Анализ современных теорий обучения чтению на иностранном языке
Содержание:
- Что почитать еще
- Метод обучения чтению по Глену Доману
- Умение понимать, анализировать и пересказывать тексты помогает учиться
- Инспекционное чтение
- Виды чтения
- «Клиновидные таблицы»
- Бизнес и финансы
- Эффективные приемы чтения для глубокой проработки
- Разминка «2–3–5»
- Заведите commonplace book
- Аналитическое чтение
- Техника развития скорочтения «Сбор урожая»
- Упражнения для увеличения скорости чтения
- Словарь методических терминов
- Справочная информация
- Модель постепенного внедрения
- Как человек распознает слова, можно ли читать текст с перемешанными буквами
- Практикуйтесь в чтении как можно чаще
- Методы и приемы обучения смысловому чтению.
- Родители не читают сами, но заставляют детей
Что почитать еще
Методы медленного чтения:
- Дэвид Микикс Slow Reading in a Hurried Age — еще больше практических советов по медленному чтению;
- Борис Эйхенбаум «Как сделана „Шинель“ Гоголя» — о том, как внимательно относиться к стилистическим особенностям автора;
- Владимир Набоков «О хороших читателях и хороших писателях» и его лекции по русской и зарубежной литературе — ваше впечатление от школьной классики может заметно поменяться;
- Юрий Лотман «Структура художественного текста. Анализ поэтического текста» — о методе строгого научного анализа текста;
- Сергей Поварнин «Как читать книги» — о методе аналитического чтения;
- Гарольд Блум «Западный канон» и список Бродского — о тех книгах, которые стоит читать медленно.
Примеры медленного чтения поэзии:
- Иосиф Бродский — эссе о , , , , , и ;
- Томас Стёрнз Элиот — статьи и лекции «Назначение поэзии» и «Избранное»;
- Уистен Хью Оден — сборник эссе «Чтение. Письмо. О литературе»;
- Ольга Седакова — эссе.
Теоретические тексты о медленном чтении:
- Марсель Пруст «Против Сент-Бёва»,
- Ролан Барт «Смерть автора»,
- Владимир Бибихин — курс лекций «Чтение философии».
Отдельный вид медленного чтения — это комментарии:
- Набокова и Лотмана к «Евгению Онегину»,
- русского философа Густава Шпета к «Посмертным запискам Пиквикского клуба» Чарльза Диккенса,
- лингвиста Юрия Щеглова к романам Ильфа и Петрова,
- историка литературы Александра Долинина к роману Владимира Набокова «Дар»,
- группы филологов во главе с Олегом Лекмановым к «Египетской марке» Осипа Мандельштама,
- советского литературоведа Александра Аникста к «Фаусту» Гёте, «Гамлету» и остальным пьесам Шекспира,
- современного поэта Всеволода Зельченко к стихотворению Владислава Ходасевича «Обезьяна»,
- философа Джорджо Агамбена к «Посланию к римлянам»,
- Прокла и Дамаския к «Пармениду» Платона,
- Жака Деррида ко всей западноевропейской философской традиции.
И последний совет
За всем пристальным вниманием к тексту, за всеми практиками медленного чтения важно не забыть слова грузинского философа Мераба Мамардашвили: «Литература — никакая не священная корова, а лишь один из духовных инструментов движения к тому, чтобы самому обнаружить себя в действительном испытании жизни, уникальном, которое испытал только ты, и кроме тебя и за тебя никто извлечь истину из этого испытания не сможет»
Метод обучения чтению по Глену Доману
Популярным среди современных родителей является метод обучения по Глену Доману. По нему нужно начинать заниматься с наследником или наследницей прямо с грудного возраста. Основан метод на показывании карточек с разными изображениями. Это могут быть буквы, цифры, животные, растения и многое другое. Смотря, чему вы хотите учить кроху.
Что касается именно чтения, то у Домана есть свои догадки и утверждения: ребенку вначале нужно заучить первые несколько десятков слов. Мама просто показывает картинку на карточке несколько секунд. Таких карточек может быть много, а может быть и мало. вообще методика советует быстро сменять картинки.
Данная методика благоприятно воздействует и на широту кругозора. Благодаря Доману, дети буквально с пеленок начинают осваивать и «изучать» окружающие предметы и даже то, чего он вообще пока не видел.
Какой бы вы не выбрали метод или способ, или даже отдельное пособие, сейчас их много, помните одно – не торопите своего малыша, дате ему насладиться беззаботным детством, начинайте занятия и серьезное обучение тогда, когда он к этому полностью готов! Чувствуйте друг друга…
Умение понимать, анализировать и пересказывать тексты помогает учиться
- Раннее развитие этих навыков поможет дошкольнику при подготовке и адаптации к школе.
- Умение работать с текстом сделает учёбу в начальных классах более интересной и полезной.
- В 3-4 классе детям с развитыми навыками осмысленного чтения будет проще и интереснее на уроках русского языка и литературного чтения.
- В средних и старших классах опыт в работе с текстом поможет быстро усваивать большие объемы нового материала, хорошо учиться и успевать заниматься не только школьными делами.
Детям нужно помогать справляться с информационной перегрузкой. И скоро мы реализуем такую возможность в рамках нашего курса.
Инспекционное чтение
Этот процесс также называют скимминговым. Он стоит на одну ступеньку выше начального и предполагает систематический беглый просмотр, подразумевающий понимание контура и структуры книги за относительно небольшой промежуток времени. Благодаря этому человек сможет сформировать приблизительное представление, о чем книга.
Подруга купила дешевые материалы и отремонтировала ванную. Результат понравился
На месте старого рынка в Китае высадили травяной сад в виде иероглифов: фото
Столик с полкой своими руками: муж сделал сам из поддона и матового стекла
По мнению специалистов, большинство людей останавливается именно на этом стиле. С одной стороны, в нем нет ничего плохого, но с другой — он ограничивает мозг и заставляет его формировать своеобразные ярлыки. Чтобы справиться с этим, необходимо научиться буквально сканировать книгу глазами и выявлять наиболее ценные фразы.
Виды чтения
- Просмотровое чтение является наиболее поверхностным видом, дающее наиболее общее представление о содержании и смысле текста. Конечным результатом является решение, следует ли читать текст или нет.
- Ознакомительное чтение является более подробным, по сравнению с просмотровым. Для данного вида характерно извлечение основной, но не дополнительной информации из читаемого текста. В результате учащиеся определяют, достаточно ли информации содержится в тексте или его необходимо перечитывать или анализировать.
- Изучающее чтение — наиболее подробный вид чтения. Целью этого вида является не просто тщательное изучение, но еще и проникновение в смысл текста, детальный анализ текста. Конечный результат направлен на понимание всех уровней текста, а также на восприятие разной информации, изложенной в тексте (фактуальной, концептуальной и подтекстовой).
Цели чтения достигаются при помощи разнообразных приемов для каждого вида чтения.
«Клиновидные таблицы»
Процесс чтения основан на образах. Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» в голове сначала появляется образ девочки. Затем мы представляем, что она ест, а после — что ест именно кашу. Другое дело, когда видишь одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.
Чтобы видеть и воспринимать по два-три слова одновременно, необходимо расширять поле зрения. Для этого можно использовать специальные таблицы для скорочтения, которые помогут развить навыки.
Распечатайте «клиновидную таблицу» и сконцентрируйтесь сначала на центральном столбце. Затем медленно спускайтесь взглядом вниз, при этом проговаривая вслух боковые числа. Цель данной таблицы цифр для скорочтения — дойти до конца и увидеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Эффективные приемы чтения для глубокой проработки
Мы разобрались, как быстро изучить материал, а теперь посмотрим, как это сделать вдумчиво. На самом деле навыки работы с информацией — часть школьной программы, но осознание, насколько они важны, может прийти намного позже. Речь идет о конспектировании, пересказе, записи тезисов и других банальных вещах, с которыми каждый сталкивался на уроках. Формирование эффективного чтения — всего лишь оттачивание таких навыков.
Основные правила для усвоения материала:
- Длинный текст раздели мысленно на куски или смысловые единицы, чтобы каждую из них проработать отдельно.
- По возможности делай пометки на полях, подчеркивай важные мысли, цитаты (если, конечно, книга — твоя собственная).
- Рисуй схемы и графики, чтобы запомнить логику повествования, связать воедино разные факты.
- Прочитав книгу или отдельную главу, запиши по памяти тезисы. Если не получается это сделать — значит, материал плохо усвоен, есть повод перечитать.
- Учись конспектировать и выделять факты, отбрасывая «лирику» (повторы, отступления, метафоры и т.д.).
- Сразу выясняй значение незнакомых слов и терминов — иначе часть текста останется непонятой, а это отразиться на усвоении в целом.
- Перескажи прочитанное кому-то из друзей или просто самому себе, но обязательно вслух — ты сразу заметишь пробелы в понимании.
- Подумай, как материал перекликается с твоим опытом. Лучше всего мы запоминаем те вещи, которые можем проассоциировать с собой.
Почему важно записывать тезисы и конспекты, а не просто составлять их в уме? Все просто: во время письма мы задействуем не только зрительную, но также мышечную память. Создаются новые нейронные связи, которые помогают обучению
Если нужно подробно изучить какую-то тему, пригодятся навыки реферирования. Сравни 3-4 источника, выдели общие мысли, а после проанализируй, в чем авторы не согласны друг с другом. Составление реферата — это синтез всего прочитанного и лучший метод для усвоения материала. Такая работа помогает увидеть одну и ту же проблему с разных сторон, надежно впечатывая в память новые знания.
Разминка «2–3–5»
Любая тренировка начинается с разминки мышц, а когда мы берём в руки книгу, то сразу приступаем к чтению. Чтобы глаза меньше уставали от печатных текстов и работы за компьютером, Павел Палагин в своей книге «Скорочтение на практике» рекомендует сначала «размять глаза», расширив периферическое зрение.
Представьте, что фокус вашего взгляда похож на луч прожектора и вы можете то расширять его, то сужать. Возьмите в руки секундомер, книгу формата А5 (это стандартный книжный размер), расслабьтесь и начинайте водить своим «лучом» по нескольким строчкам сначала слева направо, а затем справа налево.
Первую минуту водите по двум строкам, следующую — по трём, третью минуту — по пяти строчкам. Старайтесь чётко разглядеть все слова друг над другом, но пока не стремитесь понять их смысл.
На последнем этапе упражнения по обучению скорочтению вы должны не «перемещать луч прожектора» по строкам, а уже читать максимально быстро с пониманием по одной строчке слева направо.
Заведите commonplace book
Commonplace book — это блокнот или ежедневник для заметок, цитат, любых выдержек из книг. Читая, выписывайте то, что приносит вам чувство озарения и вдохновения. Так вы глубже погрузитесь в тему и получите в финале квинтэссенцию смысла.
Предпочитаете электронные книги? Тем лучше! В современных «читалках» выделять текст ещё проще, чем на бумаге. Кроме того, ведение заметок при работе с электронными книгами помогает избежать ловушки инспекционного чтения.
Информацию на экране мы привыкли просматривать бегло. Взгляд порой автоматически перепрыгивает со строчки на строчку, пропуская целые абзацы. Установка на каждой странице находить и выделять главное приучает к более вдумчивому и размеренному чтению цифровых текстов.
Аналитическое чтение
Оно предполагает тщательное, внимательное и полное чтение книги, а также задавание вопросов. Может показаться, что аналитический стиль нужен только тем, кто читает лишь ради удовольствия, но это далеко не так. Специалисты утверждают, что одни книги нужно пробовать на вкус, другие проглатывать, а третьи — жевать и переваривать. Именно последнему и способствует аналитический стиль. Он заставляет мозг копать глубже и тщательно анализировать всю информацию, благодаря чему чтец может понять смысл и цель всего прочитанного. Помимо этого он начинает сопоставлять полученную информацию с личными чувствами, эмоциями, мыслями и знаниями.
Техника развития скорочтения «Сбор урожая»
Этот приём также описан в книге Павла Палагина.
Когда вы прочли интересный параграф с полезной информацией и принялись за следующий, это не означает, что знания перешли из книги к вам. Ваш мозг запоминает следующее: «Полезная информация в книге. Если надо будет вспомнить её, то придётся перечитать книгу».
Чтобы информация стала частью вас и перешла в долговременную память, нужно сделать паузу, представить суть прочитанного и проговорить про себя основные моменты.
Три шага техники быстрочтения «Сбор урожая»:
- Стоп. Как только вы дочитали законченный смысловой блок до конца, остановите процесс чтения, отведите глаза от текста и сделайте короткую паузу.
- Суть. Представьте основу прочитанного текста в виде образа, схемы, ситуации и тому подобного. У вас в голове должны возникнуть главные аспекты новой информации и тот смысл, который они несут.
- Проговаривание основы. Постарайтесь ёмко и коротко описать своими словами суть текста, которую вы представили себе. Чем короче, тем лучше.
При этом во время самого чтения важно избегать артикуляции (проговаривания текста). Для этого можно плотно сжимать губы и прикусывать язык
А ещё больше «урожая» можно собрать, вооружившись текстовыделителем и отмечая важные моменты в тексте (не больше 10 слов на одну мысль).
Упражнения для увеличения скорости чтения
Чтобы увеличить скорость чтения, необходимо в первую очередь избавиться от того, что ее ограничивает, а потом уже работать собственно над ее повышением.
Устраняем внутреннюю речь
Избавиться от субвоализации можно путем проговаривания некой отвлеченной, не имеющей к чтению отношения, информации. Таким образом, речевой аппарат будет занят, и проговаривание будет невозможным.
Еще один интересный способ заключается в отстукивании специфического ритма Жинкина. Он идет вразрез с речевой ритмикой, и вместе с тем блокирует отвечающий за речь мозговой центр.
Развиваем периферическое зрение
Отличным способом увеличения площади, которую человек способен охватить своим взглядом, является использование игр-упражнений на основе специальных таблиц Шульте.
Еще один вариант – тренировка взгляда без фокусировки, позволяющего воспринимать более обширную площадь страницы либо экрана. Реализуя упражнение, при помощи рассеянного взгляда ищут как можно большее количество определенных элементов, не двигая головой и глазами.
Учимся догадываться
Во время чтения можно закрывать верхнюю половину строки листком бумаги, заставляя мозг работать более активно и догадываться о том, что там написано.
Кроме того, такой подход будет подталкивать к предпросмотру нижней строки, пока она еще полностью открыта. Упражнение, регулярно практикуемое, научит при чтении одной строки уже смотреть на другую, при этом не возвращаясь к предыдущей информации.
Читаем с указкой
Хорошо помогает увеличить скорость чтения использование карандаша или небольшой указки. Если водить ее под строкой, то, во-первых, исключается возврат к уже прочитанному, во-вторых, повышается собственно скорость «перемещения» по тексту.
Подавляем артикуляцию
Чтобы избавиться от привычки артикулировать читаемые слова, можно использовать следующие методы:
- есть сухарики или жевательную резинку, занимая тем самым губы и язык;
- слушать отвлекающую музыку;
- высунуть язык изо рта, зажав его слегка зубами и сомкнув при этом губы. Таким образом, язык с губами окажутся обездвиженными, артикуляция станет невозможной, и скорость чтения возрастет.
Метод «зеленой точки»
Необходимо распечатать листок с текстом аутогенной тренировки, а в его центре нарисовать целеную точку. Поместив этот листок примерно на 30-сантиметровом расстоянии от глаз, следует сесть прямо и расслабить тело. После этого взгляд концентрируется на зеленой точке и происходит созерцание ее в течение 10 минут.
По прошествии трех месяцев ежедневных тренировок перед сном удастся существенно улучшить концентрацию внимания, научиться сосредоточивать внимание на главном, отбрасывая все ненужное
Тренируем тарабарщину
Суть упражнения заключается в том, чтобы читать слова в реверсном порядке. Это способствует развитию мышления и внимания, повышает концентрацию. Вначале лучше тренироваться на словах и фразах, читаемых одинаково и слева направо, и справа налево, а после этого уже переходить к стандартным текстам.
Читаем вверх ногами
Тренировки чтения книг, перевернутых вверх ногами, благотворно сказываются на скорости чтения. Вначале необходимо прочитывать абзац или страницу книги, пребывающей в перевернутом положении, а затем, вернув ее в нормальное состояние, перечитать тот же отрезок заново.
Такой прием даст практически моментальный результат, текст сразу будет читаться значительно быстрее.
Метод «тик-так»
При выполнении упражнения взглядом охватываются не все слова подряд, как при стандартном чтении, а начало строки и ее конец. Естественно, при этом скорость чтения станет в разы более высокой, а основная суть прочитанного по-прежнему останется понятной и доступной для восприятия.
Чтение по диагонали
Подход связан с движением взгляда не построчно, как при стандартном чтении, а по диагонали страницы. Нельзя возвращаться к тому тексту, который уже был прочитан.
На первых порах недостаточно подготовленный человек сможет охватывать взглядом и усваивать небольшое количество информации со страницы. По мере оттачивания навыка количество охватываемых слов будет неуклонно увеличиваться.
Основное условие успешного освоения метода состоит в том, чтобы научиться вычленять базовые фразы, проходя мимо пустых и малозначимых выражений и слов.
Чтение должно начинаться с верхнего левого угла страницы и идти к ее нижнему правому. Тем, кто хорошо освоит описываемый метод, будет достаточно одного взгляда на страницу для понимания сути написанного на ней.
Чтобы упражнения, ориентированные на развитие скорочтения, оказались эффективными, необходимо выполнять их максимально ответственно и регулярно, не допуская пропусков тренировок.
Далее читаем – Красна речь, да не проста
Словарь методических терминов
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ. Учебный вид чтения ориентированный на раскрытие содержания текста и его структуры. При А. ч
внимание учащегося направлено на детальное восприятие текста с анализом языковой формы, который позволяет осознавать структурные компоненты речи, устанавливать их структурно-семантические и функциональные соответствия. А. ч
в истории преподавания языков часто противопоставляется синтетическому чтению, при котором внимание читающего сосредоточено не столько на форме, сколько на содержании текста. Учащиеся сначала овладевают приемами анализа формы текста, а затем используют приобретенные навыки и умения в процессе синтетического чтения.При коммуникативной направленности обучения оба вида чтения дополняют друг друга, а в работе по прямым методам обучения чтение ориентировано на непосредственное понимание содержания читаемого без использования языкового анализа формы (Клычникова, 1973; Фоломкина, 1987). См. также изучающее чтение.БЕСПЕРЕВОДНОЕ ЧТЕНИЕ. Вид чтения без участия родного языка в понимании читаемого. Б. ч. характеризуется значительным преобладанием интуитивного восприятия иноязычного текста и непосредственным пониманием содержания. Овладение Б. ч. связано с преодолением естественного стремления переводить каждое незнакомое слово. Б. ч. применяется на всех этапах обучения. См. также потенциальный словарь. Ср. переводное чтение.ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что просмотровое чтение.ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. Чтение вслух (наизусть или по книге) с соблюдением норм литературного произношения, при котором передается идейно-образное содержание текста. В. ч. рассматривается как средство обучения языку.ГРАДУИРОВАННОЕ (от лат. gradus – шаг, ступень, степень) ЧТЕНИЕ. Чтение, ориентированное на определенный уровень владения языком. Для начального этапа обучения рекомендуются специально составленные или адаптированные тексты (см. адаптация текста). Для продвинутого этапа обучения используются аутентичные тексты с комментариями.ГРОМКОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что чтение вслух.ДЕТАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что изучающее чтение.ДИНАМИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ. Поисковое чтение, осуществляемое со скоростью в 2–3 раза, превышающей скорость обычного чтения (500–700 слов в минуту вместо 80–250). Обучение Д. ч. требует специальных упражнений для формирования умений эффективного зрительного восприятия, его избирательности, прогнозирования, управления вниманием и развития логического мышления.ДИСКУРСИВНОЕ ЧТЕНИЕ. То же, что аналитическое чтение.ДОМАШНЕЕ ЧТЕНИЕ. Форма организации внеаудиторной учебной работы. Учащийся читает рекомендованный или самостоятельно отобранный текст (тексты) во внеаудиторное время (дома). Контроль за чтением осуществляется на занятии или во внеаудиторное время. Для Д. ч. используются учебные пособия – хрестоматии, книги для чтения. Ср. классное чтение.ЗРЕЛОЕ ЧТЕНИЕ. Уровень сформированности навыков и умений чтения, позволяющий пользоваться ими практически. З. ч. характеризуется автоматизацией (см.) техники чтения при направленности внимания на содержание читаемого, гибкостью комбинирования приемов, адекватных конкретной задаче чтения и помогающих ее решать не только правильно, но и экономно с точки зрения затрат времени и энергии.ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ. То же, что детальное чтение. Вид информативного чтения, требующий тщательного прочтения текста и его анализа с установкой на полное понимание и сохранение в долговременной памяти. См. также аналитическое чтение.ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. Вид учебного чтения; форма организации учебной работы, при которой учащиеся одной группы читают разные тексты. Ср. фронтальное чтение.ИНТЕНСИВНОЕ ЧТЕНИЕ. Вид учебного чтения, предполагающий умение полно и точно понимать содержание текста, преодолевать трудности при извлечении из текста нужной информации, обращаясь для этого в случае необходимости к помощи преподавателя и словаря. При И. ч. внимание сосредоточено как на содержании текста, так и его форме. Для работы используются небольшие по объему тексты, чтение которых сопровождается выполнением предтекстовых и притекстовых упражнений. При этом внимание уделяется осознанию содержащихся в тексте неизвестных единиц языка, формируются навыки чтения, умения понимания и осмысления содержания читаемого. См. изучающее чтение.ИНФОРМАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ. Чтение с целью извлечения из текста информации, в отличие от учебного чтения, предусматривающего и овладение техникой чтения.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Модель постепенного внедрения
Если вы родитель или педагог, то вы можете использовать «модель постепенного внедрения», чтобы помочь ученику с аутистическим расстройством освоить стратегии для понимания прочитанного. Сначала демонстрируйте ученику, как вы сами читаете, пользуясь данной стратегией. Затем используйте эту стратегию вместе, под вашим руководством. Затем попросите ученика применить эту стратегию снова (в другой ситуации) уже самостоятельно.
Убедитесь, что вы обсуждаете с учеником чтение и то, помогает ли ему стратегия или нет. Возможно, вам будет нужно моделировать эту стратегию для ученика много раз, либо практиковать ее много раз вместе до тех пор, пока она не станет естественной частью процесса чтения, и ученик не сможет применять ее полностью самостоятельно.
Как человек распознает слова, можно ли читать текст с перемешанными буквами
Число отличается от количества
(Г. Бейтсон)
Попробуйте убедиться что вы не читаете слова по буквам, а распознаете их целиком.
При чтении взрослым человеком идет не чтение (в привычном понимании этого слова),
а отгадывание слов — «иероглифов» — слов. Отгадывание смысла текста может быть на
разных уровнях. Отгадывание может быть на уровне слов предложений, абзацев и страниц.
Много читающие люди способны предвосхищать содержание текста. Поэтому, если вы
хотите быстро читать, то следует много читать.
Психологические тормоза
Скорость чтения сдерживается психологически. Стоит убедить себя охватывать большее
количество слов за один «взгляд» и скорость чтения возрастет.
Текст с перемешанными буквами возможно читать только на большой скорости. Если
читать препарированный текст по буквам, то, скорее всего, содержание слов и текста
останется непонятым. Если же скользить взглядом по тексту, то понимание текста будет
на высоком уровне.
Не стоит преуменьшать роли побуквенного чтения. Существует методика обучения
детей быстрому чтению, когда детей учат схватывать слово полностью как иероглиф.
Быстрый скачек в скорости компенсируется тем, что ребенок потом испытывает проблемы
в чтении тех слов, которые не знает. Так же проблемы будут возникать у таких детей
при написании слов.
Практикуйтесь в чтении как можно чаще
Наилучший способ улучшить понимание во время чтения — читать как можно больше
При этом не важно, что именно человек читает. Чем больше вы читаете, тем лучше будут ваши навыки понимания
Здесь имеет место «эффект Матфея», когда «имеющему дастся и преумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Ученики, которым нравится читать, читают много и часто, и их навыки чтения совершенствуются. Те, кто не получает удовольствия от чтения, уделяют ему мало времени, в результате, их навыки все больше и больше отстают от сверстников. Именно поэтому наша первоочередная задача — мотивировать детей читать. Если им нравится читать комиксы, статьи про спорт или онлайн-журналы, то поощряйте их делать это как можно чаще.
Как можно чаще водите детей в библиотеку и позволяйте им смотреть любые книги, какие они захотят. Не пытайтесь навязать детям то, что, по вашему мнению, они должны читать. Мы хотим, чтобы они читали — как можно больше. И все. Если им понравилась книга какого-то автора, то найдите все книги этого автора, чтобы они могли что-нибудь выбрать. Если дети интересуются какой-то темой, то найдите им материал для чтения в соответствии с их интересом.
Методы и приемы обучения смысловому чтению.
Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:
Развитие умения анализировать задание.
Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.
Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).
Определение последовательности событий в прочитанном тексте.
Формулирование простых выводов после прочтения текста.
Преобразование прочитанного текста в таблицу.
Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.
Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.
Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.
Родители не читают сами, но заставляют детей
— Как чтение вслух в ваш график встроено, как это происходит?
— У меня сейчас прямо огорчение: все вместе мы в последние пару месяцев почти не читаем. Потому что после самоизоляции мы с мужем и младшим сыном радостно уехали на дачу, а старший сказал, что ему там скучно (ему 17 лет), он в основном живет в Москве, и мы пересекаемся, только когда приезжаем его навестить.
А так до последнего времени мы читали перед сном. Я стараюсь загонять младшего сына в какое-то человеческое время, и вот когда младший уже лег в кровать, старший может прийти к нему в комнату, устроиться у него в ногах на кровати, и тут же где-то я примостилась, и что-нибудь вслух читаю — это, мне кажется, прямо счастье. Младший сын ложится в 22:30 или в 23:00, в это время я уже, как правило, дома и у меня почти всегда есть 15–20 минут на чтение вслух.
— Какой прекрасный ритуал! У меня старшему ребенку 11 только будет. Для нас вечернее чтение — это такое время взаимного примирения, что ли. Он приходит уставший из школы: «Все нормально». — «Математику сделал?» — «Математику нет». — «Вот это сделал? На завтра соберись. У тебя зачет, еще надо это выучить». У нас такое пошло трение, к вечеру уже все… И тут наступает время: «Мама, ты читать будешь?» И все становится нормально, все приходят под бочок, всем хорошо.
— Да, и все проблемы сразу закончились. Это действительно очень теплая и объединяющая практика. Мне кажется, зачем ограничивать ее по возрасту? Мы что, эти 15 минут хотим сэкономить? Чего ради отказываться от этого, если все согласны и всем это в удовольствие?
Понятно, что, наверное, бывают люди, которые в целом не любят читать вслух. В принципе, никто не обязан, но мой опыт наблюдений показывает, что люди, которые не любят совместное чтение, которые не готовы 20 минут в день потратить, чтобы почитать что-то своему ребенку, при этом убеждены: дети обязательно должны читать. Но если тебе самому всего этого не хочется и не нужно, то, может, стоит провести рекалибровку собственных требований к ребенку и признать, например, что раз я этого не хочу, то и он не обязан?..
Опять же — нет никаких обязательств и долженствований. Единственная вещь, которая меня раздражает искренне — когда родители сами не читают, причем не читают вполне осознанно и отрефлексированно, не хотят, им не интересно, и при этом у них большие ожидания относительно того, что дети должны.
Если ты сам не хочешь, откуда эти двойные стандарты? Почему ребенку обязательно, а тебе можно тупить в телефон?
Коротко говоря, мне кажется, если вдруг родитель понимает, что для него все это совместное чтение — совершенно непосильная, ненужная нагрузка, тогда ему стоит отвязаться от ребенка и признать, что тот имеет полное право не читать или читать меньше, или читать какую-то ерунду, с точки зрения родителей.
— Все равно хочется, хочется, чтобы у твоего ребенка было самое лучшее. Например, я в жизни никогда не занималась танцами. Но мне бы хотелось, чтобы училась дочь — это осанка, это грация, она на свадьбе станцует, а не как я, слон в посудной лавке. Это понятно. С чтением такая же история срабатывает, ты понимаешь, что у тебя где-то отшибло, но для ребенка это нужно, чтобы грамотность была. Книги — это хорошо, у детей должны быть книги.
— Не знаю насчет танцев, честно сказать. Но вот я, например, предельно далека от скалолазания, а старший мой сын, только дай ему, он обязательно побежит на свой скалодром. Он и на дачу с нами не поехал, потому что заработал скалодром, а как же он не залезет на скалу три раза в неделю, по крайней мере на тренажерную? И мое равнодушие к процессу его вообще не останавливает. То есть бывают люди, которые читают, несмотря на то, что не читают в их семье. Но, мне кажется, сегодня это скорее исключение, чем правило.
«Это что за книга? Возьми нормальную». Как расчитать ребенка
Понятно, что сейчас ваша дочка маленькая, вы можете ее взять за руку и отвести на танцы. Но когда ей исполнится 9–10 лет и она твердо скажет: «Нет, не пойду больше никогда», — вы же не потащите ее туда на аркане.
Чтение вслух — это, в некоторой степени, как взять за руку и отвести на танцы. Это увлечь, это помочь, это поддержать. Представьте себе, что вы не хотите водить Наташу на танцы. Вам лень, вы заняты, вы вообще танцы терпеть не можете, но при этом вы ждете, что она будет танцевать — как-то так сама, без вашего участия. Согласитесь, что это немножко не оправданное требование.
С чтением та же самая история — не хочешь поддерживать, не хочешь вовлекать, не хочешь помогать, не готов быть частью этого процесса — не делай. Я не могу никого отвести на танцы, честно, поэтому я смирилась с тем, что мои дети не танцуют. Но если я захочу, чтобы они танцевали, то приложу к этому усилия и не буду ждать, что оно произойдет автоматически. Мне кажется, что сегодня с чтением для детей то же самое.