4 группы причин суицидального поведения подростков

Содержание:

Причины, по которым подростки становятся самоубийцами

Самоубийство — волевой поступок. Он не совершается спонтанно, к нему тщательно готовятся. И толкает на этот шаг не одно событие, не один фактор, а совокупность неблагоприятных условий, делающих жизнь невыносимой.

Семейная проблематика

  1. Гибель или смерть одно из членов семьи.
  2. Развод и полный разрыв отношений с одним из родителей.
  3. Холодность родителей, непринятие ребенка, унижения и оскорбления, авторитарное воспитание.
  4. Равнодушное отношение родителей, попустительский стиль воспитания, вседозволенность, безнадзорность.
  5. Зависимости родителей, неблагополучие семьи.
  6. Финансовые трудности или доход выше среднего (60 % подростков, совершивших суицид, — выходцы из богатых и полных семей).
  7. Завышенные требования со стороны родителей.
  8. Занятость родителей, материальная компенсация дефицита любви и заботы о ребенке.
  9. Насилие над подростком или ссоры, драки, скандалы между родителями.

Факторы окружающей среды

  1. Изоляция, буллинг в школе, конфликты с педагогами.
  2. Проблемы в отношениях с другом или любимым человеком, смерть или переезд близкого человека.
  3. Конфликты в семье, окружении сверстников или между подростком и случайными людьми.
  4. Общие стрессогенные факторы общества: беспорядки, гонка за успехом, давление из-за предстоящих экзаменов и поступления в вуз.
  5. Увлеченность субкультурами, сектами, культами.

Личностные факторы

Кризис и психофизиологические изменения, связанные с возрастом, сами по себе являются негативной предпосылкой. Но встречаются и другие личностные причины детского суицида:

  • депрессия и другие психические расстройства,
  • акцентуации характера;
  • неврозы;
  • чувство бессилия, неуверенность в себе, апатия;
  • проблемы сексуальной идентичности;
  • непринятие себя;
  • максимализм;
  • алкоголизм, наркомания, токсикомания (больше половины самоубийств происходят в этом состоянии);
  • пессимистичное видение мира, своего будущего;
  • одаренность или особые потребности;
  • беременность;
  • романтизация смерти, навязчивые идеи, связанные со смертью;
  • расстройства пищевого поведения (булимия, анорексия, компульсивное переедание);
  • чувство неполноценности;
  • подражание кумирам.

Чаще суицид служит ответом на множественные потрясения, но иногда подросток может решиться на самоубийство после одной сильной психотравмы: изнасилование, публичное избиение, компрометирующие фото и видео, попавшие в социальные сети.

Подкормка

Перед посадкой саженца в яму вносите смесь из суперфосфата, золы и сульфата калия. Сверху следует полить раствором марганцовки.

«>

Проблема подросткового суицида

Особенное внимание должно уделяться подросткам, склонным к самоубийству или проявляющим некоторые депрессивные, суицидальные качества. Проблема подросткового суицида заключается в том, что решительный шаг предпринимается в состоянии переживания сильных эмоций

Ребенок подвержен сиюминутным переживаниям, моменту, трудностям, не предоставляя себе времени на размышления и эффективные действия.

Подростки склоняются к самоубийству из-за собственного восприятия ситуаций и мира. Они слишком идеализируют многие события и явления, ждут благоприятного исхода событий, трагически относятся к трудностям. Суицид является следствием надуманной проблемы, которая становится катастрофической в голове подростка. Если при этом у ребенка нарушена коммуникация с родителями, он не получает от них поддержки, тогда это усугубляет ситуацию.

Следует распознавать признаки готовящегося самоубийства:

  • Отстраненность от друзей и родственников.
  • Затрагивающиеся темы о смерти, самоубийстве.
  • Потеря интереса к жизни и прежним увлечениям.
  • Безразличие ко всему.
  • Принижение значения различных ценностей.
  • Стремление к уединению.
  • Угрюмость.
  • Раздача вещей, которые ранее были ценными для ребенка.
  • Увлеченность оккультными знаниями.
  • Интерес к познанию темы смерти.
  • Наплевательство на внешний вид, соблюдение гигиены.
  • Появление страхов и фобий.
  • Возбужденность сменяется полной апатией.

В помощь родителям

Оказание суицидологической помощи является сложным и многоуровневым процессом. В нём должны быть задействованы не только родители, но и специалисты различного профиля: педагоги, психологи, медицинские и социальные работники. Только вместе возможно создать счастливое детство и будущее наших детей!

Режим дня

Нормализация биологических ритмов сна и бодрствования важна в рамках профилактики аффективных нарушений, в частности, депрессий. Необходимо грамотно организовывать день подрастающего организма – чередовать учёбу и отдых, физические нагрузки и расслабление.

Время ребёнка должно быть расписано по часам, тогда возникает меньше вероятностей асоциального и аддиктивного поведения. Ограничивайте проведение свободного времени за компьютером, игрой в жестокие и агрессивные компьютерные игры. Ребёнок не достаточно чётко понимает грань между реальностью и вымыслом.

Общение с ребенком

Когда ребёнок просит совета, обращается к вам, настойчиво требует внимания, отложите своё важное дело и выслушайте. Возможно, ребёнку просто необходимо ощущать ваше присутствие и участие

Одобрение, озвучивание своих чувств – важные ключи к сердцу и переживаниям вашего чада.

Спорам – нет

Упрёки и споры приводят к конфликтам в семье. Между родителями и детьми пропасть становится всё больше с каждым спором. Помните! Непонимание между самыми близкими людьми может стать мощным толчком для суицида подростка.

Учимся внимательно слушать

  1. Чтобы ребёнок вам доверял, станьте внимательным слушателем.
  2. Не перебивайте, интересуйтесь чувствами, задавайте уточняющие вопросы.
  3. Предлагайте совместно решить проблему, помогите словом и делом.
  4. Сформируйте у ребёнка веру в положительный исход обстоятельств.

Блокируйте сайты и программы, освещающие проблемы суицида. Дети и подростки являются самой беззащитной категорией населения. Будьте внимательны и бдительны! Некоторые сайты побуждают вступать в «игру», выполнять поручения. Конечный итог этого квеста – приказ убить себя. Контролируйте поток негативной информации, поступающий к вашему ребёнку!

Ответим на ваш вопрос!

ФИО

Электронная почта

Ваш вопрос

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Отправить

Одна большая группа риска

По статистике, юношей-самоубийц значительно больше, чем девушек: 32,8 на 100 тысяч человек против 7,6 – таковы данные Росстата за 2004 год. Девушки пробуют покончить с собой чаще, однако юноши в 4 – 5 раз чаще доводят эти попытки до летального исхода и обычно выбирают более жестокие способы: наносят себе ножевые ранения, а если доступно огнестрельное оружие, оно идет в ход. Самый опасный, по статистике, возраст – 14-15 лет.

Что касается психологического портрета подростка, решившегося на самоубийство, здесь все не так однозначно. С одной стороны, свести счеты с жизнью может ребенок замкнутый, необщительный, не имеющий друзей совсем или друзей со странными, с точки зрения родителей, интересами и поведением. С другой – риску подвержены подростки истероидные, с демонстративным типом личности. Именно они способны внезапно последовать примеру покончившего с собой кумира, например рок-звезды, или прыгнуть с высотного дома, взявшись за руки с подружкой. Случаются целые «эпидемии самоубийств» в рамках одной деревни или микрорайона. В опасности и тихие, ведомые, неуверенные в себе дети. Получается, что не застрахован никто.

Как же отследить опасность, что называется, на дальних подступах?

А вот делить попытки суицида на «истинные» и «демонстративные», по словам психологов, не стоит. Во-первых, попытка напугать или впечатлить окружающих самоубийством может неожиданно для самого подростка окончиться смертью. Во-вторых, многие самоубийцы в прошлом уже пытались покончить с собой.

– Я бы советовала отнестись серьезно к любым упоминаниям или разговорам о самоубийстве, – рекомендует Надежда Ченцова. – Не нужно пугаться и сразу угрожать ребенку психиатрической лечебницей. Поговорите, выясните, что не так, чем подросток недоволен. Возможно, «покончить с собой» – это просто расхожее выражение для него, ничего не значащее. А может, за этим стоит большая проблема и ребенок не знает, как ее решить.

— Иногда подросток прямо говорит: чем с вами такими жить (вариант – ходить в эту школу), я лучше… Такие вещи нужно обсуждать. Говорят, что тот, кто угрожает самоубийством, никогда с собой не покончит. В этой фразе есть некоторое рациональное зерно: в разговоре мы можем разрядить свои импульсы и побуждения и отказаться от первоначальных намерений. С темой суицида это тоже работает. Более того, это один из методов профилактики. Если видно, что человеку плохо, если страшно за него, можно прямо, но аккуратно спросить, не задумывается ли он о суициде. Это не подтолкнет к самоубийству человека, который о нем и не помышлял. А если думал, но считал, что такими страшными мыслями нельзя делиться, он разговорится. Но ни в коем случае нельзя думать, что если человек много говорит о суициде, то он в безопасности. Есть и такая вещь, как самоповреждения – опаснейший сигнал для родителей.

Признаки, свойственные взрослому населению

Признаком суицидального поведения у взрослых является гнев, направленный внутрь себя. На него могут указывать и тяжелые потери, плохое состояние дел, отсутствие надежды и вариантов помощи. Другим симптомом является всепоглощающее чувство безысходности, а также, собственно, попытка ухода из жизни.

Распознав признаки суицидального поведения, можно спасти жизнь человека. Потеря энергии, постоянное чувство скуки, усталость, длительные нарушения сна и аппетита, кошмары с картинами катастроф, злейших существ, гибелью людей — все это входит в перечень общих симптомов.

Другие признаки: повышенная самокритичность, выраженное чувство вины, несостоятельность, стыд, страх, тревожность, неуверенность, нарочитая дерзость, агрессия. Депрессия проявляется в виде меланхолии, а также в бессоннице, беспокойстве, вследствие чего приходит «усталость от жизни».

Признаки суицидального поведения у взрослых:

  • планирование убийства, озвучивание намерения совершить действие в отношении себя или другого человека;
  • наличие инструмента убийства — пистолета и подобного, наличие доступа к нему;
  • утрата связи с действительностью (психоз), слуховые галлюцинации;
  • употребление психотропных веществ;
  • разговоры о способах и предметах нанесения физического вреда;
  • стойкое желание остаться наедине;
  • раздаривание личных вещей;
  • агрессия или неадекватное спокойствие.

Любое высказывание относительно самоубийства должно быть воспринято со всей серьезностью. Наблюдая признаки суицидального поведения, необходимо как можно быстрее узнать, имеется ли у человека оружие, медикаменты для совершения запланированных действий, определено ли время данного поступка и нет ли ему альтернативы, другого способа утолить боль.

Если не удается оказать помощь, необходимо сообщить об угрозе в милицию и больницу. Рекомендуется присутствовать с человеком, которому требуется поддержка, попросить сделать это других, кому можно довериться. Следует убедить человека в том, что он нуждается в профессиональном наблюдении специалистов.

Диагностика

Близкое окружение (педагоги и родители, друзья и одноклассники) считают, что диагностика суицидального поведения не представляет особой сложности (уж я-то сразу замечу, что у ребенка/друга/одноклассника не все в порядке).

В действительности, все гораздо сложнее, и «упущенные» суициденты достигают своей цели только потому, что оказываются неуслышанными. Большая часть подростков, планирующих самоубийство, занимаются с психологами и педагогами, посещают врачей и работников соц. служб достаточно длительное время с целью высказаться и быть выслушанным.

Главными «инструментами» взрослых в оценке суицидального риска выступают:

  • беседа с ребенком;
  • постоянное наблюдение за подростком;
  • сторонняя информация, полученная от людей из близкого окружения;
  • психологические тесты.

В разговоре с ребенком превалируют следующие высказывания, на которые важно обратить внимание:

  • меня не любят;
  • я не нужен, я бесполезный человек;
  • я не желаю никого видеть, и тем более общаться;
  • жизнь бессмысленна;
  • прощайте (это был мой последний визит);
  • не желаю жить;
  • я умираю;
  • я не способен это выносить.

Видео: » Подростковый суицид. Как помочь ребенку?»

Подростковый суицид: шаги по предотвращению

  1. Необходимо принять сам факт возможности принятия такого решения подростком. Иногда люди боятся преувеличить риск суицида. Но даже если они совершат такую ошибку, она будет ничем по сравнению с потерянной жизнью подростка. Поэтому нужно принять его как личность, допустить саму возможность того, что этот взрослеющий человек в принципе способен на совершение такого поступка. Не надо считать, что если кто-либо решился на самоубийство, его уже никто не сможет остановить. Искушение так думать очень велико. Но каждый день сотни людей по всему миру уходят из жизни по своей воле, хотя их могли бы остановить.
  2. Нужно установить с ребенком теплые и доверительные отношения. Решить полностью все проблемы, которые толкают человека на суицид, невозможно. Но приняв его таким, какой он есть, можно существенно снизить вероятность страшного поступка. Не нужно пытаться учить жизни «маленького взрослого» и морализировать. Гораздо больше он нуждается в любви, заботе и внимании, выражаемых как вербально, так и в виде объятий, прикосновений, улыбки. Забота – это то, что поможет тревожному и отчаявшемуся индивиду снова почувствовать себя нужным.
  3. Подросток нуждается в том, чтобы его выслушали. Часто он хочет выразить свои чувства, всю ту эмоциональную боль, которая накопилась в нем. Своим поведением он демонстрирует то, о чем хотел бы сказать вслух: «У меня больше не осталось ничего ценного – того, ради чего еще можно жить». Общение с потенциальным самоубийцей, особенно подростком, может быть нелегким. Но необходимо помнить, что оно затруднено именно из-за данной склонности, ведь подросток не может больше концентрироваться ни на чем, кроме своей душевной боли.
  4. Поиск основных причин возможного самоубийства. Необходимо не только поддерживать подростка и заботиться о нем, но и замечать признаки суицидального поведения. Если в речи фигурируют угрозы свести счеты с жизнью, если он одинок и изолирован от общества, постоянно ощущает себя несчастным, все это может быть серьезными признаками желания покинуть этот мир.

Профилактика суицида в подростковой среде требует в первую очередь участия взрослых, их умения выслушать подростка и помочь ему. Помощь должна заключаться не в поучениях, а в принятии подростка, поддержке, обучении поиску альтернатив

Внимание к тем сигналам, которые свойственны его поведению, поможет сохранить человеческую жизнь

Поймите, что это часть человеческого бытия.

Несмотря на то, что при просмотре статусов в соцсетях у любого человека может появиться ощущение, что весь остальной мир счастлив в режиме 24/7, вам необходимо осознать, что все люди испытывают негативные эмоции – даже тот пользователь, у которого в друзьях 10 тысяч френдов.

Простое осознание того, что каждый человек может позволить себе быть несчастным, так как это нормальная часть жизни, позволит нам довольно быстро научиться управлять собой.

«Когда наши беспокойные, болезненные переживания обрамляются признанием того, что через эти трудности прошло бесчисленное количество других людей, удар смягчается, – объясняет в своей книге «Сострадание к себе» доктор философии Кристин Нефф. – Вы все еще будете чувствовать боль, но она не будет усугубляться чувством одиночества».

Нефф предлагает в такие моменты проговаривать мантру, которая помогает ей самой распознавать негативные эмоции и понимать, что они являются частью человеческого бытия:

«Это момент страдания. Страдание – это часть жизни. Я позволю быть доброй к себе в этот момент. Позволю себе проявить сострадание, в котором я нуждаюсь».

Причины суицида у подростков. Факторы риска

Как правило, самоубийство не совершается при наличии лишь одной причины, чаще всего присутствует их сочетание, что увеличивает вероятность завершенной попытки.

Никому не известно, почему при одних и тех же обстоятельствах один человек закончит жизнь самоубийством, а другой – нет. Однако, можно выявить некоторые общие факторы риска, которые способны выступить как причины суицида у подростков.

Семейная проблематика:

  • Самоубийство одного из членов семьи (особенно одного из родителей)
  • Потеря одного из родителей ввиду смерти или развода. Потерей одного из родителей в случае развода являются ситуации, когда родитель, с которым ребёнок не остаётся жить, отказывается от всяческого дальнейшего взаимодействия с сыном/дочерью. То есть, не принимает участия в воспитании, прерывает контакт, не звонит и не пишет сам и не реагирует на попытки общения со стороны ребёнка.
  • Отсутствие эмоциональных привязанностей в семье, неприятие и постоянное осуждение подростка в семье.
  • Насилие в семье (физическое, эмоциональное, сексуальное). Подробнее читайте в статье «Насилие в семье».
  • Слишком авторитарные или напротив, всё позволяющие родители.

Факторы окружающей среды:

  • Социальная изоляция, отчуждение, неприятие в группе сверстников
  • Проблемы в школе/колледже (травля со стороны одноклассников, тяжёлые и затяжные конфликты с учителем/учителями)
  • Утрата значимых отношений (распад пары, ссора с близким другом, смерть близкого человека)
  • Высокий уровень стресса (например, в периоды перед важными экзаменами – ЭГЭ, ГИА. ). Стоит отметить, что стресс вызывают не сами экзамены, а сверхценное отношение к ним в школе и в семье подростка. К сожалению, зачастую родители требуют хороших оценок, ставя учёбу превыше всего, но при этом не учат ребёнка способам преодоления стрессовых ситуаций.

Личностные факторы:

  • Депрессия. О симптомах депрессии можно прочитать вот в этой статье — https://PsyHelp24.org/prichiny-depressii/. Подростковая депрессия имеет некоторые общие признаки с проявлением депрессии у взрослых, однако, может проявляться и несколько иначе. Чувство скуки, печальное настроение, нарушения сна, жалобы на самочувствие, склонность к бунту, непослушание, плохая успеваемость, прогулы школы, замкнутость – всё это может служить признаками подростковой депрессии. Конечно, по отдельности эти признаки могут и не свидетельствовать о депрессии, являеться личностными особенностями, но чем их больше, тем больше повод родителям внимательнее присмотреться к своему подростку.
  • Чувство бессилия, проявляющееся в упадке сил, апатии, фразах вроде «я ни на что не способен», «у меня ничего не получается», «я ничего не смогу в своей жизни сделать нормально».
  • Психические заболевания.
  • Переживания по поводу сексуальной ориентации. Подробнее о сексуальной ориентации в статье «Виды сексуальной ориентации».
  • Зависимости от психоактивных веществ.
  • Пессимистичный взгляд на жизнь в целом и на собственное будущее в частности.
  • Расстройства пищевого поведения (булимия, анорексия).
  • Чрезмерное увлечение идеями смерти (прослушивание мрачных песен, в которых говорится о смерти, чтение литературы на эту тему).

Как уже говорилось выше, самоубийство редко совершается только по одной причине, чаще речь идёт о совокупности оных.

Как можно увидеть, причины суицида у подростков разнообразны и относятся к разным жизненным областям. Существует ещё одна причина, о которой хотелось бы сказать отдельно – это так называемый «эффект Вертера», получивший своё название после распространения романа Гёте «Страдания юного Вертера».

Суть этого феномена в том, что после самоубийства, широко освещённого в СМИ, происходит волна подражающих самоубийств. Суицидент, «спровоцировавший» эту цепочку, становится объектом всеобщего внимания, значимые и уважаемые взрослые начинают говорить о нём только хорошее, а сверстники постоянно предаются воспоминаниям о нём. Так жертва суицида превращается в своего рода героя.

Самоубийства – очень обширная тема, которую просто невозможно рассмотреть в одной статье. В этой части цикла о подростковых суицидах мы рассмотрели некоторые особенности подросткового возраста, которые сами по себе являются факторами риска суицидального поведения. В следующих статьях затронем мифы и факты о суициде, признаки надвигающейся опасности и, конечно, то, какую помощь могут оказать родители и близкие люди.

Берегите себя и своих близких!

Если у Вас возникли вопросы к психологу по статье:

Вы можете задать их нашему психологу в скайпе онлайн:

Категории людей, склонных к суициду

Профессор Шнейдман вывел 4 основные категории людей, которые стремятся свести счеты с жизнью самостоятельно:

  1. Искатель смерти в попытках нанести себе вред всячески пытается довести дело до летального конца. Но подобное рвение сохраняется недолго. Затем человека начинают мучать сомнения, он пытается все переосмыслить, но мысли о суициде его не покидают.
  2. Инициатор смерти — тоже желает умереть. Он уверен, что его постигнет страшная участь, и пытается лишь ускорить процесс. Такое маниакальное чувство возникает чаще у пожилых людей, но случается и суицид подростков. Причины этого явления кроются в подсознании.
  3. Отрицатель смерти не верит, что смерть — это конец. Он наивно полагает, что лишение себя жизни — это обменная операция, при которой нынешнее положение заменяется чем-то новым и счастливым. Именно таковы основные причины суицида у подростков, которые верят в загробную жизнь.
  4. Игрок со смертью. Его мучают противоречия, касающиеся возможности уйти из жизни тем или иным способом. Даже во время самоубийства человека мучают сомнения. Способы, избираемые для смерти, могут не позволить довести дело до конца, а лишь причинить вред здоровью. Примером может служить игра «Русская рулетка» с револьвером, правила которой заключаются в том, что в барабане находится лишь один патрон, который либо выстрелит либо нет.

Первая сила: Угроза вторжения новых игроков

Группы риска

По статистике, большая часть самоубийств регистрируется весной и летом. Из-за депрессий суицидальное поведение встречается у 70%, а 15% из них совершают задуманное. Уровень самоубийств выше у холостых/незамужних, разведенных и потерявших любимого человека.

Есть зависимость между числом самоубийц и людей, «потерявшихся» в социуме. Это лишившиеся работы, новоиспеченные пенсионеры, уволенные в запас и демобилизованные. Очень высокие показатели суицидального настроения среди наркоманов, алкоголиков, психически больных, инвалидов.

Отдельное место в группе риска занимают дети подросткового возраста:

  • отличники, испытывающие неудовлетворение собой и вину за несоответствие стандартам;
  • замкнувшиеся в себе дети, дети в депрессии из-за снижения показателей в учебе;
  • ребята, которые не могут выполнить завышенные требования взрослых;
  • подростки, склонные к тревожно-депрессивным состояниям, особенно если в семье были попытки суицидального характера;
  • дети из проблемных семей, испытывающие физическое насилие.

Как предотвратить суицид у подростка

Выяснить причины и угнетенности, потерянности и плохого настроения можно на приеме у психолога. Он поможет распознать тревожные признаки и предотвратить подростковый суицид. Подобную глупость чаще совершают в состоянии аффекта, и это первая причина не допускать серьезных конфликтов. Работа квалифицированного психолога направлена на восстановление эмоционального баланса.

Распознать критическое состояние и предложить помощь подростку при суициде может близкий человек: друг, родственник или педагог. Это могут быть как советы личного характера, так и философские рассуждения на тему бытия с поучительными моментами.

Сильный ребенок – это тот, кто, несмотря на сложности, преодолеет собственный страх и угнетенность. Те, кто совершают сильные поступки, проходят через преграды и боль, но становятся сильнее. Подростковый возраст нужно пережить. Необдуманные проступки совершают 85% , но не все усваивают урок должным образом.

Распознать и предотвратить суицид – может и сам ребенок, если на подсознательном уровне усвоит беседы с психологом

Важно знать: если люди совершают ошибки, на то есть причины, которые и нужно распознать

Ребенок – это личность, прежде всего

Подростковый возраст – это дополнительная возможность родителям компенсировать недостающее внимание, рассказать о таких важных вещах, как: любовь, секс, отношения, самодисциплина, самоконтроль. Объяснить, что родители – не враги, а самые преданные друзья, которые нуждаются в своем ребенке, никогда не предадут и всегда поддержат в любой ситуации

Подписывайтесь
на наш канал или в

Следи за нами в соц. сетях!

Профилактика суицидов у детей и подростков

Случаям суицида часто предшествуют изменения поведения (например, подавленность, низкая самооценка, нарушения сна и аппетита, неспособность сконцентрироваться, прогулы уроков, соматические жалобы, суицидальные мысли), что часто приводит ребенка или подростка к врачу. Такие высказывания, как «Я бы хотел, чтобы я никогда не рождался» или «Я бы хотел заснуть и никогда не проснуться», должны восприниматься серьезно как вероятные признаки намерения совершить суицид

Угрозы или попытки суицида представляют важное сообщение о степени отчаяния. Раннее выявление факторов риска, названных выше, может способствовать предотвращению попыток суицида

В ответ на эти ранние признаки, а также при столкновении с угрозой или попыткой суицида, или при вызывающем опасения поведении показано активное вмешательство. Пациентов следует прямо расспросить об их чувствах, неудачах, саморазрушающих переживаниях; такие прямые вопросы могут снизить риск суицида. Врач не должен допускать необоснованного успокаивания, что может разрушить доверие к нему и в дальнейшем снизить самооценку пациента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector