Конус обучения

Содержание:

Кто такой Пол Грэм и как он учит правильно спорить?

Этот человек — известный программист, но в историю он вошел как автор эссе «Как не соглашаться», которое было опубликовано в 2008 году. Эссе изначально задумывалось как пособие по ведению диалогов в сети, но многие считают, что оно подходит и для офлайна. Единственная сложность заключается в нехватке времени в реальной жизни: ведь над ответом в Интернете есть возможность подумать подольше.

В спорах основная проблема заключается в отсутствии четкого разграничения между аргументированным опровержением и переходом на личности. Существует целый ряд промежуточных стадий. В пирамиде Грэма есть целых 7 опровержений, которые охватывают практически все методики спора.

Как применить пирамиду на себе?

Инструкции к применению пирамиды как таковой нет. Но я приведу пример заполнения, который поможет вам понять, как вы проживаете свою жизнь.

Пользоваться коучинговыми вопросами по пирамиде Дилтса нетяжело. Вооружитесь листком бумаги и ручкой, чтобы не забыть, как вы отвечали на вопросы.

Возьмем банальную ситуацию: не могу вставать по первому сигналу будильника.

На первом уровне задаем вопрос: “Как это на меня влияет?” Я просыпаю, и день начинается с плохого настроения.

Второй уровень состоит из вопросов: “Что делать?”, “Какие действия?” Как мне следовало бы себя вести самым подходящим образом? Вставать по будильнику сразу.

Третий уровень содержит вопросы: “Как?”, “Благодаря чему?” Благодаря чему я буду вставать сразу по будильнику, какие привычки нужно развивать? Не выключать будильник, а стараться сразу вставать на ноги и умываться.

Четвертый уровень ждет вас с вопросом “Почему именно это важно?” Почему мне так важно вставать после первого сигнала будильника? Начинать день нужно вовремя, чтобы успеть сделать все дела. Я не успеваю выполнить все свои обязанности по дому, работе, с детьми

Пятый уровень содержит коучинговые вопросы: “Кто я?”, “Какую роль играю?” С кем я уже себя ассоциирую как человек, встающий по будильнику? С успешной женщиной, у которой все под контролем и упорядоченно.

Шестой уровень состоит из: “Зачем?”, “Какой смысл?”, “Ради чего?” В чем смысл того, что я встаю по будильнику с первого раза? Чтобы быть успешным человеком.

Когда вы разобрались с проблемой, не стремитесь сразу же воспринимать себя супергероем, за один раз изменившим убеждения или миссию. Вспомните, на верхних уровнях это сделать крайне сложно.

Рассматривайте альтернативу успешности. Например, займитесь любимым делом, в котором вы успешны. Тогда будут изменяться ценности, действия и окружение. Вы будете вставать сразу по будильнику! Или просто поставьте себе цель быть успешным(-ой) во всем, что делаете. Тогда вы заметите, что будете начинать новый день с первыми ласточками!

Педагогические основы инновационных образовательных технологий

Концептуальные основы того, что можно назвать «активным обучением», были сформулированы еще в начале ХХ века американским философом и педагогом Джоном Дьюи (John Dewey). Он утверждал, что традиционной системе образования, основанной на приобретении и усвоении знаний, нужно противопоставить обучение «путем делания», чтобы новые знания извлекались человеком из практической деятельности и личного опыта. В 1950–1960 годах подобные идеи активно развивались. В результате оформились две концепции: «пирамида обучения» (learning pyramid) и «конус опыта Эдгара Дейла» (Dale’s cone of experience).

«Конус опыта» американского педагога Эдгара Дейла (Edgar Dale) наглядно иллюстрирует, каких разных образовательных результатов можно добиться, используя различные средства или «носители» (media) содержания обучения (рис. 1). Эта версия «конуса» относится к более поздним публикациям.

                                                                            Рис. 1. «Конус опыта»

К концу 1970-х годов по результатам исследования Национальной тренинговой лаборатории США была сформулирована так называемая концепция «пирамиды обучения». Она также демонстрирует зависимость между методами обучения и степенью усвоения материала. Становится очевидно, что классическая лекция (монолог преподавателя, который не сопровождается слайдами и другими иллюстрациями) — наименее эффективный метод обучения: он обеспечивает освоение в среднем около 5% содержания. В то же время «активное обучение» (вовлечение участников образовательного процесса в различные виды активной деятельнсти) позволяет добиться значительно лучших результатов (рис. 2).

                                                           Рис.2 «Пирамида обучения»

Теперь по существу

«Эдгар Дейл (Edgar Dale) в 1969 году выявил наиболее эффективные способы обучения. Эдгар Дейл пришел к выводу, что:

  • слушать лекции на тему или читать материалы по предмету – это наименее эффективный способ выучить что-либо;
  • обучать других и использовать изучаемый материал в собственной жизни – это наиболее эффективный способ выучить что-либо.

Результаты исследований он представил в виде схемы «Конус обучения». Эдгар Дейл преподавал ученикам один и тот же учебный материал, но разными способами. А потом анализировал их способности вспоминать изученную информацию после окончания обучения. Хотя в основу конуса действительно положены результаты исследования Дейла, процентные данные вычислялись не Дейлом, а его последователями в результате их собственных исследований».

Ответы на все вопросы удалось найти только в английской части Интернета. И они оказались обескураживающими.

Начнем плясать от печки

В далеком 1946 году вышла книга Эдгара Дейла Audiovisual Methods in Teaching. Именно в ней автор впервые представил конус опыта (Cone of Experience). Иллюстрации конуса из первого, второго и третьего изданий книги (1946, 1954, 1969 год):

Интересно, но из текста книги следует, что созданная автором схема никак не относится к способностям к обучению или запоминанию. По сути, конус — это описательная модель, система классификации, а не предписание о том, как правильно планировать обучение.

В схеме последовательно указаны различные уровни абстракции: слова, самые абстрактные, наверху конуса и опыт, полученный из реальной жизни, наиболее конкретный, находится у основания.

К сожалению, с момента первого издания теоретическая модель Дейла стала жить своей собственной жизнью. Слишком велик был соблазн применить ее на практике. Поэтому третью редакцию книги Дейл специально дополнил разделом «Some Possible Misconceptions» («Некоторые возможные заблуждения»), в котором в частности предостерег от попыток считать, что обучение на основе реального опыта является лучшим по сравнению с методами, находящимися на уровне с большей абстракцией.

Кстати, видим, что на рисунке отсутствуют какие-либо цифры, ведь никаких практических исследований автор не проводил, а любые утверждения об обратном являются ложью:

«Эдгар Дейл преподавал ученикам один и тот же учебный материал, но разными способами. А потом анализировал их способности вспоминать изученную информацию после окончания обучения».

Описание принципа

По мнению автора данного метода, Барбары Минто, успех или поражение во время переговоров зависит исключительно от правильности подачи информации, а не от квалификации и умений сотрудников. В связи с такими выводами, Барбара решила придумать свою собственную систему, принцип которой заключался в понимании особенностей человеческого мышления.

Правило Пирамиды Минто состоит в том, что верхушку занимает основная идея, а в основе располагаются детали для уточнения. Такое расположение нельзя назвать случайным, ведь именно по такому принципу и мыслит человеческий мозг. Успех метода также зависит от того, что вы сразу переходите к сути и не тратите время на ненужные объяснения, когда в большинстве случаев у собеседников просто не хватает терпения дослушать до конца.

Сама по себе Пирамида Минто является многоуровневой системой, где:

  • 1-й уровень – главная мысль, которую необходимо донести;
  • 2-й уровень – разложение предыдущей мысли на составляющие;
  • 3-й уровень – распределение на более точные детали информации, предоставленной на втором уровне;
  • 4-й уровень подразумевает тщательное изучение 3-го уровня.

Важным условием является то, что все мысли каждого уровня должны быть последовательны и связаны логической цепочкой. Подобных ярусов в Пирамиде может быть неограниченное количество, пока вам есть, что сказать. Однако, для небольшого выступления наилучшим вариантом будет выбрать 4-5 ярусов.

Постскриптум

Если быть честным, то статья совсем не про пирамиду обучения и даже не про конус Дейла. Это маленькая иллюстрация большой проблемы. Показательно, как люди массово верят в информацию сомнительного характера. В информацию, в которой присутствуют эксперты с  результатами якобы проведенных ими исследований. Хотя, конечно, слишком сложно устоять перед потоком ложных данных. Особенно, когда они наваливаются на тебя отовсюду: из книг, докладов, статей уважаемых людей или даже ученых.

Надеюсь, что статья заставит хоть на секунду задуматься и чуть более критично взглянуть на окружающий нас мир.

Начнем с низов?

Прямые оскорбления. Нет никакой сложности в их распознавании. Человек переходит на личности и уж точно не собирается достучаться до истины. Это — сигнал того, что спор пора свернуть как можно скорее. Можно отреагировать нейтральной репликой, юмором, а в сети просто добавить такого оппонента в черный список.

Переход на личности. Здесь у нервного оппонента есть масса вариантов принизить собеседника: это и пренебрежение социальным статусом, и указание на физические недостатки. Часто используются приемы, связанные с расовыми предрассудками или воспоминания о том, как человек оступился в прошлом. Реакция на это должна быть спокойной. Опять же, здесь можно либо свернуть диалог, либо еще раз переспросить оппонента, в чем же конкретно вы неправы.

Претензия к тону. Часто этот прием применяют манипуляторы, не имеющие достойных аргументов. Имея навязчивую потребность сохранить лицо, он переводит разговор в претензию. Истинный мотив такого поведения: человек хочет выйти достойно из спора. Возможно, действительно стоит понизить тон и проявить немного лояльности.

Препирательство. Это бессмысленная дискуссия, когда оба собеседника не желают найти общий язык. Это — спор ради спора. Лучшее, что можно сделать в этом случае — выйти из него.

Контраргумент. Если оппоненты приводят друг другу контраргументы — это признак конструктивного диалога. Можно попробовать подыскать новый аргумент в ответ

Лучший вариант — акцентировать внимание не на человеке, а на аргументах, которые он приводит. Это позволит оппоненту сохранить лицо и не идти на принцип, чтобы не перейти на следующую стадию спора

Опровержение по сути. Это признак почти идеальной дискуссии. Оппонент не занимается подменой понятий, не разводит демагогию, в его словах нет признаков софистики. Если опровержение оппонента действительно разбивает ваши доводы, самое время —  согласиться. В этом случае спор закончится достойно для обеих сторон.

Опровержение в чистом виде. Настолько конструктивно спорить могут лишь немногие. Если человек ведет спор таким образом, то он — внимательный собеседник, который действительно готов выслушать своего оппонента. Этот спор можно сравнить с интересной шахматной партией, и в нем действительно рождается истина.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век
Ссученные патриоты и ментовское озверение 
(5/2)
Стоп игра! Стоп война! 
(5/1)
Как дышится в наморднике под лапой?! 
(5/3)
Конституция или маскарад? 
(5/3)
Как нам головы отрезают «Это должен прочитать и знать каждый православный и каждый русский» 
(5/3)
COVID-19 как глобальная спецоперация  
(5/2)
Ссученные патриоты и ментовское озверение 
(5/2)
О масках и перчатках, если не слушать шоуменов и политиков 
(5/2)
Пландемия под диктовку или Как с потрохами продали Россию западным консалтинговым монстрам  
(5/2)
Стоп игра! Стоп война! 
(5/1)
О деятельности Фонда концептуальных технологий «Алтай» после 18.06.2018 года 
(5/11)
У Щетинина теперь все законно 
(5/7)
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя 
(5/7)
О создании фильма «Час Быка» 
(5/7)
Открытый код. Несколько слов о Концепции Общественной Безопасности 
(5/6)
Где широкое плечо Большого Брата? 
(5/6)
Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности 
(5/6)
Сколько ещё будем праздновать День Победы 
(5/6)
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)
Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)
Ну, за самодержание!… 
(5/64)
7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/46)
Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/38)

Структура

Написание текстов, проведение презентаций или подготовка рекомендаций на основе принципа пирамиды Минто осуществляются путем применения трех уровней пирамиды, описанных ниже:

1. Начните с ответа, тезиса или ключевого момента

Применение нисходящей структуры пирамиды в методах коммуникации подразумевает, что на заданный вопрос дается прямой ответ. Это могут быть рекомендации, результаты исследования, тезисное высказывание или другие ключевые аспекты.

Принцип пирамиды Минто преобразует традиционный метод, использующийся для разработки окончательного решения. Как правило, заключение в тексте или презентации дается после представления фактов, а также после обсуждения аналитических выводов и приведенных идей. При помощи принципа пирамиды Минто, Барбара Минто объясняет, почему ответ должен быть понятным и конкретным. И только после этого даются вспомогательные аргументы или мотивации. Главными причинами этого являются максимизация и эффективное использование ограниченного времени аудитории. Например, большинство переговоров с начальством подразумевает предоставление рекомендаций. Причиной, побуждающей к тому, чтобы сначала дать рекомендацию, а затем предложить мотивацию, состоит в том, что зачастую руководители уже видят выводы или рекомендации, являющиеся результатом множества предоставленных аргументов и причин. Так происходит, потому что они мыслят вертикально, фокусируясь на более масштабной картине.

Более того, метод прямых сообщений более убедителен, чем переговоры, который ведутся в уклончивой форме. Стиль прямых сообщений – демонстрация настойчивости и уверенности в себе.

2. Группируйте аргументы и суммируйте основные моменты

Теперь, после изложения ключевого момента, необходимо обсудить причины или мотивацию проведения презентации. Согласно принципу пирамиды Минто, этот уровень предполагает объединение всех аргументов в основные идеи. Каждая идея представляет собой резюме конкретной рекомендации или ответа, начиная с первого шага.

3. Представляйте вспомогательную информацию и идеи логически

После этого пирамида разветвляется от каждого аргумента до самого нижнего уровня, где приводится вспомогательная информация и идеи, которые должны демонстрировать правильность представленных аргументов. Эти три уровня формируют пирамидальную структуру.

Всегда отдавайте приоритет обобщающей идее, расположенной на вершине пирамиды

Ясность и логику изложения можно применить в повествовании, уделяя внимание структуре и порядку аргументов

Если приведенные аргументы и идеи включают определенную подачу, повторяемость или причинно-следственные конструкции, они должны быть расположены в хронологическом порядке. Кроме того, рекомендуется сначала предоставлять наиболее важные аргументы и идеи.

Круг обучения

Есть в НЛП довольно интересная модель, которая описывает процесс обучения. Называется она «Круг обучения».

По этой модели начинается всё с этапа, называемого «Бессознательная Некомпетентность». Вы даже не знаете, что хотите научиться чему-то: говорить по-английски, кататься на велосипеде, плавать или делать рефрейминг. Не то, чтобы вы не знали о велосипедах или англичанах, но до пока они у вас интереса не вызывают.

Ричард Бендлер как-то сказал, что есть два способа себя ограничивать: «знать и не хотеть» и «не знать и не хотеть». Например, вы можете прекрасно знать о существовании НЛП, но не испытывать никакого желания ему научиться. Оно просто находится все фокуса вашего интереса. Это – «знать и не хотеть». А вот когда вы просто не знаете о том, что есть такая замечательная штука, как НЛП и, соответственно, не хотите ему научиться – это «не знать и не хотеть».

«Сознательная Некомпетентность» — вы понимаете, что вы хотите научиться кататься на велосипеде, говорить по-английски и правильно делать реверанс. Может вы наконец узнали о их существовании, или увидели в сериале, как кто-то лихо делает реверанс, или вас позвали кататься на велосипеде, и тут вы поняли, чего лишены в жизни. Короче, вы захотели этому научиться. Знаний и опыта у вас нет, но уже появилась мотивация.

Дальше вы начинаете собирать информацию, тренироваться или ходить в кружок любителей классического реверанса. И после некоторого количества занятий, сосредоточившись на процесс вы способны это делать: «Для того, чтобы автомобиль поехал, сначала нужно повернуть ключ, сдвинуть эту ручки и нажать на эту педаль»

Это состояние «Сознательной Компетентности» — вы способны делать что-то, удерживая на нём ваше сознательной внимание

Главный минус здесь в том, что пока ваше сознание сосредоточено на выполнении этого процесс, больше ничего в него не помещается. То есть если вы сознательно заняты калибровкой во время разговора, на понимание смысла сил уже не хватает.

Но, через некоторое количество затраченного на тренировки времени, вы доводите навык до автоматизма: ноги сами крутят педали велосипеда, вы не задумываясь переключаете передачи в машине и ваши пальцы сами находят нужную клавишу на клавиатуре. Поздравляю! Вы достигли уровня «Бессознательной Компетентности». Это состояние, при котором человек может делать что вам нужно не отвлекая на выполнение действия своего сознательного внимания. Большинство действий мы выполняем именно на этом уровне – ходим, разговариваем, пишем и водим машину. Хотя все эти навыки не врождённые – мы всему учились. И если вы во время написания письма будете думать о том, что «для того, чтобы написать прописную букву «а» нужно сначала написать кружочек, а потом хвостик, а для написания буквы «у» сначала пишем крючочек, а потом петельку», скорее всего это письмо вы будете писать довольно долго и с кучей ошибок.

Как я уже писал – если ваше сознание серьёзно занято чем-то одним, другое уже туда не помещается.

В НЛП считается, что только когда человек достиг уровня «Бессознательной Компетентности» в какой-то области, можно говорить о том, что он умеет «это делать».

Но не всегда наше обучение идёт по «полному» кругу обучения – иногда мы учимся даже без «сознательной» цели научиться. Когда вы идёте по привычному маршруту — на работу, в институт или в ближайший магазин за хлебом — скорее всего вы это делаете автоматически. Не думаю, что вы специально сознательно тренировались. Или дети, которые повторяют интонации или жесты за родителями, не учились этому осознанно. Бессознательное умеет учиться и без помощи сознания.

Но это ещё не всё. После того, как вы чему-то обучились, вы можете решить, что хотите обучиться чему-то ещё в этой области – улучшить навык, увеличить гибкость или качество. Например, вы умеете ездить на машине с автоматической коробкой передач, а хотите научиться ездить на «механике». Или вы знаете «британский» английский, а теперь хотите научиться «американскому». И цикл обучения запускается вновь.

Но при этом важно понимать, что не любая бессознательная компетентность будет полезна. Довольно большая часть проблем человека как раз и состоит в том, что он «научился чему-то ненужному и не может отучиться»

Может быть это поведение когда-то было полезным, или полезно только в узком контексте, или оно эффективно, но больно неприятные последствия. Но человек научился и теперь ЭТО происходит автоматически: он испытывает страх вид паука, грызёт ногти при волнении, курит или чешет подбородок, когда размышляет.

Да, вторая основная проблема: «не могу научиться нужному».

Нейрологические уровни пирамиды Дилтса с расшифровкой

Я думаю, вы мало что поняли из описания выше, поэтому здесь мы рассмотрим все уровни подробнее и постараемся понять, что Дилтс своей пирамидой с вопросами хотел показать нам – простым людям. Вам нужно сразу же запомнить, что все уровни взаимосвязаны между собой. Это значит, что изменения на определенной ступеньке обязательно повлекут изменения на рядом находящихся ступенях. Начнем.

Расшифровка пирамиды Дилтса (фрагмент видео с YouTube-канала INSTARDING)

Уровень первый – окружение: “Что я имею?”

Он состоит из всех аспектов жизни человека: зарплата, недвижимость, родственники, возможности, семейное положение, образование и так далее. Здесь собраны воедино ваши отношения, материальные блага и повседневная ваша жизнь.

Уровень второй – поведение: “Что я делаю?”

Здесь важны все ваши действия. Именно наши действия влияют на то, что мы имеем. И да, вторая хитрость этой пирамиды состоит в том, что ответы на вопросы, поставленные на каждой ступеньке, вытекают из ступени выше. Из “Что я делаю?” вы получаете “Что я имею?”. Отличные советы по мотивации к успешным действиям читайте тут.

Пример: вы успешный бизнесмен 40 лет, но у вас нет семьи, детей и близких друзей. Задайте себе вопрос в лоб: “Что я делаю для того, чтобы это у меня было?” А ничего… Вы проводите 20 часов в сутки за компьютером, шагаете “по головам”, подставляете коллег по бизнесу, пренебрегаете чувствами и ценностями окружающих. На выходе: нет семьи, детей, друзей – то, что на нижнем уровне “Что я имею?”

Или еще пример: вам очень нравится читать – так нравится, что сутки напролет лежите на диване, читаете, смотрите телек, читаете, смотрите телек… Потом начинаете сетовать, что денег не хватает на самое элементарное. Пирамида Дилтса показывает, что вы ничего не делаете, чтобы иметь больший доход, тогда зачем роптать?! Изменить свою жизнь к лучшему помогут эти 4 совета.

Уровень третий – способности: “Как я выбираю?”

Мы каждый день сталкиваемся с выбором: пойти готовить кушать или заняться фитнесом, пойти на работу в офис или заняться фрилансом, уделить время детям или читать новости в смартфоне, пойти на курсы повышения квалификации или оставаться полезным на своей малооплачиваемой работе. Как правило, выбираем мы в зависимости от ценностей, возможностей, здоровья, необходимости.

Задайте себе вопрос: “По какой причине вы выбираете то, что выбираете?” Разгадку ищите в следующей ступеньке. Если вы уже хотите начать новую жизнь, вам в этом поможет мотивирующая статья “Как начать новую жизнь: 10 эффективных советов психолога”.

Третий уровень помогает определить вашу стратегию, здесь затрагиваются установки человека и причины успеха или неудач.

Уровень четвертый – ценности: “Во что я верю?”

Здесь ниточка ведет в детство человека: какие убеждения он имеет. Если среднестатистическая “она” верит, что по ее улыбке все должны лежать у ног, то будет вкладываться в эту “улыбку”. Тогда она найдет воздыхателей, но сможет ли реализоваться как жена и мать? Если “он” верит, что все достигается без усилий (в детстве сильно баловали), то не будет сильно стараться. Достигнет ли он чего-то?

Эта пирамида ценностей показывает, какие шаблоны “сидят” в голове у человека, что не позволяет ему развиваться. Я сталкивалась с такой ситуацией: подружка хотела поступать в медицинский, но ей все говорили, что туда только по знаниям не пройдешь. Как вы думаете, она хоть попыталась поступить? Нет! Она даже не поехала в город, где был университет. Почему? Потому что поверила, что не поступит без денег.

Уровень пятый – идентичность: “Кто я такой?”

Тут человеку предстоит ответить на вопрос по самопониманию и самосознанию. Постарайтесь себя оценивать адекватно и реалистично. Не нужно лишней скромности, но и “звездиться” тоже не стоит – проговорите достоинства и недостатки, ведь, работая над ними, вы становитесь лучше.

Есть замечательная фраза: “Вы то – во что вы верите”. Одни люди считают себя неудачниками и в жизни мало чего добиваются, другие – гениальными людьми, смотришь, а они уже высоко пошли.

Уровень шестой – миссия: “Зачем я живу?”

Определите, какую миссию вы имеете в жизни, которая не противоречит вашим стремлениям, убеждениям и действиям. Вы же не впустую проживаете время, отведенное вам. Каждый человек важный и нужный в своих масштабах. Этот уровень считается духовным. Это то, как человек ощущает себя в мире, стратегический уровень.

Именно с помощью знания своей миссии в мире человек может ответить на вопросы: “Зачем?”, “В чем смысл того, что я делаю?”, “Ради чего?”

ПОЧЕМУ ВЫБИРАЮТ НАС?

  • высококвалифицированные преподаватели
  • эффективные методики преподавания иностранных языков
  • дифференцированный подход
  • возможность выбора интенсивности изучения курса
  • возможность обучаться дистанционно, в том числе с использованием Skype
  • работа с корпоративными клиентами
  • обеспечение учебной литературой, аудио- и видеоматериалами
  • электронная библиотека
  • использование современных технических средств обучения
  • свободный доступ в интернет (free Wi-Fi)
  • бесплатные видеопросмотры фильмов на иностранных языках
  • удобный график занятий
  • привлекательные цены
  • гибкая система скидок
  • набор слушателей осуществляется в течение всего года
  • удобное расположение
  • игры для взрослых и детей
  • прятная атмосфера
  • дружелюбные, отзывчивые администраторы
  • в лобби свежая пресса, чай, кофе

В чем суть конуса Дейла Эдгара: схема и объяснение каждого «слоя» Ученики

пирамиды и последователи Эдгара Дейла рассчитали в эффективность процентах разных способов обучения. В результате следующая получилась схема: 

 

Чтение. Этот вид долгое обучения время был самым распространенным. как, Однако показала практика, люди запоминают прочитанного 10% только. 

Слушание или  аудиовизуализация. Когда слушает человек, он запоминает больше, чем когда Если. читает хотите научить чему-то сотрудников, рассказывайте лучше, а не давайте почитать. 

Взгляд на рисунок. или Лекция любое другое устное выступление лучше запомнят, если их сопроводить слайдами, диаграммами ментальными или картами. По мере возможности заменяйте изображение на текст или схему.

Просмотр видео. рассказа Вместо, покажите сотрудникам видеоролик. Интересное воспринимается видео и усваивается лучше, чем текст устный или рассказ. Конечно, если это не запись банальная лекции на видео. В ролике должно действие быть. 

Демонстрация с комментарием. Проводите эксперименты, реальные изучайте ситуации, демонстрируйте макеты и действующие Сотрудники. модели вспомнят, что они видели по словам запомненным, и наоборот, вспомнят, что они визуальным, по слышали образам. 

Пример

В торговой сети у кассиров начинающих не было навыка быстро распознавать купюры фальшивые. Обычно для решения этой изготавливали проблемы методичку. В ней давали перечень признаков всех фальшивых или недействующих платежных изображениями с средств и пояснениями. Новые сотрудники сдавали содержанию по экзамен пособия. Но оказавшись за кассой, сотрудники теорию забывали, терялись и допускали ошибки.

Тогда центр учебный торговой сети изменил формат занятиях. На обучения перед новичками выкладывали стопку купюр денежных и просили отсеять недействующие и фальшивые. балл Повышенный получал тот, кто быстрее справился всех с заданием.

Дискуссия. Активные формы еще обучения более эффективны. Человек быстрее что то, забывает ему сказали, чем то, что сам он произнес. Если вы хотите быстро обучить устройте — сотрудников дискуссию. Поставьте перед ними или проблему рассмотрите случай из реальной жизни. каждого Попросите предложить свои варианты решения План. 

задачи график развития навыка по методу Как

Выступление с Лучший. речью способ запомнить что-то — рассказать Сначала. другому нужно составить план речи, материал проработать, написать тезисы, отрепетировать и только выступить потом перед коллегами. Такая форма способствует обучения эффективному усвоению и запоминанию новой Театрализованное. 

информации выступление. Сценки, разыгрываемые перед запомнятся, сотрудниками надолго. Это могут быть ситуации реальные — проведение переговоров, работа с недовольным общение, покупателем со скандальным клиентом. Одна сценка больше даст, чем несколько страниц методички. 

реальной Имитация деятельности. Этот вид обучения театрализованному к близок выступлению, но здесь больше реализма.

Если

Пример вы перечислите действия, необходимые для покупателем с общения в кассовой зоне, то сотрудники их не запомнят. Но предложите вы если сделать вид, что сотрудник кассовым за сидит аппаратом и общается с покупателем, то он запомнит Выполнение.

информацию реального действия. Самый эффективный обучения способ. Для того, чтобы научиться делать-то что, нужно просто начать это одна. Ни делать лекция, кейс, видео или сравнятся не сценка с реальной деятельностью. Однако следует виду в иметь, что реальная деятельность не отменяет и не другие заменяет формы обучения. Прежде чем реальное выполнить действие, нужно иметь хотя бы представление общее о нем. 

Проверьте, составили ли вы планы методике по обучения Дейла

Как HR-у использовать конус Эдгара обучении в Дейла персонала: 5 советов

Совет 1. Используйте обучении при реальные ситуации и ошибки. Анализируя их, теорию давайте. Именно в такой последовательности — сначала теория, а практика подкрепляет ее и помогает понять. Тренер приводит сначала пример ситуации, когда сотрудник Далее. ошибся спрашивает: «Почему?». Объясняя, что сделал работник неправильно, преподаватель дает теоретическую воспримут. Ее информацию и запомнят, потому что она отрыве не в дается от реальных действий, а помогает понять их и Совет. 

объяснить 2. Разрабатывайте учебные пособия таким чтобы, образом их было легко использовать в работе. теории Без и текстовых материалов не обойтись. Сделайте удобным текст для восприятия: используйте списки, ментальные, схемы карты и пошаговые инструкции. Одного страницу на взгляда пособия должно быть достаточно, вспомнить чтобы основные положения темы занятия. 

корпоративного Пример банка знаний

Совет 3. Чтобы информация максимально усваивалась, поручайте слушателям готовить и читать для лекции коллег. Особенно эффективна практика обучения взаимного при работе с управленцами и топами. вариант Другой взаимного обучения — кружки наставничества.

Их обмен — суть опытом и знаниями между сотрудниками. К каждой, в примеру японской корпорации работают такие них. В кружки более опытные сотрудники-волонтеры коллегам помогают, которые только прошли обучение. показывают Они вчерашним ученикам, как на практике новые внедрять знания и отработать их до автоматизма. Одновременно с сами этим наставники полнее усваивают материал. 

электронном в Читайте журнале:

Ценного специалиста повысили в Чему. должности учить молодого управленца

Совет 4. На занятии одном применяйте разные формы подачи этом. В информации случае у сотрудников активизируются разные мозга участки, отвечающие за эмоции, память, зрительное креативное, восприятие и аналитическое мышление. Такой подход лучше позволяет усвоить материал и создать устойчивые связи ассоциативные, благодаря которым он хорошо запомнится.

формы Какие подачи информации использовать в течение занятия одного, чтобы ее хорошо запомнили

Совет 5. Подберите ключи к людям lifestyle через-опросник. Чтобы обучение задействовало полушария оба мозга, узнайте культурный бэкграунд и сотрудников привычки. Интегрируйте опрос в мессенджер или Форму Google. В него добавьте открытые, альтернативные и вопросы-блиц, в которых нужно выбрать один из вариантов двух ответа.

Опросник для диагностики бэкграунда культурного персонала перед обучением

 

По опросник опроса поймете, какую выбрать образов систему, чтобы добиться максимального эффекта от Например. обучения, если опрос покажет, что слушают сотрудники много подкастов, — добавьте в обучающие для программы этих работников аудиолекции. Если что, поймете респонденты не читают книги, то минимизруйте подберите и текст для них визуальный и аудиоконтент. пропустите Если этот этап, есть риск языком промахнуться и вызвать негатив. 

Подробнее читайте в Директор «журнале по персоналу»:

Чему теперь учить чтобы, персонал отработал каждый вложенный рубль. для Инструменты диагностики сотрудников и компании

Вывод

обучения Конус Эдгара Дейла — форма представления подачи методов информации. Внизу него находятся подачи формы, благодаря которым информация запоминается всего лучше, а наверху — те, при которых она усваивается и воспринимается хуже. Дейл пришел к выводу, самый что неэффективный метод обучения — это самый, а чтение эффективный — это использовать учебный практике на материал и обучить ему других людей. Дейла Конус является хорошим руководством для HR-а выборе при наиболее результативных и эффективных техник персонала обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector