Учимся аналитическому чтению: 6 эффективных приёмов

Невнятная речь – враг дикции

Некоторые чтецы при всем своем старании не могут добиться внимания слушателя из-за невнятной, неразборчивой речи при том, что с дыханием у них все в порядке и произношение отдельных звуков также не вызывает проблем. Если данная проблема не связана с врожденной патологией или развитием сложного заболевания, бороться с ней можно с помощью несложных артикуляционных упражнений:

  • открыв рот, нужно подвигать нижней челюстью из стороны в сторону, затем – вперед и назад;
  • перекрестив на груди запястья и наклонившись вперед, протянуть любой гласный звук в самой низкой октаве, затем, разогнувшись, сделать паузу и повторить упражнение с другим гласным звуком;
  • сомкнув зубы, языком дотрагиваться поочередно до правой и левой внутренней стороны щек.

Серию упражнений проводят 5-6 раз в течение дня и обязательно – накануне публичных чтений (выступлений, лекций).

Символ

Символы — это вещи, которые имеют значение из-за того, что ассоциируются или заменяют что-то еще. Они занимают значительную часть нашего понимания мира. Мы узнаем символы, основываясь на личном опыте, памяти и знаниях.

Например, одна из известнейших картин Леонардо да Винчи «Дама с горностаем» заключает в себе ряд символов. На картине изображена Чечилия Галлерани, возлюбленная миланского герцога Лодовико Сфорца. У девушки на шее ожерелье из темных бусин — символ могущественного покровителя, т.к. у герцога было прозвище Il Moro — «темный» — за смуглый цвет лица и темные волосы. Синий также символ богатства — ультрамарин в то время был одним из самых дорогих и редких красителей, т.к. на его доставку в Европу уходило несколько месяцев (добывался в Афганистане).

Но самым насыщенным символичными смыслами является горностай: он был эмблемой рода Сфорца (еще один намек на герцога; в этом значении пальцы девушки на шее зверька — это одновременно и власть, и нежность), символ целомудрия и чистоты (по легенде такой горностай предпочитал погибнуть, но не испачкать белую шерстку) и ассоциация с самой девушкой (на греческом горностай — «гале» созвучно с именем девушки — «Галлерани»). Символична поза (есть версия, по которой девушка была беременна в момент написания картины, а горностай и положение руки скрывает беременность, но намекает на нее), поворот головы, рука и т.д.

Поиск символов в подобных картинах — увлекателен и бесконечен.

что читать

Патологическое искусство чтения предлагает свои рекомендации: не надо читать древних авторов, а надо читать современников, как представителей мнимого расцвета (Серебряного века и т. п.), или древних авторов, но по-новому (о. Георгий Флоровский: «Вперед к отцам»), руководствуясь современной модой.

По аналогии с искусством чтения, в котором действует запрет на чтение сочинений еретических, бесполезных и написанных на патологической речи, в гностическом искусстве чтения действуют свои ограничения на чтение, в основном с той целью, чтобы не сковывать свободу своего словесного творчества.

Шарль Фурье тяготился и одновременно гордился своей необразованностью. Чему, спрашивал он, мог бы он научиться у Локка, Кондильяка и прочей философской шайки? Их потоки знаний и их элегантная проза не сделали ничего, чтобы увеличить количество человеческого счастья. Если бы он попытался понять их споры, он бы предал свои природные таланты и лишил бы мир своего открытия:

«Мир должен быть благодарен за мое невежество и благодарить судьбу, которая оторвала меня от моего образования и заключила меня в неволю банков и предприятий, потому что тем самым она заставила меня развивать свои способности, презреть схоластические споры, заняться только моими собственными идеями и употреблять мой талант изобретательности, которым меня наделила природа».

Такое уклонение от знакомства с доктринами Фурье считал методом социального анализа и именовал его «абсолютным отличием» (L’Écart absolu).

Огюст Конт в «Личном предисловии» в последнем томе «Курса позитивной философии» рассказывает о том, как он добился целостности своего труда. Он замечает, философы древности были в более выгодном положении, чем современные, потому что их медитации не мешало чтение множества сочинений, потому что этих сочинений просто еще не было. Так древние, по мнению Конта, сохраняли свою оригинальность и цельность. Конт оберегал себя от этих вредных влияний следующим способом. В ранней молодости он накопил материалы, которые ему были необходимы для исполнения своего великого плана по основанию окончательной позитивной философии. С 1822 — когда ему было 24 года — он на протяжении двадцати лет соблюдал «умственную гигиену». Чтобы не нанести урон «фундаментальному духу» своего труда, он воздерживался читать какую-либо литературу, имеющую отношение к предмету его исследований. Когда Конт перешел к работе над второй частью Курса, то есть социологией, он пошел еще дальше и перестал читать любую философскую и политическую прессу. Во время подготовки к социологическим исследованиям Конт ограничил себя и в знакомстве с источниками и высказывает удовлетворение по тому поводу, что не читал Вико, Канта, Гердера и Гегеля. Конт считал, что именно «умственной гигиене» он обязан точностью, энергичностью и последовательностью своих концепций.

«Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла, «Путешествие писателя» Кристофера Воглера

   
 
«Тысячеликий герой» – это книга американского исследователя мифологии, написанная в 1949 году, однако наибольшей популярностью она стала пользоваться в последние десятилетия (в 2011 году журнал Time наконец-то внес ее в список самых влиятельных книг).
Если вы хотите как-то обобщить предыдущий читательский опыт, объяснить многие подмечаемые вами сюжетные закономерности, то Кэмпбелл пишет именно об этом. Ведь большинство мифов и сказаний имеют в своей основе схожие истории и «путешествия» в них, по сути, одних и тех же героев. Подобное явление он назвал «мономифом», а все путешествие героя расписал поэтапно, тем самым подарив миру учебник, объединяющий в себе многие психологические (Фрейд, Юнг) и этнографические (Фрэзер, Боас) исследования.
Тем, кому Кэмпбелл может показаться немного устаревшим, лучше начать с Воглера. Ведь именно вдохновившись «Тысячеликим героем» американский продюсер Кристофер Воглер написал свою «методичку» для сценаристов и писателей.
Так что если вам кажется, что сюжеты книг начали повторяться, а каждая серия «Звездных войн» так или иначе сделана по одной «кальке», то вам не кажется: режиссер Джордж Лукас активно использовал наработки Кэмпбелла в своих фильмах, а уже книга Воглера стала настоящим учебником для написания «продаваемых» сюжетов фильмов и книг. 
 

Выразительное чтение в подготовительной группе

Прослушивание и разучивание стихов формирует у дошкольника чувство темпа и ритма, расширяет его словарный запас, делает речь грамотной, а дикцию – четкой

Стихотворные конструкции воспринимаются ребенком легче, чем проза, но они имеют ряд особенностей, на которые следует обратить внимание дошкольника для лучшего понимания им поэтической формы:

  • в стихотворении слова идут в определенном ритмическом порядке, с чередованием ударных и безударных слогов;
  • ритмичность стихотворения определяется грамотно соблюдаемыми паузами;
  • стихотворения – это эмоционально окрашенные конструкции, требующие смены темпа, динамического развития и использования богатой палитры живого звучания;
  • читать стихи нужно звучным и чистым, в меру глубоким голосом, сила которого должна неоднократно изменяться по мере усиления или ослабления эмоциональной окраски произведения

Художественное чтение в подготовительной группе занимает очень важное место в обучении будущего школьника, ведь именно в этот период ребенок способен оценивать не только содержание текста, но и красоту слога и важность правильной передачи авторской мысли. Известные педагоги с мировым именем, например, Константин Ушинский, предостерегали и предостерегают родителей и преподавателей от принуждения дошкольника к механическому разучиванию стихов и фрагментов прозы

По словам русского педагога и писателя, только углубленное изучение текста, нахождение в нем авторской задумки и анализ поведения героев способствуют лучшему запоминанию произведения и грамотному пересказу

Известные педагоги с мировым именем, например, Константин Ушинский, предостерегали и предостерегают родителей и преподавателей от принуждения дошкольника к механическому разучиванию стихов и фрагментов прозы. По словам русского педагога и писателя, только углубленное изучение текста, нахождение в нем авторской задумки и анализ поведения героев способствуют лучшему запоминанию произведения и грамотному пересказу.

Что почитать еще

Методы медленного чтения:

  • Дэвид Микикс Slow Reading in a Hurried Age — еще больше практических советов по медленному чтению;
  • Борис Эйхенбаум «Как сделана „Шинель“ Гоголя» — о том, как внимательно относиться к стилистическим особенностям автора;
  • Владимир Набоков «О хороших читателях и хороших писателях» и его лекции по русской и зарубежной литературе — ваше впечатление от школьной классики может заметно поменяться;
  • Юрий Лотман «Структура художественного текста. Анализ поэтического текста» — о методе строгого научного анализа текста;
  • Сергей Поварнин «Как читать книги» — о методе аналитического чтения;
  • Гарольд Блум «Западный канон» и список Бродского — о тех книгах, которые стоит читать медленно.

Примеры медленного чтения поэзии:

  • Иосиф Бродский — эссе о , , , , , и ;
  • Томас Стёрнз Элиот — статьи и лекции «Назначение поэзии» и «Избранное»;
  • Уистен Хью Оден — сборник эссе «Чтение. Письмо. О литературе»;
  • Ольга Седакова — эссе.

Теоретические тексты о медленном чтении:

  • Марсель Пруст «Против Сент-Бёва»,
  • Ролан Барт «Смерть автора»,
  • Владимир Бибихин — курс лекций «Чтение философии».

Отдельный вид медленного чтения — это комментарии:

  • Набокова и Лотмана к «Евгению Онегину»,
  • русского философа Густава Шпета к «Посмертным запискам Пиквикского клуба» Чарльза Диккенса,
  • лингвиста Юрия Щеглова к романам Ильфа и Петрова,
  • историка литературы Александра Долинина к роману Владимира Набокова «Дар»,
  • группы филологов во главе с Олегом Лекмановым к «Египетской марке» Осипа Мандельштама,
  • советского литературоведа Александра Аникста к «Фаусту» Гёте, «Гамлету» и остальным пьесам Шекспира,
  • современного поэта Всеволода Зельченко к стихотворению Владислава Ходасевича «Обезьяна»,
  • философа Джорджо Агамбена к «Посланию к римлянам»,
  • Прокла и Дамаския к «Пармениду» Платона,
  • Жака Деррида ко всей западноевропейской философской традиции.

И последний совет

За всем пристальным вниманием к тексту, за всеми практиками медленного чтения важно не забыть слова грузинского философа Мераба Мамардашвили: «Литература — никакая не священная корова, а лишь один из духовных инструментов движения к тому, чтобы самому обнаружить себя в действительном испытании жизни, уникальном, которое испытал только ты, и кроме тебя и за тебя никто извлечь истину из этого испытания не сможет»

Выбор книги

Если чтение определенной книги кажется вам бесполезным, скучным и неинтересным стоит ли продолжать читать? Зачем терять время на то, что вам сейчас ненужно и быть может никогда не пригодиться? Для того чтобы правильно читать книги, важно уметь их выбирать. К выбору книги следует подходить также как к покупке дорогой вещи, ведь это ваш будущий опыт и багаж знаний, от которых напрямую зависит ваше движение к успеху

Научившись правильно выбирать книги, вы сэкономите деньги и время и найдете действительно стоящую информацию

К выбору книги следует подходить также как к покупке дорогой вещи, ведь это ваш будущий опыт и багаж знаний, от которых напрямую зависит ваше движение к успеху. Научившись правильно выбирать книги, вы сэкономите деньги и время и найдете действительно стоящую информацию.

Правильно читать те книги, которые соответствуют поставленным вами целям, которые могут помочь решить стоящие перед вами задачи (речь идет о специализированной литературе способствующей повышению вашей квалификации как работника, книгах по саморазвитию и книгах общеобразовательных, к которым можно отнести произведения отечественных и зарубежных классиков). Поэтому прежде чем скачивать из сети сотни электронных книг или идти в книжный магазин за очередным бестселлером, задайтесь вопросом – Что вы хотите узнать или какие навыки вы желаете приобрести? Одно из главных правил чтения книг – выбор книги удовлетворяющей ваши потребности и соответствующей постановке целей!

Разобраться в бесконечном множестве книг и выбрать те из них, которые необходимо прочесть, исходя из ваших профессиональных и жизненных целей, вы можете с помощью интернета.

Выберите несколько авторов, зарекомендовавших себя, имеющих репутацию, авторитет и практический опыт в изучении и использовании необходимых для вас знаний. Ознакомьтесь с их биографиями, посетите социальные сервисы для любителей чтения, изучите отзывы читателей и критиков

Особое внимание обратите на содержание и описание книги (оно может быть указанно как на обложке, так и на развороте), узнайте, подходит ли она вам и есть ли в ней информация, которая вам нужна

Прочитав несколько абзацев из книги, вы поймете, интересно ли это издание, сложным ли или доступным языком преподносится материал. Книга должна читаться с легкостью, ведь тексты, которые осознаются лишь в глубоком понимании, читать не интересно.

Также важно решить какого автора вы хотите читать зарубежного или российского. К примеру, экономические навыки более известны западным авторам, и они лучше в этом разбираются, чем наши

Однако это можно сказать не про всех авторов и не про все книги.

Статьи по теме свернуть ↑

Для чего нужно саморазвитие, или почему тренинги бесполезны? 


Денис Владимирович Мокин

Начну с того, что все тренинги, программы, техники или методы, вне зависимости от их репутации и коронованности, бесполезны. И даже мои знания опыт и навыки тоже бесполезны. А что же тогда всё это?Для чего тысячи тренеров разрабатывают программы и делятся с вами, если они просто бесполезны? А для… Читать дальше

3

Чтение развивающей литературы 


Александра Милеева

Друзья, сегодня мы поговорим с вами про чтение, а именно про чтение развивающей литературы. Наверняка все согласятся, что регулярная практика чтения несёт в себе много пользы: тренирует память, развивает внимательность и концентрацию, расширяет кругозор, раскрывает творческий потенциал, а также делает… Читать дальше

2

Харизма… Что это? 


Анастасия Гончарова

Что это?Что-то неуловимое. Ощущение от человека. Как его можно описать? Как можно определить? Как измерить?Не существуют критерии, мерки. Неизмеримое явление. Кто-то утверждает, что харизма даётся человеку при рождении, кто-то говорит, что можно её в себе воспитать. Для меня харизма — это свобода… Читать дальше

56

Объяснение

Объяснение или интерпретация возможна, если соединить анализ формы, символов, идей и значений. Быть визуально грамотным или «говорить на визуальном языке» означает то, что вы знаете эти факторы и не просто понимаете то, что видите, но и спрашиваете себя, почему вы это видите именно таким образом.

Что вы видите на картине?

  1. Идиллическую сцену поля золотой пшеницы.
  2. Образ смерти — такой, как заведено самой природой.
  3. Документальное свидетельство изменений в связи с индустриальной революцией.
  4. Все перечисленное.

Правильный ответ — 4 (все перечисленное). Что мы видим с первого взгляда на картине Ван Гога? Возможно, энергичные, равномерные мазки кисти художника или одинокий жнец в поле. Возможно, глаза остановятся на клубах дыма над деревней на голубых холмах вдали. Что значат эти детали?

Наблюдая за картиной, окружавшей его, Ван Гог видел символические значения в полях и в фигуре жнеца. Понимание смысла, который вкладывал сам художник в картину, может повлиять на её интерпретацию. Картина может иметь разное значение для разных людей: это зависит от личных воспоминаний, знаний, опыта человека, общества, в котором он живет, или места, где он увидел эту картину. То, как мы понимаем картину сегодня, отличается от того, как её понимали десять лет назад и еще через десять лет будет отличаться от сегодняшнего.

«Лекции по русской литературе XX века» Дмитрия Быкова

 
Начать ориентироваться по писателям XX века поможет быковский многотомник. Дмитрий Быков не только известный автор и журналист. Многие знают и любят его педагогические проекты: лекции по литературе он читает то школьникам, то для широкой аудитории в лектории «Прямой речи». Был у него и проект для телеканала «Дождь» – «Сто лекций» о русской литературе XX века. 
В своем четырехтомнике (в некоторых изданиях встречается версия в двух томах) на каждый год прошлого столетия Быков выбрал по одному выходившему в это время значимому произведению, так что есть отличная возможность и вспомнить Булгакова с Есениным со школьной программы, и даже убедиться, что Стругацкие тоже уже стали в один ряд с классиками (а ведь не так уж много времени прошло).
Кстати, для особо въедливых читателей, знакомых с классикой, в книге есть и рецензии на произведения менее известных сегодня авторов, например, того же Юрия Домбровского, чье имя советская литература всеми силами пыталась забыть. 

Понятие и основные принципы художественного чтения

Речь – это один из важнейших ресурсов коммуникации между людьми, передающийся и воспринимаемый в момент общения одновременно всеми участниками разговора. Однако речь, произносимая спонтанно, сильно отличается от речи «читаемой», если к процессу подойти с одним лишь старанием донести информацию. Ключевое правило художественного чтения еще в прошлом веке было предложено русским лингвистом Ильей Чернышевым, сказавшим, что читать надо так, словно говоришь, то есть – живо и убедительно.

В чтении выразительном, как и в речевой импровизации, должны присутствовать 3 обязательных момента:

Чувство, воля чтеца и мысль, которую он стремится донести, должны выступать в единстве. Это говорит о том, что, озвучивая вложенную в текст эмоцию и выпуская ее в виде интонации, чтец одновременно преподносит слушателю и свое личное отношение к произносимому

Читая текст, человек преследует ту же цель, что и разговаривая с кем-либо – ему важно, чтобы слушатель воспринял информацию в том же контексте, в каком он сам осмыслил ее. Выразительное чтение обладает всеми преимуществами невербальной передачи внутреннего смысла

Даже хорошо сделанная аудиозапись передает весь спектр активной, живой речи чтеца, включая жестикуляцию в «нужных» местах и голосовые модуляции. Что же касается артистической игры на зрителя, то здесь в ход идут все средства художественного чтения.

По мнению Станиславского, слову плоскому, лишенному «двойного дна» (подтекста), не место на сцене или в художественной среде. Творчество артиста только тем и творчество, что слова оно заимствует у писателя, а смыслом напитывается от исполнителя. Именно поэтому художественное чтение (или декламацию) относят к устным формам речи, хотя они и лишены главного аспекта свободного словоизъявления – импровизации.

Направление используют

Организаторы

  Московский институт невербальных коммуникаций  (Москва),    Московский центр профайлига и эмоций  (Москва),   Проект Max Technology  (Москва),   Бизнес-школа YourLife  (Москва),    Евгения Лова  (Москва),    Международный Институт Глобального Образования и Развития  (Москва),    Проект Creative Industry  (Москва),   Проект Profing (Москва),    Lux Omnia Via  (Москва),   Дмитрий Мацевич  (Екатеринбург),    Тренинговый центр «Экология разума»  (Вологда),    Школа генеративного коучинга RK  (Южно-Сахалинск),    ЦКБ «Профайлинг-групп»  (Красноярск),    Центр тренингов и консультирования «Ресурс»  (Вологда),    Центр Тренинга «Альфа-Лидер»  (Пенза),    Центр современных психотехнологий  (Иркутск),    Центр Профайлинга и Коммуникации  (Краснодар),    Центр обучения «Механика развития»  (Иркутск),    Центр медиации и профайлинга  (Самара),    Центр «Школа личного успеха». Брюханов Олег  (Пермь).

Ещё организаторы 15

Тренеры

 Анастасия Котлас  (Москва),   Анастасия Николаевна Мужева  (Москва),    Владимир Малешин  (Москва),    Илья Григорьевич Степанов  (Москва),    Максим Александрович Коваленко  (Москва),    Максим Юрьевич Зубов  (Москва),    Олег Черненко  (Москва),    Пётр Верзвовский  (Москва),   Юлия Валерьевна Елизарова  (Москва),    Анна Александровна Перевозкина  (Москва),    Нина Тимохова  (Москва),    Татьяна Котенко  (Москва),   Юлия  (Москва),    Татьяна Чекалова  (Екатеринбург),    Сергей Александрович Аксютенко  (Красноярск),    Юлия Толмачева  (Красноярск),    Роман Волков  (Вологда),    Алексей Андреевич Аладин  (Краснодар),    Наталья Валентиновна Чеберяк  (Красноярск),    Мария Сергеевна Таминдарова  (Уфа).

Ещё тренеры 8

Консультанты

  Максим Александрович Коваленко  (Москва),    Максим Юрьевич Зубов  (Москва),    Анна Александровна Перевозкина  (Москва),    Нина Тимохова  (Москва),    Татьяна Котенко  (Москва),    Олеся Сергеевна Яркова  (Тюмень),    Юлия Толмачева  (Красноярск),    Сергей Александрович Аксютенко  (Красноярск),    Роман Волков  (Вологда),    Мария Сергеевна Таминдарова  (Уфа),    Дмитрий Станиславович Тулупов  (Пенза),    Илья Валерьевич Анищенко  (Екатеринбург),    Ольга Гончарова  (Калининград),    Владислав Константинович Гоголев  (Санкт-Петербург),    Андреева Ольга  (Самара),    Анастасия Штукарина  (Красноярск),    Алла Валентиновна Суворова  (Ставрополь),    Алиса Павловна Милованова  (Новосибирск),    Алексей Андреевич Аладин  (Краснодар),    Александр Лукин  (Ярославль).

Ещё консультанты 1

«Последний день Помпеи», Карл Брюллов

Первоначально картина русского художника выставлялась в Италии, что неудивительно: именно там Брюллов ее и писал, вдохновившись путешествием к месту раскопок древнего города, погребенного под лавой Везувия. И, надо сказать, работа произвела настоящий фурор: Карла сравнивали с великими мастерами Ренессанса — Микеланджело, Рафаэлем, Тицианом. На родине художника даже прозвали Карл Великий.

Художник отмечал:

Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего всё забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом.

Опора на чувственность и отход от классических канонов живописи (два источника света: зеленоватый впереди и ярко-красный на заднем плане) заставляют относиться к Брюллову как к романтику. Но при этом композицию он выстраивает достаточно классически.

Падающие статуи античных богов, языческий священник, пытающийся спасти реликвии из храма, мертвая мать, на груди которой остается ее ребенок, — аллюзия на закат Античности. О зарождении христианской культуры говорит нам живой малыш и проповедник, смирившийся с участью и готовый отдать свою душу в руки Господу.

Кстати, Брюллов оставил потомкам небольшую загадку, можно даже назвать ее первой пасхалкой: на картине он изобразил самого себя. Попробуй найти.

Чтение для удовольствия — Reading for pleasure

Дан­ная мето­ди­ка не пред­по­ла­га­ет ника­кой рабо­ты с мате­ри­а­лом. Такое обу­че­ние чте­нию на англий­ском язы­ке упраж­не­ния, кото­рые идут в кон­тек­сте с чте­ни­ем, может лег­ко пре­вра­тить­ся в ваше хоб­би. Вы чита­е­те кни­гу на англий­ском в свое удо­воль­ствие и ста­ра­е­тесь понять содер­жа­ние без пере­вод­чи­ка и сло­ва­рей, что­бы не отвле­кать­ся от сюжета.

Вы може­те запи­сы­вать по ходу чте­ния непо­нят­ные сло­ва и уже в кон­це гла­вы све­рять­ся со сло­ва­рем. Самое слож­ное это подо­брать кни­гу, в соот­вет­ствии с вашим уров­нем зна­ний. Для начи­на­ю­щих сту­ден­тов подой­дут дет­ские исто­рии и рас­ска­зы. Если же вы зани­ма­е­тесь англий­ским уже дав­но, то сме­ло при­сту­пай­те к чте­нию худо­же­ствен­ной литературы.

Такой урок по обу­че­нию чте­ния по англий­ско­му язы­ку под­хо­дит как нович­кам, так и про­дви­ну­тым сту­ден­там. Вы полу­ча­е­те удо­воль­ствие от чте­ния и при этом само­со­вер­шен­ству­е­тесь, а так­же закреп­ля­е­те свои зна­ния. Одна­ко эффек­тив­ность от подоб­ной мето­ди­ки средняя.

Способы чтения

Складывать слоги и воспроизводить слова — что может быть проще? По силам даже трёхлетним детям! Но оказывается, если хочешь вынести из чтения новые знания и опыт, этого недостаточно.   

В 1940 году американский педагог и философ Мортимер Адлер написал труд под названием «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений». Доктор Адлер провёл исследование и выявил четыре способа чтения.

  • Элементарный. Этот навык мы получаем ещё в начальной школе: просто читаем слова, понимаем их смысл и следуем за основным сюжетом.
  • Инспекционный. Чтение скользящим взглядом, когда смотришь в начало страницы, затем переходишь к её концу, попутно стараясь зацепить ключевые моменты и понять течение мысли автора. Так часто читают в интернете.
  • Аналитический. Медленное внимательное чтение с погружением в текст и его анализом. Задача — полностью понять и усвоить изложенные идеи.
  • Исследовательский. Предполагает чтение одновременно нескольких книг на одну тему в поисках подтверждения или опровержения какой-либо теории. В основном используется писателями и учёными.

Давайте попробуем научиться аналитическому чтению, поскольку именно оно необходимо для успешной учёбы. (Инспекционный способ иногда тоже выручает, но это тема для отдельной статьи.)

Неизвестный Ван Гог

Ван Гог и его отрезанное ухо — история, знаменитая на весь мир. После этого инцидента художник приехал в лечебницу для душевнобольных, прожил в ней 374 дня и создал серию шедевров — кипарисы, оливковые рощи, пшеничные поля и закаты. Ван Гог мало писал об этом месте в письмах, так что про этот период его жизни мы знаем не так много. Мартин Бейли, один из современных специалистов по творчеству Ван Гога, сумел побывать в клинике и увидеть место, где жил художник, своими глазами.

Бейли рассказывает о произведениях, которые художник написал в лечебнице. Проводит параллели с фактами из жизни Ван Гога. Помогает понять, о чем думал художник и что хотел сказать.

Вот один из отрывков из книги:

Поделиться

Идея

Культура и история влияют на то, что и как мы видим на картине. Во многом наша реакция на картину зависит от контекста, в котором это происходит. Что происходило в тот момент, когда художник работал над произведением? Что он хотел выразить? Как наши ценности и современные взгляды влияют на наше понимание картины?

Идея картины «Странник над морем тумана» Каспара Давида Фридриха считается одной из знаковых картин, воплотивших идеи эпохи романтизма. Странник на картине воплощает байронического героя — философствующего странника, загадочного и харизматичного отшельника, презирающего ценности обществ и закон. Идея стала крайне популярной после выхода поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда» лорда Гордона Байрона в Европе XVIII-XIX веков и отражалась в большинстве произведений того времени.

Как не бросить книгу

Мы все знаем, что в любом деле важна дисциплина, но мало кому удается соблюдать ее даже в занятиях, которые мы выбираем сами. Есть пара способов быть более надежным читателем.

Во-первых, создайте ритуал чтения книги. Ритуал — это наделенное смыслом действие, для которого создаются определенные условия. Нужно выделить на чтение специальное время в ежедневной рутине. Например, привязать чтение к кофепитию: каждое утро после завтрака садиться в удобное кресло и читать, пока напиток не закончится. Дочитывать главу, закрывать книжку, мыть чашку… Пусть смысл этого действия будет в том, чтобы настроиться на спокойный и приятный день. Если же по утрам вы торопитесь, отлично работает чтение перед сном. Привязка к распорядку дня позволяет ввести новую привычку безболезненно. А само чтение станет ценно для вас как процесс.

Во-вторых, используйте лайфхаки для усиления мотивации. Для нашего организма стыд и гордость более убедительны, чем рациональные доводы. Эти эмоции появились в ходе эволюции человека как социального примата, чтобы поддерживать и регулировать просоциальное поведение в сообществе. Так же, как страх возник для того, чтобы уберечься от опасности, или гнев — чтобы защищаться. Предвкушение чувства гордости или боязнь стыда мотивируют. Зная это, можно применить следующие способы:

создайте себе систему поощрений. Ставьте в чтении маленькие, но выполнимые цели. Например, каждый день читать не менее 20 страниц. Установите трекер привычки на свой смартфон или вручную отмечайте галочками в ежедневнике дни, в которые достигли своей цели. Галочка станет маленьким стимулом, приносящим дофамин. Запланируйте себе поставить определенное количество галочек, например читать каждый день в течение месяца. Предвкушение чувства гордости за себя, когда путь будет пройден, может служить мотивацией не сдаваться;

чтобы сыграть на чувстве стыда, давайте обещания другим. Когда обещаешь что-то другому человеку, чувствуешь ответственность не только перед собой, но и перед ним. Нарушить обещание, данное другому, труднее, чем данное самому себе, потому что будет стыдно. Для большего эффекта можно давать публичные обещания в соцсетях и делиться результатами или ввести конкуренцию, объявив книжный марафон (этот способ подходит только тем людям, которые спокойно переживают ситуацию соревнования);

позаботьтесь о своем внимании. Подальше уберите все гаджеты. Идите с книгой без телефона в парк или кафе и читайте, пока не устанете

Гаджет с мессенджерами и прочими приложениями может оказаться для неподготовленного мозга привлекательнее книжки без картинок (да даже и с картинками) и будет постоянно оттягивать внимание на себя, не давая погрузиться в чтение.

Заключение

Таим образом, эффективное и активное чтение — это хорошо не только само по себе, но еще и ценный навык, который помогает поддерживать наш ум живым и развивающимся. Но освоить его не так просто, поскольку это настоящее искусство, требующее остроты наблюдения, легкодоступной памяти, хорошо развитого воображения, аналитических способностей, рефлексии и отличного интеллекта.

Если вы хотите научиться читать эффективнее, то изначально нужно настроиться на успех

Помимо этого, не менее важно выбирать правильные книги. Они должны соответствовать вашим интересам и помогать в достижении поставленных целей

Например, если вы стремитесь стать руководителем, то должны читать литературу, направленную на развитие определенных личностных качеств, а если вам нужно просто убить время, то для этого лучше всего подходят художественные произведения. Только так вы сможете добиться успеха и стать более развитым и мудрым человеком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector