвоенные
Это когда рядом два одинаковых согласных. Самый известный пример – правило на удвоенное НН.
Слова, у которых есть удвоенные согласные в корне, как правило, заимствованные: аммоний, тонна, килограмм.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
2.Акустическая и артикуляционная теории слогоделения.
Каждый
слог представляет собой волну звучности,
где гласный, всегда обладающий большей
звучностью, образует вершину этой волны.
Согласные расположены на склонах волны,
что обеспечивает постепенное нарастание
звучности и ее падение. Такая организация
звуковой цепи помогает слушающему
воспринять ритмическую организацию
сообщения — т. е. число слогов и
приблизительное консонансное наполнение,
отраженное в громкости согласных.
Такое
понимание слога было основано на анализе
односложных слов, где акустическая
картина чаще всего так и организована:
в словах там, зло, душ и др. сонорность
постепенно нарастает от начала слова
к его центру — гласному, а затем
ослабляется на следующем согласном.
Однако даже на примере односложных слов
мы видим, что далеко не всегда слоговая
организация выполняет приписываемую
ей функцию. Во-первых, много слов
начинается с гласного, т. е. с резкого
нарастания сонорности, или заканчивается
гласным, т. е. вершиной сонорности.
Во-вторых, существуют слова, в которых
плавное нарастание сонорности от начала
слога к его вершине нарушается: льды,
ртуть, мстить — эти слова начинаются с
сонантов, более звучных согласных, чем
следующие за ними шумные, и тем не менее
мы не сомневаемся, что это — односложные
слова. Такие же нарушения функций слога
как волны сонорности наблюдаются и в
словах типа люстр, смысл, цикл, где
наблюдается всплеск звучности на конце
слова, после шумного согласного на
сонорном. Акустическая интерпретация
слога как фонетической единицы на
материале русского языка обоснована в
работах нашего крупнейшего фонетиста
Р. И. Аванесова.
Сторонники
артикуляторной природы слога обращают
внимание на то, что сочетания согласных
и даже одиночные согласные очень трудно
произносить без гласных. Гласный, являясь
центром слога, облегчает артикуляцию,
позволяя говорящему человеку
последовательно переходить от сложных
артикуляций согласных к более простым
артикуляциям гласных
Широко распространена
характеристика слога как единицы,
обусловленной свойствами речевого
дыхания, которое характеризуется
выдыхательными толчками: в один слог
входят звуки, которые можно произнести
на одном выдыхательном толчке, и
количество слогов определяется
количеством толчков.
Л.
В. Щерба был сторонником артикуляторной
природы слога и понимал слог как единицу
мускульного напряжения. Теорию слога,
разработанную Л. В. Щербой, мы тоже
рассмотрим в связи с проблемами
слогоделения.
Самые
тщательные экспериментально-фонетические
исследования акустических и артикуляционных
характеристик, направленные на
установление бесспорных признаков
слога, не дают однозначных результатов.
Именно поэтому возникло мнение, что
слог — некоторая условная единица,
«придуманная» фонетистами и не
соответствующая никаким реальным
фонетическим явлениям. Однако это не
так, и определенные основания для
выделения признаков слога как минимальной
произносительной единицы все же
существуют. Об этом мы будем говорить
в специальном разделе этой главы.
Несмотря
на то что говорящий и слушающий — один
и тот же человек, носитель данного языка,
механизмы порождения и восприятия речи
не являются абсолютно симметричными.
Поэтому трудно согласиться с компилятивными
теориями слога, в которых он понимается
как артикуляторно-акустическая единица.
При таком понимании устанавливается
полный параллелизм между артикуляторными
движениями и изменениями звучности —
параллелизм, не подтвержденный ни одним
экспериментальным исследованием.
Оглушение звонких согласных в конце слова
Оглушение
— это замена звонких парных согласных
в абсолютном конце слова на глухие
согласные. Надо отметить, что, в отличие
от ассимиляции и диссимиляции, оглушение
парных звонких согласных в конце слова
не вызывается никакими объективными
причинами (например, приспособлением
органов речи к произнесению двух соседних
звуков). Мы хорошо знаем, что любой
русский человек при изучении иностранных
языков (например, английского) свободно
перестраивается и перестает оглушать
конечные согласные. Значит, процесс
оглушения можно считать традиционным
для русского языка фонетическим явлением.
Примеры оглушения: столб
– стол, луг – лу, грязь – гря.
Задание
№ 25.
Разбейте слова на две группы: 1) слова,
в которых происходит ассимиляция по
звонкости-глухости; 2) слова, в которых
ассимиляции нет.
Ковкий,
жезл, отговорить, отбить, арбитр, приятный,
укладка, ложка, гвалт, сбить, жизнь,
привезли, с другом, кворум.
Задание
№ 26.
Определите, в каких словах происходит
ассимиляция по звонкости, в каких — по
глухости. Затранскрибируйте эти слова.
Резьба,
косьба, с боями, пробка, просьба, повозка,
отголосок, плуг, разжечь, расшуметься,
подписать, отбить.
Задание
№ 27.
Затранскрибируйте предложения,
подчеркните слова, в которых происходит
ассимиляция по звонкости-глухости.
-
Ты
— как отзвук забытого гимна В моей черной
и дикой судьбе (А.Блок). -
И
веют древними поверьями Ее упругие
шелка, И шляпа с траурными перьями, И в
кольцах узкая рука (А.Блок). -
Приди
сюда хоть русский царь, Мы от бокалов
не привстанем. (Н.Языков).
4.
За окнами давка, толпится листва, И палое
небо с дорог не подобрано. Все стихло.
Но что это было сперва! Теперь разговор
уж не тот и по-доброму. (Б.Паст.)
Задание
№ 28.
Распределите слова на три группы, где
а) ассимиляция по мягкости происходит
регулярно; б) носит факультативный
характер; в) не происходит. В случае
затруднения обращайтесь к «Орфоэпическому
словарю русского языка».
Вьюнок,
сплетни, надменные, распятье, вязание,
перекресток, сохли, блестели, свечи,
кантик, банщик, гнездо, глиняный, гвозди,
кисти, ветки, разве, сделать, ладья,
медведь, яркий, полдень.
Задание
№ 29.
Затранскрибируйте слова. Отметьте
наличие или отсутствие ассимиляции по
мягкости (ассимилятивного смягчения).
Вонзить,
кончик, тончайший, сверху, тмин, при
лампе, съежился, кегли, реквием, жалость,
фонтанчик, каменщик, бедняжка.
Задание
№ 30.
Выпишите и затранскрибируйте слова, в
которых встречается разные виды
ассимиляции (по звонкости-глухости, по
твердости-мягкости, полная), а также
слова с оглушением согласных в конце
слова.
-
Слепой
осел с дороги сбился (он в дальний путь
было пустился), но к ночи в чащу так
забрел мой сумасброд, что двинуться не
мог ни взад он, ни вперед (Крылов). -
Здравствуй,
князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как
день ненастный? (Пушкин). -
С
башни князь Гвидон сбегает, дорогих
гостей встречает. (Пушкин) -
Неслышно
ходили по дому, не ждали уже ничего.
Меня привели к больному, А я не узнала
его. (Ахм.) -
Потряхивая
карбованцами И медленно пуская дым,
Торжественными чужестранцами Идем мы
городом родным (Цветаева) -
Напрасно
в дни великого совета, Где высшей страсти
отданы места, Оставлена вакансия поэта:
Она опасна, если не пуста. (Паст.) -
И
мгновенно житейской канет, словно в
темную пропасть без дна … И над пропастью
медленно встанет Семицветной дугой
тишина. (Блок) -
Все
наденут сегодня пальто И заденут за
поросли капель, Но из них не заметит
никто, Что опять я ненастьями запил.
(Б.Паст.)
Задание
№ 31.
Установите, какие действующие в
современном языке законы привели к
появлению следующих омофонов:
Рот
— род, съезд — съест, из сказки — и сказки,
от оков — а таков, возка — воска, освещу
— освящу, свезти — свести, вязом —
вязам, а дед — одет.
Сочетания согласных. Ассимиляция
При стечении в словах двух согласных часто наблюдается явление, которое называется ассимиляцией. Ассимиляция (от лат. слова assimilato – уподобление) – это уподобление одного звука другому в артикуляционном и акустическом отношении: просьба (глухой становится звонким под влиянием звонкого ).
Один звук (иногда звуки) может уподобиться другому по одной из характеристик. Предыдущий пример демонстрирует ассимиляцию по глухости/звонкости. Может также произойти ассимиляция звука по другим параметрам:
- по твёрдости-мягкости (бант – о банте );
- по месту образования (сшить , изжить – зубные и уподобляются нёбным и , в результате чего образуется двойной согласный звук);
- по способу образования (отца – смычно-взрывной ассимилируется со смычным и оба звука звучат как двойной ).
Все это примеры регрессивной ассимиляции, когда последующий звук оказывает влияние на предшествующий. Это явление очень часто встречается в русском языке, в отличие от прогрессивной ассимиляции, при которой происходит обратный процесс – предшествующий звук оказывает влияние на последующие.
Бывает, что при ассимиляции изменения претерпевают все звуки, составляющие сочетание, – в результате произносится иной, третий, звук. Так, при стечении смычного и щелевого происходит ассимиляция по способу образования и звучит смычно-щелевой (детский ), совпадающий с ними по всем прочим характеристикам.
Часто один звук уподобляется другому не по одной, а сразу по нескольким характеристикам.
Может произойти ассимиляция по глухости/звонкости и месту образования (без Шуры – звонкий зубной оглушился и стал нёбным под влиянием глухого нёбного , образовался долгий согласный звук). Сочетание «дц» является примером ассимиляции по глухости/звонкости ( оглушается перед глухим согласным) и способу образования (смычно-взрывной уподобляется смычно-щелевому ). Результатом этой ассимиляции становится двойной звук : канадцы .
Зубной, смычный, твёрдый в позиции перед уподобляется ему по месту образования (из зубного становится нёбным) и по способу образования (из смычного становится щелевым) и, наконец, обретает мягкость, в результате чего совпадает с по звучанию. Образуется двойной, долгий звук: отчёт . То же происходит со звуком с той разницей, что он теряет еще и звонкость перед глухим (зодчий ).
Зубной твёрдый в сочетании «сч» может уподобиться по месту образования (стать нёбным) и по твердости/мягкости ( в таком
же сочетании, естественно, теряет и звонкость): считка , с часу , без четверти . Такое явление наблюдается на стыке приставки и корня, предлога и слова. Но в этом же сочетании звуков может произойти ещё и ассимиляция по способу образования (смычно-щелевой утрачивает смычку) и образуется один долгий звук . Это явление наблюдается на стыке корня и суффикса (подписчик , резчик ) и в таких словах, как счастье , счёт и однокоренных с ними.
Существует явление, противоположное ассимиляции, – диссимиляция (от лат. dissimilato – расподобление), при котором происходит замена одного из двух одинаковых или похожих звуков другим, менее сходным с ним по характеристикам. Для русского языка явление диссимиляции нетипично, но все-таки его можно наблюдать на примере сочетания звуков и (лёгкий ): , отличающийся от только звонкостью, не совпадает с ним, но заменяется , который имеет другой способ образования.
В то же время следует отметить, что сочетание (стечение) согласных может произноситься не так, как воспроизводится на письме, не только в результате действия фонетических законов, а в силу традиции, в соответствии с правилами орфоэпии. Примером могут послужить сочетания «чн», «чт» и «жд». Сочетание «чн» в некоторых общеупотребительных словах (конечно, двоечник и др.) принято произносить как . В то же время слов, где звуки в этом сочетании не претерпевают изменений, значительно больше (научный, порочный и др.). Сочетание «чт» произносится как только в слове что и однокоренных с ним.
В результате ассимиляции согласные звуки, утрачивая свойственные им характеристики, теряют и смыслоразличительную функцию. Это часто является причиной появления в речи омофонов: лесть – лезть ; водица – водиться и т. п.