Способности ребенка: врожденное или приобретенное

Виды деятельности

Существуют различные классификации функционирования личности в обществе. Одна из них — разделение видов в зависимости от предмета деятельности — представлена в таблице, описывающей примеры материальной и нематериальной работы. Такая типология способна объяснить, какое значение придаёт личность тому или иному действию.

Материальная деятельность Духовная деятельность
Производство товаров Искусство
Оказание услуг Религия
Социально-преобразовательная деятельность Научное творчество
Непосредственно общение

Итак, слово «материальная» означает направленность действия на изменение вещественного мира. Подразумевается совершенствование как природы, так и общества.

Духовная деятельность включает в себя:

  • познавательную,
  • интеллектуальную,
  • ценностную,
  • коммуникативную,
  • прогностическую,
  • нравственную.

Приведённые выше 6 форм функционирования личности, как и классификация в таблице — это условность, поскольку в реальной жизни они переплетаются и не могут существовать в отрыве друг от друга. Деление на классы, виды и формы лишь упрощает изучение понятия.

Суть и понятие

В психологии под термином «личность» понимается человек, который обладает совокупностью психологических характеристик, которые оказывают непосредственное влияние на поступки и их значимость в обществе. Каждая личность индивидуальна, поэтому всегда отличается от другой.

Также существуют и другие научные определения личности. Например, его роли в обществе, опыта и знаний. Это человек, несущий полную ответственность за свою жизнь, контролирующий свой выбор и обладающий чувством ответственности за совершенные поступки.

Таким образом, личность — это совокупность привычек, которые вырабатывались годами, и предпочтений человека, его эмоциональный настрой и жизненный тонус, социокультурный опыт и накопленные на протяжении долгих лет жизни знания. Это уникальный набор черт и особенностей человека на психологическом и физиологическом уровнях. Также это человеческий архетип, определяющий повседневное поведение и связь между обществом и природным миром. Кроме того, личность идентифицируется в аспекте проявления «поведенческих масок», созданных под разные жизненные ситуации и группы общественного взаимодействия.

Личность является относительно устойчивой системой поведения индивида, стержень которой — самооценка, созданная на основе оценочных суждений других людей и оценивании человеком своего окружения.

С термином «личность» неразрывно связаны ещё два психологических понятия — индивид и индивидуальность. Под первым понимается отдельно взятый человек, обладающий совокупностью качеств, как врождённого, так и приобретённого характера. Индивидуальность же — система особенностей и эксклюзивных черт, по которым можно отличить одного человека от другого. Именно от неё, внутренней неповторимости, зависит личностная уникальность и склад человеческой психики.

Несмотря на схожесть определений, их нельзя отождествлять или приравнивать друг к другу, ведь и тот, и другой термин описывает отдельные аспекты жизни человека. В то же время и чрезмерно отдалять понятия друг от друга тоже было бы неправильно. Ведь каждый из людей многогранен, его невозможно рассматривать исключительно с одной стороны, словно видимую сторону Луны.

Черты и свойства личности

Под чертами или свойствами личности подразумеваются человеческие характеристики, которые обозначают глубинные (внутренние) особенности конкретного индивида. Это касается как поведения в социуме и умения общаться, так и особого реагирования на различные жизненные ситуации в аспекте долговременных контактов. Природа личностных черт и биологическая (врождённая), и ситуативная (зависит от обстоятельств).

Создание полного и, тем более, правильного перечня личностных черт невозможно. Во-первых, потому что он может быть бесконечным, как количество людей на планете. Во-вторых, всегда возможен произвольный характер личностных свойств. Свойства личности с точки зрения видимости проявляются разными способами: через черты характера и темперамент, интересы и привычки, развитые способности и стиль деятельности конкретного человека.

Темперамент, как важное свойство личности, описывает то, как человек что-либо делает (а не то, что делает). Темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности

В зависимости от её устройства, специалисты выделяют 4 основных типа темперамента.

Холерический — это быстрая, громкая речь, порывистость движений, хорошо выраженная мимика. Человек-сангвиник имеет те же самые черты, но в менее выраженной форме. Представители этих двух типов, как правило, оптимисты по жизни.

Флегматику требуется длительное время для ответной реакции. Представители этого типа темперамента хорошо переносят монотонные нагрузки (работа на конвейере). Установлено, что флегматики в браке совместимы со всеми темпераментами. Меланхолика можно узнать из целой толпы людей по выражению печали и скорби на лице (в народе его принято называть маска «Пьеро»). Меланхолики — вечные и неисправимые пессимисты.

Темперамент является физиологической основой характера. Характер же — приобретаемое качество. Характер описывается через систему отношений человека к 4 структурам:

к себе (себялюбие, эгоцентризм)к людям (общительность, агрессивность)к деятельности (трудолюбие, лень)к вещам (жадность, аккуратность)

Стержнем характера является воля — человеческая способность заставить себя делать то, что нужно в жизненной ситуации.

Способности — те индивидуальные психологические особенности, которые отличают одного человека от другого, позволяют быстро и легко выполнить определённый вид деятельности. Фундаментом способностей является соотношение наследственного и социального. Способности формируются, развиваются в процессе деятельности человека. Способности могут быть общими — мыслительные, речевые и пр. А также специальными (математические, музыкальные, творческие и т.п.).

Эмоции

Почему так важно понимать и познавать свои эмоции? Ответ прост: для того, чтобы ими управлять! Ведь переживание эмоций и их познание — понятия не тождественные. Переживание эмоций не даёт ключ к их управлению, в то время как их познание позволяет разобраться в себе

Для того, чтобы управлять эмоциями, человек должен знать, как они устроены, в результате каких актов души они появляются и продолжают существовать, несмотря на явные попытки их скрыть.

Мотивы и потребности. Потребность — это состояние, переживаемое, как нужда организма в чём-то. Могут быть биологическими, физиологическими, социальными и пр. Когда появляется предмет, на который направлена человеческая потребность, то возникает мотив.

Мотив — это то, что побуждает нас к активности. Мотивы могут быть внешние («кнут и пряник») и внутренние (интерес, любопытство и пр.) Если человек принял решение серьёзно и внимательно подойти к вопросу изучения себя как личности, следует развивать свои способности управления потребностями. А для этого надо отчётливо понимать, какие потребности преобладают, что движет этими желаниями.

Направленность — устойчивая система целеполагания, которая определяет и регулирует жизнедеятельность человека. Направленность выражается несколькими формами: бессознательная направленность, склонности, интересы, цели и мотивы, взгляды и убеждения, мировоззрение.

Все вышеперечисленные понятия и есть психологические характеристики личности, её свойства. На их основе можно составить собственный психологический портрет, который поможет лучше узнать себя.

Список качеств

Структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки и мотивацию. А также отдельно следующие качества:

  • Самостоятельность;
  • Интеллектуальное самосовершенствование;
  • Коммуникативность;
  • Доброта;
  • Трудолюбие;
  • Честность;
  • Целеустремленность;
  • Ответственность;
  • Уважение;
  • Доверие;
  • Дисциплинированность;
  • Гуманность;
  • Милосердие;
  • Любознательность;
  • Объективность.

Личные качества человека составляют внутреннее восприятие и внешние проявления. Внешнее проявление включает список показателей:

  • врожденный или приобретенный артистизм;
  • привлекательные внешние данные и чувство стиля;
  • ораторские способности и отчетливое произношение речи;
  • грамотный и утонченный подход к невербальному общению.

Основные качества личности (ее внутреннего мира) можно классифицировать по ряду признаков:

  • всесторонняя оценка ситуации и отсутствие противоречивого восприятия информации;
  • присущая любовь к людям;
  • непредвзятое мышление;
  • позитивная форма восприятия;
  • мудрое суждение.

Уровень этих показателей определяет индивидуальные особенности изучаемого индивида.

Какие бывают черты характера человека

К положительным относятся:

️ адекватность, альтруизм, активность;

️ бесстрашие, бережливость, благоразумие, благородство;

️ великодушие, воспитанность, вежливость, внимательность, веселый нрав, воля, высоконравственность;

️ гуманизм, галантность, гармоничность;

️ дружелюбие, деликатность, добросовестность, дисциплинированность, дальновидность, дипломатичность, деловитость, доброта, добродушие;

️ естественность;

️ женственность, жизнерадостность;

️ заботливость, запасливость;

️ изобретательность, инициативность, исполнительность, искренность, интеллигентность;

️ креативность, коммуникабельность, корректность, культурность, компетентность, коллективизм, красноречивость;

️ любознательность, ласковость, легкость в общении;

️ мудрость, мужественность, миролюбие, мечтательность;

️ нежность, независимость, надежность, наблюдательность, находчивость;

️ опытность, общительность, обаятельность, образованность, осторожность, ответственность, опрятность, отзывчивость, одаренность, объективность;

️ порядочность, позитивность, практичность, понимание, приветливость;

️ решительность, романтичность, радушие;

️ самокритичность, скромность, сообразительность, совестливость, самостоятельность;

️ тактичность, трудолюбие, тяга к творчеству, терпеливость;

️ улыбчивость, упорность, уравновешенность, уважительность, упорство, учтивость, усидчивость;

️ хозяйственность, харизматичность, храбрость;

️ целомудрие, целеустремленность;

️ чистосердечие, честность, чуткость;

️ щедрость, шутливость;

️ энергичность, экономичность, энтузиазм, эмпатичность, эрудированность.

К отрицательным качествам относятся все антиподы перечисленных черт.

Например:

️ агрессивность;

️ вульгарность;

️ наглость;

️ завистливость;

️ высокомерие;

️ лживость;

️ меркантильность;

️ самовлюбленность;

️ обидчивость;

️ эгоистичность;

️ черствость и т.д.

У каждой положительной черты имеется противоположное значение. Однако есть некоторые качества, которые можно назвать нейтральными:

️ застенчивость;

️ молчаливость;

️ напористость;

️ стыдливость;

️ мечтательность.

Для одних людей это положительные качества, для других могут оказаться отрицательными. Например, напористость. В бизнесе она иной раз необходима, а в личных отношениях иногда сильно мешает. Стыдливость хороша для девушки, но негативно воспринимается, когда появляется у молодого человека. При составлении психологического портрета учитываются все вышеперечисленные положительные качества, их антиподы и другие особенности.

Способности – это врожденное

  1. Считается, что доказательством врожденности способностей (то есть, их получения по наследству) является их раннее проявление у ребенка. Как известно, музыкальные способности у Моцарта проявились в 3 года, в Гайдна – в 4, Рафаэль показал себя как художник в 8 лет.

  2. О врожденности способностей можно говорить также на основании повторения их у потомков выдающихся людей. Существуют целые династии одаренных личностей. Например, семье Бахов было около 60 музыкантов, из них 20 – выдающиеся. Известны династии театральные (Садовские), цирковые (Дуровы), династии ученых (Якушкины, Фортунатоы). Впрочем, эти факты могут свидетельствовать не столько о биологической наследственности, сколько о наследственности определенных условий жизни и жизненных ценностей, которые благоприятствуют развитию в семье совершенно определенных способностей.

Лидер – врожденное или приобретенное качество

Как воспитать в себе настоящего лидера самостоятельно, если человек уже далеко не ребенок? Безусловно, если мальчик наблюдает в семье за отцом, за его умениями быть лидером, вести диалог, мероприятия по бизнесу, то велика вероятность, что и он вырастит таким же. В детстве наиболее просто научиться многим качествам, поскольку психика малыша очень гибкая и внушаемая.

Отец передает лидерские навыки сыну

В современной психологии понятие лидера год от года дополняется определенными навыками. Поэтому это качество в себе можно и нужно развивать, приобретая новые умения.

Лидерство состоит из:

  • Темперамента,
  • Силы воли,
  • Интеллекта,
  • Жажды власти,
  • Уверенности в себе,
  • Коммуникабельности,
  • Амбициозности,
  • Активной жизненной позиции.

Некоторые составляющие этого списка являются врожденными (например, темперамент). Что-то закладывается родителем в процессе воспитания, что-то – во время социализации ребенка. Врожденные качества человека нелегко подавить, однако путем целенаправленного труда и усилий возможно развивать и менять свою жизнь.

Как выглядит настоящий лидер, чем он отличается от других – вопросы, на которые нельзя найти мгновенного ответа. Однако каждый человек – лидер в своей жизни, потому что любая личность стремится к улучшению, росту и развитию.

Характер и сильные стороны

Сильными сторонами лидерами являются:

  • Способность управлять своими доминирующими качествами,
  • Способность видеть в своем коллективе, в других людях их сильные стороны,
  • Активная жизненная позиция,
  • Инициативность – отсутствие страха перед ответственностью,
  • Уверенность в себе,
  • Аналитический склад ума и дальновидность,
  • Стрессоустойчивость.

Обратите внимание! Как возможно быть лидером в современном мире постоянных стрессов, и где инициатива наказуема – именно такие вопросы возникают первоначально у практически каждого человека. Однако при упорных тренировках и стремлении лидер достигнет низкой эмоциональной восприимчивости, умения держать себя в руках, не будет бояться неудач и промахов

Основными чертами характера лидера являются:

  • Умение контролировать свои эмоции и поведение,
  • Умение позитивно увидеть любую ситуацию,
  • Легко проживать стресс,
  • Быть готовым к любым переменам,
  • Четкие формулировки своих мыслей,
  • Готовность и стремление преодолевать трудности,
  • Умение грамотно распоряжаться своим временем,
  • Умение легко убедить собеседника,
  • Умение вести диалог конструктивно.

Зависимость трудовой деятельности от качеств личности

Одна из причин, почему человек эволюционировал до высокоразвитого существа — труд. Учёные считают, что именно работа не даёт мозгу и организму в целом деградировать. Профессиональные действия основаны на таких качествах индивида, как:

  • целеустремлённость,
  • сила воли,
  • упорство,
  • организованность,
  • интеллектуальное развитие,
  • энергичность.

Существует прямая взаимосвязь между этими чертами и успехом в работе. Чем лучше развиты эти характеристики, тем легче человеку достигать положительных результатов в труде. Все эти особенности характера необходимо тренировать и развивать, с целью добиться максимального эффекта в любой работе.

Индивидуальные способности личности

Индивидуальные способности личности – это общие способности, которые обеспечивают успешность усвоения общих знаний и реализацию различных видов деятельности.

Каждый индивид имеет различные «наборы» индивидуальных способностей. Их сочетание формируется на протяжении всей жизни и обуславливает своеобразность и уникальность личности. Также и успешность какого-либо вида деятельности обеспечивается наличием различных сочетаний индивидуальных способностей, которые работают на результат такой деятельности.

В процессе деятельности одни способности имеют возможность заменяться другими, похожими по свойствам и проявлениям, но имеющие различия в своем происхождении. Успешность аналогичных видов деятельности могут обеспечиваться различными способностями, поэтому отсутствие какой-либо способности компенсируется другой или набором таких способностей. Поэтому субъективность комплекса или сочетания некоторых способностей, которые обеспечивают успешное выполнение работы, называют индивидуальным стилем деятельности.

Сейчас современные психологи выделяют такое понятие, как компетенция, которое означает интегративные способности, направленные на достижение результата. Иными словами – это необходимый набор качеств, нужных работодателям.

Сегодня индивидуальные способности личности рассматриваются в 2-х аспектах. Один основан на единстве деятельности и сознания, который сформулировал Рубинштейн. Второй рассматривает индивидуальные свойства в качестве генеза природных способностей, которые связаны с задатками и типологическими и индивидуальными особенностями субъекта. Несмотря на существующие различия в данных подходах, их связывает то, что индивидуальные особенности обнаруживаются и формируются в настоящей, практической социальной деятельности индивида. Такие умения проявляются в работоспособности субъекта, в активности, саморегуляции деятельности психики.

Активность является параметром индивидуальных особенностей, в ее основе лежит быстрота прогностических процессов и вариативность быстроты процессов психики. Так, в свою очередь, саморегуляция описывается воздействием совокупности трех обстоятельств: чувствительностью, конкретным ритмом установки и пластичностью.

Голубева связывает различные типы активности с преобладанием одного из полушарий мозга. Люди, с доминирующим правым полушарием, отличаются высокой лабильностью и активностью нервной системы, формированием невербальных познавательных процессов. Такие индивиды успешнее учатся, отлично решают  поставленные задачи в условиях нехватки времени, отдают предпочтение интенсивным формам обучения. Люди, с преобладающим левым полушарием, отличаются слабостью и инертностью нервной системы, успешнее усваивают гуманитарные предметы, могут более успешно планировать деятельность, обладают более развитой саморегулирующей произвольной сферой. Отсюда следует сделать вывод, что индивидуальные способности личности имеют взаимосвязь с его темпераментом. Кроме темперамента, существует определенная взаимосвязь способностей и направленности личности, ее характера.

Шадриков полагал, что способность – это функциональная особенность, которая проявляется в процессе взаимодействия и функционирования систем. Например, нож способен резать. Отсюда следует, что сами способности в качестве свойств объекта обуславливаются его структурой и свойствами отдельных элементов структуры. Иными словами, индивидуальная психическая способность – это такое свойство нервной системы, в котором осуществляется функция отражения  объективного мира. К ним относят: способности воспринимать, ощущать, мыслить и д.р.

Данный подход Шадрикова, позволил  найти верное соотношение между способностями и задатками. Так как способности – это некоторые свойства функциональных систем, следовательно, элементами таких систем будут нейронные цепи и отдельные нейроны, которые специализируются согласно своему назначению. Т.е. свойства цепей и отдельных нейронов и являются специальными задатками.

Волевые черты людей

Регулировка поведенческих факторов, связанных с преодолением внутреннего и внешнего дискомфорта, позволяет определить личные качества: уровень усилий и планов для совершения действий, концентрации в заданном направлении. Воля проявляется в следующих свойствах:

  • сила воли – уровень усилий для достижения желаемого результата;
  • настойчивость – возможность мобилизации для преодоления неприятностей;
  • выдержка – способность ограничивать чувства, мышление и действия.

Смелость, самообладание, обязательность – личные качества волевых людей. Они классифицируются на простые и сложные акты. В простом случае побуждения к действию перетекают в его выполнение автоматически. Сложные акты осуществляются на основе мотивации, составлении плана и учета последствий.

Социальный характер личности

Понятие социального характера введено в науку Э. Фроммом.

Социальный характер личности – это совокупность черт, которая возникает у людей, входящих в состав одной социальной группы. Причем эти особые черты появились под воздействие общих переживаний и идентичного образа жизни.

Психологом разработаны два типа социальных характеров: неплодотворные и плодотворные.

Неплодотворные

Вид социального характера Его признаки
Рецептивный Характеризуется слабоволием, раболепием, низкой активностью, малодушием.
Эксплуативный Присущи амбициозность, высокий уровень агрессии, эгоцентризм, высокомерие.
Накопительный Доминирующие признаки: отсутствие творческого начала, язвительность, упорность, собственнический инстинкт, подозрительность,
Рыночный Характеризуются такими признаками как: отсутствие принципиальности, беспринципность, низкая целеустремленность

Неплодотворными данные типы названы потому, что они являются «берущими», полагающими, что получить благо можно только из вне.

Плодотворный тип

Это некий гуманистический идеал, к которому нужно стремиться. Для него характерны: полагание на свои силы и их использование как для получения благ, так и для отдачи другим людям. Плодотворный социальный характер отдает, а не получает, в его основе лежит любовь, высшей степенью которой является материнская любовь, не знающая эгоизма.

Другие интересные вопросы и ответы

Каковы общие цели человечества?

Александр Жирнов3

Цели в области устойчивого развития (ЦУР) (англ.Sustainable Development Goals (SDGs)), официально известные, как Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (англ.Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development) — набор целей для будущего международного сотрудничества, которые заменили собой Цели развития тысячелетия в конце 2015 года. Эти цели планируется достигать с 2015 по 2030 годы. Итоговый документ «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» содержит 17 глобальных целей и 169 соответствующих задач.

Новые цели и задачи носят комплексный и неделимый характер и обеспечивают сбалансированность всех трех компонентов устойчивого развития: экономического, социального и экологического. 25 сентября 2015 года 193 страны приняли следующие 17 глобальных целей:

  1. Повсеместная ликвидация нищеты во всех её формах
  2. Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства
  3. Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте
  4. Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех
  5. Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек
  6. Обеспечение наличия и рациональное использование водных ресурсов и санитарии для всех
  7. Обеспечение доступа к недорогостоящим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех
  8. Содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех
  9. Создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций
  10. Снижение уровня неравенства внутри стран и между ними
  11. Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населенных пунктов
  12. Обеспечение рациональных моделей потребления и производства
  13. Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями
  14. Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития
  15. Защита, восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное управление лесами, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия
  16. Содействие построению миролюбивых и открытых обществ в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях
  17. Укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития

Алексей Вечерний12

Какая связь между деятельностью и качествами человека?

Гость5

Личные качества человека влияют как на то, какая деятельность будет для человека наиболее препочтительной, какая ему будет лучше удаваться, так и на результат этой деятельности. К примеру, человек ленивый будет делать все кое-как, лишь бы отделаться и кому-то потом придется переделывать за него. А трудолюбивый, ответственный и вдумчивый человек сделает все качественно, но, возможно, не очень быстро. Человек общительный предпочтет профессию, связанную с людьми, а интроверт выберет работу в тишине

Очень важно изначально выбрать себе профессию, отвечающую собственным качествам, тогда и продуктивность работы, и удовлетворение от нее будут намного выше

Алена В.7

↑ Понятия «Человек, индивид, индивидуальность, личность». Соотношение понятий.

Человек – целостное биопсихосоциальное существо, связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них, способное производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами. Человек – субъект общественно-исторического развития, создатель материальных и духовных ценностей. Биологическое и социальное начала в человеке находятся в сложном взаимодействии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности. Социальное в человеке рождается и развивается в ходе его сознательной деятельности и общения. Если предпосылкой развития человека называют наследственность, то источником его развития считают социальную среду. Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Индивидуальность (от лат. individuum – неделимое, особь) – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Если, употребляя слово индивид, мы пытаемся отметить связь человека с другими представителями человеческого рода, то понятие “индивидуальность”, напротив, выделяет человека из сообщества других людей. Личность (англ. personality; от лат. persona – маска актера, роль) – 1) особые качества человека, приобретаемые им в социокультурной среде в совместной деятельности и общении; 2) человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.) Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность» может быть выражено формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Особо значимый период в развитии личности – подростковый возраст и ранняя юность. В это время развивающаяся личность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания.

Тест по теме «Человек, индивид, индивидуальность, личность».

ЗАДАНИЕ 1. ЗАДАНИЕ 2. ЗАДАНИЕ 3.ЗАДАНИЕ 4. ЗАДАНИЕ 5. ЗАДАНИЕ 6. ЗАДАНИЕ 7. ЗАДАНИЕ 8. ЗАДАНИЕ 9. ЗАДАНИЕ 10. ЗАДАНИЕ 11. ЗАДАНИЕ 12. Потребности человека 

ВИД  ОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТИ 
Физиологические  Пища, вода, воздух, климатические условия и т. п. 
…  Общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п. 

ЗАДАНИЕ 13. ЗАДАНИЕ 14. ЗАДАНИЕ 15.ЗАДАНИЕ 16.ЗАДАНИЕ 17.ЗАДАНИЕ 18.ЗАДАНИЕ 19.ЗАДАНИЕ 20.

Общение

В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.

Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.

Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Функции общения

  • Социализирующая — формирование личностных качеств.
  • Трансляционная —  в процессе общения человек  получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
  • Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
  • Идентификационная —  причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
  • Интегративная, то есть общение объединяет людей.

Виды общения

  • Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа)
  • Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)
  • Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)
  • Между двумя воображаемыми героями ( например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)

Следует отличать общение от коммуникации.

Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения»(например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).

Однако  в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ).  Поэтому  при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.

Такова тема «Деятельность». Как видим, она объёмная, много терминологии, часто на ЕГЭ бывают вопросы, связанные с данной темой.

Закончить лекцию я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: « Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели — сдайте успешно ЕГЭ. Этого я всем вам искренне желаю!

Мельникова Вера Александровна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector